Вечная память верному служителю Христову! СПРАВКА: Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года. Окончил Московскую духовную семинарию, а в 1973-м году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1970-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры. В 1990-м году пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Венедикт в честь преподобного Венедикта Нурсийского. В 1990-м году назначен наместником Оптиной пустыни с возведением в сан архимандрита. Отец Венедикт руководил жизнью обители на протяжении 27 лет, начиная с 1990 года. 9 января 2018 года перенес тяжелую операцию. Спустя неделю после операции отец Венедикт все еще находился в реанимации – начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и 22 января он оставил этот мир... Рейтинг: 9.9 Голосов: 1975 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вячеслав 27 марта 2019, 16:38 Мы, православные, не должны огорчаться когда уходят наши братия и сестры. Но нам всё равно плохо. Что то внутри сжимается , когда от нас уходят любимые и дорогие, и особенно такие пастыри. Мы знали какие они были при жизни. Мы обожали их, обожали их слушать. Чувствовали их святость. И когда они уходят от нас в Лучший Мир, мы ещё раз убеждаемся в их искренности и чистоте. Нам очень не хватает тебя, отче. Да упокоит, Господь, душу твою в Своих Святых Обителях. А мы, чада твои,испрашиваем твоих святых молитв. Анатолий 17 января 2019, 14:45 Помяни, Господи, раба Твоего архимандрита Венедикта! Даруй ему Царствие Твое! Андрей 17 января 2019, 11:40 Царство небесное Вечный покой и Вечная память Батюшке Венедикту.Слава Богу за все. Юрий Сергеев писатель 29 января 2018, 02:38 Вечная память и Царствие Небесное любимому нашему архимандриту Венидикту... Дмитрий 28 января 2018, 20:46 Царствие Небесное и светлая память нашему отцу! р.Б.Алевтина 27 января 2018, 16:24 Слава Богу за все..вчера плакала, плакала,а сегодня послушала батюшкины беседы...И ВОВСЕ ОН НЕ УМЕР!!!

http://pravoslavie.ru/110135.html

Уклад монашеской жизни в Монте-Кассино получил отражение в написанном святым Венедиктом уставе («Regula Benedikti»), в котором святой собрал и осмыслил аскетический опыт западного и восточного монашества. Святой Венедикт хотел, как он сам о том говорит, создать «школу служения Господу». При составлении своего устава он опирался также на монашеский устав «Правила учителя» («Regula magistri») неизвестного автора. Примеры практического устроения монашеской жизни святой Венедикт находил и в Священном Писании, и в земной жизни Иисуса Христа. Главный акцент в уставе сделан на принципах монашеского общежития как основного средства достижения святости жизни и на добродетелях смирения и послушания. Св. Бенедикт Нурсийский поучает монахов. Средневековый манускрипт Широко известны 72 правила устава святого Венедикта. 1. Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами. 2. Любить ближнего, как самого себя. 3. Не убивать. 4. Не предаваться блуду. 5. Не красть. 6. Не завидовать. 7. Не лжесвидетельствовать. 8. Уважать всех людей. 9. Не делать другим того, чего бы не желал себе. 10. Отвергаться самого себя. 11. Умерщвлять свою плоть. 12. Не привязываться к тому, что приятно чувствам. 13. Любить пост. 14. Облегчать участь бедных. 15. Одевать нагих. 16. Посещать больных. 17. Хоронить мертвых. 18. Поддерживать находящихся в испытании. 19. Утешать печальных. 20. Чуждаться мирских нравов. 21. Не предпочитать ничего, кроме любви Христовой. 22. Не предаваться гневу. 23. Не помышлять о мщении. 24. Не хранить в сердце лукавства. 25. Не давать ложного мира. 26. Не оставлять милосердия. 27. Не клясться, чтобы не оказаться клятвопреступником. 28. Быть правдивым как сердцем, так и устами. 29. Не воздавать злом за зло. 30. Не терпеть неправды, но с терпением переносить ту, которая будет совершена против тебя. 31. Любить своих врагов. 32. Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением. 33. Терпеть гонение за правду. 34. Не быть надменным. 35. Не быть пристрастным к вину. 36. Не быть жадным к еде.

http://pravoslavie.ru/4109.html

«В последовательном своем развитии монашеские ордена, от бенедиктинцев до францисканцев и доминиканцев, представляют ряд, начинающийся с умеренной воздержности до аскетизма, доведенного до границ самоуничижения. Основанное в 910 году Клюнийское братство старалось в строгости жизни превзойти бенедиктинские монастыри. Учрежденные в 1084 году картезианцы старались превзойти клюнийцев, а учрежденные в 1096 г. цистерцианцы – тех и других» 69 . Но, несмотря на большие изменения, происходившие в монашеской жизни, Устав преподобного Венедикта оставался основным законом для большинства иночествующих вплоть до XIII столетия. Картезианцы, цистерцианцы и представители других орденов, выделившихся из бенедиктинского братства, признавали этот Устав как основу для создания своих конгрегаций. На протяжении около полутора тысяч лет Устав преподобного Венедикта издавался огромное число раз, с комментариями и без них. Достаточно отметить, что только до 1595 года (начальный период книгопечатания) Устав выдержал уже более ста изданий 70 . Оценивая деятельность преподобного Венедикта в целом, прежде всего следует подчеркнуть, что наиболее впечатляющим является тот факт, что он сам, по-видимому, никогда и не догадывался о грандиозных последствиях понесенных им трудов. Ничто в его Уставе не указывало на то, что он написал его с целью распространения в других монастырях, помимо основанного им. Святые отцы Церкви замечали, что человек, начинающий дело, благословляемое Богом, почти никогда не осознаёт это. «Как Ромул, строивший первоначальную ограду Рима, не представлял себе, что он порождает одну из величайших наций древнего мира, так и Бенедикт не отдавал себе отчета в гигантском деле, которое должно было выйти из пещеры в Субиако и с вершины Монтекассино» 71 . С позиций современного православного богословия, деятельность братства преподобного Венедикта представляется как последовательное проявление великой идеи победы духовного над материальным, как ступени, по которым простые христиане постоянно стремились приблизиться к нравственному совершенству, имеющему своей конечной целью обожение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Власть игумена, согласно уставу, была фактически неограниченной. Но это не было грубым авторитаризмом. Община сама выбирала настоятеля, то есть того, кому в дальнейшем предстояло оказывать полное послушание. Помня это, братья особенно ответственно относились к своему выбору: чтобы потом не пожалеть — ведь должность настоятеля была пожизненной. Здесь, конечно, в уставе, обычно сдержанном и умеренном, мы видим явный перегиб: ведь «всяк человек ложь», «не надейтесь на сыны человеческия» и так далее — вчера избранный трезво и здраво мыслящий настоятель сегодня может возгордиться и тогда его руководство может привести не к спасению, а в духовную пропасть. Однако в целом преподобный Венедикт придерживался нескольких принципов, которые позволили его уставу на протяжении уже почти полутора тысячелетий вдохновлять европейское монашество: поодиночке не спасаются, но спасение — путь индивидуальный; от мира нельзя зависеть, но с ним невозможно не соприкасаться; послушание и отказ от своей воли должны быть следствием ответственного личного выбора. В какой-то степени эти принципы легли не только в основу жизни европейского монашества, но и всего европейского образа жизни в его идеальном выражении: частная жизнь должна органично вплетаться в жизнь социума, и таким образом развивается, двигается к лучшему и общество, и личность. Потому-то и почитают преподобного Венедикта все европейцы вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Он — один из «авторов» европейской цивилизации, всего лучшего в ней. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 мая, 2022 1 января, 2021 18 апреля, 2024 20 января, 2024 29 мая, 2023 22 мая, 2023 7 мая, 2023 6 июня, 2022

http://pravmir.ru/prepodobnyj-venedikt-n...

Заключение Одно из свойств святоотеческого предания — его непреходящее значение для Церкви в любой исторический период. Древний Устав преподобного Бенедикта оказался важнейшим элементом, закваской литургического движения Католической Церкви ХХ века. Благодаря уставу св. Бенедикта процесс «пробуждения Церкви» в душе получил прочный литургический фундамент, на котором строилось здание Церкви нового времени. Итоги литургического движения — богослужебная реформа и обновленный чин мессы 1970 года — до сих пор вызывают массу вопросов и недоумений, но почти для всех очевидно, что этот процесс обратился к вопросу о взаимосвязи современной церковной жизни с древним литургическим преданием. Образ жизни бенедиктинцев, в своей первооснове литургический, ясно показал, какие богатства можно найти в сокровищнице богослужения, как оно может изменить человеческую жизнь. Триединый опыт преодоления индивидуального существования, обретения молитвенного единства с Богом и свидетельства миру оказался не только желаемым, но и возможным. Благодаря усилиям последователей св. Бенедикта обогатилось понимание «активного участия в литургии», которое включает в себя не только умное следование за обрядом, но и катехезу, и просветительство, и дела милосердия. Думается, что любой древний монашеский устав, западный или восточный, содержит в себе семя, закваску, способную непрестанно обновлять церковную жизнь, придавая ей красоту и стройность, осмысленность и высоту, преображая не только отдельную человеческую душу, но и весь окружающий мир.   Цит. по: Зайцев Д.В. Венедикт Нурсийский//Православная энциклопедия, 2004 г. Т. 7 . С. 584.  Quartier Th. Monastische Gütesiegel Spirituell-liturgische Explorationen zu Benediktinischem Stil und Sakralität//Jaarboek voor liturgieonderzoek 27 (2011). S. 69. Устав преподобного Венедикта Нурсийского. [электронный ресурс]. URL: http://predanie.ru/book/68040-ustav/#/toc7 . Дата обращения: 30.09.2022. Cf: Quartier Th. Liturgisches Gebet. Raum, Zeit und Gemeinschaft in benediktinischer Perspektive//Yearbook for Ritual and Liturgical Studies. Vol. 35 (2019). Pp. 1-20.

http://bogoslov.ru/article/6175861

Глава 5. О послушании. Первое наше смиренное дело есть послушание без замедления. Оно свойственно тем, которые ничего более его не почитают славным перед Господом, и ради святого служения, на которое дал обет, и по причине страха геенского, и ради славы вечной жизни. Почему, как только приказано бывает им что от набольшего, в исполнении того не смеют допустить медленности, как бы приказание было дано им свыше. О таковых сказал Господь: «по одному слуху по мне, повинуются мне» ( Пс. 17:45 ). И апостолам также говорит Он: «слушающий вас, Меня слушает» ( Лк. 10:16 ). Кто таков, тот оставляет все, и не внимая своей воле, тотчас бросает из рук свое дело, и оставляя недоконченным что делал, скорой ногой послушания делом следует по гласу повелевающего, так что и изреченное учителем повеление и исполнение его учеником сходятся будто в один момент. Такую скорость придает страх Божий делам тех, которые с любовью стремятся к вечной жизни. Тесным шествуют они путем, но Господь говорит о нем: «узок путь, ведущий в жизнь» ( Мф. 7:14 ). Не по своему произволу живут они, не своим желаниям следуют и не самоугодия ищут, но пребывая в киновии, действуют по присуждению и повелению другого, желая, чтобы начальствовал над ними авва. Без сомнения – таковые подражают Христу Господу, Который говорит о Себе: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин. 6:38 ). Но послушание тогда бывает угодно Богу и любезно людям, когда повеленное исполняется не с тревогой, не с медлением, не с холодностью или ропотом, и не с оговоркой, выражающей нежелание. Повиновение, оказываемое старшему – оказывается Богу, так как Он Сам сказал: «слушающий вас, Меня слушает» ( Лк. 10:16 ) – и должно быть оказываемо с добрым расположением сердца: «доброхотного делателя любит Бог» ( 2Кор. 9:7 ). Если ученик повинуется не с добрым расположением, и не устами только, но и в сердце ропщет, то хоть и исполнит он повеление, не будет это приятно Богу, Который видел сердце ропщущего. За таковое дело не только не получит он никакой благодати, но еще подвергнется наказанию вместе с ропотливыми, если не исправиться несением должной этитимии. Глава 6. О молчаливости

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Которые за тяжкие вины отлучаются от Богослужения и от трапезы, те, в то время, как совершается в церкви Богослужение, должны лежать простершись на земле вне храма, ничего не говоря, а когда братия будет выходить из храма, не поднимая головы, припадать к ногам их. Это должен он делать до тех пор, пока авва рассудит, что он уже довольно удовлетворил за свою вину. Если, наконец, авва велит ему подойти к себе, он вставши, повергается перед аввой и братиями, прося молитв о себе. После сего он принимается в хор, если велит авва, или в другой ряд, какой определит авва. Но петь псалом или исполнять чтение, или другое что делать в храме не может он, пока тоже не разрешит авва. Сверх того на всяком Богослужении, в конце его, должен он, падая ниц, где стоит, испрашивать прощения и молитв, пока авва не велит ему перестать от сего, признав его вину совершенно очищенной. Это последнее удовлетворение требуется и от тех, которые за малые вины отлучаются только от трапезы с братиями. Его исполняют они пока не разрешит их авва и, благословив, не скажет: довольно. Глава 45. О тех, которые погрешают чем-либо в храме Кто, возглашая псалом, респонсорий, или антифон, или чтение, ошибется, – и там же смирившись пред всеми, не удовлетворит за свою вину, – тот должен подлежать большему взысканию за то, что не поспешил смирением загладить допущенную неисправность. Детей же за такую вину наказывать телесно. Глава 46. О тех, которые провиняются в другом чем Если кто на работе в поварне, в келарне, во время прислуживания, в хлебне, в саду или другом каком месте в чем-либо погрешит, сломает что, или потеряет, или другое что сделает, и тотчас сам перед аввой и братиями не обличит своей погрешности и не испросит прощения, то большей должен подвергаться мере исправления, если то будет узнано другими. Но что касается до грехов невидимых, в душе совершающихся, то их открывать должно только авве, или духовным старцам, которые умеют врачевать свои и чужие раны, не открывая и не опубликовывая. Глава 47. О подавании знака на Богослужении

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Орден бенедиктинцев — самый древний. Он возник еще в V веке. Его основателем был святой древней неразделенной Церкви Бенедикт (или, в нашем произношении, — Венедикт) Нурсийский. Это был монах, подвижник благочестия, который организовал первые монашеские общины на Западе и дал им устав, основанный на восточных уставах. Известен девиз преподобного Венедикта: " Молись и трудись " , который он положил в основу своего монашеского устава. В XII — XIII веках возникли Ордена францисканцев и доминиканцев, названные по именам своих основателей — католических подвижников Франциска и Доминика. Вступавшие в Орден францисканцев давали обет нищенствования. Орден доминиканцев известен в истории прежде всего тем, что именно ему было поручено ведение инквизиционных процессов, то есть процессов по выявлению, суду и казни мнимых или действительных еретиков. Сами доминиканцы любили называть себя иначе, употребляя некоторую игру слов. Дело в том, что по-латыни Domini canes — " собаки Господни " . Они так и называли себя, подчеркивая свою охранительную и антиеретическую роль. Интересно, что у нас в истории было нечто похожее с опричниками. Они присваивали себе подобный символ. Наверное, более всех других католических Орденов известен Орден иезуитов. Он основан в 1534 году испанским дворянином Игнатием Лойолой со специальной целью — противодействия протестантизму и вообще борьбе с любыми некатолическими конфессиями. У иезуитов есть так называемый специальный четвертый обет, которого нет ни в каком другом монашеском Ордене. Три обычных монашеских обета — безбрачие, послушание и нестяжательство — всем известны, они одинаковы на Востоке и на Западе. У иезуитов есть еще обет абсолютного послушания папе. Орден иезуитов построен очень своеобразно и интересно. Там существует многоступенчатая иерархия. Есть послушники, есть так называемые новички; на следующей ступени человек дает три обета — и потом только избранные дают обет абсолютного послушания папе. Из них уже выбираются руководящие члены Ордена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Книги на бдениях читаются как Ветхого, так и Нового Завета; читаются также и толкования их, сделанные знаменитыми отцами православными и вселенскими учителями. После этих трех чтений с их респонсориями следуют прочие шесть псалмов, с аллилуйя поемые. Затем бывает чтение из Апостола, – стих и литийное моление, т.е. Господи помилуй; и этим оканчиваются ночные бдения. Глава 10. Как летом совершать ночное молитвословие? И от Пасхи до ноябрьских Календ, такое же, как сказано, держится количество псалмов, исключая того, что чтения в Кодексе, по причине кратких ночей, отставляются, и вместо трех чтений бывает одно из Ветхого Завета, с кратким после него респонсорием; прочее же все исполняются: так что на ночных бдениях никогда менее 12-ти псалмов не поется, – кроме 3-го и 94-го псалма. Глава 11. Как совершать бдения во дни воскресные? В воскресные дни надо пораньше вставать на бдения. На этих бдениях пение совершается протяжнее, и по окончании, как прежде положено, шести псалмов и стиха, когда все сядут по порядку и чинно на своих седалищах, бывают четыре чтения в Кодексе с их респонсориями. Примем только на четвертом респонсории поющим приговаривается «слава», в начале которой все с благоговением встают. После этих чтений следуют по порядку следующие шесть псалмов в антифонах и стих. Затем опять читаются другие четыре чтения с их респонсориями, по указанному выше порядку. После них поются три песни из Пророков, какие укажет авва; поются они с аллилуйя. Когда после сего будет проговорен стих и аввой дано будет благословение, совершаются другие четыре чтения из Нового Завета в том же как и выше порядке. После четвертого респонсория авва начинает гимн: «Тебе Бога хвалим». По пропетии его, авва читает чтение из Евангелия, во время которого все стоят со страхом и благоговением. По окончании чтения, все говорят: «аминь», а авва произносит гимн: Тебе подобает хвала. Затем по благословении, начинают Утреню. Этот порядок бдения в дни воскресные наблюдается одинаково во всякое время, как зимой так и летом. – Разве только случится (чего да не будет) попозже встать; тогда чтения или респонсории сокращаются. Впрочем, всячески надобно стараться, чтобы этого не было; и если случится, тот, по чьей небрежности это случилось, тут же в церкви дает перед Богом достойное удовлетворение (понесет эпитимию). Глава 12. Как совершать утреннее богослужение

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вторая степень смирения есть, если кто не любя своей воли и не находит удовольствия в том, чтобы исполнять свои пожелания; но делами подражает Господу, сказавшему о Себе: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить Свою волю, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин. 6:38 ). Исполнение своей воли ведет в муку, а самопринуждение готовит венец славы. Третья степень смирения есть, – чтобы по любви к Богу, со всяким послушанием подчиняться старшему, подражая Господу, о Котором Апостол говорит, что «Он был послушлив даже до смерти» ( Фил. 2:8 ). Четвертая степень смирения есть, – чтобы в самом послушании на трудные дела и противные своему сердцу, или при каких-либо напраслинах, хранить молчаливое, но благодушное, и с доброй совестью терпение, и терпя, не ослабевать и не отступать назад; ибо Писание говорит: «претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 24:13 ); и еще: «мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» ( Пс. 26:14 ). Показывая также, что верному должно терпеть за Господа все противное, Пророк говорит от лица претерпевающих: «Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихоммся яко овцы заколения» ( Пс. 43:23 ). В несомненной уверенности в Божественном воздаянии за терпение, они продолжают радуясь все переносить и говорят: «но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшаго ны» ( Рим. 8:37 ); или как в другом месте пишется: «искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем, возвел еси человеки на главы наша» ( Пс. 65:10–12 ). Заповедь Божия относительно бед и напастей исполняя терпением, они, когда бьют в одну ланиту, подставляют и другую, когда отнимают у них ризу, они отдают и сорочку, когда принуждены бывают идти с кем одно поприще, идут с ним два ( Мф. 5 ; Лк. 6 ); и с Павлом Апостолом терпят от ложных братий гонение, – и благословляют клянущих их ( 2Кор. 11 ). Пятая степень смирения есть, чтобы худых помышлений, входящих на сердце, или худых дел, сделанных в сокровенности, не утаивать от своего аввы, но все открывать ему в смиренном исповедании. Убеждает нас к этому Писание, говоря: «открый ко Господу путь твой, и уповай на Него» ( Пс. 36:5 ); и еще: «исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его» ( Пс. 105:1 ); также: «беззаконие мое познах (Тебе дал познать), и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» ( Пс. 31:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010