Подобно Преподобному Серафиму Саровскому явления Богоматери сподоблялись Афанасий Афонский, греки - зодчие Киево-Печерской Лавры, Преподобный Сергий Радонежский и многие, многие другие. Сподоблялись видеть Матерь Божию наяву и некоторые не прославленные Церковью в лике святых подвижники, как, например, схиигумен Глинской пустыни Филарет, монах той же пустыни Досифей, оптинский схимник Иосиф и другие - всех и не перечесть. Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) лично слышал от тамошних крещеных инородцев, что еще за год до его приезда в Томскую губернию Пресвятая Дева наяву являлась некоторым детям алтайцев. Так, явившись одному мальчику, Она пророчески говорила: " Дитя! Пройдет год, и сюда приедет Макарий. Ты его увидишь. Он научит тебя молиться Тому Богу, Который сотворил Алтай " . Мальчик спросил, какой он будет. Светлая Жена - Богоматерь - подвела его к реке Майме и показала на поверхность воды, на которой начертался образ архимандрита Макария. Спустя год действительно приехал упомянутый миссионер и в числе новообращенных алтайцев крестил и этого удостоившегося беседовать с Божией Матерью мальчика-язычника. Вот как близка к роду человеческому, а особенно к роду христианскому, Царица Небесная! Постараемся и мы как можно чаще и усерднее прибегать с молитвами к Пресвятой Деве Марии, чтобы и нам укрепить свою внутреннюю связь с Богоматерью, сподобиться сыновнего отношения к Ней. Особенно в настоящие дни Рождественского поста будем стараться помнить об этом и ревностнее молиться Матери Божией, постом и покаянием очищая свою душу от всякой нечистоты и грязи. Ибо нечистотой души являются страсти душевные: злоба, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и прочие человеческие пороки. Очищая себя от этих страстей, мы тем самым будем подражать Богоматери в Ее совершенствах и сподобимся от Нее чрез это еще больших милостей и внимания; сподобимся и с духовной радостью встретить великий, светлый праздник Рождества Христова, к которому мы с вами сейчас готовимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

40 . Сисой схимник,   Софроний затворник,   Тит воин,   Феодор, князь Острожский,   Феофил молчаливый, 45 . Феофил, архиепископ Новгородский. Сверх сих мощей в Дальней пещере находятся еще 31 мироточивая глава и одна голень неизвестных святых и часть мощей Палестинских, именно – одного из младенцев, Иродом за Христа убиенных в Вифлееме. Между святыми, почивающими в пещерах Киево-Печерского монастыря, нет таких, мощи находились бы под спудом, за исключением самих преподобных Антония и Феодосия, из которых мощи первого не были открываемы, а мощи второго были сокрыты в нашествие Монголов. Эта непременная наличность мощей святых, которые почивают в пещерах (хотя иные из них теперь и «затворены в раках»), указывает на то, что здесь признание усопших святыми происходили несколько иначе, чем в других местах или где бы то ни было. В других местах было так, что при находящемся в земле гробе или при изнесенных из земли мощах усопшего совершались чудеса и что он, как чудотворец, и был признаваем за святого. Здесь же, как необходимо думать, совершались чудеса именно уже при взнесенных из земли мощах. Мы говорили выше, что на Афоне откапывают останки умерших монахов чрев три или четыре года после погребения между прочим с тою целью, чтобы останки тех между ними, которые благоугодили Господу Богу своею жизнью и причислены Им к сонму Его святых, Он явил своими чудесными знамениями над ни ми. Должно думать, что этот обычай откапывать тела умерших монахов с сейчас указанною целью существовал в древнее время и в Печерском монастыре, и именно-нужно представлять дело так, что чрез тот или иной срок после погребения осматривалась могила (kaмopa, locus uлu loculus, – см. выше стр. 53) каждого монаха, – что если находим был в могиле один прах, то она опять была зарываема, а если находимы были кости или же целое тело, то взносимы были из могилы и полагаемы в каком-нибудь особом, назначенном для сего месте, -что более или менее долгое время ждали проявления через кости или тело чудодейственной силы Божией и что те из усопших, по отношению к костям или телам которых оправдывались ожидания, признаваемы были за святых, а кости или тела других снова предаваемы были пекле (последнее необходимо предполагать по тому, что в настоящее время в пещерах кроме костей и тел святых нет других костей и тел).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Описание Художник Сергей Арсеньевич Виноградов большинство своих картин посвятил разнообразным видам Псково-Печерского монастыря. Известный мастер импрессионистического пейзажа стремился передать в своих полотнах красоту сурового северного края, его бескрайние просторы, особое настроение молитвенной тишины и покоя. Но не менее популярна была его серия портретов насельников этой славной обители, посвятивших свою жизнь и труды несению креста смирения и послушания. Перед зрителем портрет схимника – набросок углем и карандашом, сделанный мастером в Псково-Печерском монастыре буквально за одно посещение. Умудренный взгляд старца проникает в самое сердце, на устах его светлая улыбка, весь облик свидетельствует о необычайной доброте монаха, отдавшего долгие годы жизни служению Богу. За спиной его купол небольшой деревянной часовенки, выглядывающей из-за массивного ствола могучего дуба. Рядом с деревом камень – огромный валун, покрытый мягким мхом. Правая рука схимника сжимает четки, в левой руке он держит деревяный посох. Тяжелые труды и непрестанная молитва даровала ему свои благодатные дары – дар любви, смирения, радости и открытости окружающему миру. Монашеская жизнь для новоначального исполнена печалей и тяжких испытаний, но по мере духовного возрастания его сердце просветляется, очищаясь от страстей, с которыми ведется непрестанная борьба – и схима – это уже высший этап служения, когда ум настроившись на непрестанную молитву, пребывает в общении с Богом. Тогда  в сердце молящегося вселяется радость – и в этом скромном пейзаже с одинокой часовенкой, в суровом лесу, в одиночестве и тяжелом труде видится неисчерпаемая Божия милость, призывающая уста воспевать непрестанно благодарение Создателю, подобно ангелам на небесах, славословящих Творца Вселенной, «всех видимых и невидимых» — духовного и материального мира. История В 1928-1929 гг.  Сергей Арсеньевич Виноградов выполнил ряд картин и рисунков в  Печорах и знаменитом  Псково-Печорском монастыре.  Значительная часть картин и набросков художника вошла в книгу Василия Ивановича Синайского, напечатанную в Риге в 1929 г. Авторам содействовал тогдашний неместник обители, владыка Иоанн. Данный набросок входит в серию, посвященную дивным Печорам — излюбленному месту мастера. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 59  чел. Всего просмотров 1.3 млн. Всего записей 1129 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/shimnik-vinogradov/

«Держит меня в Своей руке Господь» Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) Часть 1: «Миром правит только Промысл Божий» Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт. Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото, – наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева). Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта/1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон. Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников. Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

http://pravoslavie.ru/118322.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Одигитрия Югская из книги Е. Поселянина Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину; при этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине. Дорофей тотчас же после утрени отыскал в указанном ему месте икону Богоматери, повергся перед ней на колени и начал усердно молиться. Окончив молитву, он взял икону в руки, которая при этом сразу просияла необыкновенным светом. Дорофей с радостью поспешил к настоятелю Печерской обители Иоакиму и рассказал ему подробно как о видении своем, так и об обретенной им иконе Богоматери. В заключение он просил настоятеля разрешить ему удалиться из Печерской обители. Архимандрит Иоаким, не поверив рассказу Дорофея, не соглашался отпустить его, чем весьма опечалил подвижника. Вернувшись в келью, Дорофей пал ниц перед иконой Богоматери и в горячей молитве излил свою скорбь и недоумение по поводу отказа настоятеля, прося у Пресвятой Девы помощи и утешения. Целый день и ночь провел он в молитве. И вот Богоматерь является во сне архимандриту Иоакиму и говорит ему гневным голосом:

http://pravicon.com/info-1350

Пустыни Китаева и Голосеевская За неделю до праздника Успения Богоматери, которое так светло торжествуется в Киеве, в древнейшей обители нашего отечества, переселился я для говения в лавру, и милостиво был принят под ее гостеприимный кров. Владыка велел мне отвести прекрасные келлии в нижнем жилье своего дома, обращенные окнами в сад. При первом шаге из них я уже мог опять наслаждаться благословенною природою Киева и тенью роскошных деревьев, обремененных плодами, и очаровательным видом на мой любимый Днепр, с которым так сроднился во время пребывания в Киеве. Из сего сада мог я спускаться кратчайшею стезею и в Ближние пещеры для ранней литургии; а в Крестовой церкви Владыки ежедневно служил обедню схимник, духовник его, умиротворитель сердечный посещающих святые места Печерские, где он посвятил себя в тесной келлии на служение Богу с совершенным отречением от всего мирского. На следующее утро я был свидетелем в Ближних пещерах, в подземной церкви Антониевой, пострижения иноческого, которое совершал сам митрополит в качестве его преемника. Никогда не казались мне более трогательными священные обеты отречения от мира, как во глубине сего подземелья, при тусклом свете лампад, над гробом отца иночествующих русских, воспринимавшего новое чадо пещеры из бури житейской в свое безбурное пристанище. Невыразимо горько и сладко оглашалась под мрачными сводами тихая покаянная песнь братий, вводивших в пещерную церковь под своими мантиями нового собрата: «Объятия Отчи отверсти ми потрися, блудно мое иждих житие, на богатство неисследимое взирая щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее не презри сердце, Тебе бо Господи со умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою». После литургии и посещения Ближних и Дальних пещер Митрополит милостиво предложил мне сопровождать его в две соседние пустыни, Китаеву и Голосеевскую, где устроил себе уединенное жилище. Мы спустились с гор Киевских на берег Днепра, ниже монастыря Выдубицкого, в устье Лыбеди, а оттуда вдоль самой реки под навесом утесов продолжали живописное путешествие до пустыни Китаевской. Пустынь сия, любимое место отдохновения князя Андрея

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Скачать epub pdf Июнь Соловьев С.М. Святая Русь: стихотворение//Богословский вестник 1915. Т. 2. 6. С. 217–219 (1-я пагин.) —217— Святая Русь Святая Русь, тебя во время оно, Призвал Христос – возлюбленную дочь. И озарили молнии Афона Язычества коснеющую ночь.   И греческие таинства святые Принес к родным Днепровским берегам. Антоний дивный. Главы золотые Покрыли Русь, на страх ее врагам.   И процвела Печерская обитель, И как прекрасен был ее расцвет! Из тьмы пещер понес пустынножитель Во все концы евангелия свет.   Когда ж была разрушена монголом Владимирова Киева краса, Святая Русь, ты выбрала престолом Неведомые севера леса.   Средь чащ глухих, знакомых лишь медведю, Убогий храм главу свою вознес. И огласился колокольной медью Покой глубокий сосен и берез.   И Сергий, муж, кому не будет равных, С природою вступив в суровый спор, Подъем труды: в удолиях дубравных Не уставал греметь его топор.   —218— И скит его процвел, как утро мая. Святой чернец, родной жалея край, Благословил на гордого Мамая Полки Москвы, и был сражен Мамай.   И кроткому отшельнику в награду, Когда полночная лежала тьма, В лучах, за монастырскую ограду, Явилась Матерь Божия сама.   И, стае птиц бесчисленных подобный, Детей духовных Сергиевых рой Потек везде. И Савва преподобный, Над дикой Сторожевскою горой   Воздвигнул храм среди лугов медвяных. Внизу лазурная Москва-река Струила волны в берегах песчаных; Как фимиам, курились облака.   Здесь годы плакал схимник умиленный… Воздвигнул храм Пречистой Рождества, Он сна не знал в пещере сокровенной, Где мох чернел, и дикая трава   С цветами разрасталась на свободе. И ныне та хранит московский край. Молвой чудес, прославленной в народе Моих холмов Звенигородских рай.   Прошли века, и как осталось мало Красы церковной на Руси родной! Но Матерь Божия не забывала Своей страны, как дочери больной.   И Серафим, Пречистою избранный, Готовя Русь к последним временам, Обвел чертой приют от бури бранной Христовой церкви збранным сынам.   —219— В таинственном безмолвии Сарова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не просто выстоял в неравном бою отец Иероним, а ещё и помог выстоять многим из нас…». (с.35) Вот в чём, оказывается, основной замысел книги: убедить читателей в том, что главные, «судьбоносные» вопросы сейчас – это поклонение Царской Семье и ИНН, а старец Иероним служит рупором (в глазах автора) этих раскольничьих идей. И опять навязывается «царебожническая» ересь, когда «царский рубль» уже служит заменой Кресту Христову, раз им даже воду можно освящать! Интересно, с кем, по мнению редактора православной газеты, вёл «неравный бой» старец Иероним? Уж не с «некоторыми ли известными старцами», которые «обречённо юродствовали» об ИНН, с такими, как, например, уже почившие всероссийские старцы – псково-печерский архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , протоиерей Николай Гурьянов с о.Залит? Это они не угодили новым зилотам своей трезвой позицией по поводу ИНН, которая заключается в том, что единственная духовная опасность заключается только в грехе, а особенно в грехе раскола, который проповедуют ИННисты и царебожники? Что же говорить, когда даже наместница Тихвинского женского монастыря монахиня Феофилакта в своих воспоминаниях пишет: «После того, как батюшка уже почил, было у меня тяжёлое состояние – переживаю за каждую сестру, ведь столько искушений – ИНН, перепись…». (с.69) Вот так: не гордость, не уныние, не похоть – ИНН и перепись теперь являются главными монашескими искушениями… Ну, а где «Царь», там и «святой старец» Григорий Распутин: «Аня увидела в келье у батюшки икону, на которой был изображён схимник, держащий бережно на руках мальчика. Схимонах в руке сжимал горящую свечу, а мальчик – крест. — Кто это, батюшка? – спросила она. — Григорий Распутин и Царевич Алексий, — ответил старец. — А почему он в схиме? – удивилась я. — Он был схимонах. Они ведь ничего не понимали. Страшно мучили его, а Григорий молился: «Господи, не вмени им в грех». Зверски убили его, но даже мёртвое тело мученика им было страшно. Царь после его смерти всегда носил при себе частицу его мощей. – добавил отец Иероним».

http://azbyka.ru/fiction/starec-ieronim/

Описание иконы Одигитрия Югская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери О[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Югская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Югская-Смоленская " Тропарь, глас 4 Днесь яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божестве[...] Акафист Божией Матери Одигитрия Югская Кондак 1  Взбранной Воеводе, Царице Небесе и земли,/путеводящей верныя люди Своя к тихому и доброму пристанищу,/похвальная пения приносим Ти раби Твои, Богородице./Ты же, Всемилостивая Заступнице, всех притекающих к Тебе с верою,/от всякаго навет[...] Изображения иконы Одигитрия Смоленская Югская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Югская икона Божией Матери с 16 клеймами чудес, созданная ярославскими мастерами в память 400-летия явления чудотворного образа в 2015 г.

http://pravicon.com/icon-239

Монастырь основала вдова генерал-майора А. А. Тучкова Маргарита Михайловна. Во время русско-шведской войны она сопровождала любимого мужа, жила в палатке, помогала раненым бойцам — была одной из первых российских сестер милосердия. Во время антинаполеоновских кампаний она также была с мужем. Спасо-Бородинский монастырь. Фото Владимира Ештокина После гибели супруга в Бородинском сражении Маргарита Михайловна искала его тело среди десятков тысяч трупов, но найти не смогла. А. А. Тучков был сражен близ Семеновских высот. Маргарита Михайловна решила поставить на этом месте храм. Она продала драгоценности и выкупила несколько десятин земли на поле битвы. Здесь в 1820 году был освещен построенный ее трудами Спасский храм. Главной его святыней стал образ Спаса Нерукотворного, полковая икона Ревельского полка. Шесть лет спустя умер сын Маргариты Михайловны Николай. Она навсегда поселилась в сторожке близ Спасского храма. Вокруг нее за несколько лет образовалась небольшая община вдов и сирот. В 1836 году святитель Филарет Московский благословил безутешную вдову на принятие иночества. А в 1837—1838 годах ее община была преобразована в монастырь. Инокиня Мария, бывшая генеральша, стала его игуменией. 3. Черниговский  мужской скит Сергиева Посада Город Сергиев Посад,  улица Гефсиманские пруды, дом 1 Основан в 1840-х годах. На кладбище Черниговского скита похоронены великие русские писатели и философы — К. Н. Леонтьев (инок Климент) и В. В. Розанов. Судьба скита связана с именами двух больших святых. Святитель Филарет Московский немало способствовал его учреждению. Святой блаженный схимник Филипп стоял у истоков его основания. Черниговский мужской скит Сергиева Посада. Фото APL Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры — стоит на берегу пруда в трех километрах от монастыря. Скит вырос из серии келий-пещерок. Первым сюда, в Исаковскую рощу, переселился московский юродивый Филиппушка. Одно время он жил при Лавре, а в 1847 году ему разрешили «выкопать погребок» наподобие тех, что копали себе насельники Киево-Печерской Лавры. Так Филиппушка основал Черниговский скит. Его примеру последовали другие монахи — пещеры копали еще в течение пяти лет. Простота и строгость были заповеданы основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Пещерки и скитский святой источник открыты для посещения. 4. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь

http://foma.ru/svyatyini-podmoskovya.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010