Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом: «Владыка митрополит Варсонофий, уважаемый Сергей Викторович, дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Сегодня действительно замечательное событие: в Царском Селе освящен храм, который до недавнего времени своим видом вызывал боль в душе каждого православного человека, который мимо него проходил. Вспоминаю, как в прошлый раз проезжая мимо этого места, я спросил у сопровождавших меня людей, почему же не восстанавливается этот храм, такой замечательный по архитектуре, связанный с воинской славой нашего народа. В ответ на это они говорили о том, что огромное количество согласований и разрешений нужно осуществить, не говоря о том, что еще и средства нужно найти. И довольно часто у тех, кто имел отношение к Царскому Селу, я спрашивал, продвигаются ли дела с храмом святого преподобного Сергия Радонежского. И сегодня, подъезжая к этому замечательному храму, я возрадовался душой, увидев, что еще одна святыня, еще один памятник, который связан, в том числе с людьми весьма выдающимися, которые жили в Царском Селе, возрожден к жизни. Возрождение храма имеет огромное духовное и символическое значение. Не случайно, что люди сегодня с таким энтузиазмом отзываются в первую очередь на воссоздание тех храмов, которые были поруганы». Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова за труды в качестве председателя Попечительского совета храма преподобного Сергия в Царском Селе и подарил ему старинную икону преподобного Сергия Радонежского. В ответном слове С.В. Лавров выразил благодарность членам Попечительского совета и всем, кто принял участие в возрождении храма. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что завершается год празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского, подвиг которого «был направлен на сохранение единства нашей страны, преодоление междоусобной брани, отражение иноземной агрессии». «Этот подвиг сегодня несомненно вдохновляет и наших государственных мужей, и всех нас, кто призван хранить как зеницу ока свою страну, ее свободу, независимость, ее духовную сущность», — сказал Предстоятель Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3869987.ht...

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону святых Царственных страстотерпцев и ковчег с частицей мощей преподобного Сергия. Во внимание к трудам в деле восстановления храма Святейший Патриарх Кирилл вручил настоятелю храма, благочинному Царскосельского округа протоиерею Геннадию Звереву крест, изготовленный в честь 700-летия преподобного Сергия. Руководитель ООО «Дальпитерстрой» А.А. Скоров был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени; сотрудник МИД Российской Федерации С.А. Полякова — ордена преподобной Евфросинии Московской III степени. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Затем состоялось гашение марки, выпущенной к торжествам по случаю освящения Сергиевского храма в Царском Селе. Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе был построен в 1904 году для воинов лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (с 1910 года полка). Шефом воинского подразделения был сын императора Александра II великий князь Сергей Александрович (1857-1905). Освящение церкви 110 лет назад происходило в присутствии императора Николая II и великих князей Владимира и Сергея Александровичей. Стены храма были покрыты фресками в древнерусском стиле с элементами модерна. В одном здании с храмом ранее помещались учебный зал полка и цейхгауз. С момента своего основания храм стал памятником героям-стрелкам: под спудом были погребены строитель церкви командир батальона генерал-майор С.И. Кутепов (1853-1905), а позднее — некоторые офицеры полка, погибшие в Первую мировую войну (сегодня установлено 8 имен, в том числе двух георгиевских кавалеров). В 1921 году храм был закрыт, его убранство полностью уничтожено, колокольня снесена. В 1990-2000-х годах в здании церкви располагалась автошкола и кафе. В 2012 году храм был официально  возвращен  Русской Православной Церкви. Работы по проектированию и реставрации храма в 2014 году провело ЗАО «БалтСтрой» под наблюдением и при содействии Попечительского совета. Председателем Попечительского совета храма стал министр иностранных дел РФ С.В. Лавров.

http://patriarchia.ru/db/text/3869987.ht...

В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г (1628-1629 г.г.) в стану Гостунском о селе Зятькове следующее: " Воскресенского девичья монастыря, что на Москве в Кремле-городе село Зятьково на реке наДубне, а в нем церковь Божия архистратига Михаила древяна клецки, а церковь и в церкве образа и книги и ризы и колокола и всякое церковсное строение монастырское. А на церковной земле во дворе поп Федор Спиридонов, во дворе пономарь Васка Федоров да келья просфирницы Марьицы да в селе ж двор монастырский, а в нем дворник Максимка Тихонов да коровник Якушко Ананьин, во дворе плотник Петрушка Исаев с братом с Сенкою да крестьянских дворов... " В клировой ведомости 1796 г. указана церковь архистратига Михаила с приделом Преподобного Сергия, построенная в 1770 г. В приходе 175 дворов, 1209 душ. Церковная земля принадлежит еще Воскресенскому девичью монастырю. Однако в 1855 землей владеет Ведомство государственных имуществ. В это время в селе две церкви, одна - деревянная - уже не работает, другая - каменная с приходом 1929 душ. Каменная церковь построена в 1852 году, главный придел освящен во имя иконы Казанской Божьей Матери, два других во имя преподобного Сергия Радонежского и архистратига Михаила. В конце XIX века в селе сильно развит башмачный промысел. Церковь с. Зятьково функционировала до 50-х годов XX в. После закрытия в ней был устроен колхозный склад, трапезная покрыта шифером. Был сломан и висит на главке крест центральной главы. Крест другой главы упал в 1978 г. Реставрационные работы до 1999 г. не проводились. Церковь упомянута в каталоге " Памятники архитектуры Московской области " . С 1991 г. в с. Зятьково зарегистрирована православная община. При открытии храма община была зарегистрирована как приход храма преподобного Сергия Радонежского. http://alaz.moy.su Село Зятьково Талдомского городского округа исторически относилось к Калязинскому уезду Тверской губернии и принадлежало к числу древних вотчин Вознесенского женского монастыря в Москве. Сохранившаяся каменная церковь в Зятьково была построена в 1852 году. По определению известного сборника «Памятники архитектуры Московской области» храм является «примером провинциального зодчества XIX в., характерного запаздыванием архитектурно-художественных и стилевых форм». Казанская церковь в Зятьково была закрыта в 1950-е годы, а после возобновления богослужений главный престол был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=03835

В начале XIX века началось расширение здания храма во имя Преподобного Сергия Радонежского: была пристроена теплая трапезная и возведена трехъярусная колокольня с крестовым завершением. Это значительно увеличило число прихожан внутри здания храма во время богослужений. Стены основного Храма, трапезной и своды были украшены фресками. На колокольне было 5 колоколов. Из них больший в 25 пудов, второй в 4,5 пуда, а прочие один другого меньше. Церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского в Коньково-Сергиевском приобрела облик приходского Храма. В конце XVIII века Екатерина II приобрела имение Коньково-Троицкое. Она желала построить здесь свой загородный дворец. Но дворец построен не был. Здание упраздненной церкви стояло заброшенным. В 1812 году оно подверглось разрушению и разграблению отступающими войсками Наполеона. Из-за невозможности восстановить здание церкви Живоначальной Троицы оно было разобрано. Полученный от разборки кирпич был отдан на возведение ограды вокруг храма во имя преподобного Сергия в селе Коньково-Сергиевском. К числу особо чтимых святынь храма относилась икона Преподобного Сергия Радонежского с частицами его мощей. В 1830 и 1848 годах, когда в окрестных селах и деревнях жестоко свирепствовала холера, в приходе цер. Сергия Радонежского умерших было только 3 человека. В память избавления от болезней с 1848 года ежегодно совершалось молебное пение чудотворному образу преподобного Сергия не только в храме, но и в домах прихожан. С левой стороны трапезной - престол в честь положения честные ризы Божией Матери во Влахерне. Устроен престол в 1818 году, благодаря усердию полковника Алексея Федоровича Ладыженского (дело в том, что около западной стены домовой церкви были погребены его родители: Федор Алексеевич в 1804 г. и Лукия Михайловна в1808 г. Ладыженские. Когда была сооружена трапезная, то захоронения оказались под ее полом, а после устроения придела, их тела стали покоиться под престолом Святого алтаря. С правой стороны трапезной - престол во имя Святителя Филиппа, Митрополита Московского. На устроение этого престола значительную сумму пожертвовал московский купец Иван Филиппович Бакланов. Очевидно, он сделал это, желая почтить память своего отца. Устроен престол в 1848 году. Если на карте изобразить продольную ось храма, то она пройдет через Сергиев Посад и Троице-Сергиеву лавру. В знак глубокого почитания заслуг и подвигов Преподобного Сергия Радонежского перед Церковью, государством и народом - алтарь храма направлен на то место, где покоятся его мощи.

http://sobory.ru/article/?object=01958

Считалось, что нормальная жизнь в усадьбе начинается тогда, когда построен господский дом и возведена церковь. И в 1690 году Семен Федорович начал строительство в своей вотчине дер. Серино каменной церкви. Об этом в окладной книге Патриаршего Казенного приказа имеется запись: " ... в прошлом во 7198 году Мая в 21 день, по указу Великих Государей и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина велено новопостроенные церкви Сергия Радонежского чудотворца, которую построил окольничий Семен Федорович Толочанов в Московском уезде, в Сосенском стану, в вотчине своей селе Серине... велено с той церкви данные деньги имать с 7202 году " . Следовательно, церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского была заложена в 1690 году, а закончена и освящена в 1694 году (следует обратить внимание на слова " ...по указу Великих Государей " . Да, в истории России был период, когда страной управляли одновременно два Государя - Иван и Петр. Именно тогда и строилась Сергиевская церковь). После возведения церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского село Серино стало называться Сергиево или Сергиевское. Через некоторое время соседние села, расположенные вдоль Старо-Калужской дороги, стали именоваться соответственно Коньково-Сергиевское и Коньково-Троицкое по именам расположенных в них церквей. В 1772 году жители деревень Беляево-Дольнее и Деревлево приписываются к приходу церкви во имя Сергия Радонежского (ранее они были в приходе цер. Троицы на Воробьевых горах). В 1803 году прихожане села Коньково-Троицкое так же приписываются к приходу церкви Сергия, так как в конце XVIII века церковь Живоначальной Троицы была упразднена. Оба села стали часто называть Коньково. Таким образом, название села Сергиевское постепенно исчезло из обихода. По просьбе жителей дер. Брехово они так же приписываются этому приходу - церковь Сергия Радонежского из домовой превращается в приходскую с большим числом прихожан. Возникла необходимость расширения здания Храма. А пока на западной его стороне были укреплены колокола (звон производили из окна на хорах).

http://sobory.ru/article/?object=01958

В храме преп. Сергия находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы Казанская Вышинская, которая ежегодно, а именно с 20 мая по 8 июля крестным ходом посещает Тамбовскую Епархию. 20 июля 2015 года чудотворный образ Пресвятой Богородицы Казанская Вышинская торжественно был перенесен в Успеский Вышенский женский монастырь. Святой источник в честь святителя Феофана, затворника Вышенского расположен на берегу пруда вблизи храма Сергия Радонежского. На источнике оборудована часовня, купальня. Село со всех сторон окружено большим лесным массивом, в центре села имеется пруд. К северо-востоку расположено урочище Сумежка, к югу протекает река Известь, к западу - правый приток Цны Выша. Ближайшие населённые пункты - посёлок Выша и деревня Важная. К 1911 году насчитывалось 134 крестьянских двора, в которых проживало 463 души мужского и 549 женского пола. Жители занимались земледелием и выделкой овчин. Душевой надел местных крестьян составлял 3 десятины. А в 2012 году в селе осталось лишь 60 жителей. Официальный сайт Скопинской Епархии, http://proza.ru/2018/03/03/983 Село Эмманиловка находится в трёх километрах от Свято-Успенского Вышенского монастыря. Деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была построена здесь в 1860 году на средства известного благотворителя, местного помещика Эммануила Дмитриевича Нарышкина. В то время село называлось Засечным, но сельчане так высоко оценили заслуги Э. Д. Нарышкина, что в его честь во второй половине XIX века переименовали село в Эммануиловку. Славится церковь преподобного Сергия Радонежского тем, что в ней хранится одна из древних святынь Вышенской обители - чудотворная Казанская икона Божией Матери. Здесь же в течение 14-ти лет пребывала другая святыня - мощи святителя Феофана Затворника. История сохранения этих святынь в церкви села Эммануиловка такова. В селе Шаморга, что неподалёку от Вышенской обители, проживал заштатный священник Василий Яковлев. Благочестивые люди, которым удалось сохранить монастырскую Казанскую икону Божией Матери, передали образ ему на хранение.

http://sobory.ru/article/?object=20344

Процветание Киреевской усадьбы и Сергиевской церкви закончилось в начале ХХ столетия, когда Мамонтовы продали свое имение сыну богатого московского купца и благотворителя Владимиру Митрофановичу Грачеву. Нового владельца совсем не интересовала церковь. Здание храма ветшало и разрушалось. Уже после большевистской революции, когда деревянные строения усадьбы были уничтожены деятелями сельскохозяйственной коммуны, разграбленный храм разрушался и в начале 1930-х гг. был разобран на кирпичи. Старинное сельское кладбище разорили, могильные памятники уничтожены. До недавнего времени от усадьбы оставались лишь остатки парка и от кладбища безымянный надгробный камень, увенчанный крестом. Л.Р. Вайнтрауб. http://www.mok-center.ru/categories/5/ Существовавшая ранее церковь Сергия чудотворца в селе Кирееве. Сергиевская церковь построена в 1715 г. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Кирееве каменной церкви. Дело началось по прошению Василисы Парфеньевны Еропкиной. В своем прошении, поданном в казенный приказ в апреле 1714 года, она писала: «Милостивейший государь, вотчина у меня в Московском уезде, в Манатьине, Быкове и Коровине стану, сельцо Киреево, и ныне я по обещанию в том сельце хочу построить каменную церковь во имя преподобного отца Сергия Радонежского чудотворца, а без твоего великого государя указу той церкви строить не смею. Всемилостивейший государь, вели о строении той вышеписанной каменной церкви дать указ». На прошении написано: «дать указ против челобитья, 1714 года мая 10 дня». Она же, Василиса Еропкина, в прошении, поданном в 1714 г. в поместный приказ, объяснила, что: «в вотчине своей в половине сельца Киреева обещание – де у ней в том сельце построить церковь каменную преподобного отца Сергия Радонежского чудотворца, а к той – де церкви поступилась она земли попу с причетники 10 четьи в поле, да сенных покосов на четь по копне 10 копен, и чтоб указом повелено было к той церкви землю и сенные покосы справить и отказать, и о том в Патриарший приказ послать память». По получении из поместного приказа уведомления об утверждении к церкви земли, в Синодальном казенном приказе была отобрана от стряпчего Василисы Еропкиной Василия Петрова сказка, в которой он указал: «у новопостроенной церкви Сергия чудотворца, которая будет строиться в селе Кирееве, будет двор попов, двор дьячков, да приходских в том сельце двор помещиков и два двора крестьянских».

http://sobory.ru/article/?object=38187

Современный адрес: с/п Трубинское, с.Трубино, д.24. Кирилл Аминов, 24 мая 2015 г. Церковь Преподобного Сергия Радонежского закрыли в 1941 году с формулировкой " церковь не функционирует в течение ряда лет, община распалась, здание не ремонтируется " . По странному " совпадению " , за год до этого нагрянувшая весьма предвзятая проверка по описи обнаружила " недостачу " на тысячу с лишним рублей, причём в исполнительном листе на уплату стояла другая сумма - 671 рубль. Да и, спрашивается, кому вручали исполнительный лист, если храм действительно был закрыт " в течение ряда лет " , а " община распалась " ? Так или иначе в церковном здании устроили хлебопекарню, серебряные богослужебные предметы конфисковали, позолоту с иконостаса смыли. Прихожане смогли сохранить лишь часть старых икон. Образ Преподобного Сергия Радонежского, перенесли в незакрывавшуюся в советское время церковь во имя Гребнёвской иконы Божией Матери в Гребнево. В 1996 году храм передали общине верующих, на своё место вернулась и святыня. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Кирпичная церковь сооруженная на средства фабриканта Г. Ф. Бочарова. Первоначально выстроена в 1848-1849 г.г. как большая одноглавая часовня в псевдорусском стиле, в 1850 г. обращена в церковь. Трапезная с Никольским и Георгиевским приделами пристроена в 1854 г., колокольня в 1859 г. Закрыта в 1941 г., с годами заброшена. Возвращена верующим в 1996 г., отремонтирована. 29 января 1941 года Московским областным исполнительным комитетом было принято решение о закрытии храма. Решение содержит следующие слова: " церковь не функционирует в течение ряда лет, община распалась, здание церкви не ремонтируется, договор с декабря 1940 г. по 7 января 1941 г. не заключен - церковь закрыть " . Серебряные предметы из церкви были конфискованы и отправлены на переплавку, а вырученные средства за них были перечислены на счет Горфо. 4 июня 1941 года с 80 квадратных метров иконостаса была смыта позолота. Большая икона преп. Сергия Радонежского была передана в Никольский храм в селе Гребнево. Здание храма было передано под устройство хлебопекарни. В 1996 году храм был возвращён вновь образованной общине.

http://sobory.ru/article/?object=00761

В 1715 году в Загорье был возведен храм в честь Преподобного Сергия Радонежского. Годом позже его обложили данью, а в последующих 1717–1740 годах Сергиевская церковь писалась в приходных книгах под Звенигородской десятиной: «Церковь преподобнаго Сергия игумена Радонежскаго чудотворца в вотчине жильца Григорья Тулубьева в селе Загорье, дани 25 алтын 4 денги». Приход этой церкви состоял из 5 дворов: вотчинника Тулубеева и 4 крестьянских. История Сергиевского храма в Загорье описана в одном единственном источнике – неизданной книге протоиерея Николая Скворцова о церквях Рузского уезда: «В 1773 году вотчинница полковница Татьяна Григорьева Чагина писала, что в сельце Загорье деревянная церковь Преподобного Сергия пришла в обветшание, вместо нее она желает построить в тоже наименование каменную церковь с колокольнею». В июле 1775 года архиепископ Московский Платон велел приписать к селу Загорье сельцо Агарково и сельцо Ремянники из соседних приходов и выдать «храмозданную грамоту» на строительство каменного храма в Загорье. Из клировой ведомости за 1776 год известно, что «села Загорье церковь преподобнаго Сергия чудотворца деревянная, в ветхости, утварью посредственна. Священник – Савва Яковлев (44 лет), дьячка и пономаря не имеется. Церковной пашенной и сенокосной земли имеется тридцать три десятины». В приходе числилось 50 дворов, в которых проживали 170 мужчин и 163 женщины. В январе 1778 года благочинный доносил, что в селе еще не строится новая каменная церковь, а стоит ветхая деревянная. Архиепископ Платон велел «Консистории подтвердить, чтобы нынешним летом церковь начата была, а если не начнут, то более строить воспретить». В 1778 году Чагина умерла, Загорье досталось ее сыну, майору Василию Ивановичу, который «обещал строить церковь, но летом 1778 года еще не сделал никаких к тому приготовлений». В ответ поступило распоряжение: «Строить оную без особливаго дозволения нашего не допускать». Потому приписные деревни остались в прежних своих приходах. Ветхая деревянная Сергиевская церковь в Загорье сгорела 22 сентября 1784 года вместе с иконостасом, ризницей и прочею церковною утварью. А ковчег со Святыми Дарами, сосуды, три напрестольных Евангелия, запрестольный образ Богоматери и 20 церковных книг удалось спасти – их вынес во время пожара священник означенной церкви Савва Яковлев.

http://sobory.ru/article/?object=13422

Церковь Преображения в селе Радонеж была построена в 1836-1842 гг. Село Радонеж на реке Паже имеет древнюю историю и широко известно благодаря тому, что именно здесь начались подвиги преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский. Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под Ростовом Великим, откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты. Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре, а Варфоломей отправился с ними – присматривать и помогать престарелым родителям. В XV веке Радонеж стал настоящим городком с крепостью, земляными валами и тремя храмами, центром удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Валы сохранились по сей день, а вот от трех храмов сохранились лишь деревянные царские врата. Соборный храм крепости носил название Преображенского. При Иване III в Радонеж из Троицкого монастыря была переведена ярмарка. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела – Сергия Радонежского и Михаила Малеина. В XVIII веке село приобрело новое название – Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах. Основной объем – четырехугольный, по бокам украшен высокими портиками в четыре колонны, на нижний ярус поставлена высокая световая ротонда. В главной части храма был поставлен пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского в трапезной – небольшой двухъярусный. В 1870-х годах храм был расписан, и частично эти росписи сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=00083

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010