Как свидетельствует «Вопрошание Кирика…» , Нифонт был склонен разрешать спорные канонические и дисциплинарные вопросы в духе икономии, исключающего требование буквального и строгого исполнения предписанных церковно-правовых норм. До этого, предположительно, Антоний признавался игуменом только братией монастыря (и, очевидно, делавшего погодные записи летописцем, причины чего будут рассмотрены ниже). Теперь игуменство Антония санкционировал епископ, для которого нормы Студийского устава были авторитетны и приоритетны потому, что были приняты в месте его пострижения – Печерском монастыре. В связи со всем вышесказанным находится неоднократно поднимаемый в историографии вопрос о происхождении Антония. Житие прп. Антония Римлянина , использующее несколько ранних известий источников, но в основном позднейшие легендарные сказания , было составлено во 2-й половине XVI в., наиболее вероятно, в конце столетия . Только с XVI в. Антоний именовался Римлянином (почитание святого, в отличие от Варлаама Хутынского, до XVI в. также не прослеживается по источникам ). Уже в XIX в. указание на «римское» происхождение преподобного воспринималось учеными, в том числе историками Церкви, как позднейшая легенда. Е. Е. Голубинский писал в свое время, что мнение об иностранном происхождении Антония возникло в конце XVI в. в игуменство Нифонта (который, по мнению историка, составил Житие святого), на том основании, что в монастыре хранилось несколько церковных вещей западного происхождения. Исследователь полагал, что преподобный был «природный богатый новгородец» . В то же время он считал, что «Никита, до поставления в епископы сам ревностный подвижник печерский, имел на Антония большее или меньшее влияние, если не направив на путь монашества, то утверждая его на нем». Упоминание в духовной Антония «бед о месте сем» Голубинский трактует таким образом, что «в Новгороде до Антония еще не было монашества, что он первый хотел завести его в нем и что его первая попытка была встречена новгородцами вовсе не с особенными желанием и усердием» .

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Недовольные таким плачевным исходом битвы Киевляне заставили своего князя Изяслава бежать в Польшу к тестю и возвели на престол Всеслава, который при Изяславе содержался в темнице. Через семь месяцев изгнанный Изяслав возвратил себе Киев и начал сильно гневаться на преподобного Антония за его общения с Всеславом. Черниговский князь Святослав услыхав о неудовольствии великого князя против Антония, позвал последнего к себе. Преподобный, с сердечною скорбью простившись с братиею, отправился в Черниговскую землю. Здесь, недалеко от самого Чернигова есть Болдина гора, на которой теперь стоит Елецкий монастырь; во время Антония эта гора была покрыта густым лесом и очень понравилась преподобному, почему он и выкопал в ней для себя пещеру. Вскоре и здесь разнесся слух о преподобном: к нему и сюда стали приходить из близких и далеких мест, – кто за благословением, кто за советом, а кто с просьбою жить вместе с ним. Преподобный не отказывал последним, и скоро вокруг него собрались иноки и устроился монастырь. Между тем великий князь Изяслав почувствовал, что безвинно обидел человека Божия. Оставивши в стороне великокняжескую гордость, Изяслав однажды отправил посланного к преподобному Антонию с просьбою опять возвратиться в Киев. Антоний уважил просьбу князя и поселился опять в прежней своей пещере близ Киева. Господь не оставил Своею милостью святого подвижника и как бы в награду за его унижение князем прославил Антония вслед за его возвращением в Киев. Сюда к преподобному пришли из Константинополя четверо зодчих, нанятых в чудном видении Самою небесною Царицею во Влахерне для построения Ей церкви в Киеве. Владычица мира повелела зодчим идти к Антонию и Феодосию, которых указала им в видении, сказав: «Этот Антоний только благословит вас на труд, и отойдет на вечный покой; на другой год последует за ним Феодосий». Преподобный Антоний стал молиться Пречистой Деве и испросил чудесное указание места для храма. По молитве Антония в одну ночь на избранном месте было сухо, а все окрестности были покрыты росою; в другую ночь одно оно оросилось, тогда как прочие места были сухи. Благословение места для Великой Печерской церкви было последним земным делом преподобного Антония, и 7 мая 1073 года на 90 году своей жизни он скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еп. Порфирий (Успенский) в 1846 г. тщательно изучил все имевшиеся в библиотеке Есфигмена документы и акты, но ни одного документального подтверждения эсфигменской гипотезе так и не нашел. По его словам, ранее 40-х гг. XIX в. в обители нет следов о пребывании здесь прп. Антония. Уже в наше время известный французский историк и издатель афонских архивных документов проф. Жак Лефор в 1970-е годы скрупулезно проработал архив Эсфигмена, опубликовав во Франции сохранившиеся акты византийского периода в многотомной серии «Архивы Афона» (Archives de l " Athos). Тщательно изучив все имеющиеся источники и существующую литературу по истории Эсфигмена, он пришел к выводу, что эсфигменская легенда о прп. Антонии Печерском впервые появилась около 1840 года. Ничего более древнего по этому вопросу им тоже найдено не было. Начиная с 40-х гг. XIX в. монастырь Есфигмен неоднократно переделывал и редактировал свое жизнеописание преподобного Антония Есфигменского, стремясь привести имеющиеся неточности к соответствию с русскими источниками. Ссылаясь на возникшую в Есфигмене легенду, в 1895 году настоятель монастыря архимандрит Лука Агиограф обратился в Киевскую духовную консисторию с прошением об учреждении в Киеве подворья Есфигменского монастыря с часовней во имя преподобных Антония, Афанасия и Григория. Однако духовная консистория, заседавшая под председательством церковного историка протоиерея Петра Лебединцева, 16 июня 1895 года не приняла положительного решения из-за отсутствия достаточно убедительных к тому оснований. В частности, отец Петр Лебединцев в отзыве писал, что «...о пребывании и пострижении Антония Печерского в Афонском Есфигменском монастыре нет ни записи, ни предания в летописях и Печерском Патерике...». Окончательно вопрос был снят указом Святейшего Синода от 12 октября 1895 года на имя митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия, где на основании вышеизложенного отказывалось в удовлетворении прошения настоятеля Есфигменского монастыря. Важно отметить, что, помимо довольно поздних легенд о существовании пещер преподобного Антония Печерского возле Великой Лавры святого Афанасия и Есфигменского монастыря, на Афоне имеется еще одно предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в древнерусском монастыре Успения Богородицы («Ксилургу», или «Древодел»).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

В сущности мы не имеем права жаловаться на недостаточность известий о жизни преподобного Антония; известия сии на столько полны, на сколько могут быть полны на земле известия о такой жизни, которая не столько принадлежала земле сколько небу; ученики и современники Антония, благоговевшие перед ним, записали и передали нам все о его жизни, что только могло быть записано земными чернилами и на земной хартии; они, как например преподобный Нестор, в этом случае поступали самым добросовестным образом и ничего не сочиняли по своему замышлению, а записывали только то, что можно было записать. Конечно, современники и ученики, лицезревшие Антония и слышавшие его беседы собственными ушами, знали и чувствовали многое, чего не передали нам; но это многое и не могло быть передано перу и бумаге; оно только чувствовалось тем, кто слушал и лицезрел самого Антония. Жизнь Антония, как жизнь святой Марии Египетской и им подобных святых, живших почти небесною жизнию на земле, всегда должна являться и является перед нами только в неясных и отрывочных преданиях, в случайных соприкосновениях их с землею, другой повести для такой жизни нет и быть не может; можно разве искажать простоту таковой повести вымышленными прикрасами, как это иногда и делают иные позднейшие составители жизни того или другого святого. Рассмотрим внимательно все то что только дошло до нас о жизни преподобного Антония; и мы вполне убедимся, что больше дошедшего и дойти не могло об этой, почти неземной жизни, и что дошедшее ясно и полно изображает эту жизнь, на сколько ясно и полно может быть изображена таковая жизнь на земле. Ничего более нельзя было сказать против того что сказано о жизни Антония Нестором и другими его современниками, и не откуда взять полнейших известий об этом предмете; что сказано о преподобном Антонии его современниками, в этом заключается все, что можно сказать о его земной жизни; а все это заключается в следующем. Преподобный Антоний родился в городе Любече в то время как Великим князем Киевским и всей Руси был Владимир равноапостольный; в мирской жизни Антония звали Антипою, это было имя данное ему при крещении; сколько-то лет Антоний прожил в Любече, потом пошел странствовать и дошел до Афонской горы и постригся в иноки в одном из тамошних монастырей; прожил несколько лет на Афоне, потом отправлен игуменом, постригшим его, на Русь, чтобы быть там наставником истинно иноческой жизни; пришел в Киев и поселился на холме над Днепром, в пещере, ископанной священником Иларионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

После победы, одержанной, по предсказанию преподобного Антония, половцами в вышеупомянутой битве, киевские люди понуждали князя Изяслава, чтобы он снова вышел с ними на врагов, рассеявшихся по русской земле. Князь не соглашался на это. Поднялось возмущение, во время которого из темницы был освобожден князь полоцкий Всеслав, находившийся в плену в Киеве Возмутившиеся люди объявили Всеслава киевским князем, а Изяслав принужден был бежать в Польшу. Через семь месяцев он возвратился оттуда к Киеву с Болеславом Храбрым. Всеслав, вышедший, было, им тоже с войском на встречу, убежал, затем, тайком к Полоцку. Тогда Изяслав вошел в Киев Он начал, по наущению диавола, гневаться на преподобного Антония, которого кто-то оклеветал пред ним, — что будто бы Антоний любил Всеслава, давал ему советы, что он будто бы даже главный виновник всей смуты, происшедшей в Киеве Преподобный же Антоний в это время служил в пещере болящему Исаакию затворнику, которого прельстил диавол, явившись в образе Иисуса Христа, и оставил еле живого, вовлекши в пляску с бесами Это служение преподобного Антония было особенно ненавистно обольстителю, опасавшемуся, как бы Исаакий вскоре не исцелился душою и телом от сатанинского искушения. Поэтому диавол всячески и возбуждал гнев в князе Изяславе, чтобы он изгнал преподобного Антония из киевских пределов. И на некоторое время он достиг этого. Князь черниговский Святослав, узнавши, что брат его Изяслав сильно гневается на преподобного Антония, прислал за святым ночью и тайно взял его к себе в Чернигов. Преподобному Антонию полюбилось одно место близ Чернигова в горах Болдинских: здесь он выкопал себе пещеру и жил в ней; впоследствии на этом месте возник монастырь Вскоре князь Изяслав, рассмотрев хорошенько и беспристрастно дело, убедился в незлобии святого и узнал козни искусителя. Сожалея о случившемся, он послал в пределы черниговские к преподобному Антонию, умоляя его опять возвратиться в киевскую область к своему богоизбранному стаду. Преподобный Антоний, кроткий и смиренный сердцем подвижник, склонился на эти просьбы: он возвратился к печерской братии, находившейся в смятении и забвении как овцы без пастыря. Бог не хотел, чтобы такой светильник, светозарное солнце русской земли, преподобный отец наш Антоний положил начало благочинного иноческого жития в ином городе, кроме богоспасаемого стольного Киева: но откуда чрез благоверного князя Владимира воссиял свет православной веры во всю землю русскую, оттуда же Господь благоволил воссиять чрез преподобного Антония и лучу совершенного закона подвижнического.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Из многих добродетелей, роднивших Антония по духу со святителями Митрофаном и Тихоном, особенно следует отметить его молитвенный непрестанный подвиг и щедрую благотворительность: «засиял на свещнице церкви Воронежской третий светильник благочестия». По отзывам современников, Антоний был энергичным и смиренномудрым, правосудным и благостным, являя собой удивительно «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Часто он называл себя «послушником всех». Еще при жизни преосвященного Антония – «жителя из села Божией Матери, Лавры ее Печерской постриженника», как он сам себя называл, многие современники почитали его святым. Преподобный Серафим Саровский питал к святителю Антонию особенное благоговейное отношение, часто направлял богомольцев за духовным советом в Воронеж и называл его не иначе, как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание архиепископа Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагеей Ивановной Серебренниковой, которую владыка Антоний благословил на тяжкий путь юродства во Христе. Будучи еще в начале своего иноческого пути, Антоний пользовался покровительством и уважением митрополитов Киевских и Галицких, Московского и Коломенского Платона (Левшина; † 1812). Позже Антоний имел братские молитвенные отношения с архиепископами Игнатием (Семеновым), своим преемником по Воронежской кафедре, и Казанским и Свияжским Филаретом (Амфитеатровым; † 1857), впоследствии – митрополитом Киевским и Галицким. В наибольшем духовном сродстве Антоний состоял с киевскими подвижниками иеросхимонахом старцем Парфением (Краснопевцевым) и своим духовным отцом иеросхимонахом старцем Вассианом (Балашевичем). В святости Антония не сомневались и современники, почитавшие святителя и пользовавшиеся его советами и покровительством. Среди них – Христа ради юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (в монашестве Евгения), Матрона Наумовна Попова (в монашестве Мария), иеросхимонах Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Алексеевич Машурин (в монашестве Стратоник); сезеновский затворник Иоанн и белогорская блаженная старица-пещерокопательница Мария Шерстюкова. Известны слова (1915) архиепископа Воронежского и Задонского священномученика Тихона (Никанорова): «Святитель Антоний – накануне своего прославления» и обращенный к пастве из Соловецкого заключения завет другого Воронежского священномученика – архиепископа Петра (Зверева) молитвенно чтить святителя Антония. К памяти Антония с благоговением относилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

Епископ Сумской Евлогий совершил литию на могиле иеросхимонаха Антония (Булатовича) 27 июля 2009 г. 12:01 23 июля епископ Сумский и Ахтырский Евлогий прибыл в с. Луцыковка, чтобы в день памяти преподобного Антония Киево-Печерского почтить память убиенного иеросхимонаха Антония (Булатовича), могила которого находится в окрестностях села. Владыку встречал настоятель Покровского храма с. Луцыковка протоиерей Владимир Петренко, председатель сельского совета Ю.Н. Дрозд, директор школы Е.Н. Денисенко, представители местной власти, жители села, духовенство, православные верующие. Владыка Евлогий обратился к присутствующим с приветственным словом, в котором почтил память убиенного иеросхимонаха Антония (Булатовича) и как военного, и как путешественника-первооткрывателя, и как молитвенника и монаха. В сослужении прибывшего духовенства владыка освятил крест на месте захоронения подвижника благочестия, принявшего мученическую кончину от рук убийц-безбожников. После освящения состоялась панихида по убиенному иеросхимонаху Антонию, которую возглавил епископ Евлогий. В своем заключительном слове архипастырь призвал свято чтить память отца Антония, ревнителя Иисусовой молитвы, уподобляясь ему в подвиге благочестия и образе духовного возрастания. Участники торжеств познакомились с экспозицией школьного музея, в котором собраны материалы об отце Антонии. Учащаяся школы Жанна Денисенко прочитала доклад о знаменитом путешественнике и смиренном схимнике. В торжествах принял участие студент из Эфиопии, который обучается в одном из харьковских вузов. Он засвидетельствовал любовь своих соотечественников к русскому офицеру, который некогда прибыл в его родную страну и проявил христианскую любовь к ее жителям. Справка Александр Ксаверьевич Булатович родился 26 сентября/9 октября 1870 года в г. Орле, где в то время стоял 143-й Дорогобужский полк, которым командовал его отец, генерал-майор Ксаверий Викентьевич Булатович. Генерал Булатович происходил из древнего дворянского рода и всю жизнь посвятил воинской службе. Его не стало, когда Александру было три года. Мать с тремя детьми переехала в Санкт-Петербург, где детям было дано хорошее воспитание.

http://patriarchia.ru/db/text/703830.htm...

При таковой всеобщей известности, когда неумолкаемая молва разнесла вести об отшельнических подвигах Антония далеко за пределы киевской области, отшельническая жизнь святого старца не могла уже продолжаться в первоначальном уединении и полном отчуждении от людей; явились ревнители его благочестия и иноческих подвигов и стали просить, чтоб он дозволил им жить подле него и руководить их своим примером и наставлениями. И Антоний, помня благословение святой горы, не решился отказать благочестивым ревнителям в их благом желании; и таким образом из уединенного засевшего в диком дремучем лесу отшельника, не оставляя этого леса и пещеры, сделался начальником и наставником нового, необычного еще на Руси, монастыря, образовавшегося около его пещеры. «И уведан бысть всеми, великий Антоний, пишет преподобный Нестор, и чтим, и начали приходить к нему братия, и он стал их принимать и постригать, и собралось братьи двенадцать человек, и ископали пещеру великую и церковь и келлии, которые и до сего дни стоят в пещере под старым монастырем». Пещеры сии или кельи, как их назвал Нестор, и в настоящее время известны под именем Антониевых или ближних пещер, где почивают и нетленные мощи многих печерских иноков, сподвижников Антония и его ближайших преемников. Первым из подвижников, получивших позволение жить подле Антония, был Никон великий, саном пресвитер, старейший сотрудник и друг Антония, во всем ревновавший своему учителю, и подобно ему любивший жизнь уединенную и отшельническую. Никону обыкновенно Антоний поручал вновь поступавших желателей пустыннической жизни и, по надлежащем наставлении и искусе, приказывал постригать их в иноческий образ; у Никона во всем спрашивались и обучались правилам иноческого жития все вновь вступавшие в Антониево братство. Антоний, весь сосредоточенный в самом себе и преданный высшей духовной жизни, при всем желании помогать приходившим и желавшим жить около его пещеры, не вмещал в себе мелких ежедневных забот по монастырю, совершенно несогласных с привычным настроением его души, и поручал это дело, как иноческое послушание, своему другу и старейшему сподвижнику Никону, который, как иерей, отправлял в монастырской церкви и священнослужение, так что собравшимся монастырем и братиею, под главным руководством Антония, первоначально заведовал Никон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

В Киево-Печерской лавре прошли торжества по случаю актового дня Киевских духовных школ 9 ноября 2018 г. 19:28 8-9 ноября 2018 года в Успенской Киево-Печерской лавре прошли торжества по случаю дня памяти небесного покровителя Киевских духовных школ преподобного Нестора Летописца. Вечером 8 ноября в академическом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы первый проректор академии протоиерей Сергий Ющик совершил литию по усопшим преподавателями и воспитанниками Киевских духовных школ. За богослужением молились ректор Киевской духовной академии епископ Белогородский Сильвестр , гости, студенты и воспитанники академии и семинарии. После литии владыка Сильвестр возглавил традиционный праздничный молебен перед мощами преподобного Нестора. Богослужение было совершено в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры. Всенощное бдение в Успенском соборе лавры возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий . Его Блаженству сослужили управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , митрополит Сумской и Ахтырский Евлогий , архиепископ Львовский и Галицкий Филарет , архиепископ Боярский Феодосий , председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви архиепископ Нежинский и Прилукский Климент , епископ Вознесенский и Первомайский Алексий , епископ Новосанжарский Вениамин , епископ Барышевский Виктор , епископ Белогородский Сильвестр, а также преподаватели, выпускники, студенты и гости Киевский духовных школ в священном сане. 9 ноября Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в храме в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерской лавры. Его Блаженству сослужили наместник Киево-Печерской обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, митрополит Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , митрополит Сумской и Ахтырский Евлогий, митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф , архиепископ Северодонецкий и Старобельский Никодим , архиепископ Львовский и Галицкий Филарет, архиепископ Боярский Феодосий, архиепископ Нежинский и Прилукский Климент, епископ Вознесенский и Первомайский Алексий, епископ Новосанжарский Вениамин, епископ Барышевский Виктор, епископ Белогородский Сильвестр, епископ Дубенский Пимен , преподаватели, выпускники, студенты и гости Киевских духовных школ в священном сане.

http://patriarchia.ru/db/text/5299614.ht...

В 1830 г. полы пещер были выложены чугунными плитами, изготовленными в Туле. Во время археологических исследований 1977-1979 гг. за аркосолиями преподобных Нестора и Меркурия были исследованы ходы, заваленные вследствие землетрясения 1620 г. В частности, здесь обнаружены остатки еще одной, до сих пор неизвестной, древнерусской церкви и вырезанная на стене надпись с датой - 1150 г. Гроб преподобного отца нашего Антония Печерского Захоронение основателя Печерской обители, прп. Антония, находится в перекрытом завалом ответвлении пещеры. В этом месте, называемом " гробом преподобного Антония " , стоит гробница, на верхней крышке которой святой изображен иконописно. Прямо над гробницей икона преподобного Антония, рядом с ней на стене, справа и слева, изображения его сподвижников. Слева от " гроба " вход в келию, где многие годы провел в непрестанной молитве первоначальник русского монашества, напротив которой устроена церковь в его честь. Мощи преподобного Антония Промыслом Божиим и по сей день остаются сокрытыми   Комментарии Всего комментариев: 64 2013/11/09, 23:09:50 Святые Антоний, Феодосий и все Киево- Печерские Святые. Помогите вывести Александра из комы, не дайте умереть ему без покаяния. Аминь. 2013/10/31, 22:38:03 ВСЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ ПЕЧЕРСКИЕ! Молите БОГА за грешного раба Александра(пьет), за рабу грешную Наталью(создании семьи,рождения детей). АМИНЬ лариса 2013/10/26, 13:56:47 Все Святые Киево-Печерской Лавры молите Бога пройти мне аттестацию на работе в 2014 году. СПАСИБО! 2013/10/24, 14:19:43 Все Святые Киево Печорскай Лавры! Умоляю вас помогите освободить Деанисия невинным оправданным и неосуждённым. Аминь. 2013/10/19, 05:53:42 Дорогие Святые отцы, молите Бога о нас Тамара Светлана 2013/10/18, 21:44:01 Все Святые Киево Печорской Лавры молите Бога за грешную р,б, Анну, Помогите на работе много проверок люди устали жить в напряженном графике, Помогите чтобы не приезжали проверяющие чтобы платили зарплату которую управляющие нет доплачивают, р.б, Анне необходимо уехать в отпуск помогите чтобы не припятствовали.

http://isihazm.ru/?id=822&c_pid=2

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010