По дороге Варлаам несколько раз скидал с себя пышные одежды и топтал их в грязь. Приведенный насильно домой, Варлаам не захотел даже сесть за стол для вкушения пищи вместе с родными и, несмотря на принуждения отца, не хотел даже прикасаться к пище, а сидел молча с поникшими долу очами. Затем отец повелел прислуге отвести его в назначенные ему покои и зорко блюсти, чтобы он не ушел из дому, а невесту его научил, чтобы она, украсивши себя богатыми нарядами, постаралась соблазнить его и отвлечь от намерения поступить в монастырь. Но Варлаам не обращал внимания ни на ласки невесты, ни на слезы матери и угрозы отца, сидел в углу комнаты своей молча и три дня не вкушал пищи. Одновременно с этим преподобный Антоний с иноками, скорбя об участи Варлаама, искренне молились за него Господу Богу. Милостивый Господь услышал эти молитвы и послал Свою милость Варлааму, изменив сердечную жестокость отца на милость и сострадание к сыну. Узнав, что сын его три дня уже не прикасается к пище и, опасаясь, чтобы он не умер от голода и добровольных лишений, отец, простившись, с любовью и ласково отпустил его в пещеру. По возвращении в пещеры с усиленным рвением и энергией предался Варлаам иноческим подвигам и молитве. Преподобный Антоний, с радостью замечая в этом молодом еще подвижнике высокие добродетели и необычайное благочестие, считал его вполне способным руководителем братии. И поэтому, чувствуя потребность уединенной молитвы, он, по совещании со всеми иноками и с общего желания и согласия поставил Варлаама вместо себя игуменом всей братии в пещере. Сам же прп. Антоний удалился от братии, выкопал себе новую пещеру и стал пребывать там в уединенной молитве и богомыслии. Преподобный Варлаам стал первым игуменом Киево-Печерского монастыря. Принявши начальство, прп. Варлаам еще более стал подвизаться в иноческих трудах. Постепенно братия увеличивалась. Когда же число братии достигло до 20-ти, то преподобный Варлаам стал замечать, что пещерная церковь слишком мала и не вмещает всех иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1058 году, испросив благословение преподобного Антония, преподобный Варлаам построил над пещерой деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. И с этого времени место селения св. подвижников стало видным и явным для всех. Блаженный Варлаам не долго пробыл игуменом пещерной братии. По воле великого князя Изяслава Ярославовича он переведен был «в монастырь святого мученика Димитрия и в нем поставлен был игуменом». Это было в 1057 году. Монастырь св. Димитрия построен был великим князем Изяславом в честь Ангела своего, великомученика Димитрия. И здесь прп. Варлаам продолжал с той же ревностью и святостью богоугодно пасти вверенное ему новое стадо Христово. Он старался ввести в новой обители дух и правила преподобных отцов Печерских. Бог благословил труды преподобного игумена, и новая обитель стала известна добродетелью и подвигами ее иноков. Дважды преподобный Варлаам совершал паломничество к святым местам Иерусалима и Константинополя, сколько для пользы своей души, столько и для блага Церкви желая лучше ознакомиться с жизнью иноков Восточной Церкви и изучить церковный чин богослужения. Возвращаясь из второго путешествия, он скончался во Владимирском Святогорском монастыре на Волыни в 1065 году. Пред кончиной он завещал о погребении его тела в Печерской обители, коей завещал все иконы и церковную утварь, приобретенные им в Царьграде. Он был погребен в Печерской обители в Ближних пещерах. Преподобный Иларион чудотворец родился в 816 году в Кахетии (Восточная Грузия). Он происходил из рода грузинских князей Вачнадзе (Донаури). У благочестивых родителей долго не было детей, и Иларион дарован был им Господом после долгих молитв. Для воспитания его в христианском благочестии родители отдали Илариона сначала одному пресвитеру. В мальчике очень рано проявилась склонность к подвижничеству. В 9 лет он знал наизусть Евангелие, а 12 лет был пострижен в монашество в обители, основанной его отцом. В 16 лет юноша переселился в Давидо-Гареджийскую пустынь. Здесь преподобный Иларион провел отшельником 10 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

Как известно, в результате княжеских междоусобий годом ранее князь Изяслав был изгнан из стольного града, и киевские бояре посадили на престол князя Всеслава Полоцкого. Однако через год Изяславу удалось вновь воцариться в Киеве. Не исключено, что преподобный Антоний благоволил князю Всеславу и вынужден был удалиться из Киева после переворота, возможно, будучи даже изгнан разгневанным князем (в то же время и Никон вынужден был бежать под угрозой ареста со стороны Изяслава в Тмутаракань (Крым); позднее известен даже случай пыток князем Мстиславом Печерских иноков). Так или иначе, но в 1073 г. княжеская распря возгорелась с новой силой и Изяслав вновь вынужден был бежать из Киева, а престол занял его брат Святослав. Вполне вероятно, что именно это и дало возможность преподобному Антонию вернуться в Печерскую обитель, чтобы сотворить там последнее свое начинание — благословить закладку Великой Печерской церкви и с миром отойти в вечные обители.         Когда братия была собрана, преподобный отец Антоний Печерский сказал: «Вот, братие, Господь избрал вас, и на вас благодать Святой горы, игумен которой постриг меня, а я — вас; да будет на вас благословение первое от Бога и Пресвятой Богородицы, второе же — от Святой горы». Затем Антоний Печерский Печерский сказал им: «Живите сами, без меня; я поставлю вам игумена, а сам хочу жить один, как привык к тому прежде».   И Антоний Печерский  поставил им игуменом блаженного Варлаама, а сам, избегая молвы и суеты житейской, затворился в одной из келий той же пещеры. Потом переселился Антоний Печерский Печерский оттуда на другой холм и начал копать другую пещеру, находящуюся под нынешним Печерским великим монастырем. Игумен, же блаженный Варлаам, и братия, приняв от преподобного Антония благословение, остались жить в первой пещере. При умножении братии, так как уже нельзя было им во время соборного служения вместиться в пещерах, задумали они поставить малую церковь вне пещеры. Тогда пришел игумен с братией к преподобному Антонию в другую пещеру и сказали ему: «Отче, братия умножается, и не можем мы более вместиться во время соборной молитвы в пещере; итак, повелением Господним и Пресвятой Богородицы и святой твоей молитвой благослови поставить нам малую церковь вне пещеры».

http://isihazm.ru/?id=818

Феодосия издана Яковлевым по пергаменному списку Патерика 1406 года. По «Иконописному Подлиннику»: «преподобный Феодосий подобием сед, власы просты, брада подоле Власиевы, на конец появилась мало космачками маленькими тонкими на двое, ризы преподобническия, багряныя темныя, исподь вохряная, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожу от вас, но духом всегда буду с вами». 41. Преподобный Никон игумен, преставися в лето 6596 месяца марта в 23 день Пришел к преп. Антонию в пещеру уже иереем и иноком. Там постригал он приходящих, по назначению преп. Антония. Из любви к безмолвию оставил Киевскую пещеру и стал подвизаться при море Азовском близ Тмутаракани (Тамани). В конце своей жизни Никон возвратился в Киево-Печерскую обитель, где братия вторично предоставила ему игуменство в 1083 году. При нем пришли из Царьграда иконописцы, и греческие купцы привезли мозаику. Ум. 23 марта 1088 года. Мощи в пещере Антониевой. Память в день преставления (Филарет, Р. Св., март, стр. 110). 42. Преподобный Варлаам игумен, преставися в лето 6000 Сын знаменитого в свое время полководца Яна Вышатича; пришел в пещеру к преп. Антонию и пострижен там преп. Никоном. Переходя в другую пещеру для безмолвия, преп. Антоний поставил его вместо себя начальником братии, жившей еще в пещере. Варлаам устроил над пещерою небольшую деревянную церковь и келлии, но, по воле великого князя Изяслава, в 1057 г. переведен на игуменство в основанный князем Дмитриевский монастырь. Двукратно странствовал на восток и в последнем из этих путешествий (1065 года) скончался в Святогорском монастыре близ Владимира Волынского. Оттуда мощи его перевезены и почивают в пещере Антониевой, где во имя преп. Варлаама устроена в 1691 году пещерная церковь . Память 19 ноября (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 188). 43. Преподобный Стефан игумен, преставися в лето 6000 Вероятно тот самый, который был преемником в игуменстве преподобного Феодосия и окончательно перевел братию в новый монастырь на горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ГАВРИИЛ АФОНСКИЙ (1849-1901), архим., настоятель Ильинского скита на Афоне, прп. (пам. 9 июля и в Соборе преподобных отец русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/rubrics/1561643.html

г) В путешествии ко святым местам Иерусалимским. Путешествия эти начались у нас, по всей вероятности, еще с самого введения в Россию Христианства 279 . В XI веке они были уже довольно обыкновенны: вспомним о странниках, проходивших через Курск во св. град, с которыми препод. Феодосий, еще юноша, отправился было туда же тайком от своей матери 280 ; а некоторые, наприм. препод. Варлаам, первый Игумен Киево-Печерский, совершали тогда эти странствования по два раза 281 . В XII веке они еще более усилились: Русский Игумен Даниил, бывши в начале этого века во Иерусалиме, видел там многих своих земляков богомольцев из Новгорода и Киева 282 ; вскоре путешествовала туда же препод. Евфросиния, Княжна Полоцкая, и вообще число Русских поклонников было так велико, что в Иерусалиме существовал даже, для пристанища их, особый Русский монастырь 283 , и мудрое духовенство наше принуждено было по временам брать некоторые меры предосторожности и против этой страсти к паломничеству, доходившей иногда до крайности 284 . д) В глубоком уважении к подвижникам, отличавшимся святостью жизни, каковы были препод. Антоний и Феодосий. Не только простой народ и бояре, самые Князья имели обыкновение посещать их обители, просить у них советов и благословения, особенно в важных случаях, нередко разделять с ними убогую их трапезу и принимать их в своих княжеских теремах со всеми знаками благоговения. Так В. К. Изяслав любил ходить к преподобному Феодосию для беседы уединенной, и часто довольствовался его скудной трапезою; В. К. Святополк, готовясь к войне или путешествию и по возвращении в свою столицу, всегда испрашивал молитв и благословения у Печерского Игумена над гробом препод. Феодосия 285 ; В. К. Ростислав-Михаил имел обыкновение всякую субботу и воскресенье великого поста приглашать к трапезе своей двенадцать старцев Феодосиевой обители и Архимандрита, беседуя с ними в это время о добродетелях христианских, а в субботу Лазареву и всех старцев, наделяя их, по окончании трапезы, разными дарами 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кондак 3 Сила Вышняго осени подвижников пещерных, егда первый игумен, преподобный Варлаам, устрои храм во имя славнаго Твоего Успения на верху пещеры, в нем прославляя Тебе, Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, и Сыну Твоему вопия: Аллилуиа. Икос 3 Имый пламенное желание спасения преподобный Антоний, егда устроися обитель на холме, в немже суть пещеры, нарицаемыя Дальния, иский безмолвия, преселися на холм, в немже раскопа пещеры Ближния, и тамо собра последователей себе, хотящих совершеннаго безмолвия, прославляя Тебе, свою Утешительницу, тако: Радуйся, вселения райскаго Руководительнице; радуйся, в подвизех пещерных Укрепительнице. Радуйся, благое начало и славный конец всех святых жития; радуйся, святыя радости божественная струе. Радуйся, цвете божественнаго прозябения; радуйся, православнаго монашества украшение. Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, печерская похвало и наше утешение. Кондак 4 Бурю сомнений грехолюбивых оставльше и возлюбивше тернистый путь спасения, стекошася иноцы в пещеру ко преподобному Феодосию. Он же, видя в ней тесноту, устрои на верху горы Печерския храм, и келлии сооруди и оградой огради, и тако устроися обитель во имя Твое, Владычице, в нейже монаси и вернии людие воспеша о Тебе Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаша иноцы печерстии, яко разбойницы окрасти храм Твой, Пречистая, хощут, моляху Тя о спасении его. Ты же, Всемилостивая, чудо сотворила еси: храм Твой показала еси на воздусе висящ, егоже видяще, разбойницы в ужасе разбегошася, иноцы же Ти воспеша тако: Радуйся, яко на горе Киевстей духовный сад насадила еси; радуйся, яко тамо живущим вся потребная подала еси. Радуйся, собравшая нас от мира греховнаго; радуйся, приведшая нас во ограду обители Печерския. Радуйся, защищающая нас от врагов видимых; радуйся, охраняющая нас от супостат невидимых. Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, печерская похвало и наше утешение. Кондак 5 Боготечная звезда мира явилася еси, Владычице, егда восхотела устроити себе в Руси обитель Печерскую. Место, идеже имать храм во имя Твое создатися, указала еси огненною дугою, протяженною от ветхаго монастыря, и ангелы, во образе иноков на воздусе тамо грядущих, еже видяще иноцы печерстии, воспеша радостную песнь: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кондак 3 Сила Вышняго осени подвижников Пещерных, егда первый игумен, преподобный Варлаам, устрои храм во имя Твоего славнаго Успения, на верху пещеры и в нем прославляя Тебе, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим и Сыну Твоему вопия: Аллилуиа. Икос 3 Имуще пламенное желание спасения, преподобный Антоний, егда устройся обитель на холме, в немже пещеры нарицаемыя Дальнии, желая безмолвия, преселися на холм, в немже раскопа пещеры Ближнии, и тамо собра последователи себе, хотящии совершеннаго безмолвия, прославляя Тебе, свою Утешительницу тако: Радуйся, вселения райская Руководительнице; радуйся, в подвизех пещерных Укрепительнице. Радуйся, благое начало и славный конец всех святых жития; радуйся, святыя радости Божественная струя. Радуйся, цвете Божественнаго прозябения; радуйся, православнаго монашества украшение. Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Печерская похвало и наше утешение. Кондак 4 Бурю сомнений грехолюбивых оставльше, возлюбиша тернистый путь спасения, стекошася иноцы в пещеру ко преподобному Феодосию. Он же видя в ней тесноту, устрои на верху горы Печерстей храм, и келии сооруди, и оградой огради, и тако устроися обитель во имя Твое, Владычице, в нейже монаси и вернии людие воспеша о Тебе Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаша иноцы Печерстии, яко разбойницы хотяще окрасти храм Твой, Пречистая, моляху Тя о спасении его. Ты же, Всемилостивая, сотворила еси чудо: храм Твой показала еси в воздусе висящ, еже видяще разбойницы в ужасе разбегошася, иноцы же воспеша Ти тако: Радуйся, яко на горе Киевстей духовный сад насадила еси; радуйся, яко тамо живущим вся потребная подала еси. Радуйся, собравшая нас от мира греховнаго, радуйся приведшая нас во ограду обители Печерския. Радуйся, защищающая нас от врагов видимых; радуйся, охраняющая нас от супостат невидимых. Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Печорская похвало и наше утешение. Кондак 5 Боготечная звезда мира явилася еси Владычице, егда восхотела устроити Себе в Руси обитель Печерскую. Место, идеже быти имать храм во имя Твое создатися, указала еси огненною дугою, протяженною от ветхаго монастыря, и Ангелыно во образе иноков по воздусе тамо грядуших, еже видящи иноцы Печерстии, воспеша радостную песнь: Аллилуиа.

http://pravicon.com/info-1216

Святая жизнь преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав († 1078) подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси. За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря . Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010