Кожеозерский Богоявленский монастырь: современный опыт возрождения обители Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 8 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 Кожеозерский Богоявленский монастырь в Архангельской епархии по праву считается одной из самых труднодоступных обителей современной России. Он находится на расстоянии 70 км от ближайшего населенного пункта, на Лопском полуострове в огромном и прекрасном Кожеозере, окружен труднопроходимыми лесами и болотами. Основанный в XVI веке преподобным Серапионом Кожеезерским 1 , — татарином, обратившимся из ислама, он стал славной обителью, в которой подвизалось десять святых, кроме самого основателя — преподобные Нифонт, Авраамий, Никодим, Лонгин, Корнилий, Герман и Боголеп Кожеезерские, Леонид Устьнедумский и Феодосий Сийский. В ХХ веке северный монастырь подвергся нападению большевиков, мученическую смерть за Христа приняли настоятель иеромонах Арсений, иеродиакон Пантелеимон, иеродиакон Иоан­никий, послушник Михаил Черепанов, и трудники — И. Я. Анцыферов, М. Зайцева. После упразднения монастыря на полуострове находился концлагерь, затем поселок ссыльных, но в 1960-х и он был расформирован, и остались лишь ветшающие здания да лесничий кордон. Возрождение иноческой жизни в Кожеозерском монастыре в наши дни во многом связано с трудами иеромонаха Михея. Иеромонах Михей, а тогда Михаил Разиньков был послушником Оптиной пустыни. Он пришел в этот монастырь с самого его открытия, в 1988 г. Однажды, в 1994 г. он поехал на Кавказ к старцу, а когда вернулся в Оптину, узнал, что 10 человек ушло из монастыря. Уехали они на север, в Карелию, основывать скит. Еще было время до конца отпуска, и брат Михаил поехал к ним. Вначале ему там не очень понравилось, ведь вся его жизнь была связана с Оптиной пустынью, “там, в Оптиной благодать не просто лилась, мы купались в благодати, все там было родное”, — скажет потом батюшка. Да и у людей тех ничего со скитом не получилось, братия разошлись кто куда, а послушник Михаил оказался в Троице-Сергиевой Лавре. Но все же он опять хотел поехать на север, подальше от людных мест, к трудам и лишениям, к строгой, величественной природе. Часто вспоминалось ему оставленное место: большое озеро, километров семи в длину, на берегу — старинный храм… Взял все-таки Михаил благословение у духовника и отца наместника и поехал попробовать… Присоединились к нему еще двое послушников.

http://pravmir.ru/kozheozerskiy-bogoyavl...

свящ. Иоанн Верюжский Век XVII. Преподобные: Иосиф Заоникиевский, Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобно-мученик Галактион Вологодский, иерей Петр Черевковский, преподобный Вассиан Тиксненский, преподобный Симон Воломский, праведный Максим Тотемский, преподобный Леонид Устьнедумский, праведный Андрей Тотемский, преподобные Тихон Крестогорский, Филипп Яиковский и Марко Блавинский Преподобный Иосиф Заоникиевский Не хощет Бог смерти грешника, но как Отец сердобольный всем желает спасения и блаженства, всех призывает к Себе, хотя не всех одинаково. Одни слышат это призывание Его еще в юности, другие в летах зрелых и старости, иных Он возбуждает от духовного сна необычайными мерами, других обыкновенными способами, этим является в знамениях и чудесах, в громах, вихрях и молниях, потрясая землю и сокрушая горы, тем – во гласе хлада тонка, в каком-либо обыкновенном событии жизни. Это дело премудрости Божией, которая знает, кого как позвать к себе, кому достаточно сказать: гряди по мне – и пойдет, кого необходимо прежде ослепить, чтобы он мог узреть истину. И блажен, кто, услышав глас отца небесного, тотчас же отзовется на него и неизменно последует ему до конца своей жизни. Таков именно и был преподобпый Иосиф Заоникиевский. Когда телесная слепота отверзла мысленные очи его сердца, и в постигшей его болезни он услышал призывающий к себе глас Отца Небесного, – то принял на себя благое иго Христово, и шествуя путем скорбей и лишений, не изнемог под бременем и не уклонился с крестного пути до самого гроба ни на десно, ни на шуее. Крестьянин Иларион – деревни Обухова Вологодского уезда, Кубенской волости – тихо и спокойно проводил жизнь свою в трудах земледелия. Не нажив большего богатства, но не испытав и бедности или других каких-либо несчастий, он счастливо прожил полвека, как вдруг его поразила болезнь самая чувствительная и тяжелая и разрушила все его благосостояние. Без всякой видимой причины заболели у него глаза и вскоре болезнь усилилась до того, что он не только не мог уже по прежнему работать, но даже и по знакомой дороге с трудом стал ходить без вожатая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошенского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа и матери Екатерины. Имея от роду около 50 лет, видел он чудный сон, повелевавший ему идти в бывшую на Двине Моржевскую Николаевскую пустынь, и взять оттуда икону пресвятой Богородицы Одигитрии, перенести ее Усольский (ныне Сольвычегодский) уезд на реку Лузу к Турине горе, и там, устроив храм во имя иконы Одигитрии, оставаться. Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решался на исполнение, и вместо того пошел в бывший Новгородский Козеозерский (Кожеозерский) монастырь, постригся (1603 г.) и жил там целый год. Оттуда отправился в Соловецкий монастырь, также прожил три года, труждаяся в пекарне; наконец будучи убежден повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржегорскую пустынь, и пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое. Получив икону Одигитрии, Леонид пошел на назначенное место к реке Лузе, и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, из хвороста сплетенной. Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келью и близ нее устроил часовню; после того сходил в Ростов для испрошения от митрополита Ростовского, Варлаама, антиминса и благословения на устроение церкви. Получив антиминс, он возвратился на место, посвященный в иеромонаха; создал (1608 г.) деревянную церковь во имя Введения Божией Матери, и поставил в храме вышепомянутую икону Одигитрии. Болота, окружавшие устроенную им обитель делали ее неудобною для общежития; для осушения оных Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро, и прозвал его Недумою рекою, по следующему случаю. При рытии канала, Леонид ужален быль змеею. В минуту уязвления родилась мысль о гибельных последствиях яда, и привела было Леонида в страх. Вдруг возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать и остался здоров. Тогда преподобный приступил к новой работе. Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу. Но несмотря однако и на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода, во время разлива реки Лузы, потопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером, при речке Недуме. На новом месте поставил Леонид, с благословения Ростовского митрополита, церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Церковь Введенская освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря, Арсением, 1652 г. мая 25. По устроении Устьнедумской обители, преподобный Леонид скончался в 1654 г. 17 июля, на 105 году от рождения. Власяница его доныне сохраняется в бывшей монастырской, а ныне приходской Богородицкой церкви. В монастыре, с самого его основания преподобным Леонидом, бывал съезд богомольцев в девятую пятницу по пасхе.

http://pravicon.com/info-2778

В Яранской епархии обретены мощи преподобного Леонида Устьнедумского 21 июня 2019 г. 17:46 В феврале-марте 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на территории церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы д. Озера Лузского района Кировской области проводились археологические работы, целью которых было обретение мощей преподобного Леонида Устьнедумского. По историческим и архивным данным святой Леонид был погребен в Введенском храме основанной им Устьнедумской обители в 1654 году. Место захоронения угодника Божия всегда почиталось местными жителями и привлекало многочисленных паломников; по молитвам у места его захоронения происходили чудеса и исцеления. В «Вологодских епархиальных ведомостях» за 1884 год имеется заметка, где сообщается, как в Устьнедумскую церковь ударила молния, повредившая иконостас и колонны, поддерживающие сень над гробницей преподобного. По документам гробница над его могилой сохранялась и к 1932 году. О преподобном и о месте его погребения верующие не забывали и в богоборческий период нашей истории. Работу по поиску мощей преподобного Леонида проводили археологи Кировского областного государственного автономного учреждения культуры «Научно-производственный центр по охране культурного наследия Кировской области». Найденные в ходе раскопок останки были переданы для освидетельствования в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Опознание мощей проходило под руководством заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора медицинских наук, профессора Виктора Николаевича Звягина. Результаты освидетельствования подтвердили, что мощи, обретенные на территории церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, действительно принадлежат преподобному Леониду Устьнедумскому. 18 июня сего года Святейший Патриарх Кирилл благословил почитание мощей преподобного Леонида. В скором времени они будут открыты и доступны для поклонения во Введенском храме д. Озера. О дате принесения мощей к месту их постоянного пребывания будет сообщено дополнительно.

http://patriarchia.ru/db/text/5458317.ht...

В Яранской епархии обретены мощи святого XVII века преподобного Леонида Устьнедумского Яранск, 21 июня 2019 г.      В феврале-марте 2018 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на территории храма в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы д. Озера Лузского района Кировской области проводились археологические работы, целью которых было обретение мощей преподобного Леонида Устьнедумского, сообщает информационный отдел Яранской епархии . По историческим и архивным данным святой Леонид был погребен в Введенском храме основанной им Устьнедумской обители в 1654 году. Место захоронения угодника Божия всегда почиталось местными жителями и привлекало многочисленных паломников, по молитвам у его захоронения происходили чудеса и исцеления. В Вологодских епархиальных ведомостях за 1884 год имеется заметка, в ней сообщается о том, как в Устьнедумскую церковь ударила молния, повредившая иконостас и колонны, поддерживающие сень над гробницей преподобного, по документам гробница над его могилой сохранялась и к 1932 году. О преподобном и о месте его погребения верующие не забывали и в богоборческий период истории. Работу по поиску мощей преподобного Леонида проводили археологи Кировского областного государственного автономного учреждения культуры “Научно-производственный центр по охране культурного наследия Кировской области”. Найденные в ходе раскопок останки были переданы для освидетельствования в Федеральное государственное бюджетное учреждение " Российский центр судебно-медицинской экспертизы " Министерства здравоохранения Российской Федерации. Опознание мощей проходило под руководством заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора медицинских наук, профессора Звягина Виктора Николаевича. Результаты освидетельствования подтвердили, что мощи, обретенные на территории храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, действительно принадлежат преподобному Леониду Устьнедумскому. 18 июня 2019 года Святейший Патриарх Кирилл благословил почитание мощей преподобного Леонида, в скором времени они будут открыты и доступны для поклонения, их установят в Введенском храме д. Озера Лузского района Кировской области. О дате принесения мощей к месту их постоянного пребывания будет сообщено дополнительно.

http://pravoslavie.ru/121989.html

В день памяти преподобного Леонида Устьнедумского на месте его молитвенного подвига и упокоения состоялось архиерейское богослужение 31 июля 2023 г. 20:44 30 июля 2023 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Леонида Устьнедумского (1654), епископ Яранский и Лузский Паисий и епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий совершили Божественную литургию в Введенском храме д. Озера Кировской области, который стоит на месте молитвенного подвига и упокоения святого. Впервые в истории прихода богослужение совершали два архиерея. Преосвященным архипастырям сослужили благочинный Северного округа Яранской епархии , настоятель храма архимандрит Владимир (Дяченко), духовенство Яранской и Архангельской епархий. За богослужением молились жители Лузы и Лузского района, многочисленные паломники из других районов Кировской области и граничащих с ней регионов. Проповедь перед причастием произнес клирик Введенского храма иерей Михаил Войцешко. По окончании Литургии состоялся крестный ход к берегу реки Недумы. После водосвятного молебна на реке, крестный ход вернулся в храм, где у раки с мощами святого епископ Паисий прочитал молитву. Затем Яранский архипастырь поздравил участников богослужения с воскресным днем и годовщиной преставления преподобного Леонида. «Преподобный Леонид пришел в эти места в зрелом возрасте, исполнив благословение Богородицы. Он освятил эту землю своим молитвенным подвигом, построил здесь храм и основал обитель. В возрасте 105 лет преподобный преставился ко Господу. Ныне он прославляется Святой Церковью как небесный покровитель северных регионов нашей страны, как просветитель этих некогда глухих и диких мест. Преподобного Леонида знают и почитают далеко за пределами Лузы, потому что он слышит молитвы верующих и доносит их до Господа», — сказал владыка. Епископ Паисий особо приветствовал главу соседней Великоустюжской епархии . «Радость совместной молитвы сегодня с нами разделил епископ Фотий. Когда-то эти земли относились к Великоустюжской епархии, которую с недавних пор возглавляет владыка. Я очень рад, что мы познакомились и вместе совершили Литургию. Хочу подчеркнуть, что сегодняшнее богослужение является историческим. Впервые во Введенском храме его совершили два архиерея. Надеюсь, что это войдет в добрую традицию», — отметил архиерей.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Кожеозерский Богоявленский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кожеезерский Богоявленский женский монастырь - православная женская обитель в Архангельской области, основанная в 1560 году. Монастырь закрыт в 1918 году, возобновлен в 1999 г. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан преподобным Нифонтом и Серапионом Кожеезерскими в 1560 году. 30 сентября 1585 года Иван Грозный специальной грамотой пожаловал обители Лопский остров на Кожеозере, а вокруг него «матерой земли о четырех верст». Кроме того, Серапион Кожеезерский приобрёл за двести рублей земли в деревнях Керешка, Клещево, Канзапелда и Пияла на реке Онеге, а также «доли» в солеварнях на берегу Белого моря. В начале XVII века Борис Годунов сослал в монастырь своего политического противника Ивана Сицкого; здесь его насильно постригли в монахи. В конце XVI века в монастыре постригся и прожил около трёх лет блаженный Леонид Устьнедумский (после он перешёл в Соловецкий монастырь). На рубеже XVI-XVII веков в монастыре жил св. Никодим Хозьюгский. После него в монастыре осталась икона Богоматери «Неопалимая Купина», которую Никодиму в 1605 году пожаловал Пафнутий, митрополит Сарский и Подонский. В 1630-х годах в обитель из Анзерского скита перешёл Никон, и в 1643 году по просьбе братии он был поставлен игуменом. Никон наладил здесь бойкую торговлю солью и красной рыбой. Именно в это время Никон познакомился с будущим царём — семнадцатилетним Алексеем Михайловичем. В 1646 году, вскоре после восшествия на престол (1645), царь попросил патриарха Иосифа возвести Никона в сан архимандрита и назначить его настоятелем столичного Новоспасского монастыря. В 1642 году княгиня Елена Куракина пожаловала монастырю серебряный крест с мощами разных святых и частями Животворящего Древа и ризы Господней. В 1764 году монастырь был упразднён; в 1853 — возобновлён. В 1885 году из часовни над гробницей св. Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. К концу XIX века в монастыре было 25 монахов во главе с архимандритом. К этому времени в обители находились две каменных (Богоявленская и Предтеческая) и одна деревянная церкви. В деревянном храме хранились мощи преподобного Никодима Хозьюгского.

http://azbyka.ru/palomnik/Кожеозерский_Б...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИДОВА УСТЬ-НЕДУМСКАЯ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПУСТЫНЬ Прп. Леонид Устьнедумский. Роспись Введенской ц. в дер. Озерцы Кировской обл. Кон. ХХ в. Прп. Леонид Устьнедумский. Роспись Введенской ц. в дер. Озерцы Кировской обл. Кон. ХХ в. Находилась в Устюжском у. Вологодской губ. (совр. дер. Озерская Лузского р-на Кировской обл.). Основана в 1607-1608 гг. прп. Леонидом Устьнедумским. Главным источником сведений по истории устроения Л. п. является «Сказание о явлении Пречистыя Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии старцу Леониду, и о пошествии его со образом Ея в Устюжеския пределы в Усольской уезд, и како прииде со образом на Лузу реку на Турину гору, и о преславных и предивных Ея чюдесехъ списано вкратце» (РНБ. Q.I. 836. Л. 1-34 об. (1699 г.); БАН. Арх. ком., 228. Л. 1-38; Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 1-17 (XVIII в.); Зенкова. 2000; Власов. 2011. С. 372-395). Создание «Сказания» относят к 50-м гг. XVII в., главная часть текста завершается сообщением о кончине основателя пустыни 17 июля 1654 г. ( Власов. 1995. С. 56; Он же. 2011. С. 368; Буланин, Романова. 2004. С. 528). Изначально мон-рь должен был обустраиваться на Туриной горе, на р. Лузе, в Устюжском крае (совр. Кировская обл.), согласно откровению, полученному прп. Леонидом во сне от Богородицы, повелевшей прежде взять с собой из Моржегорской Николаевской пуст. икону Божией Матери «Одигитрия». Отправившись с образом на р. Лузу в Устюжском у., преподобный остановился близ устья р. Якушицы, в 80 верстах от Вел. Устюга, близ Туриной горы (считается, что уже с XVI в. там находилась Воскресенская ц. ( Суворов. 1916. С. 125-128)). Здесь подвижник поставил хижину, но крестьяне прогнали его, и преподобный прошел по р. Лузе еще 2 поприща. 8 сент. 1606 г. он встретился с местным крестьянином Никитой Назаровым, который выделил старцу участок земли для строительства кельи. Позднее местные жители помогли прп. Леониду построить часовню.

http://pravenc.ru/text/2463453.html

В Яранской епархии прошли торжества по случаю 365-летия преставления преподобного Леонида Устьнедумского 31 июля 2019 г. 13:40 30 июля 2019 года, в день памяти преподобного Леонида Устьнедумского (1654), в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы деревни Озера Лузского района Кировской области прошли торжества по случаю 365-летия со дня преставления святого. Божественную литургию возглавил епископ Яранский и Лузский Паисий .  Его Преосвященству сослужили благочинный Северного округа Яранской епархии , настоятель Введенского храма архимандрит Владимир (Дяченко), иеромонах Давид (Сивер), духовенство Северного благочиния и прибывшие из других епархий гости в священном сане. На богослужении присутствовал представитель губернатора Кировской области, начальник отдела по вопросам этноконфессиональных отношений Министерства внутренней и информационной политики Кировской области А.Ю. Березин. Почтить память святого и поклониться его мощам, обретенным 17 марта 2018 года, собрались жители Лузы, а также паломники из Кировской, Вологодской, Нижегородской и других областей России. На малом входе епископ Паисий удостоил настоятеля храма благоверного князя Александра Невского пгт Опарино Кировской области иерея Максима Шерсткова и клирика Введенского храма д. Озера иерея Михаила Войцешко права ношения камилавки. Проповедь перед причастием произнес иерей Максим Шерстков, рассказавший о традиции почитания святых мощей угодников Божиих. По окончании Литургии владыка Паисий совершил славление преподобному Леониду, затем поздравил священнослужителей и мирян с днем памяти Устьнедумского чудотворца и, в частности, сказал: «Совершилось великое чудо, были обретены мощи преподобного Леонида, и в год 365-летия со дня его блаженного упокоения мы можем приложиться к этой святыне. Преподобный Леонид по велению Божией Матери пришел в этот глухой и дикий край, освятил его своими подвигами и основал здесь обитель. Он приложил много усилий для осушения болот, неоднократно затоплявших монастырь. До наших дней обитель не сохранилась, но до сих пор каждый может увидеть выкопанную руками преподобного реку Недуму. Будем помнить о том, что мы являемся духовными наследниками преподобного и должны продолжать его дело, свидетельствуя о вере во Христа жизнью по Евангелию». В память об обретении мощей преподобного Леонида епископ Паисий преподнес в дар храму напрестольный крест. Затем архиерей вручил архиерейские грамоты и благодарственные письма благотворителям и прихожанам храма, принимающим активное участие в жизни прихода. Верующих также поздравили А.Ю. Березин и глава Лузского района Д.В. Орлов. Архимандрит Владимир поблагодарил владыку Паисия за радость совместной молитвы и на память о соборном богослужении преподнес Его Преосвященству в дар панагию. В завершение торжеств для всех участников богослужения в храме была организована праздничная трапеза. Яранская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5480041.ht...

В Яранской епархии прошли торжества в честь преподобного Леонида Устьнедумского 31 июля 2021 г. 14:23 29-30 июля 2021 года во Введенском храме деревни Озера (Лузский район Кировской области) прошли торжественные богослужения, посвященные 367-й годовщине преставления преподобного Леонида Устьнедумского и 470-летию со дня его рождения. Участие в праздничных мероприятиях приняли священнослужители, прихожане храма и паломники. Многие из них ежегодно приезжают сюда, чтобы помолиться святому покровителю прихода.  29 июля епископ Яранский и Лузский Паисий возглавил в храме всенощное бдение с акафистом преподобному Леониду, а 30 июля совершил Божественную литургию. Правящему архиерею сослужили благочинный Северного округа, настоятель Введенского храма архимандрит Владимир (Дяченко) и духовенство Яранской епархии . По завершении Литургии епископ Паисий совершил славление преподобному. «В этом году исполнилось 470 лет со дня рождения преподобного Леонида. Он просветил, как написано в акафисте, этот глухой и дикий край светом Христовой истины. Он был монахом Кожеезерского монастыря, затем Соловецкого и Моржевского. Ему явилась Матерь Божия, по Ее повелению он пришел сюда, на берег реки Лузы. Здесь он основал монашескую обитель, прожил в ней до самой кончины в молитвах и трудах. Место его погребения всегда почиталось верующими. Как и наши предки, мы обращаемся к нему в молитвах. Он наш духовный наставник», — отметил в своей проповеди владыка Паисий. Архипастырь поблагодарил духовенство и прихожан храма, которые трудятся над его благоукрашением. «Слава Богу, что вы остаетесь верными своему храму, не бросаете его и тех священников, которые здесь служат. Храм преображается. Это ваша общая заслуга», — отметил владыка. Затем участники богослужения прошли крестным ходом к берегу реки Недумы, где состоялся водосвятный молебен. После возвращения в храм их ждала праздничная трапеза. Преподобный Леонид Устьнедумский по велению Божией Матери основал на реке Лузе монастырь и прожил в нем до самой смерти. Господь наградил его долголетием, он скончался 30 июля 1654 года в возрасте 103 лет. Братия погребла его в Введенском храме обители. Устьнедумский монастырь до наших дней не сохранился. Его закрыли в XVIII веке, а храм сделали приходским. В 2018 году на его территории были обретены святые мощи преподобного — теперь они покоятся в резной раке и всегда доступны для поклонения. Яранская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010