Вот, зачитали мою фамилию, я подхожу к доске, вытаскиваю билет- и вы не поверите, поскольку я вообще к экзаменам не готовился, руки и ноги у меня затряслись. Ну, Государственный экзамен, вот-вот выпускной, сорок человек в классе. Тут совершенно посторонние люди сидят. Экзамен принимает секретарь партийной организации, которая знала, что я верующий человек. И я иду и читаю молитву: «Господь – просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь? Если построится против меня полк, не убоится сердце моё; если поднимется на меня война, и при этом я надеюсь. Услышь, Господи, голос мой, которым я воззвал, помилуй меня и услышь меня. Я верю, что увижу блага Господни на земле живых. Надейся на Господа! Мужайся, и да укрепляется сердце Твоё, и надейся на Господа!» Вдруг мне вспомнились слова из псалма: Господь одесную мене, да не подвижуся. А почему одесную мене? Почему с правой стороны? Ну, мы билет с какой стороны тянем? Вот если с правой стороны –ведь об этом помолился Господь: да не подвижуся. Вытаскиваю билет и боюсь на него смотреть. Сажусь за парту- а как вы знаете, в наших школах советского времени кабинеты были специализированные. Если это был кабинет химии, то он был весь в формулах. Если кабинет физики, то он тоже был весь в формулах. Если это был кабинет биологии или литературы, то они тоже были все увешаны соответствующими материалами: писателями, поэтами. Если это был какой-то другой кабинет, то они все как-то оформлялись. И мы тоже в кабинете были, сдавали этот экзамен в специализированном кабинете. Он тоже был увешан какими-то цитатами, какими-то выражениями философов, Маркса, Энгельса.  И мне как раз попался билет: какие-то постулаты по Гегелю и проблемный какой-то по Канту. И я был в восторге от того, что я не должен был полемизировать и говорить что-то против веры. Это был Кант и Гегель. Я тогда еще очков не носил. Посмотрел на правую сторону. Смотрю: несколько высказываний Гегеля. Я переписал. С левой стороны высказывания Канта, переписал.

http://radonezh.ru/text/arkhimandrit-mel...

Вот как далее апостол Павел говорит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Человек, который не вкусил благодати Божией, будь он трижды хорош, будь он самый симпатичный и милый на земле, никогда в Царствие Божие не войдет. В Царство Божие входили и убийцы, и прелюбодеи, и разбойники, и князья, и нищие – разные люди совершенно, из разных состояний души, но они все были святы. Какие только преступления некоторые из них не совершали! А когда очнулись и начали новую жизнь, они смогли в себе грех победить и приобрели благодать Божию. Святой – это не значит безгрешный. Святой – это тот, кто непрестанно находится в борьбе с грехом. Иногда, по милости Божией, грех совершенно отступает от человека, но это бывает с избранниками Божиими, у которых уж очень большая решимость и очень большая любовь к Богу. А для нас, обычных людей, эта борьба против греха должна быть уделом всей нашей жизни, начиная от младых ногтей и кончая смертным одром. Иначе, хотя мы, возможно, никого не убили, никого не ограбили, но Царствия Божия мы не увидим, потому что ничего не делаем для того, чтобы его увидеть. Оно нам как бы не нужно, мы все пытаемся здесь свою жизнь организовать. Но даже если мы здесь все прекрасно устроим, помирать нам все равно придется, и это наше прекрасно организованное устройство придется здесь оставлять. А жизнь духовная имеет вечное продолжение. Поэтому в грехе жить невыгодно и глупо. «Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя». Это опять о смирении. Если бы Бог устроил все справедливо, взыскивал с нас за каждый грех, то мы ни одного часа не прожили бы на земле. По нашим грехам ничего хорошего мы просто не заслуживаем. И если мы еще живем, и солнышко светит, и мы хлеб можем в магазинах купить – это чудо и неизреченная милость Божия. Просто удивительно, как земля еще рожает хлеб, потому что, когда землю пашут, ее не молитвой и слезами поливают, а матом. Мы сами хлеб не сеем, не жнем, а едим – разве это не чудо? Мы не ткем, обувь не шьем, а обуты и одеты – разве это не чудо? Нам все дано, хотя мы этого совершенно не заслужили, не создали, не заработали. Кто-то, тети и дяди, нам это делают, а мы еще разбираем: ага, это плохо, это нехорошо. Плохо тебе – сшей, сотки сам. Мы все получаем даром: и жизнь свою мы даром получили, и веру. По грехам своим мы недостойны даже в телогрейке ходить и в резиновых сапогах, а каждый из нас квартиру имеет, одежду, обувь, еду. Будучи нравственно гораздо хуже насекомых, мы тем не менее живем в шикарных условиях, да еще нам мало: видите ли, у нас здесь дует, видите ли, воды нет, лифт не работает.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Господь Бог Вседержитель – в Его руках вся вселенная, как это изображается на иконах. Он не только Творец мира, но и его Зиждитель и Промыслитель. Он всё сотворил, Он всё и содержит. Без Него ничто не начало быть (Он – Творец), но без него ничто не может в бытии и пребывать (Он – Вседержитель). Стоит Ему отнять Свою державную руку – и, как стекло, все разобьется, как пыль, развеется. Который был, есть и грядет – этим указывается Его вечность. Который грядет , то есть небесная Церковь , увиденная Иоанном, еще ждет пришествия Господа. Он и для нее еще Грядущий. Он должен еще прийти, воскресить умершие тела, совершить Суд над миром. Откр.4:9–10 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом. Первоначально воздали славу, честь и благодарение Богу, Живущему во веки веков , то есть Вечному, четверо животных. Тогда и 24 старца, которые до этого сидели увенчанные на престолах, оставляют свои престолы и низлагают золотые венцы, не считая себя достойными в них приближаться к Богу и поклоняться Сидящему на престоле. Дивная картина! Удостоенные Богом престолов и золотых венцов жизни, правды и славы всё оставляют и повергаются ниц перед Богом! Как смели, как могли вы, о святые сыны Иакова и всехвальные апостолы и Церковь небесная, как могли вы оставить и низложить с себя то, чем удостоил вас Всевышний?! Как не вспомнить здесь преподобного Сергия, игумена Радонежского, отказавшегося от золотого креста, которым почтил его святой Алексий, митрополит Московский! Всё оставляют, всё низлагают с себя 24 старца. Откр.4:11 Говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и по Твоей воле существует и сотворено. Здесь, перед престолом, оставляется все, остается только поклонение Всевышнему. Достоин Ты , мы ничего не достойны, не нам хвала, не нам. Но достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё , воззвал небывшее к бытию – и стало. Но не только сотворил Ты всё, но и всё по Твоей воле существует и сотворено . Если бы не было воли Твоей всеблагой на то, то и не существовало бы сотворенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дальше апостол говорит: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми». В нашей плоти гнездятся всякие страсти: зависть, чревоугодие, тщеславие, сребролюбие. И тот, кто Христов, то есть святой, он свою плоть распинает. Господь Сам дал нам этот образ. Он добровольно, взяв на Себя наши грехи, распял Свою плоть на Кресте, тем показав, как и нам нужно свою плоть распинать. Мало ли что ты хочешь? Мало ли что ты считаешь нужным? А надо делать так, как Бог велит. И все свои греховные желания надо именно распинать – тогда ты будешь Христов. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны». Если человек духовный, то он и поступает духовно – живет по Евангелию, по заповедям Божиим, то есть подчиняется Богу, Который есть Дух. А если человек в чем-то противоречит Богу, то он не живет духовной жизнью. «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». Если человек раздражается, пребывает в гневе, если у него есть зависть, тщеславие, значит, в нем нет духовной жизни. А если у него есть тщеславие, зависть, раздражение, но он находится в постоянной борьбе с этими проявлениями своей души, то, значит, в нем есть духовная жизнь. Дух Божий противится духу греха, духу бесов – и человек своим духом старается уничтожить в себе грех. Человек, который постоянно противится живущему в нем греху, является соратником Божиим. Христос пришел победить грех – поэтому каждый, кто непрестанно борется с грехом, является Христовым учеником, воином Христовым. К сожалению, у нас, как у людей начинающих, духовная жизнь идет пунктиром: то мы грешники, то мы святы; то мы грешники, то мы святы. Вот встали утром, помолились, взялись за дела. Пока все идет хорошо, памяти о Боге мы не теряем. Но стоит сыну или внуку сделать не по-нашему, и мы тут же закипаем, нам хочется стукнуть, наорать, что часто и происходит. Если мы устоим в искушении, если не совершим никакого зла, хотя оно в нас кипит и мы готовы убить виновного (как нам знакомо такое чувство!), если мы все-таки будем поступать в духе кротости, то мы исполним закон Христов. Как апостол Павел нас призывает: «Братья! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости». А если мы поддадимся нашим греховным чувствам, то, значит, мы дадим волю дьяволу , который в нас сидит. Мы опять падем, и весь день наш пойдет насмарку, потому что только «претерпевый до конца, той спасен будет». Спасен от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Дом. Дерево. Скала Кто построил Дом? Кто посадил Дерево? Кто огранил Скалу? Ничего из сотворенного нет на этой иконе. Только образы подлинно сущего, мира нетварного, от века ожидающего тех, вышел из рук Творца. Над образом Отца – Дом. Это обители детей Божиих, настоящая отчизна, о которой вздыхает все сотворенное, место радостного покоя и полноты жизни, разделенной с Источником Жизни: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14:2). Образ Сына расцветает деревом – знак Евхаристии, дерева Жизни, древа Исцеления: Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3). Святой апостол и тайнозритель Иоанн видел это дерево посреди Небесного Иерусалима, последней обители, места отрады и покоя: Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов (Откр. 22:2). Скала – символ Церкви, того неколебимого и таинственного единства, к которому призвано все сотворенное от начала мира. Церковь – сам фундамент тварного мира. Образ церковной скалы возвышается над фигурой Духа Святого, в чью десницу вложена рука человека. Церковь – откровение о взаимовходности мира тварного и нетварного, о человечности мира божественного, о богообразности человека и человечности Бога, благовестие того единства, ради которого сотворен и к которому призван мир: Да будет Бог всё во всем (1 Кор. 15:28). На престолах сидят Ангелы. В руках – царственные посохи. Жезлы и престолы – символы власти и силы. Это достоинство не узурпатора, а «природного государя», служить которому – честь и слава для всего сущего. Вся история мира – в одной иконе. Все Евангелие. Все пророки и наставники. Епифаний Премудрый, создавший первое житие преподобного Сергия Радонежского, одной фразой сумел передать то, что чувствовал всякий, кто общался со старцем: тишина неизглаголанная. Святой Андрей Рублев написал икону Троицы в похвалу своему наставнику и раскрыл источник этой тишины – жизнь в Боге, приобщение к жизни Творца. Эти удивительные люди не оставили ученых трактатов, лекций или проповедей. У них была иная привилегия: они не говорили о Боге, они жили в Боге и Богом. Потомкам Валаама, усталым «книжным детям» открыто слишком много. Они научились зорко видеть и красиво говорить. Только жить боимся. Страшно вписать свою историю в контуры Третьей Чаши, боязно вложить руку в десницу Третьего Ангела.

http://pravmir.ru/svyashhennaya-tishina-...

Есть так называемая презумпция греха. В чем она заключается? На вопросы слушателей отвечает протоиерей Александр Абрамов 30.08.2013 08:16:02 Протоиерей Александр Абрамов Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Протоиерей Александр Абрамов с вами в эфире радио «Радонеж». Я буду отвечать на ваши телефонные звонки и на вопросы, которые пришли в храм, и которые мои сотрудники передали мне. Вы можете звонить мне по телефону прямого эфира «Радонежа» или посылать смс на короткий номер, начав ваш вопрос словом «Вера». Для тех, с кем я незнаком еще, меня зовут протоиерей Александр Абрамов, я настоятель московского храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, известного почти всем из вас по великой святыне - чудотворному киевскому кресту Святейшего Патриарха Никона. Мы обычно начинаем с вами разговор с Евангелия, которое читалось в предшествующее воскресенье, в этот раз- с Евангелия от Матфея, которое читается в Неделю Всех святых. И я несколько слов хотел бы вам сказать на тему евангельского повествования, затем буду отвечать на ваши звонки. Предлагаю вам поговорить на такую тему: кого можно назвать родней Богу? Своими Богу? О ком говорит апостол, кто такие свои Богу- по мнению апостола, по мнению Церкви? Кто наша родня во Христе? Вот об этом наш сегодняшний разговор, а вначале евангельское чтение, оно очень краткое. Итак: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую Я пред Отцем Моим небесным, а кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня- недостоин Меня, и, кто любит сына или дочь более нежели Меня- недостоин Меня, и, кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня». Тогда Петр отвечал, сказал ему: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?  Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

http://radonezh.ru/text/est-tak-nazyvaem...

Зачало 125а. Аллилуия, глас 1 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2а, 12 Суббота после Воздвижения Прокимен и Аллилуия праздника. Зачало 125в. Неделя после Воздвижения Прокимен и Аллилуия праздника. Зачало 203. 16. Великомученицы Евфимии Всехвальной Прокимен праздника и великомученицы, глас 4 Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев. Пс 67:36а Зачало рядовое и великомученицы, зачало 181. Аллилуия праздника и великомученицы, глас 1 Стих: С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою. Стих: И поставил на скале ноги мои, и направил стопы мои. Пс 39:2, 3б 20. Великомученика Евстафия Плакиды Прокимен праздника и великомученика, глас 4 Святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них. Пс 15:3 Зачало рядовое и великомученика, зачало 233. Аллилуия праздника и великомученика, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18а, 20 21. Отдание Воздвижения Креста. Святителя Димитрия, митрополита Ростовского Прокимен праздника и святителя, глас 1 Уста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего — разум. Пс 48:4 Зачало рядовое и святителя, зачало 318а. Аллилуия праздника и святителя, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 23. Зачатие св. Иоанна Предтечи Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 210в. Аллилуия, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 25. Преставление преподобного Сергия Радонежского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

И согласились люди на эту работу, чтобы сделаться независимыми от Бога, внимая Невроду, внуку Хама. Но Господь не дал совершить задуманного, Он смешал «язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11:7 ), и строители не смогли закончить здание. Однако строившаяся сорок лет, хоть и незавершённая башня стояла ещё долгое время в Вавилоне как памятник человеческому безумию противостояния Богу. Надежда на личное хозяйство в деревне или на мешок риса и бочонок масла в городской квартире в какой-то степени сродни надежде на вавилонскую башню. И так же нелепа. В Евангелии есть притча о богатом человеке, собравшем необычайно хороший урожай. Он сказал себе: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:18-19 ). Казалось бы, разумное решение: построить большие хранилища и спокойно, беспечно жить. Однако Спаситель называет такого человека безумным. «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» ( Лк. 12:20-21 ). Разве не безумие надеяться на себя, на своё. На свой разум, своё здоровье, своё богатство, своё хозяйство, свой замок, бронежилет, талант, покровителей?.. Все это может отняться у нас в любую минуту. Говорят, смерть причину сыщет, и беда лазеечку найдёт. И ещё говорят: не нива кормит, а Господь. А у Псалмопевца читаем: «Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век» ( Пс. 124:1 ). Во всём и всегда наша надежда — Господь. Вспомним, как пятью хлебами и двумя рыбами Он накормил пять тысяч человек. «И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» ( Мф. 14:20 ). Однажды перед Пасхою в Киево-Печерском монастыре кончился хлеб, так что не из чего было даже испечь просфор. Монахи пришли в крайнее уныние, но преподобный Феодосий, с полной надеждою на Господа, велел накрывать к Пасхе стол. И что же? Перед заходом солнца какой-то благотворитель привёз в монастырь несколько возов хлеба. Подобный случай описан в житии Преподобного Сергия Радонежского. Как-то некоторые из братии Троицкой обители возроптали на игумена: «Слушаясь тебя, мы умираем с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить из монастыря». Но Преподобный с кротостью увещевал братию терпеливо переносить посланное испытание. Ещё не окончил Преподобный Сергий своей беседы, как привратник объявил, что в монастырь привезли много хлебов и иной пищи. Помолившись Господу, все сели за трапезу. Хлебы были мягки и даже теплы.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Когда же, по окончании тяжкого целодневного труда, стал Сергий есть заработанные им гнилые куски хлеба с одною водою, то некоторые из братии, видевшие исходящую из уст его пыль от гнилости пищи, изумились долготерпению своего наставника, что и такую пищу не хотел принять без труда, – и вооружились терпением и упованием на Бога. Другие же более слабые, и неокрепшие еще в подвиге самоотвержения, одолеваемые голодом возроптали, и говорили игумену: «слушаясь тебя, мы умираем с голоду, ибо ты запрещаешь нам ходить в мир, просить хлеба. Завтра же пойдем отсюда, каждый в свою сторону, и более сюда не возвратимся, ибо невозможно терпеть здешней скудости. Преподобный же игумен, желая подкрепить их малодушие, собрал всю братию, и с обычною кротостью увещевал их не изнемогать в искушении. Он говорил им: «Ищите прежде царствия Божия, и правды его, и сия вся приложатся вам. Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их, кольми паче вас – маловери? Затем обнадеживал их, что претерпение искушений вознаграждается сугубою пользою, по слову псалмопевца: «вечер водворится плачь, а заутра радость». Верую, воскликнул он, что Господь не оставит места сего и живущих в нем! Пока преподобный беседовал с унывающею братией, услышали, что кто-то стучит во врата. Вратарь Онисим, приникнув к скважине, увидел, что привезено множество брашен и хлебов, и доложил преподобному, говоря: Отче, благослови принесших хлебы, ибо твоими молитвами много их пред вратами. Сергий приказал идти всем в церковь , и отслужил благодарственный ко Господу молебен; затем пригласил всех вкусить брашна, велел пригласить и принесших хлебы. Но присланные уже скрылись, сказав только, что Христолюбец некий послал их из дальних мест в Сергиеву обитель; а на приглашение Онисима отдохнуть в обители, отвечали, что – имеют другие поручения, и скрылись немедленно. Хлебы и брашны, присланные Сергию, так были вкусны и приятны, что, казалось, были приготовлены с благовониями. Братие! сказал Сергий, не видите ли теперь, что Господь не оставляет места сего, и рабов своих, работающих день и ночь с верою и терпением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто любит ближнего и раздает милостыню, тот получает гораздо больше и в этой жизни, и в будущей. Известно из жития преподобного Сергия Радонежского, что когда в монастыре закончилась еда и братья стали роптать, то к воротам подъехала подвода с пищей от неизвестного благотворителя. Или случай, когда в одном из монастырей святого Саввы закончилась еда, которую настоятель раздал голодным, братия также начала роптать, но когда открыли амбар, то он оказался битком забит зерном, потому что Сам Бог чудесным образом наполнил монастырское хранилище. Господь действительно заботится обо всем, все золото и серебро Его, и именно этому учит нас Господь: говорится, что стяжавший любовь расточил деньги, а кто говорит, что имеет и то и другое, тот обманывает сам себя. Все монахи дают обет нестяжания – неимения частной собственности. Это особый уровень свободы: когда человек не привязан ни к чему земному, то он полностью свободен. «Оплакивающий себя самого, даже и тела своего отвергся, и не щадит его в случае нужды». Если человек оплакивает свои грехи, то он отвергается даже своего тела, не говоря уже о деньгах. Если человек помнит о смерти, он никогда не будет помнить о деньгах, потому что знает, что в любую минуту может предстать на Суд Божий. А деньги взять с собой на Небо можно только одним способом – через милостыню. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» ( Притч. 19:17 ), – об этом говорит Соломон. Тот, кто привязан к деньгам, не видит своих грехов и не оплакивает их. «Не говори, что собираешь деньги ради нищих, ибо и две лепты вдовицы купили Царство Небесное». Здесь Иоанн Лествичник говорит, что многие думают так: «Надо бы денег поднакопить, чтобы и бедным помочь. Сейчас некогда, не могу помогать, но зато потом буду всем помогать, сделаю мощнейшую благотворительную программу». Но это самообман, Богу нужно не количество денег, а чистосердечие. «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» ( Мк. 12:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010