Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: " Мать моя преставилась! " Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель - Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители. Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки. Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой.

http://pravicon.com/info-2570

Вскоре его перевели в Москву на Крутицы, а потом назначали протоиереем в Архангельский собор; 31 августа 1812 года, перед вступлением Наполеона в Москву, был отправлен в Вологду для временного хранения церковных вещей и документов в местном Спасо-Преображенском монастыре. Там лишился жены, а за нею и единственной дочери и потерял все свое состояние во время нашествия на Россию Наполе на. В 1813 году вернулся в столицу. Третьего апреля 1813 года пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита, Архимандрит Авраамий занимал последовательно должности настоятеля в Златоустовском, Московском Богоявленском и Спасо-Андронневском монастырях. В 1318 году находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 21 июля 1818 года хиротонисан во епископа Тульского и Белевского. С 29 октября 1821 года – архиепископ Астраханский. С 7 мая 1824 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. С 1825 года по март 1857 года состоял присутствующим в Святейшем Синоде в Санкт-Петербурге. Затем 12 лет управлял Ярославской епархией. Согласно прошению, уволился на покой с пребыванием в Ярославском Толгском монастыре, которым управлял в течение восьми лет. Скончался 14 апреля 1844 года на 83 году жизни. Отличался отзывчивостью и заботливостью о нуждах паствы. Не менее заботливо относился преосвященный Авраамий и к управлению делами своей епархии. Пройдя сам все степени церковного служения, он понимал нужды духовенства и всегда готов был прийти на помощь нуждающимся. На Тульской кафедре он пробыл всего три с небольшим года, но оставил о себе добрую память у тульской паствы. Он был внимателен к нуждам пасомых, заботился о бедных, был кротким, добрым (Магистрская диссертация митрополита Алексия (Коноплева) «История Тульской епархии со времени ее учреждения с 1799 до 1917 гол», 1967, часть III, с. 75–77). 30 Возведен в сан архимандрита митрополитом Серапионом в 1817 году (Житие Антония (Смирницкий) , архиепископа Воронежского и Задонского). В «Сказании...» ошибочно написано: «Знакомый ему начальник типографии Антоний (Смирницкий) стал к тому времени уже наместником Лавры», хотя наместником Лавры иеромонах Антоний стал уже 2 январи 1814 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Если влияние апокрифа в этом случае действительно было, то различие между обоими рассказами (главным образомъ заключающееся в содержании клеветы беса на святого), обусловливалось, по моему мнению, историческими воспоминаниями о преподобном Авраамии; на долю таких воспоминаний надо, я полагаю, относить ссору между князем и святым: именно эта ссора не находит себе аналогий в приводимых нами памятниках. В благочестивой легенде гнев князя на святого естественно представлялся результатом действа дьявола, который в конце концов был обличен и посрамлен святым. Это представление могло вызвать воспоминание о несколько аналогичном случае из жития Иоанна Богослова, который уже играл известную роль в легенде об Авраамии. Черты этого эпизода, особенно при устной передаче, могли быть перенесены на первый (т. е. рассказываемый нашим житием), и именно в той мере, насколько они не противоречили исторической его основе, а могли служить ее развитием, дополнением и объяснением. Прочие же подробности, напр., содержание клеветы беса, как несогласные с преданием об Авраамии, не могли быть усвоены его житием. Что касается другого эпизода борьбы святого с дьяволом, то г. Ключевский 66 справедливо указал, что здесь приурочена к Авраамию ходячая легенда, очевидно, очень известная на Руси. Источник ее остается невыясненным; но для жития Авраамия можно считать несомненным заимствование из наличного запаса сказаний, рассказывавшихся на Руси, и именно на севере. Мы встречаем ее в житии новгородского архиепископа Иоанна; что она была популярна и передавалась и устнымъ путем, можно заключать из того, что она до сих пор живет в устах народа, но крайней мере жила на севере до того времени, когда была записана в Пермской губернии и вошла в сборник Афанасьева 67 : „Какой-то архимандрит встал к заутрене; пришел умываться, видит в рукомойнике нечистый дух, взял его да и заградил крестом». Бес просил отпустить его и за это свозил архимандрита (как и арх. Иоанна) в Иерусалим, между утреней и обедней. К Авраамию приурочена лишь часть легенды: бес заключен в сосуде, и крестом загражден ему выход.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Авраамий, не я – твоему монастырю разоритель! Раз во сне Иринарх видит: в келью его входит преподобный Авраамий и говорит: – Что скорбишь, избранное и праведное семя и житель святого рая, – что скорбишь о монастырских выдачах? давай им безвозбранно, ибо они захотели здесь жить пространно, а ты алчешь и наготуешь; и ты в вышнем царствии поживешь пространно и насладишься пищи небесной, а они взалчут во веки. Что же касается здешнего места, то я умолил и упросил Всевышнего Творца, чтобы дом мой был неоскуден монастырскими потребами алчущим и здесь живущим. Пробудившись от сна, Иринарх никого не видал уже. С того времени он утешился и выдавал без всякого сомнения. Однажды, стоя в церкви на литургии, во время Херувимской песни, Иринарх заплакал и зарыдал на всю церковь. Изумленный архимандрит подошел к нему и сказал: – Что ты, честный старец так плачешь и рыдаешь? – Мать моя преставилась! – отвечал Иринарх. Архимандрит удивился его словам и сам прослезился. Еще не окончилась литургия, как пришел к нему брат его Андрей и сообщил, что мать их Ирина преставилась. Взяв благословение у архимандрита, старец с братом своим Андреем отправился в дом родительницы и совершил честное погребение. Вернувшись после погребения матери в Аврамиев монастырь, Иринарх стал размышлять об ином пути спасения: келарское служение ему казалось высоким и почетным, ему же хотелось подвизаться в уничижении и смирении. Оставив Аврамиев Богоявленский монастырь, Иринарх перешел в ростовский же монастырь святого Лазаря и здесь вселился в уединенную келью и прожил в ней три года и шесть месяцев, пребывая в слезах и молитвах скорби и тесноте, терпя голод, ничего не вкушая подряд по несколько дней. Здесь часто навещал его преподобный Иоанн юродивый, и оба подвижника находили себе утешение в духовной беседе. Старец Иринарх неопустительно посещал церковь Божью и часто ходил в соборную церковь Пресвятой Богородицы и молился со слезами. Раз возвратившись с церковной службы, он сидел в своей кельи и молился со слезами и воздыханием страстотерпцам Христовым Борису и Глебу и взывал:

http://pravoslavie.ru/118853.html

Радуйся, от утробы матерней Богом предъизбранный; Радуйся, благоволением Сына Божия от нечестия ко благочестию от юности призванный. Радуйся, пламенную любовь ко Христу явивый; Радуйся, иноческое житие до конца возлюбивый. Радуйся, языческаго нечестия ревностный обличителю; Радуйся, добрый ревнителю христианская веры. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 1 Избранный добродетелей подвижниче и учения Христова проповедниче, преподобне отче Аврамие, похвальная восписуем ти по достоянию; ты же, яко имеяй дерзновение ко Христу Богу нашему, способствуй нам твоими молитвами спастися от всяких скорбей и бед и озлоблений, да зовем ти: Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Молитва преподобному Аврамию Ростовскому О, преподобне отче наш Аврамие! Не забуди нас, но поминай всегда во святых твоих и богоприятных молитвах стадо твое, еже сам собрал еси, и моли за ны, чада твоя, отче священный, яко имеяй дерзновение ко Господу; не мним бо тя мертва суща, аще и преставился еси от нас, пастырю наш добрый. Се мощи твоя святыя пред очима нашима, святая же твоя душа, со ангельскими безплотными лики Престолу всех Царя предстоящи, достойно веселится. Испроси убо нам время на покаяние, яко да возможем невозбранно прейти от земли на небо, и вечныя муки избавившеся, Небеснаго Царствия наследники будем со всеми праведными, от века благоугодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815). прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830).

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

На стр. 148 автор говорит, что благодаря хищничеству князей, в Московском Успенском Соборе очутились: икона Спаса из покоренного Новгорода, из Владимира икона Одигитрии, из Пскова икона Псково-Печерская и проч. Но тут автор, не только дерзко выражается, но и искажает исторический факт. Икона Божией Матери Владимирская никогда не называлась Одигитриею. Так именуется Смоленская икона. Великий князь Василий Дмитриевич в 1395 году велел Митрополиту Киприану взять из Владимира св. икону Божией Матери в Москву по случаю нашествия Тамерлана для народной молитвы пред иконою о помощи Царицы Небесной против страшного врага. Действительно в тот самый день и час, когда народ сретил в Москве св. икону Владимирскую и молился пред нею, Тамерлан внезапно отступил от пределов Российских. После сего Великий князь повелел св. икону Божией Матери, как видимое знамение заступления Ею столицы Русского Царства и с нею всей России, оставить навсегда в Москве в Успенском Соборе. На стр. 104 говорится об открытии мощей СвяТит.еля Ростовского Исаии и о житии его, в котором между прочим сказано, что мнози же и чудеса быша тогда (при открытии мощой его) от святого тела. При этом автор странно и голословно замечает: какие чудеса и сколько их, об этом ни слова не сказано, что прямо свидетельствует, что это не больше, как обычный житийный литературный прием, а не исторический факт. —81— На стр. 107 о св. Авраамии, Архимандрите Ростовского Богоявленского Монастыря говорится, что житие его, которых насчитывают до трех редакций, явилось не ранее XV века, когда жизнь этого святого успела уже принять легендарный характер. В этих легендах, которые в последующее время соединились с именем преп. Авраамия, весьма трудно разобраться. Итак, житие преподобного Авраамия, по мнению автора, наполнено легендами. На стр. 118, говоря о местном почитании святых, автор рассуждает так: первое время память того или другого святого совершалась только в монастыре или городе, где подвижник жил и подвизался. Здесь (приводятся слова профессора Ключевского) в монастыре в кругу старцев, хранителей преданий, жизнь почившего подвижника рано получала то благоговейно настраивающее гиперболическое освящение, в котором черты его, теряя мелкие подробности, сливались в величественный образ его, как человека весьма строгой примерной нравственности. Значит жития русских святых, которыми так назидается народ наш, страдают преувеличением и не заслуживают полной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Крест сребропозлащенный чеканной работы; на нем распятие Господне литое, с венцом, а по сторонам предстоящие; вверху Господь Саваоф. Внутри креста, как видно из надписи на задней стороне его, заключаются частицы святых мощей: 1) Святых Кирика и Улиты; 2) Святого Исайи Ростовского; 3) Преподобного Авраамия Ростовского; 4) Святых Князей Муромских Феодора и чад его Давида и Константина; Святых Князей Ярославских Василия и Константина. г) Из числа трех сребропозлащенных сосудов одни сделаны в 1768 г., а другие в 1779 году. д) Ковчег серебряный, по местам позлащенный, на 4 ножках; на нем вверху изображено Распятие, внизу – Положение во гроб. Для хранения святых даров сделаны два выемных сребропозлащенных ящика. Крест литой гладкий позлащен. Весу в нем два фун. 90 зол. Позади надпись: «1779 года вклад г. Коллежского Асессора Афанасия Абрамовича Гончарова». е) Блюдо серебряное овальное, с изображением на средине святой Троицы, а на полях четырёх Херувимов; на нем означен 1791 год. Из старых описей видно, что оно сделано из привесок, взятых в Крестовской часовне, при Игумене Феофане. Весу в нем 75 золотников. ж) Кадило серебряное, чеканное, с тремя Херувимами, с четырьмя цепочками и одним кольцом серебряным же, без пробы, весом 1 фун. 45 зол. По старым описям значится: «Кадило серебряное, большое, старое, в нем весу 1 фун. 20 зол”. На нем резная надпись: «Лета 7185 (1677) мая в 1 день построено сие кадило на монастырскую казну в дом чудотворца Лаврентия, что в Калужском уезде, при Игумене Матфее». Надобно полагать, что это кадило одно и тоже с описанным выше, перелитое в последствии, с добавлением веса. Панагия, присланная в дар от Митрополита Ионы, с изображением на финифти святой Троицы, коронующей Божию Матерь, а внутри оной мощи св. мучеников, убиенных в Иверии в первый день Пасхи. Украшена ободочками, одним золотым цированным, а другим из половинчатого настоящего средней величины жемчуга, и третьим из 16 круглых запонок, лучших французских стразов, внутри коих кресты, составленные: 8 из бирюзы и 8 из рубинов; в середине каждого из сих крестов вставлено по одному самому мелкому камешку: в бирюзовые гранатовому, а в рубиновые стразовому.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Авраамиевский скит. Церковь Спаса Всемилостивого. Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Всемилостивого Год постройки:между приблизительно 2014 и 2022. Архитектор:Анисимов А.А., Носкова Е.И., Меньшова А.В. Адрес: Республика Карелия, Сортавальский район, Валаамский архипелаг, Емельяновы острова Координаты: 61.339547, 31.00443 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Житие преподобного Авраамия Ростовского, память которого празднуется 11 ноября по новому стилю, – одно из свидетельств древности Валаамской обители. Согласно житию, будущий валаамский подвижник родился во времена Крещения Руси в семье язычников. С детства был прикован болезнью к постели. Услышав от новгородских купцов о Боге, юноша стал молиться и ощутил себя здоровым. После исцеления он отправился в новгородские монастыри, а оттуда – на Валаам, где подвизался в трудах и молитве. По иному преданию, преподобный Авраамий пришел в Валаамскую обитель еще язычником, в 960 году за 28 лет до Крещения Руси, где впоследствии крещен и пострижен в монашество. Далее он основал Ростовский Богоявленский монастырь, где был архимандритом. Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на Валааме существовало монастырское братство, управляемое игуменом. До первого разорения на острове существовала обитель в честь Пресвятой Троицы. В этом году исполняется 1055 лет после монашеского пострига преподобного Авраамия Ростовского на Валааме. Сейчас на острове ведутся работы по восстановлению исторического скита в его честь. " Восстановление и развитие валаамских скитов – очень важная задача, которую нам поставил Патриарх, – рассказывает игумен монастыря Преосвященный епископ Панкратий. – Святейший Патриарх отметил, что Валаам снова должен стать " Северным Афоном " . Характерной особенностью Валаамского монастыря является то, что здесь существовали все формы монашеской жизни: общежитие – когда братия вместе проживает, участвует в богослужениях и послушаниях; скитская жизнь – более уединенная, молитвенная, отличающаяся строгим уставом; а также отшельничество – пустынножительство, пребывание в непрестанной молитве " .

http://sobory.ru/article/?object=56593

Более того, в грамоте говорится, что иноки снабжали ратных людей подводами и «одолжали великим долгом». Очевидно, имеется в виду помощь во время военных действий против шведов в Финляндии «зимою 1592 года» 1246 . Царь своею грамотою освободил монастырь от повинностей, предоставив ему льготы. Таким образом, преподобный Серапион по крайней мере дважды, в 1585 и 1595 гг., с пользой для обители посетил стольный град Москву, где в свое время принял святое Крещение, отвергшись мусульманства. Подвизаясь добрым подвигом, он был примером для монастырской братии в стяжании монашеских добродетелей, и Господь наградил его долгой жизнью. Последние годы своего многотрудного жизненного пути святой старец посвятил усиленной молитве, уготовляя себя к блаженной вечности. «В 1608 г., по прошению отягченного старостию подвижника, поставлен был в игумена обители Авраамий, ученик его. Блаженный Серапион скончался 27 июня 1611 г., оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители своей» 1247 . Сохранились сведения о посмертных чудесных явлениях преподобного Серапиона Кожеезерского 1248 . Дата канонизации святого неизвестна. Е. Е. Голубинский помещает его имя в своем труде в «Списке усопших, на самом деле почитаемых», ссылаясь при этом на его Житие в Четьи-Минеи архиепископа Филарета Гумилевского 1249 . В этом списке Е. Голубинским помещены такие, например, имена: преподобного Варлаама Керетского (XVI в.; пам. 6 нояб.), преподобного Герасима Болдинского (†1554; пам. 1 мая), преподобного Диодора Юрьегорского (†1633; пам. 20 нояб.), благоверной Евдокии (†1407; пам. 17 мая), супруги князя Димитрия Донского; преподобного Иринарха Ростовского (†1628; пам. 17 июля), преподобного Мартирия Зеленецкого (†1603; пам. 1 марта) и др. Архимандрит Леонид (Кавелин) сообщает о преподобном Серапионе следующее: «Есть житие и служба, в которой другой канон «Творение Макария, Митрополита Гревенского» (который был заточен в Соловки в 1666 году). Составителем жития считается инок Боголеп, постриженник Кожеезерского монастыря» 1250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf Июнь 23 Собор Владимирских святых Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707); архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627); епископы: Феодор († 1023), Симон († первая пол. XII в.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Митрофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор Муромские (XII в.), Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав († 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Федор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV в.). Преподобные: Никита Переяславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосий († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаил-верижник Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV в.), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переяславский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713). Преподобные жены: Мария (в иночестве Марфа) († 1206), Феодосия (в иночестве Евфросиния) († 1244), Евфросиния Суздальская († 1250), Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская († 1378), София († 1542), Феодосия Муромская (XVII в.). Мученики: Авраамий Болгарский († 1229), Митрофан архиепископ († 1238), Патрикий священномученик († 1411). Праведные: Георгий и Иулиания Муромские († 1604), Карп Медушский, Ковровский (XVII в.), Савва Мошокский († 1592). Блаженные, Христа ради юродивые: Киприан († 1622), Евдокия († 1776), Парфений († втор. пол. XVI в.) Суздальские. Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобные Преподобные Антоний и Иоанникий подвизались в обители преподобного Иосифа Заоникиевского († 21 сентября 1612 г.) и были после него игуменами. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010