Глава XI. О том, что всегда должно трезвиться 1. Авва Антоний сказал: я знал монахов, кои после многих трудов пали и пришли в исступление ума потому, что понадеялись на свое дело и презрели заповедь рекшего: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе ( Втор. 37:7 ). 2. Еще сказал: если возможно, то, сколько шагов ступает монах в келлии своей и сколько пьет капель, должен открывать старцам, – не погрешает ли как-нибудь и в сем. Так один брат нашел в пустыне место уединенное и безмолвное и просил отца своего: позволь мне жить в нем, и уповаю на Бога и молитвы твои, что имею потрудиться в нем добре. Но авва его не позволил сего, говоря: знаю истинно, что имеешь много потрудиться, но оттого, что не будешь иметь старца, понадеешься на дело свое, будто оно угодно Богу, и потому, что поверишь себе, словно вполне исполняешь дело монаха, погубишь труд свой и смысл. 3. Авва Антоний говорил: кузнец, взяв кусок железа, сначала смотрит, что ему следует сделать – косу, нож или топор. Так и мы должны сначала размыслить, какую проходить добродетель, чтоб не трудиться понапрасну. 4. Брат просил авву Арсения сказать ему слово, и старец сказал ему: сколько есть у тебя сил, подвизайся, чтоб внутреннее твое делание было по Богу, – и победишь внешние страсти. 5. Еще говорил: если взыщем Бога, – Он явится нам; и если станем удерживать, – Он пребудет с нами. 6. Авва Даниил рассказывал: позвал меня однажды авва Арсений и говорит: упокой отца своего, чтоб он, когда отойдет ко Господу, помолился о тебе, да благо ти будет ( Исх. 20:12 ). 7. Авва Агафон сказал: монаху не должно допускать, чтоб совесть обличала его в каком-либо деле. 8. Он же говорил, что без соблюдения заповедей Божиих не успеет человек ни в одной добродетели. 9. Еще сказал: каждый человек должен умно зреть судилище Божие. 10. Некогда авва Аммон пришел переправиться через реку и, нашедши там судно, которое очищали, сел подле него. Когда подошло другое судно, перевозившее знатных людей, ему предложили переправиться с ними, но авва ответил: я не вхожу на иное судно, кроме общенародного. При этом, пока готовили судно, он сидел, имея связку ветвей, плел плетеницу и вновь распускал ее; затем переправился. После братия, положив ему метание, спросили: отче, для чего ты так делал? Старец ответил: для примера, что не всегда следует шествовать согласно помыслу усердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Глава VII. Разные повести, помазующие к терпению и мужеству 1. Пришли братия к авве Антонию и говорят ему: скажи нам слово, как спастись? Старец ответил им: слышали Писание? И сего довольно вам. Они говорят: и от тебя желаем слышать, отче! Старец сказал: Евангелие говорит: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую ( Мф. 5:39 ). Они говорят ему: мы не можем сего сделать. Старец сказал им: если не можете обратить другой, по крайней мере, перенесите удар в одну. Они говорят: и сего не можем. Старец сказал на то: если и сего не можете, – хотя не воздайте тем, что приняли. Они говорят: и сего не можем. Тогда старец сказал ученику своему: приготовь им немного кашицы, ибо они немощны. Если сего не можете, того не хотите, то что я вам сделаю? Нужно молиться. 2. Авва Антоний также говорил: Бог в нынешние времена не попускает таких искушений, какие были прежде. 3. Брат спросил авву Агафона: мне дана заповедь, и есть брань там, где должно ее исполнить. Итак, хочу идти заповеди ради и боюсь брани. Старец сказал ему: если б это был боголюбец, то исполнил бы заповедь и победил брань. 4. Авва Аммон говорил: четырнадцать лет провел я в Ските, молясь Богу день и ночь, да дарует мне победить гнев. 5. Авва Аполлос, ученик аввы Сисоя, рассказывал нам о себе следующее: вначале, когда я пришел к авве Сисою, три года был борим страстями и не открывал их старцу; особенно был я одолеваем ложью, оглаголанием и тщеславием. Сильнейшая у меня брань была о священстве, и виделись мне сны, будто я рукоположен во епископа. Авва Сисой не переставал внушать и выговаривать мне, так что от множества укоров и выговоров я убежал от него и пошел в Александрию к родственникам моим по плоти, дабы принять хиротонию и сделаться пресвитером в храме Пресвятыя Богородицы. Когда шел я дорогою, встретил человека высокого роста, совершенно голого, черного цветом, отвратительного видом, малоголового, тонконогого с железными когтями, огненными глазами, толстыми губами, ослиною кожею. Увидав его, я пришел в ужас и запечатлел себя крестом. Но он приблизился ко мне и, обняв меня, часто целовал и говорил: что ты крестишься и бежишь от меня? Ты друг мой, творящий волю мою. За то и я пришел сопутствовать тебе и помочь тебе исполнить волю твою. Не вынося более зловония его, я возвел очи свои на небо и воззвал: Боже! Молитв ради аввы моего Сисоя избавь меня от нужды сей! И вдруг привидение стало женою, весьма красивою и благообразною, которая, обнажив себя, говорила мне: насладись похотей своих, ибо много ты меня упокоивал. Я – вервеплетельщица, и сколько доставляешь мне ветвей, столько и плету. Но молитвы Сисоя отгоняют меня от тебя. Сказав сие, она стала невидима. Тогда я тотчас возвратился к старцу своему и, падши пред ним, рассказал ему и братиям все случившееся со мною. Авва сотворил надо мною молитву, и я остался при нем навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Итак, в древности Церковь требовала, чтобы ее члены каждое воскресенье, если нет препятствий, причащались Святых Христовых Тайн. Как известно, причащению предшествует напряженная духовная подготовка. Но не трудно ли в таком случае приобщаться Святых Тайн каждую неделю? Конечно, это обременительно для тех, кто хочет войти в Царство Небесное, не очень утруждая себя. Однако дело спасения требует от нас постоянных усилий. И особенно они должны быть направлены на то, чтобы причащение стало центром нашей духовной жизни. «Дело Святого Причащения есть дело жизни, — учит святитель Феофан Затворник , — Причащаться или не причащаться значит быть или не быть христианином, жить или не жить во Христе, Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни  ( Ин.6:53 )» 2 . Церковная история знает немало примеров, подтверждающих эту истину. В пустыне близ города Диолка в древности проживало множество монахов. Среди них своей святостью выделялся пресвитер авва Аммон. Однажды во время литургии он увидел около жертвенника ангела, который что-то писал в раскрытой книге. Присмотревшись, пресвитер Аммон заметил, что ангел записывает имена причащающихся монахов, имена же отсутствовавших за Евхаристией вычеркивает. Подвижник подумал: что бы это могло означать? Его недоумение разрешилось через три дня: все, кто отсутствовал за Евхаристией, скончались. Наверное, Господь решил, что больше незачем жить на земле христианам, забывшим свое призвание.  Кто-нибудь может сказать, что этот пример — исключительный случай: если бы все редко причащающиеся христиане умирали, то Церковь была бы крайне малочисленной. Может быть, на самом деле пресвитер Аммон получил от Бога исключительное откровение для назидания верующих, но разве это что-то меняет? Во-первых, и наша смерть, если мы будем уклоняться от причащения, вполне может войти в число подобных нетипичных кончин. А во-вторых, так ли исключителен приведенный пример? Может быть, многие христиане всё же оставляют земной мир раньше времени именно из-за того, что забывают одно из главных дел своей жизни? Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет о том, что вследствие недостойного причащения многие из христиан немощны  и больны и немало умирает  ( 1Кор. 11:30 ). Если это справедливо по отношению к тем, кто принимает Святые Тайны, не очистившись от своих беззаконий, то тем более это верно по отношению к тем, кто вообще перестает приступать к Причастию.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Неужто вы со своими тяжкими трудами, бдениями, безмолвием и аскезой вовсе не сподобляетесь видений? Если это так, значит, в ваших сердцах живут злые мысли, отделяющие вас от вашего Бога, и потому Он не открывает вам Своих тайн». Когда Олимпий поведал об этом старцам, те изумились и сказали в ответ: «Так оно и есть. Нечистые мысли отделяют человека от Бога». 250 Здесь обращает на себя внимание стремление язычников к видениям, которые никогда понастоящему не привлекали христиан, а также смирение монаха, готового учиться даже у язычника. Первоначальная обитель Макария, как полагают, находилась гдето в районе сохранившегося монастыря ДеирэльБарамус (монастыря «римских братьев»), расположенного у западного края долины. 251 Когда число насельников умножилось, он, вероятно, перешел на более высокое место, находившееся за невысоким кряжем у воеточного ее края, возле монастыря, носящего ныне его имя. 252 Кассиан застал в Скиту уже четыре общины или «Экклесии», 253 третья из которых представлена ныне монастырями близнецами аввы Псоя и Сирским, а четвертая – обитель Иоанна Колова находится в запустении уже несколько столетий (местоположение ее известно). 254 Продолжив свое путешествие вниз по Нилу после визита к Антонию, Закхей и Феодор прибыли в Александрию во время возвращения Афанасия из второй его ссылки, когда первого октября 346 года знать и народ, если верить написанному, проходили сотню миль только для того, чтобы встретить своего епископа. 255 Его возвращение вызвало небывалый прилив религиозного энтузиазма и умножение числа пустынников. 256 Вне всяких сомнений, это относится, в первую очередь, к ближайшим к Александрии Нитрии и Скитской пустыни. Впрочем, это явление затронуло всю долину Нила (мы можем попутно заметить, что в этом же году великий затворник Иоанн Никопольский, вероятно, поселился в своей пещерной келье). 257 Этому способетвовала продолжавшаяся проповедь Афанасия. Около 352 года его услышал только что крещеный семнадцатилетний Аммон. 258 Отосланный от некоего заподозренного в ереси фиваидского монаха, за которым он вознамерился было последовать, Аммон был отправлен в Пбоу на тавеннисиотской лодке вместе с Феофилом и Копром, которые везли Афанасию послания Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

____________ 1 Златоуст, Кир. Алек. на Иоан., Ирин. Лугд. 2, глава 39. 2 Аммон., Феод. Мопс. в бесед. (Неем 3:1, 12:39). 3 Алек. Кир. 3, 207, 4 и Аммон. в бесед. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 4-ю по Пасхе. О самопонуждении и смирении (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю расслабленного. В Неделю 4-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский . Неделя 4-я по Пасхе. Воскресенье о расслабленном (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе. Толкования на Апостол из Деяний апостольских, читаемые в Неделю расслабленного (Апостольское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе. Беседа о том, сколь великую силу имеет милостыня (Апостольское чтение) Св. праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том I (Ebahreльckoe чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Проповедь в Неделю о расслабленном (Евангельское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский .  Неделя 4-я по Пасхе. Воскресенье о расслабленном (Евангельское чтение) 4 -ое Воскресенье по Пасхе — 28 апреля 1991 г. Хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего Евангельского чтения. Первое — как страшно слышать, что человек тридцать восемь лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что никого не нашлось, кто бы его пожалел, кто бы ему помог… И то, что случилось с этим человеком, в наше время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге — Живого Бога, потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и в холоде, в одиночестве и в ужасе.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Преп. Нестор, по древнему известию, «не книжный, не тот, что написал летопись о России, а другой». Этот был неученый и рода простого. Оставив свет и мирские хлопоты, он так горячо служил Господу, что, слушая благочестивые поучения, никогда не дремал; молясь, не думал ни о чем другом, как о Боге, и о том, что говорил языком. Он видал при молитвах ангелов и Самого Христа и узнал день своей смерти. Преп. Памво, по древнему известию, «пойманный на послушании монастырском от поган, много от них пострада, не хотячи Христа отврещися». Нужно полагать, что он терпел страдания за веру от татар-язычников. По всей вероятности, это было в 1240 году, когда иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею. Как ни велика была опасность, Памво принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые подвергли его мукам. Освобожденный чудесно от смерти, он почил в затворе. Преп. Феодор молчаливый, избрав молчание путем ко всегдашнему богомыслию и средством удержать себя от согрешения даже и в слове, угодил через это Господу и получил от Него дар чудотворения. Преп. Софроний затворник каждый день прочитывал псалтирь, всегда носил власяницу и еще носил на теле железный пояс. Преп. Аммон затворник много странствовал в свою жизнь. По благословению игумена, путешествовал на святую Афонскую гору и в Иерусалим, ревнуя жизни великих святых отцов; вернувшись, он жил так свято, что для многих служил образцом иноческого жития. Преп. Мардарий затворник, по рукописным святцам, «нестяжательный», по древней надписи «бескелейный». С тех пор, как стал иноком, он старался хранить пост, молитву и послушание, и приучил себя к полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в своей кельи, кроме одежды, которую носил на себе. Преа. Пиор затворник отличался особенно постом и трудолюбием. Преп. Руф затворник, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Преп. Вениамин из богатых купцов обратился к иноческим подвигам размышлением о словах Писания: «яко неудобь богатии внидут в царствие небесное»; раздав все свое богатство, он принял добровольную нищету и постригся в монахи. Святые мощи почивают нетленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В нижнем ярусе на юж. стене - обновленная в нач. XVI в. сцена «Гостеприимство Авраама» и имитация мраморировки; на зап. стене - фриз с изображением 12 преподобных (святые Антоний Великий, Арсений, Евфимий, Аммон Нитрийский, Андроник, Даниил аскет, Феодосий Великий, Иоанн Лествичник, Онуфрий Великий, Макарий Великий, Паисий, Стефан Новый), представленных в рост, фронтально, в монашеских рясах, со свитком в левой руке и крестом в правой (за исключением преподобных Онуфрия и Макария, изображенных обнаженными). Св. Стефан представлен ближе всего к иконостасу - слева от него, чуть ниже общего уровня фриза преподобных и несколько крупнее остальных фигур. В левой руке в соответствии с традиц. иконографией он держит свиток и икону Божией Матери с Младенцем, в данном случае выбран извод Божией Матери Гликофилусы. Справа от иконостаса - образ тронного Христа и предстоящих Ему епископов (видны фрагменты святительских одежд, идентификация изображений невозможна). Далее ряд святителей переходит на вост. стену; здесь 2 фигуры: одна плохой сохранности, не идентифицируется, 2-я - свт. Григория Богослова. Справа от свт. Григория - ниша крестообразной формы, очевидно вмещавшая реликвию Животворящего Креста. По сторонам от ниши - изображения архангелов Михаила и Гавриила в стихарях и с белыми орарями на плечах, с кадильницами (утрачены) и золочеными пиксидами в руках. За ними следуют фигуры неизвестного святителя, св. равноапостольных Константина и Елены по сторонам от креста и др. неизвестного святителя. По манере исполнения все древние росписи Нижнего затвора мон-ря св. Неофита можно разделить на 2 группы. К 1-й относятся росписи алтаря и кельи; согласно надписи, они исполнены мастером Феодором Апсевдом (1183). Стилистически они могут быть отнесены к ориентированному на классические образцы искусству 2-й пол.- кон. XII в., близкому к столичному кругу. Вторая группа, фрески наоса (1197), представляет более упрощенный, суровый, условно «монастырский» вариант того же типа искусства. В целом росписи мон-ря св. Неофита образуют единую стилистическую группу с визант. памятниками кон. XII в. на Кипре; в частности, они близки к фрескам ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192).

http://pravenc.ru/text/2565034.html

Это прежде всего творения Святых Отцов и Учителей Церкви начиная со II века, таких как Игнатий Богоносец , Ириней Лионский , Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Иоанн Златоуст , Блаженный Августин , Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин , Симеон Новый Богослов , Григорий Палама (чтобы ограничиться только этими именами). Из русских дореволюционных авторов полезно читать Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова . Среди современных авторов, чьи книги могут принести огромную пользу, назову прежде всего митрополита Сурожского Антония , архимандрита Софрония (Сахарова) , архимандрита Киприана (Керна) , протоиерея Александра Шмемана . Очень полезно читать жития святых – как древних, так и новых, в особенности жизнеописания отечественных новомучеников и исповедников XX века. Настольной книгой христианина может стать «Добротолюбие» – классический сборник писаний духовно-аскетического содержания в пяти томах. О молитве Никакая религия невозможна без молитвы. В христианстве молитва составляет основное содержание религиозной жизни. Христианин – это человек, который постоянно помнит о Боге. Когда мы говорим о молитве, речь идет не только о том, чтобы, встав с утра, несколько минут помолиться и сделать то же самое вечером перед сном; не о том, чтобы иногда, придя в церковь , адресовать Богу несколько слов, но о том, чтобы постоянно жить в Боге, постоянно помнить о Нем. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). И именно непрестанная молитва является идеалом для христианина. Вы спросите, как можно непрестанно молиться, если человек должен работать, заботиться о ближних и т.д.? Когда мы говорим о непрестанной молитве, здесь имеются в виду не только те минуты, когда мы стоим перед иконами, но молитва как обращенность, ориентированность всей нашей жизни на Бога – то, что в Ветхом Завете называлось «хождением пред Богом». Из Ветхого Завета, мы узнаем, что, например, Енох «ходил пред Богом» ( Быт.5:24 ), царь Давид «ходил пред Богом» ( 3Цар.3:6 ), а вот царь Аммон «не ходил путем Господним» ( 4Цар.21:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

553 Изгнание св. Афанасия произошло в феврале 356 г. при императоре Констанции. Когда этот император скончался, то новым василевсом был провозглашен в ноябре 361 г. Юлиан. Его указом «все, изгнанные в предшествующие царствования, епископы возвращались «в свои города и провинции». Впрочем, этим указом они были обязаны не уважением нового императора к Православию; потому что возвращались все епископы без различия в их образе мыслей; а еще более потому, что Юлиан тогда же объявил свое покровительство религии языческой. Нет! – Он хотел противопоставить свое правление царствованию Констанция, как отличающееся свободою и терпимостью, хотя скоро изменил своему намерению». Вместе впрочими епископами был возвращен в Александрию и св. Афанасий (февраль 362 г.), но вскоре (октябрь 362 г.) он был вновь изгнан. Ибо «сильное влияние Афанасия на город Александрию и на дела отдаленных церквей встревожило Юлиана. От Александрии, еще недавно славившейся своею философиею, которая стремилась поддержать верования язычества, он, ожидал вспомоществования, а не противления своим планам. И епископов он вызывал из заточения, православных и ариан, не для блага Церкви, но для того, чтобы более расстроить ее раздорами и среди несогласий делать, что ему хотелось. Обманувшись в своих ожиданиях, он воспользовался лукавою неопределенности») своего эдикта о возвращенных епископах. Там не было сказано, что они могут вступить в управление своими церквами, хотя никто иначе и. не мог разуметь данного позволения. Итак, вменяя Афанасию в вину, будто бы он самовольно присвоил себе права, у него отнятые прежними императорами, Юлиан дал повеление изгнать его из Александрии немедленно». Горский А. В. Жизнь святаго Афанасия Великаго , Архиепископа Александрийскаго. Сергиев Посад, 1902, с. 99, 106. 554 См.: 1Кор. 3, 1 . Ср. толкование свт. Феофана, говорящего о таких «младенцах» следующее: «У некрещеных и начатка нет духовной, жизни, а у них она есть, они уже возродились в духе, но рожденный в них новый человек – еще в младенчестве, еще вокруг него прорываются проявления плотской и душевной жизни, только эти должны молиться и совсем кончиться, а тот расти и мужать». Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкования Посланий Апостола Павла. Первое Послание к Коринфянам, с. 122. Аммон этой фразой ( μικρν και τι νηπιαζντων ν Χριστ) обозначает, возможно, новоначальных иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Перевод и примечания (кроме специально оговоренных случаев) выполнены святителем Феофаном Затворником . Публикуется по: Добротолюбие. Т. 1. С. 80–101. В т. 40 «Patrologiae graecae» Migne на с. 1065 помещены Praecepta Antonii в 80-ти пунктах. За ними стоят его же: «Spiritualia documenta rugulis adjuncta» и «Admonitiones et documenta varia» – то и другое, очевидно, как дополнение к предыдущему правилу. Так как все изречения, содержащиеся под этими заглавиями, одного рода и по содержанию, и по образу речи, то они сведены здесь воедино и размещаются под особыми рубриками, следуя естественному ходу отшельнической жизни, под заглавием «Устав отшельнической жизни». В конце каждого правила указывается, где найти его в подлиннике. Первые цифры означают: 1 – правило в 80-ти пунктах; 2 – первое прибавление (spiritualia documenta); 3 – второе прибавление (admonitiones). Цифры вторые указывают пункты каждого собрания правил. Эти вторые в подлиннике есть только в первой статье 80-ти правил; нумерация пунктов для двух прибавлений делается по своему счету, что и всякий может сделать, ибо все изречения идут особыми пунктами. Их в первом прибавлении 100, а во втором 73. Конец на с. 1082. 1 Цифры в скобках указывают, где найти данное правило в подлиннике. Подробнее см. с. 677. 2 У древних часы дня считались от восхождения солнца, часы ночи – от захождения. В странах, лежащих близ тропиков, где приращение и уменьшение дня или ночи во все продолжение года невелико, счисление часов не могло чувствительно изменяться от времен года. (Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, примечания взяты из изданий, по которым приводится русский текст. См. комментарии.) 4 В монастыре Святого Саввы за час до утрени дают колокол, и все по келлиям кладут положенные поклоны: 1500 поясных и 150 земных с молитвою Иисусовою. 6 Это не в келлии, а на общих трапезах. Вино обычно виноградное, домашнего изделия, небольшой крепости. 9 Уединенники жили каждый особо от других, но все их раздробленное селение было нечто единое и имело одного главу, как, например, оба Макария (Великий и Александрийский), Аммон (Нитрийский) – соответственно, в Скиту, Келлиях и в Нитрии. Гора Нитрия располагается к югу от Александрии, за Мареотийским озером. Основание пустынножительства в Нитрийской пустыне было положено преподобным Аммоном, который еще по благословению и указанию Антония Великого устроил иноческое житие с более строгим уставом в Келлиях. Отсюда иноки, желающие пребывать в полном уединении и безмолвии, уходили в пустыню Скит, отстоящую от Нитрии на расстояние 24 часов пути. Среди таких подвижников были: устроитель скитского подвижничества Макарий Великий , а также Макарий Александрийский , авва Памво, авва Серапион и другие (подробнее см. раздел «Приложения»). – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010