Отцы Киево-Печерской Лавры Подвиг Антония Печерского был не только суров, но, видимо, и мрачен; но он оправдывается тем просвещением души, которое сделало святого Антония учителем Феодосия. 23 июля, 2014 Подвиг Антония Печерского был не только суров, но, видимо, и мрачен; но он оправдывается тем просвещением души, которое сделало святого Антония учителем Феодосия. В день памяти преподобного Антония Печерского — день Ангела митрополита Сурожского Антония предлагаем вашему вниманию статью владыки об отцах Киево-Печерской Лавры. Когда в десятом веке Русь стала христианской, монашеская жизнь Византийской империи уже достигла своего апогея; борьба между иноками и императорами увенчалась победой Церкви: словом и кровью монахи отстояли ее независимость. Иноков, ливших свою кровь в этой борьбе, окружало всеобщее почитание. Большие цареградские обители, как, например, Студийский монастырь, своими школами, библиотеками, приютами для сирот и престарелых глубоко влияли на умственную и общественную жизнь Цареградской империи: люди, отрешившиеся от мира, но проникнутые к нему сильной, сострадательной любовью, безбоязненно произносили над человеческой неправдой свой суд. Эти черты определили тип и киевского монашества. Правда, первые монастыри, созданные князьями по образцу византийских, бывали часто бледными копиями живой, полнокровной иноческой действительности Византии. Но вскоре Русь начала создавать свою самобытную монашескую традицию. Без помощи со стороны, трудами и подвигом святых преподобных Антония и Феодосия выросла подлинно русская Киево-Печерская обитель, пережившая все трагедии истории, давшая древней Русской Церкви сонмы святых, вождей церковных (как, например, Стефана, епископа Владимирского, Ефрема Переяславского, Исаию Ростовского); благовестников, миссионеров-мучеников Кукшу и Пимена; людей глубокого и терпеливого милосердия, таких как святые Феодосий и Дамиан-целебник; наконец, первого летописца русского — Нестора, первого иконописца — Алипия. Историк Сипягин назвал Киево-Печерскую лавру «первым из русских монастырей и по времени его возникновения, и по богатству сокровищ, вложенных им в сокровищницу русского Православия». Уничтожаемый несколько раз татарами (в 1240, 1299, 1316 гг.), он был каждый раз восстанавливаем и стал ядром, вокруг которого сплачивался русский народ в своем усилии отстоять свою политическую и религиозную независимость против Польши.

http://pravmir.ru/ottsyi-kievo-pechersko...

Митрополит Антоний (Паканич): «Я благодарен Богу за то, что Он определил мне носить имя этого великого святого» С первых минут монашеской жизни мне хотелось всеми силами подражать житию преподобного и хоть в какой-то мере соответствовать тому великому подвигу, который показал этот угодник Божий. 23 июля, 2014 С первых минут монашеской жизни мне хотелось всеми силами подражать житию преподобного и хоть в какой-то мере соответствовать тому великому подвигу, который показал этот угодник Божий. 23 июля Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Антония Печерского. О своем монашеском постриге, о духовной помощи небесного покровителя и о том, как нам подражать святым, рассказал в интервью накануне своего тезоименитства Управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевских духовных школ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. — Владыка, 23 июля отмечается день памяти прп. Антония Печерского – Вашего небесного покровителя. Что это для Вас значит? — С именем преподобного Антония Печерского связано не только зарождение иночества на нашей земле и возникновение одной из самых известных святынь всего православного мира. Сама отечественная история, богатейшая духовная сокровищница и культурное наследие немыслимы без личности этого святого. Жизнь преподобного Антония, его дела и подвиги по сей день остаются путеводной звездой для всех ищущих равноангельского жития. Для каждого, кто дает монашеские обеты, преподобный Антоний является образцом иноческой жизни, и тем примером, к которому многие поколения монашествующих обращаются для руководства в многотрудном монашеском подвиге и находят истинное духовное утешение в молитвенном предстательстве великого подвижника. Для меня, конечно, большая радость быть постриженным в честь преподобного Антония. Я благодарен Богу за то, что Он определил мне носить имя этого великого святого. С первых минут монашеской жизни мне хотелось всеми силами подражать житию преподобного и хоть в какой-то мере соответствовать тому великому подвигу, который показал этот угодник Божий. Благодарю Бога, приведшего меня нести послушание именно в святой Киево-Печерской обители, иметь возможность каждый день молиться в пещерах, в местах подвигов прп. Антония и сонма его учеников, просить их молитвенного предстательства перед Престолом Божьим.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

10. Вторник. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. Мучеников 45-ти в Никополе Армянском. Коневской иконы Божией Матери. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Приводим порядок совершения полиелейной службы Положения ризы Господней в соединении с полиелейной службой прп. Антония Печерского (А) , а также порядок совершения полиелейной службы прп. Антония Печерского (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: ризы, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 4-й и глас 5-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Жестокое твое житие...», «И ныне» – ризы, глас 8-й: «Кресту Твоему Честному...». Вход. Прокимен дня. Паримии ризы – 2 и преподобного – 1. На стиховне стихиры ризы, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Дивно прошение, и вера превелика...», «И ныне» – ризы, глас 8-й: «Прежде Честнаго Твоего Креста...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь ризы, глас тот же. На утрене на «Бог Господь» – тропарь ризы, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь ризы, глас тот же. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален ризы, глас 6-й: «Днесь пророческое...». «Слава» – седален преподобного, глас 4-й: «Пресветлый и светоносный...», «И ныне» – седален ризы, глас 6-й: «Днесь пророческое...». По 2-м стихословии – седален ризы, глас 8-й: «На Кресте Тя возвышена...». «Слава» – седален преподобного, глас 4-й: «Собеседник и сослужитель...», «И ныне» – седален ризы, глас 8-й: «На Кресте Тя возвышена...». Полиелей. Величание ризы (см. в Минее) и преподобного (попеременно) со стихами избранных псалмов. Седален ризы по полиелее, глас 6-й: «На Древо Крестное...». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «В подземныя пещеры вшел еси...», «И ныне» – седален ризы по полиелее, глас 6-й: «На Древо Крестное...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен ризы, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий»; стих: «Даша в снедь Мою желчь и в жажду Мою напоиша Мя оцта». Евангелие ризы – Мф., зач. 112. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Антония...». Стихира ризы, глас 6-й: «Совлекоша с Мене ризы Моя...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-23/

  Более всего архиереев в древнейший период истории нашей Церкви были постриженниками именно Киево-Печерского монастыря, неся во все уголки Руси дух обители преподобных Антония и Феодосия. Именно преподобным Феодосием был введён монашеский устав по примеру Студийского общежительного монастыря, но ещё более преподан личный пример общежительного подвига, глубочайшего смирения и неустанного иноческого труда.   И хотя не Антониев, а Феодосиев тип монашеского делания был воспринят и получил распространение в Русской Церкви, но вспомним, что именно к преподобному Антонию пришёл юный Феодосий учиться христианскому смирению и монашескому послушанию. В конце концов, именно с пещерки преподобного Антония, как от некоего русского «Вифлеема», началась великая Лавра, без которой немыслимо было бы укоренить христианское благовестие в едва лишь обращенной языческой Руси.             Таким образом, преподобного Антония Печерского по праву можно назвать родоначальником русских иноков, отцом русского монашества. Память преп. Антония совершается 20 мая/23 июля (день преставления — согласно разным святцам, одинаково принятым сегодня), 15 сентября (преп. Антония и Феодосия) и 11 октября (Собор преподобных Киево-Печерских, в «Ближних» (Антониевых) пещерах почивающих) (даты по нов. стилю), 2-я неделя Великого поста (Собор всех Печерских святых).       Честные мощи преподобного отца нашего Антония избавляют и от различных недугов, поражающих не только тело, но и самую душу, как то испытал на себе святой Иоанн Многострадальный. Три года борясь с бездной нечистоты, много пострадав, томимый поползновением ко греху, пришел Антоний Печерский Печерский ко гробу преподобного Антония, молился пред ним день и ночь, и Антоний Печерский Печерский услышал голос преподобного: «Иоанн, Иоанн, тебе надо затвориться здесь, в пещере, чтоб молчанием и невидением людей утихла брань, и Господь поможет тебе». Иоанн сделал так, и благодатью Божией и молитвами преподобного Антония был спасен, и не победили его нечистой телесной страсти, хотя и вооружались на него вместе с нечистыми духами почти в продолжение тридцати лет, как пишется в житии его.

http://isihazm.ru/1/?id=820

Гнилое. Церковь Спаса Преображения. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты В Своде памятников архитектуры Российской Федерации по Острогожскому району храм отмечен одним из немногих, выстроенных в едином архитектурном стиле русского классицизма 18-19 веков без эклектики. Имеет в основании, в плане, форму равноконечного креста. Посередине – купол диаметром около 13 метров, увенчанный крестом на высоте, как представляется, более 30 метров. Ещё есть две надстройки с западной и восточной сторон купола, увенчанные крестами: с западной – звонница с открытыми проёмами, с восточной, над алтарной частью, - симметричная звоннице глухая надстройка. Вот что открывается взору прихожанина на первом этаже: здесь толстые стены, низкие своды, центральная часть расписана, боковые (трапезные) – побелены. Сразу за правым клиросом находятся храмовые Казанская икона и икона преп. Антония Печерского, а также на аналое – святителя Антония Воронежского (Смирницкого). За левым – икона Рождества Христова, писанная к 2000-летию Рождества, и Смоленская " Одигитрия " . Храм имеет 2 этажа. В нижнем этаже устроен зимний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где ныне и совершаются богослужения. Верхний этаж с летним храмом, находящимся пока в запустении, планируется устроить в честь преподобного Антония Киево-Печерского. А в нижнем храме в будущем планируются ещё боковые приделы в честь святителя Антония Воронежского (Смирницкого) и Преображения Господня. Прихожане храма – православные христиане, жители Гниловского сельского поселения, нынешней административной единицы, включающей сёла Гнилое и Ближнее Стояново, хутор Сибирский (Малая Новая Мельница), небольшие посёлки Элеваторный, Верхний, Тихая Сосна, Победа, Сельхозтехника. Приход имеет в бессрочном постоянном пользовании земельный участок площадью 0,41 га, в т.ч. 0,33 – при храме, 0,08 – при приходском доме. На хуторе Гнилом (у " гниловища " , гнилого и слякотного места с обилием ручьёв) в 1830 году было начато, а через два года, в 1832-м, закончено строительство тёплого молитвенного дома. Там был устроен храм в честь преподобного Антония Киево-Печерского. (По другим сведениям – в честь преподобных Антония и Феодосия).

http://sobory.ru/article/?object=11203

Видя, что пришло время отшествия от тела, преподобный Антоний утешил чад своих обещанием, что и по смерти не оставит он своей обители, будет посещать и надзирать ее, помогать живущим в ней и приходящим в нее. Он окончил свое житие во второй своей пещере, где прожил шестнадцать лет. Он окончил свое временное житие и поменял его на вечное 10 июля 1073 года. Честные его мощи были положены в той пещере, где он скончался, под великим монастырем. Как сам преподобный во время жизни своей удалялся от глаз людских, так и мощи его были положены в недоступное для взора людского место. Не могут люди видеть их, ибо исходит от них ослепляющий свет. Некие люди, имевшие дерзость раскопать пещеру, были опалены огнем за свое дерзновение. Но хотя мощи и не видны глазу человеческому, помощь от них людям происходит непрестанно, и тому есть немало свидетельств. Преподобный Антоний не оставил обители своей, время от времени он является преподобным печерским и всем молящимся ему посылает помощь и исцеление. Жизнь свою преподобный Антоний проводил в пещере в уединении, и нам, людям, поэтому неизвестны полностью его дела и подвиги – их записал Господь в Книге Вечной жизни. А мы собрали лишь некоторые сведения о его святой и чудотворной жизни и надеемся на его ходатайство о нас пред Богом, чтобы и нам сподобиться окончить свою жизнь в покаянии и получить помилование от Бога, дабы и наши имена были написаны в Книге Вечной жизни вместе с именем преподобного отца нашего Антония Печерского. 45 В отличие от жития преподобного Феодосия, ученика преподобного Антония, которое было написано преподобным Нестором, житие Антония было воссоздано значительно позднее и в основном по летописным упоминаниям. Г. П. Федотов пишет: «Мы ничего не знаем о времени канонизации Антония. Древнее житие святого Антония, если оно и существовало, было рано утрачено: впрочем, некоторые сомневаются и в его существовании. Мы можем лишь догадываться о причинах скорого забвения памяти святого Антония. «Бе обыкл един жити и не терпя всякого мятежа и молвы», – как говорит Нестор. Антоний, когда к нему начала собираться братия, оставил ее на попечение поставленного им игумена Варлаама и затворился в уединенной пещере, где и пребывал до самой смерти. Он не был наставником и игуменом братии, кроме самых первых пришельцев, и его одинокие подвиги не привлекли внимания» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 53). Текст жития дан по «Книге житий святых» святителя Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монастырь, устроенный около Антониевой пещеры в Чернигове, существовал еще при преподобном Несторе, и был известен под именем монастыря Пресвятой Богородицы на Болдиных горах. Долго ли старец Антоний пробыл в Болдинской пещере, мы на это не имеем прямых указаний в древних памятниках; а позднейшему составителю житии Антониева, напечатанного в начале печатного Печерского патерика, свидетельствующего что Изяслав будто бы вскоре раскаялся и умолил Антония возвратиться в Надднепровскую пещеру, едва ли можем верить на слово; ибо это с одной стороны не согласовалось с характером князя Изяслава, а с другой стороны Нестор не упоминает об Антонии даже в 1072 году, при описании перенесения мощей святых Бориса и Глеба, тогда как перечисляет всех киевских игуменов, присутствовавших при этом перенесении. Всего вероятнее должно допустить, что преподобный Антоний возвратился в свою Надднепровскую пещеру под Киевом вслед за тем, как вызвавший его в Чернигов князь Святослав в 1073 году выгнал Изяслава из Киева и сам сделался Великим князем; следовательно преподобный Антоний прожил в Болдинской пещере около четырех лет. По возвращении в свою Надднепровскую пещеру преподобный Антоний в том же 1073 году дал благословение построить новую великую церковь в Печерском монастыре, задуманную игуменом Феодосием. И это благословение было последним земным делом святого старца; давши это благословение он спокойно мог прекратить все свои земные отношения к Печерскому монастырю, который, с построением этой церкви, окончательно был устроен. И действительно, мы более не имеем никаких известий о дальнейшей жизни преподобного Антония, и не знаем ни подлинного года его кончины, ни места погребения. С 1073 года преподобный Антоний окончательно скрывается из виду; только в двух позднейших летописях вскользь упоминается, что преподобный скончался в 1073 году; но едва ли можно согласиться с указанием позднейших летописцев; ибо таковое указание явно противоречит свидетельству Антониева современника, преподобного Нестора, который говорит, что Антоний, назначив в игумены Варлаама, сам удалился в новую пещеру, в которой и скончался, прожив безвыходно сорок лет; а в 1073 году было только семнадцать лет пребывания Антония в новой пещере, да и от первого поселения его, по пришествии с Афонской горы, в 1073 году прошло не более двадцати двух лет; следовательно, держась свидетельства Нестора, мы должны отодвинуть кончину Антония, если не на двадцать три, то по крайней мере на семнадцать лет; отвергать же свидетельство Нестора мы не имеем права, ибо он был не только современником преподобного Антония, но и постоянным иноком Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

И тем более мы не имеем права отвергать свидетельства Нестора, что отодвигая кончину Антония на двадцать три года или на семнадцать лет после 1073 года, мы чрез это ничего не делаем сверхъестественного; ибо в первом случае кончина Антония будет отнесена на 108 год от рождения, а во втором случае на 102 год от рождения, а до такового возраста доживают многие люди даже в настоящее время, да и первообраз Антония Печерского, Антоний Египетский, скончался ста пяти лет от рождения. Конечно, совершенное отсутствие каких-либо известий о последних годах Антониевой жизни после 1073 года невольно возбуждает удивление; но ежели мы сообразим, что и от предшествовавшей Антониевой жизни немного досталось на нашу долю известий, а предшествовавшая жизнь, особенно по устройству монастыря, еще соприкасалась с внешними земными событиями; то что же удивительного в том, что мы не имеем известии о последних двадцати трех или семнадцати годах, которые Антоний, по свидетельству Нестора, провел безвыходно в уединенной пещере и не принимал никакого участия в делах здешнего мира, когда он душею и телом жил только для неба, и мысленно уже на небе, а пещера его была таким же гробом, в каких хоронят мертвецов, и когда он остававшимся еще своим ученикам заповедал, как иноческое послушание, более не обращаться к нему ни за каким делом, не поминать и даже забыть о нем Все это очень возможно у таких людей как преподобный Антоний. Удивительна жизнь, удивительна и кончина преподобного Антония: какой-то туман лежит на всех известиях о нем, и туман этот, чем дальше, тем гуще и непроницаемее, и наконец превращается в совершенный мрак, в котором окончательно тонут и скрываются от нашего зрения последние годы и кончина преподобного. Где же скрывается причина такой темноты и отрывочности известий о святом муже? Все известия, которые только дошли до нас, говорят о нем с большим уважением и благоговением: очевидно он пользовался у современников громадною известностью; о нем знали во всех краях тогдашней русской земли; о нем говорили и в скромных хижинах, и в богатых домах, и в дворцах княжеских; его святая жизнь была предметом бесед в монастырях между благочестивыми подвижниками; его многочисленные ученики, предмет удивления и уважения своих современников, оставили сочинения, которые служат нам главным источником познания о тогдашнем времени; а между тем о долголетней жизни такого великого и уважаемого всеми мужа только какие-нибудь десять отрывочных известий на сто три или на сто восемь лет! Откуда такая непонятная недостаточность и отрывочность сведений, когда судя по всему их должно бы быть очень много? Где искать причины отнявшей у нас драгоценную полную повесть о жизни такого великого мужа? Причина эта скрывается в самой жизни преподобного Антония, – жизнь эта, как ангельская, едва касалась земли, и вся была посвящена Богу и небу; а посему и не могла быть записана в подробности в книгах земных летописей, и всецело внесена в книгу живота на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

Если же допустить, что преподобный принес на Русскую землю не совершенный, а ущербный иноческий Устав, каковым является идиоритм (из-за чего якобы впоследствии возникло разделение в братстве), то в чем же тогда промысл Божий о русском монашестве, и каковы тогда сила и смысл благословения, принесенного святым Антонием на Русь?! Из приведенного выше анализа отнюдь не следует, что Антоний, подвизавшийся в Эсфигмене, не существовал как реальная личность. Несомненно, что преподобный Антоний Эсфигменский действительно подвизался в Эсфигмене и был пострижен в этом монастыре в 975 году; возможно также, что он жил где-то в уединении на Самарийской горе — уделе Эсфигменских отшельников. Однако никакого отношения к основателю русского монашества преподобному Антонию Киево-Печерскому он не имеет. Прп. Антоний Киево-Печерский Ввиду несостоятельности упомянутых выше преданий о Эсфигменском и Велико-Лаврском происхождении русского монашества, заслуживает всякого внимания предание русских святогорцев. Однако, прежде чем перейти к рассмотрению этой версии, необходимо сделать несколько уточнений относительно хронологии жития преподобного Антония Печерского. О двукратном путешествии преподобного Антония на Афон Прямого и непосредственного источника для жизнеописания преподобного Антония не сохранилось. Косвенные, фрагментарные сведения о нем находятся в «Повести временных лет» и в житиях других печерских угодников. Так называемое «житие преподобного Антония», находящееся ныне в Киево-Печерском Патерике, является позднейшей реконструкцией. «Повесть временных лет» и Киево-Печерский Патерик излагают фрагменты из жизни преподобного Антония по-разному. Согласно летописи, преподобный отправляется на Афон в княжение князя Ярослава Мудрого, тогда как Патерик (основанный на так называемой Второй Кассиановской редакции) относит это событие ко временам равноапостольного князя Владимира и дополняет его еще одним, повторным путешествием на Святую Гору (уже в правление братоубийцы Святополка); в правление же Ярослава Владимировича происходит второе и окончательное водворение преподобного Антония в Киеве на Берестове.

http://pravoslavie.ru/93621.html

Церковь прп. Антония Киево-Печерского и Православный реабилитационный центр (Барнаул) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм преподобного Антония Киево-Печерского построен в 2002-2010 годах; при храме действует консультационный центр для наркозависимых. Престольные праздники: 23 июля, день памяти прп. Антония Киево-Печерского; 15 сентября, день памяти прп. Антония Печерского и прп. Феодосия Печерского; 11 октября, Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих. Содержание История [ править править код ] 23 июля 2010 года открыл свои двери для прихожан новый храм преподобного Антония Киево-Печерского, который строился с 2002 года. Храм располагается на территории Управления федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, но доступ здесь открыт для всех желающих. Специально для этого в церковную ограду сделали отдельный вход со двора ближайшего жилого дома. Открытия храма в Управлении ждали восемь лет. С инициативой открытия часовни на территории УФСИН еще в 2002 году выступил епископ Барнаульский и Алтайский Антоний, идею горячо поддержал тогдашний начальник управления Александр Семенюк. Владыка Антоний лично приехал на место будущего храма, заложил там камень и установил крест. Вскоре после этого владыки Антония не стало, и руководство УФСИН предложило епархии в память о нем назвать церковь его именем. По мере подготовки к строительству у протоирея Михаила Погиблова созрела идея возвести не просто часовню, а храм, открытый для всех горожан. Кстати, основывая этот храм, барнаульцы протянули еще один мостик дружбы между Украиной и Россией. Несколько лет назад представитель УФСИН специально съездил в священное для всех православных христиан место — Киево-Печерскую лавру, чтобы поближе познакомиться с ее архитектурой. При проектировании барнаульского храма в него включили некоторые архитектурные элементы, характерные для Киево-Печерской лавры. Средства на возведение дома Божьего собирали всем миром. Вот уже несколько лет в управлении стоит кружка для пожертвований. Свою лепту в создание этой церкви внесли многие сотрудники УФСИН. Не остались в стороне и прихожане церквей Барнаула, где тоже стояли урны для сбора средств. А возводился храм в основном силами осужденных, отбывающих срок в барнаульских колониях.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прп._А...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010