Истина - это соответствие. Нахождение единственно верного решения. Обретение себя: «…действительно истинное и ценное дано нам лишь на какие-то считанные мгновения или на минимальный интервал. Этот интервал… записан в равенстве «я»=«я». А внутри - если мы остановились, смогли и успели его раздвинуть - целый мир. И вот, имея в виду образ раздвигания того, что оставило нам минимальный зазор,- еще секунда и этот зазор закроется, мир потечет дальше, - Пруст говорит, цитируя Евангелие: Работайте, пока свет с вами. То есть: пока еще есть проблеск света - работайте. Пруст оговорился из-за того, что был обуреваем темой внутреннего труда, без которого мертвы мы и мертв мир. И поэтому он ошибся. Он наложил собственную тему на правду Евангелия и процитировал неправильно. В Евангелии сказано не «работайте», а «ходите»: «Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет; Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин.12:35). (Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem,1995. Стр.46). Итак, идти надо идти туда, где свет, евангельский свет. Но как именно? Отлично от общего потока, мейнстрима жизни. «Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег…- говорил Серафим Саровский, - Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходными друг с другом. Бог-Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею - и говорит всем нам: «Купуйте, дондеже приду, искупующе время, яко дни лукави суть», то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа». (Преподобный Серафим в воспоминаниях современников. М.: «Ковчег», 2006. стр. 335-336).

http://zavet.ru/a/rss_1287553227.html

Они получили такой дар Святого Духа, что могли читать в сердцах и в мыслях. Преподобный Серафим Саровский знал заранее, зачем пришел, о чем будет говорить, чего ждет от него пришедший к нему человек, и нередко, не ожидая вопроса пришедшего, давал ему ответ — и несказанно этим поражал. Человек только хотел сказать что-нибудь, а св. Серафим уже отвечал. Таково было духовное прозрение святых. Неизмеримо большее прозрение, даже больше этого их духовного прозрения, должно открыться у нас тогда, когда мы увидим Бога лицом к лицу. Смотрите, что говорит св. апостол Иоанн в первом соборном послании: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (3, 2). Видите: когда откроются полностью духовные очи наши в Царствии Небесном, мы войдем в прямое общение с Богом и всё увидим, увидим Бога лицом к лицу. Будем постепенно уподобляться Ему Самому, уподобляться усовершенствованием нашего разума, нашего сердца, нашей праведности. Кто больше из святых Божиих обладал умом Христовым, чем апостол Павел? В 13-й главе своего первого послания к Коринфянам он говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (ст. 12). Даже он не понимал, видел гадательно, а тогда, когда мы предстанем пред лицом Божиим, то увидим с полной ясностью, лицом к лицу. Как идет процесс прозрения человека и человечества, идущего за Христом? Идет медленно и постепенно, как Господь медленно и постепенно исцелил слепого. Идите шаг за шагом к духовному прозрению. Надо, чтобы все хотели и искали духовного прозрения, чтобы прошли, дабы Господь отверз духовные очи. Да отверзет же вам Господь ваши очи духовные. Аминь. «Кто хочет быть первым, будь всем слугою» (Мк. 9, 35) 21 декабря 1946 г. Вникните в эти слова Христовы, навсегда их запомните: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». В человеческой жизни так не бывает. Чтобы быть первым, не поступают так, как говорит Господь Иисус Христос; другим не служат; ищут, чтобы им служили. Господь говорил не о первенстве среди людей, первенстве земном. Он говорил о тех, кто хочет быть первым в глазах Божиих, но не в глазах человеческих. Им говорится, что они должны быть последними, а не первыми, должны всем служить. Это рассуждение не человеческое. Как видите, ставится требование совсем особенное, неведомое миру: быть последним, быть всем слугой — того называет Господь первым в очах Божиих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Отец Георгий: А после того прочтения Библии сразу ли вы пришли к Церкви и крестились, или были какие-то еще хождения? Сергей Бедненко: Конечно, отец Георгий, не сразу. Руководствуясь распространенной светской логикой, я подумал: «Христианство я возьму потом. Оно близко. Никуда не денется». Как Большой театр в Москве. Москвичи ходят туда редко, полагая: «Когда надо будет — всегда выберусь». Так и я думал. И я в своих поисках прошел через все, наверное… Через католицизм я прошел, через ислам, через индуизм, через секту Виссариона — я был два года в этой секте. Так что это был очень небыстрый путь. И я понял для себя, чем качественно Православие отличается от других религий. Как апостол Павел говорит: Проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлении Духа и силы, ибо мы приняли не духа мира, а Духа от Бога… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием… Мы же имеем ум Христов ( 1Кор. 2:4,12,14,16 ). И я понял, почему люди чаще всего заблуждаются и не сразу приходят к Богу. Потому что они живут своим душевным началом, а не духовным. Духовное начало формируется долго, и человек к этому приходит не сразу. А наш ум поражен какой-то темной силой, нашими грехами. Мне кажется, Серафим Саровский об этом говорил: «Люди думают, что они живут одной своей волей. Но это не так. В человеке одновременно присутствует воля Божественная, чтобы спасти его в вечности, сатанинская, чтобы его навеки погубить, и третья, собственно человеческая воля, которая по нашим грехам чаще всего ближе к сатанинской, чем к Божественной. Поэтому весь путь человека и состоит в том, чтобы отказаться от сатанинской и всеми силами устремлять себя к Божественной воле». Это учение в Православной Церкви существует издревле, его еще в четвертом веке выразил святой Антоний Великий . И когда я нашел эти слова, для меня стало ясным, почему именно в Православии сохраняется этот дух Христов . Потому что мы опираемся на другую реальность. На ту реальность, которую сначала в себе надо выработать. Как преподобный Серафим говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». А без этого спасение не то что других, но и твое невозможно. Любые гуру, учителя, секты, другие религии — они не имеют Христа, поэтому не имеют этого духа.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-at...

Потому что из всего христианства выбрано одно, прчем не самое главное, а производное и прикладное, но закрываются глаза на все остальное.. А вот Господь не считал вопрос собственности и богатства " производным и прикладным " , поэтому актуализировал его предельно остро: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24, Лук. 16:13). Принудительно собственность никто не отдаст. Вы хотели сказать - добровольно? Не отдаст, конечно. Поэтому государство, если оно действительно захочет быть православным, запретит в принудительном порядке иметь в частной собственности заводы и фабрики, то есть запретит саму возможность паразитизма одних над другими, как бы этого кому ни хотелось. т.к. получиться не монастырь, а самый натуральный концлагерь.. Для кого-то да, не иметь свечного заводика - это прямо " натуральный концлагерь " . Сначала поблагодарю за спокойный и простой тон Вашего ответа и возражений! Спаси Господи! А то мы как то теряем в пылу интернетных споров возможность слышать и понять друг друга. Я не считаю вопрос собственности ( частной собственности на средства производства) главным в Евангелии. Евангелие - это благая весть, весть конечно же не о решении вопроса о частной собственности на средства производства. Я думаю владеть заводом, производственными фондами и торговыми капиталами не есть еще поклонение маммоне. Это скорее вредный производственный фактор в этом деле. Купеческое сословие, бизнесмены и торговцы, давало на Руси и святых, а если и не святых, то нельзя сказать что это все сплошь были поклонники маммоны. Преподобный Серафим Саровский в известном разговоре с Мотовиловым о цели христианской жизни применял образы торгового дела - стяжания, его родители, не бедные купцы были благочестивыми людьми. Василий Муравьев тоже был не последним купцом, " стяжателем " . Да, эти святые преподобные ушли из мира, оставив все имущество - но сделали они это добровольно, желая вышнего и лучшего и я не представляю их сторонниками " святоотеческой парадигмы " социализма. Как относился к сторонникам " бытоулучшительной партии " преподобный Серафим известно. Вы думаете , если бы к евангельскому мытарю пришли сикарии и реквизировали бы у него все имущество, а не только ту часть, которую он собрался покаянно раздать, это бы способствовало его покаянию более чем его встреча и общение со Христом?

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/22/...

Ради порядочности в церковь нет смысла ходить, многие языческие философы были порядочными людьми. Некоторые ходят в храм, чтобы душу утешить, и это у них получается. Но зачем постоянно ходить в церковь? Ведь можно ходить только тогда, когда плохо – пришел, подлечился и ушел. Но главная причина посещения христианином храма – это получение спасения через достижение прямого богообщения! В Священном Писании это называется сыноположенеим (усыновлением), чтобы мы стали детьми Божьими в прямом смысле, чтобы мы видели Бога, чтобы человек лично встретился с Создателем! И не просто лично встретился, а чтобы вошел в Его славу, в Его жизнь, чтобы жизнь Бога стала собственной жизнью и для человека. Серафим Саровский об этом и говорил: Бог есть огонь, поедающий всякую нечистоту. Если у человека сердце холодно и сковано льдом, значит, человек чужд благодати Божией. Когда Господь касается сердца человека, Он касается его как огонь, сжигающий зло и распаляющий нас, и этот огонь переделывает человека. Мы празднуем дни памяти святых, потому что святые нам показали, что святость — это достижимо для людей из плоти и крови, живущих в совершенно обычной ситуации. Любой человек может достигнуть святости, праведности, богоподобия, силы Иисуса Христа. В этом суть боговоплощенья. Как говорит апостол Иоанн: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин. 1:11-13 ). Рождение от Бога – это новое совершенное состояние, когда человек живет на земле, но неземными силами. Господь нам говорит, что нужно жить силами Царства Божьего, как и сказано в Писании: «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» ( 1 Кор. 4:20 ). Эта несотворенная сила, новая бессмертная жизнь, вливающаяся в человека, по слову Христа поселяющаяся в чреве человека, в глубинах его духа, которая сначала наполняет его, как живая вода, а потом, переполняя, изливается вовне, преображая вселенную, она действительно достижима, и это доказывают преподобные Серафим, Сергий и вся череда святых. Этот ряд святых неиссякаем, и Церковь до сих пор продолжает порождать святых, а иначе Она будет мертвой, никому не нужной. Церковь, не рождающая святость, непременно будет распадаться (на лагеря, на секты) и превратится или в политическую силу, которая очень быстро выдыхается, или в идеологическую силу, но, в любом случае, такая Церковь уже никому не нужна.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

С великой болью взирали Василий Николаевич и Ольга Ивановна на происходившее в России. Это было нелегким испытанием, требовавшим особого мужества и терпения. Воочию видели они отступление от веры и открытый разврат с одной стороны, а с другой – внешнее благочестие, прикрывавшее душевную теплохладность к вере и добродетели. Еще в конце 18-го века святитель Тихон Задонский изрек горькую правду: «Ныне почти нет истинного благочестия, ныне – одно лицемерство» с. 512]. Всем сердцем веровать и жить среди мира, погибающего по собственной греховной воле – не подвиг ли это? Святитель Игнатий пишет: «Нашему времени дан подвиг, сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие – ни днем, ни при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам даны в руководство священное и святое Писание: это прямо говорят Святые Отцы позднейших времен. При руководстве Писанием полезен и совет ближних, именно тех, которые сами руководствуются Писаниями Отцов. Не думайте, чтоб подвиг наш лишен был скорбей и венцов: нет! Он сопряжен с мученичеством. [...] Совершим этот подвиг с верностью святой Истине – и, среди мира, пройдем к Богу по стезе узкой послушания Церкви и Святым Отцам. Не многие идут по этой стезе? – Что до того! Сказал Спаситель: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их " ( Лк.12:32 ; Мф.7:13–14 )» с. 442–444]. 1903 год. «Дивен Бог во святых Своих!» ( Пс.67:36 ). Милость Божия покрыла Русскую землю, даровав ей еще одного молитвенного заступника в лице новопрославленного Серафима Саровского . Словно луч света просиял во мраке, с каждым годом все плотнее и плотнее покрывавшем Россию. Церковь , Его Императорское Величество и Августейшая фамилия, вся православная Россия приняла участие в торжествах в Сарове. Как и предсказывал батюшка Серафим, «посреди лета запели Пасху». Замирали сердца и никто не скрывал теплых слез...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

— Среди читателей «Фомы» тоже есть люди с ограниченными возможностями и их родные. Что бы Вы хотели им пожелать? — Взаимной любви и веры в силу Божию, которая совершается в немощи человеческой. Апостол Павел в своих посланиях неоднократно говорил о своих физических недостатках:    ...чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12:7-10). Апостол Павел. Миниатюра из рукописи посланий святого апостола Павла. Начало IX  в., монастырь святого Галлена, Германия Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых нашей Церкви — от рождения был рослым и физически очень сильным человеком. Однажды во время похода в лес за дровами его подстерегли разбойники. Могучий инок Серафим легко мог справиться с ними даже без оружия, а тут у него в руках был топор. Но преподобный поступил иначе. Бросив им под ноги топор, он сказал: «делайте, что задумали». Разбойники жестоко избили преподобного Серафима, серьезно повредив ему позвоночник его же топором. На всех иконах этот святой изображен с согбенной спиной. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Медик по образованию, один из лучших русских хирургов двадцатого столетия. В годы жесточайших гонений советской власти на Церковь святитель Лука совмещал епископское служение с активной хирургической практикой. Несколько раз подвергался аресту за исповедание веры во Христа. Потерял здоровье, отбывая ссылку на крайнем Севере. К концу жизни полностью ослеп. Комиссии по церковной социальной деятельности: (495) 237-34-27, справочная служба «Милосердие» (495) 972-97-02. — Ред. Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах " Фомы " (Живой Журнал). Регистрация не требуется. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/xram-mesto-sostradaniya.h...

Хотя враг-диавол и обольстил Еву, и с ней пал и Адам, но Господь не только даровал им Искупителя в плоде семени Жены, смертию смерть поправшего, но и дал всем нам в Жене, Приснодеве Богородице Марии, стершей в Самой Себе и стирающей во всем роде человеческом главу змиеву, неотступную Ходатаицу к Сыну Своему и Богу нашему, непостыдную и непреоборимую Предстательницу даже за самых отчаянных грешников. Поэтому Сама Божия Матерь и называется «Язвою бесов», ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к помощи Божией Матери. Еще, ваше Боголюбие, должен я, убогий Серафим, объяснить, в чем состоит различие между действиями Духа Святого, священнотайне вселяющегося в сердца верующих в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и действиями тьмы греховной, по наущению и разжжению бесовскому воровски в нас действующей. Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда торжественно, радостотворя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен, а дух льстивый, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, стропотны и исполнены похоти плотской, похоти очес и гордости житейской. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек ( Ин.11:26 ) – имеющий благодать Святого Духа за правую веру во Христа, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, но не умрет во веки, будет воскрешен благодатию Господа нашего Иисуса Христа, вземлющаго грехи мира и туне дарующего благодать-возблагодать. Про эту-то благодать, явленную всему миру и роду нашему человеческому в Богочеловеке, и сказано в Евангелии: «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», и прибавлено: «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:4–5 ). Это значит, что благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки светится в сердце искони бывшим Божественным светом бесценных заслуг Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

1956 г. Слово в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Только о двух величайших событиях в истории рода человеческого возвестил Господь Бог через Архангела Гавриила: о Рождестве во плоти Предвечного Сына Своего и о рождестве Его Предтечи и Крестителя Иоанна, величайшего из рожденных женами, по слову Господа Иисуса Христа. Рождение Предтечи Господня сопровождалось чудом разрешения уз языка его отца Захарии, связанного Архангелом за неверие благовестию. Оно было прославлено пророчеством Захарии: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приуготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира ( Лк. 1:76–79 ). Вся жизнь Предтечи Господня Иоанна была совершенно необыкновенна. О младенческих годах его мы знаем только от евангелиста Луки, что он возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). Как и когда оказался св. Иоанн в пустыне, точно не известно. По преданию, царь Ирод после избиения Вифлеемских младенцев хотел убить Иоанна, но не смог найти его и в ярости велел убить отца его Захарию. А Елизавета, услышав, что воины ищут ее ребенка, бежала с ним в гористую пустыню и, недолго прожив там, умерла. Иоанн же остался один. Как питал его Господь Бог , как хранил от диких зверей, как научился юный Предтеча питаться саранчой и диким медом, мы не знаем. Но твердо верим, что Богу все возможно ( Мф. 19:26 ). Прожил он в пустыне в глубоком одиночестве лет до тридцати. Никаким рукодельем он не занимался, книг не имел, да и читать не умел. Что делал он там? Такие философы, как Декарт и Кант, долгие часы и даже дни неподвижно сидели в креслах, погруженные в размышления. Но если глубока философия, то гораздо более глубоко богомыслие – высшая форма молитвы без слов, которую Святые Отцы называют умной молитвой. Непостижимо велика глубина духовного общения с Богом величайших святых. Преподобный Павел Фивейский прожил 91 год в пустыне, совершенно неведомый миру, имея общение только с одним Богом. Преподобный Арсений Великий целые ночи до восхода солнца стоял под открытым небом с воздетыми к небу руками. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился Богу, стоя на плоском камне. Конечно, подобное делание нес и св. Иоанн Предтеча. В непрестанном размышлении о Боге и о судьбах мира, в глубоком молитвенном общении с Богом возрастал его великий дух, его понимание путей спасения, которым он должен научить погибающий в грехах народ, изменить и углубить его мысли и чувства, побудить к покаянию и исправить их кривые и лукавые пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Мы помним, как преподобный Серафим Саровский исцелил М. В. Мантурова от хромоты чудом исповедания веры. Преподобный спросил: «А веруете ли Вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек и в Пречистую Его Божию Матерь, что Она есть Приснодева?» «Верую», — ответил тот. По сути вопрос был о том самом Символе веры, который мы читаем каждое утро и поем за каждой Божественной литургией. «Если веруете от всего сердца, то чего Вы еще хотите, — сказал преподобный, произнося вместе с ним это исповедание, — Вы уже здравы! Господь для того и пришел, чтобы верующим в Него дать здравие и спасение». И Мантуров получил чудесное исцеление. Вера в то, что Бог стал человеком и что неслитно и нераздельно соединились в Нем два естества, — целительна, а отступление от этой веры приводит к болезни и вечной гибели. Мы слышали сегодня в Евангелии, как слепые следуют за Христом, прося исцеления. Какое желание надо иметь, чтобы идти за Христом, подобно зрячим! И это для них вопрос жизни и смерти. Господь испытывает их веру. «Веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам». Таково ли наше исповедание веры, или мы, как у нас это часто бывает, одними устами произносим Символ веры? Самое главное — прозрение духовное, чтобы мы увидели, как увидели эти слепые, не просто чудо Богом сотворенного мира, но Самого Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека. Будем также помнить о втором чуде, когда Господь дарует немому язык говорить и приносить хвалу Богу, после чего происходит разделение в народе. Одни — хромые, убогие и нищие, которых и за людей, может быть, не считают, дескать, что с ними говорить, с невеждами в вере, — радостно удивляются: «Никогда не бывало такого явления в Израиле». А другие замышляют убить Того, Кто совершил это чудо. Другие — это богословы, которые жизнь свою посвятили изучению тайн веры, и являются религиозными учителями народа. Но когда тайна веры является самим делом — прозрением слепого и исцелением немого, — происходит такое их страшное помрачение. Если мы на самом деле хотим стать зрячими, если наше исповедание имени Господня нелицемерно, мы должны сострадать слепоте и немоте других людей вместе с Господом нашим Иисусом Христом, Богом, ставшим человеком ради спасения каждого человека.

http://moral.ru/vi-soborov/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010