«Нередко Владыка оказывал людям милость тайно, о чем узнавали уже потом и случайно. Некоторые монахи рассказывали мне, что когда они стояли в храме, то Владыка Зиновий, проходя мимо них и благословляя, незаметно давал им деньги. Он ежедневно присутствовал на всех службах, совершавшихся в храме, и на Литургии вынимал множество частиц за живых и усопших, за тех, кого он знал и о ком его просили молиться. В своей личной жизни Владыка отличался простотой и невзыскательностью, но церковные службы проводил с особым торжеством и благолепием. Из святых покойный митрополит особенно любил святителя Николая и советовал во всех скорбях и нуждах обращаться к нему, а если есть возможность, то как можно чаще читать акафист этому замечательному чудотворцу. Также любил он молиться мученику Иоанну Воину и преподобному Серафиму Саровскому. В последние годы своей жизни он принял тайный схимнический постриг с именем Серафим. О нем, как и о преподобном Серафиме, можно сказать словами тропаря: “От юности Христа возлюбил еси”. После смерти митрополита Зиновия я дважды видел его во сне. Первый сон: после погребения он лежит во гробе, как живой. Ночь. Храм закрыт. Кто-то стучится со стороны двора в двери храма и просит у митрополита благословения. Тот встает, протягивает руку для благословения, и вдруг рука его удлиняется и достигает двери храма; он благословляет и снова ложится в гроб. Я думаю, смысл сна был таков: владыка быстро откликается на молитвы людей, даже те, кто по своим грехам находится за дверями храма (как в древности — несущие епитимью), не лишаются его помощи и благословения, и о них возносится к престолу Божию его молитва. Второй сон. Также ночь. Храм освещен, и владыка ходит по храму, внимательно осматривая каждый уголок. Значит, он не ушел от нас, он здесь, он как живой с нами, он незримо посещает храм, в котором был настоятелем тридцать пять лет». Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в сослужении митрополита Зиновия      После кончины митрополита Зиновия Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (Шиолошвили) благословил похоронить его в храме. «Хорошо, что владыка не только духом, но и телом будет пребывать с нами», – сказал при этом Патриарх. А в день похорон Патриарх Илия II сказал о нем: «Жизнь митрополита Тетрицкаройского Зиновия была полностью посвящена служению святой православной церкви и ближнему. Бывают люди, имена которых надолго остаются в сердцах и в молитвах верующих людей. Таким облагодатствованным человеком, который стяжал благодать Святого Духа был Высокопреосвященный Митрополит Зиновий».

http://pravoslavie.ru/73463.html

12 ноября, когда Церковь совершает память священномученника Зиновия Егейского, духовные чада преподобного Зиновия, митрополита Тетрицкаройского , вспоминают своего почившего Авву. Ниже мы приводим отрывки из книги Зиновия Чеснокова «Старец и митрополит. О жизни преподобного Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима». Митрополит Зиновий с паломниками. Внизу будущий архиепископ Алексий (Фролов)      Преподобный Зиновий (1896–1985) отличался необыкновенной сердечностью, радушием и гостеприимством. Мягкий, открытый и доброжелательный старец умел расположить к себе человека, ободрить его. Для каждого у него находилось слово утешения. Он был всегда доступен, прост и добр. Валерий Лялин, приехавший в Тбилиси, чтобы увидеть митрополита Зиновия, так описывает свою первую встречу со старцем: “Вижу: монашек сухой, старенький, на голове поношенная скуфья, ряса потертая, на ногах лапти” «Вижу, у церковной ограды стоит старый монашек, стоит и разговаривает со старушками в белых платочках. Пойду — расспрошу. Подхожу ближе: монашек сухой, старенький. Одет неважно: на голове поношенная скуфья, ряса старенькая потертая, на ногах лапти. Стоит, опирается обеими руками на посох. Эх, думаю, какой-то пустынник с гор из бедного скита. Слушаю, перебивать неудобно. Разговор шел за жизнь. Старушка жаловалась, что зять пьет горькую и её обижает. Старичок-монах наставлял ее, как приняться за дело, чтобы отвадить зятя от пристрастия к хмельному. Я дождался окончания разговора и обратился к монашку: — Простите, Христа ради, где мне найти митрополита Зиновия ? Старичок посмотрел на меня ласково своими ясными добрыми глазами и тихо сказал: — Митрополит Зиновий — это я. Ну, я так чуть и не повалился от удивления! — Владыко, это Вы? Я видел наших ленинградских митрополитов в черных шелковых рясах, в белых клобуках, с алмазными крестами, с драгоценными посохами в руках, как их с почтением принимали из черной лакированной машины, вели под руки в храм со славой колокольного звона, через строй подобострастно склонившихся священников, а они милостиво, обеими руками, раздавали народу благословение. А тут бедный старенький монашек с посохом и в лаптях. Это был старец Зиновиймитрополит... Вот перед таким святителем стоял я, онемев, уставившись на лапти.

http://pravoslavie.ru/87638.html

«Мы постоянно нуждались в его молитвах» Памяти митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги) Зиновий Чесноков 25 марта 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о прославлении митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги) , в схиме Серафима, в лике святых в составе Собора преподобных отцев Глинских (память 9/22 сентября). Владыка Серафим – один из духоносных старцев XX века. Публикуем отрывки из книги Зиновия Чеснокова «Старец и митрополит. О жизни преподобного Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима». Преподобный Серафим (Мажуга), схимитрополит Тетрицкаройский Гонения начала XX века по своей чудовищности и силе сопоставимы, наверное, только с гонениями на христиан в первые века. Подобно многим мученикам за веру, преподобный Зиновий был без вины арестован и почти пять лет находился в заключении, в лагерях, где перенес многие притеснения и издевательства. Своим смирением и терпением он завоевывал уважение как у заключенных, так и у надзирателей тюрем, следователей и судей. Он не закрепил своего мученичества кровью, но претерпел достаточно скорбей и страданий. Отец Георгий Пильгуев пишет, что никогда не видел владыку Зиновия, отца Андроника или отца Серафима раздраженными, недовольными. Всегда у них находилось теплое слово для верующих, «в радости – радоваться вместе, в скорбях – понимать свои скорби, но не падать духом. Они все тяжести житейские перенесли достойно и достойно отошли в жизнь вечную» . Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) говорил: «“Владыка Зиновий научил меня катиться круглым камушком ко всем людям”, – и проявлял великую любовь и терпение, чтобы привлечь человека к Богу, пробудить в нем желание спастись в вечной жизни» . «Митрополит Зиновий был человеком высокой культуры. Он много читал, особенно любил книги, посвященные церковной истории, архитектуре и иконописи» . Владыка был кротким и смиренным. Примером своей жизни он учил других тому, как надо жить, как надо любить Бога. Люди, видя его простоту и смирение, стремились к этим добродетелям. Пастыри Церкви Христовой учились его духовности, старались достичь ее и в своей деятельности. Протоиерей Михаил Диденко пишет: «Его простота, кротость и смирение стали и у меня нормой поведения. Та духовность, которую я почувствовал за первой его Литургией, во время моего знакомства, стала вырабатываться и в моем сознании, во всей моей пастырской деятельности. В нем чувствовалось воспитание того монастыря, в котором он прошел все послушания до принятия священного сана, и это послушание проходит красной нитью во всей его жизни до конца дней» . На нем поистине исполнились слова Христа Спасителя: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5).

http://pravoslavie.ru/91841.html

Благовещенский мужской монастырь (Киев) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский мужской монастырь - православный мужской монастырь Киевской епархии Украинской Православной Церкви. Создан путем преобразования приходского храма в монастырь в 2005 году. Содержание История [ править править код ] На окраине Киева находится район Бортничи. Среди Православных христиан Киева Бортничи были известны в свое время тем, что там, после войны, в небольшой церквушке служил известный, верующий и хороший батюшка – отец Леонид Соболев. В 60-ом году о. Леонид был переведен в такую же небольшую церквушку на Троещине, где, по пострижении в монашество с именем Серафим, образовал монашескую общину, а Бортничи были подзабыты… Но, видимо, благословенна Богом эта земля, - уже теперь, когда над нею плывет колокольный звон, многие люди рассказывают о бывших им много лет назад видениях и откровениях – не там, где стояла и стоит ещё теперь церковь о. Серафима, а где-то в районе кладбища видели они исходящие из земли снопы света - там, видимо, должен был возсиять свет небесноподобный. 26 мая 2001 года у стен благословенной Оптиной пустыни отошел " в путь всея земли " человек мужественной жизни, подвига исповедничества и глубокой веры – схиархимандрит Макарий (Болотов). Но не знатностью и известностью своего рода хвалился отец Макарий, если когда и хвалился, - всегда и во всем поминал и утешался он своими старцами, своими верными и ангелоподобными путеводителями на переменчивом, опасном и сложном жизненом пути. С глубоким уважением и любовью поминал батюшка своих глинских старцев: отцов Андроника и Серафима, митрополита Тетрицкаройского Зиновия (в схиме Серафима); свою прабабушку, первую настоятельницу Шамордино схиигумению Софию (Болотову); её брата иконописца Оптиной Пустыни о. Даниила Болотова, написавшего чудную и многим теперь известную икону " Спорительница Хлебов " ; и в первых, конечно же, своего почаевского старца, духовного сына и келейника преподобного отца Ионы Киевского – схиархимандрита Прохора (Дубровского).

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Получив от матушки Магдалины понятие о правильном духовном пути, Галина всю свою жизнь старалась советоваться с теми, кто также был укоренен в святоотеческой традиции. В ее жизни были беседы и встречи со многими подвижниками: преподобноисповедниками Кукшей Одесским, Игнатием (Кевролетиным) и Севастианом Карагандинским , архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) . Знала она и старцев Глинской пустыни: митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажугу), схиархимандрита Серафима (Романцова) , схиархимандрита Андроника (Лукаша) . С некоторыми из них она вела переписку. Духовником ее долгое время был схиархимандрит Амвросий (Иванов) – из числа последних насельников Оптиной пустыни. Воспитанная такими наставниками, матушка Николая крепко держалась Иисусовой молитвы. Своих духовных чад учила молиться постоянно, обязательно со вниманием. Говорила, что надо приготовиться к молитве, сосредоточиться, чтобы не было никаких посторонних мыслей. Советовала ни одного дела не начинать без обращения к Богу – даже пищу готовить с молитвой. Очень важным считала не опаздывать в храм, не пропускать начало богослужения (часы 68 , по ее словам, – это крылья молитвы); учила выстаивать службы до конца, стоять не шелохнувшись. Сама матушка Николая в последние годы по болезни уже не ходила в храм, получила благословение молиться дома. Для нее это было удобнее еще и потому, что в единственном действующем храме города ее многие знали, подходили к ней за советом, просили молитв и благословения на какие-либо начинания, а это было для нее уже обременительно. Она знала наизусть Псалтирь, полунощницу, несколько акафистов, а вечерни и утрени вычитывала по книгам. Несмотря на телесные немощи, она только в последние два-три года своей жизни оставила поклоны. Матушка Николая страдала бессонницей, а потому и в ночные часы ее занятием была молитва; да и в любое другое время она старалась не выпускать из рук четки. У ее изголовья висели фотографии двух молитвенниц, чьим примером она руководствовалась и на чью помощь всегда надеялась, – схиигумении Магдалины и схимонахини Евфросинии. Каждый вечер она просила их молитв и, как верная послушница, на ночь брала благословение у матушки игумении.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мучение святых Зиновия и Зиновии. Миниатюра из Минология Василия II. 976 -1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.150) Известно арм. сказание об этих святых, близкое к повествованию в греч. синаксарях (ActaSS. Oct. T. 13. P. 264). Напротив, позднее эфиоп. Мученичество (Ibid. P. 271-273) значительно отличается от греч. традиции. В нем Зиновия - имя матери, а не сестры Зиновия, отец Зиновия назван Менофилом, брат - Неоном. Святые пострадали при рим. имп. Клавдии II (268-270) и наместнике Лукиане. В традициях эфиоп. житийной литературы повествование изобилует описаниями мучений и чудес: святых подвесили за волосы и били палками, распинали на крестах, затем бросили в колодец с нечистотами и посадили в горящую печь, но всякий раз Господь спасал их. После казни мучеников прогремел гром, полил дождь и погибли 500 мужей и жен, а правитель уверовал во Христа. В эфиопском Синаксаре (не ранее XV в.) память святых отмечена 7-го числа месяца хедара (3 нояб.), имя матери Зиновия передается как Зибия, родиной святых названа Фиваида. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) указано, что богослужение Зиновию и Зиновии совершалось в ц. сщмч. Зиновия, находящейся в к-польском квартале Иустинианы. Известно также, что вблизи К-поля, в месте, называемом ныне Галата, был монастырь св. Зиновия ( Janin. Églises et monastères. P. 134). И. Делеэ предположил, что история Зиновия и Зиновии возникла в результате компиляции, выполненной неизвестным древним агиографом. Он мог взять некоторые фрагменты из Жития Космы и Дамиана , мучеников Аравийских (Киликийских), и добавить их к немногочисленным свидетельствам о Зиновии , сщмч. Антиохийском, почитавшемся в г. Эги, но не имевшем своего жития; однако эта гипотеза представляется малоубедительной. На Западе мученики были неизвестны до кон. XVI в.: 1-е упоминание о них содержится во 2-м издании Мартиролога Узуарда (1573), откуда оно попало в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония (1586). Ист.: BHG, N 1884-1885; ActaSS. Oct. T. 13. P. 253-273; Le Synaxaire éthiopien/Éd., trad. F. Graffin. Turnhout, 1988. P. 264-267. (PO; T. 44. Fasc. 3); PG. 115. Col. 1309-1317; 117. Col. 135-136 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 177-178; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 450-451; ЖСв. Окт. С. 629-633.

http://pravenc.ru/text/199829.html

Рассуждения инока Зиновия об иконном писании являются лишь одним из свидетельств его чрезвычайно обостренного отношения к выразительной стороне церковной жизни. Так, он оставил весьма тонкие замечания относительно некоторых нововведений в богослужебном языке («Рассмотрение о словеси, еже „жду воскресения мертвым“»), предупреждая об опасностях неосмотрительной замены книжных выражений просторечными, что ведет к искажению смысла и постепенному обмирщению церковного сознания. Зиновий очень ясно понимал, что смыслы весьма чутко реагируют на изменения в форме своего выражения, и в этом отношении он был вполне единомыслен со св. Григорием Нисским , который в богословском споре с Евномием настаивал на неизменности и точности догматических определений. Значение Зиновия Отенского в развитии русской религиозной эстетики и богословия в целом нужно оценить весьма высоко. «Несомненно, – писал Н. Е. Андреев, – что критика Зиновием „Сказания о иконе Богоотци“ представляет собой наиболее последовательное возражение на новые иконописные темы. Конечно, и сомнения, как можно предполагать, общего характера архиепископа Геннадия, и осторожные, уклончивые ответы Максима Грека , и несколько расплывчатые формулировки Стоглава не могут равняться с конкретной богословской критикой Зиновия. Совершенно расходится Зиновий с мыслями митрополита Макария в его речи на Соборе 1553–54 года. Одни только глубокие, хотя и опасливо выраженные замечания Висковатого, не свободные, впрочем, от промахов, дают справедливую оценку новым иконам. Висковатый совпадает с мнением Зиновия и превосходит его в ясности постановки проблемы. Свидетельства Зиновия, высказанные позднее Висковатого, обнаруживают дальнейшее движение русской мысли в обсуждении существа иконописи» 50 . Отдельные рассуждения Зиновия оказались достаточно авторитетными для последующей русской традиции. Они были включены, в частности, в сборник, посвященный почитанию икон, который был напечатан в Москве в 1642 году. Памятник этот заслуживает того, чтобы сказать о нем несколько подробнее. «Соборник», или, точнее, как сказано на первом листе, «Книга Слова избранные святых отец о поклонении и о чести святых икон», выпущенная в Москве 28 августа 1642 года, является первым в истории русской культуры печатным сводом сочинений, посвященных богословскому обоснованию иконопочитания. Он состоит из 11 глав. Четыре отданы преподобному Иоанну Дамаскину : это его «Слово о святых и честных иконах» (гл. 5), а также 37, 41 и 45 главы «Богословия, или Книги глаголемыя Небеса» – соответственно, главы 11, 6 и 7. В сборник входят также сказание Константина Багрянородного («Порфирогенита») о перенесении образа Спаса Нерукотворного из Эдессы в Константинополь (гл. 1), два послания «о честных иконах» к царю Льву Исаврянину, приписываемые св. Григорию Двоеслову (гл. 2 и 3), «Слово о Кресте и о святых иконах» св. Германа, патриарха Константинопольского (гл. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Перед отпеванием Святейший и Блаженнейший Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии произнес прочувственное слово. Он сказал: «Жизнь митрополита Тетрицкаройского Зиновия была полностью посвящена служению Святой Православной Церкви и ближнему. Бывают люди, имена которых надолго остаются в сердцах и молитвах верующих людей. Таким облагодатствованным человеком, человеком, который стяжал благодать Святого Духа, был высокопреосвященнейший митрополит Зиновий... Мы все его знаем как великого старца, как человека высокой духовной жизни, который явил пример высокого христианского служения, аскетического подвига. Все те, кто знали высокопреосвященного митрополита Зиновия, когда-либо имели счастье приходить к нему за благословением, всегда уходили от него внутренне умиротворенными, всегда получали от него духовное утешение. Я – один из тех, кто имел многое духовное утешение от митрополита Зиновия. В 1957 году… владыка Зиновий постриг меня в монашество. Митрополит Зиновий принимал участие и в моей хиротонии во епископа, и в моей интронизации на престол Патриарший... Он всегда с особой любовью принимал каждого приходящего к нему верующего, независимо от того, был ли он русский, грузин или грек. Для него было главным то, что человек нуждался в поддержке и что этот человек был верующий. И вот сегодня, братия и сестры, мы провожаем владыку Зиновия в Жизнь Вечную, но я верю, что он не оставит всех нас в своих молитвах. Мы приняли решение, чтобы погребение высокопреосвященного митрополита Зиновия состоялось здесь же, в храме, чтобы он не только молитвенно был вместе с нами, но и телесно не покидал нас. Высокопреосвященного митрополита Зиновия знали очень многие, и о том, как его почитали, свидетельствует то множество духовенства, которое прибыло на его погребение... Мы надеемся, что духовное общение, которое было между нами и митрополитом Зиновием, еще более возрастет, потому что его душа предстала пред Престолом Всевышнего и он, мы верим, имеет высокое, великое дерзновение молиться о всех нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много пришлось вытерпеть за эти годы, но и не раз убедиться, что Господь не оставляет без Своей помощи уповающих на Него. Освободили о. Зиновия на праздник Успения Матери Божией, реабилитировали. Поехал он в Сухуми, но там не стали его прописывать. Решил поехать подлечиться в Тбилиси, но там у него украли деньги и документы. Как беспаспортного привели в милицию. Обыскав, нашли четки. Начальник милиции сказал своим сотрудникам: «Преступников надо ловить, а это монах. Кого вы привели?». Отца Зиновия отпустили, но пришлось ждать, пока восстановят документы. Ожидая свои документы, о. Зиновий стал ходить в Сионский собор, где его увидел патриарх Каллистрат, который предложил ему быть внештатным священником собора. Патриарх очень уважал о. Зиновия и поэтому просил, находясь на смертном одре, своего приемника, чтобы он добился епископской хиротонии для о. Зиновия. Это было очень непросто, так как грузины не хотели видеть среди своего епископата русского человека. В годы Отечественной войны – с 1942 по 1945 годы – о. Зиновий служил в Сионском соборе и был духовником Ольгинского монастыря в Мцхете. В 1945 г. его перевели в с. Кирово-Степановского района Армении. С 1947 и по 1950 годы настоятель Свято-Духовской церкви г. Батуми. Природы где он служил, оживали, реставрировались храмы, люди начинами тянуться к Богу. В послевоенные годы отношения между двумя братскими Церквами усердием патриарха Каллистрата, смягчились, восстановилось молитвенное общение. Патриарх Каллистрат поставил о. Зиновия благочинным русских приходов Грузии и Армении, которые входили прежде в юрисдикцию патриарха Московского. Назначение о. Зиновия способствовало дружественному примирению, знаком которого была передача этих приходов в юрисдикцию Грузинского Патриархата. Отец Зиновий многое сделал для того, чтобы не возникали конфликты между русскими и грузинами. Он любил Грузию, знал ее историю, чтил святых Грузинской Церкви, не делал различия между людьми разных национальностей, уважая в каждом обращавшемся к нему образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Василия, принадлежавшей монастырю пантократорскому, а после в обители преподобного Дионисия. За святую жизнь свою он удостоился дара прозорливости. Умирая, препод. Феофил приказал ученику своему не хоронить своего тела, а, оцепив ноги веревкой, стащить его и бросить в лес, что и было исполнено в точности послушным учеником. По откровению свыше, тело св. подвижника было найдено впоследствии одним из рыбаков. Св. мощи его источали миро. 14. Св. мученик Петр, которому отсечены были ноги. Август 11. Св. Нифонт, патриарх костантинопольский. После вторичного управления константинопольской церковью, быв низведен с престола, он удалился на св. гору, и тайно, скрывши свое имя и свой сан, пришел в монастырь дионисиевский. Здесь он сначала служил вместо рабочего, возил дрова и занимался другими черными работами. Предтеча Господень открыл игумену, кто такой работник их, и все с благоговением пали к священным стопам старца. Он скончался 11 августа. 16. Преподобно-мученик Никодим, из монастыря Метеоры, за веру Христову замучен в 1551 году. 19. Преподобный Феофан, новый чудотворец наусский. Начало иноческой жизни он положил в обители Дохиар на горе Афонской. Ревнуя о высшем совершенстве нравственном, о больших духовных подвигах, он удалился в Македонию, и здесь подвизался на одной горе, близ города Наусы. После блаженной кончины препод. Феофана, Бог прославил его нетлением мощей и различными чудесами, от них совершавшимися. 27. Память св. мученика Фанурия, новоявленного в 1500 году. Сентябрь 14. Преподобно-мученик Макарий, ученик св. Нифонта патриарха, пострадавший в 1527 году в Фессалониках; он усечен мечем. Октябрь 4. Преподобно-мученик Макарий, происходивший из Кия, что в Вифании, пострадал в Прузе в 1550 году; он сперва брошен со скалы, а потом усечен мечем. 25. Память новоявленных мучеников Гавриила и Кирмидола, пострадавших в Египте в 1523 году. Ноябрь 1. Память св. нового преподобно-мученика Иакова и двух учеников его: Иакова диакона и Дионисия монаха, пострадавших в 1520 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010