С радостью выполнял Кирилл это наказание. Как, однако не закрывал себя Кирилл, опытные понимали его, и против его желания, он был посвящен в иеромонаха. Выполняя чреду священнослужения с благоговением, он в свободное от служения время добровольно ставил себя на чреду послушника и занимался работами. Когда Феодор возведен был на архиепископскую кафедру, братия избрали Кирилла в архимандрита обители. Это было в 1390 г. Кирилл архимандрит не изменил образа своей жизни. Князья и вельможи стали посещать его, чтобы слышать наставления его. Это смущало смиренный дух его, и он передал настоятельство Сергию Азакову и затворился в прежней келии своей. Так как к Кириллу не переставали приходить за наставлениями и в иноческую келию, то Кирилл перешел на Старое Симоново – и здесь стал подвизаться. Но и это убежище не удовлетворяло его стремлений к совершенному безмолвию. Он молил Богоматерь указать ему место для спасения его. Раз по обычаю читал он акафист Богоматери, и услышал голос: «иди на Белоозеро, – там тебе место.» В то же время в темноте ночи, заблистал свет и из оконца Кирилл увидел озаренное огромное пространство к северу с живописными местностями. Узнав от друга своего Ферапонта, какова страна Белоозерская, он с тою же иконою Богоматери отправился на Белоозеро, в сопровождении Ферапонта. Долго ходили странники по белоозерской стране и взошли наконец на гору Мяуру. Это самая высокая гора в окрестности белозерской. Подошву ее омывают волны озера Сиверского. Леса, луга, озера соединились здесь на огромном пространстве и образовали одно из прекраснейших мест России. Пр. Кирилл увидел здесь то место, которое в видении назначено было для его пребывания и пал со слезами благодарности пред иконою Пречистой Богоматери. Сойдя с горы на площадь, окруженную лесом, поставил он крест, а вблизи его пустынники выкопали землянку. Ферапонт скоро удалился в другое место 125 . В подземной келии Кирилл не один год подвизался один, изредка посещали его Ферапонт и крестьяне Авксентий и Матвей, из коих последний был потом пономарем в обители его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 сентября 1889 г. он был избран Советом Академии исправляющим должность доцента по гомилетике и истории проповедничества. 650 В автобиографических заметках Н. К. Никольский упомянул о желательности для него в начале его педагогической деятельности сосредоточиться на изучении первоисточников византийской, западноевропейской и в особенности русской учительной литературы, необходимой ему для составления лекционных курсов для студентов Духовной академии. 651 Часть этих лекций была литографирована, но в настоящее время они представляют библиографическую редкость и доступны исследователям в материалах личного фонда ученого – сохранилось несколько экземпляров за 1896–1904 гг. 652 К 1889 г. Н. К. Никольский подготовил на основе своего кандидатского сочинения магистерскую диссертацию. Рукопись «Истории Кирилло-Белозерского монастыря до второй четверти XVII в. после кончины преподобного Кирилла (по рукописям Академической библиотеки)», «обнимавшей свыше 1000 страниц», была представлена им на соискание степени магистра богословия. В работе ставилась цель «заполнить существовавший в то время пробел бытовой истории русского средневековья путем воспроизведения разных сторон внешнего и внутреннего строя и жизни одной из хозяйственных и культурных организаций старого времени, на основании архивных и неиспользованных материалов и документов». 653 Однако еще до обсуждения, по совету своих рецензентов, Н. К. Никольский представил к защите уже напечатанное в 1892 г. сочинение «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века». 654 Рецензенты В. И. Ламанский и А. И. Пономарев признали это издание вполне достойным искомой степени. Накануне дня защиты, назначенного на 18 марта 1893 г., Н. К. Никольский посетил митрополита С.-Петербургского и Ладожского Палладия, чтобы получить благословение на предстоящий коллоквиум. В дневниковых записях он рассказывает о пожелании митрополита более точно определить название диссертации, усилив его богословский характер. Коллоквиум прошел успешно, сообщения о блестящей защите появились в нескольких петербургских газетах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но он не относился сочувственно к милостыне, которая давалась благотворителями на братию: так некий христолюбец принес братии утешение, пищу и питие; святой же внушал ему, чтобы он прежде позаботился о напитании рабов и сирот, о помощи тем, кто страдает „жаждою и наготою»; жертвователь едва умолил его принять на сей раз приношение. Устроив в обители общее житие, святой много учил братию, особенно „о страннолюбии и о трудах»; помимо страннолюбия житие не выдвигает каких-нибудь подвигов святого, указав лишь вообще, что в новой обители он продолжал свои иноческие подвиги. Почувствовав приближение кончины, Димитрий назначает своим преемником Пахомия и преподает прощальное поучение, заповедая повиноваться наставнику, хранить взаимную любовь, чистоту души и тела и память смертную, – поучение обычное 305 . Таким образом данное житие построено, вообще говоря, по установленной схеме и представляет много общих мест; характерными чертами можно считать указания на нестяжательность святого (хотя она выражена не столь ясно, как в житии Кирилла Белозерского), его страннолюбие; интересным является различие между версиями эпизода о жене, хотевшей видеть святого; можетъ быть, мы имеем право заключать из этого эпизода о наличности среди характерных черт основного жития и свидетельства о незлобии и терпимости святого. В конце XV в., в 1495 г., составлено было иноком Глушицкой обители, Иринархом, пространное житие основателя ее, преподобного Дионисия († 1437, память 1 июня). В. О. Ключевский отметил разнообразие состава жития, основанного с одной стороны на монастырских записках, которые в довольно чистом виде включены составителем в его труд, с другой – на риторических приемах и общих местах, которыми биограф связывал данные записок 306 . Житие Дионисия, как и указано В. О. Ключевским , отличается точными и обильными фактическими сведениями. Наряду с фактическим элементом играет чрезвычайно видную роль и элемент общих мест; что же касается интересующих меня данных, то их житие представляет не особенно много; но среди них есть черты весьма характерные, отличающие данное житие от многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По сих же временехъ принесенъ бысть нкый человкъ в манастырь святаго, зло болзнию одержим, и молит святаго еже пострищи его въ иночьская. И понеже прошениа его святый не презр, одвает его въ святый иночьскый образ и нарече имя ему Долмат. И болвшу ему дни нкыя, и уже къ концю приближашеся, и священных таинъ Христовыхъ требоваше. Священнику же помедлвшу священиа ради службы. Пришедшу же священнику, святых таинъ хотяща причастити, и обрте брата умерша. Прочее шед священикъ тъй възвстити преподобному о вещи тъй, яко брат преставися и не посп причаститися святых таинъ. Святый же, яко услыша, зло оскорбися и скоро оконце келии затвори, и прочее с плачем обратися къ Богу на молбу. Помал же прииде братъ, служай предреченному Долмату, и толкнувъ оконце у келии преподобнаго, и възвсти блаженому Кирилу, яко Долматъ живъ есть и еще святых таинъ требуеть причаститися. Святый же призвавъ священника и посылаеть его святых таинъ причастити брата. Священникъ же тъй не хот пререковати святому, видвше, яко брат умерлъ бяше, но иде тамо, святые тайны имя с собою. И обрте Долмата жива сдяща. И тако священникъ тъй въ удивлении велиц бывъ и славу въсылаа Богу. И святыхъ таинъ братъ причастився и съ всми братиами простився, мирно и тихо къ Господу отходить. ИНО ЧЮДО Прииде же княгини Иванова Карголомьская 282 слпа и не видящи на много время и молить святаго еже помолитися о ней. Святый же елико мощно помолися о ней и священною водою покропи тоя очи. И абие прозр и бысть здрава, якоже и прьве, славу въздая Богови и того угоднику блаженому Кирилу. ИНО ЧЮДО Боляринъ же нкто Ромонъ именем, Александрович, далече от обители святаго жилище имя, а святаго не видалъ бяше своима очима, но токмо слышалъ бяше великая о нем. Сему убо Роману в болзнь велию впадшу и зло изнемогающу, начат молити Пречистую Богоматерь, да облегчит ему болзнь. И тако молящуся, в сонъ тонок сведенъ бысть. Видит въ сн свтоносную нкую жену, явльшуся, и старца нкоего свтолпна за руку держаща и глаголюща Роману: «К сему, – рече, – посли, и воду священную да прислет к теб, и тако исцлеши. Кирилъ имя мужеви», – рече.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 70-80-х гг. XX в. не прекращалось молитвенное почитание прп. Кирилла. У стены Кирилловского храма молились местные жители, над местом погребения преподобного читали акафист сотрудники Кирилло-Белозерского музея. 22 июня 1991 г., в день памяти прп. Кирилла, состоялось 1-е богослужение в К. Б. м.: всенощное бдение и литургию совершил иером. Арсений (Шастель), настоятель Богоявленской ц. в с. Ферапонтове. 15 авг. 1992 г. молитву прп. Кириллу над местом его погребения прочитал патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 22 июня 1993 г. состоялся 1-й архиерейский крестный ход на территории обители во главе с Вологодским и Великоустюжским еп. Максимилианом (Лазаренко) . Указом Президента РФ от 2 апр. 1997 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник включен в Гос. свод особо ценных объектов культурного наследия. «Малый» Иоанновский мон-рь передан в бессрочное пользование РПЦ. В том же году над могилой прп. Кирилла была установлена дубовая резная рака. В 1998 г. восстановлено регулярное богослужение на территории бывш. мон-ря, Кирилловская ц. передана Вологодской епархии. 6 окт. 1998 г. на территории Иоанновского мон-ря была открыта муж. обитель. С 10 окт. 2009 г. по 22 окт. 2015 г. наместником мон-ря являлся игум. Игнатий (Молчанов). К 2014 г. в помещениях старого Успенского мон-ря работал музей. Ист.: Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 46-105; Куприянов И. К. Выписки из кормовой книги Кирилло-Белозерского мон-ря//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 18-23; Извлечения из архивных книг и дел Кириллова Белозерского мон-ря/Сообщ.: архим. Иаков (Поспелов)//Древности: Тр. МАО. М., 1880. Т. 8. С. 135-154; Дебольский Н. Н. Из актов и грамот Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1900; АСЭИ. 1958. Т. 2; Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Вытные книги, хлебные оброчники и переписная книга вотчин Кирилло-Белозерского мон-ря 1559-1601 гг./Сост.: А. X. Горфункель, З. В. Дмитриева. М.; Л., 1983. 3 вып.; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 19942; Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского мон-ря: 1397-1893 гг./Публ.: Г. О. Иванова, А. В. Смирнова//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347; Дмитриева З. В. Уставные грамоты Кирилло-Белозерского мон-ря XVI-XVII вв.//Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рожд. Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 261-269; она же. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского мон-ря XVI-XVII вв. СПб., 2003; она же. Келарские приходные и расходные книги старца Кирилло-Белозерского мон-ря Матфея Никифорова (1645-1660 г.)//Времена и судьбы: Сб. ст. в честь 75-летия В. М. Панеяха. СПб., 2006. С. 442-463; Энциклопедия рус. игумена XIV-XV вв.: Сб. прп. Кирилла Белозерского (РНБ. Кир.-Бел. XII)/Ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2003; Приходные и расходные денежные книги Кирилло-Белозерского мон-ря 1601-1637 гг./Сост.: З. В. Дмитриева. М.; СПб., 2010.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Вологодская епархия получила в собственность храм, в котором покоятся мощи Кирилла Белозерского 15 февраля, 2017. Новостная служба Храм преподобного Кирилла Белозерского и братский корпус Кирилло-Белозерского монастыря перешли в собственность Церкви 15 февраля. ПРАВМИР. Вологодская епархия получила в собственность храм преподобного Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) и братский корпус (монастырский архив) Кирилло-Белозерского монастыря. В храме под спудом находятся мощи преподобного Кирилла Белозерского, основателя одного из крупнейших в Европе монастырей. Также в собственность Великоустюжской епархии переданы Успенский и Прокопьевский соборы в Великом Устюге, сообщает пресс-служба Московской патриархии. В 2016 году было принято решение о передаче 13 объектов, расположенных на территории Кирилло-Белозерского монастыря, в пользование Вологодской епархии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 ноября, 2018 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/vologodskaya-eparhiya-...

Разделы портала «Азбука веры» 2 Авг 2023 Фото: ru.wikipedia.org По словам художника-реставратора Ивана Федышина, на процесс восстановления ушел один год ТАСС, 31 июля. Реставрация редкой иконы XVIII века с изображением неизвестного святого, проведенная в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, помогла установить, что на ней запечатлен образ основателя монастыря — преподобного Кирилла Белозерского, сообщили ТАСС в музее. “Долгое время одна редкая икона XVIII века в учетных документах значилась как “Неизвестный святой”, и только после реставрации на памятнике открылся образ основателя крупнейшего православного монастыря не только России, но и Европы — преподобного Кирилла Белозерского”, — привела пресс-служба слова генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шаромазова. Раскрытие иконы проходило в реставрационных мастерских Кирилло-Белозерского музея. Изображение находилось под покровной пленкой потемневшей от времени, почти черной олифы. По словам художника-реставратора Ивана Федышина, который реставрировал икону, восстановление было сложным. В некоторых местах наблюдались “выкрошки” и утраты красочного слоя до грунта. На работу ушел год. Серебряный оклад восстанавливала реставратор по металлу Светлана Смирнова. В ходе работы удалены загрязнения и продукты коррозии, выполнены консервация и монтаж оклада на планшет. Кроме того, сохранился венец от иконы с тремя крупными камнями, закрепленными в глухих кастах. После апробации в Северной государственной инспекции пробирного надзора в Великом Устюге стало ясно, что предметы выполнены из серебра. Венец и оклад от иконы сейчас находятся на хранении в коллекции драгоценных металлов музея, а икона с раскрытым образом преподобного Кирилла Белозерского представлена на всеобщее обозрение в открытом фондохранилище икон в Вологодской башне Кирилло-Белозерского музея-заповедника. По словам директора музея, собрание памятников древнерусской живописи насчитывает более 87 тыс. предметов церковного и народно-прикладного искусства, письменных и археологических источников. Основой музейных фондов является собрание иконописи. На сегодня в него входит 5% от общего числа экспонатов. Это памятники XV — начала XX века, происходящие из Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Горицкого монастырей, Нило-Сорской пустыни, из приходских церквей города Кириллова, Белозерска, Кирилловского, Белозерского, Вашкинского районов Вологодской области. Среди них можно увидеть как подписные памятники, так и не атрибутированные, одним из которых до недавнего времени была и икона “Неизвестный святой”.

http://azbyka.ru/news/restavracija-ikony...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Три послания и духовная грамота Послания преподобного Кирилла Белозерского власть имущим. Бесценные свидетельства взглядов Церкви на общество и власть в то время. Кроме трёх посланий Кирилла Белозерского, приводим здесь ещё его Духовную грамоту. Три послания и духовная грамота преподобного Кирилла Белозерского Вступление Послания Кирилла Белозерского воспроизводятся здесь по списку РНБ, Софийское собр., Сборник богослужебный, конец XVI b., лл. 187–198. На первом листе рукописи находится запись, свидетельствующая о вологодском ее происхождении: «Книга Трефолой инока Никона Вологженина. В начал служба воскресная со всеми Евангелии воскресными, в нейже псалмы избранные на весь год с величаньми и иные приписи». В издании грамот преподобного Кирилла Белозерского, сделанном Археографической комиссией (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Том 1. 1334–1598. СПб., 1841. с. 21–22, 24–26, 55–56), указана как основа публикации именно эта рукопись. Но листы, на которых послания в ней находятся, указаны неверно, а опубликованные тексты великим множеством мелочей отличаются от содержащихся в списке. Текст Духовной грамоты Кирилла Белозерского воспроизводится по подлиннику, хранящемуся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Отдельные дефектные, не поддающиеся прочтению места оригинала восстанавливаются по его изданию, осуществленному Археографической комиссией (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Том первый. 1334–1598. СПб., 1841. с. 61–62). Все начало грамоты от слов «Во имя Святыя и Живоначальныя Троица» до слов «судъ страшный Спасовъ» представляет собой дословное заимствование из Духовной грамоты митрополита Киприана (ум. в 1406 г.) с заменой только слов «Киприанъ митрополит» на «Кирило игуменъ» (ср.: Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. СПб., 1857, т. 1. с. 544). Послание чудотворца Кирилла

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В Ферапонтов монастырь Вологодской епархии для постоянного пребывания доставлены мощи прп. Ферапонта Белозерского 11 июня 2019 г. 12:17 9 июня 2019 года, в день памяти преподобного Ферапонта Белозерского, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия из Лужецкого Богородице-Рождественского монастыря в Можайске в Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь ( Вологодская епархия ) для постоянного пребывания был торжественно принесен ковчег с частицей мощей преподобного основателя обители Ферапонта Белозерского, чудотворца. Перед святыней в храме преподобного Мартиниана митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил Божественную литургию. Главе Вологодской митрополии сослужили: настоятель Ферапонтова монастыря игумен Иоасаф (Вишняков), настоятель Спасо-Каменного монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), настоятель Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), настоятель мужского монастыря Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь игумен Николай (Ананьев), временно исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря иеромонах Александр (Чеборов), клирики Вологодской епархии. За богослужением молилась настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова) с сестрами. По окончании богослужения митрополит Игнатий обратился к присутствующим с архипастырским словом. С приветственным словом к митрополиту Игнатию обратился настоятель Ферапонтового монастыря игумен Иоасаф (Вишняков). На молитвенную память о знаменательном дне отец игумен преподнес архипастырю икону преподобного Ферапонта Белозерского. Отметив труды благочинного Кирилловского округа протоиерея Владимира Колосова, владыка Игнатий наградил его за церковное служение медалью преподобного Кирилла Белозерского III степени. Северная Фиваида — так назывались издревле земли, на которых ныне располагается Вологодская митрополия. Здесь, начиная со средних веков, существовали десятки больших и малых обителей. В советские годы они все перестали существовать. За пять лет существования митрополии количество монастырей в Вологодской епархии увеличилось почти в три раза.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Рост благоустройства и экономического могущества обители привёл и к новым искушениям. Игумен Серапион всячески стремился приобрести как можно больше земель и в короткий срок получил от великого князя Ивана III тридцать земельных участков. Пятнадцать «старших старцев» монастыря, не согласных с забвением заветов Кирилла Белозерского, в 1483 году покинули монастырь. Только слёзная просьба белозерского князя Михаила Андреевича, изгнавшего из обители корыстолюбивого Серапиона, заставила их вернуться. После этого события тридцать один год в монастыре не было земельных приобретений. Новый игумен Гурий Тушин даже вернул великому князю деревни, взятые его предшественником. В Кирилло-Белозерском монастыре возникло и укрепилось направление «нестяжателей». Главным вдохновителем нестяжательства стал Нил Сорский , прозванный так потому, что основал скит на реке Соре неподалёку от Кирилло-Белозерского монастыря. Нил Сорский и другие «заволжские старцы» были сторонниками аскетического монашества. Они призывали к тому, чтобы у монастырей не было сёл и земель, чтобы монахи жили в «пустыне» и добывали себе пропитание своими руками. Церковный Собор 1503 года в Москве, несмотря на надежды нестяжателей, не принял предложения «заволжских старцев» в качестве общеобязательного для монастырей правила. Конец XV и начало XVI века для Кирилло-Белозерского монастыря стали временем, когда богатство обители быстро росло, а сама обитель благоукрашалась. В 1497 году в монастыре знаменитым мастером Прохором Ростовским был построен каменный Успенский собор. До этого на Севере Руси было только два каменных храма: в Спасо-Каменном (на Кубенском озере) и в Ферапонтове монастырях. Позднее к Успенскому собору были пристроены три придела – над могилами преподобного Кирилла Белозерского, воеводы князя Воротынского и князей Телятевских. В середине XVI века весь монастырь вместо бревенчатого частокола был обнесён крепостными каменными стенами с воротами и башнями. Эта часть монастыря сейчас известна под названием Старого города. Высота его стен достигала пяти метров. На Грановитой башне, которая ещё называлась Часовая, висели большие часы. Две башни были проездными: Водяные ворота выходили к Сиверскому озеру, а Святые, что к востоку от Успенского собора, – в сторону городского посада. Святые врата Кирилло-Белозерского монастыря сейчас единственные монастырские врата в России с сохранившейся древней системой росписи. Иконописцы старец Александр со своими учениками Емелианом и Никитой на стенах и сводах проездной арки изобразили все праздники и всех святых, которым посвящены главные и придельные алтари монастырских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010