Связь со святой Елизаветой Федоровной Основательницей Братского кладбища стала святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, сестра императрицы Александры Федоровны, супруга Московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова). Она основала в Москве знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия, и в годы Первой мировой войны активно помогала русской армии, особенно заботясь о раненых, а также старалась облегчить страдания военнопленных, которыми были переполнены госпитали. В 1918 году большевики казнили Елизавету Федоровну — сбросили живьем в шахту под Алапаевском. В 1992 году Русская Православная Церковь прославила ее в лике святых. Братское кладбище открылось 15 февраля 1915 года — тогда состоялись похороны пятерых воинов, погибших на полях сражений. В августе того же года на кладбище началось строительство Преображенского храма по проекту известного архитектора Алексея Щусева. Помимо этого, в планах было строительства музея, посвященного героям войны. Могилы располагались ровными рядами и не имели оград. Большинство захороненных — православные. Но также имелись участки для католиков, протестантов, иудеев и мусульман. На братском кладбище хоронили также военнопленных, поляков, латышей, эстонцев, литовцев, сербов, чехов, словаков, румын, немцев, австрийцев. Мемориальное Братское кладбище в Москве. Фото: Ольга Липич      В частности, здесь покоятся командующий Северным фронтом генерал от кавалерии Павел Плеве, военные летчики Василий Попов и Василий Вдовенков, герой войны Сергей Шлихтер (сын Александра Шлихтера, ставшего в 1917 году комиссаром народного продовольствия РСФСР), юнкер Московского женского батальона смерти при Александровском военном училище Евгения Некрасова. Настоятель собора Василия Блаженного и другие расстрелянные В 1918 году на территории кладбища проходили массовые расстрелы. " Большая часть людей расстреляна там, где сейчас проходит аллея авиаторов " , — сообщил ответственный секретарь Общественного совета историк Янис Бремзис.

http://pravoslavie.ru/102608.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛАВРЕНТИЙ (ЛЕВЧЕНКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Лаврентий (Левченко) ( 1893 - 1937 ), иеромонах , преподобномученик Память 12 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской В миру Стефан Иванович Левченко, родился 26 апреля 1893 года в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в крестьянской семье. Имел старших сестер: Ксению, Евфросинию и Марию. В 1891 году в Шамординский монастырь в Калужской губернии поступила сестра Стефана Ксения, постриженная впоследствии в монашество с именем Евгения, через четыре года в Шамордино поступила сестра Евфросиния, принявшая постриг с именем Анатолия, а в 1909 году – сестра Мария. В 1910 году в монастыри поступили отец и мать Стефана, мать – к дочерям в Шамордино, а отец – в Оптину Пустынь , мать приняла постриг с именем Акилина, а отец принял схиму с именем Иоанн (он почил в 1929 году и был погребен у храма Покрова Божией Матери в Козельске); вместе с отцом пришел в монастырь и семнадцатилетний Стефан. В Оптиной Стефан был пострижен в монашество с именем Лаврентий, рукоположен во иеродиакона и возведен в сан архидиакона . После закрытия Оптиной Пустыни в 1923 году архидиакон Лаврентий поселился в Козельске в домике, в котором собрались его отец, мать и сестры – все монашествующие, к ним присоединились некоторые из оптинской братии, и получилась небольшая обитель. Зарабатывали они тем, что давала кустарная мастерская по изготовлению валяной обуви, которая была устроена в их доме. Валенки, которые они изготовляли, славились добротностью и высоким качеством выделки, и на них всегда был большой спрос. После того как в Казанском храме Оптиной прекратились службы, монахи перешли служить в Георгиевский храм в Козельске , где настоятелем стал иеромонах Макарий (Чиликин) ; здесь и стал служить архидиакон Лаврентий. Служили, хотя и несколько сокращенно, чтобы не утомлять непривычных к длинным службам мирян, но само служение и пение было оптинским. По большим праздникам в Георгиевский храм приходил служить настоятель Оптиной архимандрит Исаакий (Бобраков) и иноки, поселившиеся в близлежащих деревнях, и в эти дни пели на два клироса.

http://drevo-info.ru/articles/13673220.h...

Из многих добродетелей, роднивших Антония по духу со святителями Митрофаном и Тихоном, особенно следует отметить его молитвенный непрестанный подвиг и щедрую благотворительность: «засиял на свещнице церкви Воронежской третий светильник благочестия». По отзывам современников, Антоний был энергичным и смиренномудрым, правосудным и благостным, являя собой удивительно «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Часто он называл себя «послушником всех». Еще при жизни преосвященного Антония – «жителя из села Божией Матери, Лавры ее Печерской постриженника», как он сам себя называл, многие современники почитали его святым. Преподобный Серафим Саровский питал к святителю Антонию особенное благоговейное отношение, часто направлял богомольцев за духовным советом в Воронеж и называл его не иначе, как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание архиепископа Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагеей Ивановной Серебренниковой, которую владыка Антоний благословил на тяжкий путь юродства во Христе. Будучи еще в начале своего иноческого пути, Антоний пользовался покровительством и уважением митрополитов Киевских и Галицких, Московского и Коломенского Платона (Левшина; † 1812). Позже Антоний имел братские молитвенные отношения с архиепископами Игнатием (Семеновым), своим преемником по Воронежской кафедре, и Казанским и Свияжским Филаретом (Амфитеатровым; † 1857), впоследствии – митрополитом Киевским и Галицким. В наибольшем духовном сродстве Антоний состоял с киевскими подвижниками иеросхимонахом старцем Парфением (Краснопевцевым) и своим духовным отцом иеросхимонахом старцем Вассианом (Балашевичем). В святости Антония не сомневались и современники, почитавшие святителя и пользовавшиеся его советами и покровительством. Среди них – Христа ради юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (в монашестве Евгения), Матрона Наумовна Попова (в монашестве Мария), иеросхимонах Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Алексеевич Машурин (в монашестве Стратоник); сезеновский затворник Иоанн и белогорская блаженная старица-пещерокопательница Мария Шерстюкова. Известны слова (1915) архиепископа Воронежского и Задонского священномученика Тихона (Никанорова): «Святитель Антоний – накануне своего прославления» и обращенный к пастве из Соловецкого заключения завет другого Воронежского священномученика – архиепископа Петра (Зверева) молитвенно чтить святителя Антония. К памяти Антония с благоговением относилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Вот что само запросилось, чтобы передать вам в эти минуты не как мое, а от самого примера Батюшки отца Мелхиседека. Он жив, наш дорогой, теперь вечно в Господе. Жив и может восклицать с нашим пением: «Жива будет душа моя и восхвалит тя» ( Пс. 118:175 ) 16 . И блажен послушник, блажен ученик, блажен любящий сын, блаженна будет душа его в Господе и будет вечно хвалить Его, ибо единый правый путь послушания – путь верного исполнения заповедей отца духовного, путь ясный и прекрасной любви, преданной и нелицемерной. Аминь. Слово по пострижении монахини Евгении (Протопоповой). Конец 1920-х гг. † С радостным чувством мы совершаем твое обручение Небесному Жениху твоему. При твоем пострижении невольно вспоминается игуменья 17 Евгения 18 . Не напрасно твое пострижение совершается нами среди монахов Зосимовой пустыни, чад Батюшки Германа. А наш приснопамятный Батюшка соединен был с вашей святой обителью 19 . И не случайно, что Зосимова пустынь соединяется вместе с тобой в день и час твоего пострижения. Помни, что велика милость Божия, которую ты обрела, и ты знаешь свою ответственность. И на это нужно воздать отселе добрым житием и чистыми нравы, ты должна быть светом миру. Горе, если наш свет будет тьма (ср. Мф. 5:14; 6:23 ). Помолимся о том, чтобы упованием силы Божией быть достойным того образа, который ты имеешь. Счастье невесты Христовой – счастье 20 быть обрученной Господу. И это святое таинство, такое радостное, сопричисляет тебя в лик тех, кто подвизался за тебя 21 , но с трудом 22 . Ты присоединяешься к лику мучеников и преподобных, 23 а твоя Святая была и мученица, и преподобная. Трогательно и умилительно ее житие. Судией ей был даже ее отец. Про мать Евгению, первую игумению Аносинскую, известно, что она была и южного воспитания 24 , но проводила строгое, суровое житие 25 и от других того же требовала. Сестры даже роптали 26 . Конечно, этого самого ропота да не изыдет из уст и сердца твоего. Чувствуй себя как бы монахиней ее обители, к ней возводи свою душу, как и к преподобномученице Евгении.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Сегодня церковь продолжает действовать. В настоящее время это редчайший в пределах города деревянный храм дореволюционной постройки. C приходом сюда в 1990 году нынешнего настоятеля протоиерея Ипполита Ковальского многое изменилось к лучшему. Храм полностью отреставрирован внутри и снаружи, церковная территория приведена в полный порядок и удивляет своим благолепием. Она стала излюбленным местом прогулок молодых мам с маленькими детьми. Самый наглядный пример - выросло число прихожан. Раньше бывало лишь два-три причастника, сейчас даже по будням причащаются до 30 человек, а в воскресные и праздничные дни бывает в среднем от 50 до 200 причастников. Каждый день бывает 3-5 крестин, а в субботу и воскресный день крестим по 20-30 человек, поэтому рядом был построен еще один храм — крестильня в честь преподобномученицы Евгении. Святая преподобномученица Евгения — покровительница медицинских работников. Это единственная церковь в Петербурге, которая носит ее имя. В ней также хранятся частица мощей святой мученицы Евгении. Близ храма располагается часовня святого благоверного князя Александра Невского, которая попечением протоиерея Ипполита Ковальского осенью 1990 года после реставрации снова освящена святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Святыни [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 197341, Санкт-Петербург, ул. 1-я Никитинская, д. 1-А Тел.: +7 (812) 302-34-61 E-mail: info@solunskij.ru Официальный сайт Расписание богослужений [ править править код ] Богослужения совершаются каждый день. Божественная Литургия совершается в 10:00. Исповедь в 9:30. Вечернее богослужение в 17:00. В Воскресенье совершается ранняя Литургия в 7:00, исповедь в 6:30. и поздняя Литургия в 10:00, исповедь в 9:30, в 17:00 акафист. Накануне Великих и Двунадесятых праздников совершается всенощное бдение, начало богослужения в 17:00. В дни Великих и Двунадесятых праздников совершаются две Литургии (ранняя и поздняя). По четвергам вечером совершаются акафисты святым: Пантелеимону Целителю, преподобному Серафиму Саровскому, святителю Николаю Чудотворцу и чтимым образам Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_вмч._Д...

Преподобномученица Евгения, дева, уверовав во Христа, чтобы лучше скрыться, надела мужское платье и спасалась под видом инока. Впоследствии основала женский монастырь и была замучена за Христа. В третьем веке можно назвать святителя Никона, который из иночества перешел прямо к епископству, не покидая, однако, иноческого звания, и принял мученичество со 199 своими монахами. Мученик Феодот, пострадавший при императоре Александре, жил в монастыре. Из актов мученичества св. Галактиона видно, что монах Онуфрий обратил к Христу свою мать Левситу и что он со своей супругой Епистимией ушел из мира и оба они поступили один в мужской монастырь у Синайской горы, а жена его — в небольшую женскую общину; впоследствии оба они приняли страдание за Христа. Можно бы привести и еще много других имен. В эту же эпоху, кроме монахов, были еще во всем им подобные так называвшиеся тогда аскеты. Вся разница их с монахами в том, что аскеты мало удалялись вдаль от городов, между тем как монахи селились в пустыне. Впоследствии этот чисто внешний признак отличия совершенно сгладился, и аскеты и монахи наконец слились в одно общее монашеское звание. Приведя эту историческую справку, хочется спросить: отчего же до преподобного Антония Великого о монашестве слышно так мало и так глухо? На это приходится ответить, что только со времени святого Антония и его учеников монашество с блеском выступает в церкви, как по громадному, можно даже сказать, неимоверному числу лиц, ставших в его ряды, так и по чрезвычайности добродетелей и чудес, которыми в эту пору заявило о себе иночество. II. Преподобный Павел, первый отшельник Верхней Фиваиды Святого Павла приходится назвать первым отшельником или потому, что он действительно поселился первый в глубине пустыни, или потому, что о нем первом из пустынников дошли несомненные сведения. Преп. Антоний был очевидцем, а св. Иероним историком его жизни. Он родился в Нижней Фиваиде в царствование римского императора Александра Севера приблизительно в 228 году христианской эры. Богатые его родители дали ему прекрасное воспитание. Он тщательно изучил греческий и египетский языки. Но уже тогда добродетели были главным его стремлением.

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

Части честного и животворящего древа Креста Господня; часть мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; глава св. преподобномученика Стефана нового; глава св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины с кожею; большие части мощей вселенских святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; кости св. преподобномучеников Афонских: Евфимия, Игнатия, Акакия, Нектария и препод. Симеона нового . За тем малые части мощей: св. праведного Симеона Богоприимца, св. Иосифа обрученника Пресвятыя Богородицы, св. Апостолов: Андрея Первозванного, Евангелиста Матфея, Евангелиста Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы; св. равноапостольного царя Константина, святителей: Афанасия и Кирилла александрийских , Парфения лампсакийского, Феоны солунского, Макария коринфского, Мефодия патриарха константинопольского, Мефодия латарского, Андрея критского , Нифонта патриарха константинопольского, Григория арменскаго, Иоанна милостивого, Григория акрагантийского, Модеста иерусалимского, Дионисия закинфского, Амвросия медиоланского ; св. священномучеников: Игнатия Богоносца , Дионисия Ареопагита , Харалампия, Антилы, Анфима, Мокия, Ермолая; св. первомученика и архидиакона Стефана; св. Великомучеников: целителя Пантелеймона (несколько частей), Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Прокопия, Никиты, Артемия, Димитрия солунского, Иакова персянина; св. мучеников Маккавеев и учителя их Елеазара; св. мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, дву тму в Никомидии сожженных, Меркурия, Платона, Мины, Нестора, Арефы, Мамонта, Адриана, Кирика, Фалалея, 40 мучеников севастийских, Трифона, Анастасия перского, Полиевкта, Анастасия; св. преподобномучеников: Никона, Дометия персянина; св. новомучеников: Георгия, Димитрия, Пахомия (русского), Макария, Гедеона, Иеремии; св. великомучениц: Варвары, Евфимии всехвальныя, Параскевы, Анастасии узорешительницы; св. мучениц: Фотинии самарянки (беседовавшей с Господом у кладязя), Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Иулиании, Кириакии, Агафии, Василиссы; преподобных: Феодосия великого, Иоанна кущника, Евфимия великого, Василия нового, Михаила синадского, Петра афонского, Симеона столпника, Герасима, Харитона, Иоанникия великого, Феодора студита , Павла латрского, Нила афонского, Иакова иверского, Евдокима ватопедского, Акакия кавсокаливского; Пелагии, Феоктисты, Макрины, Матроны солунския; св. безсребренников Космы и Дамиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История Церкви знает немало примеров того, как ступившие на путь иноческой жизни благочестивые жены сокрывали свое женское естество под мужским платьем, и, ведя жизнь строгую, так преуспевали в духовном совершенствовании, что становились святыми. Таковы были преподобные Анастасия Патрикия (память 10/23 марта), Афанасия Тавенская (память 9/22 октября), Мария, именовавшаяся Марином (память 12/25 февраля), Феодора Александрийская (память 11/24 сентября), преподобномученица Евгения (память 24 декабря/6 января), блаженная Ксения Петербургская (память 24 января/6 февраля). Имена этих святых после молебна упомянул в своей краткой проповеди архимандрит Иоаким. Архимандрит Иоаким говорил на греческом. Русским паломникам его проповедь переводил отец Поликарп. В ней были и такие слова: «Святая в своих подвигах на Елеоне достигла высоты монашеского делания, стала образцом монашеской жизни. Высокодуховной своей жизнью святая Пелагия привлекла многие души ко спасению». Задержавшись на некоторое время в ярко освещенной электричеством пещере, мы вместе с отцом Поликарпом стали искать на ее стенах и на гробнице «еврейские» и «греческие» надписи, а также «самое место подвигов, а может быть и могилу» преподобной Пелагии – «маленькую низкую каморку с заложенным окошком, через которое затворница Пелагия принимала пищу и беседовала с посещавшими ее для духовного наставления», о чем сообщает автор книги о Святой Земле «Приди и виждь» Н. Н. Лисовой. Однако ничего подобного не обнаружили. Из одного путеводителя в другой кочует не соответствующая действительности информация о наличии якобы «в восточной стене пещеры входа в другую, меньшую, пещеру», где в затворе жила преподобная Пелагия. «Может, арабы замуровали вход из одной пещеры в другую? Или в тексте какая-то неточность?» – спрашиваю отца Поликарпа. «Да нет, это, скорее всего, “отсебятина”», – последовал ответ. «На склоне Елеона, обращенном к Иерусалиму…» Пещера преподобной Пелагии находится несколько южнее часовни Вознесения Господня. Русские часто называют ее «Стопочка».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Когда ты увидишь, – говорит тот же святитель, – что кто-либо нуждается в душевном и телесном врачевании, не говори сам себе: почему такой-то и такой-то не излечил его? Но сам избавь больного от недуга и не требуй от тех отчета в их небрежении о нем. Ибо, если ты прольешь на него, как елей, слово учения, если обвяжешь его кротостью, если уврачуешь терпением, то он обогатит тебя более, нежели какое-либо сокровище. Аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши, – говорит Господь (Иер. 15, 19) Что может сравниться с сим? Чего не может сделать ни пост, ни возлежание на земле, ни всенощные бдения, ни что-либо другое, то делает попечение о спасении брата». (6 беседа против иудеев). Обративший хотя одну душу угождает Богу несравненно более, чем тот, кто роздал бы все свое имущество бедным. (Св. Златоуст, «Беседа 3 на Быт.»). (Гал. 6, 1; 1 Ин. 3, 18; 1 Пет. 2, 9, 12; Иак. 5, 20). «Проповедание истины другим больше молитвы, – говорит св. Григорий Двоеслов, – обратить грешника на покаяние большее чудо, нежели воскресить мертвеца: воскрешенный опять умрет, а восставшая из греха душа – жива будет во веки. Смотри внимательно: Господь воскресил Лазаря от гроба, и о последующей его жизни нет сказаний Евангелия, воскресил Христос душу в Павле апостоле – и многи силы сотворил он учением своим». (Пролог, 29 Февраля). «Если утоливший чашею воды жажду тленного тела ближнего своего не будет забыт пред Мздовоздаятелем Богом; кольми паче воспомянут будет во благоволении тот, кто помог бессмертной душе, во время ее духовной жажды, вкусить хотя каплю сладкой и живой воды молитвы и благодати?» – учит святитель Филарет, митрополит Московский. (См. проповеди свт. Филарета Московского). III. Бог молитвами преп. Нифонта да поможет нам назидать друг друга к созиданию тела Христова, и споспешествовать всем становиться наследниками Царствия Небесного (Прот. Г. Дьяченко). Двадцать четвертый день Поучение 1-е Св. преподобномученица Евгения (Отчего в наших душах слабо действует слово Божие?)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Arhiva La Mnstirea milostivirii „Sfintele Marta i Maria” din Moscova a fost marcat aniversarea a 155 de ani din ziua naterii Sfintei Cuviose Mucenie Elisaveta Feodorovna 5 noiembrie 2019 14:07 1 ноября 2019 года, в день памяти благоверного царевича Димитрия, в  Марфо-Мариинской обители милосердия  отметили 155-летие со дня рождения основательницы монастыря преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Божественную литургию в Покровском соборе обители возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Его Преосвященству сослужили: протоиерей Николай Кречетов, настоятель храма Спаса Преображения на Болвановке г. Москвы, благочинный Москворецкого округа  Московской городской епархии ; иерей Александр Лаврухин, клирик храма благоверного царевича Димитрия г. Москвы; иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице; клирики Марфо-Мариинской обители иерей Тихон Кречетов, иерей Дионисий Денисов, иерей Игорь Блинов и иерей Александр Ильинский. Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Димитриевской школы под руководством Евгения Тугаринова. По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился с проповедью к прихожанам и гостям обители, среди которых были студентки Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и ученики Свято-Димитриевской школы. В своем слове архиерей, в частности, сказал: «Сегодня исполняется 437 лет со дня рождения благоверного царевича Димитрия и 155 лет со дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Я очень рад, что мы собрались сегодня в Марфо-Мариинской обители, которую создала, в которой подвизалась и жила, совершая подвиг любви и молитвы, преподобномученица Елисавета. Святые Димитрий и Елисавета, думаю, сейчас вместе с нами радуются, видя, как много здесь детей, как много людей сегодня собралось и молится вместе. И конечно, святые откликаются на наши молитвы и каждому могут дать самую важную и главную радость быть с Богом». По окончании богослужения в саду обители прошло праздничное чаепитие. В течение всего дня для посетителей были организованы экскурсии по музею-покоям преподобномученицы Елисаветы, украшенным в честь праздника белыми лилиями и цветами, которые любила основательница обители. Вечером в Соборной палате Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялся праздничный концерт. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5526640...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010