священник Димитрий Трибушный Содержание Иустинология: от мифа к логосу От христологии к христологии Таинство твари Воплощение логосов Онтология и (или) история Воплощение Логоса Таинство причастия (Ологосенье твари. Воплощение твари в Логосе) От Владимира Соловьева к протопресвитеру Василию Зеньковскому Преподобный Иустин Челийский – «малый пророк» метафизики всеединства Источники и литература     Автор статьи: Священник Димитрий Олегович Трибушный – выпускник филологического факультета Донецкого национального университета (1997) и Одесской духовной семинарии (2002). Штатный клирик Свято-Серафимовского храма г. Макеевка Донецкой епархии (zhivoirodnik@gmail.com). Статья посвящена рецепции понятия «всеединство» в богословской системе преподобного Иустина Челийского . Преподобный Иустин (Попович) – мыслитель, испытавший значительное влияние русской религиозно-философской мысли и метафизики всеединства в частности. О степени подобного влияния свидетельствует, например, тот факт, что именно Попович использовал соловьевское понятие «всеединство» в курсе догматического богословия для выражения ключевых идей своей системы. В статье предлагается ключ к реконструкции системы преподобного, включающей как наиболее традиционный – исторический, так и оригинальный – онтологический – уровни. Некоторые аспекты учения о логосном всеединстве прп. Иустина сравниваются с идеями русской метафизики всеединства, что позволяет говорить об их идейной близости. При этом подчеркивается, что сведение его творчества к охранительным или просветительским задачам было бы крайним и недопустимым упрощением. Так же, как и причисление его к представителям христианского модернизма. Оригинальную концепцию всеединства сербского святого нельзя отождествить ни с системой Владимира Соловьева, ни с системами соловьевских учеников. Иустинология: от мифа к логосу Преподобный Иустин Челийский – последний представитель православного варианта метафизики всеединства в XX веке. Этот факт до сих пор остался незамеченным многочисленными исследователями творчества святого. Несмотря на очевидную связь мысли сербского богослова с идеями отечественного религиозно-философского ренессанса, имя его ни разу не встречается в списках последователей Соловьева и его учеников, его идеи не систематизированы, концепция не включена в соответствующий контекст 1 . Между тем, как показал в своих исследованиях профессор Богдан Лубардич, преподобный Иустин воспринял следующие идеи русских мыслителей:

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Церковь канонизировала двух известных подвижников-русофилов Архиерейский Собор единодушно внес в диптихи святых отцов Иустина (Поповича) и Симеона (Поповича) 30.04.2010 495 Вчера, 29 апреля, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на рабочем заседании единодушно принял предложения епархиальных архиереев и внес в диптихи святых Православной Церкви имена блаженнопочивших архимандрита Иустина (Поповича) (1894–1979), духовника монастыря Челие под Вальево и Симеона (Поповича), настоятеля монастыря Дайбабе под Подгорицей (1854–1941), сообщает официальный сайт СПЦ. Решением Архиерейского Собора установлено, что память преподобного Иустина Челийского будет отмечаться 1/14 июня, а память преподобного Симеона Дайбабского 19 марта/1 апреля. Чин торжественного прославления канонизованных угодников Божиих состоится 2 мая за Божественной литургией в храме Святого Саввы на Врачаре. Великий подвижник и духовный писатель, архимандрит Иустин (Попович) родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее будущий святой учился в Петербургской Духовной академии, затем - на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и, окормляя многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. Огромная роль в формировании личности архимандрита Иустина принадлежала России. Тесные дружеские связи и духовное наставничество он обрел в среде живших в Королевстве Югославия русских изгнанников. Отец Иустин сердцем болел о дорогой ему России, молился о своих русских братьях. В 1926 г. он защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/30/se...

Богочеловек или Человекобог? Преподобный Иустин (Попович) и Ф.М. Достоевский Среди угодников Божиих, прославленных Православной Церковью , есть имя нашего современника, почившего в 1979 году преподобного Иустина (Поповича), верного сына Сербской Православной Церкви и сербского народа, выдающегося богослова и редкого молитвенника. Этот, без сомнения, великий святой XX века, был исполнен великой любви ко Господу нашему Иисусу Христу и святой Православной Церкви. Он глубоко любил народы-носители святой Православной веры: родной ему сербский, а также греческий и русский народы. Прп. Иустин еще простым монахом, в 1916 году, полгода учился в Духовной академии в Петрограде. И хотя из-за смуты того времени ему пришлось уехать из России в июне 1916 года, отец Иустин, очень проницательный и трудолюбивый, за это короткое время все-таки хорошо узнал и полюбил православную Россию; он познал, как он сам позднее говорил, рай и ад православной русской души, ее святыни и ее падения. Прп. Иустин очень ценил религиозный опыт Ф. М. Достоевского, которого читал в оригинале и считал своим «учителем и... мучителем». Он писал, что проблемы творчества Достоевского – это «вечные проблемы человеческого духа; и если человек называется человеком, то он должен ими заниматься». Через Достоевского, по слову отца Иустина, «говорят все муки человеческого существа, все его боли, все его надежды. Мало таких, кто так как он (Достоевский – иеродиакон Мефодий) переболел бы проблемами человеческого существа во всем их трагизме». 1 Можно не сомневаться, что знакомый с творчеством Феодора Михайловича с отрочества, монах Иустин, будучи студентом Петроградской Духовной академии, здание которой находилось за Александро-Невской Лаврой на набережной Обводного канала, 2 посещал и молился на могиле русского писателя и провидца на Тихвинском Лаврском кладбище-некрополе. Впоследствии отец Иустин написал докторскую диссертацию на тему: «Философия и религия Ф. М. Достоевского». Богословие самого прп. Иустина сконцентрировано на спасительный реальности Богочеловека Христа – этой величайшей тайне, величайшем сокровище и радости Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

епископ Артемий (Радосавлевич) Скачать epub pdf Наше время дошло до небывалой переоценки всех ценностей, и в этом хаосе утеряно и забыто правильное отношение даже к величайшим святыням Православия, в особенности к Священному Преданию. Дело не в том, чтобы кто-то с богословской и научной точки зрения отвергал и отрицал Священное Предание как таковое, но в том, что оно перестало иметь какое бы то ни было значение для нашей практической жизни и работы, что мы, православные, а часто и наши духовные пастыри, в жизни ведем себя так, как будто Священного Предания и не существует вовсе или, по крайней мере, оно утратило для нас всякую жизненную и вечную ценность. Данная работа имеет целью единственным в своем роде примером преподобного Иустина (Поповича) , его отношения к Священному Преданию, вернуть нас назад, прочь с опасных и губительных путей, по которым блуждаем мы сознательно или неосознанно.   Но прежде чем говорить о преподобном Иустине в свете святоотеческого предания, сначала необходимо объяснить и упорядочить некоторые понятия, чтобы предупредить возможные недоразумения. И выяснить, прежде всего, кто суть святые отцы и что есть Святоотеческое Предание, а также как и когда правильно ему следовать. Без соответствующих пояснений и хотя бы неполного обзора воззрений на сей вопрос в истории православной мысли невозможно ни правильно уяснить связь преподобного Иустина с преданием, ни определить наше к нему отношение, что для нас представляется весьма важным. Слово «отец» употребляется в Церкви очень часто, однако не всегда и всюду в одном значении. Так, в раннехристианские времена отцами были и назывались духовные вожди и учители, занимавшие важное место в жизни юной Христовой Церкви и потому пользовавшиеся большим авторитетом и уважением. Это показывало, какую великую ценность имеет в христианстве новое духовное рождение. Сами святые апостолы называли своих учеников «чада» (2 Ин.) или «чадца» (1 Ин.), «о Христе бо Иисусе благовествованием родили их» ( 1Кор. 4: 15 ), по слову апостола Павла. Это определяло положение святых апостолов как духовных отцов, или родителей. Чадами назывались и ученики их преемников и наследников. Совершенно естественно и логично, коль скоро духовно порожденные суть чада, их духовные родители зовутся отцами. Так, скажем, Александр, епископ Иерусалимский, в послании Оригену определенно называет отцами их общих учителей Пантена и Климента, основателей Александрийской катехизической школы 1 . В смысле духовного родителя отцом звался и всякий епископ в своей епархии, а позже и всякий священник. Это видно из «Мученичества святого Поликарпа Смирнского ». Когда Поликарп был изведен на суд князю, толпа язычников ругливо вопила: «Это учитель Асии, отец христиан» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Можно ли нас назвать верными Церкви? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_115952.html 13 июля 2018 Андрей Рогозянский Можно ли нас назвать верными Церкви? Источник:  https://prichod.ru/aktualniye-voprosy/32515/ Приходы " Если мы христиане, то это означает, что мы кандидаты в святые. Различие между нами и святыми состоит не в природе, а в воле и решительности " . Эта короткая цитата преподобного Иустина (Поповича), сербского святого и богослова, обратила на себя внимание, послужила продолжению давних размышлений о человеке современности в Церкви. Это не просто красивый образ. Автор говорит о православном верующем как о кандидате в святые, определяя таким способом его экклезиологический статус. Кандидатом называют того, кто готовится и намечен к избранию, назначению или приему куда-либо. В нашем случае " кандидат " не отрешился от земного, житейского, но, тем не менее, приближен к святости. Кто мы и каково наше звание в Церкви – ответить на данный вопрос не так просто, как на первый взгляд кажется. Часто говорят о церковных общинах и православных верующих, которых в обществе насчитывают, по разным оценкам, то 5, то 11-12, а то целых 75 процентов. Подробно изучаются социологический портрет верующего и критерии его религиозности-воцерковленности. " Кандидат в святые " преподобного Иустина – определение вертикального свойства. Этим подчеркивается качество. Всякий помнит цитату из 7-й главы Евангелия от Матфея: " Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного " . При полном формальном соответствии и освоении церковных навыков эти слова Спасителя звучат предостережением для нас с вами. Пускай " церковный стаж " многих – счет годам по обращении – перевалил за 20 или за 30, а общение в среде православных давно стало привычным. И все-таки соотношение с Церковью верных, о чем размышляет в одноименной работе " Церковь верных " другой известный духовный писатель ХХ в., Иосиф Фудель, остается для нас открытым вопросом и болезненной точкой. Речь не о противопоставлении начальствующих и низов, строгого обряда и менее обязательных норм, сторонников реформы и консерваторов с выделением правых и виноватых. Перед нами иная перспектива внутреннего свойства. " Есть вера, и есть видимость веры. – пишет Фудель, – Вот почему апостол сказал такие, казалось бы, удивительные для находящихся в Церкви слова: " Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте " (2Кор. 13. 5). В вере ли мы? В Церкви ли мы? "

http://religare.ru/2_115952_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Чтобы преумножалась благодать В день памяти блгв. князя Александра Невского сербская делегация передала в дар Лавре святыни 06.12.2022 855 Время на чтение 3 минуты Сегодня в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга праздновали тезоименитство – день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Торжественное Богослужение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении с наместником Александро-Невской лавры епископом Кронштадтским Назарием и епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом, сообщает наш корреспондент. В нынешнем году со дня кончины русского национального героя и великого святого, чей образ является символом «Русской народной линии», исполнилось 759 лет. Святой князь скончался в Городце по пути из Орды, приняв схиму с именем Алексий. В день его кончины в далёком Владимире, куда через несколько дней были перевезены честные мощи святого князя, митрополит Кирилл произнёс «Закатилось солнце Земли Русской». Троицкий собор Александро-Невской Лавры был полон молящимися. Вместе с русскими богомольцами за литургией молилась и делегация из братской Сербии во главе с известным сербским фотохудожником Мишей Бранковичем. Сербская делегация, в состав которой входили известная общественная деятельница Елена Терзич и другие сербские русофилы, прибыла в Санкт-Петербург с почётной миссией. Они привезли в дар Лавре две иконы знаковых сербских святых, прославившихся не только своими духовными подвигами, но и огромной любовью к России. Иконы святителя Николая (Велемировича), которого в России просто зовут Николай Сербский и преподобного Иустина (Поповича) или Иустина Челийского, как величают подвижника по месту монастыря Челие, где пребывают его святые мощи. Эти сербские святые были, практически, нашими современниками, жили в ХХ веке. Преподобный Иустин (Попович) был прекрасным знатоком русской культуры и даже написал книгу, посвящённую творческому наследию Фёдора Михайловича Достоевского, чем внёс весомый вклад в исследование русской общественной мысли.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/ch...

Новомученики Ясеновацкие ЖМП 7 июль 2012 /  6 июля 2012 г. Нечужие святые Для Сербской Церкви, так же как и для Русской, ХХ век стал временем испытания веры. Свидетельством этого служат жизнеописания преподобных и мучеников, которые были прославлены Сербской Церковью в 2010 году и решением Священного Синода от 6 июня 2012 года включены в Месяцеслов Русской Церкви. Преподобный Иустин Челийский память 1/14 июня Преподобный Иустин (Попович) — один из крупнейших сербских богословов XX века. Его труды известны по всему миру и заслуженно пользуются большим авторитетом. Святой родился в городе Вранье на юге Сербии 25 марта 1894 года в семье, где было семь поколений священнослужителей. При крещении он получил имя Благое. В годы учебы в Белградской семинарии его учителем был будущий святитель Николай (Велимирович). Пройдя дорогами Первой мировой войны в качестве санитара, юноша в 1916 году принял монашеский постриг с именем Иустин в честь преподобного Иустина Философа. Короткое время он провел в Англии, а затем митрополит и король сербский направили монаха в Санкт-Петербург. Впечатленный благочестием русского народа, отец Иустин испытывал глубокое благоговение перед русскими святыми. В дальнейшем узы дружбы связывали его с русскими епископами, нашедшими убежище в Сербии после переворота 1917 года. Вскоре сербский монах был вынужден покинуть Россию и продолжил образование в Оксфорде (1916–1919). По возвращении в Сербию Иустин стал преподавателем в семинарии в Сремских Карловцах, а оттуда отправился в Афины, где защитил диссертацию на тему " Проблема личности и познания у святого Макария Египетского " . Еще во время учебы святой Иустин вел плодотворную аскетическую жизнь. После его смерти был обнаружен личный дневник, в нем святой Иустин отмечал, что совершал каждый день от 500 до 1000 поклонов и произносил от 1000 до 2000 раз Иисусову молитву. Во время Великого поста он увеличивал это молитвенное правило. В 1922 году митрополит Димитрий рукоположил Иустина во священника. В том же году он стал преподавателем экзегезы в семинарии в Сремских Карловцах и занимал эту должность несколько лет.

http://e-vestnik.ru/analytics/nechuzhie_...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Философские пропасти «Философские пропасти» — цикл очерков преподобного Иустина (Поповича). Их жанр не легко определить: ёмкие, цельные тексты, совместившие в себе философию, богословие, высокую поэзию, проповедь и притчу. В философской терминологии это творение Иустина (Поповича) можно отнести к экзистенциализму: вопль человеческого существа среди бессмыслицы, зла и тленности мира к Богу. Философия ввергает человека в пропасти «проклятых вопросов». Подлинная философия знает, что единственный выход — «взывать из бездны к Господу» вслед за Псалмопевцем. «Этот мир… Что такое этот мир со всеми своими муками и тяжестями, трагедиями и страстями, как не безнадежный смертник? Да, безнадежный смертник, который постоянно в муках умирает и никак не умрет. Что нам остается? Скрежетать зубами и бунтовать? Но против кого и против чего? Эх, тщедушное человеческое создание никак не может найти главного виновника?! Оно дано людям лишь в той мере, чтобы они могли им тщетно мучиться, ощущая свою трагическую безысходность в этих ужасных условиях существования. Сознание человека – маленький светлячок в непроглядной ночи, повсюду вокруг сплошная темнота и непроглядный мрак. Гонимый неким внутренним беспокойством, бедный светлячок мчится из мрака в мрак, из малого в больший.  Но вершина ужаса в том, что величайший мрак есть наименьший из тех, что дальше. И так – бесконечность мрака.» От редактора Архимандрит Иустин (Попович) (1894-1979) – один из величайших деятелей Сербской Православной Церкви ХХ века, в 1993 году прославленный в лике местночтимых святых и глубоко почитаемый на православных Балканах. Отец Иустин пришел в этот мир и ушел из него в один день – 25 марта (7 апреля), в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Отец Иустин долгие годы занимался преподавательской деятельностью в духовных семинариях Югославии и на богословском факультете Белградского университета. В 1948 году он удалился в монастырь Челие (западная Сербия), где до конца жизни занимался творческой, переводческой и издательской деятельностью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=834...

Толкование на Послание к Ефесянам Святого Апостола Павла Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 25, 2000 6 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 25, 2000 1 От редакции. Предлагая читателю отрывок из книги преподобного Иустина (Поповича) “Толкование на Послание к Ефесянам святого апостола Павла”, редакция сочла возможным поместить его в раздел “Святоотеческая экзегетика”. “Жизнь Церкви, — пишет протоиерей Иоанн Мейендорф, — неразрывно связана со Священным Преданием, и в историческом странствии Нового Израиля существует постоянная и насущная необходимость авторитетного свидетельства Церкви своему Преданию. Отцами Церкви считаются такие личности, такие учители и писатели, в которых Церковь единодушно признает авторитетных свидетелей, то есть людей, глубоко понимавших и правильно толковавших Откровенную Истину Основным и решающим условием в определении истинности учения того или иного отца Церкви является апостольская вера Святым отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников. Такой человек ясно видит проблемы своего времени и проповедует христианство таким образом, чтобы разрешить эти проблемы, ответить на вопросы, противостоять заблуждениям Другим критерием является святость жизни” 2 . Нам представляется, что жизнь и труды архимандрита Иустина вполне соответствуют выше изложенным критериям, о чем свидетельствует его недавняя канонизация Сербской Православной Церковью. Вступление Вот перед нами Послание, спустившееся с небесных высот. Оно непосредственно имеет отношение “к видениям и откровениям Господним” (2 Кор 12:1), которых святой апостол Павел был обильно удостоен. Благовестие, заключенное в нем, происходит не от людей, ни от ангелов, да и не может быть от них, ибо все от Господа Христа, все от Его вечности, боговечности, а поэтому все исполнено премудрости, все спасительно, все исполнено света. Его глубины действительно суть “глубины Божии” — t bqh тоа Qeoa (1 Кор 2:10); так и его высоты и его широты. Главный предмет Послания, его всеохватывающее бла­говествование: предвечное установление Троичного Божества,  дабы все небесное и земное соединить под главою Христом , то есть все вохристовить и охристовить; дабы  все соединить  в одно тело,  тело Христово  — Церковь, и таким образом достигнуть вечной Божественной цели, которая есть Церковь,  Тело Его, полнота Наполняющего все во всем  (Еф 1:10:23). Эта благая весть — Всеблагая Весть, эта тайна — Всетайна, возвещенная святому Апостолу в откровении, как он и утверждает:  мне через откровение возвещена тайна  (Еф 3:3).

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

     Мы вступаем в Великий пост. Накануне этого важного периода Церковь напоминает, что преступлением заповеди в раю человек лишил себя благодатного единства с Богом. Пост же дан нам, чтобы, совершая его с верой, мы обрели благодать Господню. Закон благодатной веры Христовой особый, и «законом» он назван условно. Известные до него закон совести и Моисеево законодательство говорят людям, как жить, чтобы спастись, не утратить связь с Богом. Закон благодати возводит человека на невообразимые высоты духовного совершенства единого бытия с Творцом и Спасителем мира. В отличие от закона совести, который дан всем людям без исключения, закон благодати даруется только христианам. Духовное совершенство, по определению преподобного Иустина (Поповича), состоит в полноте евангельских добродетелей. А этого человеку своими силами достичь «невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 20, 27). Путь к уподоблению Богу по благодати, богосыновству, обожению открыт Богочеловеком Христом и обретается только в Нем. Достичь евангельского совершенства способны далеко не все христиане, а лишь те из них, кто более всего земного возлюбил Христа и принес Ему в дар всю свою жизнь. Они посвятили себя исполнению Его воли, совершенному очищению от страстей, пребыванию в молитве, покаянии и богомыслии ради познания Бога и соединения с Ним в единую жизнь. Таковы преподобные Антоний Великий, Мария Египетская, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святители Феофан (Затворник), Игнатий (Брянчанинов) и другие святые отцы и жены, которые стяжали евангельское совершенство на монашеском пути. Для спасения достаточно поступать по совести, выполнять заповеди, и это возможно всем, живущим в миру. А если человек желает большего, то он оставляет мирскую жизнь с ее трудами, житейскими радостями и огорчениями, чтобы, не отвлекаясь на земные заботы, идти за возлюбленным Христом и достигать полноты единства с Ним. Преподобный Иустин (Попович) подчеркивает, что первый подвиг, открывающий путь духовного совершенства, — это нищета ради Христа, которая «доказывает, что тебе Христос Господь стал всем и вся во всех мирах».

http://pravoslavie.ru/110797.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010