О значении воздержания перед причащением можно судить по случаю, происшедшему в начале XX столетия. Епископу Иннокентию (Ястребову), викарию Киевской епархии, позвонил генерал-губернатор Трепов и сообщил, что в Виннице при загадочных обстоятельствах умер протоиерей. Его не хоронят, ожидая представителей высшей церковной власти. Епископ Иннокентий спешно приехал в Винницу. Покойный протоиерей оказался человеком средних лет. При вскрытии его тела все органы были обнаружены в целости, кроме желудка. Этот орган на вид был черного цвета и совершенно обуглившимся. Когда его извлекли наружу, он рассыпался на мелкие черные угольки. Врачи, участвовавшие во вскрытии, не смогли установить причину смерти протоиерея. Тогда стали расспрашивать жену покойного. Она со слезами рассказала, что на протяжении последнего года ее муж стал проявлять странность: каждое утро, перед тем как идти совершать литургию, он ел и пил. Сначала протоиерей ни на что не жаловался, затем стал ощущать жжение в желудке, дальше — постоянное горение. Из-за этого он перестал принимать пищу, а перед смертью беспрерывно вопил: — Огонь, огонь внутри!!! Выслушав рассказ супруги протоиерея, епископ Иннокентий сказал: — Божественную Евхаристию вместо покойного, видимо, совершал ангел, и Святые Дары сожгли кощунника. Несмотря на важность воздержания перед причащением, христианин должен соразмерять телесный подвиг со своим состоянием здоровья и духовным устроением. Строгость поста не должна превышать силы человека. Каждому христианину необходимо знать, что крайности в духовной жизни недопустимы. Преподобный Пимен Великий говорил: «Всё, что выше меры, — от бесов». Преподобный Севастиан Карагандинский делал строгие выговоры тем, кто самочинно, без благословения, перед причащением совсем не вкушал пищи по одному или нескольку дней. Таких самовольников он иногда даже не допускал до причастия. Слабым же и больным преподобный благословлял на ночь перед причащением (конечно, до полуночи) выпить чашку кипятка и съесть кусок булки, чтобы к утру им не сделалось плохо.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Темже во убозей келлии с братиею твоею затворился еси, наставляя Единаго Господа любити и Того ради вся земная соузы и сладости презирати, вопиюще Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разум имея Богом просвещенный, скорбь матери Твоея исцелил еси, отче наш, егда бо плачущи у двери келлии твоей рече ти: «Хощу видети вас, возлюбленная чада моя», воспросил еси: «Зде ли хощеши видети нас или во оном будущем веце?» Темже сладостными словесы твоими научена бывши, несомненную веру и надежду Вечныя Жизни в сердце своем прият и с радостию в дом свой отъиде, восхваляющи тя сице: Радуйся, земную любовь победивый, да небесную приумножиши; Радуйся, отвергий временная, да вечная приобрящеши. Радуйся, юным братиям твоим образ совершеннаго отречения явивый; Радуйся, и матерь твою надеждою вечных благ возвеселивый. Радуйся, ради бисера Христова вся красная мира сего презревый; Радуйся, возлюбити паче Христа никогоже восхотевый. Радуйся, яко Христа возлюбив, и матерь твою святою любовию возлюбил еси; Радуйся, яко плотское желание из сердца исторгнув, душу твою за братию положил еси. Радуйся, рабе, Господа твоего возвеселивый; Радуйся, Того возлюбити и нас научаяй. Радуйся, пустыни благоуханный крине; Радуйся, Царствия Небеснаго сыне. Радуйся, преподобне отче Пимене, молитвенниче о душах наших. Кондак 3 Силою Божиею храним и укрепляем, от силы в силу восходил еси, преподобне, и благодатных даров от Господа сподобился еси, якоже и единым точию словом бесы устрашати и прикосновением руки твоея недужныя от одра болезни воздвизати, яже видяще вси людие прославиша Бога, дивнаго во святых, вопиюще Ему: Аллилуиа. Икос 3 Имея невозвратное к Небеси устремление, преподобне, безмолвие паче всего возлюбил еси, темже и князя некоего, грядуща к тебе не восхотел еси прияти, бояся в сеть гордыни впасти. Толицей глубине разсуждения твоего удивляющеся и высоту смирения твоего прославляюще, усердно величаем тя: Радуйся, иноки преподобныя смирению научивый; Радуйся, и нам, немощным, сей путь законоположивый. Радуйся, яко истинное смиренномудрие в душе стяжал еси; Радуйся, сию бо добродетель, яко зеницу ока сохранити возжелал еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Velikij/

И какими прекрасными чертами рисуют пред нами святые отцы жизнь монастырскую! Мир им кажется страшно волнующимся морем, обитель – тихою пристанью. Монашеские кущи подобны многим небесам, распростертым на земле, которая обширнее и неизмеримее нашей, лики их обитателей – ликам ангельским. Занятия монахов те же, какие были у Адама до падения, когда он, облеченный славою, дерзновенно беседовал с Богом и обитал в блаженном раю. Едва начинает восходить солнце, или еще и до рассвета, встают эти светильники с мирного своего ложа. Не возмущает их ни печаль, ни забота, ни множество дел. С светлым лицом чистою совестью, едиными устами поют они гимн Богу всяческих, благодаря и прославляя Его за все благодеяния как частные, так и общие. Окончив священные свои молитвы, один берет пророка Исаю, другой беседует с апостолами, третий любомудрствует о Боге, о мире, о ничтожности жизни настоящей и о величии жизни будущей. С восходом солнца идет каждый к своему делу: один колет дрова, другой варит кушанье, тот служит странным, – все у них устроено как бы по какому-то правилу и мере; везде порядок, стройность, гармония (св. Иоанн Златоуст 4 ). Созерцая такие труды своих братий, преподобный Феодор Студит восклицал: «Вижу, чада мои возлюбленные, вижу, что трудитесь вы в службах ваших и все ходите на всегдашнее церковное последование, но не скорбите: от этих трудов возсиевает в вас веселие вечное! Не думайте, что вы всуе подвизаетесь, что напрасно трудитесь! Нет, нет, да не будет! – Но и разумно, и высоко, и достойно, и блаженно, и апостольски, и мученически, и отечески, и ангельски и небесно! 5 . «Знайте, – замечал и св. Василий великий , – что все, делаемое ради Бога, – немаловажно, но велико, духовно, достойно небес и привлекает нам вечные награды» 6 . Разделяя общие труды, все братия имеют одинаковую пищу, одинаковую одежду, одинаковые жилища. Здесь никто не жалуется на бедность, не превозносится богатством: здесь все благородны одинаковым благородством, – рабы одинаковым рабством, свободные – одинаковою свободой. Все здесь равно велики – по свидетельству преподобных отцев, Варсонуфия великого 7 и Феодора Студита 8 , все сияют славою мученичества потому только одному, что укрепленные благодатию Божиею возмогли они разлучиться от любви родителей и сродников, или и от вольного обычая, могут они сказать Господу, как и верховный апостол Петр: «Вот, мы оставили все, и последовали за Тобою, – что же нам будет?» и получить в ответ: «во второе пришествие сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых.» Все здесь, как величал преподобный Феодор Студит , – «мужи желаний, делатели Господни, люди израильские, слуги и служители храма Господня, сыны Каафовы и Мерарины 9 , воздвижущие честнейшие сосуды скинии истины!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему-то считается, – конечно, негласно, – что, приходя в Православную Церковь, человек должен совершенно перестать думать. Часто даже интеллигентные люди, когда заходит речь о духовных предметах, становятся по уму словно малые дети. Между тем, святой апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14; 20). И святые отцы называют мудрость, или духовное рассуждение, высшей добродетелью. В чем же она состоит и на чем основана? На следовании не нашим мнимым наитиям или даже подлинному духовному опыту (поскольку он неполный), а Божественному Откровению, заключенному в Священном Писании и Предании, то есть в Библии и святоотеческих творениях, без которых и Библию правильно понять невозможно». То есть нужно читать и читать Книги Священного Писания, и тогда и станут понятны слова Апостола, который предупреждает: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». И в другом месте: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4; 1); «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13; 5). Святитель Игнатий Брянчанинов также остерегает христиан от человекопочитания (гуруизма):   «Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела» . Об этом предупреждают и преподобный Пимен Великий, и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, и многие другие святые. Конечно, по слову Господа, в мире надлежит быть искушениям, соблазнам, но главное оружие против искушений, как говорит святитель Иоанн Златоуст – рассудочность! Заблуждаться в этом от­ношении опасно: старая и новая церковная история показывает нам, как целые группы ушли в раскол или ересь, уверенные в том, что их лидер непогрешимый «старец».

http://radonezh.ru/analytics/guruistiche...

26 декабря того же года было совершено наречение архимандрита Иоанна во епископа Подольского с сохранением прежнего послушания. В его слове, сказанном при наречении во епископа, поражает живое ощущение соборности Церкви: «Я большую часть жизни, – говорил архимандрит Иоанн, – провел на работе гражданской. Но меня всегда влекло к Церкви. В храме среди молящегося народа, вдохновляемый молитвой священников и укрепляемый благодатию совершающихся священнодействий, я приобретал жизнь, и свет, и утешение для своей души. Неоднократно путем личного опыта, как горького, так и отрадного, убеждался в том, что без Церкви я мертв, а с Церковью жив, без Церкви я слаб, а с Церковью согрет и собран. И я понял, что верующими людьми, вместе со всеми пастырями и архипастырями спасаюсь. И вот настал день, когда я должен был начать не только все получать от Святой Церкви, но и давать, то есть всем своим временем и силами служить Церкви». 28 декабря 1958 года, в Неделю святых праотец, в Богоявленском патриаршем соборе Святейший Патриарх Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, архиепископы Можайский Макарий и Днепропетровский и Запорожский Гурий, епископы Лужский Алексий, Дмитровский Пимен (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси) совершил хиротонию архимандрита Иоанна во епископа Подольского. Многолетней службе за границе способствовали высокая культура, глубокие знания и свободное владение немецким, английским и французским языками. Как уже было сказано, в Дамаске Владыка Иоанн был представителем Московской Патриархии, и у него было двенадцать приходов – шесть в Сирии и шесть в Ливане. В Берлине, будучи Патриаршим Экзархом Средней Европы, руководил работой православных церквей нескольких европейских стран. С 1962 по 1967 год он – митрополит Нью-Йорский и Алеутский, Патриарший Экзарх в Северной и Южной Америке. А в Ярославль он приехал сразу после США. Владыка Иоанн возглавил Ярославскую епархию – одну из древнейших и славных епархий нашей Церкви. На Ярославской земле родился великий игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский. Ярославский край дал Церкви множество святых угодников Божиих. Здесь служили Всероссийские Святейшие Патриархи Иов и Тихон, причисленный к лику святых. В первые несколько лет своего служения в Ярославле Владыка Иоанн посетил все приходы Ярославской и Ростовской епархии. Особенно заботился он о том, чтобы в дальнейшие приходы не оставались без священников, что в то время было совсем не легко. За время своего архипастырского служения он рукоположил 82 священника.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

3. Чтение Священного Писания и святых отцов. Святой Паисий Афонский говорил, что духовное чтение и молитва – это витамины, которые нужны душе ежедневно. Особенно это важно, конечно же, в дни поста. Я как-то услышала, что сретенские семинаристы в конце первого курса непременно сдают переписанное от руки Евангелие. Мне очень понравилась эта идея. Ведь написанное от руки очень глубоко входит в память, пронизывает ее. Это очень важный процесс, который, к сожалению, уходит из нашей жизни. Можно завести блокнот и каждый день поста выписывать хотя бы по два-три евангельских стиха Можно завести блокнот и каждый день поста выписывать хотя бы по два-три евангельских стиха. Вот, например, текст о том, как Петр шел ко Христу по волнам. Я его утром или накануне вечером выписала, а днем столкнулась с бурей местного значения или во мне самой вспыхнул шторм гнева, а я тут же, вспомнив утренний прочитанный и выписанный текст, мысленно зову с Петром: «Господи, спаси меня, погибаю, тону!» Так евангельский текст уже вошел в мою жизнь и ее немного, но вполне реально изменил! К концу поста у нас будет как минимум 40 текстов, которые мы к тому же потренировались ввести в свою жизнь. Это будет вполне осязаемым результатом! И, конечно же, постом начинаем усиленно читать святоотеческую литературу. А еще как замечательно поделиться прочитанным! Всякий раз, когда мы читаем и делимся святоотеческой мудростью, нашими незримыми собеседниками, а если дело происходит за столом, то и сотрапезниками, становятся Иоанн Златоуст , апостол Павел , преподобный Сергий Радонежский , авва Пимен, владыка Антоний . 4. Анализ прошедшего дня и самоиспытание. Хорошо бы завести еще один блокнот и вечером перед молитвой вспомнить и записать, что накопилось на душе за день. И уже после с этим листком перед глазами приступить к молитве, не просто каясь: «Вот, Господи, еще один день сикось-накось прошел», а прося прощения за конкретные грехи и помощи: «Господи, я тут и тут согрешил, тут и тут подумал, сказал, сделал. Не сделал, не заметил, не потрудился. Прости, очисти и помоги исправить это в завтрашней моей жизни».

http://pravoslavie.ru/159170.html

В житии святого Феодора, епископа Едесского, читаем, что блудница, будучи принуждена отчаянною супругою Адера, принесла Богу молитву о умершем ее сыне, что младенец воскрес по молитве блудницы. Блудница, приведенная в ужас совершившимся над нею, немедленно оставила греховную жизнь, вступила в монастырь и подвижническою жизнью достигла святости (Четьи-Минеи, июль, 9-й день). Такие события — исключения. Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, укрепляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания. В руководителя поведению нашему дан нам Самим Богом Закон Божий, то есть, Священное Писание и писания Отеческие. Апостол Павел решительно говорит: Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Сол. 3:6). Преданием здесь названо нравственное предание Церкви. Оно изложено в Священном Писании и в писаниях Святых Отцов. Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным (Алфавитный Патерик), очевидно, по нарушению этим старцем нравственного предания Церкви. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только смущают помыслы: смущающие помыслы, очевидно, бесовские; не надо им повиноваться, как действующим именно там, где мы получаем душевную пользу, которую они хотят похитить у нас. Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его. Тогда мы вступим на путь правильного суждения и душеспасительного благоразумия, когда, читая опыты и правила делания древних Отцов — послушания их, равно дивного и в руководителях, и в руководимых — увидим в современности общий упадок христианства, сознаемся, что мы неспособны наследовать делание Отцов в полноте его и во всем обилии его. И то — великая милость Божия к нам, великое счастье для нас, что предоставлено нам питаться крупицами, падающими с духовной трапезы Отцов. Эти крупицы не составляют собою удовлетворительнейшей пищи, но могут, хотя не без ощущения нужды и голода, предохранить от душевной смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3176...

В подтверждение предания приписывающего основание Угрешской обители Великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому – приведем монастырский Синодик, писанный полууставом в первой половине XVII века (но, как видно по многим признакам, списанный с древнейшего, от времени, быть может, пришедшего в ветхость и впоследствии совершенно утратившегося) – там на 34-м листе, читаем: «Род Благоверного Великаго Князя Димитрия Ивановича Донскаго Создателя святыя Обители сея» 9 . Что касается до предания о явлении святой иконы Великому Князю, скажем, что хоти летописи об оном и умалчивают, и нет иных памятников письменных, о том свидетельствующих – мы имеем в самом монастыре драгоценный памятник, который служит самым ясным доказательством, что явление иконы не есть вымысел наших предшественников – это самая икона Святителя. Она имеет вид глубокой древности, прославленная чудесами, издавна чтимая народом, она была чествуема царями, которые весьма часто приходили на Угрешу в весенний праздник Святителя Николая и иногда по нескольку дней проводили в монастыре в своих государевых келлиях. О первом времени существования новозданной обители сведений не сохранилось, но думаем, что и на Угреше первоначально все здания были деревянные, как это водилось в древней Руси; как было в Троицкой обители Преподобного Сергия и в других. Летописец, повествуя о набеге крымцев в 1521 году, говорит, что монастырь на Угреши был сожжен 10 . Великая любовь и доверие Димитрия Иоанновича Донского к Преп. Сергию дают повод думать, что и Угрешская обитель была основана Вел. Князем не без участия, или советов святого мужа; а быть может и по указанию его избран был первый игумен ее. Известно, что в 1385 г. по просьбе Московского Великого Князя Преподобный ходил зимою в Рязань для примирения его с Олегом Рязанским: шел он пешком, удаляясь от больших дорог, слишком многолюдных для любителя безмолвия и жителя пустыни. Уже ли не уклонился он несколько от прямого пути, чтобы посетить и благословить вновь возникшую обитель, созданную любимым его князем? Прибавим еще, что едва ли не было в то время дороги из Москвы в Рязань, шедшей на самую Угрешу; это можно заключить из того, что когда великая княгиня Рязанская Анна Васильевна, сестра Иоанна Васильевича, в 1497 году, возвращалась к себе из Москвы, Великий Князь посылал провожать ее до Угрешского монастыря 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душею, целию молитвы. Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, стремится к утонченному исполнению наружных мелочей… Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. «Все неумеренное – от бесов», - сказал преподобный Пимен Великий. Непадательность несвойственна человеку на земле — ниже жителю глубочайшей пустыни и уединения. Не желайте от себя невозможнаго, не требуйте от души вашей того, чего она не может дать. Врачуйте ваши увлечения покаянием, а недостаток делания вашего восполняйте сокрушением духа. Много и часто мы вредим себе, требуя от себя несвойственного нам. Безрассудно искать невозможного. Не должно с души своей, с своего сердца требовать больше, нежели сколько они могут дать. Будьте снисходительны к душе Вашей в ея немощах; излишняя строгость отвлекает от покаяния, приводит в уныние и отчаяние. Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. Любовь к ближнему, заботы о спасении других, осуждение, обиды, прощение: Любовь же к брату заключается в исполнении относительно него заповедей Господа (2 Ин.1: 6). Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей... Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа. И святые отцы не велят искать от ближнего исполнения заповеди, потому что это только нарушает мир. Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение пред ним. Ненависти к ближнему предшествует осуждение его, уничижение, злословие, презрение к нему, иначе - гордость.

http://pravoslavie.ru/67139.html

Вместе с тем он не может не признавать себя и грешником. С одной стороны, он узнал опытно свои падение и неспособность к исполнению воли Божией одними собственными силами, с другой, он и в самом исполнении заповедей Божиих при помощи благодати видит непрестанные погрешности, вводимые немощью и падением человеческими. Это со всею ясностью усматривается из отзывов о себе святого апостола Павла. В одном из посланий говорит он: “Паче всех (апостолов) потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною” ( 1Kop. XV, 10 ), а в другом: “Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз” ( 1Tuм. I, 15 ). Такова боголюбезная праведность! Она производится в человеке осенившею его Божественною благодатию, и благоугождает Богу делами богопреданной правды. Богоугодный праведник не престает признавать себя грешником! Не только по причине своих явных грехов, но и по причине своей естественной правды, находящейся в горестном падении, перемешанной со злом, оскверненной греховною примесью. Блажен, кто праведен правдою Божией, упование его сосредоточено во Христе, источнике его правды. Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: “не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние” ( Mф. IX, 13 ). Преподобный Пимен Великий говорил: “Для меня приятнее человек согрешающий и кающийся, нежели негрешащий и некающийся: первый, признавая себя грешником, имеет мысль благую, а второй, признавая себя праведным, имеет мысль ложную” 12 . Усвоенная ложная мысль соделывает все жительство, основанное на ней, непотребным. Это доказал опыт: явные грешники, мытари и блудницы уверовали во Христа, а фарисеи отвергли Его. Самомнение и гордость в сущности состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство. Фарисеи по наружности были ближайшими и точнейшими служителями и ревнителями истинного богопочитания, а в сущности совершенно отчуждились от Бога, соделались Его врагами, чадами сатаны ( Uh. VIII, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010