Захария, достигши пятнадцатилетнего возраста, просил у Сергия своего наследства, но тот отвечал, что его отец, Иоанн, раздал все имение свое нищим, а ему не оставил ничего. Захария просил дать хоть половину или, по крайней мере, третью часть оставленного ему отцом имущества, но Сергий с укоризною ему отказал в этом. «Если ты не взял ничего из имения моего отца, – сказал юноша, – то иди и клянись мне в церкви Печерской пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, где ты заключил союз братолюбия с моим отцом». Сергий пришел в церковь и, ставши пред иконой Богородицы, с клятвой сказал, что он не брал ни тысячи гривен серебра, ни ста гривен золота. Но Богоматерь наказала его за ложную клятву. Он не мог приблизиться к святой иконе, чтобы облобызать ее. А исходя из церковных дверей, вдруг начал взывать: «Преподобные отцы Антоние и Феодосие, не велите погубить меня сему немилостивому Ангелу, молитесь ко Пресвятой Госпоже Богородице, да отгонит от меня многих бесов, которым я предан, пусть возьмут серебро и золото, запечатанные в моем доме». И все бывшие здесь пришли в страх. Посланные же принесли запечатанный ящик и, открывши, нашли в нем две тысячи гривен серебра и двести гривен золота – вдвое против прежнего. Тогда Захария, отдав деньги бывшему в то время игуменом Иоанну, просил, чтобы он употребил их как хочет, а сам принял иноческий образ и скончался в Печерском монастыре. Рукописное же краткое жизнеописание и тропарь ему в каноне доканчивают это сказание тем, что Захария, по пострижении в монашество, положил себе за правило до смерти не есть ничего – ни печеного, ни вареного, и питался всякий день по захождении солнца малым количеством зелия. Он был так страшен для бесов, что они боялись даже его имени. Часто видел он Ангелов, с которыми по смерти сподобился жить на небе вечно. Память его 6 апреля (24 марта). Преподобный Феодор, князь Острожский Преподобный Феодор, отчеством Данилович, князь Острожский, один из потомков князя Даниила Галицкого, жил в первой половине XV века и отличался ревностью к защите Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

285 Из этого, между прочим, видно, что преподобный Феодор, отказавшись от мира, по преимуществу предался безмолвию и послушанию, и вместе с сим посвящал себя на дела благотворения и любви христианской. Но, без сомнения, искушенный житейским опытом в непостоянстве всего мирского, он опасался опять подвергнуться новой славе, и потому тщательно скрывал свою жизнь от взоров человеческих, «угождая только Господу», которого Одного избрал теперь своим покровителем и защитником от всех душевных бурь и треволнений. Неизвестно даже положительно, был ли преподобный Феодор посвящен в иеромонаха или скончался в сане простого инока. На обыкновенных лаврских иконах, известных под именем «собора святых угодников Печерских», преподобный Феодор изображается в одежде простого монаха, в мантии и подряснике, опоясанным кушаком, с княжескою короною при ногах. Также точно в звании простого инока описывается он и у Буслаева: «преподобный Феодор князь Острожский: брада на конец космами, власы с ушей; на плечах клобук чёрный, риза преподобническая; руки на крест держит у сердца». 286 Точно также, без всякого признака священства изображается наконец преподобный Феодор и на иконе, стоящей в Киеве на дальних пещерах над его мощами. Между тем в Пятницкой церкви, в городе Остроге, есть старинный образ преподобный Феодора, в рост, находившийся некогда, как говорит предание, в бывшей Острожской семинарской Преображенской церкви, (которая была там в поиезуитских зданиях). Отсюда после пожара 1825 года, образ этот был перенесен в старинную Острожскую Николаевскую церковь , а отселе по упразднении её в нынешнюю церковь Пятницкую. Судя потому, что эта икона возобновлена, и самое возобновление её относится, по свидетельству знатоков, к прошедшему веку, надобно думать, что происхождение её восходит к XVII или к началу XVIII века. Между тем, на этой иконе преподобный Феодор изображен в мантии, с книгою в руке и в епитрахили. В таком же виде изображается оно и в церкви Кирилло-Мефодиевского Острожского братства и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Феодосия Печерского , по следам которого бл. князь судил подвизаться в его «Феодосиевой пещере». 400 Затем из остальных сведений, сообщаемых преданием, можно указать разве на известия, сохранившиеся в старинном, печерском тропаре и современном ему кондаке XVII в., в которых, воспевается «смиренное послушание и безмолвие» князя инока (тропарь), и за тем приглашаются вернии усердно восхвалить «красоты разныя возгнушавшагося и богатства тленнаго со благодарением отвергшагося, в ризу же бессмертия облекшагося и богатому во щедротах последовавшего Христови, Феодора достославна», и т. д. 401 Из этого, между прочим, видно, что пр. Феодор, отказавшись от мира, по преимуществу предался безмолвию и послушанию, и вместе с сим посвящал себя на дела благотворения и любви христианской. Но, без сомнения, искушенный житейским опытом в непостоянстве всего мирского, он опасался опять подвергнуться новой славе, и потому тщательно скрывал свою жизнь от взоров человеческих, «угождая только Господу», которого Одного избрал теперь своим покровителем и защитником от всех душевных бурь и треволнений. Неизвестно даже положительно, был ли пр. Феодор посвящен в иеромонаха или скончался в сане простаго инока. На обыкновенных лаврских иконах, известных под именем «собора св. угодников печерских», преподобный Феодор изображается в одежде простого монаха, в мантеи и подряснике, опоясанным кушаком, с княжескою короною при ногах. Также точно в звании простого инока описывается он и у Буслаева: «пр. Феодор князь Острожский, надсед; брада наконец космами, власы с ушей; на плечах клобук чорный, риза преподобническая; руки на кресее держит у сердца»; 402 точно также, без всякаго признака священства, изображается наконец пр. Феодор и на иконе, стоящей в Киеве на дальних пещерах над его мощами. Между тем в Пятницкой церкви, в г. Остроге, есть старинный образ пр. Феодора, в рост, находившийся некогда, как говорит предание, в бывшей Острожской семинарской преображенской церкви (которая была там в иезуитских зданиях).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Из этого замка освободил его князь Феодор Данилович, напав внезапно в Страстной четверг 1408 года на польско-Литовскую стражу и перерезав её… Усилив свои дружины наёмными волохами и татарами, Феодор мужественно действовал против Сигизмунда Кейстутовича, которого Польша противоставила Свидригайлу – в претендента на Литовско-русский престол. В 1432 году он взял у поляков Луцк, главный из городов Волынских, укреплённый двумя каменными замками и значительным гарнизоном. Затем – в том же 1432 году – Свидригайло поручил кн. Феодору защищать землю Подольскую, которою поляки, под начальством Бучацкого, старались завладеть под видом помощи Сигизмунду Кейстутовичу. Теснимый превосходными силами, кн. Феодор успел, однако, удержаться на Подоле, отнял у поляков Смотрич, овладел Скалею, сжёг Брацлав, снабжённый польским продовольствием, и, таким образом очистив Брацлавщину, по словам южно-русского, «все Подолье на Швидригайла до Русл вырвал у поляков». Словом, среди этой борьбы с поляками князь Феодор, этот, по словам современного ему польского историка Длугоша, «муж из всех вождей Литвы и Руси, великой смелости и огромного авторитета в войсках», является самым деятельным, храбрым и распорядительным сподвижником Свидригайла… В 1441 году кн. Феодор назначен был наместником в г. Владимир-Волынск, но впоследствии отказался от славы мира и воинских трудов, удалился в Киево-Печерскую Лавру, облёкся там в схиму под именем Феодосия и умер в глубокой старости во второй половине 15 века. По смерти он прославился чудесами и был причтён к лику святых. Мощи его открыто почивают в Киеве в дальних пещерах. В жизнеописании святых отцев дальней или Феодосиевой пещеры, составленном в 17 веке (игуменом Модестом), о князе Феодоре Острожском сказано, что он, «оставив прелесть мира сего и княжескую славу, взял на себя иночество святое и так подвизался крепко о спасении своём, угождаючи Богу, аж до смерти душу свою украшаючи, Господеви в руце отдал, и тело его зде положенное опочивает». Память его чтится 28 августа, когда празднуется «собор преподобных отец, в дальней пещере преподобнаго Феодосия почивающих».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Наконец и для Фотия наступило время отшествия в вечность, еще за несколько месяцев пред сим, указанное ему в сонном видении на Светлой Неделе 20 апреля 1430 года. 262 Он мирно почил 1 июля 1431 года, и погребен в Успенском Московском соборе вместе с своими предшественниками. Его святые мощи обртены в 1471 году. Память его 2 июля и 27 мая. 4) Преподобный Феодор, князь Острожский, в монашестве Феодосий (11 и 28 августа) 1. Происхождение и род преподобного Феодора и его родители У старинных польских писателей издавна существует мнение, будто князья Острожские, а с тем вместе, конечно, и преподобный Феодор, были потомками Романа Мстиславовича I, князя Галицкого, чрез Василия Романовича II, предполагаемого деда Феодорова, правнука Романа I, князя, будто бы на Остроге, «Острожского». От того-то, между прочим, и в старинном «Летописце Южнорусском, составленном в XVII веке», сын Даниила Роман Данилович II, называется прямо князем «Острожским», Заславским и Дубенским, и соответственно этому представляется следующее родословие их княжеского «Острожского» дома: Роман Данилович II, родной брат князя Льва (старшего сына Даниила Романовича известного основателя города Львова), оставил сына Василия, князя «Острожского»; тот Василий оставил по себе сына Даниила II, князя на Остроге, «Острожского»; от Даниила остался сын Феодор, князь «Острожский», Владимирский и Северский, и т.д. 263 Но это мнение также не имеет основания, как и другое старо-польское сказание о происхождении самого Романа Галицкого, будто бы от Давида Игоревича, правнука Михаила – Святополка Изяславича, не смотря на то, что у того же старинного «Летописца Южнорусского», этот последний т.е. Давид даже прямо именуется предком княжат Острожских; 264 ибо по прямому свидетельству нашей отечественной истории, князь Даниил I, отец Романа Галицкого, вовсе не был потомком Ярослава Святополковича, деда Давида Игоревича, а происходил по прямой линии от Владимира Мономаха , чрез блаженного сына его Мстислава I и правнука Мстислава Изяславича II, отца Романа Галицкого. 265

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Наконец и для Бл. Фотия наступило время отшествия в вечность, еще за несколько месяцев пред сим указанное ему в сонном видении на светлой неделе, 20-го Апреля 1430 года. 323 Он мирно почил 1-го Июля 1431 года 324 и погребен в Успенском Московском соборе вместе с своими предшественниками. Его святые мощи обретены 1471 года. 325 Память его Июля 2-го и Мая 27. 326 IV. Преподобный Феодор князь Острожский, в монашестве Феодосий. (11-го и 28-го Августа). 1. Происхождение и род Преподобного Феодора и его родители. У старинных Польских писателей издавна существует мнение, будто Князья Острожские, а с тем вместе, конечно, и препод. Феодор, были потомками Романа Мстиславича I, Князя Галицкого, через Василия Романовича II, предполагаемого деда Феодорова, правнука Романа 1-го, Князя, будто бы на Остроге, «Острожского». Оттого-то, между прочим, и в старинном «Летописце Южно- русском, составленном в XVII веке», сын Даниила Роман Данилович II-oй называется прямо Князем «Острожским», Заславским и Дубенским, – и соответственно этому представляется следующее родословие их Княжеского «Острожского» дома: Роман Данилович II-й, родной брат Князя Льва (старшего сына Даниила Романовича известного основателя г. Львова) оставил сына Василия, Князя «Острожского», тот Василий оставил по себе сына Даниила II, Князя на Остроге, «Острожского», от Даниила остался сын Феодор, Князь «Острожский», Владимирский и Северский, – и т. д. 327 Но это мнение также не имеет основания, как и другое старо-польское сказание о происхождении самого Романа Галицкого, будто бы от Давида Игоревича, правнука Михаила – Святополка Изяславича, не смотря на то, что у того же старинного «Летописца Южнорусского» этот последний, т. е. Давид, даже прямо именуется «предком Княжат Острожских»; 328 ибо, по прямому свидетельству нашей отечественной истории, Князь Даниил I-й, отец Романа Галицкого, вовсе не был потомком Ярослава Святополковича, деда Давида Игоревича, а происходил по прямой линии от Владимира Мономаха , чрез блаженного сына его Мстислава 1-го и правнука Мстислава Изяславича II-ro, отца Романа Галицкого. 329

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Предстоящие заметили: «Ты при всех нас говорил князю». Василий же сказал: «Всех вас бес прельстил; я же ни князя, ни вас не видел». Разгневался князь еще больше, повелел и этого мучить без милости, как преподобного Феодора. Не вынося обличения и придя в сильнейшую ярость, от опьянения перешедшую в буйство, он схватил стрелу и уязвил ею блаженного Василия. Преподобный, вынув стрелу из тела своего, бросил ее к ногам князя, говоря: «Стрелой этой в скором времени ты сам уязвлен будешь». Это и сбылось по проречению святого. Но перед этим князь повелел преподобных Феодора и Василия, оставшихся чуть живыми от мук лютых, заключить особо в темницу, чтобы утром мучить их снова. И в эту-то ночь уснули преподобные честной своей смертью пред Господом. Господь извел из темницы души их исповедатися имени Его святому во свете присносущнем. Братия, узнав о кончине святых страдальцев, пришли в темницу и взяли честные телеса их, предав погребению в пещере варяжской, где преподобные и подвизались богоугодно. Но потом они были перенесены в пещеру преподобного Антония, где и доныне лежат нетленно в одеждах и окровавленных власяницах, которые также пребывают нетленны. По прошествии немного времени после блаженной кончины их сбылось пророчество преподобного Василия: 15 июля 1099 года на стене Владимирской крепости князь Мстислав во время междоусобной войны с Давидом Игоревичем был неожиданно сквозь отверстие доски поражен стрелой в грудь. И тогда вспомнил он о стреле своей, коей уязвил блаженного Василия и сказал: «Умираю ныне ради преподобных Феодора и Василия» – и в следующую ночь скончался. Так злой убийца принял отмщение за неправое дело свое. Преподобные же страдальцы, как победители диавола, увенчаны не сребром тленным и златом, но славой и честью и удостоены неувядаемого венца от «камене честна», еже есть Христос ( 1Кор. 10, 4 ). Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Значит, на Волыни издревле было предание о посвящении преподобный Феодора в иеромонаха. И это предание довольно вероятно, потому что вообще в древности всегда любили отличать высоких подвижников благочестии священным саном; тем более на таковое почтение по всем правам заслуживал преподобный Феодор, соединивший вместе с высоким благочестием подвижника знаменитое происхождение и такую громкую историческую славу в свете, Подобно тому, как ничего почти не знаем мы о жизни и деятельности преподобного Феодора в Киево-Печерской Лавре, также точно неизвестно нам и о времени его кончины. Старинное малороссийское сказание говорит только, что, преподобный Феодор Данилович, князь Острожский, оставивши прелесть мира сего и княжескую славу, аж до смерти душу свою всяко украшаючи, Господеви в руце отдал. Но когда это было, сие не отвечает на это ни слова. Максимович, соглашаясь с преосвященным Филаретом касательно поступления преподобного Феодора в Печерскую обитель после 1438 года, не разделяет мления митрополита Евгения, относительно предполагаемой последним кончины преподобный Феодора в конце XV века. И точно, не смотря на то, что это мнение повторяется в словаре и указателе святыни Киева и в других книгах, оно на самом деле не заслуживает вероятия по той простой причине, что оно назначает для преподобный Феодора необыкновенно длинный период жизни. Ибо если даже считать рождение преподобный Феодора за 20 лет до первого его появления в истории 1386 года, то, приложив это время к 1438 году, мы получим таким образом 72 года. Значит к концу XV века Феодору должно было исполниться не менее, по крайней мере, как 120 лет. 287 Но это, очевидно, такой длинный период жизни, который непременно был бы замечен историей, если бы это действительно было на самом деле. Поскольку же история молчит об этом, то со всею вероятностью надобно полагать кончина преподобный Феодору около 20-х или 30-х годов второй половины XV века, когда ему должно было исполниться лет 80–90. 288 С большею или меньшею достоверностью можно сказать только, что преподобный Феодор скончался 11 августа, ибо в этот день издревле совершается его память в Лавре, и при том особо, а не вместе только с остальными угодниками Феодосиевой пещеры 28 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Но особенно богата история Волынской церкви обилием святых мужей, самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Таковы прежде всего святые угодники собственно – Волынские: святой благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский († 1086); преподобный Стефан Печерский, епископ Волынский († 1094); преподобный Феодор, в монашестве Феодосий, князь Острожский († 1460); святая праведная дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская († 1546); преподобный Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский († 1651); и святой преподобномученик Макарин, архимандрит Овручский († 1678). Правда из этих святых только один преподобный Иов почивает на Волыни в Лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, преподобный Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире Волынском. 4 Из остальных святых угодников преподобный Феодор, например, покоится в Киеве в дальних пещерах, 5 там же, как известно, почивают и останки святой и блаженной Иулиании Ольшанской. 6 блаженный Ярополк, как говорит предание, из Владимира-Волынского то же перевезен в Киев для погребения, и там положен в церкви святых апостолов Петра и Павла, которую сам создал. 7 Что касается преподобномученика Макария Овручского, то мощи его еще далее, – именно в Переяславле, Полтавской губернии, где и поныне открыто почивают в каменном храме Вознесенского Переяславского монастыря, благоговейно чтимые соседними обитателями Полтавской, Черниговской и других ближайших губерний. 8 И это обстоятельство, к сожалению, долго было причиною того, что многие из этих святых, особенно в период латино-униатского и польского преобладания в пределах западной России, почти вовсе неизвестны были на Волыни. Но какие пределы пространства и времени в состоянии разрушить то внутреннее, духовное родство, которое находится между этими святыми и землею Волынскою, вследствие их происхождения из Волыни, непосредственного, кровного родства с её обитателями и жизни их, проведенной в пределах Волынских на служении Господу, церкви и родине? Иначе, в самом деле, как, если не угодниками Волынскими, назовете вы преподобного Феодора Острожского, или блаженного Макария Овручского, которые и родились на Волыни, – один от родовитых князей Волынских-Острожских (около 1366 года), другой от здешней Волынской фамилии – Токаревских (около 1620 года), 9 и большую часть своей жизни провели на земле Волынской, и только вследствие особых церковных и политических обстоятельств своего времени удалились из своей родины, чтобы окончить жизнь свою вне её – один в звании инока Печерского, а другой в качестве изгнанника, спасающегося от насилий и преследований латино-униатских, но к несчастию, сделавшегося жертвою других врагов, не менее опасных в его время, т.е. татар, от которых потом положил и живот свой в пределах южной России, в городе Каневе, нынешней Киевской губернии? 10

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010