Встав, Амфилохий припал к ногам преподобного со словами: «Знаю я, отец, твои подвиги и что ты, поистине ненавидя славу человеческую, ищешь славы у Бога». Преподобный ответил: «Что ты, брат, тяжесть возлагаешь на грешного человека! Встань! Береги ноги для поклонения одному Богу и Его образу». И Макарий сказал, обильные слезы проливая из очей: «Встань от ног моих, встань!» Преподобный сказал: «Благословен Бог, направивший твои стопы сюда. Он может и тебя и меня спасти». Амфилохий ответил: «Знай, честной отец, что Бог, все разумевающий, повелевая мне спастись, привел в твои святые руки. Потому, что ты повелишь делать мне, буду с Божьей помощью делать». Понял преподобный, что тот будет ему сподвижником в посте, и дал ему особо суровое правило жизни, не оставляющее никакого телесного покоя. Амфилохий сказал: «Честной отец! Божественный Павел повелевает и всех научает повиноваться старейшинам своим и покоряться, ибо те «пекутся о душах ваших» 377 . И поверила, отец, ему моя худость, и принял я эту заповедь, словно от Бога». Сказал ему преподобный: «Поскольку ты поверил, что дана эта благодать от Бога и хочешь впредь здесь пребывать, пойдем, заключим договор не отлучаться нам друг от друга, пока пребудем в нынешнем житии». И обоим была приятна эта речь, и они так и сделали. И начал Амфилохий подвизаться, следуя уставу и подвигу иноческого жития: одежду имел скромную и доблестно, радуясь, терпел все ради будущего, ожидающего на небесах блаженства. Преподобный же, видя, как тот подвизается и вспоминая, как обещал ему, что они оба спасутся, радовался духом. Тогда преподобный начал с этим братом, а лучше сказать с чадом, распространять обитель: захотел расширить для нее место и сделать ее большей. А тот с большим усердием старался всякие закон и правило иноческого жития соблюдать, ибо нравом был незлобив, душою смирен, подражал кротости отца, очень почитал правило церковное, в посте пребывал и, имея и желание к этому и разум, говорил: «Всякое управление лучше давать душе, нежели телу. Вот что значат слова Спасителя «не заботьтесь о пище и одежде, но о душах заботьтесь» 378 . Трудов его и хождений много было с братией, вне монастыря они работали и вновь на пение возвращались. И начали славиться повсюду житие, терпение и кротость смиренного Амфилохия. «Прославляющих Меня, – сказано, – прославлю» 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кладбище Свято-Успенской Почаевской лавры На этом кладбище я почувствовал покой и тихую радость – как в детстве. Когда прикоснулся к портрету преподобного, помазался от его могилки, мы как поздоровались с ним. Я не был с ним знаком, но видел на портретах и иконах его добрые глаза, улыбку – он был очень добрым человеком, с душой ребенка. Это был большой, мудрый, мудрейший человек с чистой душой. Как Господь говорил: «Будьте как дети».  И мне кажется, что преподобный Амфилохий Почаевский был именно такой. Видел и его друзей на кладбище, которые похоронены рядом с его могилой – таких же замечательных, святых людей.  Они – как безмолвная стража, как молчаливая служба. Говорят, возле этих схимников до сих пор кричат бесноватые. Валентина Колесник «Это любовь – ее же не объяснишь» Валентина Колесник, мастер педикюра, поехавшая на празднование Дня памяти преподобного Амфилохия Почаевского Сколько просила Господа именно в этот день побывать в Почаевской лавре. На преподобного Иова два раза была, а на святого Амфилохия всё как-то не получалось. Сегодня целый день боюсь даже об этом думать – чтобы не спугнуть. Чудесный батюшка – смотришь на его икону, и душа наполняется радостью. И когда приезжаешь в Почаев и подходишь к раке – это чувствуешь нутром, где-то там в глубине. У меня к нему любовь и привязанность. Еду в Почаев в пятый раз и всегда – к батюшке Амфилохию. Мне даже иногда бывает стыдно перед самой собой: всё-таки преподобный Иов – первый настоятель Лавры, и к нему едешь. Но батюшка Амфилохий почему-то теплее как-то. Рака с мощами преподобного Амфилохия Почаевского Даже когда ездила в Одессу и прикладывалась к мощам преподобного Кукши Одесского, то всё равно во мне это было через батюшку Амфилохия – они же дружили. Он всегда со мной просто. И я это даже сама себе объяснить не могу. Конечно, такая любовь во мне не просто с бухты-барахты – я читала жития многих святых, но почему-то преподобный Амфилохий Почаевский мне самый близкий. Не могу это объяснить – это где-то внутри. Это как любовь – ее же не объяснишь: или она есть, или ее нет. Любишь и всё.

http://pravmir.ru/za-istseleniem-k-amfil...

Страдание 26 Зографских преподобномучеников . В 1274 году на Соборе в Лионе Византийский император Михаил VIII Палеолог решил укрепить свою близкую к падению державу за счет союза с католическим Римом – унией. Этот шаг вызвал всеобщее недовольство в стране, и император в 1278 году издал указ вводить унию в Византии хотя бы даже и насильственными мерами. Святая Афонская Гора твердо противостояла унии. Афонские иноки отправили послание к Михаилу, в котором основательно доказывали, что главенство папы, поминание его в церквах, совершение Евхаристии на опресноках, прибавление к Символу веры «и от Сына» не могут быть приняты православными, и призывали императора одуматься. «Мы ясно видим, – говорилось в послании, – что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял... Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки». Крестоносцы, изгнанные из Палестины и нашедшие приют в Романии, заявили императору о своей готовности огнем и мечом утверждать власть папы. Михаил нанял еще турок и татар. Когда войска подошли к ненавистному для императора Афону, то, чтобы не раздражать греков, он решил выместить свою злобу на афонцах-славянах. По приказу Михаила слуги папы обрушились на Болгарский монастырь Зограф. Когда Зографским инокам было предъявлено требование принять унию, никто из них не захотел даже слушать о католичестве. Большинство зографцев покинуло обитель, а самые твердые, числом 26, остались в монастырской башне. Это были: игумен Фома, иноки Варсонуфий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина. Святые мученики за веру православную были сожжены в монастырской башне 10 октября 1284 года. Святитель Амфилохий Святитель Амфилохий епископствовал в одной из древнейших русских епархий – Владимиро-Волынской, учрежденной еще святым равноапостольным князем Владимиром. Святитель Амфилохий был третьим архипастырем на этой кафедре. Первым Владимиро-Волынским епископом был Стефан, поставленный самим равноапостольным Владимиром; его преемником – преподобный игумен Печерский Стефан (память 27 апреля), восприявший игуменство от преподобного Феодосия (память 3 мая). Святитель Амфилохий был хиротонисан во епископа 27 августа 1105 года митропсшитом Киевским Никифором (1103–1121) и семнадцать лет управлял Владимиро-Волынской паствой. Всего несколько поколений отделяли его время от Крещения Руси, и святителю пришлось немало потрудиться в обращении ко Христу язычников, а также в искоренении суеверий у новокрещенных и умирению княжеских междоусобиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Высокого гостя в обители встречали и знакомили с ее жизнью и развитием наместник Спасского монастыря игумен Андроник (Могилатов) и духовник монастыря игумен Авраам (Рейдман). Затем сербского иерарха познакомили с деятельностью основанной при монастыре гимназии в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Митрополит Амфилохий осмотрел учебные аудитории, гимназическую часовню, благословил воспитанников. Очень интересным нашел Архипастырь, что химию, биологию и Закон Божий в гимназии преподает один и тот же учитель. В кабинете географии вместе с ребятами Митрополит Амфилохий по карте посмотрел, где находится Урал, Москва и Сербия, заметив, что при современных видах транспорта - это не так уж и далеко и пригласил воспитанников приезжать на каникулы. Колокольным звоном и хлебом-солью встречали Митрополита Амфилохия в величайшей уральской святыне - Храме-на-Крови. Архипастырь приложился в нижнем приделе к иконе Святых Царственных Страстотерпцев и прошел за архиепископом Викентием в так называемую расстрельную комнату - на место, где в июле 1918-го года и было совершено злодеяние, перевернувшее весь естественный ход российской истории. Как заметил архипастырь, в Сербии почитание Царственных Страстотерпцев очень велико и началось почти сразу после их мученической кончины. А первая часовня в честь Царя Николая была возведена еще в начале 30-х годов. Святитель поведал и о пребывающей в Сербской Церкви всеправославной святыне, которая возможно вскоре посетит Урал - деснице святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В верхнем приделе храма митрополит Амфилохий приложился к иконе Царственных Страстотерпцев, Пресвятой Богородицы " Троеручица " и к раке с частицей мощей Преподобного Серафима. В сопровождении архиепископа Викентия Владыка поднялся на хоры храма и даже на колокольню, осмотрев колокола и панораму города. Следующим местом паломничества для Сербского иерарха стал монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Гость осмотрел монастырский комплекс, возведенный по благословению Патриарха Алексия, попечением архиепископа Викентия и трудами Уральской Горно-Металлургической компании.

http://pravoslavie.ru/8879.html

Радуйся, супротив похоти плоти, хранением девства и чистоты подвизавыйся; радуйся, на похоть очес целомудрием вооруживыйся. Радуйся, гордости житейской смиренномудрием противуставый; радуйся, Христовы заповеди боголюбия и братолюбия исполнивый. Радуйся, преподобне отче Амфилохие, теплый наш заступниче и предивный целебниче. Кондак 1 Избранниче Христов и обители Почаевския новый чудотворче, скорбящих скорый утешителю и недужных благодатный целителю, преподобне отче Амфилохие, любовию восхваляюще богоугодное житие твое, песнь благодарения о тебе Богу приносим. Ты же яко дерзновенный к Нему молитвенник и теплый о нас ходатай, испроси всем с верою к тебе приходящим, от душевных и телесных зол свобождение, да выну зовем ти: Радуйся, преподобне отче Амфилохие, теплый наш заступниче и предивный целебниче. Молитва О, всеблаженне отче наш Амфилохие, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы дерзновения просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым – от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, в ней же подвизался еси, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобным Иовом отеческое заступление во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Амфилохий Почаевский, прп. - житие Житие преподобного Амфилохия Почаевского В двадцатом веке в Почаевской Лавре возсиял новый светильник веры и благочестия – преподобный Амфилохий (Головатюк, 1894-1971). Юношей он был призван в Царскую Армию. Пройдя через многие испытания, он в 1925 году избирает тернистый путь спасения в монашестве и поступает в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполняет новоначальный инок возлагаемые на него послушания и удостаивается монашеского пострига с именем Иосиф и священнического сана. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф в то же время лечит больных и особенно становится известным как костоправ. Во времена гонений на Церковь власти планировали превратить Лавру в музей атеизма. За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а затем применены репрессии, высылки, тюрьмы... Но ничто не сломило стойкости монахов, которые переносили всё мужественно и спокойно, готовые, если нужно, отдать жизнь за веру. В храмах монастыря круглосуточно теплились лампады и возносились молитвы. Отец Иосиф часто ночи проводил в храме, где до утра служил акафисты. В одно время своим мужеством и смелостью он отстоял Троицкий собор. Вскоре за это отца Иосифа арестовали и поместили в психиатрическую больницу. Все, кто знал старца, не переставали хлопотать об его освобождении, чего и добились, но в Лавру власти запретили ему возвращаться. Отец Иосиф поселился у родных. После того как однажды по наущению властей он был избит до полусмерти, опасаясь за жизнь старца, его постригли в схиму с именем Амфилохий. По милости Божьей он ещё многие годы служил людям, получив от Господа дары прозорливости и исцелений, которые всячески скрывал, избегая суетной человеческой славы. Десятки, если не сотни тысяч людей, исцелил преподобный. Вся жизнь святого была служением Богу и ближнему. После его преставления 1 января 1971 года, на месте погребения старца стали происходить чудеса и исцеления, которые не прекращаются и по сей день.

http://pravicon.com/info-1741

Прп. Амфилохий Почаевский Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца. В декабре 1965 года один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. Восемь часов пролежал батюшка в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем в честь святителя Амфилохия Иконийского , боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди по прежнему шли и ехали к старцу за исцелением. С северной стороны двора построили длинный корпус и в нем устроили трапезную и кухню, приемную для больных, спальню для послушниц и домовую церковь - длинный зал с двумя боковыми комнатами: в одной хранилось церковное облачение, в другой - отец Иосиф молился и отдыхал. Старец, с детства любивший природу, сам сажал цветы и фруктовые деревья, послушницы помогали в работах на участке. О. Амфилохий предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда». Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке. Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться. Скончался 1 января 1971 года. Мощи преподобного Амфилохия Почаевского 3 апреля 2002 года канонизирован решением Священного Синода Украинской Православной Церкви . Чин прославления был совершён 12 мая того же года митрополитом Киевским Владимиром в Успенском храме Почаевской Лавры . 13 мая мощи преподобного были перенесены из Успенского собора в расположенную под ним церковь-крипту преподобного Иова Почаевского, где почивают и ныне рядом с мощами последнего.

http://drevo-info.ru/articles/13671436.h...

Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М.: Изд-во Московского подворья ТСЛ, 2005. Симеон Новый Богослов , прп. Творения. В 3-х т./Пер. с греч. еп. Феофана (Говорова). М: Изд. Афонского Пантелеймонова монастыря, 1892. Т. 1. Симеон Новый Богослов , прп. Творения. В 2-х т./Пер. с греч. еп. Феофана (Говорова). М.: Изд. второе Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1890. Т. 2. Литература Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность». Противостояние и встреча двух творческих принципов//Он же. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Изд-во Языки русской культуры, 1996. С. 13–60. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Изд-во Coda, 1997. Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. В 2-х ч. М.: Изд-во Введенской Оптиной Пустыни, 1900. Ч. 1. Адо П. Плотин, или Простота взгляда / Пер. с франц. Е. Штофф. M.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. Аквилонов Е. П., прот. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия. М.: Тип. Е. Г. Потапова, 1892. Акишин С. Б. Ипостасность в богословии и некоторые аспекты философии Шеллинга//Начало. 2007. 16. С. 67–72. Александрова Ю. В. Основы общей психологии/Под ред. А. В. Бородина. М.: Изд-во Современный Гуманитарный Университет, 1999. Алипий (Кастальский), архим. Старец Софроний в России//Вера – Эском. 2009. Вып. 15, 593 (461). С. 15–16. Амфилохий (Радович) , митр. Значение Православия для современной молодежи/Пер. с сербск. С. Луганской//Альфа и Омега. 2001 3 (29). С. 305–312. Амфилохий (Радович) , митр. Миссия Церкви и ее методика в исторической перспективе//Он же. Основы православного воспитания. Пермь: Изд-во Панагия, 2000. С. 9–33. Амфилохий (Радович) , митр. Святость – мера человеческого достоинства//Там же. С. 54–62. Амфилохий (Радович) , митр. Литургия и подвижничество//Там же. С. 63–77.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

10 Преподобный Стефан Савваит, творец канонов († после 807; память совершается 28 октября), именуемый также Святоградцем, потому что он был иноком святого града Иерусалима, подвизался в конце VIII – начале IX веков в лавре преподобного Саввы Освященного. Ему принадлежит описание страданий святых отцов, убиенных в обители святого Саввы в 796 году: «…приступаю я к повествованию о нападении бесчеловечных варваров на святую лавру святого отца Саввы и о избиении в ней отцов наших; сам я видел это своими глазами, жив в ней во время набега их». Из богослужебных текстов его перу принадлежат каноны Обрезанию Господню, преподобному Кириаку отшельнику, подвизавшемуся в Палестине (память 29 сентября), преподобным отцам, во обители святого Саввы убиенным (память 20 марта), а также различные тропари и стихиры, в том числе пять стихир в службе на Рождество Божией Матери. 11 Святитель Амфилохий, епископ Иконийский († после 394; память совершается 23 ноября), родился в Кесарии Каппадокийской и был двоюродным братом святителя Григория Богослова и близким другом святителя Василия Великого . До своего призвания к святительскому служению он около сорока лет подвизался в пустыне. После того как в 372 году скончался Иконийский епископ, ангелы Господни трижды являлись святому Амфилохию, призывая его идти в Иконию на святительское служение. Истинность этих видений была подтверждена тем, что ангел, явившись в третий раз, вместе со святым воспел ангельскую песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Небесный посланник повел святого в ближайший храм, где собором ангелов он был рукоположен во епископа. Возвращаясь в свою келию, святой Амфилохий встретил семь епископов, которые разыскивали его, по повелению Божию, чтобы поставить его епископом Иконки. Он рассказал им, что уже рукоположен ангелами. В течение многих лет святитель Амфилохий пас иконийскую паству. Его молитва была столь дерзновенна, что он испрашивал у Господа исцеления душевных и телесных недугов своих пасомых. Святитель Амфилохий принимал участие во II Вселенском Соборе (381).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Когда Глушицу стали посещать многие, любитель безмолвия удалился за 4 версты в непроходимую дебрь и у огромной сосны, оставившей и месту название Сосновца, соорудил себе келью, а потом небольшой храм во имя пустынного ангела Предтечи. Это было в 1420 году. К нему приходили жены с желанием слушать наставления его и желали бы часто слушать их: а потому Дионисий в 2 верстах от Покровской обители устроил женское общежитие с храмом святителя Леонтия Ростовского. В устроении и поддержании всех трех обителей щедро помогали преподобному князья Дмитрий Заозерский 63 и Юрий Бохтюжский, особенно же последний. 64 Блаж. Дионисий ревностно заботился о распространении славы имени Божия. В 18 верстах от Глушицкой обители, на р. Сухоне, построен им храм во имя Воскресения Христова, с тем, дабы окрестные жители могли в нем слушать слово Божие и учиться страху Божию. Другой храм, во имя свят. Николая построен им в с. Двинице, по просьбе бедных жителей того села, и для этого храма писал он сам иконы. За семь лет до кончины, богоносный основатель трех обителей приготовил себе могилу и часто приходил к ней, размышляя о загробной жизни. Он мирно почил 1 июня 1437 года. 65 Строго-благочестивая жизнь, насажденная аввой в его пустыни, долго процветала и по кончине его. 66 Собор 1547 года установил чтить память преп. Дионисия, прославленного многими чудесами, во всех церквах Русских. 67 Известность блаж. Дионисия, как опытного наставника, привлекала к нему весьма многих подвижников. В числе их были преподобные: Амфилохий, Макарий и Тарасий Глушицкие, Филипп Рабангский 68 и Григорий Пельшемский. Блажен. Амфилохий пришел уже иноком из Устюга к преп. Дионисию, кода основаны были обители Глушицкая и Сосновец. Преп. игумен особенно любил Амфилохия за кротость и смирение, и перед кончиной своей сказал ему: «Вижу, что смерть близка ко мне, тебе же велит Господь жить, – предай тело мое земле; не оставляй сего места, подвизайся каждый день. Кто из нас может заплатить чем-нибудь Владыке Христу?» – Когда Амфилохий стал плакать о разлуке с учителем: «Ты еще не довольно подвизался, – сказал он, – для получения назначенной тебе награды,» – и поручил ему управление своими монастырями. Преп. Амфилохий скончался спустя 15 лет после своего наставника, 12 октября 1452 года. 69

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010