- Как бы Вы определили Святосаввие, ведь многим вне СПЦ неясно, что в нём столь специфично по отношению к Православию и Христианству вообще? - В двух словах, Святосаввие ничем не отличается от Православия, как и Православие ничем не отличается от Христианства. Ибо истинное Христианство именно и есть в Православии и Святосаввии. Вне этого его и не существует. Святой Владыка Николай (Велимирович) в предисловии к книге «Святосаввие как философия жизни» преподобного отца Иустина (Поповича) Челийского, дословно говорит: «Святосаввие есть ничто иное, как Православное Христианство сербского стиля и опыта, выраженное в богоугодных личностях, в первую очередь, в святом Савве Неманиче». Термин святосаввие берёт своё начало в наше время из среды молодых профессоров и студентов белградского Богословского факультета и уже вошёл в общее употребление у сербов. Но в этой книге о. Иустина Святосаввие впервые представлено в виде системы как полная и самодостаточная философия жизни: «Святой Савва - мудрейший и величайший сербский философ». Важно, что понятие Святосаввия ясно и понятно тем, кто себя ощущает православными сербами, потомками и последователями святителя Саввы, нашего духовного отца, учителя и просветителя. - После полувекового монашеского опыта как Вы оцениваете пройденный путь и насколько в наше время трудно быть епископом и заботиться о духовном спасении народа? - Пятьдесят лет рассматривается как «золотой юбилей» некоего события. Я благодарен Богу за то, что Он позволил мне до этого дожить. Этот свой путь вижу как труд и подвиг в совершении воли Божией. По милости Божией, вот уже скоро целых 19 лет я нахожусь во главе богоспасаемой Епархии Рашско-Призренской, быть может, в самое тяжёлое время её долгой истории. Быть епископом Церкви Божией всегда было и сегодня продолжает быть трудной и ответственной должностью, требующей сознательного и самоотверженного труда на службе Богу и народу. В этой службе опорой и поддержкой является сам Пастыреначальник и Подвигоположник - Первый Пастырь, положивший основание всякому подвигу, - Господь Иисус Христос, обещавший своим ученикам быть с ними до скончания века, как говорится в Евангелии от Матфея (28:20).

http://ruskline.ru/analitika/2010/01/201...

  разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Бывш. епископ Артемий (Радославлевич)   биография         тексты (60)       Биография Артемий (Радосавлевич) (род. 1935), монах, б. епископ Рашско-Призренский и Косово-Метохийский. В миру Радосавлевич Марк, родился 15 января 1935 года в селе Лелич около Вальева на родине святителя Николая Жичского. Закончил начальную школу в родном селе, а затем учился в гимназии в Вальево, по окончании которой поступил в Белградскую духовную семинарию. В юные годы познакомился с известным сербским богословом и исповедником преподобным Иустином (Поповичем) и стал его духовным чадом. Отец Иустин в это время жил в монастыре Челие, расположенном в окрестностях Вальево, неподалёку от родного дома владыки Артемия. После окончания семинарии, 20 ноября 1960 года в Челие, отцом Иустином пострижен в монахи с именем Артемий. По благословению духовника продолжает образование на Богословском факультете в Белграде. Во время учёбы на факультете был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В 1964 году с успехом заканчивает учёбу в Белграде, и с 1964 по 1968 год преподает в семинарии при монастыре Крка. Впоследствии учится в аспирантуре в Афинах и защищает докторскую диссертацию на тему: " Тайна спасения по учению св. Максима Исповедника " . По возвращении на родину назначен профессором Призренской семинарии, но уже через год, по благословению отца Иустина и владыки Рашско-Призренского Павла, удаляется в монастырь Црна Река, расположенный неподалеку от Нови Пазара. В течение 13 лет несёт послушание настоятеля этого монастыря. За это время он собрал вокруг себя около 20 молодых монахов. Вверенная ему обитель пережила настоящее духовное возрождение. Некоторые из насельников Црна Реки впоследствии становятся настоятелями монастырей Рашко-Призренской епархии, а один из первых духовных чад архимандрита Артемия – иеромонах Иустин (Стефанович) был впоследствии избран епископом Тимокским. В мае 1991 года был избран епископом Рашско-Призренским. Под руководством епископа Артемия в одной из древнейших сербских епархий происходит активное возрождение церковной жизни, развивается издательская деятельность, выходит в свет епархиальный журнал " Святой князь Лазарь " . Активно занимался богословской научной работой и переводом святоотеческой литературы. В своих богословских взглядах опирался на исихастскую традицию Святых Отцов и духовное наследие святителя Николая (Велимировича) и преподобного Иустина (Поповича).

http://religare.ru/25_361_110_1.html

       Добрый вечер, здравствуйте, Сергей Павлович из Москвы беспокоит. Спешу вас порадовать, что не только удалось прочесть житие святого Саввы, но в прошлом году, после долгих мучений, преодолев препятствия со стороны многих противников, удалось выпустить пятый том собрания творений преподобного Иустина Поповича. Где, наконец-то, у нас есть пространное толкование, наверное, впервые в нашей Церкви, и полное, на Евангелие от Матфея, а также его произведение «Святосаввье как философия жизни». Советую всем книгу приобрести и прочесть. В частности, задавался вопрос, когда Господь на Голгофе говорит: «Боже, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?», — так вот, преподобный Иустин Попович, ссылаясь, очевидно, на мысли, впервые высказавшего их святителя Афанасия Великого, что Господь произносит эту молитву не от Себя, а, цитирую: «От нас, за всех нас, и вместо всех нас», — т.е. от падшего естества человеческого. У нас иногда слышишь в проповедях, например, доктор богословия говорит, что раз Господь родился, то в силу необходимости должен был претерпеть и смерть. Т.е. смерть для них представляется как бы владычицей над Господом. А Церковь учит наоборот: «Смерть приступает к Господу, — как пишет Златоуст в толковании на апостолов, — тогда, когда Он ей позволил к Себе подступить, и приступает не как владычица, а как рабыня». Поэтому здесь всё на милосердии Божием, на снисхождении.        И повторю свою просьбу: не плохо бы каждую передачу открывать правилами святых апостолов с комментариями, чтобы люди прониклись самим светом православия. Благодарю вас.        Спасибо вам большое за Иустина Поповича, за его православие как правильный образ жизни. Я читал эту книгу на сербском языке, пытался специально читать её со словарём. Прочёл два раза и очень рад этому. Лет восемь назад, наверное. Савва, потом Николай Сербский, потом Иустин — это триада удивительных людей в Сербской Церкви. Спасибо. Мы к вашему совету о правилах святых апостолов должны будем внимательно прислушаться. Попробуем это имплементировать с Божией помощью.

http://radonezh.ru/text/25-01-2015-v-pry...

Тем паче для таких людей неприемлема бескомпромиссная вера Достоевского в Богочеловека Христа, как единственного Бога и Господа, им непонятна бескрайняя любовь Достоевского к Нему, решительное сведение к Нему всех ценностей, к Его чудному и чудотворящему Лику». 4 Многие литературоведы, критики, просто читатели, по мнению прп. Иустина, «погрешили» против Достоевского, приступая к нему с этими ложными мерками гуманизма и неоязычества. Они не смогли разглядеть, почувствовать проповеди Достоевского о Богочеловеке Христе, но увидели в нем бунтаря и или антихристианина, или проповедника какого-то «нового христианства» (например, Д. С. Мережковский). А тем временем для Феодора Михайловича Богочеловек стал «всё и вся.., к нему устремлена душа» писателя, «о нем все пророчества» его, «все его пророчества преисполнены евангельского духа». Отец Иустин неоднократно называл Достоевского пророком и апостолом Христовым нового времени и в то же время мучеником, поскольку писатель «мучился сознательно и неосознанно всю свою жизнь» над решением «вечных проблем», которые разрешает один лишь Господь Иисус Христос . Достоевский, согласно прп. Иустину – проповедник, поэт и философ, который борется и «проповедует одну истину, одну все-истину – Богочеловека Христа, как самую великую драгоценность во всех мирах, видимых и невидимых». 5 Преподобного Иустина с Ф. М. Достоевским роднит глубокое переживание и ощущение реальности и всегубительности греха в человеческой природе. И это не какая-то личная особенность их психологии и мировосприятия, но это исповедание всей Православной Церкви, которая во все века проповедует, что без Спасителя род человеческий не может выйти из ада своей греховности. Это переживание и трезвенное, немечтательное видение особенно живо и остро во святых Церкви Христовой. Эту истину не только принимали умом, но более переживали всей душой и всей жизнью все истинные угодники Божии, начиная от святых апостолов и кончая святыми нашего века. Еще апостол и евангелист Иоанн Богослов писал: «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас " ( 1Ин. 1:8 ), то есть: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

О Православии и экуменизме ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск О ПРАВОСЛАВИИ И ЭКУМЕНИЗМЕ Святой Савва Сербский Доклад преподобного Иустина (Поповича) Священному Синоду Сербской Церкви в ответ на сделанный ему запрос о его мнении в связи с формальным приглашением югославянской римо-католической иерархии принять участие в совместной молитве и службах в течение " Недели молитвы о соединении Христиан " в период с 18 по 25 января. Напечатан в греческой газете " Ортодоксос Типос " от 1 июня 1975 г. Архимандрит Иустин - доктор богословия. Был профессором догматики Белградского университета. До того, как послать ответ на это предложение, сербская иерархия попросила о. Иустина дать свой отзыв о нем, каковой и печатается ниже. На основании этого отзыва и других докладов Священный Синод Сербской Православной Церкви ответил отказом участвовать в экуменических молениях. 1. Преосвященнейшие Владыки, Позиция Православной Церкви в отношении еретиков - т.е. всех, кто не является православным, - была установлена раз и навсегда Св. Апостолами и Святыми Отцами, т. е. боговдохновенным Преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14-15). По 45 апостольскому правилу: " Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви; да будет извержен " . Это священное правило Святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную ( " с еретиками молившийся токмо " ).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/iu...

340 В других своих работах эту дегуманизацию, следующую за отказом от Бога, прп.Иустин ставит в один ряд не только со сверхчеловеком Ницше, но также с католическим догматом о папской непогрешимости. «Непогрешимость папы Римского есть ницшеанское утверждение – Jasagung, – распространяющееся на всю концепцию европейского гуманизма». 341 Позднее он утверждал, что «в истории человеческого рода было три важнейших грехопадения: Адама, Иуды и папы». 342 Уместно здесь вспомнить, как прп.Иустин переживал начало ослабления, или, лучше сказать, вытеснения, Святосаввия в новообразованном Королевстве Югославия, когда насильственным путём соединили католиков-хорватов и словенцев с православными сербами. Всё это и ныне сопровождается воспоминаниями об убийственной вражде. Отношение прп.Иустина к папству лежит в основе позиции по экуменизму. У Хомякова находим такие слова: «Запад знает всё, кроме одной буквы «а»; предшествует ли ей положительный знак плюс, как в случае с римо-католиками, или отрицательный, как в случае с протестантами, «а» остается той же самой» 343 . Попович также считает эти христианские конфессии двумя сторонами одной медали и потому говорит о «папистско-протестантском экуменизме». 344 Тем не менее он подчеркивает, что Православная Церковь есть Церковь Христа – это единство есть данность, а не результат сделки. Эти папские притязания со всей очевидностью противоречат православному пониманию Церкви, и таковое убеждение разделяется практически всеми верующими, даже если на этом открыто не настаивается. Более того, прп.Иустин отмечает, что отношение всех нас, православных и неправославных, в присутствии Христа – Богочеловека может быть только покаянным, и по этой причине церковные Соборы ставили христологию во главу угла своих решений: «…для них Богочеловек Христос есть исключительная ценность Церкви Христовой во всех мирах. Их бесконечное и вечное послание таково: отдать всё ради Христа; не отказываться от Христа ни за что». 345 Неопатристический синтез по преподобному Иустину По нашему мнению, стоит заострить внимание не на путях проникновения антизападных идей славянофилов в труды прп.Иустина, но, скорее, на то, как он оборачивает фундаментальные славянофильские утверждения совершенно иной стороной.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Он часто, и особенно в последние годы, предостерегал от опасности как римской униатской пропаганды и неприемлемого для православного человека папизма и протестантизма, так и современной всеереси экуменизма, против неевангельского отношения к нему отдельных православных представителей. Еще в 1927 году, касаясь одного тогдашнего римо-католического призыва к православным прийти и подчиниться Римской Церкви и папе, отец Иустин писал: «Мал человек, слишком мал, будь он и папой, чтобы можно было оставить Богочеловека и прийти к человеку... Папопоклонство – человекопоклонство – вызывает грустную улыбку в жалостливой душе православной, и она «денно и нощно» молится Иисусу Сладчайшему, да направит всех человекопоклонников путем богочеловеческой истины в жизнь богочеловеческую» 36 . Известно классическое утверждение отца Иустина о том, что в истории рода человеческого произошло три главных падения: Адама, Иуды, папы. Адамово падение – отпадение от Бога; Иудино падение – продажа Бога; папское падение – желание заменить Богочеловека человеком, потому и наизлейшее. Догмат Римо-Католической Церкви о непогрешимости папы-человека, согласно отцу Иустину, всего лишь возрождение язычества и многобожия 37 . Потому папизм – это первый протестантизм, по словам истиновидца А.С. Хомякова 38 . В духе преподобного Максима , отец Иустин беспощаден и к современному экуменизму. «Экуменизм, по отцу Иустину, есть имя для всех видов псевдохристианства, для всех псевдоцерквей Западной Европы. Они же суть не что иное, как ересь на ереси. Для всех для них общее название – всеересь. Почему? Потому что на протяжении истории разные ереси отрицали или извращали отдельные свойства Богочеловека Христа, а эти европейские ереси отвергают всего Богочеловека и на Его место ставят еврочеловека. Тут нет существенного различия между папизмом, протестантизмом, экуменизмом и другими сектами, имя коим легион» 39 . Из такового состояния дел по-святоотечески логично заключение отца Иустина, что «без покаяния и вступления в истинную Церковь Христову неестественно и бессмысленно говорить о некоем объединении «церквей», о диалоге любви, об intercommunio» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Толкование на Послание к Ефесянам Святого Апостола Павла Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 25, 2000 6 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 25, 2000 1 От редакции. Предлагая читателю отрывок из книги преподобного Иустина (Поповича) “Толкование на Послание к Ефесянам святого апостола Павла”, редакция сочла возможным поместить его в раздел “Святоотеческая экзегетика”. “Жизнь Церкви, — пишет протоиерей Иоанн Мейендорф, — неразрывно связана со Священным Преданием, и в историческом странствии Нового Израиля существует постоянная и насущная необходимость авторитетного свидетельства Церкви своему Преданию. Отцами Церкви считаются такие личности, такие учители и писатели, в которых Церковь единодушно признает авторитетных свидетелей, то есть людей, глубоко понимавших и правильно толковавших Откровенную Истину Основным и решающим условием в определении истинности учения того или иного отца Церкви является апостольская вера Святым отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников. Такой человек ясно видит проблемы своего времени и проповедует христианство таким образом, чтобы разрешить эти проблемы, ответить на вопросы, противостоять заблуждениям Другим критерием является святость жизни” 2 . Нам представляется, что жизнь и труды архимандрита Иустина вполне соответствуют выше изложенным критериям, о чем свидетельствует его недавняя канонизация Сербской Православной Церковью. Вступление Вот перед нами Послание, спустившееся с небесных высот. Оно непосредственно имеет отношение “к видениям и откровениям Господним” (2 Кор 12:1), которых святой апостол Павел был обильно удостоен. Благовестие, заключенное в нем, происходит не от людей, ни от ангелов, да и не может быть от них, ибо все от Господа Христа, все от Его вечности, боговечности, а поэтому все исполнено премудрости, все спасительно, все исполнено света. Его глубины действительно суть “глубины Божии” — t bqh тоа Qeoa (1 Кор 2:10); так и его высоты и его широты. Главный предмет Послания, его всеохватывающее бла­говествование: предвечное установление Троичного Божества,  дабы все небесное и земное соединить под главою Христом , то есть все вохристовить и охристовить; дабы  все соединить  в одно тело,  тело Христово  — Церковь, и таким образом достигнуть вечной Божественной цели, которая есть Церковь,  Тело Его, полнота Наполняющего все во всем  (Еф 1:10:23). Эта благая весть — Всеблагая Весть, эта тайна — Всетайна, возвещенная святому Апостолу в откровении, как он и утверждает:  мне через откровение возвещена тайна  (Еф 3:3).

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

В Белграде образовался студенческий кружок, носивший имя преподобного Серафима Саровского. Митрополит Антоний и другие выдающиеся иерархи русского рассеяния читали там лекции на духовные темы. В этот кружок входил и будущий архиепископ Иоанн. В официальной записи тех лет сказано о том, что «редкую по силе проповедь произнес иеромонах Иоанн (Максимович), призывавший к покаянию русский народ, так глубоко павший, между тем как из его среды выходили праведники такой высоты. Сильное мужественное слово о. Иоанна произвело огромное впечатление» . С 1927 по 1934 годы иеромонах Иоанн преподавал на юге Югославии, в семинарии святого апостола Иоанна Богослова в Битоле, где в те годы насчитывалось от четырехсот до пятисот студентов, по большей части сербов, а также албанцев, русских и чехов. Это был важный этап его жизни, о котором у нас есть любопытные свидетельства. В те годы Битольская епархия находилась под управлением епископа Охридского Николая (Велимировича; † 1956). По праву прозванный сербским Златоустом, он был выдающимся проповедником, поэтом, богословом и, наряду с архимандритом Иустином Поповичем († 1979), одним из отцов духовного возрождения Сербии. Он очень любил юного иеромонаха Иоанна и часто повторял: «Если вы хотите увидеть живого святого, поезжайте в Битолу, к отцу Иоанну» . В брошюре, озаглавленной «Продавец белградских газет — епископ в Китае», есть рассказ о том, как владыка Николай ответил одной девочке, которая спрашивала, почему в наши времена нет святых: «Да нет же, есть, моя девочка!» — и прибавил, говоря об аскетизме будущего епископа: «Сегодня имя отца Иоанна произносится в Битоле, как имя Ангела Господня» . Биограф архимандрита Иустина Поповича, владыка Афанасий (Иевтич), нынешний епископ Герцеговинский, напишет: «Отец Иустин был связан узами дружбы и любви во Христе с выдающейся личностью нашего времени: когда он преподавал в Битоле, он был коллегой и собратом святого человека, иеромонаха Иоанна Максимовича, в дальнейшем — епископа Шанхайского, который окончил свою богоугодную жизнь, полную молитвы и рвения, в Сан-Франциско, еще при жизни прославившись обилием божественных даров» . В гостиной отца Иустина, где он принимал посетителей, на видном месте висела фотография, свидетельствовавшая об этой дружбе. Но… предоставим слово отцу Урошу Максимовичу, когда-то учившемуся в Битольской семинарии:

http://pravoslavie.ru/4459.html

«Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною». Прочее, по слову святителя Григория Богослова , пусть будет почтено молчанием. Наконец, можно ли считать, что учение митрополита Антония, как был уверен и сам Владыка, не отвергает, а лишь дополняет и уточняет общецерковную точку зрения на первородный грех и искупление, в известном смысле лишь заполняет существующие в ней на сей день пробелы? Мы знаем, во всяком случае, пример православной догматической системы, исходящей именно из этой посылки. Она принадлежит еще одному ученику Владыки – преподобному Иустину (Поповичу) , и нельзя не признать, что идеи Владыки в контексте системы преподобного Иустина обретают вполне законное место. Происходит же это прежде всего потому, что преподобный Иустин ясно видит, что «речь идет о страшной антиномии веры, но именно в ней заключена бесконечная тайна, к спасительной реальности которой приступают в изумлении веры: О чудесе! Како смерти вкуси всех Жизнь?» 77 . И в эту страшную антиномию вмещается и проклятие человеческого рода, и жертва, именно жертва заместительная, принесенная Богочеловеком, когда «один безгрешный Праведник пострадал за неправедных и вместо неправедных и тем самым понес наказание, тяготевшее за грех над всем человеческим родом, по праведному суду Божию», и «бесконечность Божественной любви». Таким образом, воззрения преподобного Иустина показывают, что богословские идеи митрополита Антония как одна из граней «страшной антиномии веры» вполне имеют право на существование 78 , хотя сама эта «страшная антиномия» вряд ли была до конца осознана Владыкой, старавшимся все догматы строго рационально вывести из однажды обретенного им «нравственного монизма». Мы видим, однако, что попытка свести к последнему Откровение, из него одного, как из единого корня, взрастить все «древо богословия» вызывает слишком много нерешенных (и, очевидно, нерешаемых) вопросов – как терминологических, так и онтологических. Но было бы ошибкой, повторим, сводить все только к рационализму Владыки Антония. Стремясь быть последовательным, он в то же время исповедует свое учение вопреки многим логически вытекающим из него богословским осложнениям, и в результате получается, что он прежде всего верует в мистическую (как бы ни осудил нас Владыка за это слово) всепобеждающую силу сострадательной Христовой любви, живущей в Церкви. Он несомненно исходит из собственного опыта ее. Этой любовью, по свидетельству его духовных чад, он действительно мог возродить и не однажды возрождал и спасал грешные и заблудшие души.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010