В настоящее время строения в монастыре сем находятся следующие: 1 . СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Богоявления Господня, от чего монастырь именуется и ещё и Богоявленским, с приделами во имя Преподобного Авраамия и св. Иоанна Богослова, построена в 1553 году Царём Иоанном Васильевичем. В соборе сем почивают мощи Пр. Авраамия поверх земли в серебро-позолоченной раке, при коей находится крест от того жезла 1 , которым Преподобный Авраамий сокрушил вышеупомянутого идола Велеса. Св. мощи Преподобного обретены по свидетельству с совосследованием Псалтири в 6518/1010 году, Октября 29. В рукописи же, хранящейся в том монастыре, сказано что «в том 6518 году Октября 29 дня святые мощи его положены были подле алтаря на правой стороне, гроб же его явился и обретены св. мощи нетленными в дни Великого Князя Всеволода Юрьевича Владимирского, внука Мономахова. 2) ЦЕРКОВЬ во имя Введения Пресвятой Богородицы. 3) ЦЕРКОВЬ над святыми воротами во имя св. Николая Чудотворца. Построена бывшим Ростовским помещиком Алексеем Мещериновым в 1691 году. 4) КЕЛЬИ Настоятельские каменные, а братские деревянные. 5) ОГРАДА вся каменная. Этот монастырь был прежде степенью первым в Ростовской Епархии и управлялся Архимандритами. До учреждения Штатов за ним было 1.413 душ крестьян, а с того времени находится он во втором классе. Прибавление из VI тома См. дополнение в ч. V, от стр. 718 2 Авраамиев Галицкий Новозаозерский монастырь См. Новозаозерский Авраамиев. Авраамиев Городецкий Чухломский монастырь См. Городецкий Авраамиев Чухломский. Авраамиев Смоленский Училищный монастырь Мужской 2 класса. Находится внутри города Смоленска, именуется он Авраамиевым по имени первого Архимандрита, бывшего в оном, а Смоленским – по городу. Строением начат монастырь этот в начале двенадцатого по Р. X. столетия при Великом Князе Смоленском Мстиславе, сыне Владимира Всеволодовича Мономаха, трудами и попечением первого Епископа Смоленского Игнатия, жившего около 1128 года. Но после от нашествий Поляков был разорён. По возвращению же Смоленска под Российскую державу вновь устроен Государем Царём Алексеем Михайловичем; и как в грамоте от оного Государя 1658 года, Марта 24, к Боярину и Воеводе Князь Петру Алексеевичу Долгорукому значится, велено быть Архимандрии; вследствие чего и посвящён был туда Архимандрит Аарон. В 1732 году учреждена в нём Семинария при Преосвященном Епископе Гедеоне, и с того времени Авраамиевский монастырь именуется училищным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В Ростове все ещё продолжалась борьба с язычеством. Первые епископы, греки, бежали от ярости язычников в Грецию. Третий епископ, родом русский, святой Леонтий не бежал от вверенной ему паствы, хотя язычники и его выгнали из города. Оставив старое поколение, закореневшее в язычестве, он обратился к молодому, – поселившись за городом, стал привлекать к себе детей и учить их. Язычники взволновались против него и однажды большой толпой пошли убить святого, но, когда он вышел к ним в своем святительском облачении, с крестом в руках, окруженный клиром, они не имели духа исполнить своего намерения. Сильное наставление святителя так подействовало на толпу, что многие тут же изъявили готовность креститься. После этого Леонтий стал действовать успешнее не только в Ростове, но и в окрестностях. Подвиги его, однако, кончились мученической смертью (около 1070 г.). Преемник его (1077 г.), святой Исайя, киевский уроженец и постриженник Печерского монастыря, ходил с проповедью веры по всей Ростовской и Суздальской земле, крестил народ, ниспровергал идолов и строил церкви († 1089 г.). В конце XI же века прибыл в Ростов русский инок преподобный Авраамий и поселился в хижине на берегу озера Неро. В Ростове вся чудская окраина еще поклонялась тогда идолу Волоса. Авраамий долго учил народ и молился об его обращении. Святой Иоанн Богослов, явившись ему в видении, дал ему жезл на сокрушение идола. На месте сверженного истукана Авраамий основал Богословский монастырь, в котором и был первым архимандритом. В XII веке, благодаря трудам святых Леонтия, Исайи и Авраамия, Ростов был уже весь христианским городом. Вместе с тем христианство успело крепко утвердиться по всей Ростовской земле и в Суздале с его областью. В Муроме сопротивление язычников христианству было еще серьезнее. Язычество поддерживалось здесь самой глушью этого края, населенного дикой муромой и мордвой. После святого Глеба здесь не было даже особого князя до самого конца XI в., когда на Муромско-Рязанское княжество приехал сын Святослава Черниговского Ярослав-Константин, родоначальник рязанских князей и просветитель этого края. Он прибыл в Муром с детьми Михаилом и Феодором, с духовенством и целой колонией христиан. Язычники встретили его с оружием и убили княжича Михаила. Ярослав занял город и велел строить в нем церкви. Усердие его к обращению жителей в христианство долгое время только усиливало упорство их в язычестве. Однажды, раздраженная ревностностью князя, толпа язычников собралась ко двору его с намерением убить его. Святой князь неустрашимо вышел к ней один с иконой в руках. Мятежники были поражены чудесным ужасом и просили крещения. В назначенный день на Оке произошло такое же крещение народа, как в Киеве при святом Владимире. После этого труды Ярослава в пользу святой веры сделались успешнее. До самой смерти († 1129 г.) он занимался обращением язычников и строением по своему княжеству церквей и монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Феодор, епископ Ростовский (+1023) — 21 июня Феодосии, митрополит Московский и всея Руси (+ после1464) — 7 сентября Филарет, митрополит Московский (+ 1867) — 2 декабря Филарет, митрополит Киевский (+1857) — 3 января МУЧЕНИКИ Василий Мангазейский (+1602) — 4 апреля Св. кн. Борис Ростовский (+ 1015) — 15 мая и 6 августа Иоанн младенец, мученик Угличский (+1663) — 8 июля Преподобномученики Адриан Пошехонский (+1550) - 18 марта Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею (t1609) - 23 апреля Антонин, игумен Покровский, Герасим, архимандрит; Евфимий и Варсонофий, священноиноки; иноки Макарий, Матфий, Вассиан Гурии, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет,Геласий, Вассиан,Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосий, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с нимии 1000 мучеников-мирян, Угличские (+1609) — 6 июня . Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братий и 200 мучеников-мирян, Угличские (+1608) —14 октября Преподобные Авраамий Ярославский, игумен Преображенского монастыря (t после 1219) —15 мая и 6 октября Авраамий, архимандрит Ростовский (+ок. 1073—1077) — 11 ноября Адриан Угличский (+ после 1504) — 8 сентября Антоний Оптинский (+ 1865) — 20 августа Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший (1395) — 25 сентября Боголеп Угличский (XVI) — 4 сентября Варлаам Улейминский, Угличский (t после 1460) — 5 июня Вассиан Угличский, Рябовский — 4 сентября Священномученики Александр, пресвитер Большесольский (Поздеевский, 1868—1940) — 25 октября Александр, пресвитер Брейтовский (Петропавловский, 1884—1937) —17 ноября Александр, пресвитер Угличский (Абиссов, 1873-1942) - 21 февраля Александр, пресвитер Ярославский (Елоховский, 1858—1918) — 16 сентября Алексий, диакон Петропавловский (Введенский, 1903—1937) — 26 августа Алексий, пресвитер Диево-Городищенский (Великосельский, 1865-1918) — 12 сентября Андрей, пресвитер Даниловский (Добрынин, 1874—1938) — 21 февраля

http://pravicon.com/info-3614

Радуйся, пустынное житие о Бозе возлюбивый; Радуйся, древним пустынно добрый подражателю жителем. Радуйся, искушений лукаваго врага крепкий борителю; Радуйся, в трудех и подвизех рано Господеви Богу послуживый. Радуйся, яко в посте и молитвах выну пребывал еси; Радуйся, яко с непрестанным бдением и Богохвалением безплотным поревновал еси. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 6 Проповедует радостно град Ростов великие труды твоя и подвиги, блаженне Аврамие, яже подъял еси, егда языческое нечестие разрушаше и в сердцах людей истинную веру и благочестие насаждаше; единем бо того желанием горяше, да всех приведеши ко Христу и научиши вкупе с тобою воспевати Ему: Аллилуиа. Икос 6 Возсия паче солнца богоугодное житие твое, всехвальне отче Аврамие, и якоже звезды небесныя, озариша добродетели твоя землю Ростовскую, о них же и мы благодаряще Христа Бога, давшаго ти таковую благодать, восхваляем тя сице: Радуйся, звездо, во тме греховней заблуждшим светящая; Радуйся, лествице, возводящая последующих ти по степенем добродетелей от земли на небо. Радуйся, яко равноангельскому житию всех образом жития твоего учиши; Радуйся, яко страсти греховныя подражающих ти побеждати руководиши. Радуйся, образе истиннаго смирения; Радуйся, зерцало истиннаго самоотречения. Радуйся, преподобне отче Аврамие, великий и преславный Ростовский чудотворче. Кондак 7 Хотя Преблагий Бог утешити тя в скорби твоей и о людех, в зловерии язычестем погибающих, блаженне Аврамие, посла на помощь к тебе возлюбленнаго ученика Своего Иоанна Богослова, яко да укрепит тя к низложению сквернаго идола Велеса, ты же, жезлом от него вооружен и верою утвержден, в дерзновении мнозе возопил еси Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новаго веры ревнителя, якоже Николая Мирликийских святителя, видим тя, богоносе отче Аврамие; яко же бо той, ревностию Божественною распалаем, капище языческо в Ефесе разсыпа до основания, сице и ты богомерзскаго идола Велеса во граде Ростове силою крепкою сокрушил еси; сего ради по достоянию приими от нас похвалы сицевыя:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Инокиням в Варницах пришлось тяжело. Испытывая недостаток во всем, начиная с дров и пропитания, они в том же 1725 году обратились к владыке Георгию с просьбой перевести их обратно в Рождественский монастырь. Ходатайство было удовлетворено, однако не сразу. Шесть лет сестры переносили невзгоды, подвизаясь в бедной, удаленной от города обители. В 1731 году в Троице-Сергиев Варницкий монастырь вернулись монахи. В 1770 году началось строительство каменного собора с колокольней, освященного в 1771 году во имя Святой Троицы (как и прежний, деревянный, храм). В 1829 году в монастырской летописи впервые встречается упоминание о новой Введенской церкви — в связи с приездом архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама, осматривавшего ее. В 1892 в память 500-летия преставления преподобного Сергия вблизи монастыря с южной стороны выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства Ярославской епархии и странноприимный дом. Постройки созданы на деньги разных благотворителей, первым из которых был ярославский владыка Иоанафан, Варницкая обитель внесла 1 тысячу рублей. Запись эта показывает, помимо всего прочего, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить. 1923 год. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита, а 26 февраля 1924 г. архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря. В 1995 году монастырь был возвращен Церкви. В 1989 г. была зарегистрирована церковная община из 111 граждан, проживающих в поселке Варницы. Церкви были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ Варницкого монастыря. Насельниками Троице-Сергиевой Лавры они были отремонтированы. В 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II и по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Троице-Сергиевская Лавра взяла Варницкую обитель под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Первым настоятелем монастыря был игумен Борис (Храмцов). При нем была сделана объездная дорога вокруг монастыря. Церкви была возвращена часть монастырских помещений.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Сергиев...

Чтобы более смирить преп. Иринарха, ненавидяй добра диавол научил игумена дать преп. Иринарху другое послушание вне монастыря, чрез которое он был лишен присутствия в церкви. Преп. Иринарх сильно начал сетовать на удаление его от храма Божия. Не снесши такого притеснения решился удалиться из Борисоглебского монастыря в какой-нибудь Ростовский монастырь. Идя дорогою в Ростов, на пути встретил множество зверей, волков и медведей, скрежетающих на него зубами, желая устрашить преподобного. Но он, оградив себя крестным знамением, сотворил молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного и избави мя от звериного зияния». И звери все тотчас исчезли. После сего преп. Иринарх уже благополучно дошел до Ростова, и прямо пошел в Авраамиев монастырь. Здесь Архимандрит принял его в свой монастырь с радостию и поручил ему исполнять келарскую должность, которую преп. Иринарх проходил с особенным усердием, не оставляя впрочем и церковных служб. Братия Авраамиева монастыря и прочие служители брали всякие монастырские потребности, без всякой меры и страха, кто сколько захотел; чрез что монастырское имение расточалось. Преп. Иринарх тяжко о сем вздыхая, стал преп. Авраамию молиться так: «Преподобне отче Авраамие! не я твоему монастырю разоритель». Вскоре после сего в сонном видении является ему преп. Авраамий и говорит: «Что, избранное и праведное семя, житель святого рая, скорбишь о монастырском давании? Давай им безвозбранно. Они здесь хотят пространно жить, а ты алчешь и наготуешь, да в небесном царствии пространно поживешь, и насладишься небесной пищи, а они там взалчут во веки. А здесь я умолю и упрошу Вышнего Творца, чтобы дом мой не был алчен, и здесь взимающим не оскуден был потребами монастырскими». Преп. Иринарх, пробудившись от сна, осмотрелся кругом и никого не видал. Словами же, сказанными ему в сонном видении преп. Авраамием, утешился и с тех пор стал давать братии все потребное без всякого сомнения. §8. О преставлении его матери Однажды преп. Иринарх, стоя за Литургией в Богоявленском Авраамиевом монастыре, во время Херувимской песни так сильно заплакал и зарыдал в церкви, что Архимандрит вынужден был к нему подойти и спросить: «О чем ты, отче, так сильно плачешь и рыдаешь?». О том, сказал ему преп. Иринарх, что мать моя сейчас преставилась. Архимандрит, видя его неутешно плачущим, и сам прослезился и вместе удивился, как сем старец мог провидеть, стоя в церкви, смерть своем матери. – Вскоре после сего за Литургию приходит в церковь его родной брат Андрей и говорит ему, что наша мать сейчас умерла. – Преп. Иринарх, испросив благословение у Архимандрита, пошел по окончании Литургии с своим братом похоронить свою мать. §9. О жительстве преп. Иринарха в Ростовском Лазаревом монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Ростове, на берегу озера Неро; состоит под управлением архимандрита. Основан в 990 году св. Авраамием, на том месте, где стояло капище обажаемого дотоле Ростовцами Велеса, кумир которого он сокрушил данным ему, в сонном видении, от Апостола Иоанна Богослова, жезлом. Сей святой, устроив обитель, был в ней первым архимандритом. Здесь три каменные церкви: 1) Соб., Богоявления Господня, построена новая вместо древней царем Иоанном Васильевичем, в 1553 году, по взятии Казани. При ней два придела: один св. Авраамия Ростовского, где и мощи его почивают, а другой Апостола Иоанна Богослова. 2) Теплая, Введения Божией Матери. 3) Николая Чудотворца, над св. вратами, построенная в 1683 году помещиком Алексеем Мещериновым. – В обители хранится крест от того жезла, которым св. Авраамий сокрушил каменный идол Велеса; самый же жезл, лежавший дотоле в гробнице Преподобного Авраамия, взят, в 1552 году, царем Иоанном Грозным, как необоримое оружие к покорению врагов, в то время, когда он пред Казанским походом посетил Богоявленскую обитель. В сем монастыре был Архимандритом св. Игнатий, хиротонисанный в 1262 году во епископа в Ростов. Здесь же, в особой палатке, погребены Афанасий юродивый и Пимен затворник, которых память уважается и доныне. БОРИСОГЛЕБСКИЙ, НА УСТЬИ, муж. 2 класса, в 15 верстах от уездного города Ростова, на берегу реки Устьи; находится под управлением архимандрита. Основан в 1363 году при зяте Иоанна Калиты, Ростовском князе Константине Васильевиче, праправнуке в. к. Константина I, по благословению св. Сергия Радонежского, Старцами Феодором и Павлом. Здесь ныне шесть каменных церквей: 1) Соб. князей Бориса и Глеба, настоящее здание коей воздвигнуто по повелению в. к. Василия IV, в 1522 году; в ней находятся гробницы строителей Феодора и Павла, которых память чтится и доныне, как иноков благочестивых; в особой же палатке, близ паперти, почивают мощи Преподобного Иринарха затворника; он здесь, в обители, приняв иночество в XVI веке, провел в уединенной кельи 38 лет. 2) Благовещения Пресвятой Богородицы, теплая. 3) Сергия Родонежского, над св. вратами; 4) Сретения Господня, над другими вратами. 5) Собора Иоанна Предтечи, под колокольнею. 6) Покрова Богородицы при кельях, построенных для приезда архиереев. Кругом сей обители ограда с башнями каменная, древнего построения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Из надписей, которыми в старину изобиловала Преображенская церковь , сохранились не многие. Маляры, при каждом удобном для них случае, нещадно изглаждали их, чтобы дать место, если не фантазии своей, то именам и прозвищам своим. Вот сущность надписей след которых не изглажден еще: 1 . Обновлена подписью сия церковь Боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа в лето 7071 (1563), при Благочестивом Государе Царе В. Князе Иоанне Васильевиче всея России Самодержце. 2 . Во славу Св. единосущные и нераздельные Троицы Отца и Сына и Св., Духа, повелением Благочестивейшия Великия Государыни Императрицы Екатерины Алексиевны Самодержицы Всероссийской, благословением Святейшего Правительствующего Синода и Преосвященного Самуила Архиепископа Ростовского и Ярославского, иждивением от ее Императорского Величества, всемилостивейше пожалованным при архимандрите Иоиле, в лето 1781-е обновлено в сей Преображения Господня церкви стенное письмо. Надписи сии, представляемые нами здесь с некоторыми сокращениями, желающий может прочесть в столповых клеймах. К сожалению, сим только и должна ограничиться любознательность читателя; ибо все другие старинные надписи давно изглаждены. Так, было некогда начертано на иконостасе, что он построен резным художеством и позлащен во храме Преображения Господня, при державе Благочестивейшего Государя Царя и В. Князя Петра Алексиевича всея России Самодержца, по обещанию стольника и вкладчика Григория Андреевича Племянникова, за здравие свое и супруги своея Марфы Артемьевны и сына своего Петра Григорьевича, при архимандрите Иосифе в лето 7218 (1710). Надпись эта исчезла вместе с иконостасом, который заменен нынешним, с сохранением впрочем, как выше сказано, древних икон, украшавших искони и доныне украшающих собою не только церковь , но и прилегающую к ней Духовскую часовню. III. Церковь Св. Чудотворцев К Преображенской церкви с южной стороны прилегает церковь Св. Благоверных Князей Феодора и чад его Давида и Константина. Церковь эта, строенная Архиепископом Авраамом и им же освященная в 1831 году, заменила собою Чудотворскую и придельную во имя Преподобного Михаила Малой на, которые освящены были в 1612 году, при державе Михаила Феодоровича. Но и они, в свою очередь, не первые на месте сем явились, а созидалися на основаниях гораздо древнейшей Входо-Иерусалимской церкви, заложенной в 1218 году, т. е. лет за восемьдесят до блаженной кончины Преподобного Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

596. Авраамиев – Богоявленский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), при гор. Ростове, Ярославской губ., у самого въезда в Ростов, с сев. от Ярославля, на левой стороне дороги, близ Ростовского оз. Основан преп. Авраамием, просветителем Ростовской области, но когда – неизвестно. Некоторые полагают, основываясь на житии преподобного, что он начал существовать с X ст. (990 г.), чего решительно невозможно допустить, как потому, что и гораздо позднее язычество еще существовало в Ростове, что видно из жития св. Исаии, так и потому, что во времена преп. Авраамия Великие князья жили уже во Владимире на Клязьме, что не могло быть ранее времен Андрея Боголюбского (XII ст.) или по крайней мере Владимира Мономаха (XI ст.), основавшего гор. Ростов и часто ездившего в Ростов. и Суздальск. области. В «Ист. Росс. Иерар.» (V, 722) сказано, что Авраамий скончался в 1010 г., Ключевский допускает время святительства Авраамия к 1073–1077 год., а преосв. Макарий относит кончину к 1045 г. В соборном храме во имя Богоявления, построенном в 1553 г., открыто почивают мощи преп. Авраамия, память коего чтится 29 октября; они обретены при Вел. кн. Всеволоде Георгиевиче (1176–1212 г.), внуке Мономаха; в ногах мощей лежит архимандричья шапка преподобного, невысокая, вышитая по камке золотом и опушенная мехом. Тут же в соборе находится икона Корсунской Бож. Матери, составляющая дар Иоанна Грозного. В монастыре погребены местно-чтимые за благочестие Афанасий Юродивый, Пимен затворник, живший в XVII ст., архим. Иосиф, управлявший монастырем 38 лет и скончавшийся в 1775 г. 21 мая, схимонах Сысой, родитель митроп. Ионы. Архим. Иустин, “Опис. Ростов. Богоявл. Авраамиева м-ря», Яросл., 1862 г.; “Полн. собр. лет.», I, 204; “Ист. Росс. Иер.», III, 63; V, 718; Ратшин, 550; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 136; “Опис. монаст.», 1817 г., 1; “Словарь ист. о свят.», 3; Проценко, “М-ри в России», 3; Ключевский, “Жит. свят.», 26, 197, 462; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.» 1847 г., 2, 45; Журавлев, “Путев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Церковь размещается в первом ярусе монастырской звонницы, стоящей к с юго-востоку от церкви Ярославских Чудотворцев. Первоначально двухшатровая, звонница надстроена в 1809 г., венчающая ротонда поставлена в 1824 г. Первоначально Происхожденская (Спасская), церковь была упразднена в конце XVIII в., восстановлена в 1825 г., переосвящена в Печерскую в 1860 г. в честь чудотворной иконы, написанной на стене здания. С юга к церкви были пристроены приделы Нила Столобенского (1877) и Святых Праотцев (1896). В 1918 г. повреждена обстрелом, в 1920-х г.г. разобраны поздние приделы. В настоящее время принадлежит музею. Церковь под звонницей Спасо-Преображенского монастыря изначально была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. В 1680-х г.г. при архимандрите Алимпии церковь была украшена стенописью. В XIX в. она дважды поновлялась. Отдельные фрагменты живописи XIX в. сохранились на восточной стене, отделяющей высокое и светлое помещение главного храма от низкого и полутемного алтаря. Здесь написан на стене иконостас, включающий местный, праздничный, деисусный и пророческий ярусы. В местном ярусе помещены изображения Алексея Человека Божия, Богоматери Тихвинской, Распятия и Происхождения Честных древ. Подобные «рисованные» иконостасы обычные для ростовских церквей времен Ионы Сысоевича, являются большой редкостью в стенописях Ярославля. Такие же иконостасы, написанные на стене, имелись в ярославской церкви Петра Митрополита и Владимирской Богоматери на Убогих Домах. На стене южного придела написаны «Николай Чудотворец», «Богоматерь Печерская», «Вседержитель на троне» и «Ярославские князья Федор, Давид и Константин», во втором ярусе «Праздники», вверху в овальных медальонах погрудные изображения апостолов со свитками в руках. В самом верху в люнетах «Похвала Богоматери», «Царица небесная» и Знамение " . В 1824 г. по распоряжению архиепископа Авраамия в церковь Происхождения Честных древ был устроен бронзовый иконостас (не сохранился). В 1860 г. живопись церкви была основательно переписана. Эта реставрация проводилась по распоряжению архиепископа Нила, задумавшего сделать храм своей усыпальницей. Стены храма, за исключением алтарной преграды, были заново оштукатурены и расписаны в академической манере художником Егором Константиновичем Дьяконовым. На своде написаны Новозаветная Троица и 7 ангелов с орудиями страстей, на стенах в трафаретных рамах, имитирующих колонные портики и лепнину, «Преображение», «Преподобный Нил», «Преподобный Сильвестр» и «Ярославские чудотворцы». После завершения реставрационных работ, 30 октября 1860 г. церковь Происхождения Честных древ была заново освящена архиепископом Нилом во имя Богоматери Печерской.

http://sobory.ru/article/?object=16926

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010