Быт. 1:1 ), то, как уже было сказано выше, под первоначальным небом в соответствии со святоотеческой экзегетической традицией обычно подразумеваются именно ангельские миры. Вполне вероятно, что и в Апокалипсисе Иоанна также говорится об ангельском «поднебесье»: ведь грядущих перемен нового века с надеждой ожидает не один лишь людской род – ждут их и «вторые светы». Они, совершенно непричастные к бедам и заботам материального мира, тем не менее с нетерпением чают восстания человечества из темных бездн тления и греха. И происходит это потому, что в соответствии с Божественной волей новый – прекрасный и таинственный – будущий век придет для всех вместе, наступит в один миг и для людей, и для ангелов. Только когда все разумные творения в одинаковой мере будут готовы вступить в будущий век, врата горнего Иерусалима распахнутся для обоих родов столь непохожих друг на друга созданий. Но до тех пор, пока мы еще не достигли последней черты обветшавшего от воздействия смерти и греха бытия, ангелы, так же как и мы, не могут войти в свой новый эон: по слову преподобного Исаака Сирина , «...ради нас и им возбранен вход, и они ждут единократного отверзстия двери нового века» 38 . Что же произойдет в тот день, когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним...» ( Мф. 25:31 )? Каково будет то место, что займут в обновленном мире ангелы и люди? Область христианской эсхатологии – область бесчисленных загадок и тайн. Священный Библейский текст доносит до нас только весьма смутные образы, намеки, символизирующие как грядущие страшные бедствия человечества, так и его будущие блага. Мы очень мало знаем о том, что ожидает нас в те дни. И все же мы помним слова Спасителя: «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк. 20:35–36 ). И еще нам известно утверждение Апостола о том, что «не Ангелам Бог покорил будущую вселенную...» ( Евр. 2:5 ). Наконец, он же открывает нам, что людям будет даже даровано право судить падших ангелов – бесов (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Встреча Когда-то Господь произнёс следующие слова: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Люди должны войти в мир, который их ожидает. К людям, которые жили неправедно, в свою очередь, обращены слова: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Мир преисподней - не для человека, это мир сатаны и его ангелов, и страшнее всего то, что человек окажется в мире, где для него изначально места нет! В Евангелии есть интересный фрагмент, в котором Христос Спаситель, прибыв в страну Гергесинскую (территория современной Иордании), встречается с двумя людьми, одержимыми злыми духами. При встрече с Христом они возглашают: Что Тебе до нас, Иисус Сын Божий? Пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 28). Оказывается - Сам Бог является источником муки! Тогда становятся понятны слова преподобного Исаака Сирина: «Божественная Любовь и адский огонь - это одна и та же Божественная энергия». Мы должны помнить и понимать, что любая встреча с Богом есть встреча радости. Страшный Суд, который неизбежно произойдёт в финале человеческой истории, упразднит все «приговоры» частных судов сорокового дня. И получится, что человек, который был осуждён «в частном порядке» как грешник, может быть оправдан и спасён как член Церкви. Нельзя забывать и о том, что судить нас будет Христос, Который умер ради нашего спасения. Христос является воплощённой Любовью. Святитель Феофан Затворник пишет так: «Господь есть Любовь, поэтому Он ищет, как оправдать каждого из нас, так дайте Ему хоть какой-то повод оправдать себя». В целом приблизиться к пониманию того, что же есть на самом деле Царство Небесное, можно только апофатическим путём. То есть путём поэтапного отрицания того, что не соответствует подлинному смыслу Царства Божия: Царство Небесное - это не роскошный райский сад, где можно тешиться вечным блаженством, запивая его вином из кубка. Это не небесный аналог земной вертикали монархического общества. Это не город в его земном понимании...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Господу Богу все возможно есть – не только отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много (прп. Антоний, 20). Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает (прп. Антоний, 20). Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагой Господь доброе намерение его вменяет ему в само дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина , и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. Не вотще Господь глаголет в святом Евангелии: Без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ), и паки: Невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18, 27 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем располагаться на всеблагой Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: «Человек предполагает, а Бог располагает». Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, как угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении для успокоения нашего крепко да держимся утешительного псаломского слова: Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он совершит: и выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление ( Пс. 36, 5–7 ) и весь псалом до конца (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Возложи на Господа печаль твою ( Пс. 54, 23 ). Это значит жить просто, и все упование возложить на Господа, и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: Размышлял, и малодушествовал дух мой ( Пс. 76, 4 ). А когда возложил упование свое на Бога, тогда был утешен: Вспоминал я Бога и веселился ( Пс. 76, 4 ) (прп. Амвросий, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Далее мы поняли, как важно кротко и с любовью относиться к согрешающим. Недаром апостол Павел пишет: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал.6:2 ). И в другом месте: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию ( Рим.15:1-2 ). Примером такого отношения должен служить Господь наш Иисус Христос, Который пришел в этот мир не как грозный каратель грешников, а как истинный Врачеватель заблудших душ. Милостью, кротостью, состраданием исцелял Господь страждущих, призывая грешников к покаянию. Спаситель считал их больными, требующими большей заботы и внимания, чем необходимо здоровым. Мы должны научиться кротости в отношении с ближними, потому что любовью, состраданием и сочувствием можем победить любой грех, обратить согрешающего к проявлению добродетели, возбудить чувство раскаяния. Поможем тому, кому пока еще трудно утвердиться в вере, выстоять среди мирских искушений. Бремена ближних наших да не явятся для нас непосильным бременем. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как для нас пострадал Бог, так и мы должны страдать для людей». Или вспомним другие мудрые слова, преподобного Исаака Сирина: «Кто защищает ближнего, тот поборником себе обретает Бога». Чем же мы можем помочь людям? И словом, и делом. Делами милосердия и теплотой общей молитвы. О значении церковной молитвы очень хорошо говорилось в услышанном нами сегодня Евангельском чтении. Господь Сам обещал Свое благодатное присутствие там, где двое или трое собраны во имя Его. Очень верно святитель Тихон Задонский пишет: «Молиться нужно не только самому за себя, но друг за друга. Ибо все верные, рассеянные по всему миру, есть единое духовное тело, имеющие единую благословенную Главу — Христа и единым Духом Божиим просвещаемые и наставляемые». Сподобимся же любить ближних наших искренней христианской любовью, носить тяготы друг друга, сострадать, сочувствовать, милосердствовать, молиться пламенной церковной молитвой за весь род христианский, за каждого заблуждающегося грешника, брата нашего во Христе Иисусе, дабы Всемилостивый Господь услышал нас, укрепил в вере, наставил в добрых деяниях и всех направил на путь истины.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Исповедание бесов «Что тебе до нас, Иисус, Сын Божий?» (Мф. 8, 29а) - такими словами бесноватые встретили Спасителя. Они называют Христа - Сыном Божиим. Когда Петр будет исповедовать Христа - Сыном Божиим, то Господь возвеличит его и скажет ему в ответ: «блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16, 17). Петру было Богом открыто, что его Учитель - Сын Божий. А бесноватым кто открыл эту истину? Ответ может быть только один. Темная сила, которая владела волей и разумом этих людей, знала, Кто стоит перед ней. И понимала, что сопротивляться Божественной силе она не может. Для кого Бог - источник страданий «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29). Вторая часть фразы, которой бесноватые встретили Христа, может помочь понять один из самых сложных и спорных вопросов, который волнует людей Церкви на протяжении всего ее бытия. Может ли Бог, будучи Любовью, осудить человека на вечное мучение? Идею всеобщего спасения обобщенно можно выразить словами преподобного Исаака Сирина: «Бог бесконечно милостив, и Его милость превыше наказания, и потому страдания грешников после смерти не могут быть бесконечными». Но Сам Господь ясно говорит: «И пойдут сии (грешники) в муку вечную» (Мф. 25, 46). Природа мучения грешников показана в эпизоде исцеления бесноватых. Тот, Кто есть полнота Любви и Жизни, оказывается источником мучения для беса. А это значит, что если человек уподобляет себя темной силе, то само присутствие Бога и тепло Его Любви станет для такого человека невыносимым. Святитель Василий Великий писал, что «единственный огонь ада - это Божественная любовь». Свет Божественной любви и адский огонь - это одна и та же энергия, но по-разному воспринимаемая людьми в зависимости от степени их духовного развития. Гибель стада как символ освобождения Почему Господь исцелил бесноватых столь необычным способом, повелев бесам войти в свиней? Можно только предположить, что сделано это было ради самих бесноватых, дабы их освобождение от злых духов сопровождалось явным сокрушением - «потоплением бесов» в водах Тивериадского озера. Это впечатляющее действие должно было убедить исцеленных, что Христос навсегда освободил их от порабощения темной силы.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/15...

Листьев не обожгло, Веток не обломало... День промыт, как стекло, Только этого мало. Так, человеческая душа, созданная по образу Бесконечности, не может насытиться вне Бога. В Псалтыри есть слова " бездна бездну призывает " . В христианской традиции эти слова понимаются как призыв бездны человеческой души к бездне Бога. Так, " младший сын " , уйдя от Отца, смог насытить свое тело пищей для свиней, но не смог насытить свою душу. Поэтому в конце концов он, как сказано в притче, " пришел в себя " , осознал свое бедственное положение и сказал себе: " сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом... встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я недостоин называться сыном твоим " , хотя бы " прими меня в число наемников твоих " (Лк. 15, 17-19). Отец не слушает извинений: он видит лицо, глаза сына, видит, что любовь не покинула сыновнее сердце. Он не дает сыну говорить, но сразу вводит его в дом. Так, Божественная любовь опережает наше покаяние. Так, в сердце светлеет просто от решимости пойти в храм еще до того, как человек ступит на порог храма. В конце концов, Богу нужно именно сердце, " Сын мой, отдай сердце твое мне " , - говорит Библия. В притче сын отличает своего земного отца от Отца Небесного: - " Отче! Я согрешил против неба и пред тобою " . Каяться надо не только перед Богом, но и перед людьми. И покаяние, которое человек приносит Богу, в православной традиции может принимать священнослужитель. Ведь блудного сына приглашают на " пир " . " Пир " Церкви есть Литургия, Причастие Агнцу Божию - Христу. Священник же есть служитель Литургии, которому поручено заботиться о том, чтобы как можно больше людей пришли на трапезу Отца - но пришли в качестве сыновей Божьих, а не в качестве сотрапезников свиней. И еще один важнейший смысл этой притчи: покаяние дарует радость. Оно вводит радость в сердце человека, которое раньше было помрачено грехом, и в сердца его близких. Покаяние это не мрачное самобичевание. По слову преподобного Исаака Сирина, " покаяние - это трепет души перед вратами рая " . И именно радостью венчается притча о блудном сыне: " А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал и нашелся " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на пленарном заседании Православной предассамблеи ВСЦ 11 мая 2022 г. 13:56 11 мая 2022 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся на Кипре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во главе делегации Русской Православной Церкви на Православной предасамблее Всемирного совета церквей , выступил на пленарном заседании предассамблеи с докладом на тему «Цель любви Божией, воплощенной в Иисусе Христе, — примирение и единство». Как отметил председатель ОВЦС, «впервые за всю историю Всемирного совета церквей в теме Ассамблеи — «Christ’s love moves the world to reconciliation and unity» — звучит слово любовь. А ведь любовь — важнейшее понятие христианства. По словам апостола, " любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь " (1 Ин. 4:7-8). В Новом Завете онтологическая пропасть между Богом и плотью, между Божеством и человечеством преодолевается благодаря тому, что Слово Божие становится плотью. Если раньше Бог участвовал в жизни народа израильского как бы со стороны, сверху, с небес, то теперь Сын Божий приходит на землю и становится частью человеческой истории. При этом Он остается Тем, Кем был: предвечным Божественным Словом, неотделимым от Бога. Именно Иисус Христос и передает нам преизобилующую любовь Творца всей Вселенной». В подтверждение этой мысли докладчик привел слова преподобного Исаака Сирина: «По любви к твари Сына Своего предал Он на крестную смерть... Это было не потому, что Он не мог искупить нас иным образом, но Он научил нас тем преизобилующей любви Своей; и смертью Единородного Сына Своего приблизил нас к Себе. По любви Своей к нам и по послушанию Отцу Своему Христос с радостью принял на Себя поругание и печаль». Как подчеркнул митрополит Иларион, «жертва Господа Иисуса Христа, Его страдания, смерть и Воскресение дали роду человеческому единство.

http://patriarchia.ru/db/text/5924820.ht...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы вступили в Петров пост 11.07.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Петров пост Хорошо нам в течение Петрова поста, который в этом году длится целый месяц, постараться прочитать два Соборных Послания апостола Петра и четырнадцать Посланий апостола Павла — кто сколько вместит. Не забывая при этом предупреждения преподобного Исаака Сирина: «Никогда не приступай к чтению Писания, не помолившись, да не раскаешься». Снова должны мы задуматься о том, что жизнь христианина глубока и серьезна, что не так-то легко исполнять заповеди Божии, как может показаться. Начать чаще, чем обычно, ходить в храм, все исполнять по церковным предписаниям. Да, без этого и говорить не о чем, но надо дойти до сути — до того, о чем непрестанно говорят нам в Церкви апостолы Петр и Павел. Победить грех — это все равно что победить смерть. Кто из нас может победить смерть? Это возможно только по мере принятия нами дара победы Христовой. Потому исполнить заповедь Божию — значит стать исповедником Христа, а совершить грех — значит отречься от Христа. В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла мы услышим за Божественной литургией вопрошание Господа: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Одни полагают, что Он — Иоанн Креститель, другие ? что Илия или один из пророков. Господь не удивляется таким ответам. Но Он обращается к ученикам, чтобы узнать, что они думают о Нем. Он ждет от них иного ответа, потому что они ? близкие Его, и им дана была возможность узнать Его намного больше, чем всем. Апостол Петр отвечает от имени Двенадцати: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». И Господь говорит о блаженстве его исповедания. Но хотя не плоть и кровь открыли это апостолу Петру, но Отец, Сущий на небесах, Господь не удовлетворяется истинностью его ответа. Господу надо ясно показать, что значит это слово «Мессия Христос», и Он раскрывает, какого рода Мессией Он будет. Он говорит о страдании, об отвержении, о предании Его на смерть и о Воскресении. Петр слышит только первую часть того, что говорит Господь и начинает прекословить Ему: «Нет, это невозможно! Это не может быть Твоей участью». «Будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою». Ответ Господа беспощаден: «Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Петр был ближайшим учеником Христовым в течение долгого времени, и не знал по-настоящему Христа.

http://moral.ru/know-truth/

Один из апостолов сказал: «придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» ( 1Ин.2:18 ). Всякий дух, отрицающий Иисуса Христа, есть дух антихриста. Поэтому то, что касается печати антихриста, является чередой печатей-предтечий, то есть дьявол постоянно делает репетиции. Есть множество печатей-предтечий, антихристов-предтечий, и это естественно, потому что дьявол не решается сразу осуществить захват власти. Откр.4:1 . «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего». Здесь мы обратим внимание на слова «и прежний голос» , то есть тот же голос. Все Священное Писание – это тот же глас Господень. Любая заповедь – она была дана Божественным Логосом, именно Сыном Божиим. О том, что Сын Божий собеседовал с древними пророками, в Писании сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов» ( 1Пет.1:11 ). Когда Бог Отец хочет разговаривать с нами, Он разговаривает с нами через Свой Божественный Логос, через Сына Своего. Он есть Слово, Которое воплощается в звуках, воплощается в буквах, воплотилось, вочеловечившись, в образе Человека. Многоразлично, многообразно Божественный Логос проявляет Свое присутствие в этом мире. Святой Иустин Философ , когда писал свои апологии язычникам, говорил так, обращаясь к неверующим во Христа язычникам: «И все, что когда-либо сказано хорошего философами и законодателями, все это сделано соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова… из живущих до Христа, по Его человечеству… самый твердый из всех них в этом деле Сократ… Ибо всякий из них говорил прекрасно потому именно, что познавал отчасти сродное с посеянным Словом Божиим… Итак все, что сказано кем нибудь хорошего, принадлежит нам христианам» (Апология II,10,13). Святой Иустин Философ верил в то, что Логос, Слово Христово, всеяно в каждого человека. Потому что в каждом человеке присутствует добро, по крайней мере – ощущение добра, ощущение справедливости. Это свидетельствует как раз о том, что Божественный Логос не покидает род человеческий. Если вы будете читать наставления преподобного Исаака Сирина , то обратите внимание – преподобный настаивает на том, что если Бог из небытия воззвал в бытие род человеческий, то это означает, что Он будет промышлять о человеке, о каждом человеке на протяжении всей его жизни, не меняя отношения к человеку в зависимости от его поступков. Человек переменчив. Бог не меняется. Если мы бы сказали, что Бог меняется, это означало бы, что Он несовершенен. Меняется – значит, либо совершенствуется, либо деградирует.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– Отец Георгий, прошу ответить на вопрос телезрителя из Белгородской области. – Я об осуждении думаю так: осуждение – это когда человек за глаза говорит неправду, сплетничает. А если он говорит правду в глаза человеку о том, чего он стоит и что он о нем думает – это тоже считается осуждением? В Евангелии сказано: не судите, и не судимы будете. А когда в государстве судья судит человека, имеет ли он моральное право кого-то осудить, если сам нечист на руку? – Батюшка, и у меня тоже вопрос: почему христианство так категорично запрещает осуждение? Разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания? – Грех достоин порицания. Но очень важно понимать, что в современном мире люди порой отождествляют грешника и грех . А Церковь учит иначе. В подтверждение своих слов хочу процитировать слова преподобного Исаака Сирина : «Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь ни за веру, ни за дурные дела его. Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны. Ненавидь грехи его и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них». Отвечая на вопрос телезрителя, скажу, что нам никто не дал права судить других. Мы можем судить других только если сами без греха. Господь об этом прямо сказал: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» ( Ин. 8:5–7 ). Но мы с вами не безгрешны, безгрешен один лишь Бог , поэтому один лишь Бог может и будет судить каждого. Когда мы, будучи грешными, начинаем судить другого человека: правда это или неправда, или это нам кажется правдой, мы перестаем быть там, где и должны быть – в положении грешников, которыми мы являемся, и пытаемся из себя строить богов. Грех осуждения действует очень интересно – думаю, что очень многие люди могли заметить это и по себе, по своей жизни. Как только начинаешь осуждать кого-то за те или иные грехи, через какое-то время Господь делает так, что ты сам впадаешь в те же грехи. Через это Господь тебя смиряет и показывает, чего ты на самом деле стоишь. Когда мы судим другого человека, мы себя ставим над ним, а ведь мы ничем не лучше его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010