Почему же мы часто падаем, терпим бедствия и не получаем помощи от Ангелов и что нужно, чтобы Ангелы-Хранители охраняли нас на путях нашей жизни? Воздействие Ангелов на человека бывает духовное, то есть на духовную природу. Поэтому, чем более человек живет в мире духовном, чем более он следует в своих поступках не вожделениям плотским, но внушению просвещенных евангельским учением разума и совести, тем способнее бывает он к ближайшему общению с Небесными Силами и тем более пользуется их небесным покровительством и помощью. Но мы, по большей части, живем не по духу, а по плоти. Прилепляясь всем сердцем к предметам чувственным, бегая за призраками удовольствий, большей частью проводя время среди суеты и рассеянности мирской, мы очень редко возвышаемся своими мыслями до мира духовного. В этом причина, почему не получаем мы помощи от Ангелов. Люди благочестивые живо ощущали и близость к себе Ангелов-Хранителей, и их помощь на всех путях своей жизни. Служение Ангелов человекам засвидетельствовано и в Ветхом, и в Новом Заветах. Верование в бытие Ангелов существовало не только в христианском мире, но и во всех древних религиях — у персов, греков, римлян, арабов, египтян, китайцев, индийцев, магометан. Тем более должно веровать в бытие Ангелов и нам, христианам, и не только веровать, но и призывать их в своих молитвах и по мере сил подражать им в своей земной жизни, чтобы по оставлении этого мира удостоиться вместе с ними воспевать и славить в Троице поклоняемого Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 1960 г. В день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, чудотворца (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня обитель наша духовно торжествует, потому что творит молитвенную память преставления верного и любимого ученика Преподобного Сергия, его сподвижника как в устроении великой Троице-Сергиевой Лавры, так и в управлении ею — преподобного Никона. Поэтому, чествуя сегодня преподобного Никона, мы вместе с тем чтим и прославляем и Преподобного Сергия, который благодатью, присущей ему, как бы некой дивной пищей, воспитал и взрастил такого славного ученика и подвижника, каким является преподобный Никон.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Преподобный, имея крепкую веру, любовь и надежду на Бога, творил усердную, со слезами, молитву против врагов, чтобы избавиться от бесовских происков. Благой Человеколюбец Бог, скорый в помощи, готовый к милости, не допустил, чтобы Его раб терпел продолжительные нападения бесовские и сражения с диаволом, но, думаю, менее чем через час Бог послал милость Свою, чтобы враги, бесы, были посрамлены и чтобы они познали Божию помощь святому и свое бессилие. Вскоре Божественная сила внезапно осенила Преподобного, вмиг рассеяла лукавых духов, так что от них не осталось и следа, утешила Преподобного, исполнила его Божественным весельем и усладила его сердце сладостью духовной, и Преподобный Сергий, твердый душой, непрестанно боровшийся против видимых и невидимых бесов, явился их победителем. Тотчас почувствовав скорую помощь от Бога и распознав милость и благодать Божию, Преподобный воссылал к Богу благодарственные хвалы, говоря: «Благодарю Тебя, Господи, так как Ты не оставил меня, но скоро услышал и помиловал. Ты сотворил на мне знамение во благо, чтобы ненавидящие меня увидели, как Ты, Господи, помогаешь мне и как Ты ныне утешил меня, и устыдились. Десница Твоя, Господи, прославилась в крепости, десница Твоя, Господи, сокрушила врагов наших, бесов, и державная крепость Твоя истребила их до конца». Пусть всякий, имеющий разум, исследовав это происшествие, поймет, что оно было делом лукавого диавола, злобного и злокозненного, который есть источник всякого зла. Диавол хотел прогнать Преподобного Сергия с того места, завидуя нашему спасению и страшась, что святой Божией благодатью прославит это пустынное место, сможет своим терпением воздвигнуть монастырь – своим усердием и прилежанием создаст некую деревню или заселит некое селение и воздвигнет городок – сотворит священную обитель, пристанище для монахов, славословящих и непрестанно воспевающих Бога. Все это сбылось по благодати Христовой, и мы сегодня свидетели тому, ибо он основал не только этот великий монастырь – лавру в Радонеже 45 , но и много других монастырей и в них собрал множество монахов, живущих по обычаю и преданию древних отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Здесь технический прогресс для архиеп. Никанора – лишь симптом, сопровождающий тяжелую болезнь, которая начинала распространяться у нас по всей России и которая все больше и больше поражает современное общество уже XXI века. Техника и информация не являются сами по себе порочными, но и становится ценностью они в ХХ веке именно потому, что именно техника и информационные технологии дают максимальные возможности для удовлетворения корыстолюбивой одержимости человека общества потребления. И в этом смысле чтитель преп. Сергия – архиеп. Никанор – своими поучениями показывает нам то, что мы можем противопоставить ценностям современного мира – а именно установку нашего сознания и нашей деятельности на то, чтобы по слову Христову «искать прежде Царствия Божия и правды Его», а значит ориентироваться не на потребление материальных блага, а на духовный труд, нравственное усилие, воспитание и самовоспитание. Архипастырь в завершение своей первой речи о преп. Сергии говорит, цитируя апостола Павла: «Что же делать? Бежать ли всем в пустыню? Нет, ответствует св. апостол Павел. “Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, [так что] и радующиеся [должны быть], как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего”». Именно эти слова ап. Павла сбылись и на преп. Сергии Радонежском, который, будучи активно вовлечен даже и в политическую жизнь своего времени, оказывался не вовлеченным в нее центром своей души, оставаясь, по слову его жития, сосудом Духа Святаго. И наши сегодняшние чтения, как мне представляется, могут сделать для нас самих более понятным то, какие конкретные шаги нужны для того, чтобы помочь нашим ближним совершить «поворот глаз души» – сменить потребительско-эгоистическую ценностную установку на «искание прежде – Царствия Божия». – То есть на тот ценностный ориентир, который связан был в моем докладе с именами «игумена земли Русской» – преп. Сергия Радонежского и «уфимского почитателя преп. Сергия» – архиеп. Никанора (Бровковича) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Это первая заповедь. И вторая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39). Невозможно, возлюбив Бога, не любить ближнего; невозможно, любя ближних, не любить Бога. Святой апостол Иоанн говорит: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Пример двух великих святых учит нас, что пути человеческие могут быть разными, но они могут соединиться в один путь христианской жизни, основанной на исполнении заповедей Христа о любви к Богу и к ближним. И если мы встанем на такой путь, то он приведет нас туда же, куда привел преподобного Сергия и святую преподобномученицу Елизавету — в Царство Небесное, в обитель Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Крест Христов. Праздник Ризоположения Сегодня Русская Православная Церковь совершает память двух великих святых, которые жили в разное время, шли разными путями, но каждый из которых явил своей жизнью и своим подвигом один и тот же идеал христианской святости, следования по пути заповедей Христовых. Сегодня Церковь вспоминает преподобного Сергия Радонежского, святого, который более шестисот лет назад нес свой монашеский подвиг. В двадцатилетнем возрасте оставил этот мир, чтобы уйти в пустыню, в дремучий лес, и жить наедине с Богом. Уходя в уединение, он и представить себе не мог, что по прошествии времени к нему присоединятся ученики и что на месте его убогой избушки вырастет монастырь, а затем и великая лавра, которая станет духовным центром Русской Православной Церкви. Господь говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Преподобный Сергий был человеком, который в юности умер для мира. Его любовь ко Христу, к Святой Троице была столь велика, что он хотел оставив все, что есть на этом свете, уйти от мира и пребывать только с Богом. Но мир настиг святого в его уединении. Бог не оставил эту свечу под спудом, и она воссияла всей Российской земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Вообще картина веет удивительным душевным теплом. Я было в свое время хотел предложить ему работу в соборе (неважную в денежном отношении) – копировать с моих эскизов на столбах фигуры отдельных Святых Русских; но теперь, увидевши такую самостоятельную и глубокую вещь, беру назад свое намерение – мне совестно предлагать ему такую несамостоятельную работу – он должен свое работать – познакомьте его с Праховым». «Пустынника» приобрел Павел Михайлович Третьяков. Для Нестерова это было самой высшей оценкой. Преподобный В житии Сергия Радонежского есть ключевой эпизод: семилетнего Варфоломея родители отдали учиться грамоте, но дело шло медленно и мало приносило пользы. Казалось, мальчик либо не проявляет должного прилежания, либо вовсе неспособен к учению. Старания учителей оказывались тщетными. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». (Ин.9:1-3) «Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Именно этот эпизод жития преподобного Нестерев передал на своем самом известном полотне – «Видение отроку Варфоломею». Ни одна деталь не была упущена: здесь и вековой дуб посреди поляны, и просфора, протянутая старцем, и Варфоломей, трепетно ожидающий чуда.

http://pravmir.ru/hudozhnik-mihail-neste...

Едва святый произнес эти слова, вдруг объявили ему, что в монастырь прибыл великий князь. Сергий вышел к нему на встречу... как удивился крестьянин, увидев, что князь к этому, как называл он, нищему старцу, приступил с благоговением и, кланяясь до земли, просил благословения; и затем посадил рядом с собой и беседовал с ним, между тем как все прочие, даже вольможи, стояли пред ними. Бедного крестьянина слуги вытеснили из келлии... Едва выпросив для себя уголок в сенях, он не спускал глаз с того, на кого прежде и взглянуть не хотел. Обманутый сам собою, пришедший крестьянин заплакал и укорял себя в невежестве. «Конечно слеп я, говорил он, что не мог узнать человека Божия и не отдал подобающей ему чести; как теперь предстану лицу его!». Но Сергий вскоре утешил его. Когда князь простился с праведником, крестьянин припал к ногам его и раскаялся в безумии своем... «Ты один прав, поднимая его, сказал святой муж, что почел меня старцем, ничего не значущим; все прочие обманываются». – Вот повесть, взятая из жизни преподобного Сергия! II. а) Из нея мы можем, во-первых, поучиться смиренномудрию. Преподобный Сергий, несмотря на высоту своих добродетелей, на силу своих чудотворений, несмотря на величие свое среди братии своей, на особенное уважение и от простолюдинов и от державных земли, не обиделся на того, кто возгнушался им, как последним работником, как нищим; признает правым того, кто счел его старцем, ничего не значущим. Мы ли смеем гневаться на справедливых презрителей нашей неправды, наших непристойностей, наших беспорядков; жаловаться на гнушающихся нашею бедностию духовною, нашею постыдною работою греху? Каждый по делам своим получит, говорит премудрый Сирах. Порок, если не в себе, то в других, всегда ненавистен, омерзителен. Мы ли дерзнем заниматься собою, тщеславиться, сделав какое-либо мнимо доброе дело, возвысясь над своим собратом на одну пядень, пользуясь малейшим и притом часто вынужденным уважением от подчиненных нам, от одолженных нами? Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоющие, потому что Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению, говорит священное писание. Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Господь унижает и возвышает; из праха подъемлет Он беднаго; из брения возвышает нищаго, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие, учит слово Божие. Следовательно, не должны ли мы вместе с царем и пророком Давидом говорить так: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ибо может ли быть что тягостнее таких трудов и изнурений, как грех ? Грех есть тяжесть более всех возможных тяжестей утруждающая, обременяющая, изнуряющая, расслабляющая и подавляющая наши силы. Он-то и ввел всякое изнеможение в природу человеческую. Он есть источник всех прочих изнурений для человека. И если от всяких трудов и изнурений мы надежнее всего можем найти покой во Христе, то преимущественно – от трудов и изнурений, грехами причиняемых. Хотя бы грехи целого мира лежали на тебе, Он подъемлет с тебя их и тем уничтожает. Се Агнец Божий, вземляй грехи мира 5 . Если мы связаны грехом, Агнец Божий разрешит нас от него. Если же мы даже умерщвлены грехом, то Кровь Христа... очистит совесть нашу от мертвых дел 6 . Нет иного имени под небесами, данного человекам, которым нам подобает спастися, кроме имени Иисуса Христа. Христос умер за всех нас, когда мы были все еще нечестивыми грешниками. Возможно ли, чтобы Он нас отверг за грехи, когда мы, хотя согрешаем, однако верою уже соединились с Ним, и хотя мы грешники, однако же не нечестивые или отверженные, ибо веруем во Христа? Приидем же отныне ко Христу ревностным и неуклонным последованием Его учению и житию, внидем в покой Его, верующие верою сердечною и деятельною, предшествуемые сущими от века подвижниками веры и добродетели, истинными последователями Иисуса Христа, от всякого ига и бремени земного обретшими у Него покой, каковым является и прославляемый нами преподобный Сергий. Тогда и наше прославление будет угодно преподобному Сергию, и мы исполним слово Божие: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их 7 , и тем самым мы обретем небесный покой у Христа Спасителя, Которому от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков. О вере Если мы посмотрим житие преподобного Сергия, то увидим, что он достиг подобной нравственной высоты и святости именно благодаря совершенной вере своей. Вера есть основание, на котором строится вся духовно-нравственная жизнь христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Мы прославляем преподобного Сергия как одного из родоначальников и возобновителей русского монашества. Но монашество началось с Самого Господа Иисуса Христа, Который явил высочайший пример монашеского жития: Он был полноценным Человеком, во всем подобным нам кроме греха, — как говорят Святые отцы, но не вступал в брак, не заводил семью, у Него не было детей. И когда однажды Он изложил ученикам Свое учение о браке, то апостолы сказали: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться»(Мф.19.10). На что Сын Божий ответил: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Мф.19,11-12). В монашеской традиции Господь Иисус Христос всегда воспринимался как подлинный идеал монашеского жития и девственнического подвига. Именно этому идеалу подражали те, кто решил пойти по стопам Спасителя, отрекшись от мирской жизни. И первым был святой апостол Павел, который говорил: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я» (1 Кор. 7,7-8), имея в виду, что он не вступал в брак, вел одинокую жизнь, и все свои силы отдавал апостольским трудам. И после апостола Павла были в Церкви девственники и девственницы, а также вдовцы и вдовицы, которые не вступали во второй брак — те, кто решил посвятить всю свою жизнь Богу. И в IV веке эта группа лиц в Церкви оформилась в монашеское движение: они стали уходить из городов в пустыни и создавать монашеские общины, которые впоследствии стали монастырями. И очень редко случалось, что монастырь, который был кем-то основан, потом увядал и угасал. Как правило, в каждом монастыре, коль скоро он был основан, монашеская жизнь передавалась из поколения в поколение. Так и в этой святой обители, которая была основана преподобным Сергием в дремучих радонежских лесах. Со временем в обитель Живоначальной Троицы к преподобному стали приходить ученики, и с тех пор этот поток людей, ищущих жития постнического, никогда не оскудевает: в течение многих веков из поколения в поколение сюда приходили и приходят те, кто решил во всем подражать Господу Иисусу Христу, в том числе и в выборе одинокого образа жизни.

http://mospat.ru/ru/news/48331/

Не только удельные князья, но сам великий князь Димитрий Иванович Донской и святители Алексий и Киприан столь же благоговейно внимали его слову, как и последний поселянин княжества Московского. А виденные им в видении птички Божии, его ученики и собеседники, разлетелись из его гнездышка Радонежского – обители Святой Троицы, во все стороны и основали до семидесяти монастырей. Долго было бы перечислять все сии обители, укажем на некоторые, более других известные. В Москве: Спасо-Андрониев, основанный преподобным Андроником, и Симонов, – святым Феодором, племянником преподобного Сергия, впоследствии святителем Ростовским. В Звенигороде – Сторожевский, основанный преподобным Саввою, в Коломне – Голутвин, основанный преподобным Григорием, в Серпухове – Высоцкий, основанный преподобным Афанасием. И не в одних пределах Московских строили обители ученики и собеседники Сергиевы. В отдаленных от Москвы краях – Новгородском и Вологодском, мы встречаем имена птенцов Сергиевых. Таков был преподобный Афанасий Железноборский и др. Так Бог благословил смиренный труд Своего угодника, смиренного старца преподобного Сергия: его духовное потомство умножилось без числа, и тем принесло Русской земле новое благословение Божие. 37. Рождество Господа нашего Иисуса Христа Вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе, почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына, Сама спеленала Его и положила в ясли ( Лк. 2:1–7 ). Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им Ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

...Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас 9 . Преподобного Сергия эти слова святого апостола Павла воодушевляли на подвиги, он устремлялся к почести вышнего звания, подобно Аврааму, ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог 10 где будет такая жизнь, о которой написано в Слове Божием, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его 11 . Поэтому он непоколебимо стоял на своем пути, и, когда его искушали бесы, являясь ему в образе зверей, гадов или литовских воинов, устрашая его гибелью и смертью , преподобный Сергий молитвою к Богу прогонял эти бесовские полчища, веруя в Божественную помощь, которая его никогда не оставляла. Одно молитвенное воззвание к Богу обращало в бегство полчища бесовские! Так вера содействовала преподобному Сергию в его пустынном житии, и не только в перенесении непосильных подвигов, но и во всем, решительно во всем. Та же вера воодушевляла прежде мучеников неустрашимо идти на смерть ради Христа и увенчивала их победными венцами на небесах. Мы с вами, дорогие братия и сестры, плывем по житейскому морю, и, для того чтобы безбедно достигнуть тихого пристанища в вечности, крайне необходимо всем и каждому из нас иметь веру в Господа Иисуса Христа. Ничто так не противно врагу нашего спасения, как наша крепкая, живая вера в Господа и Спасителя нашего. Потому-то и воздвигает он на нас противный ветер и со стороны плоти, и со стороны мира. Верующий спокоен от простоты своей веры, но враг или всевает в него сомнение, или наводит его на людей, которые сами либо сомневаются, либо совсем не веруют, или знакомит его с какой-нибудь книгой, в которой вера отвергается либо подвергается сомнению. И так верующий до этого человек, спокойный в своем уповании, оказывается в опасности потерять свою веру, если не воззовет он к Господу о помощи. Бывают и другого рода искушения, когда верующие наслаждаются покоем и счастьем в своей семейной и общественной жизни, но враг спасения расстраивает их семейные отношения, производит нестроение на общественной службе, воздвигает недоброжелателей там и здесь, подстрекает гонителей и притеснителей веры. И вера сих людей, обуреваемых неприятностями и несчастьями, подвергается страшному испытанию. Они бывают даже готовы оставить свою веру, чтобы избавиться от скорбей. И благо человеку, если он найдет в себе духовные силы противостоять этому искушению и в напастях сохранит веру, иначе вместо желаемого избавления от временных бед он может погибнуть навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010