Они относятся к праведнику как к родителю. Про святителя Спиридона Тримифунтского, который был очень прост и одевался небогато, известен следующий случай: «Когда святой в таком виде входил во дворец, один из дворцовых служителей, богато одетый, счел его за нищего, посмеялся над ним и, не позволяя ему войти, ударил его по щеке; но преподобный, по своему незлобию и памятуя слова Господа (см. Мф. 5:39 ), подставил ему другую щеку; служитель понял, что пред ним стоит епископ и, сознав свой грех, смиренно просил у него прощения, которое и получил». 105 Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Живущий кротостью почтенен – и отец для сына, и сын для отца, и раб для господина, и ничто другое не помогает столько господину пользоваться благосклонностью рабов: когда они видят его радующимся добру и относящимся ко всем кротко – высоко ценят и удивляются, считая (его) более отцом, чем господином и обладателем». 106 Люди, в конце концов, начинают просто любить кротких. Можно вспомнить пример из жития Преподобного Сергия Радонежского, который, будучи оскорбляем братом, тихо ушел из монастыря, дабы не сеять раздоров. Братия пошла вслед за Преподобным Сергием. Вот как об этом повествует его житие: «Как мы уже сказали, Сергий покинул свою обитель незамеченным, и иноки нигде не могли найти его. Братия ужаснулись и, не желая разлучиться со своим пастырем, отправились повсюду искать своего Игумена: и в пустынных местах, и в городах». 107 Иоанн Златоуст так пишет о кротком человеке: «Кроткий любезен для видящих, любезен и для знающих по слуху; нет никого, кто бы, слыша, что хвалят человека за кротость, не пожелал на него взглянуть, приветствовать и постоянно видеть». 108 По слову Писания: «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» ( Прит. 25:15 ). Дар Богообщения Кроткие сподобляются молитвы – этого высшего дара Богообщения. В Евангелии от Матфея сказано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Отрок поклонился старцу, и, как земля плодовитая и плодоносная, принявшая семена в сердце свое, он радовался душой и сердцем встрече со святым старцем. Старец хотел пойти своей дорогой, но отрок пал на землю лицом к ногам старца и со слезами умолял его поселиться в доме родителей его, говоря: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче». Старец, удивившись вере отрока, не мешкая отправился в дом его родителей. Увидев старца, они вышли ему навстречу и поклонились. Старец благословил их, и в доме приготовили трапезу для него. Но гость не сразу отведал пищи, но сначала вошел в моленную, то есть в часовню, взяв с собой освященного в утробе отрока, и начал петь часы 29 , а отроку велел читать псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я сказал тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие без сомнения». И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал стихословить 30 Псалтирь очень внятно и стройно, и с того часа он хорошо знал грамоту. Над ним сбылось пророчество премудрого пророка Иеремии, сказавшего: «Так говорит Господь: »Вот, Я дал слова Мои в уста твои« [ Ис. 51, 16 ]». Родители же и братья отрока, увидев это и услышав, удивились неожиданному его искусству и мудрости и прославили Бога, давшего ему такую благодать. Выйдя из часовни, хозяева предложили старцу трапезу. Старец отведал пищи, благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умоляли старца остаться у них, спрашивая его и говоря: «Отче господине! Побудь еще, чтобы мы могли расспросить тебя и ты бы успокоил и утешил наше скудоумие и нашу печаль. Вот смиренный отрок наш, которого ты благословляешь и хвалишь и которому предсказываешь многие блага, – он удивляет нас, и печаль о нем сильно уязвляет нас, потому что с ним случилось нечто страшное, удивительное и непонятное: когда он был в утробе матери, незадолго до своего рождения, его мать была в церкви, и он трижды прокричал в утробе при народе, в то время, когда пели святую литургию. Нигде не слыхано и не видано ничего подобного, и мы этого боимся, не понимая, чем все кончится и что случится в будущем».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме Петра и Павла в Лефортове Москва, 13 июля 2005 г . 12 июля 2005 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении архиепископа Истринского Арсения и клириков Московской епархии совершил Божественную литургию в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Первоначально храм в Солдатской слободе, освященный 5 мая 1613 года в присутствии царя Михаила Феодоровича Романова, был возведен во имя Святителя Николая Чудотворца. В XVIII веке церковь, находившаяся в саду Франца Яковлевича Лефорта – первого полковника Московского полка и любимца царя Петра I, была перестроена. Освящение храма во имя святых апостолов Петра и Павла с приделами во имя святого апостола Иоанна Богослова и во имя Преподобного Сергия Радонежского состоялось 1 июня 1711 года, о чем свидетельствует надпись на кресте храма. После Божественной литургии Его Святейшество возглавил молебен, после которого был совершен крестный ход вокруг храма. После окончания молебна настоятель храма протоиерей Василий Свиденюк поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с днем святых апостолов Петра и Павла и преподнес Его Святейшеству икону с изображением Собора двенадцати апостолов. Поблагодарив отца Василия, Патриарх Алексий поздравил всех прихожан храма с престольным праздником и, в частности, сказал: " Сегодня мы с особым чувством обращаемся к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, прося их молитвенного предстательства за нас пред Господом Богом. Слова сегодняшней проповеди напомнили вам о жизненном подвиге апостолов, которым мы должны подражать в вере и в любви Христовой. Я же хочу лишь напомнить слова апостола Павла: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ...Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8.35, 38-39).

http://pravoslavie.ru/14039.html

" Первые мученики " января 2020 Митрополит Варсонофий освятил храм мучеников младенцев Вифлеемских " Поздравляю вас с престольным праздником - памятью мучеников младенцев Вифлеемских, с попразднством Рождества Христова и освящением великим чином этого храма, - сказал владыка в проповеди. - Пока не построен большой храм преподобного Сергия Радонежского, этот храм будет основным. Сегодня мы славим Христа. Миряне-христославы ходят из дома в дом, священнослужители - из храма в храм, чтобы прославить Господа, который начинает восходить на Крест с младенческих пеленок. Мы помним, что волхвы сообщили Иосифу радостную весть, что были у царя Ирода, правителя Иудеи, который сказал им: " Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему " (Мф. 2:7). Иосиф обрадовался - сам царь придет! Но ночью во сне ему явился ангел и говорит: " Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его " (Мф. 2:13). Иосиф удивился: волхвы сказали одно, а ангел - другое, но послушался ангела, взял Младенца и Матерь Божию - предание гласит, что был с ними еще Иаков, сын Иосифа, которого Господь потом будет называть Своим братом, - и ушел в Египет " . " Ирод узнал, что волхвы покинули Иудею и уже находятся в своей стране, - продолжил архипастырь. - Он понял, что обманут: они не сообщили, где находится Младенец. И решил, что волхвов вернуть не сможет, но Младенца точно убьет, а точнее, всех младенцев до двух лет, чтобы точно не промахнуться. Он видел в Младенце конкурента, потому что волхвы сказали, что Царь родился. Но Ироду в то время было уже семьдесят лет - как Младенец мог быть ему конкурентом? Пока бы Он рос, Ирод успел бы умереть. Но глаза царя застилала ярость - он ведь был жестоким человеком: убил жену, троих сыновей. И он издал бесчеловечный приказ - убить всех младенцев в окрестностях Вифлеема. В то время там были не только местные жители - многие пришли на перепись с детьми. Все они попали под указ царя Ирода и были умерщвлены. В честь этих младенцев и освятили мы этот временный храм, и молимся им как первым мученикам за Христа. Святое семейство бежало в Египет, но находилось там недолго - вскоре после неслыханного злодеяния Ирод был изъеден червями и скончался. Иосиф хотел вернуться в Вифлеем, но узнав, что новым правителем стал сын Ирода Архелай, который не уступал в жестокости отцу (на праздник Пасхи убил три тысячи иудеев, которых считал противниками) - по наставлению ангела пошел не в Вифлеем, а в Назарет. Там Христос будет жить до тридцати лет. С самого детства Спаситель - беженец, подвергается гонениям. Кто был в Египте, на Синае, знает, что это пустыня, и они туда бежали от Ирода " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

После пострига Сергий семь дней пробыл в церкви, каждый день старец игумен совершал Божественную литургию и приобщал его Святых Христовых Таин, и во все эти семь дней Сергий ничего не вкушал, кроме просфоры, даваемой ему от постригавшего. От всего отстранившись, он пребывал в непрестанном посте и молитве. Песнь Давида постоянно была на устах его, он утешал себя словами псалмов и ими же славословил Бога. Так он пел в безмолвии, благодаря Бога: Господи! возлюбил я красоту дома Твоего и место жилища славы Твоей ( Пс. 25:8 ); дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни ( Пс. 92:5 ). Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге живом. И птица находит себе жилье, и горлица гнездо себе, где положить птенцов своих. Блаженны живущие в доме Твоем ( Пс. 83:2-4 ); во веки веков будут они восхвалять Тебя ( Пс. 83:5 ). День один во дворах Твоих лучше тысячи: лучше быть у порога в доме Бога моего, нежели в жилище грешников ( Пс. 83:11 ). По прошествии недели, он окончил свой подвиг, и, провожая игумена, постригшего его, Сергий с великим смирением сказал: «Вот, отче, сегодня ты уходишь отсюда, а меня, убогого, как я и хотел, оставляешь одного. Долгое время я всеми помыслами моими и желаниями стремился к тому, чтобы жить одному в пустыне, без единого человека. Издавна я просил этого у Бога в молитвах, постоянно держа в уме и вспоминая слова пророка: Я удалился, убежав, и остался в пустыне, надеясь на Бога, спасающего меня от малодушия и от бури ( Пс. 54:8-9 ). И поэтому услышал меня Бог и внял гласу моления моего. Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил милости Своей от меня ( Пс. 65:19-20 ). И сейчас я благодарю Бога, сподобившего меня по моему желанию одному жить в пустыне, иночествовать и безмолвствовать. Ты же, отче, ныне уходя отсюда, благослови меня, смиренного, и помолись о моем уединении, а также и научи меня, как жить мне одному в пустыне, как молиться Богу, как избегать вреда душевного, как противиться врагу и помыслам гордыни, от него исходящим. Ведь я неопытен; будучи новопостриженным, новоначальным иноком, я должен обо всем спросить совета у тебя».

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане (Пс. 91, 13). Праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него (Пс 63, 11). Я не возбранял устам моим, Господи (Пс. 39, 10). Ты знаешь правду мою и истину мою. Язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день (Пс. 34, 28). Свет сияет на праведника и на правых сердцем веселие (Пс. 96, 11). Род правых благословится (Пс. 111, 2). Славою и честью увенчал его (Пс. 8, 6). Ибо Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением, как щитом, венчаешь его (Пс. 5, 13). Посетил нас Восток свыше просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лк. 1, 78–79). Прокимен на утрени, гл. 7: Дорога в очах Господних смерть святых Его. Стих: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне (Пс. 115, 6, 3). Кондак, гл. 5 Славное усекновение Предтечи совершилось по особенному Божественному промышлению, чтобы он проповедовал и находившимся в аду пришествие Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство, ибо не закон Божий, не истинную вечную жизнь она возлюбила, но жизнь обманчивую и временную. 30 августа. Перенесение мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского. Тропарь, гл. 4 Познай своих братьев, русский Иосиф, не в Египте, но на небе царствующий, благоверный князь Александр, и прими их молитвы, умножая хлебные растения для людей изобильным плодородием на твоей земле, защищая молитвою города твоего владения и содействуя в борьбе своим единомышленникам — православным христианам. Прокимен, гл. 5: Дорога в очах Господних смерть святых Его. Стих: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне (Пс. 115, 6–3). 25 сентября. Преставление Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Тропарь, гл. 4 Благодетельствующий подвижник, истинный воин Христа Бога, преподобный отец наш Сергий, ты усердно подвизался, перенося страдания и борьбу со страстями в земной жизни, явившись примером для своих учеников в посте, бдениях и непрестанном славословии. Поэтому и вселился в тебя Пресвятой Дух, благодатными дарами Которого ты украшен. Как имеющий дерзновение к Святой Троице, поминай мудро собранное тобою стадо и не забудь своих детей, как обещался.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Преподобный Сергий, вооружась молитвой к Богу, начал говорить так: Боже! Кто уподобится Тебе? Не премолчи, не оставайся в покое, Боже! Ибо вот, враги Твои шумят ( Пс. 82:2-3 ) и еще: Да воскреснет Бог, и исчезнут враги Его, и да бегут от лица Его все ненавидящие Его. Как рассеивается дым, так и они пусть исчезнут: как тает воск от огня, так да погибнут грешники от лица Божиего, а праведники да возвеселятся ( Пс. 67:1-4 ). Так Сергий, именем Святой Троицы, имея помощницей и заступницей Святую Богородицу, а вместо оружия – Честной Крест Христов, поразил диавола, как Давид Голиафа. И тотчас диавол со своими бесами сделался невидим, и все бесследно исчезли и пропали. Преподобный же горячо возблагодарил Бога, избавившего его от этого бесовского мятежа. Через несколько дней, когда Преподобный Сергий в хижине неустанно в одиночестве творил всенощную молитву, внезапно раздались шум, грохот, сильное волнение, смятение и устрашающие звуки, – не во сне, но наяву. И вот множество бесов вновь напало на блаженного, как бесчинное стадо, вопя и угрожая: «Уходи, уходи отсюда! Что ты ищешь в этой пустыне? Что хочешь обрести на этом месте? Чего ты добиваешься, сидя в этом лесу? Или ты собрался здесь жить? Зачем ты здесь поселился? Не надейся, что сможешь здесь остаться: ты и на час тут не задержишься. Ты сам видишь, что место это пустынное, неудобное и труднодоступное, отсюда во все стороны до людей далеко, и никто не придет сюда. Разве ты не боишься, что можешь умереть здесь от голода или душегубцы-разбойники найдут и убьют тебя; кроме того, в этой пустыне живет много зверей кровожадных, воют свирепые волки и стаями приходят сюда, да еще и многочисленные бесы злобно пакостят, и грозные чудища без числа бродят здесь, поэтому искони место это пусто и непригодно для жилья. Что хорошего, если звери нападут на тебя и растерзают или ты умрешь какой-нибудь другой безвременной, ужасной, насильственной смертью? Встань и без всякого промедления беги отсюда, не задумываясь, не сомневаясь, не оборачиваясь назад, не озираясь ни направо, ни налево, не то мы тебя отсюда раньше прогоним или убьем».

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

Привет вам, возлюбленные о Христе братия, и благословение от преподобного Сергия Радонежского, преп. Саввы Сторожевского и преп. Иосифа Волокамского, мощам которого судил мне Господь ныне поклониться. Давно, с тех пор, как наречен я именем богоспасаемого града вашего, имел я желание быть среди вас и лично выразить вам благодарность за привет ваш и благожелания, принесенные мне по случаю посвящения моего во епископа. Но условия моего служения не благоприятствовали исполнению сего моего желания. Только ныне судил мне Господь иметь молитвенное общение с вами, хотя и краткое. Душевно сожалею, что по многим причинам не могу войти в более тесное и искреннее общение с вами через совершение божественной вечери господа нашего Иисуса Христа, через приобщение Тела и крови его. Но и за то благодарение Господу, что хотя немногие минуты я могу соутешиться верою вашею, о которой свидетельствуете вы своим присутствием в сем св. храме не в обычный час. Вижу я здесь и отцов и матерей, и детей малых, и юношей, и взрослых и радуюсь, что, несмотря на разделяющее нас расстояние мы не чужие друг другу, что между нами, и вообще между народом русским и его архипастырями, сохраняется союз, который не успело еще разрушить тлетворное дыхание времени. Благодарение за сие Господу. Да так и должно быть. Если мы и далеки друг от друга по месту жительства, если мы и не знаем друг друга, мы однако близки во Христе, мы все одинаково присные Богу чрез Иисуса Христа, великого Архиерея нашего, примирившего и примиряющего нас с Богом, соединившего и соединяющего нас, по-видимому далеких и чужих, в единое братство, в одну родную семью, даже больше – в одно тело и в один дух. Мы рождены и возрождены единым благовествованием Христовым, в лоне единой матери – Церкви, которая одинаково заботится обо всех, воспитывая нас каждого к иной, лучшей жизни. У нас одна вера, одно крещение, один Бог и отец всех, мы носим одно имя – имя Христово, у нас один жертвенник, и все мы от единого хлеба и единой чаши причащаемся и питаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему люди не исцеляются от Причастия? 4 мин., 07.10.2019 Вопрос читателя:  Когда Христос был распят, сотник подошёл и копьём пробил ребро Христа. В тот момент сотник получил исцеление, так как кровь из ребра Христа попала сотнику в глаз, а у сотника была глазная болезнь. Теперь вопрос. Почему люди, когда причащаются с верой, исповедью, молитвами и постом, не получают исцеления? Ведь сотник не просил Христа исцеления, а получил, а люди просят в молитве и перед причастием и не получают. Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии: Сергий, приветствую вас. Спасибо за важный вопрос. Напомним нашим читателям, что Лонгин Сотник  — римский центурион, присутствовавший при распятии Иисуса Христа. Иоанн Богослов повествует в Евангелии о том, что он совершил прободение пречистого ребра Христова: " Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,  — ибо та суббота была день великий,  — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили " " (Ин. 19:31-37) . Евангелист Марк говорит нам об исповедании сотника, произнесенном после крестной смерти Спасителя: «истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39) . В апокрифических источниках мы узнаем имя сотника  — Лонгин. Существует благочестивое предание, что Лонгин болел катарактой и исцелился, когда на его лицо попала Кровь Христова. История знает и другие моменты, когда промысел Божий приводил человека к вере и одновременно с этим даровал прозрение, как знамение того, что его духовные очи также прежде были слепы, но теперь во Христе обрели способность видеть. Мы можем вспомнить известнейшие из таких случаев - исцеление Савла, ставшего апостолом Павлом и прозрение в крещальной купели князя Владимира, крестителя Руси. Весной 2019 года такой случай произошел в московском храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове. Клирик храма, миссионер священник Георгий Максимов свидетельствует о том, что четырехлетний слепой ребенок, которого родители привезли в столицу на операцию, прозрел во время крещения. Это подлинный факт, за подробностями отправляю вас в фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) к отцу Георгию. Так что источник чудес Господних совершенно точно не иссяк,  " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же " ( Евр. 13:8).

http://foma.ru/pochemu-lyudi-ne-isczelya...

Слово Божие, открывая нам тайну троичности Лиц в Боге, открывает нам и внутреннюю жизнь Божества. Между Лицами Святой Троицы существует вечный непрерывный союз взаимной любви. Отец любит Сына, Сын любит Отца, в таком же отношении к Ним находится и Дух Святой. Поэтому вечная любовь пребывает во внутренней жизнедеятельности Триединого Бога. Бог по Своему Существу есть любовь, и печать этой любви лежит на всем Его творении, начиная от малой былинки и кончая венцом творения – человеком. Особенно любовь Божия проявилась в воплощении Сына Божия для спасения человеческого рода. Это величайшее дело Божественной любви составляет как бы переход от внутренней любви между Собою к любви внешней. Начавшись в вечности, оно осуществляется в определенное время через вочеловечение Сына Божия. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши, – говорит святой апостол Иоанн Богослов 15 и Господь наш Иисус Христос , явившись на земле как Богочеловек, дал людям возможность видеть в Своем учении и в Своей жизни полноту любви Божественной. Через боговоплощение любовь Божественная как бы сошла с неба на землю и в лице Иисуса Христа явилась для людей видимой и воплощенной с такой силой, как никогда. Жизнь, страдания и смерть Иисуса Христа являются главнейшими свидетелями любви Божественной. Таким образом, любовь всегда пребывает в Боге по отношению к Самому Себе и к сотворенному Им миру и человечеству. Любовь является как бы двигательной силой Божественного Существа. К такой же любви Господь призывает и Своих последователей. Когда Господь молился за Своих учеников, то Он говорил: Отче Святый, соблюди их во имя Твое... да будут едино, якоже Мы... якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут... Аз в них, и Ты во Мне; да будут совершени во едино 16 . Из этих слов Господа видно, что Его последователи через взаимную любовь должны проникнуться таким внутренним тесным единством, в каком находятся Отец и Сын по отношению Друг к Другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010