Елизавета Федоровна не считала нужным восстанавливать литургическии аспект служения диаконисс в Древнеи Церкви, «ибо условия самои церковнои жизни изменились. Хиротония древних диаконисс вызывалась участием их при крещении взрослых женщин, а равно участием в оглашении крещаемых и тем древним способом причащения, когда женщина могла входить в алтарь. В настоящее время в этом нет надобности, надобность же есть в том служении древнего диаконата, которое выражалось в проповеди веры Христовои, в церковном благотворении от лица Церкви и ради Христа»10. Разумеется, это начинание сразу повлекло обвинение в протестантизме. Но Елизавету Федоровну поддерживал митрополит Московскии Владимир (Богоявленскии), которыи также обратился с ходатаиством в Синод о присвоении сестрам Марфо-Мариинскои обители именования диаконисс. Устав Марфо-Мариинскои обители был разослан на отзыв профессорам-канонистам Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому и Илье Степановичу Бердникову. Сохранилась переписка Елизаветы Федоровны с профессором Санкт-Петербургскои духовнои академии А. А. Дмитриевским. В ответ на письмо Елизаветы Федоровны Дмитриевскии заявил о своеи полнои поддержке и желании разделить диаконис на два класса: 1) на диаконисс-сестер, не посвященных и клиру не принадлежащих и могущих оставлять общину и даже выходить замуж, и 2) на диаконисс в собственном смысле, которые принадлежат к клиру и получают хиротонию»11. Елизавета Федоровна объясняла А. А. Дмитриевскому в следующем письме, почему она настаивает только на служении «диаконисс-сестер»: «По правде сказать, я совсем не стою за вторую степень, времена теперь не те, чтобы давать женщинам право участвовать в клире, смирение достигается с трудом и участие женщин в клире может внести в него неустоичивость. Ведь уже и был вопрос (в древности) о том, что они хотели сами крестить? Мне же достоверно известно, что когда шла речь о восстановлении диаконисс, многие церковные люди именно смущались рукоположением их и участием в клире, тогда как сущность дела остается та же: диакониссы-сестры делают те же дела милосердия, что и рукоположенные диакониссы. Когда я составила свои устав и показала его многим церковным людям и Иерарху, то они прямо одобрили именно то, что диакониссы не будут в клире, а вместо рукоположения — мантия. Да и в самом деле, поработавши в служении делу милосердия под руководством и покровом Церкви много лет, отрадно иметь возможность посвятить последние годы своеи жизни аскетическому молитвенному подвигу вдали от мирскои суеты… Если же будущии Собор Русскои Церкви признает необходимым восстановление института диаконисс полностью, я, как верная дочь Церкви, готова подчиниться, но это отнимет у нас — усталых тружениц — светлыи маяк, т.е. соединение с Богом уже на этои земле в ожидании Вечности»12. Сохранился также доклад Святеишему Синоду А. А. Дмитриевского «О диакониссах», в котором давался обзор канонов, регламентирующих существование диаконисс, о способе их посвящения.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Исповедь обиженного Как я училась не прощать обиды 30 июля, 2014 Как я училась не прощать обиды Не надо учиться прощать – другой это уровень. А вот попробовать не обижаться – стоит начать. Не видеть, не воспринимать как обиду все то, что нам не нравится, что задевает наше самолюбие. Расшифровывала я рассказ отца Федора Бородина «А я его простил» и думала: «Вот у героя рассказа надо учиться прощать обиды. Вроде ж человек из нашего грешного мира, а какой пример!» И собралась было уже учиться. А потом подумала: «Стоп! Знакомый отца Федора простил в ситуации предательства. Простил, хотя это предательство лишило его друга (который и предал), лишило всего, что было, материального, а главное – подвергло его жизнь и, возможно, жизнь близких, опасности. А ты-то собралась кого и за что прощать?» Слава Богу, страшные предательства, настоящие, как в рассказе, встречаются не часто. На что мы чаще обижаемся? Не так на нас посмотрели, не так сказали, не тот тон в фейсбуке померещился? Услышали что-то не очень приятно в свой адрес? Старушка в храме замечание сделала? Продавщица в магазине не ласково посмотрела и не обслужила с улыбкой? Кто-то не оценил наших стараний? И вот захлестывает обида, и вот надо заставить себя простить – не так посмотревшего, не то сказавшего, на пятку наступившего. Мучаемся, пытаемся побороть в себе это, даже молиться пытаемся «за обидчика». То есть вот на это «простить» тратится масса внутренних душевных сил. Но что произошло? За что прощать-то? Как-то не вяжутся все эти постоянные бытовые обиды с тем случаем, о котором рассказал отец Федор. Великая княгиня Елизавета Федоровна с мужем Яркий пример прощения оставила нам святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна. Но как-то дико, вспоминая, как пришла Елизавета Федоровна к Каляеву, убийце своего мужа, как писала прошение о его помиловании – говорить о «прощении» в адрес написавшего что-то, может быть? и действительно не очень приятное в наш адрес в интернете. Вот еще о прощении, из письма Великой княжны Ольги Николаевны, речь о ее отце – государе Николае II: «Отец просит передать всем тем, кто  ему  остался предан,  и  тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они  не   мстили  за  него, так как  он   всех   простил   и   за   всех   молится,  и   чтобы   не   мстили   за   себя,  и   чтобы   помнили,  что   то   зло,  которое   сейчас   в   мире,  будет   еще   сильней, но  что  не  зло   победит   зло,  а  только любовь».

http://pravmir.ru/ispoved-obizhennogo/

ОБРАЗОВАНИЕ МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ После 1905 года революционная смута отчасти пошла на убыль, и в общество вернулось состояние некоторого порядка. Бунтари и нигилисты ушли в подполье, затаившись в ожидании своего часа. Однако стремительно утверждавшийся дикий капитализм перенял эстафету у революционеров и делал то, чего не сумели тогда сделать они – губил на корню самые добрые и глубинные христианские традиции России (сострадание к ближнему, любовь, милосердие, взаимовыручку, целомудрие, чувство стыдливости, честь, чистоту, девство, саму веру), насаждал невиданные ранее алчность, разврат и безжалостную эксплуатацию населения, устанавливал безграничный культ мамоны и прибыли. Мораль капитализма освящала хищные повадки богатых, угодливо называя последних умными и удачливыми, презирала бедных и в целом крайне пагубно влияла на нравы общества, особенно на молодежь. Все в России стало покупаться и продаваться, появились публичные дома, возник грязный шоу-бизнес, коммивояжерство, легализовался детский труд, расцвело ростовщичество, социальная нищета и безработица приняли катастрофические размеры. На селе стали пить, развратничать, молодежь и взрослое население в огромном количестве перетекали в города, пополняя ряды маргинальных городских слоев и безработных. Святая Русь все больше и больше становилась призраком прошлого. Христианство делалось досадным атавизмом на пути хищного капитала – мамоны. В этих условиях Елизавета Феодоровна, едва оправившись после смерти мужа, окончательно решила посвятить всю свою оставшуюся жизнь (ей был сорок один год) Богу и делам милосердия. Ее христианское начало решительно победило ту тоску и беспросветную боль из-за потери близких людей, которая подчас заживо убивает в душе всякое желание жить, и человек медленно угасает. Елизавета Феодоровна всем своим существом поняла, что единственно правильным и богоугодным ответом на причиненные ей невыразимые боль и страдание должны стать любовь и милосердие по отношению к другим страдающим людям, находящимся в тяжелом духовном и материальном состоянии. Победить жертвенной любовью чужую боль, деятельным участием преодолеть страдания ближнего, одержать верх над жестоким временем с его человеконенавистническими классовыми теориями, эксплуатацией человеческого труда, жаждой крови и бездушным политическим фразерством – вот что намеревалась сделать Великая княгиня в качестве истинного христианского ответа насильникам на страшное убийство мужа.

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenica-el...

То время — расцвет благотворительности. Современная благотворительность в России — лишь бледное и неверное отражение того, что было тогда. Еще при жизни великого князя Сергея Александровича Елизавета Федоровна вместе с мужем участвовала в десятках социальных инициатив. Тогда заботились обо всех, о ком только могли. Общество призрения престарелых артистов, бесплатная лечебница военных врачей, общество покровителей беспризорных и освобождаемых из мест заключения несовершеннолетних, общество призрения, воспитания и обучения слепых детей, Дамский тюремный комитет (опекавший детей, чьи матери отбывали наказания в колониях). Елизавета заботилась о детях, чьи родители временно лишились заработка, создала гимназию для сирот убитых воинов, заботилась об обучении и трудоустройстве инвалидов войны, открыла санаторий для раненых. Трудно перечислить все. Она отдала себя другим. И до такой степени забыла о себе, что категорически отказалась покидать Россию, когда над всей страной и домом Романовых особенно нависла угроза не просто реальная, а неотвратимая. Было ясно, что ее ждет. Но не к этому ли готовила Эллу вся ее жизнь? Верная Варвара Становится яснее, почему Елизавету Федоровну называли великой матушкой, почему сестры Марфо-Мариинской обители так любили ее — при аресте Елизаветы Федоровны (на светлой седмице 1918 года) невозможно вообразить, какой плач поднялся в обители. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” — а так, истинно по-евангельски, матушку Елизавету любила только одна из монахинь — Варвара (Яковлева). К сожалению, о ней мы мало знаем. Она пришла в обитель в числе первых и вскоре стала келейницей Елизаветы Федоровны. Сестра Варвара и еще сестра Екатерина (Янышева) отправились вместе с матушкой, когда ту арестовали. Их увезли в Сибирь – сначала в Екатеринбург, затем в Алапаевск. Солдаты дали возможность тем, кто не принадлежал к царской фамилии, уйти. Но Варвара чуть не на коленях просила оставить ее при Елизавете Федоровне. Над ней надсмехались, описывали предстоящую великой княгине и всем, кто с ней остается, мучительную смерть, но Варвара не уступала: “Я подпишу все, что угодно, своей кровью, только оставьте меня с ней” .

http://pravmir.ru/svyataya-eisaveta-ange...

Для осуществления своей идеи по созданию обители Великая княгиня поступила решительно и чисто по-евангельски: собрала все свои драгоценности и разделила их на три части. Одна была возвращена государственной казне, другая роздана ближайшим родственникам, а третья, самая большая, была использована на приобретение земли и зданий. На Большой Ордынке в Москве Елизавета Феодоровна купила усадьбу с четырьмя домами и садом. В домах разместились кельи для сестер, столовая, больница с храмом, амбулатория, аптека и покои Великой княгини.  В одном из корпусов поселился духовник обители, протоиерей Митрофан Сребрянский с матушкой. Кроме того, в доме духовника на первом этаже были оборудованы школьные классы для девочек приюта и библиотека. Протоиерей Митрофан Сребрянский – самоотверженный участник Русско-японской войны. Позже, в 1931 году, на допросе в ОГПУ, он расскажет следователям об этом периоде своей жизни так: «С 1904 по 1906 год был на театре военных действий в Манчжурии, награды: скуфья и камилавка. За войну мною получены военные награды: Анна III степени, Анна II степени, Владимир IV степени и по окончании Русско-японской войны мною получен наперсный крест на Георгиевской ленте».  Елизавета Феодоровна узнала об этом необыкновенном священнике по его книге воспоминаний о войне, которую тот написал в 1906 году. Он служил тогда в полку, над которым шефствовала Великая княгиня. Вскоре состоялась их встреча, после которой отцу Митрофану и было предложено стать духовником формирующейся обители. В своем «Пояснительном слове об открываемой Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия» протоиерей Митрофан Сребрянский делает важное историческое пояснение к главному содержанию всего ее дела: «…Причину ненормальности и страданий жизни христианство видит в уклонении от Божественной нормы, закона, в грехе. Посему, вступая в борьбу со злом и страданиями, христианство имеет в виду не только физические страдания, не только оказывает милосердие материальной нужде человека: дает голодному хлеб, холодному – кров и одежду, больному – медицинскую помощь, но не менее и даже более стремится оказать милосердие душе человека, призывая его к нравственному преображению, обновлению по примеру и при помощи Христа.

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenica-el...

Когда случилась эта катастрофа, многие люди, прежде всего духовенство, аристократия, а также все те, кого большевики считали оплотом царской России, подверглись так называемому красному террору. В первую очередь представители новой власти, конечно же, хотели уничтожить всех членов Царствующего дома, чтобы не осталось претендентов на престол и чтобы даже мысли о восстановлении монархии ни у кого больше не возникало. Некоторые представители Императорского дома все же спаслись, а некоторые были захвачены и погублены. Преподобномученицы великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара, а также заключенные с ними князья из рода Романовых были убиты зверским образом. Их, кроме великого князя Сергея Михайловича, сбросили в шахту живыми и забросали гранатами, но не все гранаты взорвались. Один человек из числа сброшенных погиб сразу, но остальные были еще живы, и среди них преподобномученица Елизавета. Вместе со стонами из шахты доносились духовные богослужебные песнопения. Через несколько часов все в шахте скончались от ран, удушья и жажды. Когда тела Царственных страстотерпцев привезли к Ганиной Яме, то красноармейцы, которые там находились, возмущенно говорили: «Почему вы не привезли их живыми? Мы рассчитывали, что сами их здесь убьем». Многие люди пострадали в 1918 году без всякого суда и следствия. Обычно просто приставляли пистолет к виску и стреляли в человека, иногда издевались. Одного священника в нашей епархии перед смертью пытали, отрезая у него мягкие части тела, а он умолял, чтобы его убили и не мучили. Какое-то зверство проснулось в русском народе. Безудержная злоба обрушилась на аристократию, дворянство и на сами духовные основы русской нации: Православную веру и ее носителей, Предательство, зверство и подлость весьма многообразно проявились в эти страшные годы. Гонения продолжались, начиная с 1917–1918 годов и вплоть до падения советской власти; в особенности сильными они были в годы, предшествовавшие смерти Сталина. Но в то же время мы видим необыкновенное мужество и преданность некоторых простых людей своим, как с презрением говорили коммунисты и большевики, «господам».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

- Вы не раз участвовали в религиозной секции Мирового общественного форума " Диалог цивилизаций " , проходящего на греческом острове Родос. - Родос - место встречи и обсуждения некоторых вопросов представителями разных народов, разных религий. Общение необходимо, чтобы лучше понять и другого, и самого себя. Когда видишь, что творится в мире, приходишь к выводу, что кровь льется там, где есть языческое поклонение дьяволу - там теракты, грабежи и убийства. Это язычники. - В московской школе N 717 с 2005 года действует Детское благотворительное общество во имя Великой княгини Елизаветы Федоровны, которое, например, проводит ежегодные благотворительные акции " Дорогою добра " в помощь онкобольным детям. В школьном театре " Робинзон " Е. Подосенова поставила первую в России детскую пьесу, посвященную Елизавете Федоровне. Что бы Вы передали ребятам, режиссеру и автору пьесы " Белый Ангел Москвы " Р. Кошурниковой? - Я очень им благодарен. И дела милосердия, и спектакль - это их вклад, их лепта в просвещение детей и взрослых, которые мало что знают о преподобномученице Елизавете, которая, кстати, основала вне стен Марфо-Мариинской обители кружок " Детская лепта " для помощи бедным детям. Нужно по всей России распространять опыт детских благотворительных организаций, нужно напоминать, что при жизни Великой княгини в разных городах действовали ученические дружины, помогающие семьям погибших воинов и другим страждущим. А такие спектакли, как " Белый Ангел Москвы " , нужно показывать не только в стенах школы и других учреждений, но и в театре, а запись - по телевидению. Да благословит Господь всех, кто занимается таким полезным делом. - Каково ваше мнение о фильме " Страсти Христовы " ? - Показывать избиение Христа - это не реализм... Нельзя оскорблять чувства верующих, нельзя Божество подвергать издевательству, повторять то, что уже раз совершилось. Разве это не понятно? - Достоевский говорил о том, что он " дитя века, дитя неверия и сомнения " . А вам знакомы сомнения в существовании Бога?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Князь Феликс Юсупов (1887 – 1967), широко известный как убийца Распутина, спустя десятилетия благодарил Бога за дружбу с преподобномученицей Елизаветой Феодоровной, которая доброжелательным вниманием и молитвой исцелила его душу от отчаяния и бессилия, помогла разглядеть фальшь и нищету окружающей роскоши и осознать ответственность перед миром человека, которому многое дано. А.Ф. Кони, юрист, писатель, литературный критик, советовал одному юноше, пришедшему к нему весной 1916 года, «обрабатывать данное Господом Богом». Юноша писал стихи и нуждался услышать мнение «такого авторитета». Он вспоминает: «Лицо его поразило меня с первого взгляда. Смуглое, испещренное скорбными, но, если можно так выразиться, тихими морщинами, оно дышало умом и необыкновенной добротой. Улыбка постоянно блуждала в углах тонких, резко очерченных губ, а светлые глаза горели ласковым огнем; это были глаза ребенка, то, что я больше всего ценю в человеке». Анатолию Федоровичу шел семьдесят третий год, а молодого поэта звали Владимир Палей; сын великого князя Павла Александровича, спустя два года он погиб в Алапаевске вместе с великой княгиней Елизаветой Феодоровной. Между прочим, А.Ф. Кони, умирая от воспаления легких, в бреду все время повторял: «Воспитание, воспитание – это главное…». О пользе чтения мемуаров Свои записки ныне пишут все, И тот, кто славно жил и умер славно, И тот, кто кончил жизнь на колесе; И каждый лжет, хоть часто слишком явно, Чтоб выставить себя во всей красе. М. Лермонтов. Первая польза от чтения чужих дневников и воспоминаний в том, что успокаиваешься: мы не первые люди на земле скорей всего и не последние, и до нас люди рождались, плакали и смеялись, ели и пили, старели и умирали; так же лютовала жара и горели торфяники, а на другое лето досаждали дожди и холодные ветры, морозные зимы сменялись «сиротскими», случались ураганы и наводнения, так же по весне волновал кого-то еле уловимый запах крохотных березовых листочков, а осенью веселил глаз яркий праздничный наряд леса, так же одни жульничали, брали взятки, богатели, а для других во всю жизнь главным было беречь честь смолоду, так же любили, ревновали, страдали и радовались, так же дружно ругали правительство, так же при разного рода кризисах возникал вопрос, останется ли Россия великой державой.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

 В основу Марфо-Мариинской обители Елизаветой Феодоровной был положен устав монастырского общежития. В нем были определенные нюансы, связанные со статусом крестовых сестер (такое наименование было дано насельницам обители Святейшим Синодом), но по существу это была именно общежительная обитель с функцией активной социальной и медицинской благотворительности.  10 (23) февраля 1909 года состоялось открытие Марфо-Мариинской обители милосердия (такое название было за ней закреплено Святейшим Синодом). Первоначально в ней находилось шесть сестер. В течение года число их увеличилось до тридцати и впоследствии продолжало постоянно возрастать. Откуда приходили сестры? Это были молодые женщины из разных слоев общества – от княгинь до крестьянок, которые, одинаково воодушевленные примером Великой княгини, решили посвятить жизнь Богу. По этой причине в 1911 году в обители был возведен еще один, трехэтажный дом. На его втором и третьем этаже разместилось общежитие сестер. На первом же находился дортуар – общая спальня для воспитанниц приюта, а также две рукодельные для сестер и бельевая. В 1909 году Великой княгиней был куплен дополнительный участок земли, прилегавший к обительскому саду. На участке был также построен дом, который частично использовался обителью как общежитие для сирот и частично – как гостиница для паломников. 9 (22) апреля 1910 года по специально разработанному Святейшим Синодом чину епископ Трифон (Туркестанов) совершил посвящение в звание крестовых сестер семнадцати насельниц обители во главе с Великой княгиней. В этот знаменательный день Елизавета Феодоровна впервые сняла с себя траурное платье, чтобы облечься в новое одеяние и начать ещё более самоотверженное и ответственное служение Богу. Собрав своих сестер, Великая княгиня сказала им свои ставшие знаменитыми слова: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих». Чин посвящения совершился за всенощным бдением после Великого славословия.

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenica-el...

Когда случилась эта катастрофа, то многие люди благочестивой жизни, прежде всего духовенство и аристократия, которых большевики считали оплотами царской России, подверглись так называемому «красному» террору. Поскольку некоторые белогвардейские войска объявили «белый» террор против большевиков, то последние соответственно обрушили «красный» террор, и сначала – на дворянство. Когда же духовенство во главе с патриархом Тихоном выступило против «красного» террора, тогда и оно подверглось гонениям со стороны большевиков. В первую очередь, большевики, конечно же, хотели уничтожить всех членов Царствующего дома, чтобы не осталось никаких претендентов на престол и чтобы даже мысли о восстановлении монархии ни у кого не возникало. Некоторые из них спаслись, а некоторые были захвачены и погублены. Вчера мы вспоминали святых Царственных Страстотерпцев, Царскую Семью, а сегодня чтим память преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, с которыми были замучены еще несколько великих князей. Как вы знаете, Царственные Страстотерпцы были преданы страшной казни. Их кончину даже нельзя назвать казнью – это было кровавое убийство. Царственных Страстотерпцев расстреливали из наганов и, поскольку не смогли убить всех сразу, добивали штыками из страха произвести лишний шум. Описания этого ужасного кровопролития, написанные бесстыдно и с хвастовством, оставили сами большевики, осуществлявшие расстрел. Существует несколько таких описаний, расходящихся между собой лишь в мелочах. После убиения Царской Семьи тела Страстотерпцев сбросили в шахту и пытались забросать гранатами, думая, что стены шахты обрушатся и скроют следы преступления, но этого не произошло. Все это было на месте, которое называется Ганина Яма. Потом убийцам пришлось доставать тела своих жертв, пытаться их уничтожить, потом переносить на другое место и там уже захоронить. В начале 1990-х годов останки Царственных Страстотерпцев были частично найдены в Поросенковом логу. Преподобномученицы Великая княгиня Елизавета, инокиня Варвара и заключенные с ними Великие князья были убиты еще более зверским образом. Их сбросили в шахту живыми и забросали гранатами. Многие из них погибли сразу, но некоторые остались живы, в том числе и преподобномученица Елизавета. Сильно пострадав сама, она перевязывала раны одному из оставшихся в живых князей.

http://pravmir.ru/o-tom-chto-podvig-much...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010