Знаменательно, что на юбилейном Поместном Соборе был канонизирован и сей “чудный” святитель Макарий, созвавший Соборы 1547 и 1549 гг. В год его канонизации исполнилось 425 лет со дня его блаженной кончины. Многие русские святые почитались и до Московских Соборов, но исключительно в тех местах, где они прославились своими подвигами. Соборные же суждения предписывали “пе­ти и праздновати повсюду новым чюдотворцом в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников”. Среди них мы видим первого русского автокефального митрополита Иону и его духовного друга Новгородского епископа Иону, учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского: преподобных Никона и Евфимия Суздальского и святителя-миссионера Стефана Пермского; дальнего родственника великого князя Димитрия Донского — блаженного Михаила Клопского 6 ; благоверных воителей, защитников Земли Русской — Александра Невского, Всеволода Псковского, Михаила Тверского и др. С прославленными на Соборах святыми Святитель Макарий имел молитвенное общение, призывая их в своих молитвах, поминая во время Богослужений и т. д. Но в своей жизни и деятельности Митрополит Макарий постоянно общался с подвижниками, и среди них — с теми, которые позднее, после своей кончины, были причислены Русской Церковью к лику святых. Среди святых, канонизированных на Макарьевских Соборах, обращает на себя внимание преподобный Александр Свирский (†1533; пам. 30 сентября). Он был прославлен через 14 лет после своей блаженной кончины. Это старший современник святителя Макария, с которым он был знаком, будучи ранее архиепископом в Новгороде (1526–1542). Промыслом Божиим преподобный Александр Свирский занимает особое место в жизни Святителя. Он является как бы связующим звеном между теми, кого Святитель прославлял на Соборах, и теми, с кем он непосредственно общался, кто в это время своими подвигами осолял Русскую Землю (Мф 5:13). Преподобный Александр перед своей кончиной написал послание архиепископу Макарию, завещая свой монастырь его попечению 7 . Святитель давал вклады в этот монастырь. Настоятель обители, игумен Иродион, позднее описал необычное и чудесное видение: уже скончавшийся преподобный Александр и еще живой святитель Макарий посетили Свирский монастырь 8 . Митрополит Макарий питал особую любовь к подвижнику, которому, как в древности Праотцу Аврааму, явилась в образе трех Ангелов Пресвятая Троица. Об этом свидетельствует и ранняя канонизация святого, которому митрополит еще раньше, до Собора, благословил написать житие 9 . У преподобного Александра было множество учеников и среди них — уроженец западных стран, преподобный Макарий Римлянин (XVI в.; пам. 19 января). Из его жития мы узнаём, что в настоятели основанного им монастыря он был возведен архиепископом Макарием 10 .

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

Древнерусский текст «Заповеди юным инокам» был напечатан К.И.Невоструевым Архиепископ Филарет (Гумилевский) помещает его в переводе на русский язык в житии преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, по рукописям XIII и XIV веков, с некоторыми разночтениями август, 25–27]. В подстрочных выносках к «Житию преподобного Антония Римлянина» архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает: «В обиходе «Завету монаху» предшествует «молебный канон Кирилла грешнаго», святителя Кирилла Туровского . Это указывает на то, что завет принадлежит святителю Кириллу и может быть прислан был в Антониеву обитель самим Кириллом» август, 327]. Это замечание по справедливости было подвергнуто сомнению авторитетным исследователем истории Русской Церкви митрополитом Макарием (Булгаковым) , отметившим, что формальное расположение текстов не может служить достаточным основанием для подобного рода заключений 513]. Однако владыка Макарий признает возможность атрибуции святителю Кириллу некоторых безымянных памятников древнерусской книжности, например, поучения «О подвизе иночьского жития», напечатанного тем же К.И.Невоструевым 513]. Издатель не только высказал предположение, но и привел аргументы, основанные на сравнении выражений данного поучения с изданными К.Калайдовичем трудами святителя Кирилла Туровского . Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Обзоре русской духовной литературы» с некоторой горечью заметил, что в публикациях о святителе Кирилле Туровском нередко помещается материал «tritum pertritum» 37]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внимательнее отнестись к научным изысканиям и предположениям, и, даже если они далеко не всегда находят научное подтверждение, указывать на их существование в истории. Поэтому гипотезы архиепископа Филарета (Гумилевского) и К.И.Невоструева ждут своего широкого научно-критического освещения, и обязательно в справочно-библиографических изданиях, посвященных творениям святителя Кирилла Туровского .     Библиография 1 . – Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Декабрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1910. Память архиепископа Филарета–1 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После разгрома Новгорода царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1570 г. были казнены все 20 насельников А. Р. м. во главе с настоятелем Геласием, мон-рь запустел. Позже царь снял опалу, и в 1580 г. из Москвы прибыл новый настоятель игум. Кирилл (Завидов; 1580-1584). Собрав братию и возобновив строгий общежительный устав, он начал подготовку к обретению мощей прп. Антония, к-рое состоялось в 1597 г. (в том же году произошла и общерус. канонизация святого). Мощи святого были положены в окованную серебром раку в Рождественском соборе, в 1731 г. переложены в новую, также окованную серебром, кипарисовую раку. При раке находилась ветвь осоки, с к-рой, по преданию, прп. Антоний приплыл из Рима. В особом приделе у зап. стены собора хранился камень, на к-ром, согласно житию, преподобный приплыл из Рима в Новгород. Инок обители Нифонт в соч. «О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598) описал чудеса, совершившиеся в мон-ре при обретении мощей преподобного. Наставником Нифонта был инок А. Р. м.- иконописец прп. Анания , написавший для обители немало икон. В память преподобного в 1-ю пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) был учрежден крестный ход из новгородского Софии Св. собора в А. Р. м. В нач. XVII в. А. Р. м. был разорен швед. отрядами, затем восстановлен. В 1651 г. в нем была учреждена архимандрития. В 1656 г. мон-рь посетил Антиохийский Патриарх Макарий , о чем сохранилось свидетельство Патриаршего архидиак. Павла Алеппского . Не раз посещали обитель и члены царствующего дома. Особое покровительство мон-рю оказывали Новгородские митрополиты Макарий (1652-1663) и Питирим (1664-1672), следствием чего стала активная строительная деятельность в обители. В 70-х гг. XVII в. в трапезной палате деревянные перекрытия были заменены каменными сводами, надстроена столпообразная колокольня, а над юж. вратами возведена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (разобрана в 1805). В 1698 г. к северу от надвратной ц. прп. Иоанна Лествичника попечением воеводы П.

http://pravenc.ru/text/114056.html

1902. С. 10-11). Странствуя по сев. русским мон-рям, святой познакомился с прп. Александром Свирским († 30.08.1533) и стал его учеником ( Корольков. 1902. С. 12). Он принял монашество в Свирском монастыре с именем Макарий. Позднее подвижник обосновался в «болотных дебрях» на р. Мге (возможно, измененное от Мья, в переводе с фин. языка: «грязь») в Ильинском Тигодском погосте Водской пятины. После того как уединенную келью отшельника случайно обнаружили охотники, сбившиеся с пути, М. Р. перебрался на сухой островок посреди болота, получивший название «Макарьевский мох». В Житии говорится о чудесных явлениях в виде «огненного столпа» и «облака благоуханного дыма», указавших окрестным жителям место подвигов святого. В 3 верстах от кельи, на левом берегу р. Лезны М. Р. основал для собравшейся братии монастырь в честь Успения Божией Матери и стал его 1-м игуменом. Он обладал даром прозорливости и чудотворений, имел много учеников, одному из которых незадолго до смерти передал управление монастырем. В конце жизни святой удалился на «излюбленный им островок», где мирно почил в келье. Подвижник был погребен снаружи, около сев. стены Успенской ц. Память М. Р. под 19 янв. отмечена в старообрядческом месяцеслове выговского наставника Ф. П. Бабушкина: «Преподобного отца нашего Макария началника обители на реке Грезне новгородского» (БАН. Дружин. 736. Л. 34 об., 2-я четв. XVIII в. (приписка нач. XIX в. к основному тексту святцев)). Тот же текст с единственным разночтением (вместо «Грезне» сказано: «Глезне») находится в святцах: БАН. Дружин. 131. Л. 109, нач. XIX в.; Там же. 130, 1840-е гг. (копия ркп. 131). В кон. XIX в. в б-ке мон-ря имелась рукописная служба прп. Макарию, писанная полууставом XVII в. (Новгородские ЕВ. 1895. 1. С. 46). Макариева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. Возможно, сначала мощи М. почивали открыто и были преданы земле «в одно из грозных нашествий вражеских на Новгородскую землю» ( Корольков. 1902. С. 8). Над местом погребения М.

http://pravenc.ru/text/2561460.html

построили часовню, к-рая упоминается в описании Макариевской пуст. 1722/23 г.: «Да при той же пустыни обретается часовня, в которой изстари мощи преподобного Макария Римлянина» (цит. по кн.: Бранденбург. 1911. С. 73). Пустынь была приписана к Александро-Невской в честь Святой Троицы лавре . В 1761 г. вместо древней монастырской церкви на средства помещика с. Замостье В. Гурьева был возведен новый деревянный храм Успения Божией Матери с приделом во имя прп. Макария над мощами святого. В 1764 г. пустынь упразднили. В 1840 г. Успенский храм ремонтировали на средства крестьянина с. Ижора А. Ф. Кононова, а в 1870 г.- на пожертвования петербургского кухмистера (повара) Н. Е. Соколова ( Силин. 1894. С. 477). Согласно описаниям XIX в., в иконостасе Успенской ц. находился древний образ святого: он был изображен «в полный рост с открытой головой, седою бородой и волосами, лежащими по плечам, в иноческой мантии и схимонашеской епитрахили»; левая рука М. Р. покоилась на груди, а в правой он держал свиток со словами: «Братие всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению ко обличению ко исправлению ко наказанию еже в прав...» (Там же. С. 479). В кон. 1893 г. петербуржцы обратились с прошением к архиеп. Новгородскому и Старорусскому Феогносту (Лебедеву) о восстановлении Макариевской обители. В окт. 1894 г. в пустыни был открыт Воскресения Господня мужской монастырь . Успенская ц. сгорела 30 янв. 1895 г. (Новгородские ЕВ. 1895. 4. С. 233-234). Вместо нее весной того же года построили одноименный храм, в котором после реконструкции 1901 г. были освящены 2 придела: северный - во имя преподобных Антония Великого и М. Р., южный - во имя апостолов Петра и Павла. В кон. XIX - нач. ХХ в. память М. Р. праздновалась в 1-ю Неделю Великого поста, 19 янв. (день тезоименитства) и 15 авг. (день кончины святого). В 1887 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист преподобному. Ежегодно 15 авг. после торжественного богослужения в Успенской ц. совершался крестный ход через болото в часовню, возведенную в 1761 г.

http://pravenc.ru/text/2561460.html

С. 238). Он вернулся только весной 1436 или 1437 г. с рыбаком Марком, принявшим вскоре постриг в обители с именем Макарий . Когда собралось неск. иноков, они возвели небольшую ц. в честь Преображения Господня и «трапезку малу», церковь вскоре освятил игум. Павел, присланный Новгородским архиеп. Ионой. После основания мон-ря Г. прожил на Соловецком о-ве более 40 лет. Во 2-й пол. 60-х гг. XV в. он сопровождал прп. Зосиму в Вел. Новгород, куда тот направился для решения монастырских дел, связанных с боярским землевладением на Соловках. 17 апр. 1478 г. прп. Зосима скончался и был погребен Г. и учениками за алтарем монастырской Преображенской ц. В «Слове о сътворении жития началник соловецких Зосимы и Савватия» (нач. XVI в.) мон. Досифей (впосл. игумен мон-ря) пишет, что после кончины прп. Зосимы он «пребых у его спутника у старца Германа в келии»; Г. рассказал ему «вся, яже о преподобнемь [Зосиме] бывшее житие и отчасти чюдес». Досифей первым записал известия о жизни и чудотворениях преподобных Савватия и Зосимы, поскольку Г. был «некнижен». Встреча преподобных Савватия и Германа. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 12 об.) Встреча преподобных Савватия и Германа. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 12 об.) Сведения о кончине и погребении Г. в источниках различаются. Согласно Житию Г., через нек-рое время после смерти прп. Зосимы он был направлен игум. Арсением (1478-1479) по монастырским делам в Вел. Новгород и скончался в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Дата смерти в Житии не указана. «Написание о Соловецкой обители», к-рое в отличие от житийной традиции приводит точные, но не вполне достоверные даты, Г. преставился в Новгороде 22 марта 1484 г. ( Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 166; 1484 год как дата кончины Г. указан также в «Соловецком летописце» по спискам XVIII в.). Если последняя дата верна, то, возможно, поездка Г.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Тексты многих житий вошли в ВМЧ. Некоторые писались специально для них. Инициатор и один из создателей ВМЧ – митрополит Макарий, долгое время был новгородским епископом, и не мог не знать о существовании легенды об Антонии. Однако житие его не было написано, а Антоний Римлянин не был канонизирован» 8 . Н.В. Рамазанова, полагает, что составление Жития Антония Римлянина могло быть приурочено ко времени освидетельствования мощей св. Антония в 60 гг. XVI в. 9 . Что касается событий 1597 г., которые в исследовательской литературе традиционно связываются с канонизацией святого, то они «в действительности являются учреждением празднования переложения его мощей „из гроба на верх земли“ 1 июля. К этому времени Антоний уже именовался Римлянином и почитался как святой, скорее всего, общецерковно, так как служба ему была включена в образцовые стихирари с подзаголовком „Дьячее око“, которые, как и месяцесловная часть Устава „Око церковное“, регламентировали годовой круг богослужения» 10 . Нам близка мысль В.Н. Топорова, который полагает, что «правдоподобна идея постепенного (до конца XVI в.) складывания текста „Сказания“» 11 . «Можно думать, – пишет исследователь, – что отдельные части „Сказания“ отсылают к разным датам. При формировании „окончательного“ варианта текста, учитывались и в том, или ином виде, включались в него подлинные фрагменты весьма разных эпох, начиная с XII в. В XVI в., когда возникла проблема создания канонического текста „официального“ жития. Быстро меняющаяся ситуация требовала поправок и дополнений в соответствии со злобой дня» 12 . Мнение относительно постепенного складывания текста Жития, «предполагает гораздо более ранние подлинные тексты, так или иначе связываемые с именем Антония, его духовную и его купчую, отражённые в тексте „Сказания“, и относившиеся по традиции ко времени не позже 1147 г., года смерти Антония. И легенду, возникшую, конечно, задолго до XVI в. и, видимо, продолжающую некую народную традицию (молву), которая могла возникнуть сразу же после смерти преподобного, и в течение трёх с половиной веков то затухать, то разгораться, откликаясь на изменяющуюся ситуацию...» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. , в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАКАРИЙ ПАТМОССКИЙ († 1737), прп. (пам. греч. 17, 19 янв. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Патмосских святых) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых) МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКРОВИЙ мч. Скифопольский (пам. греч. 4 мая) - см. в ст. Афродисий, Милд, Макровий, Валериан, Леонтий, Антоний (Антонин), мученики МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Сандович Максим Тимофеевич; 1886-1914), сщмч. Горлицкий (дни памяти - 24 авг. (6 сент.), в Соборе Волынских святых и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Галицких святых) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_77.html

Тяжки должны были быть они для уроженца солнечной Италии: суровы были там зимы, жарко и сыро короткое лето с тучами комаров. Питался отшельник лесными ягодами, травами и кореньями. К нему приходили медведи, и он ласкал и кормил их. Однажды к нему в келью постучали, он отворил дверь, и к нему вошли изнемогающие заблудившиеся путники. «Если бы не твои молитвы, человек Божий, — сказали они ему, — мы бы никогда не нашли твою келью и погибли бы в этих болотах, где мы охотились!» — «Не мои грешные молитвы, а благодать Божия привела вас сюда»,— тихо ответил им старец. Он обласкал их, накормил своей скудной трапезой и после короткой беседы помолился с ними и указал им безопасную дорогу, которая вывела их из болот. Охотникам святой отшельник показался ангелом. Они были потрясены его смирением и особенно долготерпением в перенесении трудов подвижнической жизни. Так прп. Макарий стал известен людям. К нему стали приходить за советом, благословением и молитвой. В духовной помощи он никому не отказывал, но безмолвие его было нарушено, а слава только тяготила его служение. Тогда он ушел глубже в лес и на берегу той же Лезны устроил себе другую келью. Но тут воля Божия сказалась явно. Над его новой кельей стали видеть то огненный столп, то благоуханное облако, поднимавшееся к небу. И люди снова нашли его. И многие стали просить благословения поселиться с ним. «Да будет воля Божия», — сказал преподобный. Тогда воздвигли церковь во имя Успения Божией Матери и кельи для братии, и архиепископ Новгородский Макарий рукоположил преподобного и поставил его игуменом нового монастыря. Было это около 1540 г. Прп. Макарий достиг благодарных даров прозорливости и чудотворения, а в частых своих посмертных явлениях болящим он благословлял им брать воду из ископанного им источника и пить ее. И больные исцелялись. Перед кончиной своей прп. Макарий вернулся в свой любимый первоначальный скит и там предал душу свою Господу. Было это 15 августа 1550 г., в самый праздник Успения Божией Матери. Братия погребла его около Успенской церкви и воздвигла вторую, во имя прп. Савватия Соловецкого (память его 27 сент.). В завещании своем прп. Макарий заповедал братии строго соблюдать устав, заниматься благовестием Евангелия и заботиться о духовном просвещении и нуждах местных жителей. И завещание это строго соблюдалось.

http://sedmitza.ru/lib/text/437567/

на месте кельи подвижника ( Силин. 1895. С. 478). В часовне перед иконой прп. М. Р. служили молебен. Паломники уносили с собой воду из колодца святого, которая считалась целебной. В 1900-1901 гг. вместо часовни поставили деревянную ц. во имя Всех преподобных, в посте и подвигах просиявших, которая в 1914-1916 гг. была заменена каменной ( Шкаровский. 2005). Крестные ходы на «островок преподобного Макария» также совершали в субботу Сырной недели, в Неделю Крестопоклонную, в Неделю о самаряныне, в праздник Сошествия Св. Духа, в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая) и св. апостолов Петра и Павла (29 июня) ( Корольков. 1902. С. 27). В 1932 г. Воскресенский монастырь был закрыт. В 1942 г. линия фронта проходила у стен обители, ее здания были уничтожены артиллерийскими обстрелами. В 90-х гг. XX в. на предполагаемом месте погребения святого и у бывшей кельи М. Р. прихожане Петропавловского храма г. Любани установили памятные кресты, у которых в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершали молебен и акафист преподобному. В 2004 г. началось возрождение Макариевской пуст. В историко-краеведческом музее г. Тосно хранится почитаемая икона М. Р.; в наст. время продолжается запись чудес, происходящих по молитвам святому ( Орлов. 2000). Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (возобновлен в 1981) и в Собор С.-Петербургских святых, учрежденный в 2000 г. Ист.: Бранденбург Н. Е. Краткие известия о времени построения старинных церквей в Новгородском, Пусторжевском, Великолуцком и Устюжно-Железнопольском уездах (по сведениям 1722 и 1733 г.)//Тр. Моск. предв. комитета по устройству XV Археол. съезда. М., 1911. Вып. 1. С. 67-78; Владимир, иером. Краткое описание жизни прп. Макария Римлянина Новгородского чудотворца и его обители - Новгородского Воскресенского муж. мон-ря. СПб., 1907; Корольков А. И. Прп. Макарий Римлянин Новгородский чудотворец и его обитель, ныне Воскресенский миссионерский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2561460.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010