И не случайно, что по прошествии определенного времени «Пахомий нашел его способным к управлению иноками и сделал его начальником в монастыре Хенобоския. Когда некоторые из братий роптали по поводу молодости Орсисия, Пахомий послал сказать им, что ропот их не имеет основания: Царство Небесное назначено не старым обитателям этого монастыря, а тем, кто ведет праведную жизнь и истинно чтит Бога. Если и давно живущий в монастыре брат начинает роптать, то он губит свои прежние труды. Монашеская жизнь требует прежде всего смирения и скромности. Господь не спросит нас, давно ли мы удалились в монастырь; но Он потребует от нас отчета в том, исполняем ли мы Его заповеди. Пахомий сказал: “Орсисий, молодое растение, сделался в доме Божием как светильник золотой и как звезда светоносная”» 651 . Когда преп. Орсисий встал во главе всех пахомиевских обителей, то «монастыри под его руководством несколько времени пребывали в том благочестии и единении, в каком оставил их св. Пахомий». Но затем «между некоторыми монахами начал вкрадываться дух честолюбия, угрожавший разрушением мира, о сохранении коего Орсисий старался со всевозможною заботою» 652 . Это честолюбие питалось среди прочего и возросшим материальным богатством монастырей – на данный факт имеется прямое указание в первой греческой редакции «Жития преп. Пахомия» (гл. 127) 653 . Настоятели отдельных монастырей, имея в своем распоряжении значительные материальные средства, стали проявлять тенденцию к «сепаратизму». Во главе их оказался Аполлоний , настоятель обители «Монхосис» ( Μωνχσεως) – наиболее богатой среди прочих. Тогда, как свидетельствует все та же первая греческая редакция «Жития» (гл. 128), авва Орсисий ушел в пустынное место и обратился к Богу с молитвой, чтобы Он указал ему помощника, ибо сам он один не в силах справиться с возникшими нестроениями ( οκτι δναμαι μνος). Во сне ему было дано откровение, что таким помощником может быть только преп. Феодор Освященный. И действительно, преп. Феодор, обладая несомненными административными талантами, недюжинной энергией и волей, а также непререкаемым авторитетом среди иноков, быстро преуспел в деле восстановления изначального единства и созвучия хора пахомиевских иноков, хотя это и стоило ему многих скорбей и трудов 654 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

При управлении обителью Саровской Строителя Пахомия, 1785 года 21 мая скончался здесь достопамятный великий муж казначей Иеросхимонах Иосиф, твердый столп благочестия, служивший подпорою обители. Двадцать лет проходил он должность Ризничего, а казначеем был 28 лет. Братия желали было его избрать на место престарелого Строителя Старца Ефрема, которому уже три года помогал в управлении обителью, ибо он был муж воистину чистого, строгого жития, ревнитель по Бозе и подвижник духовный; но по воле Божией, он впал в болезнь, которой страдал долгое время, и, наконец, от расслабления желудка совершенно изнемог, и скончался. При сем же строителе Пахомие находился в братстве Иеромонах Матфей, муж совета, сиявший благочестием и добродетелями, достойный сотрудник Старца, Строителя Пахомия, которому помогал в управлении обителью с усердием к ней и с благоговением к Богу; житие его было в высшей степени подвижническое и преимущественно отличался он строгим постом. Скончался 1795 года. Благочестивый муж Пахомий, еще не бывши Строителем, благочестивою своею жизнью приобрел себе уважение не только от братии, но и от своих Святителей; они имели к нему особенную доверенность и уважение и не оставляли его своими милостями, как видно из многих к нему писем, которых несколько здесь прилагается. Преосвященный Иероним пишет к нему: Преподобный Отец Пахомий! Любезный о Христе Господе Брате! Письмо ваше получил я. Радуюсь и благодарю Сохраняющаго пути ваша. Советую при сем пастырски и вам и любезному брату нашему отцу Казначею Иосифу и всей братии, чтобы доброму Старцу Отцу Строителю Ефрему вспомоществовать в его добрых намерениях. Славна призрением нищих святая обитель ваша здесь, но славнее еще будет в животе вечном. Блажу убо вас за сие, и молю Наградителя добродетели, да воздаст вам вечными благами. Сего искренно желая пребуду, как и пребываю, с непременным усердием. Июля 6 дня 1775 года. Иероним Епископ Владимирский Преподобнейший Отец Пахомий! Любезный о Христе Господе брат! Письмо ваше получено. Радуемся и мы с вами, что старца праведнаго (Строителя Ефрема) и жива и обещевающаго еще жить нашли. Говорит он правду, что жить и умереть зависит от небесной власти; однако и молитва много может. Пример тому Иезекииной жизни пять-надесять лет прибавление. Помолимся убо обще, да и ему приложатся оныя! Прочее желая вам всем и долгоденственной и благоденственной жизни пребудем к вам как и пребываем с обычным доброжелательством

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

6. После этого случая божественный Пахомий собрал братьев и сказал: — Нам, монахам, для спасения потребно великое трезвение. Я часто слышу, как лукавые бесы похваляются, рассказывая, как они ввели подвижников в заблуждение. Поэтому всегда храните себя и ограждайте себя неприступным именем Христовым. Если будете следовать воле Христовой, враги ничего не смогут с вами сделать. Они станут, как чад и дым, и не будет у них над вами никакой власти, и побегут они от лица боящихся Господа. 7. Как–то в монастыре Пахомий Великий сидел вместе с другими великими братьями. И вот один брат в тот день сделал две циновки и положил их прямо напротив своей кельи, как раз у того места, где блаженный Пахомий сидел вместе с братьями. Он так сделал, потому что его распирал помысел тщеславия и надеялся, что преподобный похвалит его. Ведь по уставу каждый брат должен делать одну циновку в день, а он сплел в два раза больше. Великий святой, обратив на это внимание и поняв, что брат сделал такое напоказ, глубоко вздохнул и сказал сидевшим рядом братьям: — Посмотрите на этого брата. Он трудился с самого раннего утра, но весь свой труд отдал дьяволу. Он даже малой части своего труда не оставил в утешение своей душе. Ведь он возлюбил славу человеческую больше славы Божией. Он все свое тело измучил трудом, но душу свою совершенно опустошил поступком ради жажды наслаждения. Святой подозвал этого брата и наложил на него епитимию. Он повелел ему пойти к братьям, неся в руках две циновки и, встав в сторонке, попросить: «Братья, помолитесь за мою жалкую душу, чтобы всемилостивый Господь вашими молит вами помиловал ее. Душа моя продала Царство Божие за эти две циновки». А когда братья собрались на трапезу, Пахомий Великий велел ему точно так же стоять посреди зала с циновками в руках до тех пор, пока братья не закончат есть. И к тому же велел ему жить в келье в затворе целых пять месяцев и каждый день изготовлять по две циновки, есть один хлеб с солью и чтобы никто из братьев к нему не заходил. 3. Из Отечника

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Долгое время в Тавеннисийском общежитии подвизались одни копты 3251 . Наконец слава святого Пахомия дошла и до греков и римлян. И из них некоторые стали стремиться в общежитие под руководство мудрого аввы Пахомия и делались здесь монахами. Святой Пахомий и о них усердно заботился: они были для него дороги не менее коптов. Некоторым затруднением для Пахомия при обращении с монахами-греками (их было больше, чем римлян) было незнание греческого языка. Равным образом и другие иноки-копты не знали этого языка. Даже на самом близком расстоянии от Александрии 3252 разговорным языком был не греческий, а коптский язык. Даже сравнительно недалеко от Александрии жившие подвижники, как например святой Антоний Великий , родившийся около Ираклеополя великого, святой Пимен Великий , всю жизнь проведший в Нижнем Египте, в Ските, Теренуофе и северном Диолке, не говорили по-гречески, а тем более трудно было встретить знающего греческий язык монаха в Фиваиде 3253 . В деле попечения о греках преподобному Пахомию помогал Феодор, бывший чтец Александрийской церкви. Но и сам святой Пахомий позаботился о том, чтобы научиться греческому языку. Святой Пахомий учил иноков и словом и примером. Тем сильнее действовало его слово, что иноки видели в нем пример всех добродетелей. Постоянное молитвенное настроение Пахомия, его глубокое смирение, его строгость к себе самому, строгость даже во время болезни, его любовь ко всем, его проницательность и мудрость – все это привлекало сердца братии к нему, заставляло всех без рассуждения подчиняться его слову, принимать его советы. Смирение Пахомия было чрезвычайно велико, хотя и совершал он необыкновенные подвиги, хотя и воздавали ему величайшую честь и иноки, и миряне, и даже епископы, иногда присылавшие к нему монахов, чтобы он произнес над ними свой суд. Святой Пахомий боялся осуждать других даже в мыслях. Сподобляясь неоднократно видений и откровений от Бога, он говорил о них братиям тогда, когда от своего рассказа ожидал нравственной пользы для братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Шестьдесят лет провел Макарий в пустыне Скитской как странник на этой земле, мертвый для мира, непрестанно заботясь о своем спасении и о спасении вверившихся его руководству братьев. Он больше проводил времени в беседе с Богом, нежели в земных занятиях, и часто бывал в состоянии духовного восхищения. О его сокровенной жизни в Боге свидетельствуют его писания, в которых сохранились для нас драгоценные изображения сих особенных состояний души облагодатствованной 503 . Из множества учеников преподобного не все жили с ним, некоторые стали основателями монастырей в других местах (Иоанн Колов и др.). Среди учеников прп. Макария был и авва Пафнутий, у которого окормлялся прп. Иоанн Кассиан . Ученики прп. Макария бережно хранили духовное наследие преподобного, и. поэтому к концу IV века Скит стал одним из главных центров иночества. Труднодоступностъ Скита была причиной того, что церковные авторы IV–V веков сообщают о нем совсем немного. Но значение этого монашеского поселения в истории древнего иночества было чрезвычайно важным 504 , поскольку именно здесь дух заветов прп. Антония сохранился в наиболее чистом виде 505 . Скитские подвижники полагают начало традиции «умной молитвы» как главного иноческого подвига. Преподобный Пахомий Великий (292 15 мая) был младшим современником Антония Великого . Он является основателем общежительного монашества (киновии). Пахомий был коптом, принял Крещение и стал иноком в сознательном возрасте, после окончания воинской службы. В течение семи лет он находился в послушании у опытного подвижника. Пройденная Пахомием школа послушания оказала значительное влияние на его представления о монашестве. Накануне смерти своего старца и по его благословению Пахомий начинает подвизаться самостоятельно в местечке Тавенниси (в Фиваиде). К нему присоединяется еще несколько человек. Для утверждения своих первых учеников в добродетели св. Пахомий устанавливает некоторые правила, касающиеся единообразия в пище и одежде. Так осуществился поворот от отшельнической и полуотшельнической формы иноческой жизни к общежительной. Очевидно, что без помощи свыше это произойти не могло. Большинство древних источников сообщают о том, что правила св. Пахомию дал Ангел. Скорее всего, это был не готовый текст, а сама идея упорядочения жизни общины. В скором времени дело Пахомия увенчалось успехом: вместо небольшой общины под его управлением оказалось 11 монастырей, из которых 2 женских. По свидетельству Палладия, к концу IV века в них подвизалось до 7000 монахов 506 . Они подчинялись одному настоятелю – прп. Пахомию, и жили по единому, им созданному Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда Феодор, совершенствуясь более и более, наконец достиг высокой степени чистоты сердца и мудрости духовной, преподобный Пахомий вызывает его из Тавенниси к себе в Певоу, желая, чтобы Феодор разделял с ним труды управления всеми монастырями, чтобы он был таким же помощником для него, каким был Иисус Навин для Моисея. Теперь Пахомий нередко дает Феодору очень важные поручения. Он посылает его вместо себя для наблюдения за духовным состоянием братий, для врачевания их духа. Феодор имел право во всех монастырях распоряжаться приемом иноков и изгнанием из обители тех, кто, будучи неисправим, своим поведением производил в братстве соблазн. Объясняя Священное Писание, Пахомий сажает Феодора рядом с собой. Теперь Феодор еще чаще прежнего проповедует вместо Пахомия. Слово его оказывает самое благотворное действие на слушателей. Та любовь, какую Феодор, по свидетельству древнего жизнеописателя, имел не только к каждому монаху, но и ко всякому человеку, давала ему возможность и проникать в духовные нужды братий и помогать им мудрым и теплым словом. Пахомий со своей стороны был для него опытным советником и строгим обличителем: он желал, чтобы Феодор не останавливался на той ступени нравственной чистоты и духовной мудрости, какой он так скоро достиг, но чтобы он совершенствовался более и более, чтобы сделался всецело чистым по духу и не мог уже потерять этой чистоты. Преподобный Феодор часто поучал иноков. При этом он нередко обращался к инокам с речами, в которых обличал или общие многим недостатки, или недостатки, проступки отдельных лиц, не называя виновных по имени. Случалось, что они сами приносили покаяние пред всем собранием и просили прощения у братий. По смерти преподобного Пахомия и его преемника аввы Петрония, жившего не долго после Пахомия, святой Феодор был мудрым руководителем на пути ко спасению для всех монастырей Тавеннисийских, частью помогая в управлении ими авве Орсисию, частью же вместо его управляя монастырями, хотя и в полном единении с ним, как бы в качестве его соправителя. И жизнью и словом великую пользу он приносил инокам и прославился еще чудесами своими. За его подвиги и за его мудрость к нему с особенным уважением относился святой Афанасий Великий, архиепископ александрийский Скончался он лет двадцать спустя после смерти преподобного Пахомия Иноки с аввою Орсисием во главе долго оплакивали его. Их скорбь искренно разделял и святой Афанасий. В утешение инокам, святитель Александрийский прислал им большое послание, в котором много и красноречиво говорил о добродетелях и подвигах аввы Феодора Освященного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Преподобный Пахомий говорил, что бесы, лишь только заметят в ком-либо внимание к своим внушениям, усугубляют внушения, чтобы завладеть его сердцем и подчинить своей власти. Кто же не внимает их внушениям, но сразу отвергает их, бодрствуя над собой, пребывая твердым в исполнении всех уставных порядков, того оставляют и бегут. Старец поучал, что нужно вооружаться наиболее страхом Божиим и смирением. Преподобный Пахомий обладал многими дарами Святаго Духа: даром прозрения сокровенных мыслей, даром видений, властью над духами, силою исцелять всякие болезни. Особенно велика была сила его молитв. В монастыре прп. Пахомия был инок, не знающий языка египетского, а только греческий и римский, и они не понимали друг друга. Три часа молился преподобный, прося у Бога дар разуметь греческий и римский языки, и Господь дал разумение и познание Пахомию, и беседовал он с иноком уже по-гречески и по-римски. Прп. Пахомий оберегал братию от ереси ариан и от сочинений Оригена . Почил прп. Пахомий в 348 г., на 57-м году своей жизни, за несколько лет до смерти прп. Антония. Перед смертью, которую он провидел, собрал преподобный всех своих учеников и преподал им последнее завещательное наставление. Преемником назначил Петрония, чтобы он продолжал устроять монастыри и хранить отеческие заповеди. Петроний стал достойным преемником прп. Пахомия. Теплота веры и ревность его были настолько сильны, что повлияли на все его семейство. Вскоре отец, братия и слуги последовали его примеру, посвятив себя на служение Богу в обителях прп. Пахомия. Все это многочисленное семейство до конца пребыло верным иноческому обету. Авва Петроний отличался крайним смирением в обращении, великим благоразумием в поведении, осмотрительностью во всех своих делах. Он никогда не послаблял себе ни в чем, всегда был одинаково к себе внимателен. Особенно заметна в нем сердобольная снисходительность к немощам других. К сожалению, он прожил после прп. Пахомия только тринадцать дней, оставив преемником после себя Орсисия. Преподобный Орсисий был духом горящий из учеников прп. Пахомия, и скоро он преуспел в духовной жизни, показав такие успехи, что они сделали его золотым светильником в доме Господнем. Он совершенно освоился с образом действий прп. Пахомия, так что в нем будто ожил великий авва. У Орсисия был сугубый дар ведения: он просто и ясно объяснял самые трудные места Св. Писания. Преимущественный порядок его бесед составляло убеждение быть верным порядкам внешней и внутренней жизни, какие были заведены в обителях прп. Пахомием. В этом он видел успех духовного совершенства. О следовании же во всем прп. Пахомию говорил и прп. Антоний, когда узнал о смерти началовождя. Воздавая великую похвалу святому отцу, прп. Антоний убеждал иноков воспринять ревность Пахомиеву.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Такой образ подвижничества явился настолько плодотворным, что братия в общине святого Пахомия в непродолжительное время достигали высот христианского совершенства. К нему стекалось все возрастающее число учеников, так что еще при жизни он стал руководителем многотысячной братии. А после его кончины образец общежительных монастырей был утвержден наиболее спасительным для людей, вступающих в монашескую жизнь. Устав Тавеннисских монастырей Основой для разбора последующих иноческих уставов в данной работе использован один из древнейших дошедших до нас сборников правил – обители Тавенниси, созданной преподобным Пахомием Великим. Устав святого получил широкое распространение, так что многие последующие правила опирались на этот источник . Преподобный Пахомий Великий жил в конце III начале IV века; кончина его, вероятно, последовала в 348 году. Переломным моментом его жизни стала служба в армии, куда он был призван юношей примерно 20 лет. Его и других молодых призывников заперли в бараке без еды и питья, и только незнакомые христиане послужили им, спасая от мучений. Тогда Пахомий дал обет всей жизнью послужить христианскому Богу. Описанный случай также важен обстоятельством, подтверждающим, что преподобный был знаком с регламентированным армейским бытом, что позже повлияло на создание строгой организованной жизни в его монастырях. Но главную особенность устава преподобного –явление ангела, благословившего его начинание. Святой Пахомий Великий и его последователи (преподобные Орсисий и Феодор Освященный) только уточнили детали и расширили их. Так уставы общежительного монашества получили начало через благословение с неба от ангела, подобно и тому, как от ангела было даровано наставление в жизни отшельнической преподобному Антонию Великому . Преподобный Пахомий, удалившись в пустыню, проводил жизнь под началом строгого подвижника Паламона, но, еще более стремясь умерщвлять свою плоть, часто уходил в пустыню для молитвы. Тут он сосредоточенно предавался богообщению, прося не только о прощении своих грехов, но и о всем мире. И такие воззвания Бог услышал, избрав святого Пахомия для спасения многих людей. Тогда же в пустыне, когда преподобный продлил молитву более обычного, было ему явление ангела в одежде великого иноческого образа. Ангел вручил ему медную дощечку, на которой излагался устав монастыря со множеством монахов. Такой монастырь ему поручалось основать и им руководить. Эти правила не охватывают всей жизни иноков и не отличаются точной последовательностью, но даны, чтобы показать общий характер будущих монастырей. Они упоминаются во многих древних текстах: у Никифора Каллиста, Созомена, Дионисия Малого.

http://pravoslavie.ru/31506.html

Долгое время в Тавеннисийском общежитии подвизались одни копты [ 12 ]. Наконец слава святого Пахомия дошла и до греков и римлян. И из них некоторые стали стремиться в общежитие под руководство мудрого аввы Пахомия и делались здесь монахами. Святой Пахомий и о них усердно заботился: они были для него дороги не менее коптов. Некоторым затруднением для Пахомия при обращении с монахами-греками (их было больше, чем римлян) было незнание греческого языка. Равным образом и другие иноки-копты не знали этого языка. Даже на самом близком расстоянии от Александрии [ 13 ] разговорным языком был не греческий, а коптский язык. Даже сравнительно недалеко от Александрии жившие подвижники, как напр. святой Антоний Великий, родившийся около Ираклеополя великого, святой Пимен Великий, всю жизнь проведший в Нижнем Египте, в Ските, Теренуофе и северном Диолке, не говорили по-гречески, а тем более трудно было встретить знающего греческий язык монаха в Фиваиде [ 14 ]. В деле попечения о греках преподобному Пахомию помогал Феодор, бывший чтец Александрийской церкви. Но и сам святой Пахомий позаботился о том, чтобы научиться греческому языку. Святой Пахомий учил иноков и словом и примером. Тем сильнее действовало его слово, что иноки видели в нем пример всех добродетелей. Постоянное молитвенное настроение Пахомия, его глубокое смирение, его строгость к себе самому, строгость даже во время болезни, его любовь ко всем, его проницательность и мудрость — все это привлекало сердца братий к нему, заставляло всех без рассуждения подчиняться его слову, принимать его советы. Смирение Пахомия было чрезвычайно велико, хотя и совершал он необыкновенные подвиги, хотя и воздавали ему величайшую честь и иноки, и миряне, и даже епископы, иногда присылавшие к нему монахов, чтобы он произнес над ними свой суд. Святой Пахомий боялся осуждать других даже в мыслях. Сподобляясь неоднократно видений и откровений от Бога, он говорил о них братиям тогда, когда от своего рассказа ожидал нравственной пользы для братий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Христиане! Подражайте, хотя несколько, добродетели преподобного Серапиона, – и вы спасётесь. Смирение правоверных и гордость зловерных 201 Некогда к преподобному Пахомию пришли еретики, так называемые «постники», власяными одеждами внутренний яд прикрывающие, и, остановившись за монастырскими вратами, велели доложить ему: «Мы присланы от нашего отца спросить у тебя: воистину ли ты человек Божий и совершенно ли уповаешь, что Бог послушает тебя? Если так, то перейди с нами, как посуху, находящуюся близ монастыря реку, да разумеем, кто из нас имеет большее дерзновение: мы или ты?» Услышав столь гордое предложение, преподобный Пахомий почёл за грех даже видеться с этими волками в овечьей одежде. Но через одного из учеников отвечал им: «Попущением Божьим и еретики могут через реку перейти немокренно, но только с помощью дьявола, который этим чудом успеет очаровать слабых и утвердить соблазны еретичества. Что касается до меня, я не прошу у Бога чуда, дабы ходить по водам: этот помысел не иноческий и не христианский. Пусть узнают они, что я на Бога надеюсь, но на дела мои надеяться не могу; признаю себя грешником и не хочу искушать Господа Бога моего подобно дьяволу . Пусть узнают они, что Пахомий просит помощи у Бога только в том, дабы без вреда пройти вражеские искушения». Услышав столь поучительный ответ, еретики устыдились и пошли безмолвно. Наказанное ослушание Преподобный Пахомий Великий , отлучаясь в Панополь для устроения там иноческого общежития, приказал, чтобы в отсутствие его ни в чём не нарушали уставов монастырских. Но когда он возвратился, отрок, бывший под искусом, пришёл к нему жаловаться, что братия без него не варили ни зелени, ни каши. Святой старец с улыбкой сказал ему: «Не досадуй, сын мой! Я велю, чтобы всё было по-прежнему». Потом пошёл к иноку, служащему при поварне, и спросил, зачем без него оставлен был устав в рассуждении пищи. Инок начал извиняться тем, что старцы довольствуются сухоядением, а для одних детей, находящихся в новоначалии, ему не хотелось держать круп и масла. «Впрочем, чтобы не сидеть праздно, – продолжал он, – я делал корзины». – «Принеси же их сюда», – сказал Пахомий. Инок повиновался. Тогда святой настоятель приказал развести огонь и, сжигая труды двух месяцев, говорил: «Ты пренебрёг мою заповедь о пищи братии, и я не щажу твоего рукоделия. Не уважать повеления отеческие, служащие к общей пользе – великий грех . Разве не знаешь, что имеет от Бога воздаяние только тот, кто постится по своей воле, а кто не ест поневоле, тот не должен ожидать награды. Твоя леность, или упрямство, или скупость сделали то, что воздержание братии потеряло всю цену». Инок, почувствовав всю силу наставления Пахомиева, с покаянием припал к ногам его и сам подавал ему своё рукоделие для сожжения. Лукавство и дерзость духа-искусителя

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010