Преподобного Давида потребовали на суд. Но праведный отец всенародно обличил клеветницу; дотронувшись посохом до ее чрева, он спросил зачатого ребенка: «Я ли отец твой?» Из утробы обольщенной девицы послышался голос: «Не ты», — и назван был какой-то кузнец. Тогда святой Давид сказал ей: «Да родишь ты камень!» Вдруг она почувствовала страшные боли и родила камень; такое обличение лжи и послужило, как говорят, причиною постройки Квашэтской церкви в Тбилиси. В память этого события, в благодарность Господу, давшему Давиду власть над внутренним людским, преподобный Давид испросил у Бога источник чудодейственной воды, который имел бы целебную силу и, в особенности, — быть благодатным для жаждущих чадородия неплодных женщин. Это тот самый источник чистой ключевой воды, который и ныне находится на склоне Мтацминда В городе Тбилиси, к северо-западу от церкви преподобного Давида, привлекая к себе множество бездетных паломниц. Лукавый нрав жителей и мятежная жизнь большого города возмутили дух Давида, и он удалился для стяжания Духа Божия в суровейшие иверские места, чтобы молитвою и покаянием препобедить лукавство и мятеж, посеянные в людях извечным врагом рода человеческого. Преподобный Давид ушел в Гареджийские горы, расположенные между реками Курою и Иорою в семидесяти километрах к юго-востоку от Тбилиси. Тут он устроил обитель, которая впоследствии обратилась в знаменитую Лавру и породила еще десяток монастырей. Авва Давид с того времени стал называться Гареджийским. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 мая, 2022 27 марта, 2022 29 мая, 2023 22 мая, 2023 16 мая, 2023 16 мая, 2023 10 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Годы расцвета Давидгареджи долгими не были: b XIII монастыри вновь разграблены монголами, b XIV — афганцами. В начале XV beka пустынь была разорена Тамерланом. В 1615 монастырь вновь был разорен — на этот раз персидским шахом Аббасом. Его воинами были в одну ночь убиты шестьсот монахов, собранных по всей пустыне. В 1690 году настоятелем монастыря становится Онуфрий Мачутадзе — при нем в следующие четыре десятилетия восстанавливается Лавра, ведется активное строительство, возвращены монастырские земли. Ho b XVIII веке продолжаются набеги на обители, и ко второй половине XIX века монашеская жизнь сохраняется только в монастыре Натлисмцемели.   Вокруг монастыря строится гостевой дом и кельи для трудников Монастырские кельи были вырублены в гладких скалах. Сейчас туристы встречаются на них гораздо чаще, чем монахи Крепостные стены и ворота монастыря были построены при Онуфрии Мачутадзе Трапезные и другие постройки относятся к тому же периоду Старогрузинские буквы существенно отличаются от современного грузинского алфавита Игуменский корпус Звонница Резервуары для воды также построены при Иларионе Картвели Согласно преданию, преподобный Давид по своему смирению не стал входить во Святой Град Иерусалим, а лишь подобрал три камушка на дороге неподалеку от него. В тот же момент Иерусалимскому патриарху явился ангел и сказал, что этот монах унес всю благодать Иерусалима. Монаха Давида догнали гонцы от Патриарха и упросили вернуть два камня. Последний камень преподобный Давид принес в Грузию Гробница преподобного Давида Матушка Мария Ильяшенко Храм Преображения — поклонный крест. Протоиерей Александр Ильяшенко Иконостас храма Преображения: преподобный Давид, Богородица. Праздничный ряд иконостаса Фрагменты креста Фрагменты креста Тайная Вечеря Иконостас: Спаситель, Преображение Господне Икона преподобного Давида Икона «Слава Грузии» — все грузинские святые вокруг Животворящего столба над могилой святой Сидонии с Хитоном Господним Отец Александр Ильяшенко и паломница Елена готовятся к молебну преподобному Давиду

http://pravmir.ru/pustyn-prepodobnogo-da...

Преподобный Давид, остановившись у ворот, послал Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам, по великому смирению, посчитал себя недостойным войти во Святой Град. Преподобный Лукиан возвратившись, застал своего учителя стоящим на том же месте, погруженным в молитву. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный Давид взял, как благословение от Святого Града, три камня, лежащие у стены, и поспешил в обратный путь. Ночью Иерусалимский Патриарх Илия 122 видел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит ее с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб она догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и только взял три камня около ворот. Тогда посланцы Патриарха взяли назад два камня, а третий оставили преподобному, и тот принес его в Гареджийский монастырь. С тех пор в Грузии существует предание, что три раза посетить Гареджийскую пустыню равно паломничеству в Иерусалим. На месте монашеских подвигов преподобных Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая двенадцать монастырей. Преподобный Давид погребен в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан. Гора Давида, возвышающаяся, будто крепость над Тбилиси, известна под названием Мтацминда (Святая Гора), как Афон – удел Богоматери. В пещере, где молился преподобный, из скалы течет родник, который народ прозвал «слезами Давида». Существует обычай, при бесплодии супругов молиться преподобном Давиду о даровании ребенка. В Гареджийской пустыне после краткой весны, которая расстилает свой яркий разноцветный ковер по земле, наступает знойное и засушливое лето. Цветы блекнут, трава засыхает. Кажется, что вокруг все вымерло и уснуло, как будто жизнь ушла в пещеры и недра скал. Гареджийская пустыня, с ее багряными закатами, становится похожей на царство смерти и молчания. Гареджи чем-то напоминает книгу Апокалипсиса, где символическими письменами описаны гибель мира и его будущее преображение. Сила молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Мтацминда По-грузински Мтацминда — «Святая гора». Ее вид радовал меня каждое утро и каждый вечер перед окном нашей гостиницы. Пока мы еще там не побывали, я не могла понять — почему хочется молиться лицом к этой горе, отходя от иконы на стене? Когда мы поднялись на гору, вопрос этот отпал. Здесь воистину святое место — оно освящено подвигами преподобного Давида Гареджийского , здесь захоронены люди, отдавшие свою жизнь служению Богу и народу. Здесь струятся воды трех родников, гору венчают три храма: мама Давид (прп. Давида), Иверский и Преображенский. И опять на горе нас встретила радуга, открывавшийся со смотровой площадки город был покрыт ею. В глубине этой площадки две могилы — А. С. Грибоедова и его жены, грузинской княжны Нины Чавчавадзе. Грибоедов при жизни называл гору Мтацминду «самою пиитическою принадлежностью Тифлиса». Безвременно окончив земную жизнь, он был похоронен тут в 1829 году. Позднее здесь похоронили вдову поэта, которая так и не могла найти утешения в сей жизни. Выше на горе располагается Пантеон. Среди многочисленных захоронений выделяется могила святого Ильи Чавчавадзе, над ней установлена скульптура «Скорбящей Родины» работы Я. Николадзе. Последнее захоронение 2013 года покрывает останки любимого нами писателя и монаха Чабуа Амираджеби. Но все-таки большинство из похороненных на Святой горе не были верующими людьми, и недаром место это названо языческим словом «пантеон». А ведь раньше это было монастырское кладбище и здесь почивали подвижники. Но времена изменились — святое и профанное перемешалось, люди часто и отличить не могут одно от другого. Храм на горе построен в XIX веке на месте древнего храма, неподалеку от пещеры прп. Давида. Трогательна история его строительства — широкой дороги, которая сейчас ведет на вершину Мтацминды, тогда не было, и люди, выстроившись в цепочку, передавали кирпичи и другие материалы, необходимые для строительства. Храм был построен всем народом — и через восемь веков после преставления святого Давида народ продолжал его почитать и любить!

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

Аминь.   Страдание Шестисот Преподобных Отцов, Избиенных в Давидо-Гареджийской Пустыне Память их во вторник Светлой седмицы. Святой преподобный и богоносный отец наш Давид Гареджийский был в числе двенадцати учеников великого Иоанна Зедазнийского, пришедших вместе с ним в Иверию из Сирии по повелению Божией Матери. Ученики святого Иоанна были посланы проповедовать слово Божие по всей Грузии, каждый из них стал основателем монастыря и из него выходил на проповедь. Обители их служили источниками духовного просвещения и научения строгой христианской нравственности. Из основанных учениками святого Иоанна монастырей выходили архипастыри, пастыри, проповедники и великие подвижники Церкви Иверской, которые почти до наших времен были единственными светочами православной веры среди племен диких варваров, окружавших Грузию. Одним из этих источников духовного просвещения была и обитель Давидо-Гареджийская, Фиваида Грузинская, сиявшая всей Иверии почти до середины XVII века, когда, вследствие многих обстоятельств, погас этот светильник Церкви Православной. По правилу святого Давида в основанную им обитель запрещалось вступать сразу. Желающего жить с преподобным сначала посылали на пустынно-уединенную жизнь, подвизаться в пустыне, в высеченной им самим где-нибудь в скале маленькой и узкой келье, в продолжение трех лет. Если он выносил страшное даже для взора пустынное уединение, то святой отшельник принимал его. Подтверждением сего служат многие события жизни преподобного отца нашего Давида. Часто выходило так, что испытавший такую суровую уединенную жизнь не возвращался уже к святому Давиду, а мирно пребывал до смерти на избранном им месте, славословя Бога и имея самое близкое духовное общение с преподобным Давидом. К пустыннику с течением времени собирались желавшие подражать его жизни, так же, как и он, высекали себе киркой в скале кельи и начинали жить по уставу, данному святым Давидом. Так, еще при жизни святого Давида, вокруг его обители возникли новые монастыри, основанные самыми близкими его учениками: обители святого Додо, напротив обители святого Давида, и святого Лукиана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Слепые люди, думая воздать честь своим таким же слепым кумирам, принесли их к пещере святого Давида, не понимая, что только усугубляют мучения этих по большей части безбожных людей, что благодать — это огонь, который жжет дерзких и недостойных. Поэтому Дух Святой, сходящий с Небес во время Литургии, благословляет только немногие могилы, а опаляет тех, кто лежит на том месте, где несколько веков назад почивали кости подвижников. Лучше было бы для этих людей устроить кладбище подальше от святыни. Пусть их гробницы будут окружены заботой и памятью их учеников и почитателей; если они имеют заслуги перед народом, пусть будет им оказана гражданская честь, но в самом погребении их около храма звучат какие-то лживые ноты. Храм никогда не ограничивался одними стенами. Ему принадлежала земля и площадь вокруг — то, что называлось двором храма. По церковным правилам то, что когда-либо принадлежало церкви, не может быть отнято у нее, в противном случае это будет продолжающимся насилием, преступлением. Монастырь, построенный грузинскими царями, должен быть возобновлен. Преподобный Давид вместе с мучеником Або считается покровителем Тбилиси. Мтацминда не только связана с историей Тбилиси, с ее минувшими веками; почитание храма и пещеры преподобного Давида — это благословение столицы Кавказа, это ее защита в грядущих испытаниях. На западе от Иерусалима возвышалась гора Сион, что значит «сторожевая башня». Сколько вдохновенных слов посвятил Сиону псалмопевец Давид! Его сердце трепетало, как струны псалтири, от одного слова — «Сион». Мтацминда, подобно Сиону, стоит, как крепостная стена, на западе Тбилиси. Запад — символ мрака и области темных сил. Как духовная стена, защищают город от невидимых врагов молитвы преподобного Давида и святых, подвизавшихся на этой горе. Преподобный Иоанн Зедазенский (VI век). Память его совершается 7/20 мая. Память преподобного Давида Гареджийского совершается 7/20 мая и в четверг по Вознесении. Господи, помилуй (груз.). «Витязь в тигровой шкуре» (груз.), поэма Шота Руставели.

http://pravoslavie.ru/36790.html

Наконец после долгого и утомительного путешествия приблизились путники к столице Иверии Мцхета, где царствовал Парсман VI (541-555 гг.). Тогдашнему Мцхетскому Католикосу Евлавию явился Ангел Божий и предупредил о приходе Иоанна. Встал достойный Евлавий, пошел с клиром и множеством народа до первой близлежащей деревни, сам идя впереди других, облаченный в ризы, желая узнать, кто эти рабы Господни. Наконец показались святые отцы — босые, в рубищах, бедные на вид, в клобуках по обычаю сирийских иноков. Едва завидев их, блаженнейший Католикос тут же понял, что это те, о которых имел откровение чрез Ангела, и приветствовал их. Господь дал Иоанну благодать понимать язык, которого он никогда не знал и не слыхал. По прошествии трехлетних иноческих трудов ученики преподобного Иоанна Зедазнийского разошлись по земле Иверской для проповеди Евангелия. Некоторые из отцов остались в Карталинии, а другие пошли в кахетинскую область. Преподобный Давид по благословению возлюбленного учителя своего Иоанна избрал для своих апостольских трудов город Тбилиси. Прибыв к месту, Давид поселился вдали от населенной части города на горе, ныне именуемой Мтацминда. На склоне горы он устроил маленькую пещеру, а для молитвы маленькую церковь, или вернее — часовню, в которой поставил божественный Образ Спасителя и вел здесь строго подвижническую жизнь вместе со своими послушниками. Каждый четверг, как говорит предание, святой отец спускался с горы к жителям, и своими проповедями поддерживал и утверждал в них христианское учение, благовествуя об уготованном для всех спасении во Иисусе Христе. Огнепоклонники и другие враги христианской веры, которых немало было в то время в Тбилиси, завидуя святой жизни преподобного Давида и успехам его проповеди, чтобы очернить его перед народом, возвели на него страшную клевету. На месте ныне существующей Квашэтской церкви жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, сделалась беременной. Ревнители внешнего благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Поблизости от него последователи Давида стали строить новые обители. Додо Гареджийский по благословению учителя основал монастырь Додос-Рка (по-грузински – «ветвь Додо») во имя Пресвятой Богородицы. Лукиан, согласно преданию, – монастырь Натлисмцемели («Креститель») во имя святого Пророка Иоанна Предтечи. Обители были устроены по сирийскому общежительному уставу; рядом с ними подвизались и анахореты, чуждавшиеся всякого общения. К концу жизни преподобного вокруг него собралось около двух тысяч учеников.      Когда старцу был открыт час его кончины, он собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Преставился преподобный Давид в четверг по Вознесении Господнем и был погребен в Преображенской церкви Давидо-Гареджийской лавры. Там же позднее упокоился и преподобный Лукиан. Уже в VI столетии Грузинская Православная Церковь причислила Давида и Лукиана к лику святых. На протяжении веков их могилы особо почитались и были местом паломничества. В Грузии нет традиции обретения мощей; в 2000 году гробницу преподобного Давида Гареджийского открывали, убедились, что мощи на месте, омыли их, взяли малую частицу и оставили всё в неприкосновенности. Преподобный Давид мирно почивает под спудом возле алтаря древнего Преображенского храма своего монастыря. Лавра в истории      В течение веков в Давидовой лавре не угасала монашеская жизнь. Внешне обитель менялась – прирастала пещерными кельями, террасами, соединительными мостиками… Свой современный облик лавра приобрела в IX веке, когда ее достроил преподобный Иларион Картвели (822/3–875/6), возведший и новые церкви на территории монастырского комплекса. Наибольший расцвет Давид-Гареджи пришелся на XI–XIII века – в период возрождения после нашествия турков-сельджуков. Потом были новые нашествия и разорения, в том числе и страшные: в 1615 году, в Пасхальную ночь, персидский шах Аббас I вырезал всех монахов Гареджи, собравшихся на службу у маленького храма Воскресения Христова. Предание по-разному сохранило число мучеников – от шестисот до шести тысяч человек, но известно, что после этого трагического события святыня практически опустела, и жизнь впоследствии продолжилась только в трех из двадцати обителей. Однако авторитет «грузинской Фиваиды» как просветительного центра и носителя духовного идеала для всей Грузии сохранялся.

http://pravoslavie.ru/113061.html

19 Монахи-бенедиктинцы – члены католического монашеского ордена, основанного в 530 г. Бенедиктом Нурсийским в Италии. Игумен Лазарь публично покаялся в своём увлечении внешней прелестью служения бенедиктинских монахов, органной музыки и западной церкви вообще. – Прим. перев. 20 Дидубский храм (XIX в.) в районе Дидубе г. Тбилиси. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери Дидубийская. – Прим. перев. 22 Так называется церковь святого великомученика Георгия (IV в.). Расположена она напротив Дома Правительства. В этом храме находятся несколько икон, перенесённых из Русского Военного собора, разрушенного безбожниками-коммунистами. На месте этого собора и находится сейчас Дом Правительства. – Прим. перев. 23 Церковь преподобного Давида Гареджийского расположена на горе Мтацминда (груз. – Святая Гора). Строительство её началось в первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов (преподобный Давид Гареджийский), поселился в естественной пещере Гареджа и основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. Вскоре по молитвам святого забил единственный в этой местности источник, который впоследствии стал называться «Слёзы Давида». У источника утоляли жажду первые монахи-пустынники. – Прим. перев. 25 Князья-мученики Элизбар и Шалва подняли в Грузии восстание против персов. Они были переданы для расправы шаху Аббасу II грузинским царём-магометанином Вахтангом IV Шах-Наозом. Приняли мученическую кончину в 1661 году. Память их празднуется 18 сентября/1 октября. – Прим. ред. 27 Село в Аджарии. Население там было, в основном, мусульманское, поэтому строительство православного храма святого апостола Андрея было большой заслугой молодого священника Захарии (Перадзе). – Прим. перев. 28 Монастырь, основанный преподобным Иоанном Зедазнийским (VI в., память его празднуется 7/20 мая) – монахом, прибывшим из Антиохии в Грузию с двенадцатью учениками, ставшими основателями грузинского монашества. Преподобный сначала проповедовал в Мцхете, затем подвизался на горе Заден (Зедадзен), на которой ранее находилось капище идола Задена (родители приносили в жертву идолу младенцев). По молитвам святой равноапостольной Нины идол тот обрушился в реку Куру. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Убедив сими словами Лукиана, чтобы он остался среди братий, сам Давид с некоторыми иноками, последовавшими за ним, отправился в святой град. Когда они дошли до места, называемого «вершина благодати», откуда виден Иерусалим, то, воздев к небу руки, возблагодарили Бога. Здесь Давид, увидев издали св. град, пал на землю и со слезами в восторге произнес: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты, Которой пришел на землю для спасения рода человеческого, благоволил вочеловечиться, родиться без греха от Пресвятой Девы Марии, по Своей воле пострадал за грехи наши в этих местах, которые я ныне вижу, перенес Крест и смерть, как смертный человек, положился во гробе и Божественною силою воскрес, воскресив Адама со всем родом его! Ты сподобил и меня, недостойного раба Твоего, видеть эти места, где Ты ступал пречистыми Своими ногами. Я не осмеливаюсь продолжать свой путь, дабы землю, освященную святыми стопами Твоими, не попрать моими нечистыми ногами. И того довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места». Все это говорил он, пав ниц на землю и обливаясь теплыми слезами. После сего братья просили продолжать путь, но святой, подобно великому пророку и царю Давиду, кротко говорил им: «Не могу отсюда идти далее, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам. Посему идите туда вы одни и принесите и за меня, грешного, молитвы у Святого Гроба Господня». Они, облобызав святого Давида, против своей воли оставили его и ушли со слезами. Давид же взял на том месте камень, как будто он был взят им от Гроба Господня, положил его в корзину свою и пошел обратно в Гареджи, в Иверию. Всеблагий Бог, видя такое его смиренномудрие, благоволил явить людям его святость и веру. Когда преподобный возвратился в пустынь и положил там камень, от него стали являться чудеса: с верой лобызая его, многие немощные и страждущие исцелялись. Вскоре после сего пришли и братья св. Давида, поклонники святых мест, и возвестили инокам обо всем виденном и слышанном в Иерусалиме. Известие о подвигах благочестия преподобного Давида и о чудесном камне, принесенном им, привлекло в Гареджи великое множество отшельников, так что вся пустыня наполнилась ими. Некоторые из них жили уединенно в расселинах каменной горы, Давид же, как пастырь, радуясь об умножении своего стада, давал монахам разные душеспасительные наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010