Прославившись в частной своей жизни, он получил духовное начальствование в одном селении, близко от города. Священнодействуя и пася овец стада Божия, он и говорил и делал то, что повелевает закон Божественный. Он имел одну только одежду; когда она разрывалась от ветхости, преподобный нашивал на нее новые и новые заплаты и так покрывал свою наготу. Святой Мавсима столь усердно заботился о призрении странников и нищих, что дверь его жилища была всегда открыта для всех приходящих. У преподобного, говорят, было два сосуда: один с хлебными семенами, а другой с маслом, из которых святой и уделял всем нуждающимся. Милосердый Господь, благословивший Сарептскую вдовицу, ниспослал такое же благословение и на сосуды преподобного Мавсимы: «Благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Его» (Пс.85:5); повелев, чтобы не истощалась мука в кадке и масло в кувшине, из которых вдова напитала великого пророка [ 2 ], Господь и дивному Мавсиме подал изобилие, равное его попечению о бедных. Благочестно и богоугодно прожив до глубокой старости, святой мирно отошел ко Господу [ 3 ]. Память преподобного Саламана молчальника Сей преподобный отец наш Саламан происходил из селения Каперсана, расположенного на западном берегу Евфрата [ 1 ]. Возлюбив уединение, он отыскал на другом берегу реки маленькую хижину и затворился в ней, заложив наглухо дверь и окно; раз в год он выходил наружу через подкоп под стеною и запасался пищей. Местный епископ, узнав о добродетельном житии преподобного, пожелал удостоить его священства. Прибыв с сею целью к жилищу святого, архипастырь приказал разобрать часть его стены, после чего и вошел в келию. По рукоположении преподобного Саламана во пресвитера, епископ преподал ему наставление о благодати священства; во все время пребывания своего в келии святитель не услышал от преподобного молчальника ни одного слова и удалился, приказав снова заложить разобранную часть стены. Жители того селения, из которого происходил преподобный Саламан, желая иметь человека Божия в своей среде, однажды ночью перешли реку вброд, взяли святого, который не спорил, не сопротивлялся, но не выражал и согласия, и отвели на свою сторону; здесь поселяне построили для преподобного хижину, подобную прежней, и затворили его там; святой Саламан продолжал хранить молчание, никто не слышал от него ни одного слова.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

В один день старец призвал к себе своего ученика Панкратия и сказал ему: пойди ты за две мили отсюда на юг;          там лежит лев; скажи ему: смиренный Иулиан, именем Иисуса Христа, Сына Бога живого, велит тебе удалиться из сей страны. Брат пошел, нашел льва лежащего и как только сказал льву, что велел сказать старец, лев тотчас удалился; и все прославляли за то Бога. Когда Иулиан подвизался в Иорданской пустыне, пожелалось ему послать поклон и приветствие старцу Каламонской лавры Кириаку, великому подвижнику. Он это и сделал. Но при этом, посылая Кириаку приветствие, послал вретище с тремя горячими углями. Не удивился Каламонский старец, получив от Иулиана еще во вретище и угли, которые не потухли; он отослал угли обратно к Иулиану, налив, кроме того, во вретище воды и завязав его 58 . Преподобный Саламан Молчальник (память 23 января) жил и подвизался в IV веке. Он приснопамятен в христианской церкви тем, что первый принял на себя подвиг молчальничества и нес его всю жизнь. Преп. Саламан родился в селении Каперсане, находившемся в Самосатском округе и лежащем на правом берегу Евфрата. Решившись угождать Богу и достигать спасения путем подвижничества, он перешел на другой берег реки, поселился здесь в маленькой хижине и повел необыкновенный образ жизни. Он совсем заделал двери и окна хижины. Когда надобность была ему выйти, он пролезал под стеною. Выходил он, впрочем, редко, один раз в год, и это для заготовления себе пищи; в это только время затворник и видался с людьми и с ними разговаривал. Так прожил Саламан долгое время в совершенном отчуждении от мира и людей, проводя время в подвигах воздержания, молитвы, богомыслия, терпения и злострадания, беседуя только с единым Господом. Как был непоколебимо тверд подвижник в принятом на себя подвиге молчальничества, показывают два случая из его жизни. Узнав о Св. муже, архиепископ самосатский вознамерился поручить ему каперсанскую паству, предложив ему сан пресвитерский. Он сам отправился к подвижнику и, прибыв к его дивному убежищу, приказал проломать часть стены хижины; войдя затем в хижину и благословив затворника, стал к нему говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Павлин Милостивый был епископом Ноланским в Италии. Жил в конце IV и начале V века. Происходил из знатной фамилии. При прекрасных дарованиях, получив высокое образование, он 20-летним юношей был сделан сначала римским сенатором, а затем консулом и, наконец, губернатором области в Кампанию. Приняв христианскую веру, св. Павлин совершенно переменил образ жизни: продав свои богатые имения и раздав все деньги бедным, он начал терпеть произвольную нищету. Тогда друзья и знакомые стали презирать его; даже слуги смеялись над ним; но он переносил все это. Затем св. Павлин предался уединенной жизни и скоро принял сан пресвитера, а потом избран был во епископа в г. Нолу. Во время его епископства вандалы (дикий народ) напали на Италию и, опустошив города, увели многих в плен в Африку. Св. епископ начал выкупать пленных. Однажды, когда просила его бедная вдова о выкупе ее сына, он убедил ее свести его самого для выкупа. А это послужило к тому, что князь вандальский отпустил всех пленных, когда св. Павлин предрек ему царский престол, и он узнал, что св. Павлин не простой человек, а епископ. Скончался св. Павлин в 431 г., будучи 78 лет. Мощи его хранятся в Риме. Преподобный Максим ради спасения принял добровольную нищету и посвятил себя на служение ближним. Оставив себе только одну и притом ветхую одежду, все, что имел, отдавал нуждающимся. Жил в хижине, двери которой не запирались, и всякий, кто имел нужду в помощи или совете, входил к нему когда угодно. Бог удостоил святого дара чудотворения: в хижине его стояли два сосуда, один с хлебом, другой с маслом, из коих святой раздавал хлеб и масло бедным, и сосуды не оскудевали. Жил св. Максим в г. Кире, в IV веке. Преподобный Саламан был молчальником. Найдя себе пещеру на берегу реки Евфрата, жил в ней в молчании. Епископ ближайшего города, узнав о высокой жизни подвижника, хотел посвятить его в пресвитера, вошел в его пещеру и поведал ему свое желание. Но св. молчальник не сказал ни одного слова епископу. В другой раз жители города перевели его в хижину на другую сторону Евфрата; и тут святой продолжал свое молчание. Так он прожил до конца своей жизни. Жил св. Саламан в конце IV столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Хотя нашему рациональному мышлению недоступно понимание природы смирения, мы можем видеть признаки смиренномудрия в человеке. Таких признаков существует множество, но главными являются бесстрастие и полное предание человеком себя в волю божию. Эти два признака смирения можно было наблюдать, например, у преподобного Саламана Молчальника. Святой Саламан поселился в селении на западном берегу Евфрата в маленькой хижине, в которой наглухо затворил дверь и окно. Раз в год он выходил наружу через подземный ход и запасался пищей. Местный епископ, узнав о праведнике, пожелал посвятить его в сан священника. Разобрав часть стены хижины, посланцы епископа взяли Саламана и доставили его к владыке, который и рукоположил преподобного. Через некоторое время епископ, так и не услышав от подвижника ни одного слова, приказал доставить его в хижину, а стену вновь заложить. Между тем жители селения Каперсаны, где родился преподобный, загорелись желанием видеть святого в своём селе. Однажды ночью они взяли Саламана, привели его в Каперсану и поселили в заранее построенной хижине. При своём переселении Саламан не спорил, не сопротивлялся и даже не проронил ни слова. Вскоре жители селения, в котором преподобный жил ранее, так же ночью пришли к его новому жилищу, разобрали хижину и отвели Саламана на прежнее место жительства. Смиренный молчальник и на этот раз не сопротивлялся и не требовал, чтобы его оставили в покое. Таким было смирение великих святых. В какой-то мере эту добродетель может, а лучше сказать обязан, приобрести каждый из нас. (Протоиерей Вячеслав Тулупов) Счастливый человек Было у одного богача всё, что желают люди. Миллионы денег, и разубранный дворец, и красавица жена, и сотни слуг, и роскошные обеды, и всякие закуски, и вина, и полная конюшня дорогих коней. И всё это так прискучило ему, что он целый день сидел в своих богатых палатах, вздыхал и жаловался на скуку. Только ему и было дело и радость - еда. Просыпался он - ждал завтрака, от завтрака ждал обеда, от обеда - ужина. Но и этой утехи он скоро лишился. Ел он так много и так сладко, что испортился у него желудок и позыва на еду не стало. Призвал он докторов. Доктора дали лекарства и велели ходить каждый день по два часа на природе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

Эти два признака смирения можно было наблюдать, например, у преподобного Саламана Молчальника. Святой Саламан поселился в селении на западном берегу Евфрата в маленькой хижине, в которой наглухо затворил дверь и окно. Раз в год он выходил наружу через подземный ход и запасался пищей. Местный епископ, узнав о праведнике, пожелал посвятить его в сан священника. Разобрав часть стены хижины, посланцы епископа взяли Саламана и доставили его к владыке, который и рукоположил преподобного. Через некоторое время епископ, так и не услышав от подвижника ни одного слова, приказал доставить его в хижину, а стену вновь заложить. Между тем жители селения Каперсаны, где родился преподобный, загорелись желанием видеть святого в своем селе. Однажды ночью они взяли Саламана, привели его в Каперсану и поселили в заранее построенной хижине. При своем переселении Саламан не спорил, не сопротивлялся и даже не проронил ни слова. Вскоре жители селения, в котором преподобный жил ранее, так же ночью пришли к его новому жилищу, разобрали хижину и отвели Саламана на прежнее место жительства. Смиренный молчальник и на этот раз не сопротивлялся и не требовал, чтобы его оставили в покое. Таким было смирение великих святых. В какой-то мере эту добродетель может, а лучше сказать обязан, приобрести каждый из нас. Каким образом? Об этом в следующих главах. Глава 2. Смиренномудрие Познание собственной немощи Святые отцы часто потребляли слова «смирение» и «смиренномудрие» как синонимы, но тем не менее придавали им различное значение. В святоотеческом понимании смиренномудрие – это правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире. Именно смиренномудрие рождает смирение, которое представляет собой не что иное, как состояние внутреннего сердечного мира. Следовательно, если мы желаем приобрести смирение, нам сначала надо стать смиренномудрыми. Чем же характеризуется смиренномудрие и каким образом его можно достигнуть? Прежде всего надо сказать, что смиренномудрие рождается в человеке от осознания собственной немощи и собственного ничтожества.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Григорий, в 13 веке. 8 авг. Cu нопия, Sinope, в Пафлагонии. Филолог, из 70. 5 ноября. Фока еп., муч. при Траяне. 22 сент. и 22 июля. Фока вертоградарь, муч. ок. 320. 22 сент. Руфин диакон, Акилина и 200 воинов, мучч. ок 310. 7 апр. Сиракузы, в Сицилии. Маркиан еп., ученик ап. Петра. 30 окт. Лукия девица, муч. в 304. 13 дек. Зосима преп., епископ, ум. ок. 660. 30 марта. Сирия. (Сн. Антиохия, Анамея, Арефуза, Варвалисс, Емиса, Иераполь, Капетолия, Келесирия, Кир, Лаодикия, Росафа, Самосата). Афинодор монах, муч. при Диоклет. 7 дек. Антоний муч. 9 ноября. Преподобные 4 века: Поплий, ум. ок. 380. 25 янв. Симеон ветхий, ум. ок. 390. 26 янв. Саламан молчальник, ум. ок. 400. 23 янв. Акепсим. 3 ноября. Мавсима пресв. 23 янв. Палладий. 28 янв. Малх. 26 марта. Преподобные 5 века: Македоний, ум. ок. 420. 24 янв. Зинон, ум. 413–420. 30 янв. Мар певец, ум. ок. 430. 25 янв. Евсевий пустынник, ум. ок. 440. 15 февр. Иаков отшельник, ум. позже 457. 26 ноября. Симеон столпник, ум. 459. и Марфа, мать его. 1 сент. Фалалей, ум. ок. 490. 27 февр. Домнина дева. 1 марта. Агавва ИзмаильтянИн.22 ноября. Антиох пустынник, Антонин, Дамиан, Зевин, Иоанн, Моисей, подвизавшийся близ Рамы, Полихроний и ученик его Моисей. 23 февр. Варадат, Фалласий и Лимний. 22 февр. Марон. 14 февр. Преподобные 6 века: Симеон столпник, Дивногорец, ум. 596. 24 мая. Марфа, мать его. 4 июля. Петр молчальник. 26 ноября. Роман. 27 ноября. Марина и Кира. 28 февр. Сармия, Sirmium, в Паннонии, к западу от нынешнего Белграда. Ириней еп., муч при Диоклетиане. 26 марта. Сицилия. (Сн. Акрагант, Катана, Сиракузы, Тавромений). Маркелл ссвященномуч., ученик ап. Петра. 9 февр. Никон преп. и 199 учеников его, мучч. при Декии. 23 марта. Вавила с двумя учениками, мучч. 3 века. 24 янв. Евфалия дева, муч. 2 марта. Феоктист игумен, 5 века. 4 янв. Скит, пустыня Ливийская, к западу от Нитрийской. В ней подвизались преподобные 4 века: Макарий Египетский, ум. 390. 19 янв. Исаия. Субб. с. Агафон. 2 марта. Моисей МурИн.28 авг. 5 века: Арсении Великий, ум. ок. 450. 8 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Вскоре жители селения, расположенного на другом берегу, где ранее спасался преподобный, пришли ночью к новому его жилищу и услышали, что он творит такую молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня и всех служащих имени Твоему и поклоняющихся Тебе, Истинному Богу нашему». Поселяне разобрали келию и отвели святого к себе, блаженный молчальник и на этот раз нисколько не противился и не требовал, чтобы его оставили. Соделав, таким образом, себя мертвым для сей жизни, он в самом точном смысле мог повторись апостольское слово: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20). В такой высокой степени, как никто другой, умертвив в себе плотское человека, блаженный Саламан до конца совершил свой подвиг и, ликуя, переселился в небесные обители [ 2 ]. VI Вселенский собор был в 680 году при императоре Константине Погонате [ 1 ] в Константинополе, против монофелитов, которые, для примирения монофизитского учения с православным, признавали в Иисусе Христе два естества подобно православным, но, подобно монофизитам, допускали в нем лишь одну волю — Божественную [ 2 ]. Распространение этого учения вызвало большие смуты в Церкви и вызвало со стороны православных ревностных защитников православия, которые открыто выступили против монофелитства, видя в нем лишь прикрытое монофизитство [ 3 ]. Эдикты государей, явно признававшие во Христе одну волю, но в то же время, для прекращения смут, предписывавшие избегать выражений и об «единой» и о «двух волях» во Христе [ 4 ] и даже наистрожайше повелевавшие прекратить безусловно все прения о спорном вопросе, под опасением гражданского преследования ослушников [ 5 ], дали только повод к большему раздражению и произвели со стороны доблестных защитников православия даже мучеников [ 6 ]. При этом восточные и западные отцы и представители церквей разделились, так как среди первых было много монофелитов, а западная церковь открыто заявила себя против ереси и выступила в защиту православного учения.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Из городов важнейший был Самосат, главный город области; он лежал на Евфрате. Из указаний Истории боголюбцев и Луга духовного видно, что подвижничество и в этой области процветало: были в ней иноческие обители, были подвижники, славившиеся высокими подвигами, исполненные благодатных даров. Преподобный Симеон, первый столпник, решившись проводить подвижническую жизнь, поступил в обитель, находившуюся в соседстве с Сисаном, селением, из коего он происходил, а это селение лежало близ границы Киликии с Комагеною 52 . Столпник Иулиан подвизается в своей обители, в местечке Колпе 53 . Саламан несет великий подвиг молчальничества в окрестностях Самосаты 54 . Монастыри: Сувив Бессов, Сувив Сирский и киновия Хоремвская, о коих упоминается в Луге 55 , находились в Комагене же. Известны только два подвижника комагенских: Иулиан и Саламан; к ним по праву должно присоединить еще священномученика Евсевия, епископа самосатского, славившегося высоконравственною жизнью. О преподобном Иулиане Столпнике упоминается в Луге духовном 56 . Он жил в восточной части Палестины, за Иерусалимом, именно в 20 милях от Каламонской лавры, а затем подвизался на столпе в Комагене, в 24 милях от киликийского столпника Симеона. Видно отсюда, что преп. Иулиан одну часть подвижнической своей жизни провел в Комагене, другую же – в Палестине. В Луге духовном повествуется о нем следующее: В 47 милях от города Егеи 57 , стоял столпник по имени Симеон. Когда он, пораженный молниею, скончался, тогда авва Иулиан, столпник в Колпе, не в обычное время приказал ученикам своим положить фимиам в кадило, и когда они спросили его: скажи нам, отче, для чего это? то он им отвечал: брат Симеон, который жил в Егеи, умер от удара молнии, и душа его отходит теперь с радостью. А эти два старца жили на расстоянии двадцати четырех миль. Авва Стефан Трихинский рассказывал нам еще, говорится в Луге, об этом же авве Иулиане столпнике следующее. В окрестностях того места, где жил Иулиан, завелся лев и пожирал многих путешественников и туземцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Савин преп., еп. (Катанский). 15 окт. Садок, еп. Персидский и 128 мучч., постр. в 341 году. 20 февр. и 19 окт. Сакердон, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Саламан молчальник, пресвитер Сирийский, ум. ок. 400. 23 янв. Саломия, приявшая Христа при рождении. В неделю праот. Саломия, мать апп. Иакова и Иоанна. В нед. Мироносиц. Самей прор., при Ровоаме. 9 янв. Симон, муч. Едесский при Максимиане, ок. 306 г., с Гурием и Авивом. 15 ноября. Сампсон. В нед. праот. Сампсон странноприимец, преп. Цареградский, ум. ок. 530. 27 июня. Самуил пророк. 20 авг. Самуил, муч. Палест., в 309 г., с Памфилом пресв. 10 февраля. Сарвил и Вевея, мучч. Едесские при Траяне от Лисия. 15 окт. Сарвил муч., с Терентием и Неонилой, и др. 28 окт. Сарвил муч. 5 сент. Сармат, преп. 4 века, ученик Антония В. В субб. сырную. Сарра, жена праотца Авраама. В нед. праот. Сарра, преподобная Египетская. В субб. сырную. Сасоний, муч. Персидский 313 г., с еп. Нирсой и др. 20 ноября. Сатир, муч. Африканский ок. 203 г., с Перпетуей и др. 1 февр. Саторин, муч. при Декии и Валериане, с Кодратом. 10 марта. Саторнил, муч. Африк. ок. 203, с Перпетуей и др. 1 февр. Саторнин, муч. Диррахийский при Траяне, с Перегрином и др. 7 июля. Саторнин, из 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Саторний, Иакисхол и др., семь мучч. Керкирских, с апп. Иасоном и Сосипатром. 28 апр. Сатурнин, проповедник Евангелия в Галлии в 1 в., с муч. Лукианом. 3 июня. Сатурнин, муч. Римский ок. 305 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Сатур, муч. Кампанийский, с Лукией девицей и др. 6 июля. Севастиана, мученица Ираклийская при Дометиане. 10 сент. Севастиан воин, муч. 1 века, с Фотинией Самаряныней. 20 марта. Севастиан, защититель церковный, Никострат, протоскриниарий и и др. мучч. Римские при Диоклетиане. 18 дек. Северин и Севериан, мучч. Петрагорийские 1 в., с Фронтасием и др. 5 июня. Севериан, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Виктором и др. 18 апр. Севериан, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Севериан, муч. Вифинский при Максимиане, с Агафоником. 22 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

I. Блаженный Исихий жил в в. Он подвизался на афонской горе. Св. Иоанн Лествичник рассказывает, что выздоровев от тяжкой болезни, которая произошла от небрежения о своей душе, Исихий затворился в своей келлии и безмолвствовал 12 лет, не выходя из нее. При этом хлеб и вода служили пищею святому подвижнику. Когда перед смертию блаженного Исихия братия вошла в келлию его, то только следующие слова произнес подвижнике: «простите; ни един, память смертную имый, возможет согрешити когда». С этими словами скончался блаженный. Братия с честию погребли его святые останки. Дивное безмолвие этого подвижника образовало впоследствии на Афопе целый скит безмолвников, – исихистов. (Ч.-М. окт. 3 дня, сн. кн.: «Дни богослужения», прот. Дебольского, кн. 1, стр. 587). II. Препод. Саламан, родом из города Каперсана, находившегося на берегу реки Евфрата нашел на берегу реки уединенную пещеру и затворился в ней, пребывая в молчании. Епископ того города, узнав о высокой жизни подвижника и желая его поставить пресвитером, раскопал одну сторону пещеры, вошел к молчальнику и, возложив на него руки, поведал ему о своем намерении. Молчальник в ответ не сказал епископу ни одного слова. Святитель вышел из пещеры и снова велел закопать ее. В другой раз жители того же города Каперсана раскопали пещеру, увели святого молчальника на другой берег реки, построили ему хижину и затворили его в ней; Садаман не сопротивлялся и продолжал молчать. Через несколько дней жители другого селения пришли к святому ночью и нашли его молящимся. Посетители отперли хижину молчальника и увели его к себе. Святой и здесь не произнес ни одного слова. Оставаясь добровольно немым, Саламан прожил так до конца своей жизни. Скончался ои около 400 года. (Пролог). III. Арсений Великий (умерший в 448 г.), покинув блестящий византийский двор, весь отдался молитве. Однажды он воскликнул: «Господи! на ставь меня, как спастись», и услышал голос; «Арсений, беги от людей и пребывай в молчании: оно корень святой жизни». И Арсений, с благословения своего духовного наставника, отправился в глубь пустыни и жил там один. Высшее наставление о уединении и безмолвии он обратил в неизменное правило своей жизни, которое нарушал только по крайней нужде.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005