Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА († после 1592, близ Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст.), прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст. (близ совр. пос. Ладва, Карелия). Сведений об И. и о ранней истории основанной им обители сохранилось не много. В синодике, хранившемся в Ивинской ц., к которой в XIX в. были приписаны храмы упраздненной Яшезерской пуст., сообщается, что И. был родом «из Шокши, недальнего от пустыни селения» (цит. по: Барсов. 1870. С. 95). Принято считать, что И. был вепс. О жизни святого и об истории мон-ря можно также узнать из хозяйственных документов XVI-XVII вв. и преданий, записанных в XIX в. По преданию, И. был учеником прп. Александра Свирского или пострижеником Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря , однако этот факт не подтверждается источниками. Святой создал мон-рь в безлюдном месте, между озерами Яшезеро (Яшозеро) и Сенное. Наиболее ранним свидетельством о Яшезерском мон-ре следует признать надпись на деревянном кресте, датируемую 18 янв. 1579 г., об освящении монастырской ц. Благовещения Пресв. Богородицы (крест хранился в храме в XIX в.). В надписи сообщалось, что это событие произошло «при боголюбивейшем приосвященнейшем отце нашем при архиепископе Александре Великаго Новаграда и Пскова и при строители при священноиноки Ионы, а святил церковь игумен Иаков» ( Елпидинский. 1900. С. 411). Александр был хиротонисан во архиепископа Новгородского 12 сент. 1576 г., в 1589 г. возведен в сан митрополита († 26 июня 1591). Храм освятил преподобный Иаков , настоятель Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , в 1578/79 г. перешедший в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , где впосл. стал настоятелем. Т. о., освящение Благовещенской ц. в Яшезерской пуст. можно датировать кон. 1576 - нач. 1578 г.; к тому времени И. был иеромонахом (встречающиеся в справочной лит-ре указания на основание пустыни в XV в. ошибочны).

http://pravenc.ru/text/578262.html

прот. Владимир Сорокин Часть I. 1870–1889. Любознательный ученик в школе Митрополит Григорий, в миру Николай Кириллович Чуков, происходил из старинного трудового русского рода Олонецкой губернии. «Происходя из крестьянского сословия, – писал он, – я имею среди крестьян Пудожского и Повенецкого уездов несколько родственников (двоюродных и троюродных; ни братьев, ни сестер родных у меня нет), но таких, которые не занимают решительно никакого общественного положения 3 . Олонецкая земля (современная Карелия, в древности – Обонежье) – суровая, но обильная природными богатствами область, осваивается новгородцами, начиная с XI–XII вв. Край не знал крепостного гнета, и поэтому здесь, как нигде в России, расцветает народная культура – и материальная, и духовная, – творцом которой была сама крестьянская община. Христианство на этой земле возрастало под благотворным влиянием Великого Новгорода. Важную роль в духовной жизни края имели монастыри и пустыни. Из них особое значение приобрели Валаамская 4 и Александро-Свирская 5 обители. Почитаемыми подвижниками веры и благочестия в Олонии стали преподобные Сергий и Герман Валаамские († около 1353, память 28 июня и 11 сентября); Александр Свирский († 1533, память 30 августа и 17 апреля) и его ученики: Адриан Андрусовский († 1550, память 26 августа), Афанасий Сяндемский († XVI в., память 18 января), Геннадий († около 1516) и Никифор († около 1557) Важеозерские (память 9 февраля); Пахомий Кенский († XVI в., переходящее празднование в субботу по Богоявлении); Иона Климецкий († 1534, память 6 июня); Лазарь († 1391) и Афанасий († XV в.) Муромские (память 8 марта); Иона Яшезерский († около 1590, память 5 октября) и многие другие 6 . С конца 1860-х годов было установлено совершать празднование собора Олонецких святых в пещерном храме кафедрального собора в Петрозаводске, на второй день после Покрова, а с 1913 года – в храме Петрозаводского Духовного училища, в первое воскресенье после Покрова 7 . Чтимая икона собора Олонецких святых ныне находится в петрозаводском храме св. великомученицы Екатерины, что на Неглинском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь Карелия, в 75 км от г. Петрозаводска, в окрестностях села Ладвы. Один из древнейших на территории Карелии монастырь, основанный во времена царствования Иоанна Грозного. Упоминается еще в описи обителей 1582 года. Внесен в список памятников архитектуры и истории как второй по значимости после Валаама памятник монументального монастырского зодчества. Вепс по национальности, житель близлежащей Шокши, познавший науку молитвенного подвига у преподобного Александра Свирского , преподобный Иона место у тихого Яшезера выбрал не по удобству его расположения, а по нахождению здесь языческого капища. На его месте и была поставлена обитель как свидетельство победы православной веры над язычеством. Долгие годы преподобный нес в основанной им пустыньке многотрудное апостольское служение среди народа вепсов. Жизнь северных пустынножителей была суровой: долгие лютые зимы, постоянные туманы и ветра, скудость питания, в основном коренья, мох, ягоды, трава и грибы. Но к Ионе тянулись ищущие уединения, чтобы проводить свою жизнь в непрестанной молитве, трудах и посте. Пребывавший в подвижнических трудах, преподобный Иона слыл и большим тружеником. Житие прославляет его как доброго хозяина и опытного строителя. Он собственноручно прокопал канаву из Яшезера в Сенное озеро, чтобы братии удобно было ловить рыбу. Для нужд монастыря преподобный сам ездил верхом на лошади по окрестным лесам с кожаными мешками за спиной. Две его дорожные сумки долгое время бережно хранились в обители. Посуду для обители святой Иона мастерил тоже собственноручно. Господь возвестил святому Ионе о времени его кончины. Желая усугубить свои подвижнические подвиги, он удалился в уединенную пещерку в двух километрах от монастыря и провел там в посте и молитве последние годы своей земной жизни. Из древних источников достоверно известно, что преподобный Иона умер в 1629 году в возрасте более ста лет. Пещерка святого Ионы особо почиталась братией обители и местными жителями. До сих пор старожилы этих мест помнят, что в пещерке долгое время сохранялись каменное ложе и такой же каменный стол. С давних времен в пещерку приходили, чтобы по молитвам святого Ионы получить исцеление от тяжких болезней и недугов. Здесь постоянно горела неугасимая лампада, которую зажигали паломники. Рядом с пещеркой почитателями преподобного была устроена небольшая часовня, полностью разоренная в годы государственного атеизма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных ИОАНН И МАКАРИЙ (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОАСАФ (Андрей Дмитриевич, кн.; ранее 1436 - 50-е гг. XV в. (?)), прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОВ (Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635-1720), основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита, прп. Анзерский, Соловецкий (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576), преподобные , Казанские (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.) ИОСИФ (не ранее XIII в.), прп. (пам. 4 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий, Многоболезненный ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим.

http://pravenc.ru/rubrics/123220_4.html

Проект восстановления Ионо-Яшезерского монастыря Петрозаводской епархии получил поддержку президентского гранта 26 июня 2023 г. 12:47 Проект «Ковчег преподобного Ионы» получил поддержку президентского гранта. Около 6 миллионов рублей будет направлено на продолжение работ по восстановлению Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря Петрозаводской епархии . В рамках гранта планируется осуществить консервационные работы фундамента Благовещенского собора обители, возведенного в XVI веке. В планах над фундаментом древней церкви создать специальное археологическое окно, которое станет одним из туристических объектов. В перспективе на средства гранта будут разработаны программы паломнического и экскурсионного посещения древней обители, в маршрут будет входить посещение пещеры, где жил и молился основатель обители преподобный Иона. Недавно в стенах Ионо-Яшерзерского монастыря настоятель обители игумен Досифей (Ларионов) встретился с волонтерами. В ходе встречи отец игумен рассказал собравшимся о целях и задачах работы волонтеров. Волонтеры и братия обители оказывают посильную помощь специалистам, занимающимся консервацией монастырских зданий и построек. Совместно с реставраторами разработан план работы волонтерских бригад. Они расчищают территорию монастыря, освобождая ее от мусора. Для пребывания волонтеров в прошлом году на территории обители был создан рабочий городок с кухней, трапезной, баней и уличным освещением. Работы много, и монастырь преподобного Ионы приглашает волонтеров, трудников, паломников. В обители надеются, что люди будут больше узнавать об обители в Прионежье, что скажется на увеличении потока туристов и паломников в летние месяцы. Первая смена волонтеров в этом году начнется в конце июня. Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь был основан во второй половине XVI века преподобным Ионой Яшезерским, вепсом по национальности. Обитель располагалась недалеко от его родного села Шокша, на берегу озера Яшезеро, на месте древнего языческого капища. За столетия существования сформировался обширный архитектурный монастырский ансамбль с несколькими храмами и бытовыми постройками.

http://patriarchia.ru/db/text/6038357.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иона Яшезерский, прп. - житие Многие столетия карельская земля щедро рождала великих подвижников. Среди них лучезарной звездой сияет имя преподобного Ионы Яшезерского, память которого Православная Церковь чествует 5 октября. Преподобный Иона, основатель монастыря, был одним из последних учеников и соратников преподобного Александра Свирского. Уроженец села Шокша, св. Иона был вепс по национальности. Еще в юности он слышал о подвигах великого старца и, едва достигнув совершеннолетия, оставил дом и близких и удалился на берега реки Свирь. Здесь, в трудах и молитвах, подвизался над устроением обители Живоначальной Троицы преподобный Александр. Провидя Духом Святым в пришедшем велию благодать Божию, св. Александр с радостью принял его в свою обитель. Имея от Бога изрядные способности и кроткий нрав, руководимый своим святым учителем, Иона скоро обучился иноческому деланию. И незадолго до кончины преподобного Александра Свирского (30 августа 1533 года), принял от него благословение на подвиг пустынничества. Покинув Свирскую обитель, преподобный Иона поселился среди лесов и болот, между озер Яшезеро и Сенное. Выбор места неслучаен, по преданию здесь находилось языческое капище. Установив Крест Христов, преподобный стал обживать дикие и непроходимые места. Одолеваемый летом лесными насекомыми, а зимой дикими зверями, он претерпевал постоянно нужду в самом необходимом, восходя к совершенству духа. Так преподобный Иона провел много лет в совершенном безмолвии и удалении от сует мира. Но как светильник не может укрыться в ночи, так и подвиги угодника Божия не могли быть долго скрытыми от людей, ищущих спасения. По лесным тропам стекались к нему пустыннолюбцы. Любитель пустынножительства и безмолвия, по воле Божией, принял на себя новый многотрудный подвиг духовного руководства. С новыми силами и пущим усердием трудился преподобный над устройством обители для братии, к нему пришедшей. Первой постройкой была церковь во имя Благовещения Пресвятой богородицы. Затем были устроены келии и хозяйственные постройки с оградою. Для сбора средств на создание монашеской общины в 1562 году была открыта вкладная книга. Этот год и можно считать годом основания Благовещенского Ионо-Яшезерского монастыря.

http://pravicon.com/info-2537

Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Тему истории Православия на Украине продолжает публикация об Иове (Кондзелевиче,1667-1740-е гг.), игумене Луцкого Братского Воздвиженского монастыря, крупнейшем украинском иконописце XVIII в. Примечательны статьи о таких крупных русских иерархах, как Иов, митрополит Новгородский и Великолукский (1716 г.), и Иов (Потемкин), архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (1750-1823 гг.). Из архиереев Русской Церкви новейшего времени следует отметить Иова (Кресовича), архиепископа Ивановского и Кинешемского (1898-1977 гг.), об исповедническом пути которого также можно узнать из статьи в 25-м томе энциклопедии. Здесь же присутствуют материалы о ныне здравствующих иерархах: Иове (Тывонюке, род. в 1938 г.), митрополите Челябинском и Златоустовском, и Иове (Смакоузе, род. в 1964 г.), епископе Каширском, викарии Московской епархии, управляющем Патриаршими приходами в Канаде. Том также содержит статьи, из которых можно почерпнуть информацию об Иове, Патриархе Александрийском (953-960 гг.), и Иове, Патриархе Антиохийском (811-843 гг.). Далее 25-й том «Православной энциклопедии» представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной; св. Иона, епископ Пермский (1470 г.); св. Иона, архиепископ Новгородский (1470 г.), а также преподобные Иона Псково-Печерский (кон. XV в.), Иона Яшезерский (ок. 1592 г.) и Иона (Мирошниченко, 1902 г.), основатель Троицкого Ионинского монастыря в г. Киеве. Отдельный материал посвящен святому праведному протоиерею Ионе Атаманскому (1855-1924 гг.), замечательному пастырю из г. Одессы. Крупная публикация рассказывает об Ионе из Боббио, видном западном церковном писателе и агиографе VII в.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

за подписью его духовного отца Макария, иером. Машезерской пуст. во имя прор. Илии ( Барсов. 1870. С. 98). По преданию, зафиксированному в работах совр. историков мон-ря, Господь открыл преподобному день его кончины, и он, приняв образ великой схимы, удалился в пещеру в полутора верстах от мон-ря, где вскоре его тело нашла братия. И. был погребен в притворе монастырского Преображенского храма. По др. данным, мощи преподобного покоились под спудом в часовне под колокольней ( Он же. 1869. С. 66). В 1721 г. Яшезерская пуст. была приписана к Александрову Свирскому монастырю, накануне секуляризационной реформы обитель подчинялась Клименецкому во имя Святой Троицы монастырю (Архив СПб. ФИРИ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11/2). В 1764 г. пустынь упразднили и преобразовали в приход. В 1809 г. Благовещенская ц. была приписана к Ивинской приходской церкви. После открытия Олонецкой епархии ее 2-й архипастырь Венедикт (Григорович) обратил внимание на Яшезерскую обитель. В 1846 г. архиерей создал хозяйственную комиссию для обследования состояния монастыря, с этого времени начались восстановление пустыни и сбор сведений о ее истории и об основателе. В 1852-1857 гг. Яшезерская обитель была приписана к Олонецкому архиерейскому дому, в 1857 г. стала самостоятельной. В сер. XIX в. в пустыни велось активное строительство. Трудами хозяйственной комиссии была отреставрирована старинная деревянная Благовещенская ц., построенная в 1675 г. (не сохр.), на средства петрозаводского купца М. П. Пименова в 1853-1855 гг. сооружен каменный Преображенский храм (Ведомость о недвижимом имуществе Яшезерской пустыни за 1905 г.//НАРК. Ф. 25. Оп. 4. Д. 67/2). В храме над погребением И. была устроена деревянная резная рака. В обители хранились связанные с преподобным вещи: кожаные дорожные сумки и вырезанный им из карельской березы малый ковшец для теплоты, используемый на литургии ( Барсов. 1870. С. 98). Пещера святого, в к-рой находились каменное ложе и стол, стала местом паломничества, рядом с ней была устроена часовня, разрушенная в XX в.

http://pravenc.ru/text/578262.html

В 1947—1949 гг. в Олонецкой епархии вновь были собственные епископы, причём хоть название епархии было сохранено как Олонецкая, титул епископов в 1947 году был изменён на «Петрозаводский и Олонецкий» (а не наоборот, как ранее). Но в этот период в епархии не удалось открыть даже 10 храмов. В 1949 г. управление епархией было вновь поручено митрополиту Ленинградскому. В период с 1962 по 1986 гг. Олонецкая епархия насчитывала всего 4 прихода. 19 июля 1990 г. епархия вновь получает самостоятельный статус. 14 августа 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II хиротонисал настоятеля Крестовоздвиженского собора архимандрита Мануила во епископа Петрозаводского и Олонецкого. В 1991 году епархия официально была переименована из Олонецкой в Петрозаводскую, а с 17 июля 1996 года правящий архиерей носит титул «Петрозаводский и Карельский». Решением Священного Синода Русской православной церкви от 29 мая 2013 года из состава епархии была выделена Костомукшская и Кемская епархия и образована Карельская митрополия, включающая в себя Петрозаводскую и Костомукшскую епархии. Населённые пункты [ править править код ] Петрозаводск Святые Карелии [ править править код ] Среди имен духовных светильников Карелии, тех, кто просвещал Карелию верой Христовой, – преподобные Сергий и Герман Валаамские, Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, Александр, игумен Свирский , Геннадий и Никифор Важеозерские, Лазарь и Афанасий Муромские, Александр Ошевенский, Варлаам Керетский, Афанасий Сяндебский, Адриан Ондрусовский, Корнилий Палеостровский, Елисей Сумский, Иона Яшезерский, Кирилл Челмогорский, Иона Клеменецкий, святой блаженный Фаддей Петрозаводский. Святыни [ править править код ] Монастыри Карелии [ править править код ] Как добраться до действующих Карельских монастырей Все монастыри республики Карелия Валаамский монастырь [ править править код ] Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — ставропигиальный (т.е. такой, что пребывает под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси) мужской монастырь, который находится в Карелии, на островах Валаамского архипелага.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Свидетельством общецерковной канонизации И. можно считать внесение его имени в нач. XX в. в «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. C. 38). Существует молитва к И. (Минея (МП). 2003. Сент. С. 630). В 1918 г. Яшезерская пуст. была закрыта. Постройки использовались в хозяйственных целях, в них располагались пенитенциарные учреждения, летние лагеря, др. учреждения. В 2000 г. архитектурный ансамбль Ионо-Яшезерского мон-ря был признан памятником культуры. В 2003 г. руинированные монастырские постройки, в т. ч. здание Преображенского собора, были переданы Церкви, обитель была возобновлена. Ист.: Исторические и юридические акты Олонецкого края//Олонецкие ГВ. 1850. 38 [отрывки из писцовых книг 1628-1629 гг.]; Описание о российских святых. С. 309; Елпидинский Я. С. Новгородские владыки//Олонецкие ЕВ. 1900. 11. Ч. неофиц. С. 411; Материалы по истории Карелии XII-XVII вв. Петрозаводск, 1941. C. 303-304. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 840; Барсов Е. В. Преподобные обонежские пустынножители//Памятная книжка Олонецкой губ. за 1868-69 г. Петрозаводск, 1869. Отд. 3. С. 65-66; он же. Олонецкий мон-рь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами//ЧОИДР. 1870. Кн. 4. Отд. 2. C. 95-104; Зверинский. Т. 1. С. 288. 581; Всеобщий иллюстр. путеводитель по мон-рям и св. местам Рос. Империи и [св. г.] Афону/Сост.: А. А. Павловский. Н. Новг., 1907. C. 487-488; Православные русские обители. С. 159; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 55-56; Пулькин М. В. и др. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 203-204; Схимник страждущей земли/Сост.: иером. Досифей (Ларионов). [Петрозаводск], 2002; Амелина Т. П. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 60-68; Пигин А. В. Новая коллекция Древлехранилища Пушкинского Дома//ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 679; Прохоров Г. М. Святые в истории Руси X-XVIII вв.//Там же. С. 96; Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. ХХ в. Петрозаводск, 2009.

http://pravenc.ru/text/578262.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010