Эту фразу (δαιμοσι φοβερς στιν) можно перевести и в совсем ином смысле: «робок (боязлив) перед бесами».    Подразумевается, естественно, духовная брань. Как говорит Евфимий Зигабен, «и в мысленной брани с демоцами и страстями бывают благоуспешны и счастливы те руки, которые простираются на добродетель и воздеваются в молитве к Богу». Толковая Псалтырь Евфимия Зигабена. (Греческого философа и монаха). М., 1993, с. 384—385.    Это одно из изречений в Новом Завете, которое в святоотеческой письменности часто приводится для обозначения сути духовной брани. По объяснению блаж. Иеронима, данные слова сказаны Апостолом «для того, чтобы мы научились, что не от плоти и крови исходят те пороки, которые мы рассматриваем, как вызываемые плотию, но подсказываются нам некоторыми духами непотребными». Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго , ч. 17, с. 374.    Согласно толкованию свт. Феофана, «скверною плоти называет он как плотские грехи, так и все «беззаконные дела» (Феод [орит]), телом совершаемые. Скверною же духа - греховные мысли,, чувства и расположения, главное же корень всего — самоугодие или самрсть. Очистить себя от всего этого значит в прежних всех сквернах покаяться и впредь не позволять себе не только нечистых дел, но и мыслей и каких-либо недобрых движений внутри, паче же искоренение самоугодия, на котором держится все нечистое и которым порождается». Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий Апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998, с. 245.    По изъяснению преп. Макария Египетского, «эти слова, означают, что мы можем одолеть, с помощью силы Духа, сокрытые греховные страсти посредством многого моления, [горячей] веры и благого и совершенного устремления к Богу. Ибо как мы стараемся соблюсти, словно храм Божий, от явных грехов внешнего человека, то есть тело,… так, мы должны, подвизаясь, стараться соблюсти и внутреннего человека, то есть душу, от всякого осквернения нечистыми помыслами». Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехиü. М., 1997, с. 107.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Келья, эта внешняя ограда исихии, есть «лаборатория непрестанной молитвы». От монаха, пребывающего в тишине и безмолвии кельи, в конечном счете, требуется только одно — постоянное памятование о Боге (mneme Theou), соединенное с раскаянием и плачем (penthos). «Сиди в своей келье», — советовал авва Аммон старцу, склонному к показному аскетизму. — «Ешь понемногу каждый день и всегда имей в сердце своем слово мытаря, — и можешь спастись». [  ] Слова мытаря Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк 18, 13) служат ближайшей параллелью к Иисусовой молитве, какой мы ее находим, начиная с VI века, у Варсануфия, в Житии аввы Филимона и в других источниках. К теме исихии и призывания Имени мы в свое время еще вернемся. Связь между монашеским затвором и Именем Иисусовым явственно прослеживается в словах Иоанна Газского о своем сотаиннике, пустыннике Варсануфии: «… келья его, в которой он, будучи еще жив, заключился ради Имени Иисусова, как во гробе, есть место упокоения, где не ходит ни демон, ни князь его диавол: она сделалась святилищем, вместивши в себе жилище Божие». [  ] Итак, келья для исихаста — это дом молитвы, святилище и место встречи человека с Богом. Об этом потрясающе точно сказано в «Изречениях пустынных отцов»: «Келья монаха — печь вавилонская, в которой три отрока нашли Сына Божия; она столп облачный, из которого Бог говорил к Моисею». [  ] Такое же представление о келье как средоточии шехины находим у современного коптского пустынника абуны Матты эль–Мескина. На вопрос, не думал ли он когда–нибудь совершить паломничество к Святым Местам, абуна ответил: «Святой Иерусалим здесь, в этих пещерах и вокруг них. Ибо что есть моя пещера, как не место, где Спаситель мой Иисус Христос родился, что есть моя пещера, как не место, где Спаситель мой упокоился, что еще есть моя пещера, как не место, откуда Он преславно восстал из мертвых. Мой Иерусалим здесь, да, здесь, и все духовные сокровища Святого Града обретаются в этой wadi». [  ] Итак, мы постепенно углубляемся во внутренние смыслы исихии. Применительно к духовности кельи это понятие указывает не столько на внешние условия, сколько на расположение души. Оно передает состояние человека, стремящегося, по слову св. Феофана Затворника, «стать умом в сердце пред Господом и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни». [  ] Но чтобы обрести это состояние, исихасту нужен покой и безмолвие кельи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

433 По изъяснению блаж. Иеронима, «грех есть бремя» и «эту тяжесть понес за нас Спаситель, научая Своим примером тому, что мы должны делать». Поэтому, «кто не презирает спасения брата, но протягивает руку просящему, и, насколько в его силах, плачет с плачущим, бывает немощен с немощными и чужие грехи рассматривает как свои, тот по любви исполняет закон Христов». Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго , ч. 17. Киев, 1903, с. 195. 434 Эту фразу ( δαιμοσι φοβερς στιν) можно перевести и в совсем ином смысле: «робок (боязлив) перед бесами». 436 Это одно из изречений в Новом Завете, которое в святоотеческой письменности часто приводится для обозначения сути духовной брани. По объяснению блаж. Иеронима, данные слова сказаны Апостолом «для того, чтобы мы научились, что не от плоти и крови исходят те пороки, которые мы рассматриваем, как вызываемые плотию, но подсказываются нам некоторыми духами непотребными». Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго , ч. 17, с. 374. 437 Согласно толкованию свт. Феофана, «скверною плоти называет он как плотские грехи, так и все «беззаконные дела» (Феод [орит]), телом совершаемые. Скверною же духа – греховные мысли,, чувства и расположения, главное же корень всего – самоугодие или самрсть. Очистить себя от всего этого значит в прежних всех сквернах покаяться и впредь не позволять себе не только нечистых дел, но и мыслей и каких-либо недобрых движений внутри, паче же искоренение самоугодия, на котором держится все нечистое и которым порождается». Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкования Посланий Апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998, с. 245. 438 По изъяснению преп. Макария Египетского , «эти слова, означают, что мы можем одолеть, с помощью силы Духа, сокрытые греховные страсти посредством многого моления, [горячей] веры и благого и совершенного устремления к Богу. Ибо как мы стараемся соблюсти, словно храм Божий, от явных грехов внешнего человека, то есть тело,… так, мы должны, подвизаясь, стараться соблюсти и внутреннего человека, то есть душу, от всякого осквернения нечистыми помыслами». Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский , преп. Макарий Египетский , св. Григорий Нисский , Стефан Фиваидский, блаж. Иперехиü. М., 1997, с. 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Роль такого понуждения (b)ia) в духовной жизни довольно часто подчеркивается древнецерковными писателями (особенно аскетического направления), неразрывно сочетающими это понуждение со свободой воли человека, то есть мысля его как самопонуждение. Например, преподобный Макарий говорит, что вступившему на путь подвижнической жизни (то есть, в принципе, всякому христианину), “по причине живущего в нас греха, надлежит понуждать себя (bi)azesyaicr(h +eaut)on) на всякое доброе дело, к исполнению всех заповедей Господних. Так, например: надлежит понуждать себя к смиренномудрию пред всяким человеком, почитать себя низшим и худшим всякого, ни от кого из людей не ища себе чести, или похвалы, или славы, как написано в Евангелии, но имея всегда пред очами единого Господа и заповеди Его, Ему единому желая угодить в кротости сердца”. Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные Беседы, Послание и Слова. М., 1880. – Сс. 213–214. Текст: Die 50 geistlichen Homilien des Makarios/Hrsg. von H. Dorries, E. Klostermann, M. Kroeger. Berlin, 1984. – SS. 182–183. В “Великом Послании” этот Святой Отец замечает: “когда ребенок, в силу необходимой последовательности и закона природы, [развивается] от [дня своего] телесного рождения, достигая возмужалости, то это происходит по закону Промысла, действующего с необходимостью и управляющего телесным возмужанием, а не по избранию свободной воли. Относительно же горнего рождения от Духа [Бог] не определил такой последовательности, но Он установил, [чтобы в духовном преуспеянии] были труд, борение и ристалище, добровольно избираемые человеком и [преодоле¬ваемые им] со многим терпением, согласно словам Господа: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата ( Лк 13:24 ); и еще: Употребляйте усилие, ибо употребляющие усилие восхищают Царство Небесное (ср. Мф 11:12 )”. См. наш перевод: Творения древних отцов-подвижников. Святой Аммон, святой Серапион Тмуитский , преподобный Макарий Египетский , святитель Григорий Нисский , Стефан Фиваидский, блаженный Иперехий. М., 1997. – С. 102.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Глава XX. О знаменоносцах 27 1. Авва Аммон рассказывал о том, как умертвил он василиска: пошел он однажды в пустыню почерпнуть из колодезя воды и увидел василиска. Тогда пал он на лицо свое и сказал: Господи! Или я должен умереть или он. И действием силы Христовой василиск тотчас расторгся. 2. Один брат из Скита пришел к авве Аммуну и говорит ему: отец мой посылает меня на послушание, но я боюсь блуда. Старец сказал ему: в то самое время, как придет к тебе искушение, говори: Боже сил, молитвами отца моего избавь меня! Так однажды девица заперла за ним дверь, но он громко закричал: Боже отца моего, избавь меня! И тотчас очутился на пути в Скит. 3. Однажды пришел в Пелузию какой-то правитель и захотел требовать с монахов поголовной дани такой же, как и с мирян. По этому случаю все братия собрались к авве Аммонофе и решили, чтоб некоторые старцы шли к императору. Авва Аммонофа говорит им: нет нужды в таком труде, а лучше сохраните безмолвие в своих келлиях и поститесь две седмицы, и по благодати Христа я один сделаю это дело. Братия разошлись по своим келлиям, а старец сохранял безмолвие в своей. Когда прошло четырнадцать дней, братия сетовали на старца, ибо они не видели, чтоб он куда-нибудь выходил. Они говорили: старец оставил без внимания наше дело. В пятнадцатый день братия собрались вместе, как условились прежде, и старец пришел к ним, имея в руках грамоту за царскою печатью. Видя сие, братия изумились и спросили старца: когда ты принес ее, авва? Старец ответил: поверьте мне, братия, что в сию ночь ходил я к царю, и он написал мне сию грамоту. От него пошел я в Александрию и записал ее у правителей и потом возвратился к вам. Выслушав его, братия, объятые страхом, поклонились ему. Так дело их было исполнено, и правитель более не тревожил их. 4. Авва Дула, ученик аввы Виссариона, говорил: шли мы некогда по берегу моря. Я захотел пить и сказал авве Виссариону: я крайне жажду. Старец сотворил молитву и говорит мне: пей из моря. Вода сделалась сладкою, и я напился. Потом я набрал воды в сосуд – не захотелось бы еще пить потом, но старец сказал: здесь – Бог, и везде – Бог. 5. Некто из отцов сидел в келлии своей. Пришел демон и, войдя в спальню старца, читал книгу Чисел. Потом, заскучав, преобразился в бедного и вышел, хромая, к старцу с посохом и корзиною. Старец говорит ему: умеете вы читать? Тот ответил: умеем Ветхий Завет . Старец спросил: а Нового не знаете? И демон, как только услышал о Новом Завете, тотчас исчез. Читать далее Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников/Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

29. Старец Леонид Ширков лежит у архангела за олтарем против своей келии. подле старца своего Никодима Бруткова 1074 . 30. Старец Елеуферей Братцов лежит у болшие церкви за олтарем. подле старца Христофора Фоминского; 31. Старец Иоаникеи Осокин лежит за олтарем у чюдотворца Кирила не блиско, подле больничный дороги 1075 . 32. Князь Семен Федорович Сицкой во иноцех Серапион лежит у болшие церкви в передней паперти на левой стороне от церковных дверей. первой камень подписан 1076 . 33. Старец Исаф Луженой лежит у чюдотворца Кирила за олтарем не блиско подле Петра священника белозерца подле дорогу идучи в угол к кельям воротнего ряда. 34. Старец Иринарх Вязмятин. лежит за олтарем у чюдотворца блиско подле стену подле старца Афонасья Чермного 1077 . 35. Василеи Михайлович Тучков лежит в переднеи паперти на левои стороне подле Шереметевых первыи камень с краю не подписан 1078 . 36. Старец Аркадей лежит у болшие церкви за олтарем, блиско окна против горнего места камень; 37. Старец Мисаил Кривой Клобук лежит за олтарем чюдотворца Кирила. у старца Елеуферья Братцова в ногах. 38. Диакон Аммон Набечин лежит против своей кельи. у старца Еустафья в головах. 39. Исакии Никифоров сын Шниуанна лежит у Успения Пречистые в паперти на левой стороне камень подписан. 40. Княгиня инока Агафья Шереметевых лежит у Успения в паперти на левои стороне подле отца своего Ионы. 41. Алексей Федорович Шереметев лежит в предней паперти на левой стороне подле деда своего Ивана меньшово. 42. Старец Флавиян затворник лежит у Владимира в паперти камень над ним подписан. 43. Ефросиня Феодора Ивановича Шереметева жена лежит в переднеи паперти идучи в церковь на левои стороне. над ней камен бел подписан. 44. Михаил Ошушков лежит подле дороги, на правои стороне с приходу от соборныя церкви. против болших святых ворот. камень над ним серои широк не подписан на древянном обрубе. 45. Данило Раков лежит тут ж за Михаилом промеж ними две могилы камень над ним белои подписан. 46. Филип Задубровской бывшей игумен лежит за олтарем чюдотворца Кирила камень над ним сер подписан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

98. Брат спросил авву Пимена: если я увижу какое-либо дело, хочешь, чтоб я сказал о нем? Старец ответил: написано: иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение ( Притч. 18:13 ). Итак, если спросят тебя, – скажи; если же нет, – молчи. 99. Один брат спросил авву Пимена: может ли человек уповать на одно какое-нибудь делание? Старец ответил ему: авва Иоанн Колов сказал: я желаю, чтоб человек был участником хотя бы помалу во всех добродетелях. 100. Авва Пимен поведал: авва Аммон сказал: иной проводит всю жизнь свою, нося секиру, и не разумеет, как свалить дерево, а другой, навыкший сему, и в немного времени свалит его. Секира сия, – говорит он, есть рассудительность. 101. Авва Пимен говорил: воля человека есть медная стена между ним и Богом и камень отражающий. Посему, если оставит ее человек, то, как сам говорит: Богом моим прейду стену ( Пс. 17:30 ); если же правда его основывается на воле, то человек изнемогает. 102. Однажды пришли к авве Пимену какие-то еретики и начали охуждать архиепископа Александрийского, будто он принял рукоположение от пресвитеров. Старец промолчал и, кликнув брата, сказал: предложи им трапезу и отпусти с миром. 103. Еще говорил: авва Сисой говорил, что есть стыд бесстрастия, имеющий грех. 104. Один брат спросил авву Пимена: если человек впадет в какое-либо прегрешение и обратится, будет ли он прощен Богом? Старец ответил: Бог, заповедавший людям творить сие, не тем ли паче сотворит и Сам? И Апостолу Петру повелел прощать до седмьдесят крат седмерицею ( Мф. 18:22 ). 105. Брат спросил авву Пимена: может ли человек забрать себе все помыслы и ни одного из них не дать врагу? Старец ответил: есть такой, который берет себе десять и дает один. 106. Авва Пимен сказал: не монах тот, кто ропотлив; не монах тот, кто творит отмщение; не монах тот, кто гневлив. 107. Пришли некоторые старцы к авве Пимену и спросили его: посоветуешь ли нам толкнуть кого-либо из братий, дремлющего во время собрания церковного, дабы бодрствовал на бдении? Он ответил им: а я, если увижу, что брат дремлет, положу главу его на колена мои и упокою его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Кто-то покидал город и удалялся в пустыню, имея настроение пессимизма, видя, как великая Империя рушится на глазах и прозревая в этом эсхатологический признак. Кто-то уходил в пустыню, воодушевляясь подвигом мучеников, еще недавно проливающих свою кровь за Христа, решаясь подражать им в мученичестве бескровном. А кто-то, как прп. Павел Фивейский, сам был свидетелем этих гонений, скрывшись в пустыне, 326 провел там немало лет, положив начало новому подвигу – пустынножительству, этим привлекая к себе и других ревнителей пустынножительства. Кто-то, не терпя той сумятицы и суеты, процветание порока и обилия страстей, бежит из города, от этой бури в тихую пристань – в пустыню, где зреет обильный плод философии. 327 Кто-то, стремясь к высшему совершенству и богопознанию (гносису), избирает путь девства, нестяжания и строгой аскетической жизни. 328 А кто-то, как например прп. Антоний, услышав Евангельский призыв о следовании за Христом, оставляя всякую заботу о дне завтрашнем ( Мф.19:21, 6:34 ), спешит исполнить слово Господне. 329 Наконец, кто-то, подобно Евагрию, и не помышляющий о монашеской жизни, оказался в пустыни из-за сложившихся обстоятельств. 330 И т.д. и т.п. Личные мотивы, именно потому, что они личные, весьма трудно и практически невозможно внести в какую-либо единую схему, тем более, приписать все эти мотивы лишь тому фактору, что Церковь сблизилась с государством. Таким образом, очень трудно, да и не стоит даже, указать на какой-либо внешний фактор монашеского движения в раннем христианстве. Есть только один внутренний фактор – любовь к Богу, от которой рождается ревность и жажда к подвижничеству, которое – в свою очередь – имело множество различных форм и направлений. Так в Сирии появились столпники, оттуда же пришли вериги, т.е. практика умерщвления плоти; элитные круги монахов в Египте (Евагрий, Аммон) предавались созерцанию, разрабатывая начала монашеской психологии и философии, другие подвизались в молчанничестве, в затворничестве, посте, трудах и т.п. И всех их объединило Царство Христа, в котором множество обителей ( Ин.14:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

38 . Диакон Аммон Набечин лежит против своей кельи. у старца Еустафья в головах. 39 . Исакии Никифоров сын Шниуанна лежит у Успения Пречистые в паперти на левой стороне камень подписан. 40 . Княгиня инока Агафья Шереметевых лежит у Успения в паперти на левои стороне подле отца своего Ионы. 41 . Алексей Федорович Шереметев лежит в предней паперти на левой стороне подле деда своего Ивана меньшово. 42 . Старец Флавиян затворник лежит у Владимира в паперти камень над ним подписан. 43 . Ефросиня Феодора Ивановича Шереметева жена лежит в переднеи паперти идучи в церковь на левои стороне. над ней камен бел подписан. 44 . Михаил Ошушков лежит подле дороги, на правои стороне с приходу от соборныя церкви. против болших святых ворот. камень над ним серои широк не подписан на древянном обрубе. 45 . Данило Раков лежит тут ж за Михаилом промеж ними две могилы камень над ним белои подписан. 46 . Филип Задубровской бывшей игумен лежит за олтарем чюдотворца Кирила камень над ним сер подписан. 47 . Серапион Травин бывшей же игумен лежит за олтарем архангела камень над ним сер полписан. 48 . Иван Чихачев лежит за олтарем чюдотворца Кирила. 49 . Старец Афонасей Бабоедон лежит за олтарем успения Богородицы не блиско камень дико подписан. 50 . Старец Васиан Плещиев лежит за олтарем Кирила чюдотворца позади могилы Ивана Чихачева. Камень на нем сер плоск не подписан. подле дорогу. 51 . Старец Саватея Юшков лежит за олтаремже Кирила чюдотворца подле Ивана Чихачева камень на нем на подрубе сер подписан. 52 . Федор Иванович во иноцех Феодосеи Шереметев лежит у соборной церкви в передней паперти на левой стороне меж сына своего Алексия и жены своей Ефросинии. камень над ним без подписан. 53 . Старец Варлам Шекурин лежит подле старца Феоктиста Коледнисково, камень над ним сер с ыскрой подписан с полуденой стороны близ олтаря архангела Гаврила под горой. В (Из рукописи Софийской библиотеки, 1168, XVII века, л. 260–262) Выписано из вкладных книг. 1 . Полоцкой архиепископ, Афонасей да казанской архиепископ Козма лежат у болшие церкви Успения Пречистые Богородицы в паперти у полунощных дверей 1141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

(14, с. 32.) Будь великодушен и терпелив, и будешь господствовать над всеми злыми делами, и сотворишь всякую правду. Святой Ерм. (4, с. 27.) Путь тесный и прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий для Бога. Сие-то значит: се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом (Мф. 19: 27). Авва Аммон. (7, с. 76.) Терпи скорбь о Господе, чтобы объяла тебя радость. Перенеси труд, чтобы получить обильную награду. Преподобный Ефрем Сирин. (3, с. 213.) Не смотрите мрачно на немощи. Они указывают, скорее, на милость Божию и Божие к вам внимание, нежели на неблаговоление. Что от Бога – все ко благу. Святитель Феофан Затворник. (11, с. 248.) Спокойствие нашего сердца зависит не от произвола другого, а от нашей власти. Преподобный Иоанн Кассиан. (16, с. 110.) Чем чище сердце, тем оно просторнее, тем более вмещает в себя любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых – до того, что оно ограничивается любовью только к себе и то ложною: любим себя в предметах, недостойных бессмертной души: в серебре и злате, в любодеянии, в пьянстве и прочем подобном. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (15, с. 51.) Мы укрепляемся благодатью Божиею не только в естественном состоянии, но и в ежедневном строительстве нашего спасения. Преподобный Иоанн Кассиан. (16, с. 154.) Кого хвалят и почитают не по достоинству, тот терпит великий вред; а кто не получает никаких похвал от людей, тот прославится на Небесах. Авва Ор. (7, с. 355.) Отринь от себя сомнения и нисколько не колебайся просить чего-либо у Господа, говоря в себе: каким образом я могу просить у Господа и получить, столько согрешив пред Ним? Не помышляй этого, но от всего сердца обращайся ко Господу и проси без сомнения – и познаешь великую благость Его, потому что Он не презрит тебя, но исполнит прошение души твоей. Святой Ерм. (4, с. 33.) Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди, – в нас ослабеет памятование о Боге; если же будем помнить о зле, наносимом демонами, – будем безопасны от стрел их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010