В Яранской епархии прошли торжества в честь преподобного Леонида Устьнедумского 31 июля 2021 г. 14:23 29-30 июля 2021 года во Введенском храме деревни Озера (Лузский район Кировской области) прошли торжественные богослужения, посвященные 367-й годовщине преставления преподобного Леонида Устьнедумского и 470-летию со дня его рождения. Участие в праздничных мероприятиях приняли священнослужители, прихожане храма и паломники. Многие из них ежегодно приезжают сюда, чтобы помолиться святому покровителю прихода.  29 июля епископ Яранский и Лузский Паисий возглавил в храме всенощное бдение с акафистом преподобному Леониду, а 30 июля совершил Божественную литургию. Правящему архиерею сослужили благочинный Северного округа, настоятель Введенского храма архимандрит Владимир (Дяченко) и духовенство Яранской епархии . По завершении Литургии епископ Паисий совершил славление преподобному. «В этом году исполнилось 470 лет со дня рождения преподобного Леонида. Он просветил, как написано в акафисте, этот глухой и дикий край светом Христовой истины. Он был монахом Кожеезерского монастыря, затем Соловецкого и Моржевского. Ему явилась Матерь Божия, по Ее повелению он пришел сюда, на берег реки Лузы. Здесь он основал монашескую обитель, прожил в ней до самой кончины в молитвах и трудах. Место его погребения всегда почиталось верующими. Как и наши предки, мы обращаемся к нему в молитвах. Он наш духовный наставник», — отметил в своей проповеди владыка Паисий. Архипастырь поблагодарил духовенство и прихожан храма, которые трудятся над его благоукрашением. «Слава Богу, что вы остаетесь верными своему храму, не бросаете его и тех священников, которые здесь служат. Храм преображается. Это ваша общая заслуга», — отметил владыка. Затем участники богослужения прошли крестным ходом к берегу реки Недумы, где состоялся водосвятный молебен. После возвращения в храм их ждала праздничная трапеза. Преподобный Леонид Устьнедумский по велению Божией Матери основал на реке Лузе монастырь и прожил в нем до самой смерти. Господь наградил его долголетием, он скончался 30 июля 1654 года в возрасте 103 лет. Братия погребла его в Введенском храме обители. Устьнедумский монастырь до наших дней не сохранился. Его закрыли в XVIII веке, а храм сделали приходским. В 2018 году на его территории были обретены святые мощи преподобного — теперь они покоятся в резной раке и всегда доступны для поклонения. Яранская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В 1608 году преподобный Леонид, видя в народе возрастающее благоговейное почитание святой иконы Божией Матери и по просьбе желавших проходить под его руководством иноческие подвиги, отправился в Ростов к митрополиту Филарету (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси; 1619–1633), чтобы получить его благословение на построение храма и устройство обители. Митрополит Ростовский благословил выдать старцу антиминс и все необходимые для богослужения священные принадлежности, а самого преподобного рукоположил во иеромонаха, определив ему быть начальником новоустраивающейся иноческой обители. Вскоре была воздвигнута церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При освящении храма 17 февраля 1608 года в него была перенесена святая икона Богородицы Одигитрии. Место, на котором находилась обитель, было сырое, болотистое. Для осушения болот 60-летний трудолюбивый старец Леонид сам прокопал канал от реки Лузы до Черного озера, от Черного до Святого озера, а затем до Черной речки. Общая длина канала составила около двух километров. (Канал существует и ныне, исполняя свое назначение). Во время этого тяжелейшего труда святой Леонид был ужален у Черного озера ядовитой змеей. Немного встревожившись, он затем решил не думать об этом. Так, с одним упованием на Богородицу, не предпринимая ничего, преподобный остался здоров. В связи с этим он, как гласит предание, назвал вырытый канал Недумойрекой, откуда и обитель стала именоваться Устьнедумской. Хотя канал осушил болота, но река Луза весной, в разлив, затопляла место обители. Поэтому преподобный Леонид решил перенести храм и обитель на более возвышенное место – высокий мыс у Черного озера. (Ныне здесь расположен поселок Озера). По благословению митрополита Ростовского Варлаама новосозданная церковь , также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделом во имя великомученицы Параскевы, была освящена 23 мая 1652 года (каменный храм сооружен на этом месте в 1763 году) архимандритом Устюжского Михаило-Архангельского монастыря Арсением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С великим благоговением и страхом старец дерзнул спросить: «Покажи мне, Госпоже, место, где стоит образ Пречистого лица Твоего, и, объемши его грешными руками моими, я пойду на место, которое Ты назначишь». Пресвятая Дева так явственно показала ему образ и место, где он стоял в церкви, что как будто это было не во сне, а видел он его телесными очами. Пробудившись, старец пришел в трепет и в страхе воскликнул: «Пресвятая Богородице, помоги мне грешному!» Тогда преподобный рассказал настоятелю и братии о явлении Пресвятой Богородицы и указал святую икону, которую ему было повелено перенести к Туринской горе. Благочестивый настоятель и братия, «в велицем ужасе бывше о слышанных, после Божественной литургии пеша молебен и вземше строитель образ Пречистой Богородицы честнаго Ея Одигитрии, с Превечным Младенцем, даде старцу Леониду, и паде пред иконою, целовав ю моляся со слезами; такожде и вся братия и народи прилучавшися ту, и проводиша образ Пречистыя Богородицы со звоном» (Рукописная книга Устьнедумской церкви). Получив святую икону и напутствуемый молитвами и благожеланиями всей братии, прп. Леонид с радостью отправился в назначенное ему место, хота никогда и не бывал в тех краях. На реке Лузе, в двух верстах от Туринской горы, при устье речки Якутицы (Якушицы), впадающей в Лузу, в 80-ти верстах от Великого Устюга, преподобный Леонид построил небольшое жилище и жил в нем некоторое время, проводя дни и ночи в посте и молитве. Здесь надлежало святому устроить иноческую обитель, как ему было сказано в видении. Однако местные жители не позволили ему приступить к постройке. Со святой иконой в руках пошел преподобный Леонид лесом по берегу реки Лузы, из глубины души взывая к Богу о своей скорби. Отойдя версты две, встретился святой Леонид с крестьянином Никитой Назаровым, одним из самых зажиточных в окрестности. Удивился благочестивый земледелец, встретивши старца-инока в таком месте, где не было никогда пути, и, увидев его слезы, стал спрашивать, кто он, откуда, куда идет и о чем плачет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Блаженный Леонид, родившийся поселянином в Пошехонском уезде, на 50 году видел сон, повелевавший ему идти в Моржевскую Николаевскую пустынь, что на Двине, взять там икону Пресвятой Богородицы Одигитрии и с нею устроить храм на реке Лузе в Туриной горе. Он не решился следовать этому видению, считая его простым сном, и отправился в Кожеозерский монастырь, где постригся и прожил около трех лет 96 . Отсюда пришел он в Соловецкий монастырь, где трудился в пекарне. Сновидение повторилось здесь еще раз. Он перешел в Моржевскую пустынь и спустя год открыл настоятелю свое видение. Получив икону Одигитрии, он отправился на реку Лузу и близ Туриной горы, при реке Якутице (в 80 верстах от Устюга), устроил себе хижину из хвороста; потом, уступая насилию поселян, отошел по реке Лузе на две версты и здесь с помощью селянина построил себе келлию и часовню; посвященный в иеромонаха в 1608 году, построил он храм во имя Введения Божией Матери, где поставил икону Одигитрии. Ныне это – в 80 верстах от города Лальска. Болота, окружавшие это место, делали обитель почти неудобною для общежития. Для осушения их Леонид прокопал канал от реки Лузы до Черного озера, от Черного озера до Святого и от Святого до Черной речки; всего прорыто им 840 сажень. Во время этого труда Леонид ужален был у Черного озера змеей и сначала встревожился мыслью о последствиях яда; но потом, с упованием на Бога, положил не думать и остался здоров. По этому случаю он назвал канал Недумою рекой, и обитель назвалась Устьнедумскою. Край тот, где поселился труженик, был край пустынный и глухой. Он долго и после назывался «Лускою Пермцею», т. е. частицею страны диких пермяков. Отселе понятно, какое значение имела пустынь Леонида для этого дикого края в церковном и гражданском отношении. Преподобного Леонида справедливо чтут просветителем «Пермцы». Сколько борьбы вынес он с природою негостеприимною! Канал, проведенный трудами его, значительно осушил болота; но Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. Потому преподобный вынужден был наконец перенести постройки на мыс, возвышающийся над Черным озером. Здесь построенный храм освящен был мая 25-го 1652 года, а в 1654 году июля 17-го преподобный Леонид окончил труженическую жизнь свою на 100 году от рождения. Власяница его поныне сохраняется в бывшей монастырской, ныне приходской, Введенской церкви; здесь же почивают мощи его под спудом 97 . День восемнадцатый

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ненавидяй же добра диавол, хотя его устрашити и отгнати от трудов, наведе на него сицеву пакость: копающу ему, внезапу прииде змий и уязви его в левую ногу. Старец изскочив вскоре из протоки тоя, помышляше на бежание, но боляше ногою и нача слезно молится Господу Богу и Пречистей Богородице и почи мало и уснув услыша глас: " Не скорби, старче, и не думай бежати, но паки возвратися на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица и от змия не будет тебе вреда " . Старец же паки нача труждатися и прозва той исток Недума река. В болоте же том прежде змиинаго рода никогда не бывало и доныне несть. И копа того непроходимаго леснаго болота от Лузы реки до Чернаго езера 900 сажен, а от Чернаго езера копа болота 40 сажен до Святаго езера, от Святаго езера до Черныя речки копа 800 сажен, а та Черная речка течет из лесных дальних болот. И обратися та Черная речка тою копаною бороздою в Святое езеро и в Черное и в Лузу реку и постави старец Леонид мельницу колесную на той речке». Общая длина канала составила около двух километров (канал существует и ныне, исполняя свое назначение). И поскольку вырытый канал был назван преподобным Недумой-рекой, поэтому и обитель стала именоваться Устьнедумской. Тот край, где поселился блаженный Леонид, был край пустынный и глухой. Он и после долго назывался «Лузскою Пермцею», то есть частицей страны диких пермяков. Отсюда понятно, какое важное значение должна была иметь пустынь для этого дикого края в церковном и гражданском отношении. Не говоря уже о том благотворном влиянии, которое старец оказывал на окрестных жителей как учитель веры и благочестия, своими беседами и наставлениями, а особенно своей святой и подвижнической жизнью, его неутомимое трудолюбие, строгий порядок в заведенном общежитии и хозяйственная во всем предприимчивость и находчивость могли быть весьма полезны и служить примером для подражания полудиким жителям Пермцы. Поэтому преподобный Леонид справедливо почитается просветителем этой глухой стороны. Сколько борьбы с негостеприимной природой вынес преподобный Леонид, сколько принял трудов при устроении обители! Но все эти подвиги казались ему малыми и недостаточными, поэтому, желая достигнуть высшего совершенства, он имел обычай часто уходить из своего монастыря в пустое и непроходимое лесное место над Черным озером.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Ныне это – в 80 вер. от города Лальска. Болота, окружавшие это место, делали обитель почти неудобной для общежития. Для осушения их Леонид прокопал канал от реки Лузы до Чёрного озера, от Чёрного озера до Святого и от Святого до Чёрной речки; всего прорыто им 840 саж. Во время этого труда Леонид ужален был у Чёрного озера змеёй и сначала встревожился мыслью о последствиях яда; но потом, с упованием на Бога, положил не думать и остался здоров. По этому случаю назвал он канал Недумой рекой, и обитель назвалась Усть-недумской. Край тот, где поселился труженик, был край пустынный и глухой. Он долго и после назывался «Луской Пермцей», т. е. частицей страны диких Пермяков 228 . Отселе понятно, какое значение имела пустынь Леонида для этого дикого края в церковном и гражданском отношении. Преп. Леонида справедливо чтут просветителем «Пермцы». Сколько борьбы вынес он с природой негостеприимной! Канал, проведённый трудами его, значительно осушил болота; но Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. Потому преподобный вынужден был наконец перенести постройки на мыс, возвышающийся над Чёрным озером. Здесь построенный храм освящён был мая 25-го 1652 г., а в 1654 г. июля 17-го преп. Леонид окончил труженическую жизнь свою на 100 году от рождения. Власяница его поныне сохраняется в бывшей монастырской, ныне приходской, Введенской церкви; здесь же почивают мощи его под спудом 229 . Празднование Святогорским иконам Богородицы Святогорских икон Богородицы две. Они пребывают в мужском монастыре Опочского уезда Псковской губернии, основанном на хребте горы, которая прежде называлась Синичьей, а по явлению св. икон Божией Матери некоему Тимофею Юродивому, названа Святой. Первая Святогорская икона, которая называется иконой Умиления, явилась Тимофею в 1563 году. Однажды вечером он видел на воздухе, а потом на Синичьей горе ту самую икону, которая находилась в приходской церкви пригорода Вороночи. При сём появлении Тимофей слышал голос, что через шесть лет на той же горе воссияет благодать Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ненавидяй же добра диавол, хотя его устрашити и отгнати от трудов, наведе на него сицеву пакость: копающу ему, внезапу прииде змий и уязви его в левую ногу. Старец изскочив вскоре из протоки тоя, помышляше на бежание, но боляше ногою и нача слезно молитися Господу Богу и Пречистей Бородице и почи мало, и уснув, услыша глас: «Не скорби, старче, и не думай бежати, но паки возвратися на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица и от змия не будет тебе вреда». Старец же паки нача труждатися и прозва той исток Недума река. В болоте же том прежде змиинаго рода никогда не бывало и доныне несть. И копа того непроходимаго леснаго болота от Лузы реки до Чернаго езера 900 сажен, а от Чернаго езера копа болота 40 сажен до Святаго езера, от Святаго езера до Черныя речки копа 800 сажен, а та Черная речка течет из лесных дальных болот. И обратися та Черная речка тою копаною бороздою в Святое езеро и в Черное и в Лузу реку и постави старец Леонид мельницу колесную на той речке». (Рукописная книга Устьнедумской церкви.) Тот край, где поселился блаженный Леонид, был край пустынный и глухой. Он и после долго назывался «Лузскою Пермцею», т. е. частицею страны диких пермяков. Отсюда понятно, какое важное значение должна была иметь пустынь для этого дикого края в церковном и гражданском отношении. Не говоря уже о том благотворном влиянии, которое старец оказывал на окрестных жителей, как учитель веры и благочестия, своими беседам и наставлениями, а особенно своею святою и подвижническою жизнью. Его неутомимое трудолюбие, строгий порядок в заведенном общежитии и хозяйственная во всем предприимчивость и находчивость, могли быть весьма полезны и служить примером для подражания полудиким жителям Пермцы. Поэтому преподобный Леонид справедливо почитается просветителем этой заглушной стороны. Утешением для блаженного труженика были многочисленные чудеса и исцеления, происходившие от принесенной им иконы Одигитрии и служившие явным знаком милости и благоволения к нему Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тяжелый труд, ожидал преподобного. Вновь сооруженная церковь и кельи были окружены таким болотом, что невозможно было устроить обители для общежития. Преподобный, с немногими братиями, прокопал канал от реки Лузы в Черное озеро, на весьма значительном протяжении и назвал, канал этот рекою Недумою, по следующему случаю: При рытье канала змея ужалила преподобного Леонида. Мысль о гибельных последствиях яда охватила Преподобного; великий страх обуял его. Но страх этот был только минутною данью слабости человеческой природы. Преподобный перекрестился и, возложив свое упование на Бога, уверовал, что Господь спасет; его и твердо решился не думать об опасности. Вера спасла Преподобного, он не только остался здоров, но даже не страдал и легким недугом. Один прокопанный канал не мог осушить болота. Преподобный прокопал еще два канала: один между озерами Черным и Святым, другой от Святого озера до реки Черной. Таким образом, была проведена в реку Лузу вытекающая из непроходимых лесных болот речка Черная. Но непомерные, почти невероятные труды преподобного все-таки не могли осушить необходимое пространство земли, которое потопляла полая вода реки Лузы. Тогда преподобный Леонид, решился устроить обитель при реке Недуме, над Черным озером. Там соорудил он церковь Введения Пресвятой Богородицы с приделом Великомученицы Параскевы нареченная Пятницей, монастырские келии и прочие строения. Вновь созданная церковь была освящена 1652 года мая 25 архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением. И возвеселилось сердце престарелого Игумена. Но, недолго праведный муж наслаждался плодами трудов своих, по основании им Устьнедумской Богородицкой пустыни. Преподобный Леонид преставился, на 105 году от рождения, 1654 года июля 17-го. Св. мощи его, почивают под спудом, в бывшей монастырской, а ныне в приходской церкви Введения Пресвятой Богородицы. Там же, до ныне сохраняется и власяница Преподобного. В девятую пятницу по Пасхе, с самого основания Устьнедумского монастыря бывал съезд богомольцев. До сего времени продолжается сей благочестивый обычай при Богородицкой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Укусы ядовитых змей не были смертельными для многих Святых Преподобный Лука Элладский (7 февраля) «Когда однажды он, по своему обычаю, восходил на гору, из норы выползла ехидна и по наущению бесовскому ужалила большой палец его ноги и повисла на нем. Святой, наклонившись, взял ехидну и, отбросив ее от ноги, сказал ей: – Ни ты мне не вреди, ни я тебе не буду вредить, но пойдем каждый своей дорогой: ведь мы создания единого Создателя, и ничего не можем делать без желания и повеления нашего Создателя. И ехидна поползла в свою пещеру, а Святой пошел своим путем в гору, оставшись совершенно невредимым от уязвления ехидны » с. 150]. Преподобный Леонид Устьнедумский (17 июля) «Ему пришлось переселиться в непроходимые болота. Чтобы осушить их, он выкопал три канала. Во время этих трудов его ужалила змея . Тогда, вооружившись молитвою, преподобный Леонид поставил себе правилом не думать об ухищрениях бесовских и предал себя воле Божией» с. 423]. Преподобный Макарий Александрийский (19 января) «Некогда сей святой и дивный муж копал колодезь для питья инокам. На том месте, где копал Преподобный, находилось много хвороста и терновника, откуда выполз аспид и ужалил Святого. Тогда Святой, схватив руками аспида за обе челюсти, растерзал его , сказав: – Так как Господь мой не послал тебя на меня, то, как осмелился ты приблизиться ко мне и укусить меня? И, о чудо! Ужаление аспида не причинило Преподобному никакого вреда » с. 155]. В Лавсаике данный эпизод описывается следующим образом: «Сей доблестный муж, копая колодезь для пользы монахов (а подле колодца лежали всякие листья и хворост), был ужален аспидом. Святой взял аспида руками за обе челюсти и растерзал его, сказав: – Как ты осмелился приблизиться ко мне, когда не посылал тебя Господь мой?» с. 54–55]. В житиях многих святых угодников Божиих засвидетельствованы примеры того, как змеи и гады не могли причинить вреда благочестивым подвижникам. Преподобный Пахон «Подумав, что Бог отступил от меня и потому демон так мучит меня, я решился лучше умереть безрассудно, нежели постыдным образом предаться сладострастию плоти...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

    Иоасаф псковский прап., 4 мая.     Иона климецкий, 6 июня.     Иона пермский епископ, 29 янв.     Иона псковский, 29 мар.     Иона соловецкий, 12 июня.     Иосиф алавердский, 15 сент.     Иосиф заоникиевский, 23 июня.     Иосиф печерский, 28 авг.     Иосиф грузин муч., 16 сент.     Иулианиа, княгиня вяземская, 21 дек.     Иулиания лазаревская, 2 янв.     Калужской иконы Божией Матери, 8 сент. и 12 окт.     Кассиан преподобный авнежский, 15 июня.     Кассиан печерский, 28 авг.     Кассиан угдицкий, 2 окт.     Кассиан спасокаменский, † 1463.     Кетевань, царица кахетинская, 13 сент.     Киккской иконы Божией Матери, 26 дек.     Киприан увотский юродивый, 2 окт.     Киприан устюжский, 29 сент.     Киприан стороженский на Ладожском озер.     Кипрской иконы Божией Матери, 20 апр. и 9 июля.     Кипяжской иконы Божией Матери, 20 апр.     Кирилл Алйанов, 17 июня.     Кирилл важский, 9 июня.     Кирилл челнский, 8 дек.     Кириак преподобный, 28 апр.     Климент, еп. Белицы, 27 июля.     Климент Алфанов и братья его, 17 июня.     Колайцев 9 бр. мучч. грузин, 22 февр.     Коломенской иконы Божией Матери, 9 июня.     Константин косинский, 29 июля.     Константин князь грузинский, 10 нояб.     Константин князь аргветский, 2 окт.     Коприй печенгский, 4 февр.     Корнилий палеостровский, 21 авг.     Корнилий переяславский, 22 июля.     Корнилий псковский, 20 февр.     Корнилий, ученик Александра свирского.     Корсунской иконы Божией Матери, 9 окт.     Косма пр. яхронский, 18 февр.     Косма ученик Варлаама хутынского.     Ксенофонт преподобный робейский, 28 июня.     Купятицкой иконы Божией Матери, 15 нояб.     Лаврентий калужский юродивый, 10 авг.     Лаврентий затворник, 28 авг.     Лазарь авва мурманский, 8 мар.     Лазарь князь сербский, 15 июня.     Левкий, преподобный волоколамский, 7 апр.     Леонид преподобный устьнедумский, 17 июля.     Леонид, ученик Александра свирского.     Леонтий печерский, 28 авг.     Лидской иконы Божией Матери, 27 июня.     Логгин коряжский, 10 февр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010