Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: " Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе? " ... Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить " ближнего твоего, как самого себя " (Мф. 22, 39). Преподобный авва Дорофей (58, 162). Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 32). Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог-предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов. Преподобный Никодим Святогорец (64, 265). " Не любящий брата пребывает в смерти " ,-пишет апостол (1 Ин. 3, 14). Такой хотя телом и живет, но душою мертв. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. " Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего " (1 Ин. 3, 10). Но там, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Преподобный Никита Стифат (70, 151). Господь называет Себя Хлебом-по смыслу, открывающемуся сразу,-как сделавшийся для всех спасительной пищей. А в смысле таинственном-как вложивший закваску в человеческое естество, очистивший и как бы испекший его на огне Божества Своего и сделавшийся единым Лицом с Ним и единой достопоклоняемой Ипостасью. Преподобный Исидор Пелусиот (115, 794). Ту самую Пренепорочную Плоть, которую принял Господь от Пречистой Богородицы Марии и в которой от Нее родился, Он преподает нам в Таинстве (Причащения). И вкушая ее, мы имеем внутри себя-разумеется, только достойно причащающиеся- всего Воплощенного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Пренепорочной Девы Марии, сидящего одесную Бога и Отца, по слову Его же Самого: " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин. 6, 56). Вселяясь же в нас. Он не познается сущим в нас телесно... но бестелесно присутствует в нас и соединяется с существом и естеством нашим неизреченно и нас обоготворяет, так как мы становимся соестественными Ему, плотью от плоти Его и от костей Его. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 396). Страстной Четверг. Приступили к Чаше Господней, были на вечери у Господа: слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! Великий ныне день у Господа! Преславное торжество на Небе! ... Сколько лиц, облеченных в белую одежду оправдания, вкусили жизни Божественной и преискренне соединились с Господом! Обновилось Тело Господне-Тело Церкви-и облеклось в свойственную ей славу, скрытую от очей человеческих, но видную для очей ангельских. Поклонились Ангелы Первородному, когда Он введен был во вселенную в Силе Своей, а ныне поклонились Ему потому, что вселенная возводится снова к Нему Самому. Поклонились и воспели: " Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты-жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие " (Пс. 44, 7-8). Епископ Феофан Затворник (107, 57-58). Итак, достойно причащайся, держа в уме такое обращение к Богу: Недостоин я. Господи, не только причаститься Святых Твоих Таин, но даже взглянуть на предивную и преестественную Твою Трапезу. Однако я приступаю не с тем, чтобы прогневать Тебя, но дерзаю, уповая на неизреченную милость Твою, ибо я знаю, что Ты пришел не ради праведных, но ради грешников. Дерзаю причаститься, чтобы не лишиться Причастия Твоего и не быть съеденным мысленным волком. Дерзаю приступить к Причащению потому еще, что надеюсь на премилостивые слова Твои, Господи, которые Ты изрек Пречистыми Твоими устами: " хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек " (Ин. 6, 50-51). И еще: " Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день " (Ин. 6, 53-54).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 25). Велика Благость Божия и человеческая жестокость. Кто испросил себе отсрочку и получил прощение долга, тот, когда у него попросили отсрочки, не только не дал, но и заключил в тюрьму своего должника, не столько ему задолжавшего, сколько должен был сам: сам был должен десять тысяч талантов, а тот пятьдесят динариев. Потому евангельское слово, сравнивая человеческую доброту с Божией Благостию, справедливо назвало ее злом: " если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим... " . Не всю природу обвиняет оно во зле (да не будет этого!), ибо написано: " Благотвори, Господи, добрым " (Пс. 124, 4), и еще: " Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе " (Мф. 12, 35), но только сравнивая благость человеческую с Божией, назвало ее злом. Ибо далее сказано: " ... тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него " (Мф. 7, 11). Преподобный Исидор Пелусиот (115, 645). ДВОЕДУШИЕ Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений. Святитель Василий Великий (6, 9). Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: " Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый " (Пс. 11, 4). Преподобный Феодор Студит (69, 63). Анания, оскорбивший Духа Святого двоедушием и лицемерием, не остался без наказания (Деян. 5, 1-6). Наказание, какому подвергся он, без сомнения, чрезвычайное, и в обычной жизни не случается видеть примеры подобного наказания за двоедушие. Но это бывает не потому, чтобы нынешние лицемеры были виновны менее Анании, а только по милосердию Божию, ожидающему от них исправления и покаяния. И горе им, если не воспользуются этим милосердием! Наступит время воздаяния, когда Господь " осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения " (1 Кор. 4, 5), когда за всякое праздное слово, тем более за слово и дело лицемерное, люди подпадут строжайшей ответственности перед Богом. Поэтому пусть каждый ограждает себя страхом Суда Божия, чтобы хранить себя и в слове, и в деле от лицемерия и двоедушия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Преподобный Симеон Новый Богослов в «Благодарении Богу (I)» описывает, как он вымолил себе у Бога духовного руководителя – старца 794 . В «Главизнах практических и богоразумных» содержатся основополагающие мысли преподобного Симеона Нового Богослова о выборе истинного старца и о благоговейном послушании ему 795 . К сущности старческого руководства относятся слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что как «повинующемуся», так и «управляющему» необходимо приобрести такое качество, как «неозабоченность», или «беззаботность» 796 . 351 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. – Репр. – СПб., 1995. С.25. [Далее: Лествица]. 353 Отметим, что именно эти слова Христа стали началом иноческого подвига прп. Антония Великого . Будущий основатель монашества воспринял их как обращение лично к нему и поступил точно по слову Божию: продал свое имение, раздал деньги нуждающимся и начал подвизаться. 356 Цит. по: Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации/Сост. О. А. Платонов. – М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2000. С.541. 357 См. ( Мф.19.10–12 ): «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». 397 В столп были заключены мученица Ирина при императоре Траяне, мч. Христина (†300) при Диоклетиане, мч. Варвара (†306). 398 Алексий (Кузнецов), иерш. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – Репр. воспр. изд. 1903 г. (СПб.). – М., 2000. [Далее: Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество...] 405 Евлогий (Смирнов), архиеп. Православное монашество в служении Церкви и миру: Диссертация на соиск. ученой степени магистра богословия. – Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1977. С.136–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таинство Евхаристии тоже есть таинство смерти и жизни Христовой и вместе с тем возвещение Его спасительного дела и ожидание Его Второго пришествия: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). Причастие Святых Тайн Христовых является источником и залогом нашего воскресения, как об этом свидетельствует Сам Господь: «Если не будете есть Плоть Сына Человеческого я пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день… Ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин. 6:53–54, 58 ). Вот почему святой Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть (см. к Еф. 20:2 ). В духовной святоотеческой литературе мы находим много свидетельств тому, что уже сегодня сила Христова Воскресения действует в душах и телах святых, предвосхищая всеобщее воскресение. Так, преподобный Иоанн Лествичник , говоря о достигаемом подвижниками бесстрастии, называет его воскресением души прежде всеобщего воскресения. Преподобный Макарий Египетский учит, что царство света и небесный образ, Иисус Христос , таинственно теперь освящает душу и царствует в душах святых и что Христос видим только очами души воистину до дня Воскресения, когда и само тело прославится светом Господним, уже сегодня находящимся в душе человека, чтобы и само тело совоцарилось вместе с душей, и ныне приемлющей Царство Христово (см. Духовные Беседы 2, 5, 81–91, изд. Доррис-Клостерман-Крогер). А преподобный Симеон Новый Богослов в своем Слове на Пасху говорит, что «тайна Воскресения Христа Бога нашего непрестанно таинственно совершается в нас при нашем желании», и объясняет «как Христос погребается в нас, как во гробе, и как, соединяясь с нашими душами, воскресает, совоскрешая и нас с Собою» (Слово огласительное, 13, 36–40). «Когда Он в нас бывает Духом, Он воскрешает нас из мертвых и оживотворяет, и дает нам видеть Себя всецело в нас, бессмертного и неразрушимого» (там же, 13, 120–122). В этих высказываниях духоносных отцов раскрывается действие Христова Воскресения на души отдельных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Эта стихира вошла в широкое литургическое употребление и стала неизменной частью Божественной Литургии. Уставные предписания относительно пения этой стихиры встречаются в синаксарии Евергетидского монастыря Константинополя . Радостное молитвенное утверждение «видехом свет истиный» указывает, вероятно, на Господа Иисуса Христа, Который в прологе евангелия от Иоанна также принимает это наименование: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Ин. 1,9)» . И как следствие видения Света истинного – Господа Иисуса – мы «принимаем Духа Небесного». Тема принятия Духа – одна из ключевых в Новом Завете. Главным образом ее развивает апостол Иоанн Богослов: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7,39). Эта же мысль звучит в Первосвященнической молитве Христа: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14,17). Обетование дарования Духа Святого есть и в Евангелии от Луки: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11,13). И, наконец, к теме принятия Духа Святого обращается и апостол Павел: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: " Авва, Отче! " » (Рим. 8,15) . Заключительные слова стихиры «нераздельной Троице покланяемся» (греч. διαρετον Τριδα προσκυνοντες) включают в себя важное богословское определение – Троица нераздельная. Так Святую Троицу называл святитель Афанасий Великий. В своих творениях он 88 раз употребляет это выражение. Это, в свою очередь, свидетельствует о принципиальном значении этого понятия в тринитарном богословии александрийского святителя. Вслед за святителем Афанасием именуют Троицу нераздельной и иные святые отцы: святитель Иоанн Златоуст, автор стихир Пятидесятницы преподобный Иоанн Дамаскин , другой не менее известный гимнограф преподобный Андрей Критский и особенно часто святой Симеон Новый Богослов .

http://bogoslov.ru/article/5117156

Климент Александрийский Чтение книг платоников надоумило меня искать бестелесную истину: я увидел " невидимое, понятое через творение " , и, отброшенный назад, почувствовал, что, по темноте души моей, созерцание для меня невозможно. Я был уверен, что Ты существуешь, что Ты бесконечен, но не разлит в пространстве... Итак, я с жадностью схватился за почтенные книги, продиктованные Духом Твоим, и прежде всего за послания апостола Павла... Я начал читать и нашел, что все истинное, вычитанное мной в книгах философов, говорится и в Твоем Писании... (Но в книгах философов) не было облика этого благочестия, слез исповедания... " сердца сокрушенного и смиренного " (Пс. 50:19), не было ни слова о спасении народа, о " городе, украшенном, как невеста " (Апок. 21:2), о " залоге Святого Духа " (2 Кор. 1:22), о Чаше, нас искупившей. Никто там не воспевает: " разве не Богу покорена душа моя? От Него спасение мое... " (Пс. 61:2). Никто не услышит там призыва: " Приидите ко Мне, страждущие " . Они (философы) презрительно отвернутся от Того, Кто " кроток и смирен сердцем " (Мф. 11:25-28). Блаженный Августин ...Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего... а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Апостол Павел Вера во Христа есть новый рай. Поэтому и предвидел Бог прежде создания мира всех, кто уверовали и должен уверовать в Него, которых призвал и не перестанет (призывать) до скончания мира, и прославил и прославит, и оправдал и оправдает, явно показывая их сообразными образу славы Сына Своего через святое Крещение и благодать Святого Духа, таинственно делая их сынами Божиими и восстанавливая их из ветхих в новые, из смертных в бессмертные... Преподобный Симеон Новый Богослов Этимология слова " Бог " В разных языках слово " Бог " родственно различным словам и понятиям, каждое из которых может сказать нечто о свойствах Бога. В древнюю эпоху люди пытались подобрать те слова, при помощи которых они могли бы выразить свое представление о Боге, свой опыт соприкосновения с Божеством.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Посредницей между Богом и людьми поставлена вера (в Спасителя), чтобы Бог, вместо всего другого, принимал одну эту веру в Него. Чтобы Бог, зная, что мы бедны и что совершенно ничего не можем принести Ему для своего спасения, кроме одной веры, за эту веру миловал нас и подавал нам оставление грехов и избавление от смерти и тления. Все это и дарует Он всем, кто от всей души верует во Христа Господа. И не это только, но и все, что обетовал в святом Евангелии, и что, конечно, получим через Него, то есть блага иной земли, которые наследуют кроткие с великим веселием и радостью сердец. Дарует все это, чтобы Христос соединился с нами, и через Него мы стали едиными с Богом и Отцом Его, сочетавшись в то же время и с Духом Святым. Все указанное мы, действительно, получаем, если верно соблюдаем то, что обещали соблюдать в святом Крещении, и уклоняемся от всего, от чего тогда отреклись. Когда соблюдаем мы все это и все заповеди Божии тогда мы - истинно верующие, показывающие веру от дел своих. И какой Он есть, такими святыми и совершенными и всецело небесными становимся и мы по благодати - чадами Бога Небесного, во всем подобными Ему, Христу Господу, кроме греха, как и Он сделался подобным нам (60, 297). Вера во Христа-это новый рай. И Бог от сложения мира провидел всех, кто уверовал и уверует в Него, кого призвал и будет призывать до скончания мира, а призвав, оправдал и будет оправдывать; оправдав, прославил и будет прославлять, показывая их подобными образу славы Сына Своего через святое Крещение и благодать Святого Духа, таинственно соделывая их сынами Божиими и претворяя их в новых из ветхих и в бессмертных из смертных, с возложением на них заповедей, как возложил на Адама. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 240). Вера таинственно соединяет душу верного со Христом, как невесту с женихом; о чем Пророк говорит от лица Господа: " Обручу тебя Мне в верности и ты познаешь Господа " (Ос. 2, 20). И Апо стол вторит: " Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою " (2 Кор. 11, 2). Ради этого Христос такую верную душу очищает от греха и всякой скверны и делает ее святой, избавляет ее от духовных бедствий - проклятия, осуждения, смерти и всякого духовного неблагополучия. И вместо того подает Свои духовные блага: благословение, избавление и вечную жизнь. Об этом говорит апостол: Христос " сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением " (1 Кор. 1,30). Эту верную душу-как жену, сняв с нее разодранное рубище и омыв от нечистоты,-облекает Он в чистую баграницу Своей прав-ды, чтобы перед очами Его и Его Небесного Отца она явилась чистой, как царская дочь, духовно украшенной " в испещренной одежде " (Пс. 44, 15). И Святой Пророк, духом радуясь этому, восклицает: " Возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством " (Ис. 61, 10). Святитель Тихон Задонский (104, 255-256).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ Когда будешь читать, смотри, чтобы не отвлек тебя враг, нанося тебе обиду, подвергая тебя испытаниям и говоря: " Прежде сделай вот это дело " ... Это он внушает, чтобы удержать тебя от чтения и приобретения пользы. Когда диавол увидит человека, читающего с напряжением и с пользой, он нападает этими и многими иными средствами, чтобы препятствовать ему. Святитель Григорий Богослов (15, 448). Не для того дано Писание, чтобы мы имели его в книгах, но чтобы начертали его в сердцах наших (52, 210). Если пожелаешь с доброй мыслью и разумно читать Священное Писание, то будешь исполняться не только любви к Божественной мудрости, но и той преданности догматам, на которой основан подобный небесному образ жизни. Преподобный Исидор Пелусиот (51,422). Тот, у кого Божественное Писание (только) на устах, не может постичь таинственную и Божественную славу и силу, скрытую в нем, если не будет исполнять заповедей Божиих и не сподобится получить Утешителя, Духа истины. Который раскрыл бы перед ним слова Божественного Писания... и показал ему таинственную славу, сокровенную в них, силу и блага Божии, скрытые в них, и Вечную Жизнь, преисполненную тех благ, которые скрыты и неведомы для всех, уклоняющихся от заповедей Божиих. И достойно сокрыты, ибо они предали все чувства мирской суете, пристрастились к обманчивым благам настоящей жизни и омрачились умом и потому не могут вознестись ввысь, чтобы помышлять о духовной красоте неизреченных благ Божиих. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 447). Писание пророческое и апостольское имеет в себе некую особую силу, так что читающие и познающие его со вниманием чувствуют на себе его духовное воздействие. И получают поощрение к благочестию, к презрению мира и к желанию небесных благ, живое утешение в печалях и скорбях, обращаются к истинному покаянию. " Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные " (Евр. 4, 12)... Читаем в истории церковной, что многие язычники, читая Священное Писание, обратились к истинному Богу, и приняли веру Христову, и сделались достойными христианами, о чем свидетельствует и обращение всех народов. Это происходит от силы и действия духовного, сокровенного в Священном Писании. Ибо оно дано нам от Бога ради спасения нашего: " Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его " (Ин. 20, 31) (104, 1789).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

13 . Тринадцатая степень – не презирать врагов 141 . 14 . Четырнадцатая степень – не иметь в душе никакого отвращения или неприязни к ним 142 . 15 . Пятнадцатая степень – не испытывать вовсе огорчения из-за них или от воспоминания о них 143 и не печалиться 144 вовсе о том, что они нам сделали. 16 . Шестнадцатая степень – не судить вовсе 145 , а более обращать внимание на собственные прегрешения. Соответствует заповеди Христовой: Не судите, да не судимы будете... И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Мф. 7:1–3 ) 17 . Семнадцатая степень – искренне прощать врагов 146 . Только тогда мы становимся достойными молить Бога о том, чтобы нам самим получить прощение за наши собственные прегрешения, как научил нас Господь в молитве: ...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим... ( Мф. 6:12 ), и, значит, мы принимаем слова Христа: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный ( Мф. 6:14 ). Прощение в своем высшем выражении не оставляет в памяти то, что нам пришлось претерпеть. Как отмечает преподобный Симеон Новый Богослов , любовь к врагам – это «когда кто-либо забывает обо всем и, независимо от того, присутствуют ли его обидчики или нет, не помнит ничего из случившегося. ..» 147 Семнадцать рассмотренных нами степеней тем не менее еще не любовь в подлинном смысле слова, хотя все они – ее необходимые условия и обязательные подготовительные этапы, минуя которые любви не достичь. Любовь – не просто отсутствие враждебности, она гораздо выше 148 . Святой Максим Исповедник пишет: «Не всякий – незавидующий, негневающайся, непамятозлобствующий на оскорбившего, имеет уже и любовь к нему: ибо он может и не любя не воздавать злом за зло, по заповеди» 149 : «.. .не ненавидящий не есть уже любящий. Но он может быть в средине в отношении к нему, то есть ни любить, ни ненавидеть» 150 . Только последующие степени приводят нас к подлинной любви. 18 . Восемнадцатая степень – это понуждение себя примириться с нашими врагами 151 по слову Христа: прежде примирись с братом твоим ( Мф. 5:24 ); мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним ( Мф. 5:25 ). Такое расположение души свидетельствует о стремлении к единению, которое есть основание любви – в противоположность склонности к разделению и отделению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010