Та одежда, которая скоро станет классической и традиционной как для отшельников, так и для киновитов, могла существовать со времени преподобного Пахомия, то есть уже около 320 года. После трех месяцев испытания Пахомий получил ее от своего духовного наставника аввы Паламона: «Увидев его упорство и стойкость, старец взял монашеское одеяние и пояс и возложил их на алтарь, затем они провели ночь, молясь о них. Затем на рассвете нового дня он одел в них Пахомия» 306 . Упоминание алтаря уже придает такой церемонии литургический характер. Но это, скорее всего, анахронизм – автор Жития Пахомия руководствуется обычаями, которые в то время уже существовали в пахомианских общинах. По словам аввы Коприя, которые сохранила нам «История монахов», изобретателем или «творцом» монашеских одежд был авва Патермуфий. Испытав юношу, который хотел стать его учеником, он одел его в левитон – тунику без рукавов, куколь – покрывающий голову капюшон, на плечи накинул милоть и, наконец, опоясал его 307 . Согласно Иоанну Кассиану , туника, как и наплечник (аналав), была из льна (о чем не говорит Коприй) и имела лямки или ремни, стягивающие ее для того, чтобы монаху было удобнее работать 308 . Евагрий также в своем «Монахе» упоминает все эти одеяния и объясняет их символику 309 . Согласно сведениям источников, которыми мы располагаем, к концу IV века такая одежда стала распространена почти по всему Египту. Она выделяла монахов из среды мирян. Вероятно, именно к этому времени вошло в обычай получать эти одеяния из рук старцев. Одному брату, который, как кажется, игнорировал все представления о монашеской вежливости, иноки Скита задали вопрос: «Иоанн, кто дал тебе одежду? Кто сделал тебя монахом?» 310 . Одна апофтегма клеймит неосмотрительность некоего юноши, который, «взяв одежду, тут же ушел в затвор, провозгласив: “Я – отшельник”» 311 . Некий старец давал одежды каждому своему новому ученику, но если тот становился не достоин своего призвания, он эти одежды отбирал 312 . Когда в Нитрии и Келлиях уже сложилась определенная иерархия, то одежды вновь пришедшему давал священник, и он же отбирал их у тех, кто изгонялся из пустыни 313 . Тогда же и облачение в монашеские одеяния стало торжественным обрядом. Один великий старец говорил, что он видел Божию благодать, сходящую на монаха в тот момент, когда его облачали в монашеские одежды, как будто это – новое крещение 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: «Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю». На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящего на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов. «Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!» Однако, когда вошел в пещеру Павла, он нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника. Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого. Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделили общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-1784

Святитель Василий Великий (†379) умолил Бога отсрочить свою смерть ради спасения души врача-иудея. См. О вере и неверии одного иудея . Преподобный Макарий Великий (†390–391) дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Преподобный начал приготавливаться к своей смерти. Через девять дней преподобному Макарию явился Херувим со множеством Ангелов. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий. Когда святому преподобному Моисею Мурину  (ок. †400), в прошлом предводителю разбойников, исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут лихие люди и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Вси, приемшии нож, ножом погибнут» ( Мф.26:52 )». Напавшие разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков. Зимой 406 года святитель Иоанн Златоуст (†407) был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска († ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года. Когда преподобный Сисой Великий (†429) лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем Преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. “Тебе, отче, нет нужды в покаянии”, — возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: “Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего”. После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/death/zemnaja-konchina-...

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, (знаменитого борьбой за Православие против арианской ереси. чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: “Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Или ю, я видел Иоанна, я видел Павла в раю.” На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов. “Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!” Однако когда он вошел в пещеру Павла, то нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника. Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого. Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы (авва, евр. слово — значит отец) жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий. Преподобный Антоний Великий: икона Икона Святого преподобного Антония Великого

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ve...

Пахомий Великий вызвал Феодора и сказал: Ты знаешь, как я опечален тем, что происходит с нашим братом? Сходи к нему и узнай, чем он сейчас занимается. Феодор пошел к брату и увидел, что он вроде и молится, но непонятно, какими молтвами. Он пошел и рассказал об этом святому. Феодор сразу понял, что это было действие врага, и рассудил, как многообразны дьявольские нападения на людей. Он очень был поражен и напуган, когда представил, какого же трезвения должен достичь монах, чтобы противостать злонамеренным козням врага. Когда святой пришел и помолился за брата, всемилостивый Господь исцелил его. И брат, уцеломудрившись, впредь хранил себя, забывая задняя и простираясь вперед ( Флп.3:14 ). После этого случая божественный Пахомий собрал братьев и сказал: Нам, монахам, для спасения потребно великое трезвение. Я часто слышу, как лукавые бесы похваляются, рассказывая, как они ввели подвижников в заблуждение. Поэтому всегда храните себя и ограждайте себя неприступным именем Христовым. Если будете следовать воле Христовой, враги ничего не смогут с вами сделать. Они станут, как чад и дым, и не будет у них над вами никакой власти, и побегут они от лица боящихся Господа. Как-то в монастыре Пахомий Великий сидел вместе с другими великими братьями. И вот один брат в тот день сделал две циновки и положил их прямо напротив своей кельи, как раз у того места, где блаженный Пахомий сидел вместе с братьями. Он так сделал, потому что его распирал помысел тщеславия и надеялся, что преподобный похвалит его. Ведь по уставу каждый брат должен делать одну циновку в день, а он сплел в два раза больше. Великий святой, обратив на это внимание и поняв, что брат сделал такое напоказ, глубоко вздохнул и сказал сидевшим рядом братьям: Посмотрите на этого брата. Он трудился с самого раннего утра, но весь свой труд отдал дьяволу . Он даже малой части своего труда не оставил в утешение своей душе. Ведь он возлюбил славу человеческую больше славы Божией. Он все свое тело измучил трудом, но душу свою совершенно опустошил поступком ради жажды наслаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

   Преподобный Антоний основал иночество отшельническое, скитское. По установленному им порядку, подвижники, находясь под руководством одного старца, аввы (отца), жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах и предавались подвигам уединенным. Такие подвижнические общины назывались лаврами. Но еще при жизни преподобного Антония появился другой род иноческой жизни — иночество общежительное. Подвижники, собираясь в одну общину под управлением одного аввы, проводили жизнь вместе в одном или нескольких помещениях, следуя одним общим правилам. Такого рода общины назывались киновиями, монастырями.    Основателем монашества общежительного был преподобный Пахомий Великий (годы жизни: 292—348). Он был родом из верхней Фиваиды; родители его были язычники, и сам он был в молодости язычником. Состоя на военной службе, он во время одного похода имел случай познакомиться с христианской благотворительностью, пожелал сделаться христианином и, действительно, по окончании военной службы крестился. Слава египетских подвижников привлекла его к иноческой жизни. Ознакомившись с подвижнической жизнью в фиваидской пустыне, под руководством одного старца, Пахомий для дальнейших подвигов избрал уединенное место при Ниле, известное под названием Тавенны. Сюда пришел к нему брат его Иоанн, и они прожили и подвизались вдвоем, доставая пропитание трудами рук своих. Здесь же у преподобного Пахомия созрела мысль основать иночество общежительное. На одном острове Нила он начал устраивать монастырь, в котором бы желающие подвизаться жили вместе. Слава о подвигах Пахомия скоро привлекла к нему множество учеников, так что построенный им монастырь не мог вместить всех желающих, и он принужден был основать еще несколько новых монастырей не в дальнем расстоянии друг от друга на берегах Нила. Он устроил также и женский монастырь на другом берегу Нила; в нем первой жительницей была сестра Пахомия.    В своих монастырях Пахомий ввел определенные правила монашеского общежития. Это первый иноческий устав. Все общество монахов, разделенное Пахомием на 24 класса, по степени развития их духовной жизни, находилось под управлением одного общего аввы, каковым был при жизни своей Пахомий. Ему принадлежал главный надзор над всею братиею. Далее, каждый монастырь имел своих второстепенных начальников, называвшихся настоятелями и игуменами. Они находились в подчинении у главного аввы и сообщали ему о состоянии своих монастырей. В монастырях были еще экономы, с помощниками, заведывавшие хозяйственной частью. А так как каждый монастырь делился на несколько общин, состоявших из трех или четырех домов, и в каждом доме было по нескольку келий, в которых жило по два и по три монаха, то были еще и в каждом доме частные надзиратели, подчиненные настоятелям монастырей. Начальствующие лица должны были быть образцами строгой жизни для остальной братии. Под руководством своих начальников монахи проводили жизнь в молитве, чтении книг духовного содержания, особенно Священного Писания, в трудах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3254...

Хорошо было бы, чтобы у каждого из нас была такая старица, как амма Синклитикия, амма Сарра, амма Феодора и другие преподобные подвижницы. Но я думаю, что такие старицы и старцы даже во времена расцвета монашества были не у всех. Мы читаем в патериках о том, что такой-то старец пришел, допустим, к Антонию Великому  и привел с собой своего ученика. Можно сделать вывод о том, что этот старец искал у великого подвижника назидания не только для ученика, но и для себя. Вероятно, великие старцы не могли ежедневно следить за всеми своими чадами. Так, Пахомий Великий руководил несколькими монастырями, и в каждом было более тысячи монахов. Мог ли Пахомий Великий , которого все эти монахи, конечно, считали своим духовным наставником, руководить ими непосредственно? Безусловно, не мог. Но в то же время нельзя представить себе и то, что эти люди могли жить совсем без руководства. Значит, каждого из них наставлял какой-то старец или духовник. Но, видимо, эти руководители не были такими выдающимися по своим духовным качествам, как Пахомий Великий : мы не знаем ни имен этих людей, ни того, какими особенными добродетелями они обладали. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что есть люди, которые, находясь в тине страстей, предостерегают проходящих мимо, чтобы они тоже не упали в эту тину, а Господь, видя такое их доброе делание, и их самих избавляет от страстности. Имея опыт борьбы со страстями (конечно, если они действительно ведут борьбу), такие люди могут поделиться этим опытом с братьями или сестрами. Значит, человек может быть наставником и тогда, когда в нем действуют страсти. Но одно дело, когда человек ведет борьбу со страстями, и, отстраняясь от собственной борьбы, руководит другими, и совсем иное – когда человек руководит под влиянием страсти. Тогда он действительно не имеет права быть старцем. Бывает, что человек подвержен гордости до такой степени, что сам ее не видит и руководствуется ею в своих поступках. Если он будет наставлять других, то, конечно, причинит им вред. А иной человек хотя и имеет гордость, но борется с ней, стоит выше ее и руководит не под влиянием этой страсти, а наперекор ей. Такой человек имеет право быть наставником и может помочь другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

– Мне-то между прочим так и полагается смотреть на тебя, – ответила она. – Ведь я сотворена из твоего ребра. А вот тебе нужно не на нас смотреть, а на землю: из нее ты взят и в нее уйдешь. Услышав эти слова, оказавшиеся выше всех его ожиданий, Ефрем выразил женщине превеликую благодарность за ее полезное назидание и горячо возблагодарил Бога за то, что Он нежданно творит то, что гораздо лучше наших надежд и чаяний. Б. Из жития преподобного Пахомия Великий Пахомий знал, сколь благоразумен во всяких спорных делах его ученик Федор, который, несмотря на юность, поддерживал более слабых в аскетических подвигах, и весьма радовался за него. Так было заведено, что братия каждый вечер собиралась в определенном месте монастыря, чтобы послушать наставления великого (святого). И вот как- то, когда все уже собрались, авва велел Федору, а он, как уже говорилось, был молод, ему только исполнилось двадцать, сказать братии слово Божие. И тот послушно, без какого-либо прекословия отверз уста и сказал много полезного для братии. Однако некоторые почтенные старцы, увидев такое, и слушать его не захотели. – У нас есть архиереи, они нас и наставляют, а его не будем слушать! – возмутились они и, покинув собрание, разбрелись по кельям. После окончания Федоровых наставлений, Великий Пахомий велел позвать старцев. Они пришли к нему, и он спросил их: – Почему вы покинули собрание и разошлись по кельям? – В монастыре столько старцев и преуспевших монахов, а ты поставил учить нас мальчишку! Услышав эти слова, Пахомий тяжело вздохнул и с горечью спросил: – Знаете, откуда в мире взяло свое начало зло? – Откуда? – спросили они. – От гордости, – ответил святой. – Из-за нее упал с неба денница, сын зари, и разбился о землю ( Ис. 14:12 ). Из-за нее оказался среди зверей Навуходоносор, царь вавилонский ( Дан. 4 ). А разве не известны вам слова Писания: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем ( Притч. 16:5 )? Неужели вы не слышали: кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится? ( Мф. 23:2 ). Неужели вы не слыхали об этом, и над вами так насмеялся диавол, что вы потеряли всю вашу добродетель? Ибо мать и начало всякого зла есть гордыня. Вот почему, когда вы ушли, вы отвернулись не от Феодора – вы бежали от слова Божия и отлучили себя от Святого Духа. Поистине, вы достойны всякого презрения! Как же вы не догадались, что на это вас толкнул сатана?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Когда преподобный Антоний Великий (которого Евагрий называет «первенцем среди анахоретов» 1 , поскольку тот первым поселился в Великой пустыне) стал монахом около 271 года, он сразу сделал то, что Евагрий советовал инокам своего времени: он пошел «вопросить о пути своих предшественников в добре, чтобы ориентироваться них» 2 . Поскольку лишь таким образом можно избежать «введения чего-либо чуждого нашему пути» 3 и отчуждения себя самого от Христа, сказавшего: Аз есмь Путь ( Ин. 14: 6 ). Таким образом, чтобы жить по Евангелию, молодой Антоний первым делом решил посетить аскетов своего времени, этих «ревнителей», которые в то время жили в окрестностях селений 4 . У этих «протомонахов», очевидно, были в свою очередь собственные духовные наставники, у тех – так же свои, и так далее вплоть до апостолов. И лишь после этого предварительного воспитания Антоний в 285 году поселился один в Великой пустыне. Бог, проведя Антония через множество борений, соделал из него, умершего в 356 году, не только образец истинного монаха, но и духовного учителя для тех, кто решил ему подражать. Подробное описание этого процесса можно найти в Житии Антония, написанном святителем Афанасием, а также в семи Письмах Антония, Патерике и других источниках по монашеской жизни IV века 5 . Лишь много позже, около 320 года, преподобный Пахомий Великий основал свои первые общежительные обители. При этом Пахомий, который родился примерно в 292 году, начинал монашескую жизнь как отшельник, под водительством опытного старца Паламона. Вот как рождалось монашество как институт 6 . И его ждал большой и заслуженный успех. Таким образом, отныне каждый мог стать монахом, не только находясь под управлением опытного старца, но и другим образом – вступая в киновию, эту школу всех добродетелей. Это позволяло тем, кто не чувствовал в себе достаточно сил для евангельской жизни «по-монашески», то есть уединенно, воплощать тот же самый идеал в хорошо организованном братстве, под руководством игумена. Из этого очень краткого обзора можно сделать следующий вывод: монашество парадоксальным образом начиналось как старчество, а не как церковный институт! Поскольку и преподобный Антоний, и его ученик преподобный Макарий Великий , воспринявший тот же дух 7 , несомненно, были старцами (герондами) 8 . То же самое можно сказать об Авве Евагрии Понтийском , «ближайшем ученике» Макария 9 , и о множестве других монахов первых поколений.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Когда преподобный Антоний Великий (которого Евагрий называет «первенцем среди анахоретов» поскольку тот первым поселился в Великой пустыне) стал монахом около 271 года, он сразу сделал то, что Евагрий советовал инокам своего времени: он пошел «вопросить о пути своих предшественников в добре, чтобы ориентироваться них» Поскольку лишь таким образом можно избежать «введения чего-либо чуждого нашему и отчуждения себя самого от Христа, сказавшего: Аз есмь Путь (Ин. 14: 6). Таким образом, чтобы жить по Евангелию, молодой Антоний первым делом решил посетить аскетов своего времени, этих «ревнителей», которые в то время жили в окрестностях селений У этих «протомонахов», очевидно, были в свою очередь собственные духовные наставники, у тех − так же свои, и так далее вплоть до апостолов. И лишь после этого предварительного воспитания Антоний в 285 году поселился один в Великой пустыне. Бог, проведя Антония через множество борений, соделал из него, умершего в 356 году, не только образец истинного монаха , но и духовного учителя для тех, кто решил ему подражать. Подробное описание этого процесса можно найти в Житии Антония, написанном святителем Афанасием, а также в семи Письмах Антония, Патерике и других источниках по монашеской жизни IV века Лишь много позже, около 320 года, преподобный Пахомий Великий основал свои первые общежительные обители. При этом Пахомий, который родился примерно в 292 году, начинал монашескую жизнь как отшельник, под водительством опытного старца Паламона. Вот как рождалось монашество как институт И его ждал большой и заслуженный успех. Таким образом, отныне каждый мог стать монахом, не только находясь под управлением опытного старца, но и другим образом − вступая в киновию , эту школу всех добродетелей. Это позволяло тем, кто не чувствовал в себе достаточно сил для евангельской жизни «по-монашески», то есть уединенно, воплощать тот же самый идеал в хорошо организованном братстве , под руководством игумена. Из этого очень краткого обзора можно сделать следующий вывод: монашество парадоксальным образом начиналось как старчество , а не как церковный институт ! Поскольку и преподобный Антоний, и его ученик преподобный Макарий Великий, воспринявший тот же дух несомненно, были старцами (герондами) То же самое можно сказать об Авве Евагрии Понтийском, «ближайшем ученике» Макария и о множестве других монахов первых поколений.

http://pravoslavie.ru/76894.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010