Патриаршее слово на открытии Международной конференции «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в Православном мире» 11 декабря 2007 г. 14:11 11 декабря в Президентском зале Российской Академии Наук Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил первое заседание Международной церковно-научной конференции «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире» , посвященной 600-летию со дня преставления прп. Саввы Сторожевского. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам конференции с приветствиями. Догорой отец наместник, дамы и господа, дорогие братья и сестры! Нынешний 2007 год освящен знаменательным событием в жизни Русской Православной Церкви — 600-летием со дня преставления одного из наиболее почитаемых святых земли русской — преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского чудотворца. Отрадно, что мы собрались вместе в этом юбилейном году, чтобы осмыслить наследие этого великого угодника Божия, его влияние на историческое развитие нашей страны, на ее культуру. Жизнь свидетельствует, что существует неразрывная духовная связь между нашими далекими предками и нами, православными христианами XXI века. Наша задача всячески поддерживать этот источник христианской мудрости и святости в нравственной чистоте. Возвращение святых мощей преподобного Саввы в основанную им обитель в 1997 году поистине стало знаменательным событием в жизни России. Имя преподобного Саввы, наряду с именем его великого учителя прп. Сергия Радонежского, стало одним из символов возрождения великого государства российского. Как и в былые времена, память о преподобном Савве стала для каждого православного христианина призывом к духовному совершенству. Она помогает умножать веру, надежду и любовь. Эта международная конференция проводится совместно с представителями Сербии. Промыслом Божьим у одних из самых почитаемых святых сербского и русского народов — святителя Саввы Сербского и преподобного Саввы Сторожевского один небесный покровитель – прп. Савва Освященный. Святитель Савва Сербский являлся видным государственным деятелем Сербии, и в свою очередь преподобный Савва Сторожевский всегда почитался царской фамилией, как молитвенник о царях Богоизбранных. Тем интереснее участникам конференции будет проследить как параллели в житии наших великих славянских святых, так и параллели в историческом и духовном развитии наших братских стран.

http://patriarchia.ru/db/text/336381.htm...

Спустя несколько дней, император призвал к себе освященного Савву и сказал ему: «я слышал, отец, что ты основал много монастырей в пустыне. Если хочешь, проси выгод для живущих в этих монастырях, где бы они ни были, – мы их дадим тебе; только пусть монахи молятся о нас и о вверенном нам государстве». На это старец сказал императору: «монахи, молящиеся о Вашем благочестии, не имеют нужды в таких выгодах; ибо их жребий и приобретение есть Господь, одождивший в пустыне хлебы с небесе людем непокаряющимся и противу глаголющим ( Ис.65:2 ; Исх.16:4 ). Но мы просим у Вас, благочестивейший император, свободы от податей, дабы могли быть устроены св. Палестинские церкви, просим снова создать сожженные Самарянами священные храмы и подать помощь Палестинским христианам, ограбленным и пришедшим в бедность; также умоляем Вас выстроить во св. граде одну больницу для больных странников, также выстроить там и украсить новую церковь во имя Богородицы, которую заложил несколько времени тому назад архиепископ Илия. Все это исполнить весьма подобает вашему благочестию. Кроме того, просим Ваше величество приказать знаменитейшему Сумму, чтобы он, для отражения Сарацынских набегов, построил на государственный счет в пустыне крепость близ монастырей, устроенных моим смирением. Я уверен, что за эти пять богоугодных дел Бог присоединит к Вашему государству Африку и Рим и все остальное Гонориево государство, которое потеряли императоры, царствовавшие прежде Вашего благочестивого величества. Сверх сего просим Вас искоренить Ариеву, Несторову и Оригенову ереси и освободить церкви Божии от заразы их». Теперь я скажу, – почему Савва предложил императору об искоренении только этих трех ересей. Что касается Ариевой ереси; то Готфы, Визиготы, Вандалы и Гепиды, будучи арианами, владели всем западом, а Савва по вдохновению Божию знал достоверно, что император покорит их своей власти. О Несториевой ереси Савва упомянул потому, что некоторые из пришедших с ним монахов, споря во дворце с отступниками от правоверия, оказались защитниками Феодора Мопсуестского. А об искоренении, вместе с помянутыми ересями, гибельной Оригеновой ереси Савва просил потому, что между монахами, при нем бывшими, нашелся один монах, родом из Византии, который, будучи принят в новую лавру в числе других, принятых с Нонном по кончинн игумена Агапита, держался Оригеновых мнений. Он притворно защищал Халкидонский собор, а в самом деле держался Оригеновых мыслей. Поэтому отец наш Савва, услышавши о сем и вспомнивши слова блаженного Агапита, употребил строгость, отверг от себя и отлучил от своего сообщества как Леонтия, так и державшихся мнения Феодора Мопсуестского, а императору внушил искоренить ту и другую ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Савва, ныне сделавшийся гражданином небесного града, родом был из села Муталаски, Каппадокийской области. Село сие зависело от Кесарии и прежде по своей незначительности и неважности было неизвестно, но потом у всех сделалось весьма славным вследствие происхождения из него этого божественного юноши, подобно тому, как селение Армафем, бывшее прежде неизвестным и весьма маловажным, сделалось славным во всем мире с того времени, как в нем родился Самуил, с младенчества посвященный Богу ( 1Цар.1:1 и след.). У Саввы родители были христиане и притом весьма благородные, по имени Иоанн и София. Он родился от них в 17-й год правления Феодосиева, как это мы верно знаем по точному исчислению лет жизни его. Вскоре по рождении Саввы, отец его взят в воинское состояние в Александрию, причислен к так называемым Исаврянам и по сему случаю с своею супругою переселился из Каппадокийской страны в Александрию. Священный юноша Савва, будучи тогда около 5 лет, по Божию провидению, оставлен с родительским имением в помянутом селении Муталаске у своего дяди по матери, именем Ермия , у которого жена была злонравная. По сей причине, испытывая здесь неудовольствия, он удалился к Григорию, который был ему дядей по отцу, и который жил в селении Сканде, отстоящем от Муталаски на три стадии. По прошествии непродолжительного времени, когда дяди его Ермий и Григорий начали между собою спорить о нем и об имении его родителей: Савва, подобно великому пророку Иеремии ( Иер.1:5 ), будучи предизбран Богом от чрева матери и предузнан прежде зачатия своего, презрел все житейское и удалился в монастырь, называемый Флавианы, отстоящий на 20 стадий от села Муталаски. Будучи принят в оный от архимандрита и причислен к монашескому лику, он научился строгости монашеской жизни: в короткое время изучил Псалтирь и узнал прочие постановлениа общежительного устава. Между тем упомянутые его дяди помирились между собою и многократно покушались склонить его к выходу из монастыря, дабы, как они говорили, он вступил во владение землями, принадлежащими его родителям. Сверх сего, они убеждали его вступить в брак; но Савва, будучи охраняем Богом, избрал лучше день един во дворех Божиих, нежели предаться мирским суетам ( Пс.83:11 ). Поэтому он никак не согласился оставить сию скромную жизнь; ибо он имел в мыслях сие изречение Господа: никто же возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божии ( Лк.9:62 ). Притом Савва размышлял и говорил сам в себе таким образом: тех, которые мне советуют оставить Бога, я убегаю как змей; ибо тлят обычаи благи беседы злы ( 1Кор.15:33 ); я боюсь, чтобы, ослабевши от непрерывных забот, не подпасть проклятию пророка, который говорит: прокляти уклоняющиися от заповедей твоих ( Пс.118:21 ). Таков был Савва издетства в ревности к благочестию!

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

3. Савва, ныне сделавшийся гражданином небесного града, родом быль из села Муталаски Каппадокийской области. Село сие зависело от Кесарии, и прежде по своей малости и неважности было неизвестно, но после, по происхождению из него сего божественного юноши, у всех сделалось весьма славным: подобно как селение Армафем, бывшее прежде неизвестным и весьма маловажным, сделалось славным во всем мире с того времени, как в нем родился Самуил, с младенчества посвященный Богу (1 Цар. 1, 1 и след.). У Саввы родители были христиане и притом весьма благородные, по имени Иоанн и София. Он от них родился в семнадцатый год правления Федосиева, как то мы верно знаем по точному исчислению лет жизни его. Вскоре по рождении Саввы, отец его взят в воинское состояние в Александрию, причислен к так называемым Исаврянам, и по сему случаю с своею супругою переселился из Каппадокийской страны в Александрию. Священный юноша Савва, будучи тогда почти пяти лет по Божью Провидению, оставлен с родительским имением в упомянутом селении Муталаске у своего дяди по матери, именем Ермия, у которого жена была злонравная. По сей причине, чувствуя здесь неудовольствия, он удалился к Григорию, который был его дядя по отцу, и который жил в селении Сканде, отстоящем от Муталаски на три стадии. 4. По прошествии непродолжительного времени, когда дяди его Ермий и Григорий начали между собою спорить о нем и о имении его родителей, Савва, подобно великому пророку Иеремии (Иерем. 1, 5), будучи предызбран Богом от чрева матери и предузнан прежде зачатия своего, презрел все житейское, и удалился в монастырь, называемый Флавианы, отстоящий на двадцать стадий от села Муталаски. Будучи принят в оный от архимандрита и причислен к монашескому обществу, он научился строгости монашеской жизни: в короткое время изучил Псалтирь, и узнал прочие постановления общежительного правила. Между тем упомянутые его дяди помирились между собою, и многократно покушались склонить его к выходу из монастыря, дабы, как они говорили, вступил он во владение земель, принадлежащих его родителям. Сверх сего они убеждали его вступить в брак; но Савва, будучи охраняем Богом, избрал лучше, бить у порога дома Божия, нежели предаться мирским суетам (Псал. 83, 11). Почему никак не согласился оставить сию скромную жизнь, ибо он имел в мыслях сие изречение Господа: никто взявшийся за соху и оглядывающийся назад не управит себя в царствии небесное (Лук. 9, 60). Притом Савва размышлял и говорил сам в себе таким образом: тех, которые мне советуют оставить Бога, я убегаю как змей: ибо худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33); я боюсь, чтобы ослабевши от непрерывных забот, не подпасть проклятию пророка, который говорит: прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих (Псал. 118, 21). Таков был Савва из детства в ревности к благочестию!

http://pravoslavie.ru/75933.html

Король Радослав и все его приближенные умоляли не покидать их: они боялись, что Савва не вернется, а это было бы для них великою утратой. Ободрив и благословив их, святитель отправился на побережье Адриатического моря. Этой областью управлял племянник Саввы, сын Вукана, великий жупан Джордже. Савва благословил народ, сел на корабль и отплыл в направлении Иерусалима. В Святом Граде его с братской любовью принял патриарх Афанасий. Он оказал Савве и его свите гостеприимство, разместив их в своей резиденции. Савва совершал богослужения в храме Воскресения, иногда с патриархом, иногда один. Он посетил все святые места, связанные с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. И здесь Савва, хотя и был охвачен сильными впечатлениями и погружен в созерцание, показал свой практичный разум. Он использовал любую возможность сотворить дело милосердия во имя Господа своего. Два таких случая представились ему по промыслу Божию в Акре и в Иерусалиме. Во время крестовых походов латиняне захватили в Акре православный храм, ранее принадлежавший Лавре преподобного Саввы Освященного, где веками оказывалось гостеприимство паломникам. Савва тут же выкупил церковь у латинян и возвратил законному владельцу. А в Иерусалиме он выкупил у мусульман дом, в котором находилась горница Тайной вечери, и завещал его Сербской Православной Церкви. После продолжительного пребывания в Иерусалиме Савва попросил у патриарха позволения и благословения посетить и прочие святые места Палестины. Патриарх с радостью дал ему рекомендательное письмо и пожелал счастливого пути. С этим письмом сербский святой покинул стены святого города. Глава 34. Стопами своего Учителя Если вы, отправляясь в паломничество во Святую Землю, ожидаете увидеть прекрасные пейзажи, то, конечно, будете разочарованы. Гораздо больше красивых мест можно встретить в Америке, в Швейцарии или на Балканах. В Палестине нет ничего особенного и исключительного. И все-таки это самое замечательное место на Земле – из-за Того, о Ком сказано: «Красен добротою паче сынов человеческих» ( Пс.44:3 ). Личность Господа Иисуса Христа сделала сии края необыкновенно прекрасными. Все прочее не имеет никакого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

      Потом явившись им обоим Божня Матерь сказала, чтобы они выстроили свой осо бенный монастырь в память Входа Ея во храм. Они избрали место, взяли благословение от Л рота Святыя Горы Афонския, и выстроили монастырь Хилендарь. Потом Савву сделал Пат риарх архиепископом, и послал его в Сербию, в отечество его.   А родитель его, прежде бывший царь Стефан, в иночест ве Симеон, препроводил остальную свою жизнь в Святой Горе Афонской, в своей обители Хиландарской ( монастырь Хиландар ), в монашеских по двигах, и с миром скончался. Супруга его такожде поступила в монашество, и в отечестве своем выстроила женский мона стырь, в нем постриглась и препроводила свою жизнь, и с ми ром скончалась. Архиепископ Савва, по смерти отца своего, святого Симеона, восхотел мощи отца своего перенести из Афонской Горы в свое отечество, Сербию.   Приехавши в Свя тую Афонскую Гору, призвал в свою обитель Прота и игуме нов, Ватопедскаго с братнею, и русскаго монастыря, и прочих множество монахов, и сделал в своей обители Хилсндарской великий праздник После малой вечерни откопали гроб свя того Симеона, вынули из земли его мощи, и поставили в со борном храме среди церкви.   Потом начали всенощное бде не в соборном храме, - с греками, по-гречески, а Савва в другом храме с своей братией и с русскими по-славянски. Когда начали петь полиелей, то из гроба от мощей святого Симеона потекло миро, и наполнило весь храм неизреченна-го благоухания. Греки удивились сему, и сказали архиеписко пу Савве. Все прославили Бога, и назвали святого Симеона Мироточивым.   Потом Савва с мощами своего родителя от правился в Сербию, а из гроба святого Симеона выросла лоза виноградная, которая и доныне приносит плод и делает чудотворения. Таковых имеет ктиторов святая обитель Хилендарская! Жезл, который Савва принес из Лавры Саввы Освященнаго и поставил на келий Успения Богородицы, близ Карей, доныне стоит цел, и келия называется по жезлу Патерисса. По-болгарски называется жезл патерица.     Скончался преподобный Симеон 13 февраля 1200 года. Мощи его стали источать миро. Преподобный Савва перенес останки отца своего на родину, в Сербию, и положил в церкви Пресвятой Богородицы на реке Студенице - isihazm.ru Святой Афон

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=531

Преподобный Савва Освященный 329 (память 5 декабря) родился в 439 году в Каппадокийской области, в селе Муталаска, в христианском семействе. Родители его по имени Иоанн и София происходили из знатной фамилии, были весьма богаты и славились особенно искренним благочестием. Когда отец его, служивший в одном воинском отряде, переселился с женою в Александрию, пятилетний Савва остался в Муталаске у своего дяди по матери – Ермия , но неудовольствия со стороны тетки, женщины злонравной и сварливой, побудили его перейти к дяде по отцу, Григорию, жившему в селе Сканда. Между Ермием и Григорием возникла вражда из-за племянника, так как каждому хотелось иметь его у себя, чтобы распоряжаться имением его родителей и извлекать из него для себя выгоды. Отрок, наделенный от природы острым умом, понимал свое тяжелое положение, видел, что он – причина ссоры и вражды между родными, и потому, оставив дядей, восьми лет от роду удалился в монастырь преподобного Флавиана, что находился в 20 стадиях от Муталаски. Святая обитель приютила отрока; под мирным кровом ее он вырос и развился; под благотворным влиянием святых подвижников сложились в нем внутренние убеждения, определилось его религиозно-нравственное настроение: он чувствовал в себе сильное влечение самым строгим подвижничеством служить и благоугождать Господу. Научившись чтению и письму, Савва скоро изучил Псалтирь, ознакомился со всеми порядками монастырской жизни, узнал правила и уставы иночества и старался во всей полноте соблюдать их и во всем подражать отцам-подвижникам. Иноческая жизнь со всеми ее подвигами, тягостями и лишениями была ему по душе. Он старался быть внимательным к внутреннему своему состоянию, вел борьбу с худыми помыслами и желаниями и старался их побеждать. Так, сильное искушение предстояло Савве, когда Ермий и Григорий, помирившись между собою, неоднократно являлись к нему и убеждали его оставить монастырь, вступить в брак и принять в управление отцовские владения. Чтобы сильнее подействовать на него, они живо изображали прелести жизни в мире, выставляли на вид недовольство родителей, скорбь матери. Но Савва, на деле испытавший тишину монастырской жизни, казавшейся ему райскою, видя, что лучше быть у порога дома Божия, нежели увлекаться мирской суетой, и содержа непрестанно в мысли изречение Господне: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия ( Лк. 9:62 ), твердо противостоял всем убеждениям дядей и остался в монастыре. Так же он поступил в другом случае. Работая в монастырском саду, Савва увидел однажды красивое яблоко. Ему захотелось съесть яблоко раньше положенного времени, и он недолго думая сорвал его. Но вдруг вспомнил о запрещенном яблоке, погубившем наших прародителей в раю, и тотчас бросил сорванный плод на землю и растоптал его ногами, укоряя себя за невоздержание и раскаиваясь в худом поступке. В наказание себе юный подвижник положил правило не есть яблок всю жизнь, каковое правило действительно сдержал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Да, это действительно так. Отец Алипий, используя в полноте свои умения реставратора, просто воскресил монастырь из руин. У меня на глазах произошла полная реставрация монастыря. Он меня и моих друзей, коллег использовал по реставрации памятников, и икон. И мы с радостью откликались на его просьбы. Мне запомнилась одна печальная история, связанная с этим. Почему она печальная, Вы потом поймете. Дело Однажды в летний день он говорит: «Савва, пойдем в Успенский пещерный собор, там за иконостасом (иконостас из огромных икон был поздний — начала ХХ века), мне кажется, — там должны быть фрески XVI beka. Когда храм строился, может быть, их даже писал сам преподобномученик Корнилий». Преподобномученик Корнилий — это один из основателей Псково-Печерского монастыря, которому Иван Грозный отрубил голову в гневе, а потом, раскаявшись, сам нес бездыханное тело по дороге к Никольскому храму, и эта дорога по сей день называется Кровавой. Прп. Корнилий сам и иконы писал и книги переписывал, и вот там, в храме, по мнению батюшки, должны быть фрески. А было солнечное воскресенье, не хотелось особенно работать. Я говорю: «Батюшка, если там эти иконы вынимать, они килограмм по сто весят». А он говорит: «Все уже вынуто — твое дело взять растворители и идти». Я взял элементарное промывочное средство, пришли туда — а там уже лесенка-стремянка стоит. «Вот давай промывай на высоте чуть выше человеческого роста», — говорит батюшка. Он уже все заранее рассчитал. А там, за иконами такой слой грязи и копоти, что уже ничего, никаких фресок не видно. Когда я промыл первое окошко, открылся великолепный фресковый лик XVI beka Саввы Освященного. Отец Алипий говорит: «Он хоть и не твой тезка (мой тезка Савва Вишерский), но все-таки Савва. Здесь будет восемь огромных фигур — выше человеческого роста». «Ладно,- говорю, — батюшка, вот съезжу в Москву, возьму на помощь своего коллегу, и будем реставрировать». А он говорит: «Нет, никакой Москвы — ты арестован. Звони Кириллу в Москву, что бы он срочно приезжал». И вот он нас здесь десять дней не отпускал, пока мы не промыли все фрески, и пока не открылась удивительная древнерусская красота. А батюшка уже все обустраивал: двери в диаконник поставили, Кирилл написал иконы в стиле XIX века, обнесли это место металлической оградой. Это радость была. Архимандрит Алипий тут же опубликовал свое открытие в Журнале Московской Патриархии, мне он поручил опубликовать в журнале декоративного искусства, потом в альбоме о Пскове. А потом он мне как-то сказал: «Савва, смотрите пока на фрески, умру — забьют опять». Я говорю: «Батюшка, вы что, это же уникально, это же святой Корнилий писал, это же как мощи, как мироточение». Через месяц после его смерти, в 1975 году, иконы поставили на место, и вот уже тридцать лет мы бьемся, что бы это было снова открыто. И я много об этом заботился, и духовенству об этом говорю.

http://pravmir.ru/savva-yamshhikov-i-arx...

Но не желая оставить место ненаселенным, он собрал сто двадцать монахов и поселил их в ней. Шестьдесят из них взяты были из Великой Лавры. Из числа сих патриарх рукоположил им игуменом некоего Иоанна, бывшего схоларием. Другие шестьдесят монахов были собраны из прочих православных пустынных монастырей. В числе сих последних монахов и я вызван был из обители святого Евфимия отцами Великой Лавры, по воле и определению божественного Иоанна, епископа и отшельника. Мы собравшись во Святом Граде, вышли из оного с патриархом и новым своим игуменом в селение Фекою. Поелику оригенисты дуком Анастасием были изгнаны из Новой Лавры, то мы заняли ее в двадцать третий год по кончине блаженного Саввы. Сими происшествиями окончилось гонение против правоверных. И я будучи намерен окончить здесь мое повествование о божественном старце, прилично могу произнести сии пророческие слова: да веселится пустыня и да цветет яко крин (Иса. 35, 1.), поелику Бог умилосердился над сынами ее, и сам в себе сказал сии слова: видя видех озлобление людей моих (Исх. 3, 78. 2, 24.) во Иерусалиме, и вопль их услышах и хочу изъяти их. Он восхотел, и посетил; посетил и спас и избавил нас от порабощения оригенистов, и изгнал их ото лица нашего и вселил нас в селениях их (Псал. 77, 54. 55.) и сделал нас наследниками трудов их яко да сохранить оправдания его и закона его взыщем (Псал. 104, 44, 45.). Слава ему во веки! Аминь. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Кира 11 января 2021, 23:06 Спаси, Господи. Очень интересное житие и очень хорошим языком изложенное. С Рождеством Христовым! Владимир Григорьевич 20 декабря 2020, 17:02 Благодарю редакцию за замечательную историческую публикацию! Какие люди у Господа?! Был в этом монастыре. Место святое, но ничего подобного о нем не слышал. Житие Саввы Освященного поразительно Его делами служения Господу и показательно для нас. К сожалению ничего подобного сейчас уже не встретишь. Современное комфортное христианство свидетельствуют о слабости нашего духа, об отсутствии церковной строгости и общинности. Идеология потребления и цифровизация обособила людей, способствует дебилизации и шаблонному мышлению, что приводит к погибели. Христианин не может быть модным и современным, человек - образ Божий! Сие житие нам пример. Святой Савва моли Бога о нас! Ирина 18 декабря 2016, 12:19 Преподобный отец наш Савва Освященный, моли Господа Бога о душах наших! Елена 25 декабря 2015, 21:56 Святый Савва Освященый моли Господа нашего Иисуса Христа о нас грешных. Спаси Господи. Наталья 18 декабря 2014, 22:17 Моли Бога о нас Святой Савва! Я была у стен монастыря Саввы Освященного весной, правда женщин внутрь не пускают, но все равно чувствуется благодать, постоянно вспоминаю это особенное место. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/75933.html

Итак, поскольку сей имел обыкновение в 14-й день месяца Генваря удаляться в совершенную пустыню и там проводить четыредесятницу: то и Савва, изменивши немного сие обыкновение, выходил из лавры по прошествии того дня, в который совершается память св. Антония, совершал память великого Евфимия, которая празднуется в 20-й день, и после сего уходил в совершенную пустыню. Там до праздника ваий он удален был от всякого общения с людьми. И это делал почти каждый год. Таким образом вышедши однажды в пустыню и ходя около Мертвого моря на месте, называемом Зоора, увидел он на море один дикий и весьма малый остров и захотел взойти на него и провести на нем дни поста. Когда он шел на него; то, по коварству и зависти злых духов, упал в одну рыхлую яму, лежащую при море. Из нее поднялся какой-то горячий пепел, который обжег Савве лицо, бороду и другие части тела, так что он много дней лежал без голоса, доколе некая божественная сила не пришла к нему, не исцелила его и не укрепила против нечистых духов. Впрочем, поскольку борода его сгорела, как мы сказали, и более не росла; то с того времени он остался без бороды. Посему, когда, по прошествии известных дней, он возвратился в лавру, отцы узнали его только по голосу и по образу жизни. Впрочем, он благодарил Бога за потерю бороды; ибо он почитал это делом промысла Божия, который соделал сие для того, чтобы он смирялся и не тщеславился большою бородою. Божественный подвижник Иоанн рассказал мне о Савве и следующее. Савва, намереваясь однажды удалиться в совершенную пустыню, дал Агапиту небольшую милоть, в которой было десять кусков сушеного хлеба; в них весу было около 10 унций. Вышедши из лавры, они пошли к Иордану. Ходя при берегу его к западу и к северной стороне, они пришли к одному утесистому месту, на верху которого была пещера. Савва будучи побуждаем любопытством, или лучше, бывшим ему откровением, с трудом взошел на утес. Вошедши в пещеру, они нашли в ней прозорливого отшельника. Когда они оба сотворили молитву, то отшельник с некоторым удивлением спросил: «кто тебе, раб Божий Савва, указал это место? Вот уже 38 лет прожил я в этой пещере с Богом и ни с одним человеком не виделся, и как ты теперь пришел сюда?» Блаженный Савва отвечал: «Бог, который открыл тебе мое имя, указал мне и это место».

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010