Пустынники в 1436 году прибыли на остров и поселились близ пресноводного озера. С этого времени преподобный Герман делается уже постоянным обитателем острова, участником молитвенных подвигов преподобного Зосимы и его ревностным помощником в основании монастыря. Более 50 лет святой Герман прожил на холодном острове, стараясь как можно более быть полезным для новой обители. И при жизни преподобного Зосимы, и по его преставлении, он не раз по нуждам монастыря путешествовал на большую землю. Святая любовь не взирала ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, нелегкие особенно для дряхлой старости. Сама кончина застигла его на службе обители. При игумене Арсении, преемнике святого Зосимы, преподобный Герман был послан в Новгород по делам монастыря. В обители святого Антония Римлянина он почувствовал близость разлучения своей блаженной души от бренного тела и после исповеди и причащения Святых Таин мирно предал свой дух Богу. Это произошло в 1479 году. Ученики повезли тело почившего старца в Соловецкий монастырь, но изза распутицы вынуждены были оставить его на берегу реки Свири, у часовни деревни Хавроньиной. Чрез пять лет, в 1484 году, при соловецком игумене Исаии, братия решились перевезти гроб преподобного в родную обитель. Посланные иноки, откопав из земли и открыв гроб, обрели честные мощи святого нетленными. Гроб, встреченный в монастыре с великой честью, сначала был установлен рядом с мощами преподобного Савватия. Потом над местом погребения преподобного старца Германа была устроена часовня, а в 1860 году каменная церковь в честь его имени. Земное служение Христу святого Германа настолько сокровенно, что жизнеописание его содержит в основном лишь сведения о его блаженном преставлении и о его явлении пресвитеру Григорию в родном селении святого – Тотьме – в 1602 году. Он явился пресвитеру и повелел написать свое иконописное изображение и составить тропарь. В том же году отец Григорий исполнил повеление святого: был написан образ, где преподобный Герман представлен вместе со святыми Савватием и Зосимой, а также был составлен текст первого древнего тропаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗОСИМА СОЛОВЕЦКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Зосима Соловецкий Зосима Соловецкий (+ 1478 ), игумен , преподобный . Основатель иноческого общежития на Соловецком острове. Память 17 апреля , 8 августа в день перенесения мощей, в Соборах Архангельских , Карельских , Новгородских и Соловецких святых Родился в Новгородской губернии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг . В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом , который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием прожил 6 лет. Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам . Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли. Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители . В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.

http://drevo-info.ru/articles/10254.html

Преподобные Константин и Косма Косинские, Старорусские, были основателями Косинского Николаевского монастыря, расположенного недалеко от города Старая Русса в Новгородской епархии. Они приняли монашеский постриг в Хутынской обители и первоначально совершали иноческие подвиги под духовным руководством преподобного Варлаама Хутынского († 1192; память 6/19 ноября) и его преемника преподобного Антония Дымского († 1224; память 17/30 января). По влечению к безмолвной жизни преподобные Константин и Косма около 1220 года ушли из Хутынского монастыря в пределы Старой Руссы и поселились в пустынном месте между реками Полистью и Снежною, образующими косу (отсюда название этого места — Косинское). Через некоторое время около подвижников стали поселяться другие иноки. Со временем возник монастырь, в котором был построен небольшой каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая. Преподобный Константин принял игуменство над собравшейся братией. Как достойные ученики великого наставника преподобного Варлаама Хутынского, преподобные Константин и Косма были примером инокам в исполнении монашеских обетов. После многолетних подвигов преподобный Константин мирно почил 29 июля 1240 года. В древних рукописных святцах он назван чудотворцем. Преподобный Косма продолжил делание своего сподвижника и после кончины преподобного Константина стал, очевидно, его преемником. Он погребен в одной гробнице с преподобным Константином. Позднее мощи святых основателей обители покоились под папертью нового Николаевского храма, построенного в 1820 году, возможно, на месте деревянного храма. Июль 30 Герман Соловецкий, преподобный Преподобный Герман был родом из города Тотьмы Пермской епархии. Благочестивые родители не могли научить его грамоте, но воспитали ум и сердце сына в строгих правилах христианского благочестия. С юных лет, стремясь к богоугождению и спасению, он по достижении зрелого возраста посвятил себя всецело на служение Богу в иноческой жизни. Молва о чрезвычайном удобстве Соловецкого острова для пустынного подвижничества привлекла его на Беломорский берег, и с рыболовами летом, вероятно, 1428 года он посетил место своих будущих подвигов. Хотя Соловецкий остров вполне соответствовал влечениям его души и представлялся ему совершенно удобным для глубокого безмолвия, однако же он не решился остаться там на жительство один. По окончании лета прп. Герман возвратился с рыболовами на Поморский берег и, поселившись на реке Выге при часовне, подвизался в молитве и посте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Соловецкие святые: удивительные истории подвижников с суровых островов В собор Соловецких святых за пять веков было включено 52 имени, а в собор новомучеников и исповедников Соловецких за двадцать лет вошло более шестидесяти имен. Вспомним некоторых из них. 1 Святые чудотворцы Савватий, Зосима и Герман Святые чудотворцы Савватий, Зосима и Герман —основоположники Соловецкой обители. Преподобный Савватий открыл суровые острова, как идеальное место для иноческих подвигов. Преподобный Зосима положил начало монашескому общежитию, а преподобный Герман сделался их верным спутником и помощником. Прибыв на Соловки в первой половине XV века и зажив на пустынных островах, отделенных от обитаемых мест на сорок верст волнами Белого моря и на восемь месяцев отрезанных от берега, они всецело подчинили себя Богу, поставив главной целью не борьбу с внешними врагами, не материальные успехи, не деятельность для мира, а спасение души. 2 Святитель Филипп Московский Святитель Филипп, происходивший из знатного боярского рода Колычевых, до избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря. В обители он проявил себя не только крепким хозяйственником и руководителем, но и образцом для всей братии в монашеском делании. Возглавив братию, Филипп привел хозяйство монастыря в идеальное состояние, устроил каменную пристань, был строгим, но справедливым пастырем. При нем на Соловках началось каменное строительство. В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея России. Во время этого служения он открыто выступил против опричнины царя Ивана Грозного. За это он попал в опалу, был лишен сана в 1568 году и отправлен в тверской Отроч Успенский монастырь. Там в конце декабря 1569 года святитель Филипп был убит приближенным царя Малютой Скуратовым. Тело святого сначала похоронили в Отроче монастыре. В 1591 году монахи Соловецкого монастыря получили разрешение на перенесение мощей святого митрополита в родную для него обитель. В 1652 году митрополит Никон (будущий Патриарх) по благословению Патриарха Иосифа торжественно доставил мощи в Москву. В руки святителя была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой тот молил о прощении грехов своего предшественника Ивана Грозного. Мощи святителя Филиппа были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.

http://sever.foma.ru/soloveckie-svjatye-...

Духовная крепость Начало монашеской жизни на Соловках положили в XV в. старец Савватий и молодой инок Герман, избравшие для служения Богу в безмолвии и уединении Соловецкие острова, расположенные на самом краю земли – в суровом Белом море, в 165 км от Северного полярного круга. В 1429 г. подвижники переправились на Большой Соловецкий остров и поселились возле горы, впоследствии получившей имя Секирной – в память происшествия, которым Бог явным образом указал на предназначение этих земель. Два Ангела высекли розгами жену рыбака, который со своим семейством осмелился обжиться на острове по примеру монахов, и повелели им немедленно удалиться отсюда, ибо «благоволи Бог на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему». Преподобные Савватий и Герман прожили в северной пустыни шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему», затем остров ненадолго опустел: во время отъезда собрата, отплывшего на материк, преподобный Савватий почувствовал приближение смерти и, желая причаститься Святых Христовых Таин, в одиночку переправился в селение Сорока на реке Выг. Здесь, приобщившись у игумена Нафанаила, 27 сентября/10 октября 1435 г. отошел ко Господу. Но уже в следующем году на Соловках вновь появились монахи – преподобный Герман вернулся с новым собратом – молодым иноком Зосимой. В 1436 г. они прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились в двух верстах от места, где теперь стоит монастырь. Господь показал преподобному Зосиме будущую обитель – ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии. На этом месте иноки построили первый на острове деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезной. Так было положено основание монастырю, игуменом которого в 1452 г. братией избирается преподобный Зосима. По мере умножения братии неподалеку возводится церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда в 1465 г. были перенесены святые мощи начальника монашеского жития на Соловках преподобного Савватия. 17/30 апреля 1478 г. отошел ко Господу преподобный Зосима, а в следующем году – преподобный Герман.

http://pravoslavie.ru/94215.html

Декий, узнав о том, что Полихроний и его товарищи веруют во Христа, приказал привести всех их к себе и требовал, чтобы они принесли жертву идолам. Они отказались, и тогда Декий приказал мучить их. Полихроний скончался во время истязаний, а прочие мученики были усечены мечом. Это было в персидском городе Кордуле. Князья персидские Авдон и Сеннис похоронили святых мучеников. Когда узнал об этом Декий, то потребовал князей в Рим, мучил и умертвил и их. Мощи этих святых князей находятся в Риме, в церкви св. Марка. Преподобный Герман был первым подвижником на Соловецком острове. Первоначально он жил в уединении на берегу реки Выги. Ища уединения, пришел к нему из Кирилло-Белозерского монастыря инок Савватий. Герман указал Савватию на Соловецкий остров, и сам отправился туда с ним. При помощи Божией переплыв на ладье Белое море, святые подвижники вышли на остров, построили кельи и подвизались шесть лет. Св. Савватий умер, и тогда Герман нашел себе другого сподвижника, Зосиму. Св. Зосима начал созидать на острове обитель. Герман весьма много помогал ему в этом деле. Он не раз отправлялся в Новгород по нуждам новосозидаемой обители, несмотря на опасности плавания по бурному морю и на свои преклонные лета. В Новгороде принимал приношения для обители и собирал книги для ее библиотеки. Прожив 50 лет на суровом острове, преподобный скончался в 1479 г. Он скончался в Новгороде, в обители св. Антония, куда прибыл по делам Соловецкого монастыря. Через пять лет, когда стали переносить гроб св. Германа в Соловецкую обитель, мощи его оказались нетленными. Это было 30 июля. Мощи св. Германа почивают в особой часовне во имя его. 31-е число Св. Праведный Евдоким жил в IX веке. Родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Поступив в военную службу, он вел жизнь благочестивую: постился, молился, читал священные книги и благотворил бедным. Дав обед безбрачия и целомудрия, он избегал разговоров с женщинами. 33-х лет от роду мирно окончил жизнь свою. Мощи его были перенесены в Византию, и родители его еще были живы в это время. Мученица Иулитта жила в Кессарии каппадокийской в конце III века, при гонителе Диоклетиане. Один язычник отнял у нее все имение. Она подала жалобу в суд, но язычник донес на нее, что она верует во Христа. Тогда судья сказал Иулитте, что он возвратит ей имение, если она отречется от Христа. Святая отказалась, и была сожжена на огне. Читать далее Источник: Москва. Типография Высочайше утвержденного товащиства И.Д.Сытина, 1896. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Ревность к высоким подвигам, возбужденная преподобным Сергием и его учениками, продолжала жить в русском народе и в XV и веках. В это время в нашем отечестве явилось не мало высоких подвижников, основателей знаменитых в истории русской Церкви монастырей. В половине XV века преподобные Савватий, Герман и Зосима положили основание знаменитой Соловецкой обители, имевшей огромное влияние на христианское просвещение и гражданственность всего северного края. Постриженик Кирилло-Белозерского монастыря, подвизавшийся в Валаамском монастыре, Савватий, вместе с отшельником Германом, жившим на реке Выге, решились избрать пустынный и суровый Соловецкий остров местом для своих подвигов. В 1429 году они прибыли на остров и начали вести здесь многотрудную подвижническую жизнь, мужественно вынося все невзгоды сурового климата. Через шесть лет Герман для нужд келейных отправился на берег, а за ним и Савватий ушёл на Выгу, где и скончался. По кончине Савватия остров ненадолго оставался необитаемым. В Поморский край пришёл инок Зосима и, встретившись здесь с Германом и узнав о подвигах Савватия на Соловецком острове, возжелал отправиться туда. Прибыв вместе с Германом на желаемое место, Зосима решился остаться здесь и основать монастырь, когда чудесное видение церкви на воздухе и необыкновенного света открыло ему, что пустынный остров свыше назначен для пребывания иноков. В исходе лета Герман отправился на сумский берег, чтобы запастись хлебом, но, задержанный ветрами, должен был провести на берегу всю зиму. Зосима оставался на острове один, мужественно перенося все лишения и нападения духов злобы. Весной воротился Герман, привезя с собой хлеб и рыболова Марка со снастью для рыбной ловли. Вслед затем стали стекаться на остров любители пустынножития. Собравшиеся иноки срубили храм Преображения Господня и при нём трапезу. Новгородский владыка благословил основание обители и прислал игумена Павла. Но Павел и его преемники не могли вытерпеть трудностей жизни на суровом острове. Тогда братия избрала в игумены преп. Зосиму, и первоначальник Соловецкой обители, несмотря на своё нежелание, должен, был принять сан священника и игумена. Преп. Зосима во время своего игуменства умножил в обители число братства, учредил строгое общежитие в ней и обеспечил средства для её содержания. Преп. Зосима скончался 17 апреля 1478 года, прожив на острове 42 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Между тем люди бояр, владевших участками земли на Соловецком острове, являлись туда, оскорбляли иноков и отнимали у них рыбную ловлю. Это принудило преп. Зосиму в 1470 году отправиться в Новгород. Там получил он от Марфы, вдовы посадника Борецкого, грамоту на владение принадлежавшими ей землями, а в последствии (уже при игумене Ионе) «Государь господин Великий Новгород, все пять концев на веце (вече) Ярославове дворе, пожаловаша теми островы Соловки и Анзеры и малыми островки». Великий светильник глубокого севера Русской земли, начальник общежития в стране нестерпимых морозов, богоносный Зосима прожил 42 года на Соловецком острове и 26 лет настоятельствовал в созданной им обители. Преставился 17 апреля 1478 года. Преп. Герман пережил преп. Зосиму. И при жизни его и после него, блаж. Герман не раз путешествовал па твердую землю для нужд обители. Святая любовь его не взирала при том ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, не легкие особенно для дряхлой старости. Он и скончался на службе обители. При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители преп. Антония Римлянина почувствовал близость кончины своей, приобщился св. Тайн и мирно предал дух свой Богу в 1479 году. Спустя 5 лет (в 1484 г.), гроб его перенесен в Соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы, то нашли мощи его нетленными. Ныне мощи аввы Германа почивают в часовне его имени. Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келье преп. Савватия и пред которым молился вместе с ним и авва Герман. Мощи преп. Зосимы и Савватия, по освящении каменного Спасского собора, перенесены в придел его, посвященный их памяти, и там почивают в великолепной серебряной раке. Соловецкий Зосимо-Савватиевский ставропигиальный 1-го класса (с 1764 г.) монастырь находится в 250 вер. к сев.-западу от Архангельска, в 60 вер. к востоку от Кеми и в 40 вер. к сев.-западу от Онеги, на западной оконечности острова Соловецкого. Он имел высокое политически-религиозное значение; как крепость неоднократно подвергался осадам, служил местом заточения для государственных людей и давал из себя высоких святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Снарядив лодку, они благополучно достигли острова и, выйдя на берег на расстоянии полета стрелы от моря, раскинули подле большого озера шатер. Всю ночь отшельники провели в пении божественных псалмов и священных песней; когда же на другой день, рано утром, Зосима вышел из шатра, то увидел чудное явление: светлый небесный луч озарил впереди лежащий перед ним луг, и от востока поднялась в воздух обширная, прекрасная церковь . Устрашенный виденным, он возвратился в шатер и рассказал о виденном Герману. Тогда старец в свою очередь подробно передал ему, как на этом самом месте, много лет тому назад, во время пустынножительства с преподобным Савватием, он был свидетелем другого чудесного явления, как ангелы изгнали поселившуюся на острове семью рыбаков. Зосима, обрадованный надеждою на будущую духовную славу места, возблагодарив Господа Бога за содеянное чудо, начал вместе с преподобным Германом рубить деревья для постановки кельи, так как они решили место это избрать для постоянного жительства. Благочестивые пустынножители день трудились, а ночь славословили Бога. Место, ими выбранное, отстояло от настоящего места расположения монастыря в двух верстах, но затем, по откровению Божию, они перешли на то место, где ныне расположен монастырь. В конце лета преподобный Герман отправился за приобретением некоторых предметов снова на материк, оставив своего сотрудника одного. Хотя и было предположено, что он к осени возвратится обратно на остров, но непогода, ранние зимние бури и плавучие льды воспрепятствовали преподобному Герману исполнить свое обещание; напротив, он был принужден остаться на всю зиму на материке. Видя, что Герман не возвращается, преподобный Зосима сначала опечалился, но затем, призвав Господа, Покровителя и Помощника, спокойно продолжал свои труды. В то время, когда Зосима остался один на острове, враг рода человеческого, пользуясь этим, начал его смущать, стараясь удалить его от избранного им места, предвидя, что там воссияет столп истинной, непоколебимой православной веры. Мужественно вооружился преподобный Зосима против дьявола, и, вознося горячую молитву к защитнику верных, произнес: «Если имеете надо мною какую-нибудь власть, то делайте, что хотите, если нет, то трудитесь напрасно, отлучить меня от Христа не сможете». Исчезли призраки, и с тех пор пустынник пребывал безмятежно, благодаря и, восхваляя Творца всего сущего за дарованную ему победу над врагами; между тем у него вышли все запасы и угрожала голодная смерть. Однажды приходят к нему два мужа с хлебом, маслом и мукою: «возьми и положи у себя, сказали они ему, если будешь иметь нужду, можешь все это употреблять». Долго ждал возвращения их преподобный, но, видя, что они не приходят, понял милость Божию и пламенною молитвою возблагодарил Господа за Его к нему милости. Весною прибыл старец Герман и с ним еще один человек, по имени Марк, искусный в рыбной ловле, причем Герман привез с собою много разных запасов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (+ 1478) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 стр. в день преставления, 8 авг. в день первого и второго перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Родители прп. Зосимы были крестьянами села Толвуй на Онежском озере. Звали их Гавриил и Варвара. Грамоте он научился дома и очень любил читать духовные книги. Когда же родители захотели его женить, он скрылся от них, принял постриг, но в монастырь не пошел и стал проводить отшельническую жизнь, моля Бога, чтобы Он послал ему наставника, который научил бы его правильной иноческой жизни. Такого наставника он обрел в лице прп. Германа (память его 30 июля), сподвижника прп. Савватия Соловецкого (память его 27 сент.). Они положили вместе удалиться на этот остров, но перед отъездом прп. Зосима успел похоронить родителей и раздать их имущество бедным. Высадившись на острове, они совершили всенощное бдение и переночевали в палатке. Но утром прп. Зосима был испуган видением дивной церкви на воздухе, причем яркий свет осиял всю местность; после прп. Герман рассказал ему, что ангелы прогнали с острова мирян, и повторил ему пророчество прп. Савватия, что тут будет обитель. Сподвижники начали строить кельи и обрабатывать землю. Но когда прп. Герман поехал на берег за покупками, то настала зима и разлучила их. В полном одиночестве пришлось прп. Зосиме бороться с бесовскими страхованиями, ободряя себя словами Псалмопевца: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23). Припасы его кончились. Однажды неведомые люди принесли ему корзину с едой, обещали прийти еще и исчезли. Весной вернулся прп. Герман с рыболовом Марком, который после стал монахом. Они привезли припасы и рыболовные сети.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010