преподобный Пимен Великий Нравственно-аскетические труды преподобный Пимен Великий Египетский подвижник V века. Делатель умной молитвы, наставник множества монахов. Пимен Великий родился в Египте около 340 года. В молодости он отправился в знаменитую монашескую общину в Скитской пустыне не один, он увлек за собой старшего брата Анува и нескольких младших. В 407 г. набег берберов вынудил монахов покинуть Скит и поселиться в развалинах языческого храма в Теренуфисе. Маленькой общиной по очереди руководили Анув и Пимен. Днем братья работали до полудня, в самую жару три часа читали, затем собирали хворост, а из двенадцати ночных часов четыре работали, четыре пели псалмы, четыре спали. Пимен сам иногда ничего не ел по неделе, но ученикам советовал не изводить себя чрезмерно: «Мы постимся не чтобы убить наши тела, а чтобы господствовать над ними». Пимен считал необходимым сохранить память о своих предшественниках, советовал монахам вспоминать изречения старцев, «и вы найдете помощь в них и спасетесь». Благодаря Пимену появился на свет сборник монашеских изречений, среди специалистов известный под греческим названием «Апофегмата» («Афоризмы»), причем из тысячи афоризмов и рассказов около четверти посвящены самому Пимену. Пимен всегда был готов действовать по ситуации, а не по традиции. Это разочаровывало его учеников, искавших ценных указаний, зато его советы не устарели по сей день, в отличие от большинства уставов. Например, на вопрос, что лучше: говорить или молчать, старец сказал: «Говоришь для Бога – молодец, для Бога молчишь – опять молодец». «Злоба никогда не уничтожит злобы», – говорил старец. Он поборол зло в себе, – и поэтому смог найти очень простое решение вопроса, который мучает многих «добрых» людей: сможет ли спастись сатана. Пимен считал, что будет мучаться в одном месте с сатаной, предоставляя другим возвышенно философствовать о возможности покаяния беса, оставляя себе униженное смирение. Считавший себя средоточием сатанинской злобы, смог познать милосердие Божие: в эпоху, когда каждый грех отмаливали по особому прейскуранту (до пятнадцати лет слез и коленопреклонений на искупление самых тяжких мерзостей), Пимен заявил, что три года покаяния вполне можно заменить тремя днями, лишь бы от сердца каяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Velikij/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 35. О преподобном и многострадальном отце Пимене и о желающих облечься в иноческий образ перед смертью Начиная слово о Пимене, приступим к повествованию о тяжком его страдании, и как со смирением и мужеством переносил он болезнь. Этот блаженный Пимен больным родился и вырос, и из-за этого недуга оставался чистым от всякой скверны, и от утробы матери не познал греха. Много раз просил он у родителей своих позволения постричься в иноки. Они же, любя своего сына, надеясь и желая, чтобы он стал наследником их богатства, запрещали ему это. Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться богу, чтобы он исполнил желание его. И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия.

http://sedmitza.ru/lib/text/438125/

К.А. Аверьянов Глава 8. Игумен земли Русской Появление на Руси Пимена. Его ссылка в Чухлому. Эпизод с родовой иконой Воейковых. Нашествие Тохтамыша. Изгнание митрополита Киприана из Москвы. Споры историков о его причинах. Определение точной хронологии событий 1382 г. и роли в них Киприана. Выяснение истинных причин окончательного разрыва Дмитрия Донского с Киприаном. Восстановление Троице-Сергиева монастыря после нашествия Тохтамыша. Поездка Сергия Радонежского в Рязань. Основание Богоявленского Голутвинского монастыря. Определение точной даты его создания. Последние годы жизни преподобного. Отказ Сергия от игуменства в пользу Никона. Кончина Сергия Радонежского. Его похороны. Вопрос о землевладении Троице-Сергиева монастыря при жизни Сергия. Дискуссия по этому поводу. «Подложные» грамоты Дмитрия Донского. Аналогичные грамоты: духовная грамота митрополита Алексея, акты Савво-Сторожевского монастыря, митрополичьей кафедры. Выяснение причин и обстоятельств появления подобных документов, определение того, что реального лежало в их основе. Определение характера землевладения Троице-Сергиева монастыря в начальный период его истории. Вопрос об игуменстве Саввы Сторожевского в Троице-Сергиевом монастыре. Доказательства его реальности Временем наивысшего влияния и значения Сергия Радонежского стал период сразу после Куликовской битвы. Поздней осенью 1380 г. на Руси появился митрополит «киевский и Великой Руси» Пимен. И хотя на этот пост он был назначен вселенским патриархом Нилом еще в июне 1380 г. 922 , до русских земель Пимену удалось добраться лишь к середине ноября – четыре с лишним месяца он ожидал исхода военного противостояния Москвы и Орды. Но на Руси его не ждали. Едва Пимен прибыл в Коломну, по приказу великого князя «сня съ него клобукъ белыи съ главы его, и разведоша около его дружину его и думци его, и клиросници, и отъяша от него и ризницу его, и приставиша приставника къ нему, некоего боярина, именем Ивана, сына Григориева Чюриловичя, нарицаемаго Драницу, и послаша Пимина въ изгнание и въ заточение, и ведоша его съ Коломны на [В]охну, не замая Москвы, а оть [В]охны въ Переяславль, а отъ Переяславля въ Ростовъ, а отъ Ростова на Кострому, а съ Костромы въ Галичь, а изъ Галича на Чюхлому, и тамо пребысть въ оземствовании лето едино» 923 . Дополнительные подробности сообщает соборное определение константинопольского патриархата 1389 г. – выясняется, что великий князь «послов же, которые ему (Пимену. – Авт.) содействовали, одних лишает имущества, других наказывает ссылкою, некоторых – темницею и ударами, а иных подвергает тягчайшей казни – предает смерти» 924 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О патриархе Пимене К 100-летию со дня рождения Платон Извеков (будущий патриарх Пимен). Фото 20-х годов 10 июля 1910 года, в праздник Положения ризы Господней, в семье Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых родился мальчик, которого крестили с именем Сергей – будущий глава Русской Православной Церкви патриарх Пимен. Место его рождения – село Кобылино Бабичевской волости Малоярославского уезда Калужской губернии. Это родина его отца. В официальных биографиях местом рождения патриарха значится город Богородск (ныне Ногинск), где жила семья патриарха. Сына в семье ждали долго: после рождения старшей дочери Марии все дети Извековых: Анна, Владимир, Михаил, Людмила – умирали в младенчестве. И тогда мать дала обет: если будет сын, посвятить его Богу. Так родился Сергей Извеков – дитя молитвы и обета. Отец Сергея работал механиком на Глуховской фабрике Арсения Морозова под Богородском, где и жила его семья. Матери удалось рано приобщить сына к чтению духовной литературы. «Я с детства увлекался творениями “русского златоуста” – архиепископа Херсонского Иннокентия», – вспоминал в 1970-е годы Святейший Патриарх. Вместе с матерью мальчик совершал паломничества по святым местам; особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре. Пелагея Афанасьевна исповедовалась у старца Зосимовой пустыни преподобного Алексия (Соловьева). Вспоминая свое первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру, патриарх говорил: «Привезенный своей родительницей в святую лавру Сергиеву, когда мне исполнилось 8 лет, я впервые исповедовался и причащался святых таин в Зосимо-Савватиевской церкви лавры». Когда Сергей немного подрос, он начал ездить по православным обителям один или в сопровождении друзей. Святой митрополит Макарий (Невский), живший на покое в Николо-Угрешском монастыре, сказал ему: «Помолись за меня, у тебя великий, но тяжелый путь». Блаженная Мария Ивановна Дивеевская, увидев юношу, вскочила и запричитала: «Смотрите, смотрите, владыка к нам пришел, владыка. Поставьте его калоши отдельно. Владыка, владыка пришел».

http://pravoslavie.ru/36227.html

Александрийская Православная Церковь Описание: Александрийская Церковь основана апостолом и евангелистом Марком. С 451 г. Александрийская Церковь является Патриархатом, третьим по значению после Римской кафедры и Константинополя. Однако уже в конце V — нач. VI вв. Александрийская Церковь была сильно ослаблена монофизитской ересью. С VII в. она окончательно пришла в упадок в связи с арабским нашествием, чему впоследствии способствовало и создание Османской империи. До последнего времени Церковь находилась в сильной церковной зависимости от Константинополя. Александрийская Церковь дала христианскому миру великих учителей и борцов за Православие — святителей Афанасия Великого (†373) и Кирилла Александрийского (†444). Из этой Церкви вышли знаменитые богословы — пресвитер Климент Александрийский († ок. 216) и его преемник Ориген (†251), ставшие основателями научного богословия и положившие начало воцерковлению языческой эллинской культуры и философии. Александрийский Патриархат является родиной монашества. На его священной земле подвизались основоположник восточного иночества преподобный Антоний Великий (†356), первый устроитель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий (†348), знаменитые египетские аввы Паисий Великий (†400), Пимен Великий (†450) и др. Каноническая территория Александрийской Церкви — страны Северной, Центральной и Южной Африки. В настоящее время в Александрийском Патриархате насчитывается 27 митрополий и 4 епископии. С 24 октября 2004 г. Церковь возглавляет Феодор II, 116-й Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки. Титул Предстоятеля: Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной. Патриаршая резиденция находится в Александрии.  Епархии: Епископии: Монастыри: 8 ноября 2019 г. за Божественной литургией в Каире Патриарх Александрийский Феодор помянул на великом входе в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу так называемой Православной церкви Украины и официально объявил о признании им этой неканонической структуры.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196673...

Феофил (затворник), преподобный Печерский, архиепископ Новгородский и Псковский † 1482, память 26 октября/8 ноября, 28 августа/10 сентября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых Иночество принял в Отенской пустыни и при архиепископе Новгородском Ионе († 1470; память 5/18 ноября) был протодиаконом и ризничим. 15 ноября 1470 года по жребию был избран в архиепископа. Много трудностей выпало на долю святителя по управлению новгородской паствой: посадница Марфа Борецкая и её приверженцы вооружали и возмущали народ против великого Московского князя Ивана III, а монах Пимен, сторонник Борецких, разжигал в пастве ненависть к архиепископу. Некоторые из новгородцев склонялись перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев: «Не изменяйте Православию, или не буду пастырем отступников, уйду назад в смиренную келью, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа». Однако ослеплённый народ не внимал словам пастыря: между Новгородом и Москвой разгорелась междоусобная война. В Новгороде взяла верх партия литовская, желавшая отделиться от Москвы и соединиться с Литовским князем. Новгородцы заключили с Польским королём и великим Литовским князем Казимиром IV договор, в котором было условлено, чтобы он не отнимал у них православной веры греческой, предоставил им поставить себе владыку, где сами захотят в своём православном христианстве, не ставил ни в Новгороде, ни во всей земле Новгородской римских церквей и держал на Городище своего наместника непременно веры греческой, православной. Когда известие о событиях в Новгороде достигло Москвы, великий князь Иван III отправил туда своего посла с такими речами, «чтобы отчина его от Православия не отступали, лихую мысль у себя из сердца удалили, к латинству не приставали и ему, великому князю, били челом да исправились, а он, великий государь, готов жаловать их и держать по старине».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

42. Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую. Начало самостоятельности Русской Церкви под управлением Московских митрополитов. Митрополит Иона Несмотря на то, что патриархи Константинопольские не благоприятствовали разделению Русской митрополии, попытки к этому настойчиво продолжались как со стороны галицких великих князей, так особенно со стороны могущественных князей литовских, и иногда имели успех, неизбежно внося вместе с собой смуты и нестроения в дела Русской Церкви. Так, при митрополите Феогносте (преемник святого Петра) были в Галиче особые митрополиты Феодор и Феодорит; в правление митрополита Алексия – митрополит Роман, а в последние годы святителя были даже два митрополита: в Галиче Антоний, в Киеве Киприан. По смерти же святителя Алексия произошла и в течение 11 лет продолжалась великая смута в Российской митрополии. Великий князь Димитрий Иоаннович, еще при жизни святителя Алексия, наметил в преемники ему своего духовника архимандрита Михаила (прозванного Митяем по сокращению мирского имени его Димитрий). Святитель Алексий, не желая видеть Митяя своим преемником, предлагал преподобному Сергию после себя престол первосвятителя и после отказа преподобного Сергия как бы уже примирился с волей великого князя, так что архимандрит Михаил тотчас по его кончине, еще не посвященный в сан митрополита, уже усвоил себе права этого высокого сана и начал действовать так, как бы был действительно митрополитом; великий князь отправил его для посвящения в Константинополь, но Митяй умер в виду греческой столицы, и посвящение, предназначенное ему, восхитил один из членов его свиты, архимандрит Пимен. В Москве, однако же, не хотели принять ни поставленного в Константинополе митрополитом Пимена, ни Киевского митрополита Киприана. В то же самое время два раза ездил в Константинополь для посвящения в митрополиты Дионисий, епископ Суздальский, и в первый раз получил только сан архиепископа и многокрестную (как у Новгородского архиепископа) фелонь, во второй же раз получил согласие от патриарха быть митрополитом в России, но на обратном пути из Константинополя в Москву был задержан в Литве и скончался там в темнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем нам Евангелие? Часть 2. Заповедь о покаянии (продолжение) 31.03.2023 472 Время на чтение 14 минут Фото: из открытых источников Часть 1 . Продолжу начатый в предыдущей статье разговор. В ней мы решили проверить, знаем ли мы и исполняем ли евангельские заповеди, и начали мы рассмотрение этого вопроса с главной, основополагающей заповеди Господа о необходимости покаяния – «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), в которой, как пишут святые отцы, заключено всё Евангелие. Для этого рассмотрения мы применяем учение о покаянии святителя Игнатия (Брянчанинова) – святого отца нашей Церкви, которого она называет «учителем покаяния и молитвы изрядным» (тропарь святителю Игнатию). Церковь не зря назвала так святителя Игнатия – он подробно рассматривает покаяние как непрерывный процесс всей нашей духовной жизни, его учение о покаянии стройно, последовательно и всесторонне освещает это спасительное духовное врачевство, вводящее своих постоянных и настойчивых делателей в Царство Небесное. Живое слово владыки, точно соответствующее учению древних святых отцов, подкрепленное личным опытом и изложенное прекрасным литературным языком, действует на душу подобно обоюдоострому мечу, «проникающему до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 14:12). 1.3. Святитель Игнатий пишет: « Покаяние во грехе, – сказал некий великий отец, – заключается в том, чтоб сознать свой грех, раскаяться в нем и уже не повторять его (преподобный Пимен Великий)». «Покаяние в смертном грехе состоит в том, чтоб исповедать грех духовному отцу, принять от него епитимию и впредь в этот грех не впадать. Но как многим, впавшим в смертный грех, не оказалось возможности принести покаяния в грехе!». «Покаяние тогда только признается истинным и действительным, когда последствием его бывает оставление греха смертного. Без этого последствия покаяние — бесплодно… Если же, при покаянии, смертный грех не оставляется по привязанности к нему, не оставляется по произволению; если кающийся не удаляет от себя причин греха или и сам не удаляется от них произвольно: то покаяние такое, покаяние слабое, двоедушное, поверхностное, причисляется к деяниям лицемерства. Оно — гибельная попытка обмануть и Бога, и себя». «Ненависть к грехам – признак истинного покаяния, решимости вести жизнь добродетельную».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/za...

Скачать epub pdf Ответы на вопросы 53 Вопрос. Замечаю, что тщеславие сопровождает все мои поступки. Не успеешь подумать о чем-нибудь – и тут же видишь, что тщеславишься. Как с этим бороться? Ответ. Прежде всего, нужно отличать тщеславие, которое человеком руководит, от тщеславия, которое примешивается к его делам. Если мы будем чересчур щепетильны и станем требовать от себя того, чтобы в нас не было и тени этой страсти, тогда, пожалуй, не сможем сделать ничего. Поэтому преподобный Пимен Великий говорит, что лучше исполнять добродетели с некоторой примесью нечистоты, чем совсем не исполнять. Нужно думать о пользе дела. Всякий человек, если он что-то делает хорошо, пусть даже молится, чувствует, что к этому примешивается тщеславие. Я не говорю, что с этим надо примириться, но необходимо относиться к этому с некоторым терпением и снисхождением. Безусловно, такое тщеславие, которое руководит нашими поступками, нужно пресекать сразу. Спаситель обличал фарисеев за то, что они всё делали ради тщеславия: молились на перекрестках, чтобы их видели; прилюдно подавали милостыню; постясь, принимали скорбный, унылый вид. И тут, пожалуй, нужно подумать о том, стоит ли вообще делать то, что является плодом тщеславия. Бывает, человек выделяется какой-то добродетелью, допустим раздает милостыню, но если он тщеславится, то в душе перед Богом грешит, потому что Господь взирает на сердце человека. Какая добродетель противоположна тщеславию? Мне кажется, это самоукорение, то есть такой настрой, при котором человек постоянно собой недоволен. Это, конечно, не значит, что он должен вслух себя поносить. Такое поведение тоже может быть разновидностью тщеславия, некоим видом смиреннословия. Человек говорит: «Я великий грешник, я хуже всех» именно при тех людях, которые ценят смирение и считают эту добродетель очень важной для спасения, признаком праведности. Такое смиреннословие будет только питать наше тщеславие. Под самоукорением нужно подразумевать внутреннее осуждение себя – осуждение в первую очередь по евангельским заповедям. Не важно, будем ли мы называть себя какими-то оскорбительными, унизительными словами (что может быть естественным проявлением такого расположения духа) или мы просто начнем внимательно сравнивать свое поведение с тем, что предписывает нам Евангелие. Корень самоукорения состоит в том, чтобы видеть свою немощь, греховность, несостоятельность. Если мы это увидим, тогда, конечно же, наше настроение будет, скорее, печальным. Тогда у нас не будет тщеславия, радости от того, что люди к нам хорошо относятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Глава XXIV В заключение моих записок помещаю краткий обзор всех общежительных монастырей, находящихся в моем ведении. По времени моего назначения благочинным, ему бы следовало находиться прежде, но так как мои объезды по монастырям совершались не в одно время и повторялись многократно, то и нашел я для себя более удобным собрать воедино все, виденное мной при многократных моих посещениях. Таким образом, избегаю повторений и отрывочности в изложении, и мое обозрение всех монастырей будет полной и живой картиной, в которой я пожелал, по возможности, передать в кратких чертах и те исторические сведения о каждой обители, какие мне известны, следовательно, всю жизнь, все возрасты обителей, с самого их начала и до нашего времени. Прилагаю при сем и статистическую таблицу для наглядного сравнения. Обозрение всех общежительных монастырей Московской епархии: 1) Старо-Голутвин; 2) Бобренев; 3) Белопесоцкий; 4) Давыдова пустынь; 5) Берлюковская пустынь; 6) Пешношский монастырь; 7) Екатерининская пустынь; 8) Гуслицкий монастырь; 9) Ново-Голутвин; 10) Угрешский монастырь Монастыри мужские I. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь Этот монастырь, находящийся в 4 верстах от Коломны при слиянии Москвы-реки с Окой, основан, гласит предание, учеником Преподобного Сергия Радонежского в 1385 году. Известно, что великий ,князь Московский Дмитрий Донской просил Преподобного Сергия принять на себя посредничество для примирения его с Олегом Рязанским. Преподобный Игумен Троицкий во время Рождественского поста ходил в Рязань пешком и склонил Олега к примирению с Дмитрием, который, желая отблагодарить блаженного старца, спросил его, что может он для него сделать? Подвижник, носивший толстые рубы и довольствовавшийся гнилой мукой для своего хлеба, конечно, не пожелал ничего для себя, но ревнитель монашества, он просил великого князя дозволения возградить обитель на месте, которое он облюбовал близ Коломны, и князь с радостью на то соизволил и, вероятно, помог и казной при построении. Один из учеников Преподобного, Григорий, был первоначальником обители, в которой и поныне, как святыня, хранится деревянный посох с клюкой, оставленный там при посещении Преподобным Сергием. Монастырь Старо-Голутвин существовал до 1800 года, но в это время он был назначен к упразднению. Блаженной памяти митрополит Платон перевел штат монастыря в Коломну, в архиерейский дом, также обреченный на запустение, а Старо-Голутвин оставлен на своих собственных средствах как заштатный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010