В Крыму пройдет третий научно-общественный форум «Елисаветинское наследие сегодня» 21 мая 2015 г. 18:14 28-29 мая 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» проведет в Крыму III Межрегиональный научно-общественный форум «Елизаветинское наследие сегодня. Крым». Форум организован в рамках программы Фонда содействия возрождению традиций милосердия и Правительства Москвы «На службе Москве и Отчеству. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна». Мероприятие состоится в Белом зале Ливадийского дворцово-паркового музея-заповедника и пройдет при поддержке Правительства Москвы и правительства Республики Крым. Ежегодный форум «Елизаветинское наследие сегодня» ставит перед обществом актуальные задачи по возрождению духовных и нравственных ценностей, традиций милосердия и помощи ближнему, заложенных великой княгиней Елизаветой Федоровной. Первый раз форум проходил в Храме Христа Спасителя в Москве. Второй форум состоялся в Дармштадте (Германия), на родине великой княгини. Участниками встречи в этом году станут ученые, церковные и общественные деятели, занимающиеся изучением жизни и деятельности преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и продолжающие ее дела благотворительности, милосердия и христианского просвещения. Традиционно в форуме примут участие представители елизаветинских храмов и монастырей, сестричеств, приходов, социальных центров, гимназий, паломнических служб из различных регионов России, Украины, Белоруссии и Святой Земли (Иерусалим). В первый день работы, 28 мая, в Белом зале Ливадийского дворца пройдет научная конференция «Императорский Крым: общественное служение и частная жизнь» с участием ведущих российских историков и архивистов Москвы и Крыма. На конференции будут обсуждаться вопросы симфонии государственной и церковной власти, сакрального значения Крыма в истории России. Особое внимание будет посвящено новым материалам, касающимся жизни императорской семьи, в частности, великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны в Ливадии. Второй день будет посвящен наиболее актуальным вопросам просветительской и социальной работы елизаветинских организаций. С сообщениями выступят представители из Алапаевска, Белгорода, Екатеринбурга, Иерусалима, Йошкар-Олы, Калининграда, Калуги, Киева, Минска, Москвы, Новокузнецка, Новосибирска, Одессы, Самары, Саратова, Санкт-Петербурга, Твери, Хабаровска, Ялты и др. городов. К участию приглашаются государственные, общественные и религиозные организации; историки, сотрудники музеев, архивов, библиотек, преподаватели школ и вузов, студентов, семинаристов.  Информация по мероприятию и аккредитация СМИ: тел. +7925 001-29-60, e-mail  info@espo-fond.ru , сайт www.espo-fond.ru . Синодальный информационный отдел /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4089122.ht...

Мы обязательно должны помогать тем, кто находится рядом. Отзываться на их беды, на их нужды, жертвовать собой. Потому что только такая Любовь спасает мир. Если мы замыкаемся в себе, если мы только молимся, постимся, соблюдаем благочестивые правила, храним традиции, но не имеем Любви к тем, кто нуждается в помощи, тогда это какое-то музейное, внешнее делание, которое не помогает душе. Конечно, мы понимаем, что Земля отличается от Царствия Небесного не только тем, что там нет греха, нет насилия и злобы, но и тем, что там нет страдания.  На Земле это страдание есть. На Земле страдают все: и грешники, и праведники, и святые, и злодеи. Каждый человек переживает страдания. Это качество нашей земной жизни. Стремление же к комфорту – это ложное стремление, которое пытается Землю превратить в Рай, но без изменения ее греховной сущности земного бытия. Поэтому приобщиться к страданию нас призывает Сам Господь. Он говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф. 16:24). Страдание бывает разное. Мы знаем три вида страданий:  невольное, вольное и сострадание. К невольному страданию мы так или иначе приобщаемся своим рождением, когда мы с плачем появляемся из утробы. Конечно, и в нашей жизни нам очень многое не нравится. Хотим мы этого или нет, мы приобщены к этому страданию невольно. Вольное страдание означает смирить себя. Выпить не два бокала, а один. В пост не есть мясо, может быть, для кого-то: сократить часы проведенные в Интернете. Для кого-то: смотреть только на свою жену. К этому надо себя приучить. Такое вольное страдание помогает бороться со грехом. А есть и со-страдание. Это со-участие страданиям другого. Соучастие не только сердцем и душой, но и всем, что у тебя есть: своим имуществом, своими силами, знаниями. И это есть исполнение заповеди Христа. Примеры такого следования за Христом дают нам святые. Это не только русские святые. Ведь и среди русских святых мы знаем множество с немецкими корнями. В царских страстотерпцах, например, было много нерусской крови. Ярчайший пример — святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Когда мы вспоминаем примеры святости, мы не говорим о каком-то национальном качестве, а только о принадлежности к Церкви.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-volonter...

В Москве пройдут торжества в честь великой княгини Елизаветы Федоровны Москва, 30 октября 2014 г.      Праздничной Литургией в Марфо-Мариинской обители с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также большим благотворительным концертом в Международном Доме музыки отметят москвичи 1 ноября 2014 года 150-летие со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой, основательницы первой в России обители милосердия, сообщает Патриархия.ru. «Сейчас в Марфо-Мариинской обители действуют несколько совместных с православной службой «Милосердие» проектов — все они существуют на пожертвования неравнодушных людей, — говорит настоятельница обители игуменья Елизавета (Позднякова). — Мы надеемся, что 1 ноября нам удастся собрать вместе наших благотворителей и подопечных на праздничной Литургии и концерте». Благотворительный концерт Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением В. Федосеева «Великая княгиня Елисавета. 150 лет со дня рождения» состоится вечером 1 ноября в московском Международном Доме музыки. В рамках концерта артистка театра «Мастерская Петра Фоменко» Полина Кутепова и артист Московского академического театра им. В. Маяковского Михаил Филиппов будут читать отрывки из воспоминаний великой княгини Елизаветы и ее переписки с супругом великим князем Сергеем Александровичем. В концерте также примут участие солистка Московской филармонии (фортепиано) Катя Сканави и Академический хор имени А. Кожевникова. Прозвучат произведения П. Чайковского, М. Глинки, В. Калинникова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, С. Рахманинова и Д. Шостаковича. Организаторы концерта — Марфо-Мариинская обитель милосердия и православная служба помощи «Милосердие». В рамках концерта в фойе Дома музыки будет проходить фотовыставка, посвященная жизни и делам милосердия великой княгини Елизаветы, а также современной жизни обители и социальных проектов службы помощи «Милосердие». Все собранные на концерте средства будут направлены на развитие детской выездной паллиативной службы — одного из социальных проектов службы «Милосердие», который действует в Марфо-Мариинской обители. В рамках детской выездной паллиативной службы врачи, медсестры, соцработники помогают семьям с детьми, страдающими различными тяжелыми неизлечимыми заболеваниями. Выездная служба стремится расширить помощь на дому, чтобы обеспечить детям и родителям более высокое качество жизни и, насколько возможно, избежать необоснованной госпитализации. На сегодня подопечными службы являются 77 семей с тяжелобольными детьми. За год сотрудники службы совершают более 1000 выездов к подопечным. Начало Литургии в Марфо-Мариинской обители в 9.30. Начало благотворительного концерта в Международном Доме музыки — в 19.30. 30 октября 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/74737.html

Патриаршее слово на заседании Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия» 14 травня 2007 р. 18:20 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Попечительского совета программы «Возрождение Марфо- Мариинской обители милосердия. К 100- летию со дня основания». Открывая заседание Его Святейшество обратился к присутствующим с приветственным словом. Уважаемые Сопредседатели и члены Попечительского совета! Сегодня на повестке дня два основных вопроса. Это доклад рабочей группы Программы о проделанной работе и рассмотрение архитектурной концепции реконструкции Марфо- Мариинской обители милосердия. Мы знаем о большом совместном труде Попечительского совета и рабочей группы по реализации программы. Разрешите выразить особую благодарность сопредседателям Попечительского совета Программы Владимиру Ивановичу Якунину , Юрию Михайловичу Лужкову, а также митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру . В ограниченные сроки на возрождение Обители были привлечены значительные административные и материальные ресурсы. И, пожалуй, самое главное — достигнуто понимание той высокой духовной задачи, которую поставило перед нами время. Это возрождение христианских ценностей милосердия и благотворительности. Программа возрождения Марфо- Мариинской обители милосердия стала делом не только нашего Попечительского совета. Благодаря активной информационной поддержке о ней знают в российских регионах и за границей. К работе подключаются религиозные и общественные организации, музеи, архивы, различные государственные учреждения и в том числе Федеральное собрание Российской Федерации, Министерство иностранных дел, региональные филиалы и актив Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России, образовательные учреждения. Нас радует внимательное отношение к Обители со стороны Правительства Москвы, руководства Центрального административного округа столицы. Уже сейчас Обитель значительно преобразилась. Наша встреча проходит в преддверии особенно знаменательного момента в жизни русского Православия. 17 мая состоится подписание Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей. Знаменательно, что одним из предшествовавших подписанию событий стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на землю Русскую мощей святой преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. Будем верить в то, что и сегодня святая великая княгиня Елисавета будет благоволить нашим трудам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205013...

Всю дорогу в нашем микроавтобусе был включен привычный для того времени катушечный магнитофон, а на бобинах были записаны письма преподобномученицы своим близким.      Дорога наша с переездами из одного места в другое заняла долгие часы, но в каком-то едином порыве мы не отвлекались на досужие разговоры, не пытались вздремнуть в пути. Всё слушали и слушали эти удивительные письма, впитывали в себя каждое слово. И письмо Эллы (Эллы – для ее любящего отца, сестер и брата) о своем решении перейти из лютеранства в Православие, конечно же, потрясло. Из России в Германию дочь писала отцу: «Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз, более полутора лет назад. Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». Пронзительно и предельно искренне звучит и такая строка: «Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия найдена». Умоляя отца дать ей благословение на столь важный шаг, Великая княгиня Елисавета Феодоровна просит его: «Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо». Однако телеграммы не последовало. Вместо нее пришло письмо, в котором великий герцог Гессен-Дармштадтский и Рейнский Людвиг IV сообщал дочери, что ее решение приносит ему боль и страдания и дать благословения он не может. Лишь ее бабушка, легендарная английская королева Виктория (взошедшая на трон в 18 лет, где пробыла более 63 лет) написала внучке желанные слова утешения... Марфо-Мариинская обитель милосердия: век ХХ-й и век XXI-й      Думается, что сегодня большое число православных людей в нашем Отечестве перешло на новый этап восприятия подвижнической деятельности Великой княгини Елисаветы Феодоровны, и это укрепило силу их молитвенных воздыханий к святой.

http://pravoslavie.ru/142266.html

Серафим, иером. Слова, беседы и речи. (Выпуск 2-ой). – Кунгур, 1908. С. 3. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). История взаимоотношений//Серафим (Кузнецов), иг. Августейшая паломница Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Пермской губернии. – Пермь, 2009. С. 5. Фомин С. Русский инок//Серафим (Кузнецов), иг. Православный Царь-Мученик. Указ. соч. С. 36. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). Указ. соч. C. 7. Серафим (Кузнецов), иером. Первый Всероссийский иноческий съезд. (Воспоминания, записки и наблюдения участника съезда). – Кунгур: Типография М.Ф. Летунова, 1912. C. 35–36. Там же. C. 12. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. – М.: Столица, 1994. С. 162. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Указ. соч. С. 162. Бирилов Г., прот. Указ. соч. С. 45. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). История взаимоотношений//Серафим (Кузнецов), игумен. Августейшая паломница Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Пермской губернии. – Пермь, 2009. C. 12. Куликова Л.В. Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, в хронике событий. М., 2011. С. 473–474. Серафим (Кузнецов), иг. Мученики христианского долга. – Пекин, 1920. С. 34. Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. – М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, 1996. C. 152. Марченко А., прот. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо–Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). Указ. соч. C. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Принцесса-преподобномученица 20 лет назад Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике преподобномученицы прославлена великая княгиня Елисавета Федоровна. 31 марта, 2012 20 лет назад Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике преподобномученицы прославлена великая княгиня Елисавета Федоровна. 31 марта 1992 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике преподобномученицы прославлена Великая княгиня Елисавета Феодоровна , которая была канонизирована Русской Православной Церковью Заграницей еще в 1981 году. «Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце  и быть богатым, всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя…» (Великая княгиня Елисавета Феодоровна). И жизнь, и смерть Великой княгини Елисаветы Феодоровны отмечены печатью избранности Божией. Став женой русского Великого князя Сергея Александровича, англо-немецкая принцесса всем сердцем приняла Православие. Благотворительность и помощь ближним стали образом ее жизни. Она строила и открывала больницы, школы, богадельни, мастерские, приюты, будучи попечителем и членом десятков благотворительных организаций и фондов. Великая княгиня была опорой мужа – генерал-губернатора Москвы. Вместе они воспитывали приемных детей, вместе обустраивали имения в Ильинском и Усове, жертвовали на Саввино-Сторожевский монастырь и многие другие монастыри и храмы России. После трагической кончины супруга от рук террористов Елисавета Феодоровна открывает в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия , благодарная память о сестрах которой сохранялась долгие годы. Настоятельница обители стяжала настоящую народную любовь, день и ночь к Великой Матушке шли за помощью, в которой она никогда не отказывала. С несгибаемой волей и уверенностью в Божией помощи встретила Елисавета Феодоровна свой арест в апреле 1918 года, ставший началом ее пути к святости. Зная, что никогда уже не увидит она своих дорогих сестер, она говорила: «Слава Богу за все». Стоя на краю алапаевской шахты, она успела произнести: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».

http://pravmir.ru/princessa-prepodobnomu...

На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Она познакомилась с будущим супругом в детстве, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку получали отказ: принцесса Елисавета в юности дала обет девства (безбрачия). После откровенной беседы ее с Сергеем Александровичем выяснилось, что он тайно дал обет девства. По взаимному согласию брак их был духовным, они жили как брат с сестрой. Вся семья сопровождала принцессу Елисавету на свадьбу в Россию. Вместо с ней приехала и двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила здесь своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича. Венчание состоялось в церкви Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца. Великая княгиня напряженно занималась русским языком, желая глубже изучить культуру и особенно веру новой своей родины. Великая княгиня Елисавета была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе — Елисаветы: Елисавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елисавета Феодоровна. Большую часть года великая княгиня жила с супругом в их имении Ильинское, в шестидесяти километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки. Она любила Москву с ее старинными храмами, монастырями и патриархальным бытом. Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, строго соблюдал все церковные каноны, посты часто ходил на службы, ездил в монастыри — великая княгиня везде следовала за мужем и простаивала долгие церковные службы. Здесь она испытывала удивительное чувство, так непохожее на то, что встречала в протестантской кирке. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин Христовых и ей самой так захотелось подойти к Святой Чаше, чтобы разделить эту радость. Елисавета Феодоровна стала просить мужа достать ей книги духовного содержания, православный катехизис, толкование Писания, чтобы умом и сердцем постичь, какая же религия истинна.

http://pravoslavie.ru/27200.html

5 (18) февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Когда Елисавета Феодоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. После первой панихиды в Чудовом монастыре Елисавета Феодоровна возвратилась во дворец, переоделась в черное траурное платье и начала писать телеграммы, и прежде всего — сестре Александре Феодоровне, прося ее не приезжать на похороны, т.к. террористы могли использовать их для покушения на императорскую чету. Когда великая княгиня писала телеграммы, она несколько раз справлялась о состоянии раненного кучера Сергея Александровича. Ей сказали, что положение кучера безнадежно и он может скоро умереть. Чтобы не огорчить умирающего, Елисавета Феодоровна сняла с себя траурное платье, надела то же самое голубое, в котором была до этого, и поехала в госпиталь. Там, склонившись над постелью умирающего, она, пересилив себя, улыбнулась ему ласково и сказала: «Он направил меня к вам». Успокоенный ее словами, думая, что Сергей Александрович жив, преданный кучер Ефим скончался в ту же ночь. На третий день после смерти мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал: «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть». - «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» — ответила она. Далее она сказала, что принесла прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. Но он отказался. Все же Елисавета Феодоровна оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на чудо. Выходя из тюрьмы, она сказала: «Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он осознает свой грех и раскается в нем». Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено. Из великих князей на погребении присутствовали только Константин Константинович (К.Р.) и Павел Александрович. Погребли его в маленькой церкви Чудова монастыря, где ежедневно в течении сорока дней совершались заупокойные панихиды; великая княгиня присутствовала на каждой службе и часто приходила сюда ночью, молясь о новопреставленном. Здесь она почувствовала благодатную помощь и укрепление от святых мощей святителя Алексия, митрополита Московского, которого с тех пор особо почитала. Великая Княгини носила серебряный крестик с частицей мощей святителя Алексия. Она считала, что святитель Алексий вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю оставшуюся жизнь.

http://pravoslavie.ru/27200.html

5.07 Святыя преподобномученицы великия княгини Елисаветы Тропарь, глас 1: Смирением достоинство княжеское сокрывши,/богомудрая Елисавето,/сугубым служением Марфы и Марии/Христа почтила еси./Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши,/яко жертва праведная Богу принеслася еси./Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя,/яко истинную наставницу усердно просим тя:/святая мученице великая княгине Елисавето,/моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак, глас 2: Величие подвига веры кто повесть:/во глубине земли, яко в раи светлости,/страстотерпица великая княгиня Елисавета/со Ангелы во псалмех и пениих радовашеся/и, убиение претерпевающи,/о безбожных мучителех взываше:/Господи, прости им грех сей,/не ведят бо, что творят./Тоя молитвами, Христе Боже,/ /помилуй и спаси души наша. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. После долгих раздумий Великая княгиня избрала Православие. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь . В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна старалась помогать фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. 5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010