Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Михаил Малеин, прп. - житие Преподобный Михаил Малеин (память 12 июля по старому стилю) В миру Мануил, из рода Малеиных, сын благочестивых и богатых вельмож, молитвами испрошенный ими у Бога, родился около 894 г. в Харисанской области в Каппадокии. Преподобный с детства отличался благочестием и любовью к наукам. С особенным вниманием он изучал Св. Писание. Получив прекрасное образование, он занял значительную должность при дворе императора Льва Мудрого (886-911 гг.). Но после его кончины св. Михаил последовал давнему влечению своего сердца к монашеской жизни и оставил шумную и суетливую жизнь при дворе. Преподобный Михаил отправился в Вифинию, в Киминский монастырь близ Афона, и стал подвизаться под руководством старца Иоанна Еладита, который и постриг его в монашество. Непрестанно поучаясь в Св. Писании, святой достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив. Не мог оставить без помощи и утешения находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершилось много чудес. После многих иноческих подвигов под руководством старца преподобный Михаил испросил у него благословение на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном делании и только на субботу и воскресенье шел в монастырь для участия в богослужении и причащения Святых Тайн. Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих, искавших спасения. Тогда преподобный Михаил основал в пустынном месте, носившем название Сухого озера, монастырь со строгим уставом, а сам ушел для подвигов в более отдаленные пределы и там снова основал монастырь. Вскоре вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к престолу Всевышнего. Соименный Ангелу, преподобный Михаил жил по-ангельски; не изменяя правилам воздержания до последнего издыхания, он постоянно постился, исключая то время, когда был болен, или был Господский праздник, или когда принимал какого-либо славного вельможу. Первоначально, когда он сделался монахом, он принимал пищу один раз в два дня, потом в середине подвижнической жизни ел только раз в пять дней, под конец жизни, особенно в св. Четыредесятницу, ел однажды в 12 дней. Одежда святого была бедная и суровая. Под руководством преподобного Михаила учился монашескому деланию и преподобный Афанасий (U 1000 г.; память 5/18 июля), будущий основатель знаменитой Афонской лавры. Скончался преподобный Михаил в 962 году. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Михаил Малеин, прп. " .

http://pravicon.com/info-2964

Преподобный Михаил Малеин Память 12/25 июля Преподобный Михаил родился в 894 году в каппадокийском городе Харсиане. Он происходил из знатного и влиятельного рода Малеинов, который дал миру многих полководцев и государственных деятелей и который был связан с императорским домом. Родители Михаила долгое время не имели детей, но затем им было видение Богородицы, и у них родился сын. В крещении он получил имя Мануил. Еще в детстве мальчик был возведен в достоинство спафарокандидата императорской канцелярии, и в будущем его ждала блестящая придворная карьера. Однажды Мануил был в Константинополе вместе с отцом, патрикием Евстафием, и присутствовал на похоронах императора Льва VI, который приходился им родственником (912). Юноша осознал тщету земной славы и почестей, и в нем загорелось желание принять иноческий постриг. Желая знать, такова ли воля Божия о нем, он открыл Псалтирь наугад и прочел стих: «На Господа уповах; како речете души моей: превитай по горам, яко птица?» (Пс. 10: 1). Он закрыл книгу с радостью, убежденный, что получил Божественное знамение, и бежал без ведома родителей, желавших женить его в соответствии с их положением. Мануил добрался до деревни Керсинии у подножия горы Кимин в Вифинии . Там жил известный старец Иоанн Еладит с несколькими учениками. Юноша в слезах пал к ногам старца и, скрыв свое истинное происхождение, просил направлять его в служении Богу. Видя пыл юноши и его горячее стремление к Богу, преподобный Иоанн всего через четыре дня облек Мануила в монашеские одежды с именем Михаил. Когда патрикию Евстафию сообщили новость слуги, посланные сыном, он, не вынеся боль разлуки, поспешил на гору Кимин. Евстафий прибыл ночью и сразу пошел в церковь, как раз когда начиналась утреня. Тут он услышал ангельский голос сына, воспевшего слова: «Душе, яже зде временна, тамошняя же вечна», – и зарыдал, чем выдал свое присутствие. Патрикия привели к старцу, которого он стал резко укорять и обвинять в том, что тот заставил его сына оставить мир. Иоанн кротко отвечал, что всего лишь повиновался слову Евангелия: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37). Тогда Евстафий успокоился, перестал угрожать монастырю, однако увез Михаила с собой. Когда они вернулись домой, мать преподобного Михаила, которая чуть не умерла от тоски, с трудом утешилась. Ведь его монашеские облачения свидетельствовали, что он действительно умер для мира и плотских привязанностей. Родители не могли заставить сына вернуться к мирской суете и позволили уехать в монастырь.

http://pravoslavie.ru/55044.html

Насколько велик был страх в Москве при известии о походе к ней короля, на столько же велика была радость от вести об удалении его от Волоколамска. Можно за верное полагать, что отступление короля от Волоколамска было в 27-й день ноября; потому этот день составителем Дворцовых Разрядов поставлен, как день совершенного избавления Москвы от польского и литовского короля. Напротив, если бы Кремль взят был у осажденных в нем поляков в 27-й день ноября, то Сигизмунд получил бы весть о том, вышедши из Вязьмы, в Феодоровском, уже в первых числах декабря. Поход в декабре с небольшим войском к Москве многолюдной и обнесенной крепкими стенами за 260 верст по пути, на котором были две крепости, Погорелое Городище и Волоколамск, был более, чем рискован; король пошел на Москву не ближайшим южным путем чрез укрепленный Можайск, а северным кривым путем. В этом случае, из-под Волоколамска, он отшел бы обратно не ранее конца декабря 1612 года, чего допустить невозможно. Летописец современник говорит, что войско Сигизмунда пострадало от мороза уже на обратном пути от Волоколамска, а не под стенами его, это указывает на то, что король отступил от Волоколамска не зимой, а в глубокую осень, в конце ноября. Известно, что князь Данила Мезецкий убежал из войска короля, когда оно было уже на обратном пути от Волоколамска и, приехавши в Москву, объявил, что Сигизмунд пошел прямо в Польшу. Современный летописец, сказав об отступлении короля от Волоколамска, говорит почти словами писателя Дворцовых Разрядов: «и очисти Бог Московское государство начальников радением и ратным людям службой и радением, и послании во все города (весть), во всех же городах радость бысть велия» (Новый Летописец, издан. 1791 г., стран. 200). Московские власти разослали известия по некоторым областям о праздновании и взятии Москвы у поляков в половине декабря, а по другим городам, может быть и вероятно, ранее; так в Пермь, а чрез Пермь в Сибирские города писали от 16-го декабря (Собр. Госуд. грам. т. II, стран. 610. Русск, истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Этому вопросу посвящена особая статья в чтениях в Императ. Обществе истории и древностей Российских (1869 год, книга 3, страница 7 и проч.). На основании, главным образом, официальной и не подлежащей сомнению отписки воевод Трубецкого и Пожарского к митрополиту Новгородскому Исидору (дополнение к актам истории т. 1, 166), в которой говорится, что они вошли в Кремль 26-го октября, профессор Казанский полагает, что 26-го октября есть действительно день вступления русских в Кремль. Это было в понедельник; а в следующее воскресенье 1-го ноября был совершен торжественный крестный вход в Кремль духовенства, войска и народа. С этим мнением нельзя не согласиться, но есть другой также весьма важный документ, – это Дворцовые Разряды, в которых говорится, что Москва избавлена от врагов «радением князя Димитрия Тимофеевича Трубецкого и стольника Димитрия Михайловича Пожарского, и всех ратных людей, которые стояли под Москвой крепко и неподвижно, и своим мужеством и храбростью царствующий град Москву от польского и литовского короля, и от польских и от литовских людей из плена, и из работы очистили, и учинили свободно ноября 27-й день» (Дворц. Разряды, т. 1, стр. 9). Историк Соловьев (книга 8-я Истор. России 1858 года, стран. 456) написал, что русские взяли Кремль у поляков и взошли в него с крестным ходом в 27-й день ноября. Таким образом, он показание Дворцовых Разрядов предпочел официальной отписке Трубецкого и Пожарского к митрополиту Исидору. Нельзя согласиться с историком Соловьевым, во-первых, касательно совершения крестного входа в Кремль 27-го ноября. По свидетельству пролога и Аврамия Палицына, крестный вход совершен был в воскресенье, а 27-е ноября в этот год было в пятницу; следовательно, воскресенье было в 29-й день ноября. Во-вторых, за верность показания отписки означенных воевод митрополиту Исидору говорят летописи и сказания лиц, современных этому событию или близких по времени, о чем считаем излишним распространяться (см. означенную статью). Правда, в сказании Аврамия Палицина можно видеть основание в пользу мнения Соловьева, но недостаточно твердое.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В третьих, за нее же говорят (скажем в дополнение показанной статьи) сказания о походе польского короля Сигизмунда под Москву. Узнав о бедственном положении в Москве польских войск, осажденных русскими, он пошел к ним на помощь с сыном своим Владиславом, чтобы венчать его в Москве на царство. Из Орши 25-го сентября, он послал в Москву боярам грамоту о скором приходе своем в Москву. Вышедши из Смоленска в октябре и прошедши Вязьму, он в селе Федоровском (в 13-ти верстах от Вязьмы) получил (конечно, около 1-го ноября и не ранее 29-го октября) весть, что поляки в Москве сдались. В Москве довольно поздно узнали, что король с войском идет на Москву. Тогда начальники и все ратные люди пришли в великий ужас, потому что большая часть русского войска была распущена, а Москва запасами на случай осады не снабжена. Король обошел укрепление Погорелое Городище (в 25-ти верстах к востоку от Зубцова в Тверской губернии и в 100 верстах, или немного более от Вязьмы), потому что воевода князь Шаховской, отбивая приступы его, сказал ему: «иди под Москву, Москва будет за тобой и мы будем твои». Король подошел к Волоколамску, находящемуся около 60 верст от Погорелого Городища и в 100 верстах от Москвы. Он осадил этот город, вероятно, около 10-го ноября (прошедши 160 верст от Вязьмы с небольшой остановкой пред Погорелым Городищем не более 8–9 дней) и отправил к Москве отряд войска в 1000 человек, под начальством молодого Адама Жолкевского, для переговоров о принятии королевича Владислава на престол. Но в Москве решились лучше помереть всем вместе, чем принять на престол Владислава; с мужеством встретили Жолкевского и прогнали его. Взятый в плен во время этого боя Иван Философов и отведенный к королю сказал, что в Москве много войска и запасов, и королевича она принять не хочет. Узнав о совершенном отречении Москвы от Владислава, король приказал делать жестокие приступы к Волоколамску. Но и здесь был отбит, потерял многих воинов и пошел поспешно назад в Польшу; на этом обратном пути многие из его войска погибли от мороза и голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МИХАИЛ МАЛЕИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Михаил Малеин, икона 1688/1689 г., собрание Государственной Третьяковской галереи Михаил Малеин (ок. 894 - 962 ), преподобный Память 12 июля Родился около 894 года в феме Харсиана в одной из богатейших в Каппадокии семей, у родителей Евдокима Малеина и Анастасии Андралестины, и при крещении получил имя Мануил. В семье было еще шестеро детей, из которых достаточно известны стратег Каппадокии Константин Малеин (в доме сына которого, Евстафия, мятежный Варда Фока 15 августа 987 года незаконно был провозглашен императором) и София (жена Варды Фоки и мать будущего императора Никифора II Фоки ). Он также состоял в родстве с императором Львом VI Мудрым . Оставив все свое имущество брату Константину, 18-ти лет Мануил ушел в Вифинию , в Киминскую обитель под руководство старца Иоанна Еладита , который постриг его в монашество с именем Михаил. Исполняя самые трудные послушания, несмотря на знатность своего рода, он показал пример великого смирения. По прошествии некоторого времени он был удостоен сана священника . Неустанно поучаясь в Священном Писании , преподобный Михаил показал, как достойно должно соединять священство с монашеством, достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив, не мог оставить без помощи и утешения находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершилось много чудес. После многих иноческих трудов под руководством старца Иоанна, преподобный Михаил испросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном сосредоточении и лишь на субботу и воскресение шел в монастырь для участия в богослужении и причащения Святых Таин. Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих искавших спасения. В пустынном месте, носившем название Сухого Озера, преподобный Михаил основал для собравшейся к нему братии обитель и дал ей строгий устав. Когда обитель окрепла, преподобный Михаил ушел в еще более отдаленные пределы и устроил там новый монастырь. Вскоре трудами святого аввы вся Киминская гора покрылась иноческими обителями.

http://drevo-info.ru/articles/6435.html

преподобный Михаил Малеин, как небесный покровитель царя Михаила Феодоровича Царь и Великий Князь Михаил Феодорович родился в 1596 году 12-го июля, в день празднования Церковью преподобному Михаилу Малеину и наречен именем этого святого. Знаменательно было наречение имени новорожденному младенцу. Сколь важное значение имеет наречение имени, это видно из того, что некоторым людям, особенно имевшим влияние на судьбы других, имена давались по откровению Божию. Имена первым прародителям нашим, Адаму и Еве даны были самим Богом. Патриарха Аврама, Бог переименовал в Авраама, Иакова назвал Израилем. Имя Иисус дано было Спасителю по откровению ангела, как Пресвятой Матери Его, так и Иосифу. Священник Захария нарек имя сыну своему Иоанн по вдохновению свыше. Господь Иисус Христос дал апостолу Симону новое имя Петра. Были примеры, что люди высокой духовной жизни, прозорливые, предсказывали почитавшим их родителям, какого пола родится у них дитя и указывали, какое дать ему имя. У христиан наречение имени имеет особенное значение, потому что новорожденный вверяется охранению и покрову того святого, имя которого ему дается и которого он, пришедши в возраст, просит с особенным расположением души о помощи и заступлении. Не случайно, не без предчувствия и можно сказать, не без внушения свыше, дано было боярином Феодором Никитичем, впоследствии патриархом всея России, имя Михаила сыну своему, тогда как он мог бы дать ему другое. Преподобный Михаил Малеин был родственник современных ему греческих императоров славной Македонской династии, потом дядя благочестивого и победоносного императора Никифора и вот, он соделывается небесным покровителем первого царя славной династии, возвеличившей Россию. Во дни преподобного Михаила, властолюбивый полководец Роман Лакапен, сделавшись царем-соправителем Константина Порфирородного, устранил его от управления царством, но преподобный Михаил утешал Константина и предсказал ему, что он скоро получит прародительское царство, и вот Роман Лакапен в 944 году лишается престола своими собственными сыновьями, постригается в монашество и заточается на острове Проти. Константин VII чрез 39 дней постригает сыновей его и делается самодержавным. Подобно тому, властолюбивый боярин Борис Годунов, преступлением и хитростью овладевший престолом России, опозоривший и разославший по отдаленным местам бояр Романовых, родственников царя Феодора Иоанновича, внезапно вземлется от земли на суд Божий (13 апреля 1605 г.); жена и сын задушены, родственники его скованные отправлены в темницы дальних городов, а двоюродный кровный племянник царя Феодора Иоанновича, Михаил Феодорович Романов, спустя восемь лет после смерти Бориса, возводится на престол русского царства и конечно, преподобный Михаил Малеин во время великих смут, бывших пред тем в России, невидимо охранял вверенного его покрову будущего царя России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Прп. Михаил Малеин. Икона. XIX в. (Церковный историко-археологический музей Костромской епархии) Прп. Михаил Малеин. Икона. XIX в. (Церковный историко-археологический музей Костромской епархии) Сохранились неск. икон М. М., к-рые можно считать царским благословением мон-рям (в т. ч. на основание обителей). Из Соловецкого монастыря происходит икона «Спас Смоленский, с припадающим прп. Михаилом Малеиным» работы мастера Оружейной палаты (10-30-е гг. XVII в., ГММК; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. 27. С. 102-103). Украшенный драгоценным окладом образ - «дар в Соловецкую обитель Царя Михаила Феодоровича» - находился в тябловом ряду иконостаса Преображенского собора, слева от царских врат ( Мелетий (Шергин), архим. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого мон-ря. М., 1881. С. 48). На несомненную связь иконы с государем указывает не только изображение его небесного покровителя, но и особенности иконографии «Спаса Смоленского, с припадающими», а именно ее прочтение как молитвенного прошения, услышанного Господом: М. М. изображен один (слева; надпись имени дана на дробнице) в коленопреклоненном молении у ног Господа Вседержителя, Который простирает над ним благословляющую десницу. Можно отметить, что в Соловецком мон-ре извод «Спас Смоленский, с преподобными Зосимой и Савватием» известен со 2-й пол. XVI в. (см., напр., гравированное изображение на воздвизальном кресте, 1560/61 г.; ГММК), и выбор этой иконографии для вкладной иконы государя, видимо, был не случаен. Государь со времени поставления в 1614 г. игуменом Соловецкого мон-ря Иринарха не обделял мон-рь своим вниманием. Ок. 1619/20 г. игум. Иринарх лично в Москве ходатайствовал о строительстве на Анзерском о-ве храма, и в марте 1620 г. патриарх Филарет повелел устроить на острове ц. Св. Троицы с приделом во имя М. М. В тот же год из Москвы были отправлены необходимые для храма утварь, книги и иконы, а 20 янв. 1621 г. царь пожаловал разрешительную грамоту на устроение церкви (освящена в 1621).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

1896. Примеч. 7 на с. 4). В предстоянии Св. Троице изображены святые 3 поколений семьи Романовых по муж. линии на иконе из ризницы Троице-Сергиевой лавры - «Мч. Феодор Пергийский, прп. Михаил Малеин и прп. Алексий, человек Божий» (1-я пол. XVII в.; СПГИАХМЗ). Редкий вариант подбора святых царской семьи - с образами небесных покровителей царя и царевен Ирины Михайловны, Анны Михайловны и Татианы Михайловны - представлен на иконе «Святые Анна, Михаил Малеин, Ирина и Татиана в молении Божией Матери «Знамение»» (2-я пол. (?) XVII в.; СПГИАХМЗ). Предстоящим перед образом Феодоровской Божией Матери вместе со святителем и мч. Феодором М. М. изображен в центральном клейме на иконе «Усекновение главы св Иоанна Предтечи, с житием» (1-я треть XVII в., Поволжье, Кострома (?), коллекция В. А. Бондаренко; «И по плодам узнается древо». 2003. Кат. 24. С. 246-256). В описи Образной палаты 1669 г. упоминаются 2 иконы с одним составом святых: «Образ преподобные Евдокеи, да Михаила Малеина, да Алексея, человека Божия, да царевны Ирины, оклад и венцы чеканные» ( Успенский. 1902. С. 12, 13). В монументальной живописи 1-й пол. XVII в. образ М. М., государева ангела, входит в циклы программного характера, где изобразительными средствами подчеркивались права преемственного наследования новой династии на царствование. Основой композиционных схем таких росписей стало сопоставление изображений святых князей, родоначальников династии Рюриковичей, с образами св. покровителей первых Романовых, указывающее на родственную связь правящих домов. В 1640 г. были созданы росписи ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина; поновлены в 1882) с приделом во имя М. М. На сев.-зап. столбе в верхнем ярусе помещены фигуры равноап. кн. Владимира (на зап. грани), равноап. кнг. Ольги (на сев. грани) и св. кн. Бориса (на юж. грани), выше, в медальонах,- полуфигуры М. М. (над св. кн. Борисом) и св. Евдокии (на вост. грани). На сев. грани юго-зап. столба, напротив М. М., над св. кн. Глебом, прп. Алексий, человек Божий,- тезоименитый святой наследника престола.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения благочестивейшего великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича 12-го июля 1596–1896 г. Источник Предисловие С конца XIV века, со введением в России служебных миней, по Иерусалимскому уставу расположенных, при влиянии на это святой горы Афона, стала у нас совершаться служба в 12 день июля преподобному Михаилу Малеину, память которого весьма чтилась на Афоне, как наставника преподобного и богоносного отца Афанасия Афонского ; но в России имя преподобного Михаила Малеина сделалось особенно известным после восшествия на престол царя Михаила Феодоровича (1613 года), первого из царствующего рода Романовых. Михаил Феодорович родился 12 июля 1596 г. в день преподобного Михаила Малеина и получил его имя, коронован на царство накануне своего тезоименитства 11 июля 1613 года и скончался в третьем часу ночи с 12 на 13 июля 1645 года. Житие преподобного Михаила Малеина в России не было известно доселе. При царе Михаиле Федоровиче составлено было довольно пространное слово в честь этого преподобного и помещено в прологе под 12 июля. Но в этом слове сведения о жизни преподобного весьма недостаточны; они извлечены из жития святого Афанасия Афонского , ученика преподобного Михаила и касаются только отношений преподобного Афанасия к Михаилу Малеину. Между тем, житие преподобного Михаила было составлено недолго спустя по кончине его и до ныне существует на греческом языке. Святогорец Никодим в своем синаксаристе (греческом прологе) пишет, что оно есть в рукописях в великой лавре Афанасия Афонского и других Афонских монастырях, и что оно переведено на новогреческий язык, и напечатано в Калокерини. Книга Калокерини, по-русски «Летняя книга» или «Летнее чтение», издана греческим монахом Агапием в 1865 году и названа так, потому что содержит избранные жития святых, которым празднуется в лучшее время года, – летом (с 1-го марта по 31-е августа). По этой книге и составлено предлагаемое житие с дополнениями из других верных источников и объяснениями. Что же касается до службы преподобному Михаилу (12-го июля), то она составлена в Греческой церкви согласно с означенным житием, прежде ее написанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010