Архимандрит Дионисий (в мире Димитрий Петрович Виноградов), сын диакона Даниловского кладбища г. Москвы, был известен большинству духовенства Московской епархии своей долговременной службой сначала в должности учителя, инспектора и смотрителя разных духовных училищ, а потом настоятеля одной из древнейших подмосковных обителей – можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря. Образование он получил в Московской духовной семинарии, в которой в 1846 году окончил курс со степенью студента. Спустя два года по окончании курса начинается его многолетняя педагогическая деятельность – учителем латинского языка, географии, арифметики и нотного пения в московском Донском приходском училище, затем инспектором перервинского уездного училища. 4 октября 1853 года Димитрий Виноградов принимает монашество с именем Дионисия. В ноябре он рукополагается в сан иеродиакона и иеромонаха. Он преподает в различных духовных учебных заведениях греческий язык, всеобщую географию, арифметику, закон Божий, священную историю, латинский язык и нотное пение. В 1870 году возведен в сан игумена. В 1874 году игумен Дионисий был назначен настоятелем второклассного можайского Лужецкого мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. В Можайске архимандрит Дионисий был первенствующим членом местного духовного правления и состоял таковым с 1874 года до самого закрытия последнего в 1881 году. В 1893 году определением Святейшего Синода от 18–21 августа был уволен, вследствие своей болезни, на покой и определен в московский Данилов монастырь – близко к тому месту, где он родился и вырос. В Даниловом монастыре он и прожил последние пять лет до своей кончины 24 ноября 1898 года. Граждане Можайска, узнав об уходе от них уважаемого отца архимандрита, почтили его поднесением на память святого Евангелия, доставленного особой депутацией во главе с городским головой. Из составленного им и изданного списка настоятелей монастыря и из погодных записей в монастырской летописи видим, что при архимандрите Дионисии неоднократно совершались чудеса по молитвам почивающего под спудом основателя монастыря преподобного Ферапонта, Можайского и Лужецкого чудотворца. Эти и ранее бывшие благодатные знамения и явления милости Божией от угодника Божия архимандритом Дионисием были собраны и записаны в особо заведенную для того книгу. Как настоятель монастыря, он проявлял постоянную заботу о ремонте, реставрации и благоукрашении монастырских храмов. Для духовной пользы и нравственного назидания благочестивых богомольцев, стекающихся к гробнице преподобного Ферапонта, были составлены самим архимандритом Дионисием и впервые изданы житие сего угодника Божия, акафист, служба и молитва ему, изготовлены на дереве и на бумаге изображения его, а также виды монастыря.

http://pravoslavie.ru/28103.html

В 1398 году преподобным Ферапонтом на Белом озере был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в кагором он десять лет провел в молитве и так преуспел в ней, что слава о старце-подвижнике докатилась до владельца Белозерской земли князя Андрея Дмитриевича Можайского, сына святого благоверного князя Дмитрия Донского (+1389, память 19 мая/1 июня) и Ефросиний (+ 1407, память 17/30 мая). Князь Андрей Дмитриевич родился 14/27 августа 1382 года, а Можайск и Белоозеро он получил в удел после смерти отца в 1389 году. Молодой годами благочестивый князь Андрей задумал устроить и вблизи своей столицы обитель во имя Пречистой Богородицы. " И искал он, где бы найти ему мужа совершенного разумом для осуществления этого дела, и не находил он вокруг себя подходящего для такого предприятия человека. И вот пришел ему на ум блаженный Ферапонт, создавший обитель на Белом озере в его отчине, и понял он, что лучшего человека для начинания такого дела нет. Как не хотелось Преподобному окончить свои дни среди белозерского безмолвия, а все же по уговорам братии ему пришлось подчиниться воле владетельного князя. Со словами " Воля Господня да будет " семидесятилетний старец отправился в путь. С Божьей помощью добрался он до Можайска и основал свой второй Богородице-Рождественский монастырь в Лужках на берегу реки Москвы. На месте, которое благословил преподобный Ферапонт, князь Андрей Дмитриевич начал строительство каменного собора в Честь Рождества Божией Матери, келий. Дом Пресвятой Богородицы он украсил иконами/книгами и снабдил всем необходимым. Преподобного Ферапонта князь поставил начальником того места, и имел постоянное попечение о нем, и хорошо почтил и упокоил его в старости, и ни в чем его не ослушался. Преподобный в сане архимандрита настоятельствовал здесь восемнадцать лет и 27 мая/9 июня 1426 года на 90. году жизни отошел ко Господу Оплакиваемый князем и его семейством честный отче Ферапонт с почестями был погребен в Лужецком монастыре. Князь Андрей Дмитриевич Можайский скончался 2/15 июня 1432 г. и был похоронен в княжеской усыпальнице - Архангельском соборе Московского Кремля. Лужецкий монастырь на протяжении почти шести веков освящался почивавшими в нем под спудом мощами своего святого основателя. Немало повидал он за это время годин горьких и тяжелых, не раз терпел за землю русскую, но всякий раз оправлялся от постигавших его несчастий. Но самое страшное и продолжительное испытание пришлось пережить обители в XX веке, когда борцами с " проклятым прошлым " выступили не иноземные захватчики, а те, кто жили вблизи ее старых стен. Богоборцы закрыли монастырь, церковь преподобного Ферапонта, упоминавшаяся впервые под 1596 годом, была стерта с лица земли. Однако честные мощи его сохранились нетронутыми и вскоре место могилы святого старца скрыл бурьян.

http://sobory.ru/article/?object=00447

В 1994 году началось возрождение древней обители и на предполагаемом месте захоронения преподобного Ферапонта был утвержден крест, вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер, будто святые мощи Преподобного благоухали через этот душистый ковер. В 1997 году при открытии фундаментов Ферапонтова храма было обнаружено место спуда и 26 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, мощи преподобного Ферапонта были обретены и покоятся в восстановленном храме надвратной церкви Преображения Господня, которая в первый раз упомянута в монастырской летописи в 1629 году. Нынешний ансамбль монастыря начал создаваться при святителе Московском Макарии (ум. 1563), который с 1523 по 1526 год был архимандритом Лужецкого монастыря и впоследствии, уже занимая первосвятительский престол, жертвовал в монастырь большие вклады. При нем на месте простоявшего сто лет первоначального собора Рождества Богородицы, у северной стены которого и находилось захоронение преподобного, было построено новое здание пятиглавого собора с галереей. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия. В настоящее время сохранились лишь фрагменты той росписи. Трехъярусная шатровая колокольня устроена около 1692 года при содействии святейшего Патриарха Иоакима. В палатке нижнего ее яруса было погребено несколько представителей рода Савеловых - жертвователей монастыря и сродников Патриарха Иоакима. Несмотря на то, что надгробия Савеловых не сохранились, здесь сейчас устроена поминальная часовня. Восстанавливается и трапезная церковь Введения Пресвятыя Богородицы во храм, упоминавшаяся впервые в 1547г. и существующая в нынешнем своем виде со второй половины XVIII века. К радости обретения мощей основателя монастыря преподобного Ферапонта уже приобщились многие и многие паломники. В числе первых был Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Свой визит на Можайскую землю 6 июля 1999 года Святейший начал с поклонения честным мощам преподобного Ферапонта. На представленном ему Акте обретения мощей Преподобного Алексий II начертал 31 мая 1999 года следующую резолюцию: " Слава Богу, что еще одна святыня обретена. К мощам преподобного Ферапонта, основателя Можайского Лужецкого монастыря, почивающим ныне в обители, будут притекать люди Божии, прося молитвенного предстательства и укрепления на своем жизненном пути у подвижника земли Русской " .

http://sobory.ru/article/?object=00447

Часовня при церкви Успения, что в Печатниках, на углу Сретенки и Рождественского бульвара. Часовня в Якиманском переулке, на Бабьем Городке. Поставлена на прежнем месте церкви Иоанна Воина, которая перенесена оттуда на Якиманку вследствие наводнений. Часовня на Верхней Таганской площади, в здании городских торговых помещений. Принадлежит Покровскому монастырю. Существовала в XVIII веке, перестроена в 1819 году. Часовня на площади Серпуховских ворот. Принадлежит Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда. Часовня на площади Калужских ворот, угол Донской и Калужской улице. Принадлежит Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда. Часовня в здании Сухаревой башни. Находится в ведении Николо-Перервинского монастыря. Серафима Саровского , на 1-й Мещанской 22. Построена в 1913 году Серафимо-Дивеевском Троицким женским монастырем Нижегородской епархии. " У Креста». Часовня на 1-й Мещанской, у дома No 77. На этом месте 3 июля 1652 года были встречены мощи св. Филиппа Митрополита. В воспоминание этого здесь, былъ поставлен дубовый Крест, над которым впоследствии сооружена часовня. При царских богомольных походах к Троице здесь бывала «слазка», т. е. Государь сходил с коня и переодевался в дорожное платье. Часовня церкви Знамения, что в Переяславской слободе (Иоанна Предтечи, что у Креста). Находится на 1-й Мещанской, угол Средней Переяславской. Покрова Пресвятой Богородицы. Часовня Голутвина монастыря Коломенского уезда. Находится на 1-й Мещанской, у дома Деревянная часовня детской больницы Св. Ольги. Близ 1-й Мещанской, на углу Орлово-Давыдовского и Сергиево-Яковлевского переулков. Николая Чудотворца, на углу Ирининской и Ладожской улиц, в Лефортове. Принадлежит Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда. Часовня на Вороньей улице, у Рогожской заставы. Принадлежит Спасо-Андроникову монастырю. Поставлена на том месте, где, по преданию, Преподобный Сергий, отправляясь в Нижний Новгород, простился с Преподобным Андроником. Покровского монастыря на Семеновской улице, близ Покровской заставы. Существует с 1779 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Четыре вспышки холеры были засвидетельствованы в Можайске в 1830–1870 годах. Молитвами, в том числе и лужецкой братии, эта страшная болезнь отступала. В 1871 году при появлении первых холерных случаев из Колоцкого Успенского монастыря (в пятнадцати верстах от Можайска) была поднята и принесена в город и в Лужецкий монастырь чудотворная икона Колоцкой Божией Матери. Эпидемия прекратилась и уже не возобновлялась. В том же году в храме преподобного Ферапонта был освящен придел в честь местной святыни — иконы, изображающей честную главу Иоанна Предтечи на блюде, чудом сохранившейся после разорения монастыря французами в 1812 году. Икона была глубоко изрублена топором, лик же Предтечи и Крестителя Господня остался нетронутым. Также почитался в монастыре как чудотворный деревянный запрестольный крест с резным распятием, сохранившийся неповрежденным во время учиненного французами пожара в алтаре соборной церкви, в котором сгорели престол и жертвенник, а также запрестольная икона Богоматери. В 1858 году этот крест был обложен серебряным окладом и украшен четырьмя бронзовыми изображениями: вверху — Господа Саваофа, по правую сторону — Божией Матери, по левую — апостола Иоанна Богослова и внизу — преподобного Ферапонта. На обратной стороне креста были прикреплены две металлические дощечки с описанием чуда сохранения креста и с указанием, что крест этот был устроен лужецким архимандритом Антонием († 1692) в 1681 году. Увы, эти святыни не сохранились до наших дней. О многочисленных сокровищах ризницы монастыря, а также о событиях многовековой монастырской истории и о людях, участвовавших в них, известно во многом благодаря лужецкому архимандриту Дионисию (Виноградову; † 1898). С 1874 по 1893 год он возглавлял лужецкую братию. Перечисление трудов архимандрита Дионисия заняло бы много времени, поэтому упомянем лишь о немногих. Изучив и систематизировав монастырские архивы, он восстановил многие лужецкие традиции. В обители преподобного Ферапонта стали собираться и переиздаваться древние жития ее первоначальника, реставрировались древние иконы преподобного, писались новые — настенные, аналойные, житийные. Иконы преподобного — и литографические, и на финифти, и на кипарисовых досках — стали доступны для простых богомольцев. Печатались молитва, служба и акафист Белозерскому и Можайскому чудотворцу. Начали записываться случаи чудесного заступничества преподобного по молитвам перед его святой гробницей. Было возобновлено двукратное в году празднование памяти преподобного Ферапонта — не только 27 мая, но и 27 декабря, согласно древнейшим о том записям.

http://pravoslavie.ru/3907.html

В частности, насколько до сих пор не получили еще оседлости источники по истории Ферапонтова монастыря видно из того, что еще минувшим летом в Костроме была случайно приобретена для меня (Ф. И. Покровским ) рукопись 16 века, принадлежащая Ферапонтову монастырю и имеющая вкладную запись. Очевидно, что в настоящее время нельзя уже не дорожить такими историческими очерками, которые, не стремясь к возможной полноте, довольствуются тем, что знакомят нас с материалами, как письменными, так и вещественными, уцелевшими в местных учреждениях (и не обеспеченными в своей дальнейшей сохранности). Труд И.И. Бриллиантова принадлежит к разряду подобных исторических опытов. Он был вызван на свет юбилейным годом бывшей Ферапонтовой обители (1898 г.) и потому имел в виду напомнить главные черты её пятивековой судьбы, заимствованных из печатных источников и пособий, из рукописных материалов нашей академической библиотеки, равно как из архива бывшей Ферапонтовой обители, изученного автором благодаря близости его родины к этому упраздненному монастырю. Автор, очевидно, не имел в виду задач специального исследования о Ферапонтове, но стремился к посильному очерку о его прошлом. Сочинение состоит из двух главных частей: первая содержит исторические сведения о монастыре (1–121), вторая – дополнительная – сообщает сведения о пребывании патриарха Никона в заточении на Белоозере (123–240). Не располагая богатым запасом источников, автор следит за жизнью монастыря в одной общей хронологической последовательности его роста и событий, в нем происходивших. В первой и второй главах он сообщает сведения о преподобном основателе монастыря Ферапонте (стр. 5–14) и об его преемник преподобном Мартиниане (стр. 15–41), пользуясь главным образом не изданными их житиями – по редкому списку из нашей Софийской библиотеки 467 и по позднейшему списку (18 века) Ферапонтова монастыря (стр. 4), содержащему, между прочим, и запись о шести позднейших чудесах преподобного Мартиниана, относящихся ко времени до 1666 года (стр. 4 прим.). Биография преподобного Ферапонта довольно верно воспроизводит фактические известия, которые передаются его житием, отражающим религиозные воззрения половины 16 века. Следуя порядку житийного рассказа, автор сообщает о происхождении преподобного Ферапонта, его поступлении в Симонов монастырь, путешествиях и посещении Белоозера, о знакомстве – с преподобным Кириллом, о совместном путешествии их на Белоозеро, об основании Кириллобелозерской и Ферапонтовой обителей, об отшельнических подвигах преподобного Ферапонта (5–9), о возникновении иноческой общины в его обители о постройке первой церкви, прибытии священноинока, первом пострижении, об иноческой жизни в новой обители, о процветании её, о милостях можайского князя, о посещении монастыря княжеским наместником, о вызове преподобного в Можайск о вынужденной разлуке преподобного с обителью, об основании преподобным Ферапонтом Лужецкого монастыря и о кончине преподобного 27 мая 1426 года (9–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Особенного внимания заслуживают труды архимандрита Дионисия, которые относятся к разборке и упорядочению монастырского архива и ризницы, к восстановлению древних памятников, праздников и обычаев, прежде существовавших, но с течением времени забытых в обители, к изучению истории ее и, отчасти, г. Можайска. Из той же монастырской летописи видно, что сохранившиеся от уничтожения неприятелями и по другим причинам столбцы, свитки, описи и прочие бумаги были разобраны, описаны и переплетены в отдельные книги; описана древняя рукописная следованная Псалтирь 1542 года и древнейшая монастырская вкладная книга. Приведена в порядок ризница, в которой хранятся вещи XVII–XVIII веков. Начато еженедельное пение акафиста при гробе преподобного. В 1873 году с благословения преосвященного Игнатия, епископа Можайского, возобновлено двукратное в году празднование памяти преподобного Ферапонта – не только 27 мая, но, согласно древнейшим записям, и 27 декабря. Тогда же восстановлено было древнейшее постановление совершать молитвенное поминовение усопших настоятелей и братии 15 января, а князя можайского Андрея Дмитриевича – 2 июня. Имя его, как основателя монастыря, с 1878 года разрешено было поминать на ектениях; была приобретена и поставлена у южного столба соборного храма копия с находящегося в московском Архангельском соборе изображения князя, а на северном – написана картина основания монастыря им и преподобным Ферапонтом. Приобретена была точная копия с портрета уроженца г. Можайска патриарха Иоакима (Савелова), благодетеля обители и можайского Николаевского собора. Составлялись и приобретались сборники о преподобном Ферапонте и копии его жития с древнейших рукописей. В 1880 году из Московского архива Министерства юстиции было получено значительное число копий с разных относящихся к истории г. Можайска и его церквей и монастырей документов, на основании которых, а равно и на основании документов самого Лужецкого монастыря и других источников архимандритом Дионисием были составлены и изданы труды: «Можайский Лужецкий 2-го класса монастырь», «Список настоятелей Лужецкого монастыря», «Краткая летопись можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 по 1892 годы». Здесь, наряду с историческими сведениями о монастыре Лужецком, встречаются краткие заметки о г. Можайске и его церквах и других монастырях. А сами документы из архива Министерства юстиции были изданы Императорским обществом любителей древней письменности одной книгой в 505 страниц под заглавием «Можайские акты. 1506 – 1775. Сообщил архим. Дионисий, настоятель можайского Лужецкого монастыря» (СПб., 1898). В это издание вошли многие важные документы (например писцовые книги 1596–1598 и 1629 годов), различные дозорные, оброчные и межевые книги. Кроме того, отцом Дионисием из документов монастыря были извлечены сведения о роде дворян Савеловых, к которому принадлежал патриарх Иоаким, и подготовлены к изданию совместно с представителями рода Савеловых.

http://pravoslavie.ru/28103.html

«По прибытии моем… нашел: церковь Рождества Пресвятыя Богородицы всю сожженную, даже и щекотура вся со стен обвалилась; в алтаре, на горнем месте, по правую сторону стоял резной крест и остался цел, только окопчен, а по левую сторону образ Владимирския Богородицы сгорел; а монастырь весь завален мертвым скотом, который при побеге французами был расстрелян; теплая церковь ограбленная — Введение во храм Пресвятыя Богородицы, в которой рожь молотили, иконостас и святыя образа целы, только в образа множество набито железных гвоздей, в церкви же преподобного Ферапонта была столярня, полна стружек, надгробный преподобного Ферапонта образ снесен; рака, балдахин, иконостас и святые образа все целы, престол и жертвенник унесены, которую вычистили, освятили воду и окропили и начали служить часы, вечерню и утреню, чем народ весьма был обрадован». Братии монастыря во главе с отцом Иоасафом в течение пяти лет удалось привести в порядок разоренный завоевателями монастырь. Уже 19 ноября 1812 года было получено разрешение на полное освящение трапезной Введенской церкви. Соборный храм вновь освятили в конце июня 1815 года. Храм Преображения Господня возобновили в 1817 году. Но эхо Отечественной войны 1812 года долго еще отзывалось в стенах Лужецкого монастыря. В 1820 году казначей Иоасаф освятил Спасскую церковь на Бородинском поле, устроенную вдовой бородинского героя Маргаритой Михайловной Тучковой. С 1827 года митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым; † 1867, память 19 ноября/2 декабря) лужецким монахам было вменено в обязанность совершать в ней ежедневные богослужения. До 1873 года, пока в Спасо-Бородинском монастыре распоряжением епархиального начальства не был учрежден свой причт, лужецкая братия неуклонно исполняли это послушание, молясь о воинах, за веру, царя и Отечество живот свой положивших. В 1837 году в этом поминовении принимал участие приезжавший на Бородинское поле наследник престола цесаревич великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II. На обратном пути из Бородина его высочество изволил посетить Лужецкий монастырь, где, встреченный братией с колокольным звоном, выслушал в соборном храме ектению и многолетие, а затем, проследовав в церковь преподобного Ферапонта, приложился к раке святого.

http://pravoslavie.ru/3907.html

Последовавшее затем возвышение инока Боровского монастыря Макария связано с именем Всероссийского Митрополита Даниила, постриженника Волоколамской обители. На следующий год после своей интронизации он возводит инока Макария в настоятеля Можайского Лужецкого монастыря. “В лето 7031 го февраля в 15 день поставлен бысть в четцыи, и в подьяконы, и во дьяконы и совершен бусть в попы и поставлен бысть во архимандриты того ж месяца во общий монастырь Рождеству Пречистые Богородице в Лушки Преосвященным Данилом Митрополитом всеа Росии инок Мокарей Леонтиев сын” 8 . 15 февраля празднуется память апостола Онисима, ученика апостола Павла. В 1523 году этот день приходился на про­ще­ное воскресение заговения перед Великим Постом. Поставление Митрополитом Даниилом инока из Пафнутиева монастыря еще раз свидетельствует о связях двух монастырей (Боровского и Волоколамского) и, наконец, говорит о духовных достоинствах Макария, который из простых иноков был возведен сразу в архимандриты. Но поскольку диаконская и иерейская хиротонии не могут быть совершены над одним лицом во время одной Литургии, возведение пафнутиевского инока с предшествующими степенями в диакона состоялось, по всей вероятности, на предшествующем Богослужении. Покидая обитель преподобного Пафнутия, инок Макарий, так же как, очевидно, ранее и преподобные Иосиф Волоцкий, Даниил Переяславский и Давид Серпуховский, взял с собой какую-либо икону в благословение от ставшей дорогой Боровской обители. Престольный праздник и в Лужецком, и в Пафнутиевском монастырях приходился на один и тот же день — 8 сентября на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, Про­мыслом Божиим, в монастыре, основанном преподобным Ферапонтом Можайским (†1426; пам. 27 мая), началось самостоятельное, уже не под игуменским началом, послушание ее будущего Первоиерарха. Интересно, что и здесь архимандрит Макарий встретился с монашеской традицией преподобного Сергия Радонежского, так как преподобный Ферапонт, также как и преподобный Пафнутий, являлся духовным учеником и последователем великого игумена Земли Русской 9 . Преподобный Ферапонт был близок также к преподобному Кириллу Белозерскому (†1427; пам. 9 июня). Первоначально они вместе подвизались в московском Симоновом монастыре, откуда ушли на север, где основали новые монастыри — Ферапонтов и Кириллов. Но Господь судил преподобному Ферапонту продолжить свои дни в его родном Подмосковье, близ города Можайска. Здесь, в местности под названием Лужки, по настоятельной просьбе сына святого благоверного князя Димитрия Донского (†1389; пам. 19 мая), можайского князя Андрея Дмитриевича, он основал в 1408 году монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы 10 . Как и преподобный Пафнутий, преподобный Ферапонт был рукоположен Митрополитом Фотием (†1431; пам. 2 июля).

http://pravmir.ru/mozhayskiy-period-vser...

Традиционно датой основания Ферапонтова монастыря считается 1398 год. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича, Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь — Лужецкий. Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447-1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря. Во второй половине XV — начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV-XVI вв. вышли видные иерархи Русской Церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, Патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Евфросин, иконописец Дионисий. Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 года, называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

http://patriarchia.ru/db/text/5286728.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010