А. В. Пигин Иконография Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Ок. 1891 г. (НМРК) Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Ок. 1891 г. (НМРК) Ранние образы святого, связанные с Палеостровским мон-рем, не сохранились из-за разорений и пожаров обители. Ок. 1689 г. из огня были спасены нек-рые иконы, вериги и «покров бархатный черный» с гроба К. ( Барсов. 1868. С. 34, 171, 173). Среди вывезенного в Кузаранскую волость были «две иконы местныя, один образ Спасителев, а другой Корнилия Чудотворца» (Там же. С. 106). Прп. Зосима Соловецкий, прп. Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК) Прп. Зосима Соловецкий, прп. Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК) Известны единоличные поясные образы К., созданные во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. К произведениям, появившимся в старообрядческой среде Поморья, относится образ 2-й пол. XVIII в. (МИИРК): святой с широкой окладистой бородой правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. На иконе кон. XIX в. (Палеостровский мон-рь) волосы преподобного разделены на прямой пробор, у него раздвоенная узкая на конце борода, в правой руке крест, в левой - свиток; фон золотой. Описания иконописных подлинников XVIII в., в т. ч. старообрядческих, под 23 авг. и 9 янв. немногословны: К. «подобием сед, брада пошире Сергиевой, власы просты, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68); «всем подобием, аки Герман Соловецкий» (БАН. Двинское собр. 51. Л. 267; кон. XVIII в.); «сед, брада пошире Сергиевы» (БАН. Строг. 66. Л. 138 об.; кон. XVIII в.). Очевидно, К. ошибочно отождествляли с прп. Корнилием Кожеезерским, поскольку он иногда назван не только «новым чудотворцем Палеостровским», но и «начальником Спасского монастыря Кожеозерского». Существовали изображения К. на фоне основанного им мон-ря, в частности миниатюрный золотофонный образ 2-й трети XIX в. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 56, 132. Кат. 49). Святой представлен в правой части средника молящимся Господу Вседержителю, изображенному в сегменте неба. На К. традиц. монашеские одежды, в левой руке четки, голова не покрыта, широкая борода с проседью закрывает грудь. Вид мон-ря основан на реалиях времени: в центре возвышается белокаменный одноглавый собор с колокольней, др. постройки деревянные. В бухте на причале стоит небольшая часовня. Обитель ограждена стеной, с берега частично каменной.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

Читайте также — Священник Александр Волков: В 1971 году митрополит Никодим и будущий Патриарх приехали на Соловки… Устроитель Соловецкого монастыря преподобный Зосима Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями. Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма. Преподобный Герман и Соловецкий монастырь В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

Вернувшись на материк, я отправился в Санкт-Петербург и там, в Российской национальной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, два дня изучал архивы Соловецкого монастыря. В 1429-м году два инока, Савватий и Герман, после трехдневного плавания на лодке добрались до Соловков. На севере Большого Соловецкого острова они воздвигли крест и построили келлию. Так было положено начало монашеской жизни на острове. На Соловках преподобные прожили 6 лет. «К трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом к Всевышнему». После смерти преподобного Савватия преподобный Герман привез в 1436-м году на Соловки нового спутника – Зосиму. Текст жития преподобного Зосимы повествует о чудесном видении – ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке острова. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня. Также была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Таким образом, датой основания монастыря принято считать 1436 год. За свою историю Соловецкий монастырь переживал разные времена. Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычева). Игумен Филипп много сделал для внутреннего и внешнего обустройства монастыря. Благодаря денежным вкладам от Царя и благотворителей были сооружены два больших храма – Успенский и Спасо-Преображенский. В последний перенесли мощи основателей обители – Зосимы и Савватия. По Божией воле, благодаря удивительной энергии и организаторскому таланту игумена Филиппа, впоследствии ставшего Митрополитом Московским, монастырь стал богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья, да и всей России. По свидетельству историков, соловецкий напорный водопровод – один из первых, построенных на Руси (раньше Московского и Коломенского), – был настоящим чудом технической мысли... В 1920-м году советская власть упразднила Соловецкую обитель. Наиболее значимые материальные и художественные ценности вывезли в Москву. А еще через 3 года монастырь превратили в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Среди заключенных было много тех, кто пострадал за Господа и православную веру. Так, в числе узников оказалось 8 митрополитов, 46 архиепископов, 49 епископов, тысячи православных священнослужителей и мирян. К настоящему времени более 50 страстотерпцев Соловецких прославлены в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

http://pravoslavie.ru/123567.html

Преподобный Герман намного пережил своего игумена Зосиму. Более пятидесяти лет он прожил на Соловецком острове. Многолетняя духовная жизнь научила его божественной мудрости. Он не стремился к почёту и не имел особого красноречия, но, вероятно, знал грамоту, так как после него сохранился книжный сборник. Он любил слушать назидательное чтение и в монастыре начал собирать библиотеку. Герман знал, что жизнь великих подвижников служит назиданием для многих, поэтому велел своему ученику Досифею записывать всё, что сам помнил о жизни преподобного Савватия. Впоследствии Досифей станет игуменом и по поручению Новгородского архиепископа Геннадия напишет житие преподобного Зосимы и похвальное слово. Всю жизнь святой Герман служил обители и по разным делам неоднократно плавал на материк. В одном из таких путешествий в 1479 году кончина застала его в новгородском монастыре Антония Римлянина, куда он приехал по поручению игумена Арсения. Ученики повезли тело старца на остров, но из-за распутицы были вынуждены похоронить его на берегу реки Свири при часовне у деревни Хавроньино. Через пять лет его мощи были обретены нетленными и перенесены на Соловецкий остров, где 30 июля 1484 года их положили рядом с мощами преподобного Савватия. В 1514 году по указу великого князя была произведена опись Соловецкого монастыря. Среди замечательных богослужебных предметов, бывших в храмах обители, особо отмечены Деисус, вырезанный на мамонтовой кости, большой запрестольный крест из рыбьих зубов (моржовых клыков) и железное клепало. В 1539 году великий князь Иван Васильевич Грозный пожаловал для строения монастыря земли и прислал Евангелие, Апостол и ещё двадцать две книги. В 1554 году во время игуменства Филиппа (Колычева) на Соловки был прислан впавший в ересь Матвей Башкин, бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. Специальной грамотой было предписано держать Артемия в уединённой келье, не разрешать ему проповедовать и допускать к нему только священника, принимающего покаяние. Правда, Артемий пробыл в заточении недолго – в этом же году ему удалось бежать в Литву, где он на удивление стойко в печатных изданиях защищал догматы православия от нападок католицизма. По преданию, на Соловках окончил свою жизнь протопоп Сильвестр , автор «Домостроя», впавший в немилость к царю и сосланный сначала в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот на пике сомнений, когда он уже был готов повернуть назад и вернуться в монастырь, – на дороге появилась лисичка. Обычная рыжая лиса с пушистым хвостом. Только вела она себя неестественно для дикого животного, которое обычно убегает от человека: внимательно посмотрела на него и спокойно пошла впереди по дороге, время от времени оглядываясь, будто проверяя, идет ли он за ней. Лисичка шла впереди долго, минут двадцать, будто показывая правильную дорогу. Соловецкий монастырь      И он почувствовал удивительную радость, уверенность в помощи Божией и помощи преподобного Савватия, уверенность в Божием чуде. И когда все страхи и сомнения исчезли – лисичка оглянулась в последний раз, пристально посмотрела на него и скрылась в лесу. Становилось темно, он огляделся вокруг – и увидел вдали огонек, который то появлялся, то пропадал. Пошел к нему – и вскоре вышел на поляну. Увидел разрушенный храм, разваленные домики, и в одном – тусклый свет. Скит преподобного Савватия. Дошел. Подошел к домику и услышал молитву: инок молится. Постучал в окно тихонько – чтобы не испугать человека. После стука инок замолчал, потом из-за двери послышалось: – Читай молитву! Отец Савватий с готовностью прочитал: – Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! За дверью помолчали. Потом инок спросил: «Ты кто?» – «Я Савватий. А ты?» – «А я Герман». И снова полное молчание. За дверью помолчали. Потом инок спросил: – Ты кто? – Я Савватий. А ты? – А я Герман. После этого краткого диалога снова наступило полное молчание. Отцу Савватию стало смешно: надо же было так совпасть именами! Но смеяться было рано: судя по затянувшемуся молчанию инока, он принял незваного гостя за привидение или вражье искушение, и возможность ночлега для него с каждой минутой молчания хозяина становилась всё призрачней. Наконец инок заговорил снова. Скомандовал: – Читай «Богородице, Дево, радуйся!» Отец Савватий прочитал. Еще минута томительного ожидания, и дверь наконец открылась. Познакомились. Инок Герман занимался огородом, жил один, молился.

http://pravoslavie.ru/75448.html

Подумал, что пережитое искушение – было нужно. Будто преподобный Савватий сказал ему: «Ведь ты хотел этого, мечтал побывать там, где я жил, где подвизался, – вот ты и побывал. Испытал искушения и страхования, немного подобные моим». Счастливый вернулся в теплую келью. Хозяин постелил в углу, и уставший гость сразу отключился. Когда утром вышел на улицу – всё показалось совсем в ином свете. Красиво, просто, совершенно не страшно, ничего драматического, как казалось это ночью. И совсем не трудной теперь представлялась одинокая молитва в ночном пустом храме. Отец Герман показал ему место, где была келья преподобного Савватия, дал доски – такие хорошие дубовые доски, и он сколотил небольшой крест. Ножиком аккуратно, старательно вырезал: «Преподобному Савватию от грешного игумена Савватия» – и осторожно прикрутил крест проволокой к березе. Поблагодарил отца Германа за приют и, счастливый, пошел обратно в монастырь. Соловецкий преподобный принял его, вел, показал, как жил… И эта поездка была милостью Божией и небесным уроком от его духовного покровителя. Когда его, иерея Сергия, постригали с именем преподобного Савватия, ему очень хотелось почувствовать своего святого духовно: кто он, как подвизался, как молился. Но преподобный был пустынником, житие его записано очень кратко, жизнь и подвиги – тайна. И когда отец Савватий сходил в скит и пережил все искушения, испытал страхования, сомнения, молился и обрел помощь в искушениях – его небесный покровитель приоткрылся ему: он почувствовал его сердцем. Почувствовал, каким тихим, скромным был преподобный Савватий, Соловецкий чудотворец. Немногоглаголивый старец. Он имел глубокую веру и редкое мужество. Имел дар слез. Молился за весь мир. В те суровые времена какую нужно было иметь веру, чтобы выжить на Соловках! – А он там жил. Преподобный учил всему, что имел сам: учил не бояться, верить, уповать, молиться, – и отец Савватий нашел эти небесные уроки в своем сердце. Когда приехал на Соловки через два года, снова пришел в скит, и отец Герман отдал ему назад его крест – он был уже постаревший, потемневший от ветров и зим и выглядел так, будто он старинный. Отец Герман сказал:

http://pravoslavie.ru/75448.html

Слово о создании жития основателей Соловецкого монастыря Зосимы и Савватия Да будет известно об этих первоначальниках соловецких, как было написано их житие. Я, многогрешный и непригодный ни в каком добром деле и грубый разумом священноинок Досифей, ученик блаженного Зосимы, пребывал с ним до самой кончины его, и спеленал и похоронил честное и трудолюбивое тело святого, и все, что видел своими глазами и слышал из честных его уст, то и написал. После же кончины господина своего преподобного игумена Зосимы жил я в одной келии со спутником его старцем Германом. Тот же Герман пришел на остров еще раньше с преподобным Савватием. И рассказал он мне все, что знал о преподобном, – о прежнем его житии и о некоторых чудесах. Но я, грубый разумом, не умел это украсить и только для памяти записал, чтобы не было забыто житие такого праведного мужа. Потом стал я расспрашивать старца Германа о блаженном Зосиме: как пришел с ним на остров и как при жизни преподобного чудодействовали его святые молитвы, и какие чудеса были сотворены до нашего прихода к нему. И все это я записал для памяти и этими записями пользовался. Был же тот Герман из простых людей, не учился Божественному Писанию, и весьма бесхитростно рассказывал о житии святых и об их чудесах. Я же, неразумный, как слышал, так и записал, не украшая написанного книжными словами, поскольку я груб и невежда, но только ради памяти и записал. Братии же – одним нравилось написанное мной, а другие подсмеивались над этим и в смех обращали. Пришел же к нам некий священноинок с Белого озера по имени Иосиф, из одного из тамошних монастырей, и прожил у нас в Соловецкой обители немалое время. И попросил он почитать житие святых, и продержал у себя в келии долгое время. И когда ушел назад, то и житие святых, написанное Германом, увез с собой. Мы же остались без записей о житии первоначальников, потому что и Герман к тому времени преставился. Через некоторое время был я послан игуменом и братией на службу в Великий Новгород. И пришел к архиепископу Геннадию испросить у него благословение. Он же меня благословил и стал подробно расспрашивать о месте том, и об устроении монастыря, и об основателях обители, – как и кто положил ей начало. Я же, что помнил, обо всем подробно рассказал архиепископу. Он же сказал мне: «Напиши мне, брат, о житии и о чудесах основателей вашего монастыря все то, о чем сейчас мне рассказал». Я же ответил: «Господин архиепископ, я человек по природе грубый и непригодный для такого дела, чтобы хорошо изложить». Архиепископ же ответил: «Как Бог вразумит тебя, так и напиши. Ибо я очень почитаю основателей вашего монастыря, потому что Савватий, первоначальник ваш, был моим старцем, и пребывал я у него в послушании долгое время и знаю его как старца достойной жизни, великого и святого. Ныне же благословляю тебя: иди и напиши». И так, понуждаемый архиепископом, получил я у него благословение и испросил разрешение писать в монастыре, а потом к нему привезти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два пути Соловков Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, в день памяти прпп. Зосимы и Савватия Соловецких Иеромонах Никон (Париманчук) Соловецкий монастырь      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 15:34 мин. Размер 11.3 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня праздник памяти преподобных Зосимы и Савватия – основателей Соловецкого монастыря. В евангельском рассказе о буре, разразившейся на море во время путешествия по нему апостолов, водная стихия есть образ мира – того мира, о котором говорится: «Не любите ни мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2: 15). Это мирское море вздымается волнами страстей, захлестывает и губит тех, кто не имеет в этом плавании надежного Путеводителя – Христа. Но как сильно надо было стремиться к уединению, стремиться к жизни христианской, созерцательной, чтобы не убояться неверной и опасной стихии холодного моря и вдали от житейских берегов создать обитель иноческую! Большим трудом и подвижничеством под суровым небом создавался Соловецкий монастырь. Преподобный Савватий был выходцем Кирилло-Белозерского монастыря, известного своим строгим уставом. Но, прознав, что есть монастырь с еще более строгим порядком жизни – Валаамский, он перешел туда, однако и здесь, живя в уединении и безмолвии, желал большего. Узнав же, что есть еще далее – на Белом море, в 60 верстах от берега, большой и пустынный остров, он душой возжелал достичь его берегов. Уйдя из монастыря, он поселился на берегу холодного моря в ожидании, как Промысл Божий устроит его дело. Вскоре его здесь встретил Герман, уроженец этих мест, любитель иноческого жития, проводивший дни свои у часовни на этих суровых берегах, который впервые посетил заветный остров с рыбаками в 1428 году. Вместе они отважились преодолеть неверную стихию и достигли Соловецких берегов. Здесь они поставили крест и в келье, построенной своими руками, прожили шесть лет. Но надо было пополнить запас продуктов, и Герман отправился в Онегу за припасами. Долго длились тогда путешествия. Два года отсутствовал Герман, и Савватий, чувствуя болезненность, последовал за ним – возвратился на берег большой земли. Здесь он причастился Святых Христовых Таин и почил в мире в 1435 году.

http://pravoslavie.ru/96336.html

Каменные ограды Соборной горы с подпорными стенками возвели в 1761-1765 годах. В их комплекс входят ограда Соборного двора, бывшего архиерейского двора и две подпорные стенки. Они пришли на смену деревянным оградам, из которых до XVIII века состоял весь ансамбль. Ограды двух смежных дворов расположены на вершине горы и проходят по периметрам их территорий, подпорные стены опоясывают значительную часть подножия горы, повторяя ее профиль. Трехчастную церковь Благовещения возвели в 1773 году на месте деревянной церкви Михаила Архангела. Средства на новый храм в стиле барокко пожертвовали смоленские дворяне Лесли и купец Щедрин. Церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В 1952 году разобрали колокольню и трапезную. Первую реставрацию провели в 1980 году, восстановив апсиду. В рамках подготовки к празднованию 1150-летия Смоленска: Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь Архангельская область, поселок Соловецкий Соловецкая обитель с высоты птичьего полета Реставрация фасадов зданий Реставрация и укрепление кирпичной кладки Замена перекрытий и кровель Воссоздание медных куполов и звонниц Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь – особое место среди монашеских обителей. У истоков Соловецкого монастыря стоят подвижники Зосима, Савватий и Герман. В середине XV века иноки Савватий и Герман начали пустынное жительство на Соловках. После кончины Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на Большом Соловецком острове. В середине XVI века Соловецкий монастырь стал центром огромного Беломорского края. Возведены Успенская церковь с трапезной и Спасо-Преображенский собор. В 1854 году, в разгар Крымской войны, стены монастыря устояли против нападения с моря англо-французской эскадры. В начале XX века в монастыре было 6 скитов, 3 пустыни, 19 храмов и 30 часовен. На островах воздвигли больше трех тысяч поклонных и памятных крестов. Работали училище и ремесленные классы, типография и обширное хозяйство. В монастыре работала гидроэлектростанция, радиостанция, метеостанция. Был ботанический сад и ферма, флотилия пассажирских и грузовых морских судов.

http://pravmir.ru/creative/voskresshie-o...

Бл. Герман старался как можно более быть полезным для обители. И при жизни пр. Зосимы и после него не раз он путешествовал на твёрдую землю для выполнения нужд обители. Святая любовь его не взирала при том ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, не лёгкие особенно для дряхлой старости. Он и скончался на службе обители. При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители пр. Антония Римлянина почувствовал близость кончины своей, исповедовался, приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Богу. Ученики его везли тело его в Соловецкую обитель, но за распутицей принуждены были оставить его на берегу р. Свири у часовни деревни Хавроньиной. Спустя 5 лет (в 1484 г.) при игум. Исаии решились перенести гроб аввы в Соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы, то нашли мощи его нетленными; перевезённый гроб с честью был поставлен близ алтаря, по правую сторону церкви св. Николая, рядом с мощами пр. Савватия. Ныне мощи аввы Германа почивают в часовне его имени 415 . Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келье пр. Савватия и перед которым молился вместе с ним и авва Герман 416 . Вот древний тропарь авве Герману: «украсившись, премудре, постническим житием, спостник был еси и сожитель в морском отоце преподобным отцом Зосиме и Савватию, сподвизався в молитвех и трудех и в пощениих, преподобне отче Германе: но яко имея дерзновение к Богу, моли избавити нас от враг, и спасти души наши». Этот тропарь написан был в 1602 г. на старой Тотыме пресвитером Григорием, по приказанию явившегося ему Германа, и им же потом одобрен. По тому же видению написан был образ пр. Германа, вместе с Зосимой и Савватием, и от того образа истекло несколько исцелений больным 417 . 412 О житии пр. Германа говорит ученик его Досифей в житии Зосимы и Савватия. Особое житие написано в начале XVI века неизвестным, который дополнил сказания Досифея рассказом видевшего перенесение мощей аввы в 1484 году. 415 Ркп. житие Германа, написанное со слов видевшего переносе мощей его. Опис. Соловецкого монастыря, стр. 41–45. 62. 65. 66. 244. 3 . 416 Истина о св. Соловецкой обители, стр. 61. СПб. 1834. Опис. Соловецкой обители 292. Μ. 1836 года. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июль. – 332, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010