Когда внешняя и внутренняя жизнь монастыря была устроена, святой Савва решил исполнить свое давнее желание жить в безмолвии. Поставив вместо себя другого игумена, он удалился в Карею – центр Афона. Там он выстроил уединенную келлию и церковь во имя преподобного Саввы Освященного и поселился с тремя иноками, которые совершали богослужения в храме. Святой Савва усилил свои подвиги: ежедневно прочитывал Псалтирь, пищу употреблял раз в день, совершал особые поклоны в конце каждой службы. Во время безмолвия в Карее он написал устав для Карейской келлии и житие своего отца, преподобного Симеона, который скончался еще до поставления святого Саввы игуменом Хилендарского монастыря, 13 февраля 1200 года. По молитве святого Саввы Господь прославил мощи преподобного Симеона: они стали источником благовонного целительного мира. Вскоре после смерти отца святой Савва был хиротонисан епископом Ерисским Николаем во пресвитера, после чего вернулся в Карейскую келлию. По просьбе брата Стефана святой Савва перевез нетленные мощи своего родителя, преподобного Симеона, в Сербию, в монастырь Пресвятой Богородицы на реке Студенице. На родину он ехал через город Солунь (Фессалоники), где был посвящен в архимандриты. Святой Савва некоторое время управлял братией Студеницкой обители. В Сербии преподобный Савва к своим обычным подвигам иноческим присоединил труды апостольские. В разных городах Сербии он утверждал Православие, восстанавливал порядок в церковной службе, основывал обители, строил церкви, восстанавливал мир между враждующими. Так, преподобный Савва примирил своих братьев Вулка и Стефана. Своим словом он убедил Вулка подчиниться старшему брату и не злоумышлять против него. Стефана святой Савва венчал на царство – впервые в истории Сербии. Благодаря ему была предотвращена кровавая война между Сербией и Болгарией. За праведную жизнь Господь наделил Своего верного служителя даром чудотворений: многие по его молитве получали исцеление, одержимые освобождались от нечистых духов. Трудами преподобного Саввы православное благочестие все более утверждалось на сербской земле. Слава о святом подвижнике распространилась по всей Сербии. Это тяготило смиренного инока, и он вновь удалился на Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прп. Савва Освященный. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный». Кон. XV — нач. XVI в. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина) Прп. Савва Освященный. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный». Кон. XV — нач. XVI в. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина) 20 июля 516 г. по приказу Анастасия патриарх Илия был низложен, и в Иерусалим были введены войска под командованием наместника Олимпия. Новым патриархом был избран Иоанн III, один из диаконов Илии, к-рый согласился признать «Энотикон». Тем не менее вскоре после этого состоялось собрание монахов и епископата в большой базилике первомч. Стефана в окрестностях Иерусалима. На нем преподобные Савва Освященный и Феодосий Киновиарх, выйдя на амвон, провозгласили анафему всем, кто не признают 4 Вселенских Соборов, а также прошлым ересиархам и Севиру ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 148-152). Эта позиция вызвала всеобщее одобрение палестинцев, и тем самым ИПЦ вновь заявила о своей приверженности к православию. Патриарх Иоанн III, очевидно втайне согласный с архимандритами, не счел нужным противодействовать этому. Со своей стороны имп. Анастасий также решил временно прекратить дальнейшее давление на ИПЦ. Смерть имп. Анастасия 9 июля 518 г. положила конец успехам монофизитов. Новый имп. Юстин I объявил о поддержке православия, и уже 20 июля в К-поле состоялся Собор, признавший вероучение 4 Вселенских Соборов и объявивший о низложении Севира Антиохийского. Для ИПЦ офиц. восстановление православия стало едва ли не формальностью. После того как возврат к поддержке Халкидонского Собора был провозглашен в К-поле, 6 авг. 518 г. в Иерусалиме был созван Собор из 33 епископов во главе с патриархом Иоанном III, к-рый подтвердил приверженность Церкви к халкидонскому вероучению ( Mansi. T. 8. P. 1065). Изгнанный имп. Анастасием патриарх Илия I не успел узнать о торжестве своего дела - он умер 19 июля 518 г. ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 161-162). ИПЦ в эпоху имп. Юстиниана; оригенистские споры

http://pravenc.ru/text/293788.html

Пресвятая Богородица явилась к старцу и сказала ему, чтобы он перестал заграждать источник благодати и не препятствовал бы Иоанну заниматься составлением священных песнопений. 5. Преп Савва освященный Любящего брата огнь не жжет Один инок, намокший на дожде, положил для просушки одежду в печь и об этом забыл; между тем зажгли дрова, которые и запылали: инок, вспомнив о своей одежде, стал крайне скорбеть; преп. Савва, видя скорбь братнюю, перекрестился, бросился в печь и извлек одежду, сам оставшись невредимым. Благодарность идолопоклонников Однажды в пустыне встретил преп. Савва четырех Сарацын, изнемогших от голода, и накормил их корнями, собранными для себя. Чрез несколько дней они на это место принесли хлебы, сыру, фиников и бобов. «О горе душе моей! сказал преп. Савва. Эти люди за малое благодеяние, однажды им оказанное, столько благодарны; а мы, сколько мы неблагодарны, получая столько неизреченных даров от Бога». Святый не хочет священства ради смирения Преп. Савва ни за что не хотел быть посвященным во священники, и не возводил братьев иноков на эту степень; а литургисали по его просьбе приходящие священники. Призывание имени святого полезно Инок, посланный за делом, от сильной жары и жажды на пути чуть было не умер, но помянув св. Савву, вскричал: «Боже отца моего Саввы, не оставь меня», – и вдруг явилось облако над ним, которое, испустив росу, прохладило его и шло над ним до Лавры, осеняя его от зноя. Бог внушает другому мысль помочь нам Однажды Господь явился архимандриту Маркиану (в Вифлиеме) в видении и сказал: «ты здесь сидишь в покое, имея все необходимое, а брат Савва трудится в монастыре с братиею ради любви Божией, терпя голод, не имея нужной пищи, и некому подать ему потребного; пошли ему не медля хлеба, чтоб иноки не ослабли от голода.» Лев уступает пещеру святого Видя мятеж в Лавре, преп. Савва ушел в пустыню, зашел в львиную пещеру и там уснул. Лев пришел, разбудил его и стал за одежду вытаскивать его вон; преподобный пробудился и стал на молитву; по окончании его молитвы, лев опять принялся его тащить. Но преп. Савва сказал: «зверь! пещера пространна, нам обоим можно жить, ибо обоих нас Творец сотворил; а если не хочешь жить со мною, ступай отсюда, ибо я лучше тебя и создан по образу Божию»; – и лев как бы пристыженный, ушел. Чрез призывание имени святого и нечестивцы могут повелевать зверям

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В столичном районе Люблино освящен храм прп. Саввы Освященного 19 декабря 2014 г. 19:40 18 декабря 2014 года, в день памяти преподобного Саввы Освященного, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископ Воскресенский Савва и епископ Уржумский и Омутнинский Леонид совершили чин великого освящения храма преподобного Саввы Освященного в районе Люблино (Влахернское благочиние Юго-восточного московского викариатства) и Божественную литургию в новоосвященном храме. За Литургией архиереям сослужили: протоиерей Анатолий Родионов, благочинный Влахернского округа, настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино; протоиерей Владимир Чувикин, настоятель храмов Николо-Перервинского монастыря, ректор Перервинской духовной семинарии; протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Дубровке; священник Георгий Иванов, настоятель храма преподобного Саввы Освященного в Люблино; священник Иоанн Коваль, настоятель храма мученицы Татианы Римской в Люблино; священник Александр Лисовский, руководитель секретариата Объединенного викариатства, настоятель храма Живоначальной Троицы в Карачарово; духовенство Юго-восточного московского викариатства; За Литургией епископ Савва рукоположил в сан диакона иподиакона Вадима Попова, местом служения которого будет храм мученицы Татианы Римской в Люблино. По окончании Литургии епископ Воскресенский Савва преподнес в дар новоосвященному храму ковчег с частицей мощей преподобного Саввы Освященного. В завершении службы священник Георгий Иванов обратился со словами благодарности к Преосвященным владыкам, а также поздравил епископа Воскресенского Савву с днем тезоименитства. В дар Его Преосвященству был преподнесен ковчег с частицами мощей преподобномучеников лавры Саввы Освященного. Со словами поздравления к владыке Савве и к прихожанам новоосвященного храма обратились представители руководства района. От имени главы управы района Люблино А.П. Бирюкова приветствие произнес заместитель председателя Совета депутатов района Люблино В.В. Локтионов. Епископ Савва обратился к верующим с архипастырским словом. Новоспасский монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Преподобный Савва Освященный Память 5/18 декабря Преподобный Савва Освященный      Святой Савва , озаривший палестинскую пустыню своим житием, подобным ангельскому, родился в небольшом городке Муталаска, в Каппадокии , в 439 году. Уже в восьмилетнем возрасте он, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, вступил в расположенный неподалеку Флавианский монастырь. Несмотря на все старания его семьи вернуть мальчика назад, тот остался непреклонным в своем решении и быстро приобщился ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть. Однажды, работая в саду, он ощутил желание съесть яблоко, однако, едва лишь сорвав плод с ветки, силой преодолел в душе соблазн чревоугодия, сказав себе: «Хорош на вид и приятен на вкус был плод, принесший мне смерть посредством Адама, который возжелал того, что прельщало его плотские очи, и более заботился об услаждении своего чрева, нежели о духовном блаженстве. Неужели же мы станем, впав в духовную дремоту и оцепенение, удаляться от благостного воздержания?» Тотчас бросив яблоко на землю и поправ его стопами, он одержал победу над вожделением и за всю жизнь не вкусил более яблок. В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании. Проведя в этом монастыре десять лет, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим (456). Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики. Однако тот сперва отослал юношу в монастырь святого Феоктиста, поскольку не в его обычаях было принимать безбородых юнцов в число суровых пустынножителей. Под началом святого Феоктиста Савва, являя собой образец отречения от собственной воли и смирения, целый день неустанно служил братиям, проводя ночи в молитвах и песнопениях. Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем».

http://pravoslavie.ru/58196.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 18 декабря, Церковь вспоминает преподобного Савву Освященного 2 мин., 18.12.2023 Память одного из великих подвижников монашества  –  преподобного Саввы Освященного (+ 532 г.) празднует Православная Церковь 18 декабря. Будущий святой родился в V веке в Каппадокии (Малая Азия) в благочестивой христианской семье. Его отец Иоанн был военачальником. Когда Савве было пять лет его родители уехали в Александрию по делам службы отца, оставив сына на попечении дяди. В восемь лет Савва поступил в монастырь святой Флавианы, в котором вскоре научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Когда Савва повзрослел родители стали уговаривать его вернуться домой и жениться, однако юноша не захотел этого. Так, в 17 лет, он принял монашество. Спустя время, преуспев в молитвах и посте, Савва получил от Бога дар чудотворения. После 10 лет в монастыре святой Флавианы преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда  –  в обитель преподобного Евфимия Великого . Однако святой Евфимий направил святого Савву в соседний монастырь со строгим общежительным уставом, в котором тот и подвизался до 30 лет как послушник. Позднее преподобный Савва затворился в пещере, только в субботу он покидал затвор и приходил в обитель, участвуя в богослужении и принимая пищу. Вскоре святому разрешили совсем не покидать затвор, в котором он и пребывал последующие пять лет. Особенностью монашеского служения преподобного Саввы было то, что он стяжал большой духовный опыт, будучи еще относительно молодым. Видя это, преподобный Евфимий Великий называл его отроком-старцем. После кончины преподобного Евфимия в 473 году, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Спустя несколько лет к святому Савве стали приходить ученики  – так постепенно возникла известная Великая Лавра. После этого преподобный Савва Освященный основал еще несколько монастырей, совершая при этом разные чудеса: среди Лавры забил источник, во время засухи прошел сильный дождь, исцелялись больные и бесноватые. Также святой Савва написал первый устав церковных служб, т.н. «Иерусалимский», принятый всеми монастырями Палестины. В 532 году преподобный мирно отошел ко Господу. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-vspominaet-prepod...

Когда количество братий в Лавре увеличилось весьма значительно, то оказалось, что Богозданной Церкви было не достаточно для их богослужебных собраний: поэтому препод, Савва Освященный приказал построить «сперва хлебню и больницу, потом огромную церковь во имя Всехвальной Богородицы и Приснодевы Марии, потому что церковь созданная Богом, была тесна для умножившегося общества, при том и умножившиеся армяне с трудом могли вмещаться в малой молитвеннице. Посреди обеих церквей, там, где прежде препод, Савва видел огненный столп, он сделал паперть (mesaulon), также устроил в долине весьма построена и украшена всякою красотою, то в Лавру пришел архиепископ Илья, освятил церковь и поставил в ней освященный жертвенник, месяца июля в первый день, в девятый индиктион, в шестьдесят третий год жизни великаго Саввы. После сего препод. Савва перевел армян из малой молитвенницы в созданную Богом церковь для совершения в ней правила псалмопения на армянском языке» (стр. 150–151; pag. 263–264)» В этих постройках особенную услугу оказали препод. Савве два родные брата из Исаврии Феодул и Геласий, которые знали хорошо строительное искусство и которые, помимо сего, занимались устройством монастырей близ Лавры, так напр., у Фекойского потока, в так называемой новой Лавре (стр. 160; pag. 272), в пятнадцати стадиях от Лавры, от Кастеллии к западу в большой пещере, которая никем не была обитаема, так называемой пещерной киновии (стр. 166; pag. 277) и др. Всего препод. Саввою устроено семь славных монастырей, а именно: великая его Лавра, главная из всех палестинских лавр, после нея вторая по ряду новая Лавра и наконец, Лавра семиустная (h eptastomoz), потом киновии: кастеллийская, пещерная и так называемая Схолариеваи Заннова» (стр. 218; pag. 321). Во всех этих монастырях игуменами он сделал греков 10 (стр. 162; pag. 273; стр. 166; pag. 277; стр. 173; pag. 282). Препод.Савва устроил гостиницы для приходящих богомольцев в Лавре (стр. 174; pag. 283), в самом Иерусалиме (стр. 149; pag. 262) и в Иерихоне (стр. 137; pag. 253). За свою столь ревностную деятельность на пользу своей обтели и за свои высокие монашеские подвиги, по просьбе самих монахов, препод. Савва был возведен упомянутым уже архиеп. Саллюстием в архимандриты и «поставлен начальником и законодателем всех отшельников и всех, кои хотят жить в келиях» (стр. 148, 231; pag. 262, 333). Выпуск 32 11

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Преподобный Савва, несмотря на просьбы учеников, отказывался принять сан священника. Некоторые монахи, недовольные слишком строгим уставом святого Саввы, решили воспользоваться скромностью своего руководителя. Они пошли к Иерусалимскому Патриарху и попросили поставить им другого настоятеля вместо святого Саввы, который не был иереем. Патриарх послал за преподобным Саввой и против желания святого рукоположил его во священника: «Вот вам отец ваш и игумен вашей лавры, избранный Богом, а не людьми. Я, Патриарх Иерусалимский, только утвердил Божественную волю». С тех пор преподобный Савва стал именоваться Освященным, поскольку принял священный сан. Вскоре к святому Савве пришла его престарелая мать. Она сообщила о смерти отца и отдала своему сыну-игумену огромное наследство умершего родителя. Эти деньги преподобный Савва употребил на постройку монастырских зданий, а для матери устроил келью неподалеку от своей лавры, где она в монашестве провела остаток жизни. Всего святой основал 7 монастырей, главный из них – лавра преподобного Саввы Освященного. В этих монастырях еще при жизни основателя подвизались свыше 5000 монахов. И для всех без исключения святой Савва был добрым и заботливым отцом. Преподобный Савва немало потрудился для блага всей христианской Церкви. В 517 году трон занял император Анастасий, разделявший ересь монофизитов. Это лжеучение было осуждено на Четвертом Вселенском Соборе. Однако император Анастасий вновь принялся насаждать ересь. Тогда престарелый игумен Савва пришел в Иерусалим, встал посреди храма и громогласно объявил: «Знайте, христиане, чему учит наша святая Церковь . У Господа нашего Иисуса Христа – две природы: Божественная и человеческая. Поэтому Он именуется Богочеловеком. Прошу вас, не слушайте еретиков, даже если с ними – сам царь!» Авторитет Саввы Освященного был так велик, что с учением монофизитов в Иерусалиме было покончено. Савва Освященный остался в истории христианской Церкви и как автор первого богослужебного устава, называемого Типикон. В Русской Православной Церкви устав преподобного Саввы Освященного, называемый Иерусалимским, принят с XIV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Савва с учеником своим пришел на указанное место, и едва только копнули они землю, тотчас обрели отверстие пещеры: так что как будто сама земля отдавала им хранимое в ней сокровище. Можно подумать, что Матерь Божия Благодетельница Сама являлась преподобному в обители царьградской, и только ради смирения не признал он Явившейся. Принесши в монастырь найденное золото, Савва почитал его не своим и не лихоимствовал, но одну часть послал в Царьград, в обитель Эвергетиссы, другую раздал по монастырям святогорским, третью — по пустынным кельям отшельников, а четвертую внес в Хиландарь и разделил нищим, ибо для того и являлась ему Благодетельница, чтобы он благодетельствовал. И прежде говорили мы, какое сильное желание имел святой Савва отрешиться от всего мирского и безмолвствовать в уединении, но тогда он был удерживаем от этого сперва по причине молодости, потом по случаю прибытия к нему отца, затем по поводу двукратной его отлучки в царствующий град, и, наконец, по надобности создать собственную обитель. Когда же все это, для спасения братий, устроилось, — когда и игумен поставлен был, и отец препровожден до блаженного упокоения, Савва мог позаботиться и о самом себе. И вот удалился он в Карею, где нашел прекрасное место, оживленное источником воды и плодоносными деревами. Купив это место у прота, Савва построил себе там молчаливую келью с малой церковью во имя Освященного Саввы Иерусалимского. Отрекшись от многих сожителей, он удовольствовался лишь тремя, которые строго исполняли весь церковный устав [ 32 ], а сам, безмолвствуя в келье, упражнялся только в молитве и больше прежнего возобновил юношеские свои труды, состоявшие в посте и бдении, в коленопреклонениях и ночных стояниях. Он стал выше того, чем был некогда и, забывая заднее, по слову апостольскому, простирался в переднее (Флп. 3, 13): кто изочтет умиленные его слезы и тайные воздыхания? В таком подвиге Савва пребывал по смерти преподобного своего отца всякий день и всякий день как бы умирал памятью смертной. От чрезвычайного пощения страдала его печень и до такой степени стеснилась его утроба, что, хотя бы и желал он впоследствии принимать пищу, внутренняя болезнь возбраняла ему это. Впрочем, и самую свою болезнь принимал он с любовью, как если бы она послана была ему свыше, ибо смерть по Боге предпочитал он житию, преданному страстям, и помнил слово апостольское, что когда истлевает внешний человек, тогда обновляется внутренний. Во время безмолвия в Карее Савва написал и жизнь своего отца, преподобного Симеона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Достигнув блаженного бесстрастия и неколебимого предстояния Богу в душе, святой Савва приручал диких зверей, исцелял больных и молитвами призвал благодатный дождь на область, мучимую засухой и голодом. Преподобный продолжал и дело насаждения новых обителей в безлюдной пустыне, так что, помимо должности главы отшельников, на нем лежали обязанности духовника семи монашеских общин. Святой Савва мудро предводительствовал легионами смиренного Христова воинства, всеми силами заботясь о единстве в вере своей паствы. В 512 году он вместе с другими монахами был направлен в Константинополь к императору Анастасию, благосклонно относившемуся к монофизитам, дабы поддержать православную веру, а также добиться некоторых налоговых льгот для Иерусалимской Церкви. Императорская стража не желала поначалу впускать во дворец бедного и смиренного пустынника в ветхом одеянии, приняв его за нищего. Преподобный Савва произвел столь сильное впечатление на императора, что тот во время долгого пребывания святого в столице охотно призывал его к себе, наслаждаясь мудростью речей святого. По возвращении в Палестину Савва должен был вступить в упорную борьбу с еретическим патриархом Антиохийским Севиром. Сумев вновь завлечь императора в тенета ложных учений, Севир добился в 516 году смещения святого Илии с Иерусалимской кафедры. Тогда по призыву святых Саввы и Феодосия более 6 тысяч монахов собрались вместе, дабы побудить его преемника, патриарха Иоанна, продолжать защиту решений Халкидонского Собора. Услышав об этом, император уже был готов применить силу. Тогда святой Савва направил ему от имени всех монахов Святой Земли смелую петицию. Однако в том же 518 году Анастасий умер, и новый властитель Юстин I по милости Божией подтвердил свою приверженность Православию и распорядился внести Халкидонский Собор в святые диптихи. Святой Савва был тогда же послан в Скифополь и Кесарию, чтобы сообщить верным радостную весть о победе. В 531 году, во время кровавого восстания самаритян, святой Савва вновь отправился в Константинополь к благоверному императору Юстиниану, дабы заручиться его помощью и покровительством. Со своей стороны, он пророчески предсказал правителю предстоящее отвоевание Рима и Африки, а также будущую славную победу над монофизитством, несторианством и оригенизмом – события, которым суждено было прославить царствование Юстиниана.

http://pravoslavie.ru/58196.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010