Долгая жизнь Митрофана среди местных саамов (русские называли их лопарями) сопровождалась постоянными угрозами и нападками со стороны шаманов-нойдов, которым, разумеется, не нравилось, что он обращает их соплеменников в христианство. Несмотря на эти угрозы, число новообращенных аборигенов росло, и в 1533 году Митрофан построил для них первую церковь на реке Печенге по благословению святителя Макария Новгородского. В этом же храме, который освятили в честь Святой Троицы, Митрофан принял монашеский постриг под новым именем Трифон. Со временем здесь образовался первый в Лапландии монастырь, где селились новокрещеные лопари, окормляемые благочестивым Трифоном. Свято-Троицкий Печенгский монастырь. Фото Ninaras/Wikimedia Commons/CC BY 4.0 Но в конце 1540-х на Печенгу явились беглые иноки из Свято-Троицкого Усть-Кольского монастыря, недовольные суровым уставом преподобного Феодорита Кольского. Они изгнали Трифона из его родной обители, угрожая ему смертью. Тот был вынужден восемь лет скитаться по Русскому Северу, собирая милостыню для своей обители. А тем временем в его отсутствие захватчики перенесли монастырь в устье Печенги, где им было проще вести хозяйство и заниматься промыслами и торговлей. 3 Расцвет монастыря В конце 1550-х годов благочестивый Трифон, которого стали называть «апостолом лопарей», добрел до Москвы и получил от царя Иоанна Грозного жалованную грамоту, объявлявшую Свято-Троицкий Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Крайнем Севере. Царь распорядился «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озера, звериные ловли», а все местные жители с их угодьями провозглашались подданными государя, приписанными к обители. Вернувшись после восьмилетнего скитания в новую обитель с грамотой от царя, Трифон нашел в себе силы и возможности усмирить непокорную братию, чтобы вместе исполнить царский наказ. Ведь им всем предстояло решить непростую задачу государственной важности: создать из монастыря северный форпост Русской державы на Кольском полуострове. И это у них получилось.

http://sever.foma.ru/pechengskij-monasty...

Трифонов-Печенгский монастырь: обитель для покаявшихся разбойников Можно было услышать от иных ‘маститых протоиереев’: ‘Мы-то думали Трифон святой, а он, оказывается, разбойник!’ И то обстоятельство, что в Рай первым вошел покаявшийся разбойник, как-то не вразумляло и снимало остроты противостояния. 24 декабря, 2012 Можно было услышать от иных ‘маститых протоиереев’: ‘Мы-то думали Трифон святой, а он, оказывается, разбойник!’ И то обстоятельство, что в Рай первым вошел покаявшийся разбойник, как-то не вразумляло и снимало остроты противостояния. 13 декабря был освящен новый Троицкий храм в возрождаемом Трифонов-Печенгском мужском монастыре в Мурманской области. Об истории и жизни самого северного монастыря в России рассказывает  игумен Митрофан (Баданин), настоятель Успенского прихода села Варзуга, благочинный Терского округа, председатель Комиссии по канонизации святых Мурманской епархии, кандидат богословия. Луостари, 2012 г. — Расскажите немного о Трифонов-Печенгском монастыре. Какие моменты его истории Вам особенно дороги? — На сегодняшний день, безусловно, самими дорогим и значимым моментом в истории Трифонов-Печенгского монастыря является чудо его возрождения на своем исконном месте, в Трифоновой пустыни, в Луостари. Это его возвращение из небытия было зримо засвидетельствовано 13 декабря этого года, когда наш архиерей владыка Симон совершил освящение Свято-Троицкого собора обители. Игумен Митрофан Лично для меня история этого монастыря и житие его основателя преподобного Трифона Печенгского — особая страница жизни. Когда в 2000 году создавалась Комиссия по канонизации святых нашей епархии, и я был назначен ее председателем, то главной задачей, поставленной нам Правящим архиереем, было установление подлинных событий древней истории нашего края, открытие во всей полноте того духовного наследия, что оставили нам просветители Кольского Севера — преподобные Трифон Печенгский, Феодорит Кольский и Варлаам Керетский. По мере углубления в изучение исторического материала, все более явно обозначалась проблема серьезного несоответствия сохранившихся редакций житий подвижников Севера XVI века историческим документам и свидетельствам современников. Наиболее ярко эта проблема «искусственных житий» коснулась именно истории жизни преподобного Трифона Печенгского.

http://pravmir.ru/trifonov-pechengskij-m...

Преподобный Евфросин, ученик пр. Савватия, основателя Оршинского Савватиева монастыря и преемник по управлению его обителью, происходил из князей Тепринских; он безысходно прожил в Савватьевой пустыне 60 лет; многие приходили к нему для душеспасительной беседы и этим нарушали его безмолвие. Евфросин на время удалился на озеро Нево (Ладожское); но и здесь посетители являлись к нему, почему он возвратился в Савватьеву Оршинскую пустынь. Слух о святости пр. Евфросина далеко распространился и его чтили за чудотворца. Тверской князь Борис Александрович (с 1426 по 1505 г.) отправил к нему свой юную больную дочь Марию и пр. Евфросин, по неотступной просьбе княжеской свиты, исцелил её от болезни. – Когда скончался пр. Евфросин, неизвестно (но не позже 1460 г.); не известно и место его погребения. В бывшей Савватьевской пустыне, в Сретенской церкви, находится изображение пр. Евфросина: он изображён глубоким старцем, в монашеском одеянии, с воздетыми в молитвенном положений руками. Преподобному Евфросину нет не только особой службы, но даже и тропаря и определённого дня его памяти. 23. Преподобный Трифон Печенгский Преподобный Трифон Печенгский (или Кольский), просветитель лопарей, присоединён к Тверским святым по месту своего родопроисхождения. Некоторые (см. Православный Собеседник 1859 г., ч. 2) предполагают, что «якобы отечество его (бысть) близ города Торжка, от освящённых, благочестно живущих родителей». В Крестовоздвиженской церкви г. Торжка Тверской епархии свято чтится память пр. Трифона и сохраняется (в этом городе) предание, что он был сын священника этого прихода; в мире он именовался Митрофаном. С ранних лет он посвятил себя на суровые аскетические подвиги среди диких лопарей (на реке Печенге в Кольском уезде Архангельской губернии). Познакомившись с языком лопарей, Трифон (постриженный в монашество в 1642 г. по благословению Макария, Новгородского архиепископа, впоследствии Московского митрополита) вместе с блаженным Феодоритом и иеромонахом Ильёй, ревностно трудился над обращением язычников в христианскую веру и многих из них крестил. Для новообращённых он с большими затруднениями построил церковь , а для любителей иноческого жития основал Печенгский монастырь «у холодного моря, у Мурманской границы». Царь Иоанн Грозный богато одарил обитель пр. Трифона.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Иоанн; † 2.12.1589, Успенская пуст. Печенгского Свято-Троицкого мон-ря), прмч. (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Печенгский. Основным источником сведений об И. является Житие прп. Трифона Печенгского. Согласно Житию, И. до пострижения в монашество имел священнический сан и был настоятелем Никольской ц. в г. Кола - единственным священником на всю округу. После рождения дочери, к-рая оказалась тяжело больной, свящ. Иоанн и его супруга приняли решение расстаться, Иоанн дал обет принять монашеский постриг и удалился в Трифонов Печенгский во имя Святой Троицы монастырь , где стал учеником прп. Трифона и «от преподобнаго навыче искусного монашества». И. служил в Успенской ц. в пустыни у Трифонова ручья, куда прп. Трифон часто удалялся «на богомыслие и молчание». После преставления преподобного И. остался в пустыни. На рассвете 2 дек. 1589 г. финны из Эстерботнии (подданные швед. короля), вторгшиеся в пограничные земли Русского гос-ва, сожгли Успенскую пуст., «иеромонаха праведнаго Иону и служебники умучиша». Согласно монастырскому преданию, во время нападения И. служил литургию и был убит на солее храма. Через неделю был разгромлен и Печенгский мон-рь. В кон. XIX в. в Норвежском гос. архиве был обнаружен поименный список убиенной братии, составленный дат. сборщиком податей. В документе одним из первых значится имя И.- packum Jionno. И. был погребен близ могилы прп. Трифона в Успенской пуст. Согласно уставу Печенгского мон-ря, каждый иеромонах, проезжавший мимо пустыни, должен был остановиться и отслужить панихиду по убиенным инокам. Однажды иером. Иона (Сорокоумов), посетивший пустынь, по небрежению сел на братскую могилу, затем поехал в мон-рь, не отслужив панихиды. В дороге его разбил паралич. Осознав свой грех, он покаялся перед братией и 3 дня молился прп. Трифону о прощении. На 4-ю ночь ему явились прп. Трифон и И. Прп. Трифон повелел И. как «носящему фелонь» исцелить больного, что и было исполнено. Несмотря на пустынность места, погребения И. и прп. Трифона почитались на Кольском Севере. По свидетельству Жития прп. Трифона, земля у гроба И. поднялась на аршин «и что год в вышину прибавляется».

http://pravenc.ru/text/578274.html

Вызванный в Москву для занятия митрополичьей кафедры, он встал на защиту митр. Филиппа, за что подвергся гонению и опале. Он умер «в великой нужде» в Москве. Мощи его были обретены нетленными и перенесены в Свияжск (память 6 ноября). Св. Варсонофий явился деятельным помощником св. Гурию и Герману благодаря своему знанию татарского языка. Он был также искусным врачом. В Казани он построил Спасо-Преображенский монастырь, в котором был настоятелем. После недолгого пребывания на тверской кафедре, он вернулся в Казань и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре рядом с арх. Гурием. Мощи его были обретены нетленными (память 4 октября). Святой Трифон Печенгский и православие на дальнем севере Св. Трифон, сын священника города Торжка, родился в 1485 году и от юных лет отличался благочестием. Однажды он услышал голос: «не здесь твое место, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая». После долгих скитаний по северу России, он достиг Лапландии и принял на себя подвиг проповедания св. Евангелия среди лопарей, которые были идолопоклонниками. 20 лет св. подвижник странствовал по необъятным пространствам Севера, проповедуя повсюду слово Божие, терпя невзгоды и гонения от волхвов. Будучи мирянином, он не решался никого крестить и даже обращенные им к вере оставались вне Церкви. В 1532 году он построил с местными плотниками церковь , но она оставалась не освященной, пока в Кольский поселок не зашел иеромонах Илья. Он окрестил множество обращенных св. Трифоном лопарей, освятил храм, а самого Трифона постриг в монахи. Благодаря помощи иеродиакона Соловецкого монастыря, Феодорита, богослужение было переведено на язык лопарей. Около основанного преподобным монастыря Св. Троицы собралось много местных жителей, и вскоре все племена были крещены. В 1556 году св. Трифон испросил у царя Uoahha IV охранную грамоту и дары, и с тех пор Трифоно-Печенгский монастырь стал главным центром Православия и церковного просвещения на дальнем Севере. Скончался преп. Трифон в глубокой старости в 1583 году и был погребен в основанной им Успенской пустыни (память 15 декабря). Монашество в 16 веке, примеры благочестия, новые праздники

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Преподобный Трифон Печенгский. Фото: drevo-info.ru Трифон скончался в декабре 1583 года. Перед смертью он оставил братии грозное пророчество о грядущей страшной беде, о разорении монастыря, и о том, что многие из них примут «лютую кончину от острия меча». Все исполнилось ровно через шесть лет. В декабре 1589 года при нападении отряда шведских финнов абсолютное большинство братии явили истинное, идущее даже до смерти послушание своему игумену, запретившему устраивать побоище в церкви. В результате, стоя на коленях, все они и приняли страшную смерть. По молитвам Трифона они наследовали райские обители, ибо через мученическую кончину Трифон «их Христу чистыми представил». Полная мера понимания этого великого чуда, совершенного b XVI веке Печенгским старцем, раскрылась нам лишь недавно, когда осенью 2003 года, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , «братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуменом Гурием, [была] прославлена в лике преподобномучеников» . Так что из всего состава нашего Собора Кольских святых сто шестнадцать человек — это ученики и чада Трифона, преподобномученики Печенгские. — Мы видим, что монастырь сейчас активно восстанавливается, но кто же сегодня трифоновские монахи, кем прирастает братия? — Преподобный Трифон, приняв наше покаяние, не только явил чудо бурного созидания монастырского комплекса зданий, но и озаботился пополнением братии. Я говорил о тех спорах и сопротивлении, которое оказывалось нашей работе по восстановлению подлинного образа Печенгского старца как покаявшегося разбойника. Так вот, Трифон сам разрешил этот спор самым явным образом. Наиболее реально и плодотворно братия монастыря прирастает бывшими разбойниками. Теми, кто искренне и решительно раскаялись в грехах и неправдах прошлой своей жизни, и пожелали связать свою жизнь с монастырем, с Богом. Несколько лет назад в поселке Ревда, в колонии строгого режима Божьим промыслом образовался удивительно крепкий и деятельный приход. Был построен храм Св. Царственных страстотерпцев. Начались регулярные службы, молебны, колокольный звон. Образовались церковные производства. Именно из этого прихода и приходит братия монастыря, направляясь по стопам Преподобного к свету и чистоте.

http://pravmir.ru/trifonov-pechengskij-m...

Разбойник Митрофан – преподобный Трифон. Преображение Атаман Митрофан – Когда Трифон пришел к саамам и вместо того, чтобы грабить и убивать, стал говорить им о милосердии, прощении, честности, добре и любви, они на него очень восстали. Этого богатыря пытались бить и за волосы таскать. А он вновь повторял, что надо отречься от лопарских «богов», не кланяться бесам в виде кумиров-сейдов, а поклоняться только Истинному Богу. Все его поведение, его слова были лопарям в диковинку. Ни с чем подобным они раньше не встречались. Опыт их жизни и отношения с пришлыми людьми свидетельствовали о силе зла, о несправедливости, безжалостности грабителей и насильников. А этот странный человек возвещает им совершенно иной смысл жизни, иные ценности и великую конечную цель. Кроме того, Трифон, очень полюбивший этот простой, добрый и бесхитростный народец, стал охранять и защищать печенгских лопарей от всевозможных лихих пришельцев. Кто-кто, а он-то знал, как надо говорить с такими «реальными пацанами», которые приходили грабить и убивать саамов. Он мог с ними разобраться. Потому и заговорили вскоре: «Смотри-ка, у лопарей-то какой богатырь появился – охраняет их, в обиду не дает!» – «Да это ж бывший Митрофан!» – «Да ты что? Тот самый, который…» – «Ну! На покаяние ушел». – «Ясно, братва, сюда ходить больше не надо». Вот так, мало-помалу, бывший разбойник Митрофан стал преподобным Трифоном, защитником и духовным отцом лопарей на все времена. Из этих лопарских пустыней Трифон (тогда еще Митрофан) отправился к митрополиту Московскому Макарию лишь спустя 17 лет после завершения своей лихой жизни. Святитель дал ему еще три года отлучения от Причастия, то есть полную 20-летнюю епитимью. Все строго по правилу святого Василия Великого об убийстве. Сказал так: «Церковь строй, готовь лопарей ко крещению, через три года пришлю тебе священника». И действительно, по прошествии трех лет – в 1532 году – прислал владыка иероинока Илию (Тучкова), знаменитого книжника, проповедника, миссионера. Он и совершил постриг в иночество Митрофана с именем Трифон. Окрестили лопарей, и храм освятили в честь Святой Троицы, на месте которого сейчас и находится самый северный в Европе монастырь – преподобного Трифона Печенгского.

http://pravoslavie.ru/103238.html

Трифонов Печенгский мужской монастырь в поселке Луостари Мурманской области. Фото: skyscrapercity.com У кризиса есть свои положительные стороны. Так, он способствует проведению свободного времени не на стране далече (или турече), а узнаванию и изучению страны собственной. Например, Кольского полуострова. Много ли мы знаем о Православии на Русском Севере? Согласитесь, осознанные посещения монастырей делают наши знания лучше, а душу – чище. И если вы едете на Север, то появляется прекрасная возможность увидеть самую северную обитель – России, Европы, может, даже и мира: монастырь преподобного Трифона Печенгского. Мы посмотрели, как можно туда добраться. Будем рады и вашим дополнениям. Итак, Монастырь преподобного Трифона Печенгского – самая северная обитель России, Европы, может, даже и мира Адрес: 184410, Мурманская область, пос. Луостари, Трифонов Печенгский монастырь. Наместник монастыря – игумен Давид (Дубинин). Насельники: наместник игумен Давид (Дубинин), иеромонах Дамиан (Святой), иеромонах Герасим (Иванов), иеромонах Онисим (Шпенёв), монах Досифей и трудники. Престольные праздники: Трифонов Печенгский монастырь. Фото: skyscrapercity.com Храмы: Фото: skyscrapercity.com Святыни: Братия монастыря Расписание богослужений: Понедельник, пятница: 17:00 – повечерие; 8:00 – полунощница. Прпп..Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, Варлаам Керетский      Вторник, среда, четверг, суббота: 17:00 – всенощное бдение или вечерня, утреня, 1-й час; 8:00 – полунощница, 3-й час, 6-й час; исповедь; 9:00 – Божественная литургия. Фото: skyscrapercity.com Воскресенье: 17:00 – всенощное бдение; 8:00 – полунощница, 3-й час, 6-й час; исповедь; 9:00 – Божественная литургия. Как добраться Поезд 016А «Арктика» Москва – Мурманск: 1 сутки 11 часов 14 минут. Отправление из Москвы в 00:41 (с Ленинградского вокзала), прибытие в Мурманск в 11:55. Ориентировочная стоимость билетов: от 3355 рублей – плацкартный, 7380 рублей – купейный, 12 592 рублей – СВ. Плюс для жителей северо-запада России: поезд «Арктика» идет через Санкт-Петербург: 016А отправляется с Ладожского вокзала в 09:50.

http://pravoslavie.ru/105402.html

Скончался клирик Екатеринодарской епархии архимандрит Трифон (Плотников) 15 ноября 2023 г. 15:16 14 ноября 2023 года, на 70-м году жизни, отошел ко Господу настоятель Всехсвятского храма города Краснодара архимандрит Трифон (Плотников). Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , временный управляющий Екатеринодарской епархией , выразил соболезнования родным и близким почившего и призвал к молитвам об упокоении души новопреставленного священника. Отпевание архимандрита Трифона состоится 16 ноября в 10.00 в Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара. Богослужение возглавит епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан . Архимандрит Трифон (Плотников) родился 7 ноября 1954 года в городе Кировске Мурманской области. Был крещен во младенчестве. В 1972 году окончил Кировскую среднюю школу 1973-1976 гг. проходил срочную воинскую службу на Северном флоте. В 1976-1980 гг. работал на Центральном руднике ПО «Апатит» в г. Кировске. С начала 1980 года работал сторожем при молитвенном доме в честь Казанской иконы Божией Матери г. Кировска, позже — чтецом-певцом в храме Мартина Исповедника г. Архангельска, разнорабочим на просфорне Свято-Троицкой Сергиевой лав­ры , чтецом при Вознесенском храме села Ыб Сыктывдинского района Коми АССР, входившей до 1995 года в состав Архангельской епархии . В 1982 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии . 17 марта 1983 года епископом Архангельским и Холмогорским Исидором (Кириченко) рукоположен в сан диакона. Диаконское служение проходил в Вознесенском храме села Ыб Сыктывдинского района Коми АССР. 7 октября 1984 года епископом Исидором был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Вознесенского храма села Ыб. 9 апреля 1986 года в Ильинском кафедральном соборе г. Архангельска епископом Архангельским и Мурманским Исидором пострижен в мантию с наречением имени Трифон в честь преподобного Трифона Печенгского, Кольского чудотворца.  В 1988 году епископом Архангельским и Мурманским Пантелеимоном (Долгановым) назначен духовником храмов Коми АССР.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Первый расцвет и первый разгром Монастырь во имя Святой Троицы в месте впадения реки Манны в реку Печенгу на Кольском полуострове - " у холодного моря, у Мурманской границы " , на месте нынешнего посёлка Луостари (что значит " монастырь " ) - стал первой православной обителью в Заполярье. Он был основан на исходе первой трети XVI века преподобным Трифоном , просветителем лопарей (саамов) . Начало строительства Троицкой церкви относят к 1529 году, а традиционным годом основания считается 1533 год - время освящения Троицкого храма и принятия преподобным монашеского пострига. Обитель была под омофором Новгородских владык. При Троицкой церкви святой Трифон вскоре построил кельи, в которых стали жить первые иноки из новокрещенных лопарей. Вскоре стало приходить всё больше богомольцев из разных краёв, некоторые принимали иноческий постриг и строили себе кельи. Постройки монастыря, как и последующие его здания сквозь века, были деревянными. Основой первоначального хозяйства монахов стало рыболовство. Преподобный основатель обители, показывая пример смирения, хотя и духовно руководил обителью, не принимал сана и уклонился от игуменства, выдвинув в настоятели своего ученика святого Гурия . Среди сподвижников и учеников святого Трифона в основанной им обители известны также преподобные Варлаам Керетский и Иона Печенгский . В 1550 году из-за нестроений в обители святой Трифон на время ушёл из обители в странствия, а братия самочинно начала строить новое монастырское хозяйство в 15 верстах ниже по течению, в устье реки Печенги (на месте где впоследствии возник посёлок Печенга ). С этого времени первоначальная обитель стала называться " Верхним монастырём " , а строения на новом месте - " Нижним монастырём " . В годы размолвки преподобный Трифон не оставил обитель своей заботой и в 1556 году явился к государю с прошением о благоустройстве монастыря. Царь Иоанн Грозный богато одарил преподобного и его монастырь деньгами, церковной утварью, облачениями, колоколами и богослужебными книгами, а также даровал жалованную грамоту на имя игумена Гурия. По этой грамоте, помеченной 1 ноября 1556 года, к монастырю отходили все земли по морскому побережью от Варангер-фиорда до Кольского залива " вместе с ловлями, угодьями и лопарями " . Дарованные грамотою обширные владения давали монастырю возможность развить свою просветительную деятельность и значительно укрепить хозяйство.

http://drevo-info.ru/articles/28081.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010