Преподобный Пафнутий с плачем отодрал от своей одежды подкладку и завернул в нее тело великого пустынника, которое положил в углубление большого камня, наподобие гроба, и засыпал множеством мелких камней. Затем он стал молиться, чтобы Господь разрешил ему до конца жизни остаться на месте подвигов преподобного Онуфрия. Внезапно пещера обвалилась, пальма засохла, а источник иссяк. Поняв, что ему нет благословения остаться, преподобный Пафнутий отправился в обратный путь. Через 4 дня преподобный Пафнутий дошел до пещеры, где его встретил пустынник, пребывавший в пустыне более 60 лет. Кроме двух других старцев, с которыми он подвизался вместе, этот пустынник никого не видел. Всю неделю подвижники проводили в одиночестве в пустыне, а в субботу и воскресенье сходились вместе для псалмопения. Питались они хлебом, который приносил Ангел. Так как была суббота, пустынники собрались вместе. Вкусив полученный от Ангела хлеб, они всю ночь провели в молитве. Уходя, преподобный Пафнутий спросил имена старцев, но они сказали: " Бог, знающий все, знает и имена наши. Поминай нас, да сподобимся видеть друг друга в Горних селениях Божиих " . Продолжая путь, преподобный Пафнутий встретил оазис, который поразил его красотой и обилием плодоносных деревьев. Из пустыни к нему вышли четверо обитавших здесь юношей. Юноши рассказали преподобному Пафнутию, что в детстве они жили в городе Оксинрихе (Верхняя Фиваида) и вместе обучались грамоте. Они горели желанием посвятить свою жизнь Богу. Сговорившись уйти в пустыню, юноши вышли из города и после нескольких дней пути достигли пустыни. Их встретил сияющий светом муж и привел к старцу-пустыннику. " Вот уже шесть лет, - сказали юноши, - мы живем на этом месте. Старец наш прожил здесь один год и преставился. Мы живем сейчас одни, питаемся плодами деревьев, а вода у нас из источника " . Юноши назвали свои имена. Это были святые Иоанн, Андрей, Иракламвон (Ираклемон) и Феофил. Всю неделю юные пустынники подвизались отдельно друг от друга, а в субботу и воскресенье сходились в оазис и возносили общую молитву. В эти дни являлся Ангел и причащал их Святых Таин. Ради преподобного Пафнутия они не ушли в пустыню, а всю неделю молились все вместе. В следующую субботу и воскресенье святой Пафнутий вместе с юношами сподобился причаститься из рук Ангела Святых Таин и услышать сказанные Ангелом слова: " Да будет вам Пищей Нетленной, Веселием Нескончаемым и Жизнью Вечной Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Бога нашего " .

http://patriarchia.ru/db/text/910817.htm...

1899 года мая 4 скончался в лаврской больнице юный послушник Петр. Сей юноша украсил свою жизнь целомудрием Иосифа Прекрасного и послушанием преподобного Досифея. Мальчиком жил он в Петрограде у богатого хозяина. Он был очень красив лицом: когда пришел в возраст, его красота пленила его хозяйку, которая стала его склонять на грех. Страх Божий, страх душевной погибели, страх срама пред людьми сделали то, что он бросил шум­ный город и убежал в обитель, и сделал это так быстро, что и расчета не взял у хозяина, поручив это сделать своему отцу, который жил тоже в Петрограде. Какими-то судьбами Бог направил его в пустыню Святого Параклита. В то время подвизался там старец схимо­нах Онуфрий, имевший много учеников. Принятый в обитель, юноша Петр с великим усер­дием и горячею ревностью пошел к старцу, рассказал ему всю свою жизнь и просил его принять под свое руководство, обещаясь повиноваться во всем. И когда старец согласился, юноша с того же дня предался ему, по выражению святых отцов, как железо ковачу. Скоро его чистая душа усвоила молитву Иисусову. Он стал блюсти строгое воздержание: с утра выходил голодным на послушание, за обедом ел довольно, а за ужином съедал только ниж­нюю корку хлеба, которую и жевал в продолжение всего ужина, дополняя этот скудный стол тремя ложками щей и несколькими крупинками каши. Жалея его, братия говорили ему, чтоб он кушал больше, но он уклончиво отвечал: “Простите, я насытился и больше не хочу есть”. А иногда скажет: “Простите, у меня грехов много, помолитесь”. Так он подвизался два года. В 1898 году найден был на луговине пустынной умерший странник. Это было в июле месяце. Пустынь Св. Параклита находится в пределах Владимирской губернии, поэтому расследование этого дела должно было производиться не Сергиево-Посадской полицией, а из города Александрова следователем. Прошло тринадцать дней, пока явился следователь. Все это время пустынная братия обязана была стеречь тело умершего день и ночь. Наравне с дру­гими был назначен на это послушание и юноша Петр. С покорностью принял он это послу­шание, но жуткость лесная, темнота ночная, сырость и холод, безотчетный страх и зловоние от трупа смутили юношу и подействовали вредно на его здоровье. С того времени он стал недомогать, слабеть и бледнеть. Настал Великий пост ; ему хотелось поститься по-прежнему, старец не давал на то совета, но он, по ревности своей, держал строгий пост и на все пред­ложения братии пожалеть себя отвечал: “Простите, не хочется есть”. На Страстной неделе он совершенно изнемог. Пропели “Христос Воскресе”, разговелись, разговелся и он, с боль­шим трудом проглотив кусочек кулича, но больше уже ничего не мог есть. Его причастили святых Христовых Таин и отправили в лаврскую больницу, там он недели две протянул и скончался. Незадолго до смерти он сказал окружающим: “Отнесите меня на мою койку”. Так некогда преподобный Никон, умирая, говорил: “Отнесите меня в светлую храмину, уго­тованную мне молитвами отца моего: не хочу здесь более оставаться”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления. Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком(?) сне явились три святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия. Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: " Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине " . Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар(?). В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: " Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща " .

http://sobory.ru/article/?object=00280

В наше время всевозможных юбилеев совершившееся двадцатипятилетие этого памятного для церкви события прошло (и слава Богу!) без всякого официального празднества. Некому было, правда, и вспомнить о нем. Великий святитель, так участливо отнесшийся к искавшим присоединения, заботившийся об них, как сам выразился апостольским словом, якоже доилица, греющая своя чада 4 , – владыка Филарет и его усердный сотрудник преосвященный Леонид давно уже переселились в вечность... Но, Божиим милосердием, доселе остающиеся в живых сами присоединившиеся и ближайшие участники событий того времени, разумеется, не забыли дня, имеющего такое великое значение в их жизни: пребывающие в Москве, в Никольском Единоверческом монастыре, отцы Онуфрий, Филарет и Мелхиседек ознаменовали день сей благодарною молитвою к Богу, призвавшему их от тьмы в чудный свой свет и непомилованных соделавшему помилованными (1 Петра гл. 2, ст. 9 и 10); а пишущий это, после такой же благодарной молитвы за них и за себя у раки преподобного Сергия, под кровом которого живет пятое десятилетие, и помолившись при гробе великого архипастыря – митрополита Филарета, послал этим братиям Никольского монастыря свое сердечное приветствие. Вспомнил ли об этом дне и как провел его о. Пафнутий, бывший тогда первым ревнителем возсоединения с церковью и самым горячим обличителем раскольнической лжи, а потом удалившийся опять на страну далече? Конечно, вспомнил; но с какими чувствами? О, милосердый Господи! Посли мир Твой в его смятенную душу и возврати его на путь спасения!.. Многое напомнил нам день 23-го июня. Перенесшись мыслию за четверть столетия, мы как будто снова пережили то время, когда нам суждено было принять самое близкое участие в важных для церкви событиях и приложить к ним всю энергию тогда молодых еще сил, не надломленных летами и испытаниями. Двадцатипятилетняя давность дает нам право поделиться воспоминаниями о достойных внимания событиях того времени и с нашими читателями, – право тем более законное, что теперь уже и обнародованы некоторые относящиеся к этим событиям официальные и другие документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Между прочим, жизнь обители и конкретно жизнь матушки Любови была связана с другим подвижником, тоже четвертого века - преподобным Онуфрием, который явился ей, когда она еще ничего не знала о существовании Марфо-Мариинской обители. В сонном видении он показал ей все места ада и рая и весь ее жизненный путь. Он показал ей саму обитель, святую преподобномученицу Великую княгиню Елизавету и многострадального отца Митрофана Сребрянского. И на протяжении всей жизни матушки Любови преподобный Онуфрий не оставлял ее и сестер обители милосердия своими предупреждениями, советами и молитвенным заступничеством. Мы знаем, что Церковь - одна. И небесная, и земная. И IV-ro века, и ХХ-го века. Она - во Христе, а Христос все соединяет, даруя нам самое необходимое. Сегодня мы услышим воскресное Евангелие, когда Господь вопрошает Петра после его троекратного отречения: " Любишь ли Меня? " (Ин. 21, 17). Трижды спрашивает его Господь, потому что трижды хочет восстановить тяжкое отступничество своего ученика, чтобы запечатлеть это отступничество троекратною любовью. Любовь - это то, что стОит очень дорого, потому что она всегда означает готовность положить жизнь свою за Христа и за паству. " Паси агнцы Моя, - говорит Господь, обращаясь к Петру, - паси овцы Моя, если любишь Меня " . " Господи! Ты все знаешь, - отвечает Ему Петр, - Ты знаешь, что я люблю Тебя " (Ин. 21, 17). И Господь открывает Петру, что ему предстоит именно путь страданий, путь Креста: " Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь " (Ин. 21, 18). Любовь всегда означает Крест. Любовь всегда означает готовность принести жертву, чтобы быть единой с тем, что Христос совершил для нас, независимо от того, какой путь определяет Господь для человека: путь исключительного преподобничества, какое явили великие пустынники, или мученичества, которым прославились наши святые новомученики и исповедники Российские. Или путь нашей как будто бы спокойной пока жизни, но которая тоже требует от нас полного (до конца) избрания Господа в мире, где уже невозможно оставаться человеком, не становясь христианином, потому что происходит распад и разрушение всего.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_3....

Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя - Василий Великий , Иоанн Златоуст и Григорий Богослов , которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия. Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: " Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине " . Расцвет [ править править код ] Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь - возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители - самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры. Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: " Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща " .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Елеазаро...

Притом, когда идет выбор между Богом и семьею, для христианина ясно, куда ему идти, если только он хочет быть действительно христианином, а не мнимым: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10:37 ). Добрый христианин заботится о своей семье со всем усердием не только по чувству любви к родным, но и по заповеди Господней о почитании родителей, так что Апостол говорит: «Если кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5:8 ). Но когда ставится вопрос: Христос Бог или семья, – тут речи быть не может. И кто в моменты таких испытаний, как ныне, предпочел семью, – тот возлюбил тварь паче Бога, стал тонким идолопоклонником... Другие из обновленцев говорят: мы себя считаем вполне верующими в Бога и преданными Церкви, мы влились в обновленческий раскол сознательно; чтобы спасти Церковь от анархии, так как прекрасно видим, что власть церковную захватили всякие церковные проходимцы: они натворят массу бед, а мы их будем сдерживать и направим русло церковной жизни по правильному пути: мы спасем положение... В частности, говорили из них: вот большой красивый храм – хотят под клуб для антирелигиозной пропаганды, православным его не отдадут, а мы его возьмем свободно, ну что же, если мы и будем раскольниками, зато храм останется у нас... Все такие доводы – неверны... Преступление есть всегда – преступление, и его ничем нельзя оправдать, никакими даже самыми добрыми целями. Обновленчество – есть отпадение от Церкви Божией, раскол – великий грех... И этим грехом не могут быть искуплены никакие цели... Это буквально иезуитский девиз: цель оправдывает средства... Нет, этот девиз – глубоко лживый. «Если кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим. 2:5 ), – читаем мы в слове Божием. Преподобномученик Макарий Овручский (память 7 сентября) говорил своим чадам духовным: «Принять венец нетленный нельзя иначе, как совершая законно подвиг свой» (Жит. свят. Книга доп. 1-я М. 1908, 35 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Эта великая ревность архипастыря о спасении душ своих чад видна из следующего обстоятельства. – После того как новгородцы изгнали своего князя Всеволода Мстиславича 2466 , на княжение к ним пришел, призванный ими, Святослав Ольгович, женившийся противно церковным канонам. Тогда блаженный сей архипастырь не только не венчал этого князя, но и всему клиру своему запретил видеть то беззаконное венчание (князь тот был повенчан священниками, пришедшими вместе с ним). Преподобный Нифонт 2467 дерзновенно обличал князя того за его преступление, ревнуя псалмопевцу, сказавшему: «буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» ( Пс. 118:46 ). Велика также была ревность сего архипастыря, когда он старался предохранить от преступления самую Церковь русскую, что случилось при следующих обстоятельствах. Когда скончался митрополит киевский Михаил 2-й, от которого принял рукоположение во епископа святой Нифонт, то великий князь киевский Изяслав Мстиславич 2468 на его место избрал Климента философа, бывшего тогда черноризцем и принявшего схиму. Не желая посылать за дальностью расстояние Климента для рукоположения во епископа в Константинополь, князь тот собрал для этой цели собор из русских епископов. На этом соборе были: Онуфрий черниговский, Феодор белгородский, Евфимий переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор владимирский, святой Нифонт новгородский, Мануил смоленский, Иоаким туровский, Козьма полоцкий. Когда собор начал свои заседания, блаженный Нифонт много говорил о том, что сами русские епископы ни в каком случае не могут избирать себе митрополита без благословения константинопольского патриарха; он дерзновенно заявил во всеуслышание всего собора, что это противно преданию святой православной восточной Церкви, которая просвещена святым крещением от престола константинопольского, соделавшего нас таким образом, сынами Божиими, сынами Востока, посетившего нас свыше; и первый митрополит киевский, Михаил, был поставлен оттуда же (из Константинополя); с тех пор было постоянным правилом митрополиту киевскому принимать благословение на постановление от константинопольского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный Пафнутий долго расспрашивал старца ради своей пользы душевной о его житии пустыннических подвигах. Утомлённый, он даже не смел напомнить старцу о пищи телесной, но вдруг неизвестно кем посреди пещеры был поставлен хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго ещё беседовали и умилялись псалмопением. На другой день общения с преподобным Пафнутием святой Онуфрий сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу своё служение Богу в мире сем». Преподобный Пафнутий стал просить его, чтобы ему позволено было остаться жить на месте подвижнических трудов преподобного Онуфрия, но тот не разрешил ему, говоря: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам об их житии и подвигах. Поэтому возвратись к своей братии и поведай». Сказав ещё много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лёг на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло как солнце, и пещера наполнилась благоуханием, послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими». Тогда преподобный Пафнутий снял с себя власяницу и, обвив ею тело святого Онуфрия, предал его погребению. Нагромоздивши на могилу кучу камней, чтобы хищный зверь пустыни не нарушил мирного сна Божия угодника, Пафнутий хотел было ещё хоть раз взглянуть внутрь пещеры святого Онуфрия, но пещера неожиданно обрушилась, финиковая пальма засохла и с корнем повалилась на землю; пересох и источник. Преподобный Пафнутий таким образом ясно уразумел, что Богу не угодно было его подвижничество на сем месте и, славословя Бога, дивного во святых Своих, возвратился в Египет, проповедуя всем о том, что видел и слышал. Вскоре после этого, благочестивые иноки составили описание жития преподобного Онуфрия, разослали его по всему Египту и Востоку, прославляя святую жизнь этого великого пустынножителя.

http://pravoslavie.ru/1739.html

Будучи на послушании в Троице-Сергиевой Лавре, я всегда обращался за духовной поддержкой к преподобному Сергию, когда нес послушание в Почаевской Лавре – молился преподобному Иову, в Черновцах – святому мученику Иоанну Сучавскому, покровителю всей Буковины. Теперь же, находясь на территории Святой Успенской Киево-Печерской Лавры, стараюсь молиться ее Святым хозяевам, преподобным отцам Печерским, и прошу у них помощи и благословения на труды. А преподобный Онуфрий Великий прославился своим отшельническим богоугодным житием, он провел много лет в пустыне в посте и молитве. Я обращаюсь к нему с просьбой о том, чтобы Господь укрепил мою внутреннюю пустыню, в которую каждый человек хочет хоть на время скрыться, находясь на многолюдных и многопопечительных дорогах этой временной жизни. – «До конца века не иссякнут святые» – есть такие слова у афонского старца Ефрема Филофейского. Вы согласны с ними? Создается ощущение, что современные люди очень измельчали... – Люди остались такими, какими и были раньше, с теми же страстями и немощами, а вот вера их действительно измельчала… Без Всевышнего человек немощный, все мы – и правители, и простые люди, и священники – нуждаемся в Божьей благодати, в Божьей помощи. Все мы живем Божьей благодатию. Даже тот, кто этого не понимает, не признает. Но блаженны те, которые осознают это, помнят благодеяния Творца в их жизни и всегда благодарят Его. Господь одарил человека большими талантами и от нас ничего не требует взамен, кроме благодарности. Наибольшая потребность для каждого из нас – спасение в Вечной жизни, и только тот, кто умеет благодарить за все, что получает в земной, способен унаследовать Царство Небесное. Благодарный человек становится достойным принять еще большие дары, а неблагодарный часто теряет и то, что имеет. – Какая самая ценная победа для человека? – Победа над собой, над своими страстями и греховными склонностями. Ее можно достичь только по Божией милости. Когда человек старается воздерживаться от греха, бороться с ним, Всевышний помогает ему в этом. Надо творить молитву. Она привлекает Божию благодать, которая укрепляет людей в преодолении грехов и трудностей, которые встречаются на пути исполнения заповедей Божиих. Молитва дает человеку ощущение истины, ведь истину трудно узнать одним умом.

http://pravoslavie.ru/104645.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010