Обращаясь к епископу по уточнению некоторых вопросов, касающихся грузинских святых, владыка объясняет свое нарочитое внимание: «Я с давних пор занимаюсь русской агиологией. В настоящее время я собираю материалы для сборника «Святая Русь». В этом сборнике в качестве основной части будет «Месяцеслов Православной Русской Церкви с тропарями и кондаками», который будет состоять из двух частей: 1) месяцеслов собственно русских святых и 2) месяцеслов святых, которые не были русскими, но которых по тем или иным причинам особенно чтит и любит русский народ и которые потому должны быть близки и дороги Православной Русской Церкви. В эту вторую часть я предполагаю внести имена святых братских Церквей, южнославянских и Грузинской. По Божию соизволению, Православная Грузинская Церковь в течение некоторого времени входила в состав Русской Церкви. Теперь, когда по милости Божией Грузинская Церковь вновь получила автокефалию, братская родственная связь сих двух Церквей не должна ослабевать, братская любовь должна всячески поддерживаться и укрепляться. Одним из выражений братской любви нас, русских, к вам, грузинам, должно быть молитвенное чествование тех, кто дорог вам, кого любите и чтите вы как ваших святых. Поэтому нам, православным русским людям, подобает знать имена ваших грузинских святых и иметь возможность прославлять их в дни их памяти чтением хотя бы кратких молитвословий – тропаря и кондака. К сожалению, у нас в славянском переводе имеется только одна служба святой равноапостольной Нине. Поэтому я буду весьма благодарен Вам и Вашим добрым сотрудникам, если получу тропари и кондаки из существующих у Вас служб грузинским святым в переводе хотя бы не на славянский, а на русский, более Вам известный. А я с разрешения авторов перевода постараюсь переложить их на славянский как более привычный для нас при чтении молитвословий, и в таком виде внесу их в мой сборник» 59 . Видимо, вселенский охват, видение роли Православной Церкви в спасении мира и использование для этого всех имеющихся возможностей побудили будущего схимитрополита Тетрицкаройского Серафима так выразить свое отношение к владыке Афанасию: «Он один из великих. Таких людей больше нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Однако акафисты составляются не только уже прославленным святым Вселенской Церкви. Часто почитатели непрославленных подвижников пишут им молитвенные тексты (в т. ч. и акафисты) еще до канонизации, предваряя, таким образом, келейным гимнографическим почитанием собственно литургическое – гласное в храме. Так, акафист свт. Зиновию, митр. Тетрицкаройскому, прославленному в лике святых 25 марта 2009 г., был написан не менее чем за пять лет до того (рефрен: Радуйся, отче Зиновие, дивный святителю и молитвениче о душах наших) 540 , а один из акафистов прп. Амфилохию Почаевскому (рефрен: Радуйся, преподобне отче наш Амфилохие, в последняя лета Православия непоколебимый столпе и о всем мире пламенный молитвенниче) 541 , прославленному в лике святых 3 апреля 2002 г., был написан его духовной дочерью в 1994 г. Подобное творчество не есть исключительная принадлежность Русской Церкви: существуют акафисты убиенному иерею Иоанну Карастаматису 542 (США), иеросхим. Порфирию (Байрактарису) 543 и схим. Паисию (Эзнепидису) 544 (Святая Гора Афон), архиеп. Арсению (Чаховцову) 545 (Канада). Более всего акафистов в честь непрославленного подвижника (четыре) адресовано иером. Серафиму (Роузу) 546 , по три – мон. Амвросию (в миру – Иосиф Муньос-Кортес) 547 , воину Евгению Родионову 548 и императору Павлу I. По акафистам приснопамятному иером. Серафиму (Роузу) можно судить о масштабах его почитания в православном мире: первый из них был составлен в греческой общине в США (на англ. яз., рефрен: Rejoice, Holy Father Blessed Seraphim, radiant lamp of Christ illuminating the last times!) 549 , уже известен перевод этого гимна на румын. 550 и церковнослав. яз. 551 ), второй – в России (рефрен: Радуйся, преподобне отче наш Серафиме, Платины и всея Америки преславный чудотворче) 552 , третий – в Швейцарии (на фр. яз., рефрен: Rejouis-toi Saint Hieromoine Seraphim de Platina!) 553 , четвертый – вновь в России (рефрен: Радуйся, преподобне отче наш Серафиме Платинский, светом Христовым путие жизни нашея озаряющий!) 554 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Во дворе своего дома на тбилисской улице Тетрицкаройской отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки. 1 мая 1965 года во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что “нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу»”. В августе того года был помещён в психиатрическую больницу на обследование. Там был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: “психопатическая личность, верит в Бога и ангелов”. Ему выдали “белый билет”. Впоследствии церковные иерархи, в угоду светским властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но очень тяжело переносил отчуждение от церкви. Старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам. В 1980е годы поселился в монастыре Самтавро. В последнее время он жил в круглой башне. Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком. Потом сестры стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно — в его глазах светилась нежная любовь.

http://azbyka.ru/news/v-izdatelstve-mosk...

Первая половина 1960-х гг. была отмечена началом активных внешних контактов Русской Церкви. В 1961 г. делегация Московского Патриархата во главе с архиепископом Никодимом (Ротовым) приняла участие во Всеправославном совещании на о. Родос в Греции. Совещание планировалось как преддверие Всеправославного Собора, обсудило контакты с остальным христианским миром, богословские темы, а также проблемы социального служения Церкви. Давление на русских иерархов со стороны советского режима проявилось и здесь. Так, благодаря позиции московской делегации Совещание не осудило коммунистический атеизм – архиепископ Никодим убедил представителей Церквей, что такое решение ухудшит положение православных христиан в Советском Союзе. Архиепископ выступил также против осуждения масонства, теософии и спиритизма. В 1961 г. Архиерейский Собор принял решение о вступлении Русской Церкви во Всемирный совет церквей (ВСЦ). Присоединение к этой организации состоялось на III Ассамблее в Нью-Дели (18 ноября – 6 декабря 1961 г.). Представители Русской Церкви присутствовали в качестве наблюдателей на II Ватиканском Соборе. В октябре 1962 г. Священный Синод постановил отправить на это мероприятие протоиерея Виталия Борового и архимандрита Владимира (Котлярова). Наблюдатели присутствовали на всех четырех сессиях Ватиканского Собора. Коммунистическое государство видело в экуменической деятельности Русской Церкви возможность популяризировать советский строй на Западе, а также оказывать на него влияние. Однако некоторую пользу от этих контактов имела и Русская Церковь – благодаря такому общению она выходила на международный уровень, что затрудняло для советского режима борьбу с ней. § 5. Святость и духовническое служение Даже в эти тяжелые для Церкви годы продолжалось духовническое служение. После закрытия Глинской пустыни в 1961 г. ее монахи были выселены из обители. Старцы монастыря схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов) переехали в Грузию, где смогли устроиться благодаря митрополиту Тетрицкаройскому Зиновию (Мажуге). Отсюда они вели переписку, здесь принимали духовных детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнеописание схиархимандрита Иоанникия (Гомолко), настоятеля Глинской пустыни. 1997. С. 246–250. Жизнеописание схиархимандрита Нектария (Нуждина), настоятеля Глинской пустыни. 1997. С. 251–253. Жизнеописание схиархимандрита Серафима (Амелина), настоятеля Глинской пустыни. 1997. С. 254–258. Жизнеописание Глинского схиархимандрита Андроника (Лукаша) . 1997. С. 25–263. Жизнеописание Глинского схиархимандрита Серафима (Романцова) . 1997. С. 264–268. Жизнеописание Глинского воспитанника схимитрополита Тетрицкаройского Серафима (Мажуги). 1997. С. 269–271. Слово перед исповедью. 1997. С. 282–287. Поучения. 1997. С. 21, 36, 74, 77, 97, 128, 134. Из летописи Глинской пустыни. 1998. С. 7–11. Монах Петр. 1998. С. 207–219. Схимонах Лука. 1998. С. 220–228. Послушник Андрей смиренный. 1998. С. 229–230. Поучение в неделю мясопустную. 1998. С. 248–251. Проповедь о празднословии. 1998. С. 252–254. Поучения. 1998. С. 25, 30, 95, 123, 131, 135, 143, 144, 230, 246. Л. «Подмосковье» Проповедь в день усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. 1996. 28 сент. С. 13. «Не поднимет народ на народ меча...». 1996. 26 окт. С. 13. О вреде празднословия. 1997. 13 сент. С. 13. М. «Квартирьер» Необходимость милосердия в деле спасения человека. 1994. 18. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. 1995. 12, 13, 14, 15. Частные наставления мирянам по письмам старца Амвросия Оптинского . 1995. 22. Глинская пустынь, ее история и благодатные исцеления от иконы Рождества Пресвятой Богородицы. 1995. 24, 25. Проповедь в день усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 1995 . 33. Значение каждения в Православной Церкви. 1995. 38. Преподобный Амвросий Оптинский и русская интеллигенция второй половины XIX века. 1995. 39, 40, 41. Настоятель Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов) и его пастырская деятельность. 1995. 43, 44, 45. Проповедь в неделю перед Просвещением. 1996. 2. Проповедь о празднословии. 1996. 7. Слово перед исповедью. 1996. 8, 9, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

( Захарий Грузин. 2013). Однако, по мнению ряда исследователей, Захария Картвели - вымышленный персонаж, а написанное им Житие является переработкой утраченного греч. Жития авторства еп. Иоанна Руфа. Др. ученые отождествляют автора груз. версии Жития с еп. Захарией Ритором ( Lang. 1951. P. 158-168; Horn. 2006. P. 47-49). В переводе с сир. языка, сделанном иером. Макарием Месхи в XIII в., эта версия сохранилась в составе рукописи XV в. (НЦРГ. Н 1760. Л. 158-189). Житие исследовали и издали Н. Я. Марр (на рус. и груз. языках - Марр. 1896), С. Кубанеишвили (на груз. яз.- Кубанеишвили. 1946), И. Абуладзе (на груз. яз., параллельно с краткой версией - ПДГАЛ. 1967. Т. 2), И. Лолашвили (на груз. яз., параллельно с краткой версией - Ареопагитский сб. 1983), М. С. Цинцадзе (на груз. яз.- Макарий Месхи. 2010. С. 88-128) и коллектив ученых по благословению митр. Манглисского и Тетрицкаройского Анании (Джапаридзе) ( Захарий Грузин. 2013. С. 20-63). В сочинении встречаются детали, относящиеся ко времени позднее V в., поэтому в груз. историографии (Э. Габидзашвили) оно рассматривается не только как памятник переводной лит-ры, но и как переделанное груз. оригинальное произведение. Краткая версия «Житий и деяний святого и блаженного отца нашего Петра Ивера, сына царя» была составлена (очевидно, на основе перевода иером. Макария Месхи) в XVII в. свящ. Павлом Деканозом, сохранилась в нескольких рукописях XVIII в. (НЦРГ. А 130, 1713 г. Л. 237-254; А 170, 1733 г. Л. 146-149; А 176, 1743 г. Л. 264-268; Н 1672, 1740 г. Л. 461-467; Н 2077, 1736 г. Л. 136-139) и была издана Марром, Абуладзе и Лолашвили. Анонимные 1-я и 2-я синаксарные редакции Жития дошли в рукописях XVIII в. (1-я: НЦРГ. А 111, 1703 г. Л. 135 об.- 136 об.; ЦГИАГ. Ркп. 459, 1739 г.; 2-я: НЦРГ. А 220, 1726 г.; НЦРГ. А 425, 1718 г. Л. 185 об.) и были изданы Э. Габидзашвили (1-я: ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 378-384; 2-я: Там же. С. 384-385). Сведения о П. И. сохранились также в сочинении церковного историка Евагрия Схоластика (между 531 и 535 - после 594) «Церковная история» ( Evagr.

http://pravenc.ru/text/2580396.html

Очень трудно подробно рассказать о богатой событиями жизни отца Гавриила. Мы приводим здесь несколько эпизодов, основанных на архивных материалах, а также воспоминания о старце его духовных чад, священников, монахинь Самтаврийского женского монастыря святой равноапостольной Нины 2 , которые до сих пор сокрушаются о том, что так и не смогли по-настоящему узнать отца Гавриила, имея счастливую возможность близко общаться с ним при жизни. Отец Гавриил обладал бесконечной любовью к Богу, которая была неотделима от любви к ближнему. Старец-юродивый сеял много добра, желая угодить Богу, но старался скрывать это от людей и своим поведением намеренно смущал многих, унижая себя перед ними. Не обращая внимание на мнения людей, скрывая свою мудрость и избегая похвалы, старец старался достичь лишь одной главной цели – привести ближнего к Богу. «...немудрое Божие премудрее человеков...» ( 1Кор. 1, 25 ) Предисловие Отец Гавриил, в миру Ургебадзе Годердзи Васильевич, родился 26 августа 1929 года в Тбилиси, на улице Тетрицкаройской, 11, недалеко от церкви святой великомученицы Варвары 3 . Отец его рано скончался, и родственники звали мальчика отцовским именем – Васико. Мать, ставшая впоследствии монахиней Анной, скончалась 26 апреля 2000 года, на Страстной седмице. Она похоронена там же, где и её сын, старец Гавриил, – в Самтаврийском женском монастыре. У отца Гавриила был брат и две сестры. Шесть лет он учился в Тбилисской школе 24. Его соседка, Женя Кобелашвили, вспоминает: «Мы вместе ходили в детский сад, не помню, чтобы кто-нибудь делал ему замечания. Он постоянно сидел в углу и из спичек строил церкви. Для него это было любимым занятием. Не помню, в какие точно дни он не ел молочной каши. Был голод, и все удивлялись, что он отказывается от еды. Он вообще мало ел, часто даже не притрагивался к пище». Однажды в детстве он слышал, как ругались между собой две его соседки. Одна из них сказала другой: «Ты меня распяла, как Христа». Удивлённый Васико спросил, почему распяли Христа. Не зная, что ответить, взрослые отправили ребёнка в церковь . Церковный сторож посоветовал ему прочитать книгу о Христе. Мальчик стал копить деньги и вскоре, с Божией помощью, купил книгу, из которой узнал о жизни Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы, в своем выступлении «В горах и пещерах: аскетический опыт монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке» поделился воспоминаниями о прославленном ныне митрополите Тетрицкаройском Зиновии (Мажуге) и схиархимандрите Виталии (Сидоренко), возвеличивших подвиг монашества в годы гонений. Заявленной теме секции был посвящен и доклад насельника Троице-Сергиевой лавры , профессора Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) «За Троицу Святую: подвиг троицкого наместника архимандрита Кронида (Любимова)». Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) в исследовании «Светильники духа: служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке» напомнил собранию о роли, которую суждено было сыграть Даниловой обители в период богоборчества. Архимандрит Алексий живо обрисовал портреты даниловской братии. Молитвами и подвигами последнего настоятеля архипископа Феодора (Поздеевского) и духоносных старцев обители Данилов стал центром православной жизни Москвы 1920-х годов. Настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова) в докладе на тему «Верные хранительницы монашеских преданий: исповеднический подвиг монахинь в годы гонений» рассказала о судьбах последней игумении обители Алипии (Таишевой) и аносинских монахинь, для которых иноческий путь стал «открытым путем мученичества», жертвой Богу и примером будущим поколениям христиан. Настоятельница Серафимо-Знаменского скита Московской епархии игумения Иннокентия (Попова) в своем выступлении, посвященном основательнице и первой настоятельнице обители схиигумении Фамари (Марджановой), подробно описала жизнь новопрославленной в лике святых матушки и рассказала о людях, с которыми схиигумению связывали духовные отношения, о том, что участие матушки Фамари в жизни скита насельницы ощущают и в наши дни.

http://patriarchia.ru/db/text/4792532.ht...

День первый Каждый смог помолиться перед иконой 13 ассирийских отцов Во дворе монастыря за небольшим деревянным столом мы выпили холодный кофе вместе с отцом Серафимом, говорили о житейском. Наши ребята успели сделать десяток групповых селфи, некоторые теперь хранятся и в моем телефоне. Потом мы зашли в храм, каждый смог помолиться перед иконой 13 ассирийских отцов. Эти святые в каком-то смысле разделили историю грузинского христианства на «до» и «после», ступив на земли Иверии в середине VI века и начав проповедовать и обустраивать монастырскую жизнь. Жили мы в гостинице в Тбилиси и на 5 дней стали одной большой и шумной семьей. Иногда вздорили, но обиды забывались за ранним завтраком, а поздними вечерами бурно делились впечатлениями и пили черное вино (именно так грузины говорят о домашнем вине из темных сортов винограда, которое мы, приезжие, безжалостно именуем красным). День второй На тбилисской улице Тетрицкаройской жил обычный мальчик Годердзи Ургебадзе, рос он в семье убежденного коммуниста, но отец рано умер, и его воспитывала мама. Однажды, играя во дворе с детьми, маленький Годердзи услышал, как склочные соседки в очередной раз выясняют отношения, и одна из них сказала: «Ты распяла меня, как Христа». Незнакомое слово настолько сильно заинтересовало мальчика, что он сразу же побежал в местную церковь, чтобы узнать значение этой странной фразы. Сторож храма посоветовал ему прочитать Евангелие. Маленький Годердзи так и сделал, начал читать, но, вот горе для покойного отца-партийца, – остановиться он уже не смог и через несколько лет знал текст Евангелия наизусть. На 26-м году жизни он понял, что «большего героизма, чем монашество, нет», и принял монашеский постриг, получив имя Гавриил. Жизнь уготовила ему сотню тяжелых испытаний, которые он прошел только благодаря своей неисчерпаемой вере и любви к Богу. Старца – преподобного Гавриила Афонского – многие считали юродивым и, видя его на улице, крутили пальцем у виска. Эту историю мы услышали в женском Самтаврийском монастыре от отца Серафима

http://pravoslavie.ru/107475.html

Архив Пн Состоялось очередное пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии 16 марта 2023 г. 16:50 16 марта 2023 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина состоялось очередное пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии . В начале заседания митрополит Константин сообщил о состоявшемся 29 декабря 2022 года заседании Священного Синода, на котором были утверждены к общецерковному употреблению богослужебные тексты, представленные Комиссией. На заседании были рассмотрены тексты служб преподобноисповеднику Рафаилу Оптинскому, святителю Зиновию исповеднику, митрополиту Тетрицкаройскому, Страстной иконе Божией Матери. Все они одобрены и направлены на утверждение Священного Синода. Затем Комиссия рассмотрела вопрос о редакции чинов, бываемых на произведение игумена и архимандрита, содержащихся в архиерейском чиновнике. Была рассмотрена также редакция чина, бываемого на произведение игумена, а для употребления в женских монастырях — при поставлении игумении. Комиссия рассмотрела также ряд писем, поступивших в адрес Комиссии. Синодальная богослужебная комиссия/ Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6010544.ht...

   001    002    003    004    005   006     007