Туголес. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Туголес упоминается в качестве погоста в переписи 1705 г. Деревянная летняя церковь во имя великомученицы Параскевы была построена в середине XVIII в. и имела крестообразную форму. В 1871 г. находящуюся в одной связи с церковью колокольню перестроили с соблюдением прежнего фасада. В 1885 г. подведен каменный фундамент. Украшала храм икона древнего письма великомученицы Параскевы, обложенная серебряным окладом с позолотой в 1795 г. Казанскую церковь, теплую деревянную, построили в 1847 г. Она была больших размеров. На рубеже XIX-XX вв. трудами старосты И.Ф. Ратникова на народные пожертвования возводится большой кирпичный храм, строительство которого заканчивается в 1916 г. Храм трехпрестольный. Центральный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — во имя святой великомученицы Параскевы, правый — во имя преподобного Серафима Саровского. В советские годы храм не закрывался, поэтому он хранил в себе некоторые святыни из закрытых храмов. До сего дня здесь находится резной образ святителя Николая Радовицкого из закрытого Николо-Радовицкого монастыря. Известно, что этот чудотворный образ в старое время часто приносился в окрестные деревни и дома и очень почитался верующими людьми этого края. В конце 1980-х гг. возле храма построили звонницу, а в 1990-х гг. расширили территорию храма, сделали новую каменную ограду, в подвальном помещении оборудовали крестильную церковь в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Источник: Официальная страница Храма Новомучеников и исповедников Шатурских Адрес статьи: http://hram-shatura.fromru.com/prihod/tugoles.htm Туголес, состоявший до 1779 г. во Владимирской губернии в стане Ловчего пути, в качестве погоста упоминается в переписных Владимирских книгах 1705 г. Существовавшая деревянная холодная Пятницкая церковь построена была не ранее половины XVIII ст.; она имеет крестообразную форму, простирается в длину на 31 арш., в ширину на 23 арш. В 1871 г. находящаяся в одной связи с церковью колокольня была разобрана и построена вновь, с соблюдением прежнего фасада. В 1885 г. под церковью подведен был каменный фундамент.

http://sobory.ru/article/?object=04828

Среди новомучеников и исповедников XX века есть не только священнослужители, но и регенты — дирижеры церковных хоров. Именно регентом и учительницей церковного пения почти всю жизнь была и преподобноисповедница Параскева, мощи которой находятся в Спасо-Влахернском женском монастыре Дмитровского района Московской области. Параскеве было всего около трех лет, когда в храме Великим постом она услышала простое, но необычайно красивое пение «Аллилуиа». Мелодия запомнилась сразу же, и детское впечатление было столь сильным, что с тех пор девочка решила: ее жизнь навсегда связана с Церковью. С годами появилось и стремление стать монахиней. Бабушка была против, даже нашла жениха, но Параскева объяснила, что не сможет быть хорошей женой, и попытки выдать девушку замуж прекратились. А однажды будущая монахиня даже видела во сне сияющую икону Божией Матери, стоящую в неизвестном храме возле иконостаса и украшенную лентой. На ленте была надпись: «В этом монастыре ты будешь жить». В девятнадцать лет Параскева вместе с подругой отправилась в Теолинский Спасо-Преображенский монастырь близ города Гродно и была принята там послушницей. Спустя несколько лет, собираясь навестить родителей, по дороге домой она заехала в Турковичский монастырь и там увидела икону, виденную давным-давно во сне. В 1912 году Параскеву приняли в Турковичскую обитель. Но во время Первой мировой монастырь был эвакуирован в город Дмитров Московской области, и с тех пор инокиня Параскева жила в Дмитрове, а после 1918 года и закрытия монастыря прислуживала в местном храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Однажды инокиню попросили научить церковному пению дочь одного крестьянина, затем отдали в обучение еще некоторых девочек, и так хор стал быстро расти. Когда учениц стало уже шестьдесят, группу разделили и получилось два детских хора. В 1924 году мать Параскева впервые столкнулась со злой волей властей. Ей приказали прекратить занятия, но и продолжая руководить хором только за богослужениями, инокиня все равно навлекла на себя новые беды. В 1931 году она была арестована. «Тройка» приговорила инокиню Параскеву (Матиешину) к пяти годам ссылки в Казахстан.

http://foma.ru/datyi-dekabrya.html

Благочестивые люди взялись копать могилу и обрели тело, к которому не коснулось тление. Сперва испугались они и недоумевали: что делать? Как незнакомые с духовными вещами, по простоте, оставили они нетленное тело в могиле и тут же закопали смрадный труп. Потом, когда один из них, благочестивый Георгий, после вечерней молитвы лег на покой, явилась во сне облеченная в царственное одеяние дева, окруженная воинами; свет, окружавший ее, до того был силен, что не мог он смотреть; один из воинов подошел и, взяв его за руку, сказал: «Георгий! зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы? Немедленно выньте его из смрадной могилы и положите в раке; Царь хочет прославить ее на земле». Тогда и дивная дева сказала смущенному Георгию: «Поспеши вынуть мои мощи, – не могу терпеть смрада; родина моя Пиват, где вы живете». В ту же ночь благоговейная жена Евфимия имела подобное видение. Когда огласились оба явления, поспешили к могиле и вынули нетленное тело святой девы; оно с торжеством положено было в соборном храме апостолов, и от него потекли потоки исцелений: слепые прозревали, хромые начинали ходить, больные тяжкими болезнями получали здравие. Прошло почти два столетия после кончины преподобной Параскевы. Константинополь и близкие к нему места были в руках папистов – крестоносцев. Болгарский царь Иоанн Ясень, сын старшего Ясеня, решился освободить святые мощи Параскевы из нечистой власти папистов 688 . Франки трепетали Ясеня. Потому, когда объявил он, что желает перенести мощи преподобной в свой стольный город, они немедленно согласились отпустить их. Так с торжеством встретили их царь и патриарх Василий в Тернове, и они положены были (1238 г.) в построенном для них храме преподобной Параскевы 689 . Когда султан Баязет взял Тернов, все святыни были разграблены; валахский властитель успел взять мощи преподобной, одетые в одном рубище, и перенес их в свою столицу. В 1396 году Валахия также попала под власть магометан и владетель ее сослан был в Бруссу. Благочестивая княгиня сербская Милица, быв у султана, выпросила мощи преподобной Параскевы, и они перенесены были в Сербию 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 22 (5 декабря) Преподобноисповедница Параскева ( Матиешина ) Преподобноисповедница Параскева родилась 28 октября 1888 года в селе Песчаное Каменец-Подольского уезда Подольской губернии в крестьянской семье Федора и Матроны Матиешиных. Семья была религиозной, благочестивой и патриархальной. «По вечерам мы не знали другого времяпрепровождения, как чтение Священного Писания или житий святых, и не представляли, что может быть иначе», – вспоминала матушка. Еще в младенческом возрасте она пережила первое значительное событие духовной жизни. Ей было три года, когда ее стали приучать к посту. Сначала девочка не хотела поверить, что Великим постом нужно отказаться от любимого молока, просила его, капризничала. Но через день сильно заболела и почувствовала связь между болезнью и нежеланием соблюдать пост, поняла, что пост – это серьезно. Тогда она дала свое первое обещание Богу: постом никогда не пить молока. Через два дня она поправилась и с этого времени всегда легко и с радостью постилась. Примерно в том же возрасте проявилась в девочке любовь к богослужению и церковному пению. Однажды в церкви Великим постом на нее особенное, глубокое впечатление произвело пение «Аллилуиа». Когда оно закончилось, Параскева заплакала. Вернувшись домой, она пропела его матери по памяти и запомнила на всю жизнь. Грамоте ее выучил дед Амвросий по Библии. Впоследствии она очень хорошо знала Священное Писание, но особенно любила читать послания Апостолов и Евангелие от Иоанна Богослова. Она называла его невидимым первым руководителем в духовной жизни: «Во время его чтения так делалось сладко и хорошо на душе, и я забывала о земле и о земном. Я даже выразить не умею, как мне было хорошо». Когда Параскеве исполнилось восемь лет, умерла мать, за нею дедушка и младшая сестренка. После отца Параскева стала главной работницей в доме. Отправляясь вместе на работу, они любили по дороге петь псалмы. У отроковицы рано появилось желание пойти в монастырь. Бабушка не позволяла ей об этом и думать. Нашелся и жених. Но Параскева ласково объяснила молодому человеку, что замуж не пойдет, потому что собирается в монастырь. Молодой человек последовал ее примеру, уехал на Афон и принял монашеский постриг.

http://fond.ru/kalendar/1323/paraskeva/

Церковь вмц. Параскевы в Ероскипу. VII в. Церковь вмц. Параскевы в Ероскипу. VII в. Раннехрист. базилики подверглись разрушению в результате араб. нашествий и землетрясений. В средневизант. период наименее пострадавшие из них были перестроены в базилики др. типа (с опорой перекрытий на столбы), на месте других воздвигли базилики меньшего масштаба (напр., в 654/5 еп. Иоанн перестроил разрушенную арабами базилику в Солах). На К. практически отсутствуют ранневизант. центрические храмы. Впосл. здесь практически не встречаются три- и тетраконхи (исключения - парекклисион, пристроенный к ц. прмц. Параскевы в Героскипу (Ероскипу), храм в Ставровуни). Также известен только один случай перестройки языческого святилища в христ. церковь - храм Зевса в Саламине. В период кондоминиума (649-965) церковное строительство утрачивает свои масштабы, предположительно этим временем датируются ок. 20 храмов ( Papacostas. 1999. Vol. 1. Il. 276); крупнейшим центром храмоздания в это время является п-ов Карпасия (8 церквей). Отсутствие надежных датировок для большинства кипр. храмов затрудняет возможность даже предположительно определить, когда они были построены - до или после воссоединения с Византией. На месте старых колонных базилик или рядом с ними строятся новые короткие базилики на столбах: на п-ове Карпасия - Бесплотных сил (Асоматон) и ц. Пресв. Богородицы Афендрики, вмц. Варвары близ Коровии, Канакарии Пресв. Богородицы ц. в Литрангоми, ц. Пресв. Богородицы Сики; в Саламине и его окрестностях - ап. Варнавы и перестроенная ц. свт. Епифания (?); внутри острова - свт. Спиридона в Тримифунте, сщмч. Ираклидия; на юго-западе К.- ц. Пресв. Богородицы Лимениотиссы в Пафосе, Честного Креста в Анойире и, возможно, базилика в Эпископи близ Курия; на севере острова - мч. Маманта в Морфу. Единственный пример купольного храма этого периода - базилика прмц. Параскевы в Героскипу, возведенная на Т-образных столбах, с рукавами креста и куполами над ними и тетроконхиальным купольным пастофорием. Возможно, построена под влиянием архитектуры к-польского храма св. Апостолов (ср. с ц. ап. Андрея Первозванного в Перистере близ Фессалоники, кон. IX в.). Чуть усложненной копией ц. прмц. Параскевы в Героскипу является ц. преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне, которая датируется по кладке приблизительно XI-XII вв.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Сергиев Посад. Церковь Параскевы Пятницы на Подоле. Пятницкая церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада. Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь с приделом мученицы Параскевы, построенная, вероятно, еще в XV в. и служившая приходским храмом для селившихся здесь монастырских слуг — чиновников, управлявших обширным вотчинным хозяйством монастыря. Позже на Подоле возник мужской монастырь, занимавший зависимое положение от обители преподобного Сергия. В 1547 г. на средства Троицкого монастыря и «христолюбцев» (добровольных жертвователей) была сооружена Пятницкая церковь. После польско-литовской осады 1608–1610 г. г. Троицкий монастырь, по словам библиотекаря Московской Духовной академии иеромонаха Арсения, «уврачевал нанесенные Подольному монастырю раны». В 1611 г. «поделали и освятили» Пятницкую церковь. В описи 1641 г. значится: «у Троицы за городом... монастырь, а в нем храм во имя Введения Богородицы, камен, крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом... Да другая теплая церковь во имя святыя великомученицы Параскаевгеи нареченные Пятницы, с трапезою, каменная ж, крыта тесом, глава и крест обиты немецким железом, ... а строение в церквах все монастырское. Да на той же церкви зделана колокольными... Да в монастыре же тринадцать келий, живут в них старицы, а строение кельи их же стариц...». Впоследствии пришедший в упадок монастырь был упразднен. Церковь с Великого поста 1679 г. стала приходским храмом Нижней Служней слободы. Тогда же, по-видимому, поставлена новая, ныне существующая Пятницкая церковь. В 1928 г. церковь Параскевы Пятницы на Подоле закрыли. 1 июня 1929 г. городские власти сдали церковь Правлению кооперативного общества «Смычка» под склад. В период деятельности общества здание церкви пришло в крайне запущенное состояние. Лишь в 1960-х годах, когда церковь была передана Загорскому музею-заповеднику, начались исследовательские и реставрационные работы. В результате оказалось, что Пятницкая церковь принадлежит ко второй половине XVII в. Вопрос о том, была ли она перестроена или сложена заново в конце XVII в., не встречает единодушия во мнении исследователей.

http://sobory.ru/article/?object=06578

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Топловский монастырь, фотография с сайта pravoslavie.ua Монастырь расположен в северо-восточной части села Тополевка , на одном из уступов горы Каратау (или по-татарски Инчокрак), среди горного леса. Село Тополевка, ранее греческое, до советской топонимической реформы называлась Топлы, откуда и название монастыря. Монастырь расположен у источника, носящего имя святой Параскевы Римской . По местным преданиям именно здесь произошла её мученическая казнь, после чего на месте казни забил источник, имеющий лечебные свойства. В данном районе Крыма задолго до устройства монастыря было распространено почитание св. Параскевы. Развалины греческих церквей св. Параскевы, имелись непосредственно у источника, в селе Топлу, в селе Орталан (сейчас - Земляничное), армянская церковь св. Параскевы построенная в 1702 и заброшенная в 1778 году. В 1850-х годах около источника в землянке поселилась девушка-болгарка Константина из соседнего села Кишлав (ныне село Курское Белогорского района). Перед этим она по указанию свыше оставила мир и жила в чтимой людьми пещере «Целебный источник» в урочище Кизилташ, а с приходом туда иноков удалилась к источнику святой Параскевы. Нося рубище и питаясь скудным подаянием, подвижница долго подвизалась здесь одна и горячо молилась о создании при источнике женского монастыря. Позднее к ней присоединились несколько женщин, образовав подобие киновии. Наконец в святом месте устроили часовню, где служились молебны преподобномученице. Все усиливающееся в народе верование в чудодейственную силу источника вызывало настоятельную потребность в открытии монастыря, но дело осложнялось тем, что целебный источник находился в частных владениях. После присоединения Крыма к России в 1783 году правительство награждало своих подданных землями, оставшимися после выхода татар в Турцию. Императрица Екатерина II пожаловала своему камердинеру, греку Захару Константиновичу Зотову, земли в Судакском округе, в том числе и урочище Топлу. Впоследствии наследница этих земель, Ангелина Ламбири, передала 230 десятин земли с источником в дар обители.

http://drevo-info.ru/articles/18321.html

Храм Параскевы Пятницы (Ярославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Параскевы Пятницы, что в Калашном ряду, был построен и освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы в 1747 году. Приделы построены и освящены в 1868 году. Правый придел — святого благоверного великого князя Александра Невского, левый придел — преподобной Пелагеи. Колокольня храма над входом построена в 1868 году. Приделы храма и колокольня были построены на средства старосты храма — купца Александра Димитриевича Топленинова. Содержание История [ править править код ] XVIII век. Ярославский Пятницкий приход в XVIII — первой трети XX вв. состоял из двух храмов: летней Троицкой церкви и зимней — Параскевы Пятницы. Летний храм не сохранился. Местность, где располагались храмы Пятницкого при­хода, издавна в Ярославле называлась Таборы. По преданию, в 1612 году здесь лагерем стояли дружины Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, собиравшиеся для освобождения Москвы от войск Лжедмитрия. Впервые деревянный Пятницкий храм упоминается в Переписной книге 1646 года, а через два десятилетия сообщается не только о самом храме и посвящении его престолов («в Духовской сотне церковь приходская во имя Живоначальной Троицы да придел Великомученицы Парас­кевы, нарицаемой Пятница»), но и о православной традиции давать пристанище нищим около храма, где им было легче найти пропитание: «а около той церкви живут в дворишках и в кельишках бедные людишки — кормятся Христовым именем да черною работою». С середины XVIII века при Пятницкой церкви значилась богадельня «для разных чинов людей, солдат, их жен и детей». Каменный холодный одноглавый храм во имя Живо­начальной Троицы был построен на средства прихожан в 1730 году, расписан в 1795—1796 годах ярославскими мастерами во главе с Иваном Смирновым и Петром Икон­никовым. Среди документов о династии иконописцев Смир­новых, выявленных А. И. Шемякиным, есть договор от 3 мая 1795 года, заключенный мастерами со священником и церковным старостой на росписи Троицкого храма, в котором деталь­но изложена разработанная «с общего совета» заказчиков и мастеров программа стенописей.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Параскевы...

Могилёв-Подольский. Церковь Параскевы Пятницы в Немии. П’ятницька церква /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Параскевы Иконийской Год постройки:не позже 1775. Адрес: Украина, Винницкая область, г.Могилёв-Подольский, ул. Параскиевская, 14 Координаты: 48.457564, 27.767613 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Немия с. — составляет северо-западное предместье г. Могилева, в 2 вер. от него, на левом берегу р. Днестра, при впадении в нее речки Немии, которая разделяет село на две части: восточную — мещанскую и западную — крестьянскую. Село лежит в долине, со всех сторон замкнутой горами, в местности не вполне здоровой, с песчано-каменистою почвою. В исторических документах село упоминается в 1-й половин XVI в., хотя эта местность, несомненно, была заселена еще в доисторическую эпоху, о чем свидетельствуют находки каменных и бронзовых изделий в окрестностях села, а также в раскопанныъ здесь двух могилах. Близ села есть так называемая " Пеланова " скала, под которой, по преданию, зарыт богатый клад. При постройке железной дороги во время расчистки пути найден железный шлем, хранящийся теперь в Каменець-Под. Древлехранилище. Н. принадлежала кн. Сапеге, а теперь Красовскому. Ныне всего населения в Н. 749. муж. и 136 жен. православного исповедания, в числе которых 155 муж. и 444 жен. мещан, приписанны к г. Могилеву; остальные — крестьяне-земледельцы; католиков только несколько душ. Некогда в Н. проживали и греки, но впоследствии выселились отсюда. Мещане занимаются ремеслами — сапожным, бочарным, торговлею и рыболовством, а крестьяне, кроме хлебопашества, ломкою камня, из которого приготовляют мельничные жернова. До постройки нынешнего храма, по преданию, в Н. была старая деревянная церковь, на месте которой в 1775 г. на средства прихожан построена теперешняя деревянная трехкупольная крестовидная церковь в честь св. Параскевы (14 октября). Колокольня также деревянная; иконостас четырехъярусный, 1799 г. Здание церкви очень обветшало, почему в настоящее время собираются средства на постройку новой. В храме есть чтимая народом икона Богоматери " Всех скорбящих Радосте " , выписанная из Афона, на кипарисной доске, а также храмовая — преподобн. Параскевы. Церк. земли: усад. 1 д. 1844 с., пах. 34 д. 566 с. и неуд. 1 д. 1408 с., а всего 37 д. 1418 с. Причтовые помещения построены на средства помещика в 1881 г. Церк.-прих. школа с 1890 г.; помещается с 1894 г. в собственномь здании. С 1898 г. здесь есть еще школа грамоты для девочек. В 1897 г. в Н. открыта Комитетом Попечительства о народной трезвости народная чайная с читальнею.

http://sobory.ru/article/?object=59325

Слава, глас 2: Отечество и сродство оставила еси,/и Христу, Жениху своему, последовала еси,/преподобная Параскево,/и Вышний Иерусалим постигла еси,/и с мудрыми девами, невздремавшися, вошла еси во мысленный чертог/и зриши Жениха своего красоту,/Егоже моли о душах наших. И ныне, Богородичен. На стиховне стихиры, глас 4 Подобен: Званный свыше: Уязвившися желанием Божественным,/преподобная мати Параскево,/вся суетная прелестнаго жития возненавидевши,/Христу последовала еси/горящим духа желанием,/мудрование плотское умертвивши воздержанием,/и истинным умилением, и совершенным смирением,/и прияла еси от Бога дар чудотворений неизреченных:/Егоже моли спасти и просветити души наша. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Ангельское возжелевши житие,/преподобная мати Параскево,/мимотекущее сие житие, яко сон, вменила еси,/подвизающися воздержанием, и прилежными молитвами,/и пощением, и бдением, и низулеганием, и чистотою;/сосуд пречист явилася еси Духа Божественнаго/и светлых, и неизреченных чудес дар от Бога прияла еси,/Егоже, всеблаженная мати, моли/спасти и просветити души наша. Стих: Блажени вси, боящиися Господа,/ходящии в путех Его. Настоящаго жития сего,/прелестнаго, и маловременнаго, и скоро мимотекущаго,/вся отвергла еси/и пламень огня страстнаго угасила еси./Непрестанным умилением, и совершенным смирением,/и прилежным молением Безплотных чины достигла еси/и зриши откровенным лицем Славу Божию,/Егоже, преподобная Параскево, моли/спасти и просветити души наша. Слава, глас 2: От корене благаго израсте шипок,/иже от младенчества твоего возлюбила еси Христа, Параскево,/благодатию паче, неже млеком, воспитана бывши,/и, на камени стоящи, плоть твою изнурила еси,/и к Богу возвысившися разумом,/и Господне создалася еси добродетельми жилище,/и, с Небесными ликовствуеши, Христова бывши обитель,/моли спастися душам нашим. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Егда от Древа: Егда Нескверная Агница виде Своего Агнца,/на заколение, яко человека, волею влекома,/плачущи, глаголаше:/безчадствовати Мя ныне тщишися, Христе, рождшую Тя;/что сие сотворил еси, Избавителю всяческих?/обаче воспеваю и славлю Твою, юже паче ума и слова,/крайнюю благость, Человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010