«Сей святый страстотерпец Димитрий сын благовернаго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея России убиен бысть на Углече от своего раба от властолюбца Бориса Годунова в лето 7098, а принесены быша честныя его мощи с Углича к Москве в лето 7104»; октября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 3 – «Успение Гурия архиепископа Казанского»; января 17 – Антоний Римлянин, «приплы на камени по водам из Рима в Великий Новгород в лето 6600»; января 28 – Ефрем Новоторжский; марта 4 – «преставление преподобнаго отца нашего Феодора Смоленского чудотворца»; марта 5 – «обретение мощей Феодора князя Смоленского и Ярославского и чад его: Давида и Константина»; марта 9 – «принесение честных мощей страстотерпца Авраамия из Болгар в новый град Владимер в лето 6607»; марта 11 – «преставление преосвященнаго митрополита Феогноста Московского всея Русии»; марта 30 – Иона митрополит; апрела 1 – «Авраамий новый чудотворец еже пострада за православную веру»; апреля 7 – «успение Серапиона архиепископа Великаго Новгорода»; апреля 11 – «успение Варсонуфия епископа Тверского»; апреля14 – Литовокие мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн, «иже в Литве пострадавшие за брадобритие при Ольгерде нечестивом крале в лето 6808»; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля 28 – Кирилл, епископ Туровский ; апреля 30 – «успение Пахнотия Боровицкаго в лето 6986» (?!); мая 1 – Никита епископ Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – Игнатий Вологодский; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27–Киприян, Фотий и Иона митрополиты; мая 28–Иоанн Христа ради юродивый Ростовский (?); июня 1 – Амфилохий «Глушинский»; июня 3 – «сретение иконы Димитрия Прилуцкаго»; июня 4 – «обретение мощей Сергия Радонежского»; июня 8 – Феодор архиепископ Суздальский; июня 10 – убиение святаго великомученика царя Иоанна»; июня 13 – «успение Андроника ученика Сергия Радонежскаго»; июня 15 – «успение Симеона архиепископа Великаго Новгорода»; июня 19 – Антоний Сийский; июня 21 – «святаго благовернаго князя Феодора Александрийскаго, пострадавшаго в Орде от Батыя» (?!); июня 23 – Игнатий «царевич Углецкий»; июня 26 – «память Дионисия архиепископа Суздальского»; июня 29 – «преставление Петра царевича иже в Ростове»; июля 4 – «обретение мощей преподобного Евфимия архимандрита Суждальского»; июля 8 – «убиение благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев»; июля 14 – преподобный Стефан, «брат по плоти святому Сергию Радонежскому»; июля 20 – Авраамий преподобный Чухломский; июля 24 – Борис и Глеб

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На сени писан Иисус Христос в венцы во святительских ризах на престоле. По сторонам: npiuмume, ядите... и: niйme отъ нея вси... У царских же дверей и на столпцах Иисус Христос да Пречистая Богородица, около писаны Херувимы и Серафимы; на тех же столпцах десять святых писаны на золоте. Из местных образов были первый в киоте св. Григория Великой Армении, второй Козма и Дамиан и преподобный Феодотий писан в чудесех, по левую сторону первый образ пречистой Богородицы и второй пр. Варлаама в молении пред Спасом. Над царскими дверьми деисус большой; а в нём девять икон писаны на золоте; да в том же деисусе образ пр. Варлаама. Над деисусом в тябле образ Пречистой Богородицы Знамение, да по сторонам девять пророков писаны на золоте. В церкви св. Пророка Илии (1418) Божие милосердие образов: двери царские и сень и столпцы писаны на золоте. На дверех Благовещение Пречистой Богородицы, да четыре евангелисты, да 14 преподобных. Над царскими дверьми сень, а на ней писано Софея премудрость Божия, а по сторонам: npiuмume, ядите, да: niйme отъ нея вси, а над сению Троица живоначальная да восмь святых. На столпцех же вверху Иисус Христос да Пречистая Богородица, да 6 святителей, да два страстотерпца, да семь архидиаконов писаны на золоте. Над царскими дверьми деисус, а в нём Спас на престоле, около его семь святых, стоящих писаны на золоте. Над деисусом 11 икон праздников господских писаны на золоте, да в том же тябле образ невелик Иван Предтеча на празелени. Из местных образов первой в киоте – огненное восхождение на небеса св. Пророка Илии в чудесех писан на золоте и второй пречистой Богородицы Одигитрии. На северных дверях благоразумный разбойник, а над северными дверьми образ деисусной» 92 . В новгородском монастыре Антония Римлянина, по описи 1696 года 93 , «в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы (1117) Божия милосердия: двери царские, сень и столпцы резные позолочены по полименту. Над царскими дверьми вверху деисус – Спас на престоле в силах, а по сторонам десять святых стоящие, да по краям два образа узких.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В том же монастыре старинный шитый покров без надписи, с изображением преп. Антония Римлянина во весь рост, вышитым по тёмно-лазуревому атласу золотом, серебром и жемчугом с камнями; опушен зелёной камкой, на которой вышит золотом тропарь преподобному. Правая рука у него благословящая именословно, а в левой – свиток. В ризнице новг. Софийского собора два покрова XVII века, атласные, с каймами. На одном вышит во весь рост шёлком, золотом и серебром св. Никита, епископ новгородский, в крестчатых ризах, а на другом св. Иоанн архиепископ в мантии. Оба покрова сии обнизаны в приличных местах жемчугом; на обоих правые руки благословящие, у первого именословно, а у второго святителя большого перста не видно за безымянным. На покрове св. Никиты кругом вышиты вязью тропарь и кондак, а внизу той же вязью: «построенъ покровъ Никиты епископа Новгородского чудотворца, великого господина преосвященнаго Питирима, митрополита Великого Новаграда и В. Лукъ, Долю во о казной, труды и князя Ивана Даниловича Дашкова жены его княгини Дарьи Ивановны въ лто 7180 (1672) мсяца вдень совершенъ бысть покровъ, при великомъ господин митрополит Великого Новаграда и Великихъ Лукъ». На покров св. Иоанна по каймам вышиты вязью тропарь и кондак, а внизу той же вязью: «построенъ си покровъ, при великомъ господин митрополит Великого Новаграда и Великихъ Л., Софйской Домовой казной, а и труды князя и боярина Дашкова жены ево княгини Дарьи Ивановны, а намели и писалъ иконописецъ Михаило Новгородецъ въ лто 7181 (1673)». Последние слова показывают, что шитье изображений и надписей производилось по рисунку иконописцев. В Клопском монастыре покров конца века, с вышитым изображением пр. Михаила Клопского во весь рост; у него правая рука благословящая, а в левой свиток; одежда из схимы, но голова обнажена 539 . В Савво-Вишерском монастыре покров из шёлковой наклеенной материи с изображением пр. Саввы, начертанным красками; у него правая рука благословящая, а в левой свиток. В средине покрова с двух сторон надпись чёрной краской: «лта 1721 540 года положилъ покровъ на святаго чудотворца Савву посадникъ бурмистръ ома Ивановъ сынъ Ларинъ, по своему отъ потопа, по себ и по своихъ родителехъ въ вчное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Никитинской церкви на Торговой стороне крест в басменном окладе с надписью: «лта 7076 (1568) года марта 25 дня положенъ крестъ въ (Е)имьинъ, а въ немъ мощи Апостола Варнава , да камешокъ мста лобнаго, да Никиты епископа патрахиль, да палица, да поясъ, да Римлянина трость, да поминати Германа инока» 364 . В Ильинской новг. церкви крест напрестольный из низкого серебра с надписью: «7104 (1596) года въ день напрестольный крестъ Пророка и Славна». В Молотковской церкви, оставшейся от упразднённого Михалицкого монастыря, крест медный посеребрён, с тремя простыми цветными камнями; на исподней его стороне вырезана надпись: въ лто 7104 (1396) мая во 2-й день напрестольный крестъ сооруженъ царей рода Богородиц. В Юрьеве монастыре напрестольный сребропозлащенный крест с мощами и с надписью: «лта 7107 (1599) положилъ си крестъ архимандритъ Якимъ въ домъ Спасу и Егорью». В новг. Софийском соборе крест напрестольный золотой 1600 года, восьмиконечный, с литым распятием, и по сторонам его с предстоящими, украшен жемчугом и разными 8-ю камнями. С лицевой стороны крест работы сканной, а с исподней чеканный, гладкий, с надписью на ней о св. мощах и о построении: «лта 7108 г. сдланъ бысть златый крестъ въ дом пречистые Богородицы и при держав Государя царя и великого князя Бориса еодоровича и всея Руси самодержца во 2 лто царства ево и при его благоврной цариц и великой княгин и при его царевичи и князи еодори Борисовичъ всея и при святйшемъ московскомъ и всея Руси, преосвященнаго Варлаама, митрополита Великого Новаграда и В. Лукъ». В Юрьеве монастыре сребропозлащенный напрестольный крест с надписью: «лта 7126 (1618) г. сей крестъ данъ Спасу и Егорью въ домъ Василеемъ Елесеровымъ въ Юрьевъ монастырь, при архимандрит Никандр». В Савво-Вишерском монастыре крест напрестольный обложен серебром с верхней стороны сканным с финифтью и с литым распятием, а с исподней стороны обложен серебром гладким. Над распятием вверху: Ангели, ХС. Мρ. . Мария, Логин, Иван. На исподней стороне изображение преподобного Саввы чеканное, под ним надпись; «лта 7129 (1621) года данъ сей святый крестъ въ Новаградъ в пустыню преподобнаго отца и великого чудотворца Саввы иже на Виер бояринъ князь едоръ Ивановичъ по своихъ родителехъ и по себ въ вчныхъ благъ будущаго ради покоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Строящийся храм Макарьевой пустыни, 2017 год Макариева Успенская пустынь , позднее Воскресенский монастырь (восстанавливается) Находился на левом берегу р. Лезны, в 20 верстах к северо-востоку от совр. г. Любань Ленинградской обл. Основание обители В первой половине XVI века прп. Макарий Римлянин построил здесь церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы , близ котоой вскоре образовался мужской монастырь. Преподобный был похоронен у стен Успенской церкви. Вскоре после кончины прп. Макария в обители была воздвигнута еще одна деревянная церковь - во имя прп. Савватия Соловецкого (последнее упоминание в 1628). В 1611 и 1615 годах шведы разорили обитель. В начале XVIII века она была приписана к Александро-Невской лавре . Упразднение монастыря В 1764 году монастырь был упразднен, Успенская церковь обращена в приходскую. В 1761 году на средства помещика В. Гурьева храм был перестроен, над захоронением прп. Макария устроили посвященный ему придел. К началу XIX века Успенская церковь, богослужения в которой совершались лишь в престольный праздник, была приписана к храму свт. Николая Чудотворца в близлежащем с. Добром . В 1840 году иждивением крестьянина с. Ижора А. Кононова на месте обветшавшего был построен новый деревянный Успенский храм с колокольней, над захоронением прп. Макария поставлена резная деревянная позолоченная рака. При ней хранились мантия и вериги, по преданию принадлежавшие преподобному. Неподалеку от монастыря, в верховьях рек Лезны и Мги, на острове, где скончался подвижник, была возобновлена часовня (построена в 1761), рядом - выкопанный преподобным колодец, вода в котором почиталась целебной. В середине XIX века к мощам прп. Макария начали стекаться паломники. В 1870-х годах близ Успенской церкви, отремонтированной в 1871-1872 годах, был устроен странноприимный дом. В 1886 году здесь предполагалось открыть дом трудолюбия для бывших заключенных и сельскохозяйственную школу для мальчиков, но начинание не было осуществлено.

http://drevo-info.ru/articles/13677870.h...

Устремлённость вверх и благоуханность древесины кипариса являются теми качествами, которые используются гимнографами в Богослужебных текстах для прославления святых угодников. В службе преподобному Макарию Римлянину Новгородскому († втор. пол. XVI в.; пам. 19 янв.) говорится о нём: «Яко кипарис высоковерхий, возрасл еси, преподобне Макарие, в пустыни блатней и неплодней и плодоношении духовными прославился еси в ней, яко истинный угодник Христа Бога» 646 . О преподобном Мефодии Песношском († XIV в.; пам. 14 июня) говорится, что он, как «кипарис высоковерхий, возрасл еси... в пустныни неплодней» 647 . Мощи святителя Филиппа Московского сравниваются: «...яко солнце, от земных недр возсияша честныя твоя мощи, святителю, яко кипарис мироуханен благоухают поющих Господеви» 648 . В службе святителю Ипатию Гангрскому († ок. 326; пам. 31 марта) прославляется сам иерарх и рака его святых мощей: «Яко шипок, яко крин священный сладковонен, святителю, яко кипарис, яко миро Божественно и благовонно, рака твоя благовонствует чудесы, злосмрадныя недуги отгоняющи, священномучениче всечестне» 649 . Святой Василий Московский Христа ради юродивый (†1557; пам. 2 авг.) в своих подвигах процвел, «яко кипарис, посреде земли Российския» 650 . В акафисте благоверным Петру и Февронии Муромским (†1228; пам. 25 июня) говорится: «Радуйтеся, кипариси чудоточнии рая Иисусова» 651 . В сочетании с другими цветами и растениями говорится о других подвижниках. Преподобный Даниил Столпник († ок. 489–490; пам. 11 дек.): «Яко крин, отче, сельный в раи воздержания процвел еси и, яко кипарис, на высоту возвысился еси совершенства, яко маслина, псаломски явился еси, лица и сердца наша, умащая елеем болезней твоих» 652 . Подобным образом говорится и о преподобном Герасиме на Иордане (†475; пам. 4 марта): «Процвел еси, отче, во дворех Бога нашего, яко финикс высокорасленный, яко кипарис, возвеличился еси Божественными возношении» 653 . Говоря о деревьях и растениях, гимнографы прославляют святых подвижников, «насадив» ими райский сад. Названные святые явили нам образец веры и исполнения заповедей Христовых, это «кипарисы» духа и ныне они пребывают в райских селениях. Мы же, осознаём своё недостоинство, и каждый может сказать о себе словами Богородичной стихиры из службы священномученику Ферапонту (III в.; пам. 27 мая): «Аз есмь древо неплодное, Всенепорочная, неплодящее плода спасеннаго, темже и трепещу посечения, да не како ввержен буду в огнь негасимый окаянный» 654 . Царственное животное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Очевидно, РГАДА. Ф. 381. 122. Сводный каталог. 93. РНБ. Софийск. 384. Сводный каталог. 54. Обиход церковный. 1-я пол. XIV в. РГБ. Рум. 284. Рукопись не отождествлена. См. коммент. Говоря о двух договорах, митр. Макарий имеет в виду, очевидно, две редакции договора смоленского князя Мстислава Давыдовича, которые, однако, восходят обе к одному договору 1229 г. (Кучкин В. А. О древнейших смоленских грамотах//История СССР. 1966. 3; Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX–XIII вв. М., 1980. С. 25–29). Речь может идти только о разнице в дате избрания и рукоположения (28 марта 1165 г.) (Новгородская первая летопись. С. 31). Этот аргумент неубедителен, так как имя Агмунда применительно к Анастасии Ярославне встречается впервые только в венгерской хронике XV в. Антонио Бонфини и, скорее всего, является плодом недоразумения: за имя княгини было принято название штирийского монастыря Адмонт, где она пребывала в изгнании. Точное время женитьбы Святополка Владимировича на дочери польского кн. Болеслава I неизвестно. Более вероятными, чем 1000 г., выглядят датировки ок. 1008 г. или ок. 1013 г. (Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники. С. 167–170). ГИМ. Син. 330. Сводный каталог. 138. В настоящее время может считаться доказанным, что так наз. Купчая прп. Антония Римлянина, в отличие от духовной грамоты преподобного, является подделкой XVI в. (Янин В. Л. Новгородские акты. С. 354–357). См. коммент. ГИМ. Син. 166. Сводный каталог. 89. ГИМ. Син. 572, 279. Сводный каталог. 99, 131. См. коммент. Патроним Смолятич происходит от личного имени Смолята, а не от топонима Смоленск, от которого ожидались бы производные Смолич или Смолянин. Таким образом, представление о смоленском происхождении Климента Смолятича едва ли основательно, как считает и А. Поппэ (Митрополиты Киевские. С. 197). Другое мнение А. Поппэ, будто Заруб применительно к Клименту подразумевает не название монастыря, а является синонимом к слову «затвор» (Изяслав Мстиславич «...вывед [Климента.— Ред.] из Заруба, бе бо черноризечь скимник». ПСРЛ. Т. 2. Стб. 340), менее убедительно ввиду достоверно известного монастыря — Зарубской пещеры, где подвизался другой ученый черноризец, современник Климента, Георгий (Творогов О. В. Георгий (XII в.)//Словарь книжников. Вып. 1. С. 105).

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

111 . Евгений (Болховитинов) , митр. История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова. Киев, 1831. 4 ч. 112 . Евгений (Болховитинов) , митр. О древностях, наиденных в Киеве/Труды и летописи Общества истории и древностей российских. М., 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 152–163. 113 . Евгений (Болховитинов) , митр. О личных собственных именах у славяноруссов/Там же. С. 65–76. 114 . Евгений (Болховитинов) , митр. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением русских грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. 2-е изд., испр. и доп. Киев, 1831. 115 . Евгений (Болховитинов) , митр. Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии. Киев, 1825. 116 . Евгений (Болховитинов) , митр. Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому/Труды и летописи Общества истории и древностей российских. М., 1828. Ч. 4. Кн. 1. С. 122–129. 117 . Евгений (Болховитинов) , митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1827. 2 т. 118 . Евфимий, монах. Оглавление Четьих-Миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в московском Успенском соборе/Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Моск. ун-те. М., 1847. Кн. 4. Отд. 4. С. 1–78. 119 . Елагин И. Фрески XI в., открытые в Киево-Софийском соборе/Журн. Мин-ва нар. просвещения. СПб., 1844. Ч. 41. 1. Отд. 7. С. 1–4. 120 . Житие преподобного Авраамия Смоленского/Православный собеседник. Казань, 1858. Ч. 3. С. 136–148, 367–590 121 . Житие преподобного Антония Римлянина/Там же. Казань, 1858. Кн. 2. С. 157–171, 310–324 . 122 . Житие преподобного отца нашего, игумена печерского, Феодосия, описанное преподобным Нестором Пер. на рус. яз. архиеп. Филарета (Гумилевского) /Учен. зап. имп. АН Отд-ния рус. яз. и словесности. СПб., 1856. Кн. 2. Вып. 2. С. 129–224 123 . Житие святого Исаии, епископа Ростовского Православный собеседник. Казань, 1858. Ч. 1. С. 432–450. 124 . Житие святого Леонтия, епископа Ростовского/Там же. С. 297– 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Антониевом монастыре покров 1633 года, на новой бахтовой подкладке, с шитым изображением преп. Антония Римлянина во весь рост по голубому цветному атласу, находился прежде на мощах преподобного, а теперь остаётся без употребления. Венец у преподобного вырезан из твёрдой шитой сребристой материи 538 , а схима, лик, руки, ноги и половина одеяния вышиты волочёным шёлком; другая половина – одежда нижняя и свиток из шитой серебристой материи. Над главой вышито серебром: «агиос преподобный Антоний Римлянинъ». На схиме вышиты три восьмиконечных креста с тростью и копием и с надписью: IC. ХР. НИ. КА: по краям каймы вышито: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй насъ». Правая рука у преподобного благословящая именословно, несколько почерневшая от лобызавших её уст на мощах, а в левой свиток с вышитой надписью: «не скорбите бpamie моя, но по сему разумйте – аще угодна суть дла моя Богу, то обитель ciя не оскудетъ, но паче распространится, но токмо..». Кругом всего покрова была по зелёному атласу шитая серебром надпись широкой вязью. Теперь половина каймы по ветхости отрезана, и потому целой половины надписи недостаёт. На оставшейся шитой кайме надпись вверху состоит из тропаря преп. Антония: «Ветхаго Рима... освященъ темъ»... Этими последними словами и оканчивается уцелевшая вышитая надпись тропаря по кайме. Хотя в некоторых местах шитые буквы вырваны; впрочем, видно, что он читался в то время несколько иначе в сравнении с нынешним исправленным чтением. На левой стороне с половины каймы осталась вышитая летописная надпись: князь Михайло еодоровичь всея Руси и его благоврная царица и великая княгиня Евдокя и ихь благородная чада лта 7141». Поставленные в именительном падеже имена царя, царицы и чад показывают, что покров или приложен ими, или же от неизвестного нам вкладчика выражено желание долгоденствия царю и царице с чадами. Во всяком случае, покров имеет важность для нас потому, что на нём рука благословящая именословно и весьма близко подходит к настоящему изображению оной, хотя покров устроен при патриархе Филарете Никитиче, за 20 лет до патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В редакции члена Святейшего Синода Муравьева А.Н. 12 томов. СПб., 1856. 5 . Кафедра Новгородских святителей (со времен введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.) с 17 изображениями св. святителей. Сочинение Новгородского Знаменского собора протоиерея Тихомирова П. И. т. 1. Новгород, 1891, т. 2 Новгород, 1895. 6 . Избранные жития русских святых X – XV вв. М., Молодая гвардия, 1992. 7 . Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Краткие биографические очерки. Составил архивариус архива и библиотеки Святейшего Синода Здравомыслов К.Я. Новгород 1897. 8 . Граф Толстой М.В. Книга глаголемая описание о Российских святых, где и в котором граде, или области, или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори всякого чина святых. Москва. 1888. (Репринт: М., Издательство Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1995) 9 . Словарь исторический о русских святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1862. (Репринт: М., Книга – СП Внешиберика, 1991) 10 . Соловецкий патерик М., Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. 11 . Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, (Репринт: М., Наука, 1988) 12 . Житие и чудеса преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Новгород. Общество Христианской культуры и искусства св. Антония Римлянина, 1997. 13 . Преподобный Макарий Римлянин. Новгородский чудотворец и его обитель. Анемподист Корольков. Воскресенский миссионерский монастырь. Третье иллюстрированное издание, вновь просмотренное и дополненное автором. СПб., 1895. 14 . Слова преподобного Симеона Нового Богослова . В переводе на русский язык с новогреческого епископа Феофана. Издание второе, Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Выпуск первый. М., 1892. (Репринт Преподобный Симеон Новый Богослов . Творение. Т.И. М., Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993) 15 . Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей Н.Костомарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010