«От уныния врачует постоянство, делание всякого дела с великою внимательностью и со страхом Божиим. Во всяком деле определи себе меру и не оставляй прежде, нежели кончишь, что назначено, также молись разумно и усильно, и дух уныния бежит от тебя». 279 «Положи меру всякому труду» – вот основное правило, которое Ангел заповедал отцу монахов Антонию Великому . 280 Уныние проявляет себя и как искушение не соблюдать меру, будь то по небрежению, будь то – и это наименее заметно – по склонности ко всякого рода неумеренности. Заметим, что сам Евагрий не был фанатически привержен этому правилу: «Не во всякое время можно исполнять обычное правило, но надлежит принимать во внимание обстоятельства и стараться наилучшим образом исполнять посильные заповеди». 281 Это обычное правило не было писанным монашеским уставом, в Скиту его вообще тогда не существовало. Скорее речь идёт о «мере», которую каждый устанавливает себе по силам и по совету старцев. В обычное время следует безоговорочно придерживаться этого келейного правила, но в исключительных случаях следует поступать, помня о христианской свободе. Умелое балансирование на грани послушания и свободы составляет самую суть духовного учения древних отцов. Испытанное средство предотвратить связанное с тоской душевное смятение или победить его, если оно уже проникло в душу, – это тяжёлый, но исполненный со тщанием труд, который не является ни самоцелью, ни поводом к корыстолюбию, – монахи всегда его почитали своим долгом. Евагрий даёт этому следующее объяснение: «Будь внимателен к труду своему, по возможности ежедневно и еженощно, дабы не оказаться ни на чьём попечении, но прежде всего дабы делиться с другими, как к этому призывает апостол Павел 282 , в твёрдой решимости победить беса уныния и отразить все прочие вражьи козни. На самом деле следом за ленью приходит бес уныния, и человек «праздный погрязает в похотях», как сказано в Писаниях». 283 Так, в нескольких строках, Евагрий кратко изложил весь духовный опыт отцов-пустынников, своих учителей, и каждое из этих положений можно подтвердить изречениями и других монахов. 284 В эпоху, когда ручной труд считался презренным занятием рабов, отцы его высоко ценили, прекрасно сознавая при этом, что работающий монах всё же рискует оказаться в сетях у страсти наживы и нездоровой активности. 285 Едва ли не большая внутренняя дисциплина требуется для того, чтобы завершить начатый труд или чтобы прервать его, когда тебя ждут более важные дела. Совершенно справедливо преподобный Венедикт Нурсийский просит своих братьев ничего не предпочитать богослужениям. 286 Во все времена это единственное, что ставило преграду лени и неумеренности в труде. В обеих этих крайностях Евагрий проницательно усматривает формы того же уныния.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Все » Документы Послание Патриарха Кирилла Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России 06.04.2020 13:22 Версия для печати Фото: Дарья Антонова/ИА REGNUM Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации. В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43). Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Надобно поступать так, как написано: «даяшеся коемуждо, егоже аще требоваше; не по лицеприятию» (да не будет), но по вниманию к немощам немощных. Кто меньше имеет нужды, пусть Бога благодарит, и не скорбит (что не дают); а кто больше имеет нужды, пусть смиряется по своей немощности и не превозносится по причине милости к нему (что дают). Так все члены будут в мире, Особенно ропота никто да не обнаруживает по какому бы то ни было случаю ни словом, ни знаком. Кто замечен будет в этом, подвергать его мерам исправления. Глава 35. Все ли равно должны получать на поварне Братия должны служить себе взаимно; и никто не должен отказываться от послушания в поварне, разве болен кто, или занят многополезным делом. Да ведает, что этим послушанием любовь братская свидетельствуется и великая награда стяжевается. Которые немощны, для тех назначить помощников, чтобы без скорби совершали свою череду: и всем надо давать утешение и отраду, судя по величине братства и положению места. Если братство велико – келаря освобождать от послушания на поварне, равно и того, кто занят многополезным делом. Прочие же пусть с любовью взаимно себе прислуживают. Кончивший свою неделю, в субботу должен сдать вещи и дать во всем отчет. Полотенца, которыми братия вытирают себе руки и ноги, пусть вымоет. Ноги тоже, как кончивший неделю, так и вступающий в нее должны вымыть всем. Кончающий неделю дает келарю сосуды чистыми и целыми; а келарь вручает их вступающему в неделю, чтобы ведомо было, что один дает, и в чем другой должен давать отчет. Недельные за час до общего стола пусть принимают положенную часть вина и хлеба, чтобы во время стола служили братиям без особенного труда и без роптания. Во дни же праздничные пусть воздерживаются до конца обеда. Кончающие и начинающие неделю, по окончании утренних молитв в воскресенье в церкви, делают всем коленопреклонение, просят молитв. Кончающий неделю говорит при сем такой стих: «Благословен Бог, помогший мне и утешивший меня». Сказав это трижды, получает благословение: этим оканчивается его послушание. Начинающий же неделю говорит: «Боже в помощь мою вонми, Господи, помощи мне потщися»; это и все произносят трижды; затем он получает благословение, и тем вступает в недельное свое послушание. Глава 36. О больных братьях

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Близким к Роману Сладкопевцу деятелем на гимнографическом поприще, и по времени и по значению, был св. Авксентий 291 . Он принадлежал к кружку первых царьградских песнописцев и находился в близких сношениях с пресвитером и экономом Великой церкви, Маркианом. Другим его товарищем житие называет Анфима, быть может, того самого, о котором говорит Феодор чтец , как об одном из первых составителей тропарей. Вместе с Авксентием они ходили в мирские церкви и там заправляли пением во время праздничных бдений. Потом, когда в монастырёк св. Авксентия стало собираться много народа на ночные вигилии, Анфим ввёл между ними общее хоровое пение, разделив богомольцев на две стороны, из которых на одной пели мужчины, а на другой – женщины. Сам же Авксентий приобрёл известность и на поприще гимнографическом, составляя тропари, которые биограф его называет весьма приятными и полезными (τροπρια λαν τερπνα κα πωφελ). По его словам, это были коротенькие строфы, состоявшие из двух или трёх стихов, что как нельзя лучше соответствует песнопениям, которые приводятся под именем тропарей св. Авксентия в его жизнеописании. Каждую из таких строф пели по нескольку раз, сначала на одной стороне, потом на другой; затем переходили к следующей и так продолжали до конца 292 . Каждый тропарь оканчивался коротеньким стишком или припевом, подобно кондакарям Романа Сладкопевца и согласно структуре гимнов ипофонических. Последовательный порядок их пения обозначается в греческом тексте жития словами: μετ τοτο (латинский переводчик передал их неправильно, «cut eo autem»), ετα, καθεξς κα πλιν. В пении участвовали все, приходившие в преподобному, проводя за службой одни до трёх, другие до шести часов: сам же он, говоря словами жизнеописания, произносил (’πεφωνησε) по стихам песнь трёх отроков, на которые народ отвечал припевом: «хвалите и превозносите его во веки». Отпуская своих духовных детей, он напутствовал их поучением. В заключение отметим тот замечательный факт, что в монастыре Авксентия вилигии справлялись под субботу и воскресенья: вот почему, может быть, пятница считалась здесь праздничным днём, в который наёмники освобождались от работ. Составитель жизнеописания, ученик преподобного, работал резные деревянные крестики и раздавал их на благословение приходящим. II. Литургическая часть в уставе Венедикта Нурсийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Сластолюбцу не довольно будет одной жены. И монаху в унынии недостаточно будет одной кельи. 191 Против помысла, который настойчиво внушает поискать другую келью и переселиться куда-нибудь, поскольку прежнее жилище становиться ненавистным из-за сырости, от которой приключаются всевозможные болезни. 192 Неоднократно Евагрий говорит об этом искушении «изменить» 193 хоть что-нибудь, и можно легко понять, почему оно столь хорошо было знакомо анахоретам. Живя из года в год в четырёх стенах своей кельи, пустынник начинает страдать просто от того, что лишён множества мелких развлечений, которые наполняют собой жизнь человека «в миру» 194 , не позволяя ему тем самым увидеть, насколько он тоже бывает подвержен этому непостоянству. «Сидеть» (в своей келье) – было настолько типичным для монаха, что на Западе в средние века это выражение означало просто «быть монахом». Физические скитания – зримое выражение блуждания помыслов – главное зло, которое наносит страшный вред духовной жизни. Именно поэтому анахорету надлежит «закрепить» своё тело в келье, а помыслы – в памятовании о Боге. В этом и состоит stabilitas loci, которая занимает столь важное место в духовном учении преподобного Венедикта Нурсийского. В зависимости от обстоятельств унывающий каждый раз находит новые предлоги покинуть своё жилище, и, конечно, доводы пустынника будут существенно отличаться от доводов того, кто живёт в миру. Все они действительно выглядят убедительными и совершенно оправданными, но кажутся таковыми только тому, кто в данный момент сам одержим унынием. Желая оправдать эту потребность в перемене мест, можно найти достаточно веские основания: сырость кельи или рассуждение о том, что угождение Господу не зависит от места и что поклоняться Ему можно везде. 195 Ну кто поспорит? Однако разве не в поиске нерассеянного служения Богу вдали от мирской суеты наш отшельник однажды бежал в пустыню? Впрочем, Евагрий и не возражает, в этом отношении он гораздо снисходительнее, чем многие другие отцы. Мимоходом он указывает и на более серьёзные причины: например, когда келья кажется слишком легко доступной и уже не обеспечивает надлежащего уединения. В этом случае, действительно, не следует быть излишне привязанным к этому месту 196 , решение и дальше оставаться в ней может оказаться проявлением тщеславия. 197

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Каждый пусть спит на особой кровати. Постель они получают по распоряжению Аввы, сообразно с родом занятий. Если можно, пусть все спят в одном месте; если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампады пусть горят до самого утра. Спать должны в своих одеждах, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при своих боках, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи должны всегда быть наготове, и как только дан знак, без промедления вставши, спешить на дело Божие, опережая один другого, однако же чинно и скромно. Юнейшие братия не должны иметь кроватей друг подле друга, но пусть будут перемешаны они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, развевая извинения, придумываемые сонливыми. Глава 23. Об епитимиях за провинности Если какой брат упорен или непослушлив, или горд, или ропотлив, или в чем-нибудь погрешает против святого Устава, или презирает повеления своих старцев, то такового, по заповеди Господа нашего, старцы пусть усовещивают, однажды и дважды, наедине. Если не исправится, – обличить его публично перед всеми. Если и после этого не исправится, удалить его от общения с братиями, чтобы понял как велика его вина. Если же он невежда, – подвергнуть его телесному наказанию. Глава 24. Какого рода должны быть епитимии? Эпитимия должна быть соразмеряема с виной, и определение это зависит от суда аввы. Кто в легком чем провинится, тогда лишать участия с братиями в столе, и в церкви не должен он петь псалма или антифона, или совершать чтения, пока исполнит эпитимию. Пищу принимать ему одному, после стола братий. Если, например, братия принимают пищу в шестом часу, этот примет в девятом; если братия в девятом, он по вечеру: так пока получит разрешение. Глава 25. О важных погрешностях Провинившийся в важном каком деле брат, вместе с отлучением от стола, отлучается и от молитвы вместе с братиями. Никто из братий не должен входить с ним в какое-либо общение, даже ни в разговор. Пусть он будет один за делом на него возложенным, в покаянном сокрушении и сетовании, поминая о том страшном приговоре Апостола, по коему «согрешивший предан был сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господень». Пищу принимать ему одному в такой мере и в такое время, какие найдет для него пригожими авва. И приветствовать никто не должен его, проходя, ни давать ему что съестное. Глава 26. О тех, которые без повеления аввы вступают в общение с подъепитимийными

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Возвещать о часе молитвы днем и ночью есть дело аввы, – и он или сам делает это, или поручает какому старательному брату, чтобы всякая служба была совершаема в свое время. Псалмы или антифоны после аввы своим порядком будут исполнять те, кому велено; и надобно для пения и чтения определять таких, которые могут совершить это служение в назидание слышащим. Кому велит авва, должен исполнять это со смирением и трепетом. Глава 48. О каждодневном рукоделии Праздность – враг души. Потому в известное время братия должны заниматься рукоделием, в известные же опять часы – божественным чтением. Оба эти занятия полагаем распределить так: от Пасхи до Октябрьских календ (13–16 сентября,) братия, выходя рано утром, работают что нужно от первого часа до четвертого; от четвертого же до шестого занимаются чтением. После шестого часа, встав из-за трапезы, пусть отдохнут на своих постелях, храня молчание, или если кто хочет читать, – пусть читает себе так, чтобы никого не беспокоить. Девятый час отпевать пораньше – в половину восьмого, и опять за работу, и работать до вечера. Пусть не скорбят, если по местным обстоятельствам, или по бедности, нужно бывает усилить работу: ибо то и монахи, когда живут трудами своих рук, как постановили отцы наши и Апостолы. Все однако же да будет в меру, по причине малодушных. От Октябрьских календ до начала Четыредесятницы, до второго часа пусть занимаются чтением; во втором часу отпевать третий час, – и потом до часа девятого все занимаются работами какие на кого возложены. Как только будет дан первый знак к девятому часу, все пусть оставляют (и прибирают) свои работы, чтобы быть наготове ко второму знаку, по которому идут в трапезу. После трапезы пусть занимаются своими чтениями или псалмами. Во дни Четыредесятницы, с утра до третьего часа пусть занимаются чтением, а отсюда до часа девятого работают каждый свои работы. В эти дни Четыредесятницы всякий пусть возьмет себе из библиотеки особую книгу, которую должен прочитать всю подряд: выдавать их в начале Четыредесятницы. На это время назначаются один или два старца для обхождения келий в часы, когда братия должны заниматься чтением, и наблюдения, чтобы никто не потратил этих часов попусту в праздности, в дремании или празднословии, а не в чтении, – себе не на пользу, а другим на соблазн. Если кто окажется таковым, выговорить ему однажды и дважды; если не исправится, подвергнуть его положенным мерам исправления, чтобы и другие страх имели: чтобы брат с братом не сходились не в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Las mayores abadías en Inglaterra fueron representadas a través de sus superiores en el Parlamento, en Convocatorias, y en Sínodo. Incluyeron a sus superiores regularmente en las Comisiones de Paz, y en todo actuaban como, y eran considerados los iguales de, sus grandes vecinos feudales. Los donativos dados a los pobres por los monasterios, junto con algunos gestionados por derecho, por los sacerdotes de la parroquia, servían de ayuda a los pobres más recientes que carecían de suficientes recursos para hacer reclamar lo que les correspondía. Los pobres fueron iluminados, pues ellos sabían que podían volver a las casas religiosas en busca de ayuda y compasión. La pobreza según se atestiguaba en esa época era imposible en toda la Edad Media, porque los monjes, extendidos por todo el país, actuaban como meros administradores de la propiedad de Divina, y la dispensaban, si bien pródigamente, además con toda discreción. Las relaciones entre los monjes y sus arrendatarios estaban amablemente acordadas; los terratenientes más pequeños fueron tratados con mucha consideración, y si se llegaba a la necesidad de tener que infringir multas, la justicia fue tomada con misericordia. Los señoríos monásticos fueron trabajados al principio un poco como en una granja cooperativa. Podemos formarnos un juicio en el conjunto de Inglaterra a partir del «Durham Halmote Rolls,» las condiciones de la vida aldeana dejaron al poco de ser deseadas. Las medidas para cuidar de la salud pública fueron hechas cumplir, se protegieron los abastecimientos de agua excesivos, fueron tomadas medidas rigurosas en vista de los manantiales y pozos, y la limpieza de charcas y de los embalses de los molinos. Un molino de campo común molía el maíz de los arrendatarios, y su pan era cocido en un horno común. La relación de los monjes con los campesinos era más de arrendatarios que de dueños absolutos. Henry Norbert Birt Transcrito por Rev. Louis Hacker, O.S.B. Traducido por Luis Javier Moxó Soto CE, 2005. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Benedikt_Nursi...

преподобный Венедикт Нурсийский Литургика Труды на иностранных языках преподобный Венедикт Нурсийский Основатель первого в Европе монастырского ордена, законодатель и реформатор западноевропейского монашества. Венедикт был сыном знатного римлянина из Нурсии. Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но не закончив обучение, покинул город вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и поселился в Аффиде (совр. Аффиле), местечке в горах, расположенном неподалеку от Субиако. Известно, что в это время ему было около 20 лет, и что его сестра-близнец Схоластика к тому времени уже посвятила себя Богу. По прошествии некоторого времени Венедикт понял, что хочет стать отшельником. Случайная встреча с монахом Романом из монастыря, расположенного рядом с Субиако, помогла ему. Монах показал Венедикту пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые Венедикт прожил в пещере, он закалился и физически, и духовно. Слава его росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро, одного из окрестных монастырей, после смерти настоятеля уговорили Венедикта возглавить их общину. Ничего хорошего из этого не вышло, у Венедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть монастырь и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили. Постепенно в голове у Венедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Венедиктом оставалось право общего надзора. Около 530 г. зависть и интриги местных монахов и клира вынудили Венедикта переселиться на юг, на гору Кассино, где им был основан знаменитый монастырь Монте-Кассино. Существовавшее на горе языческое святилище Венедикт превратил в христианский храм, местных жителей обратил в христианство . Скоро слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло. По преданию, Венедикт молитвой воскресил сына крестьянина из соседней деревни, который принёс умершего мальчика к монастырю. Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орден бенедиктинцев, Венедикт ок. 540 г. составил свой знаменитый устав, который стал фундаментом всего западного монашества. Преподобный Венедикт Нурсийский призывал монахов: «Ora et labora». To есть: " Молитесь и трудитесь " . Вот два занятия, которые создают ритм жизни для христиан. Умер св. Венедикт в 547 г. в Монте-Кассино. В 1964 папа Павел VI провозгласил св. Венедикта покровителем Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Benedikt_Nursi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Венедикт Нурсийский Венедикт Нурсийский ( 480 - 543 ), игумен , преподобный , один из основоположников монашества в Западной Европе Память 14 марта В 480 году близнецы – мальчик и девочка – родились в одной знатной римской семье в городе Нурсия в южной Италии . После совместного пребывания в утробе матери, им суждено было вести одну и ту же борьбу за добродетель, а, по кончине, их тела были похоронены в одной могиле, в то время как души их пребывали вместе в раю. Об их детских годах известно мало, но уже в юности святой Венедикт и святая Схоластика стали отвращаться от мирских утех. В 14 лет Венедикт был послан родителями в Рим для изучения изящных искусств. В столице мальчик обнаружил, что большинство его сверстников проводили жизнь в глупых развлечениях, предаваясь тщеславию и пороку. Пустота их существования испугала его, и потому он оставил Рим, дав обет искать спасения в уединении. Вначале Венедикт поселился при церкви святого апостола Петра в селении Еффеди , но молва о его подвижнической жизни заставила его уйти дальше в горы. Там он повстречал отшельника, св. Романа, который постриг его в монашество и указал ему для жительства отдаленную пещеру в Субиако - глухом, пустынном месте в сорока милях от Рима. Он побудил мальчика обосноваться в ближней пещере, где три года тот прожил в полной безвестности, одиночестве и молчании. В определенные дни монахи спускали ему на веревке буханку хлеба, но никаких других контактов с внешним миром у св. Венедикта не было. В конце концов, однако, он был обнаружен пастухами. Видя в нем служителя истинного Бога, многие из них обратились в христианство. В житии святого сообщается, что " его образ жизни стал известен в сельской местности, куда многие приходили к нему, принося с собой потребное для его тела, тогда как они получали из его уст пищу духовную " .

http://drevo-info.ru/articles/1766.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010