За то, что Брянские князья ослушались в. князя во время самое важное для всей России, не поспешили на помощь ему в войне с заклятыми врагами России половцами, в. кн. Мстислав захватил и выслал в Царьград князей Давида, Ростислава, Святослава – отца Евфросинии, и двух сыновей дяди ее Рогвольда, с их семьями. 267 Младшая сестра Евфросинии Градислава принята ею в обитель и наречена Евдокиею; дочь скончавшегося кн. Бориса принесла к преподобной все дорогие вещи, приготовленные к браку и навсегда отреклась от мира с именем Евпраксии. Так как сестра князей Всеславичей была в супружестве за сыном импер. Алексея Комнина: то изгнанные из отечества князья приняты были в Царьграде не без ласки; император назначил им жалованье и они, вступив в службу, храбро воевали с арабами. 268 Тем не менее князьям дорога была родина и по смерти Мстислава, двое из них воротились в Полоцк в 1140 г., а другие еще прежде того. По житию св. Евфросинии видно, что отец ее и дядя Давид также возвратились на родину. – Нельзя не признать участия бл. Евфросинии в прекрасном поступке племянника ее кн. Василька, возвращенного в Полоцк (1132 г.) любовию полочан. Кн. Всеволод, сын в. кн. Мстислава, на пути в Псков, шел мимо Полоцка. Василько легко мог отомстить теперь Всеволоду за бедствия, которые перетерпели князья полоцкие по распоряжению отца его Мстислава. Но Василько выехал на встречу Всеволоду, принял его в доме с любовию, проводил с почестью, и князья дали клятву не помнить о том, что было прежде. 269 Во всяком случае этот поступок племянника был приятнейшим утешением для пр. Евфросинии. Преподобная княжна, ревнуя о благолепии дома Божия, решилась, вместо ветхого деревянного храма, построить каменный храм Спасителю в своей обители. Храм, построенный при ее молитвах доселе цел. Он носит имя «Спас Юрьевичи» 270 – и своим именем показывает, что в построении его участвовал пожертвованиями и отец преподобной кн. Юрий. – Построение его происходило около 1160 г. Для нового храма своего преподобная приготовила драгоценный напрестольный крест, сохранившийся до нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прилог к преподобной матери Евфросинии. Стихотворение, непросредственно примыкающее к Молитве плачевной..., обращено к святой Евфросинии (ум. 1173), покровительнице города Полоцка, со страстной мольбой воззвать к Богу-Отцу, Христу и Богородице и помочь скорейшему возвращению в «землю Белороссийскую» чудотворной иконы Богородицы. Существует мнение, что речь идет о той же самой иконе, что и в Молитве плачевной ..., – об образе Богоматери Одигитрии из полоцкого Софийского собора (см. комментарий к Молитве плачевной ...), но что Симеон Полоцкий отождествил будто бы ее с другой иконой – Богоматерь Эфесская, византийского происхождения, привезенной в Полоцк по просьбе Евфросинии в середине XII века и затем таинственно пропавшей. Если в сознании поэта и «произошла контаминация двух образов» (И.А. Шалина. Богоматерь имена и архетип чудотворной иконы//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996, с. 211), то вряд ли потому, что следы древнейшей полоцкой святыни затерялись в веках. Связывая икону Полоцкой Богоматери Одигитрии с именем Евфросинии, Симеон сознательно стремился удревнить ее и повысить в статусе святости. Равно возможно и другое предположение: обращаясь с просьбой к Евфросинии вернуть в полоцкую землю чудотворную икону, поэт имел в виду не образ Полоцкой Богоматери Одигитрии (ей он посвятил Молитву плачевную ...), а другую реликвию – древнюю икону Богоматери Ефесской, о которой ему было известно из Жития Евфросинии. В автографе Молитва плачевная. .. и Прилог ... следуют друг за другом, на неразрывность текстов указывает здесь помета для писца «пиши и сие», помещенная на боковом поле на уровне строки с названием «Прилог...» (в рукописи РГАДА, ф. 381, 1800, л. 33–33 об. первоначальный вариант на белорусском языке представляет собой единый текст, без разделения на две части и соответственно заглавие «Прилог...» здесь отсутствует; опубликовано: Былинин, с. 62–64). Поэт сознательно пошел на нарушение алфавитного порядка, воспринимая Молитву плачевную ... и Прилог... как две вариации на очень конкретную ситуацию, связанную с судьбой почитаемой святыни (или святынь). Опубликовано: Былинин, с. 77–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Духовный собор Киево-Печерской лавры и на этот раз не признал возможным для себя отказаться от возложенной Промыслом Божиим и историею на Киево-Печерскую обитель обязанности хранить драгоценнейшую святыню православно-русской церкви. Но Господу Богу угодно было решить дело иначе. Св. Синод 8 июня 1909 года определил удовлетворить давние желания и стремления полоцких жителей иметь у себя драгоценную святыню – мощи преподобной Евфросинии, уроженки их края. 19–22 апреля настоящего года святые мощи преподобной Евфросинии имеют быть торжественно перенесены крестным ходом сначала из дальних пещер в Великую церковь лавры, a потом на пароходную пристань, где будут установлены на особо приготовленном пароходе для отправления их по реке Днепру и далее сухим путем к новому месту хранения и христианского чествования сей святыни 6 . Торжественное перенесение частицы мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк Как мы уже упомянули, киевский митрополит Арсений в 1870 году, по просьбе епископа Саввы, сделал распоряжение об отделении частицы мощей преподобной Евфросинии (среднего перста десныя ее руки) для полоцкой епархии. Для принятия святыни в Киеве и доставления в Витебск отправлен был казначей архиерейского дома иеромонах Даниил с рясофорным послушником. 1 декабря 1870 года, в 9 часу вечера, посланные прибыли со святынею на витебскую станцию железной дороги, где святыня была встречена кафедральным ключарем и привезена в карете в ближайшую к станции Богоявленскую (Симеоновскую то ж) церковь . Здесь святыня встречена была градским благочинным с местным причтом и поставлена на нарочито устроенном возвышенном месте среди храма. Вместе со святынею мощей привезена была из Киева икона преподобной Евфросинии – точный список с находящейся при нетленных ее мощах иконы, – которая положена на аналое позади ковчега с мощами. О времени прибытия святыни в Витебск хотя и не было официально извещено жителям, но, однако, немалое число, узнавши о том частным образом, собралось на станцию, и нужно было видеть, с какою жаждою, с каким благоговейным нетерпением ожидали приближения поезда и потом с какою поспешностью последовали за экипажем до Богоявленской церкви, где тотчас же поставленные около ковчега и иконы подсвечники были уставлены зажженными свечами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ирмос: Бога/человеком невозможно видети,/на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати;/Тобою бо, Всечистая, явися человеком/Слово воплощенно,/Егоже величающе,/с Небесными вои Тя ублажаем.  Припев: Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас. Возжелала еси имети во обители твоей икону Пречистыя Богоматере,/юже и получила еси,/и, радостно тую приемши,/многая благодарения Господу и Пречистей Матери Его воздала еси.  Припев: Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас. Крест честный устроила еси усердием твоим, преподобная,/и каплю Божественныя Крове Христа Спасителя/и часть Животворящаго Древа в нем положила еси/на освящение и спасение всем, покланяющимся ему/и целующим его с любовию и страхом.  Припев: Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас. Многая лета в тесной келлии, при храме Господнем,/в молитвах и коленопреклонениих препроводила еси, преподобная Евфросиние,/яко безплотна, на земли пребывающи.  Припев: Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас. Текла еси, якоже царица не Южская,/но с трепетом видевше рукотворную церковь и гроб,/в нейже тридневный Всетворец, Божия Мудрость вселися,/и тамо благослови Бог прияти тя, добрая дево.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ливан, и смирну, и злато волсви Творцу Тебе принесоша,/Евфросиния же – душу, и тело, и житие непорочно,/сраспеншися Тебе, Христе, и совоскресши Тебе и в безконечнем Царствии с Тобою царствующи.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Радость от Ангела Приемшей и мы, по проречению Твоему, Пресвятая Дево,/ублажающе Тя со всеми роды, евангельски вопием:/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.  Светилен Преподобная Евфросиние, славна память твоя,/воистинну бо на тебе исполнися слово Духа Святаго:/в память вечную будет праведник./Темже и нас, совершающих память твою с любовию,/спасай от всякия беды и напасти. Слава: Иже древле проповедаша, радуется вечно Евфросиния о Господе,/узы плотския отрешивши, и Тебе, Зиждителя, лицем к лицу видящи, видима Тобою,/и молящи избавитися от всякия лютости в песнех присно ю похваляющим.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

ИТАР-ТАСС/Православие.Ru http://www.pravoslavie.ru/news/010604/08.htm   В БЕЛОРУССИИ ВЫПУЩЕНЫ В ОБРАЩЕНИЕ МОНЕТЫ В ПАМЯТЬ О СВЯТОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ Минск, 4 июня 2001 г. Национальный банк Белоруссии вводит сегодня в обращение памятные монеты, посвященные 900-летию со дня рождения знаменитой представительницы полоцких князей, преподобной Евфросинии Полоцкой. Как сообщили в управлении информации Нацбанка, монеты будут двух видов: серебряная достоинством 20 белорусских рублей (примерно 0,43 рубля РФ) и медно-никелевая достоинством 1 белорусский рубль. Тираж каждой из этих монет - до 2 тысяч штук. Они являются законным платежным средством и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей. Евфросиния Полоцкая считается самой почитаемой в стране святой, заступницей Земли белорусской. С 20 лет она посвятила себя служению Богу, активно содействовала просвещению народа, строительству церквей, основала несколько монастырей, иконописную мастерскую. Но главной заслугой преподобной Евфросинии считается создание креста-ковчега, который в 1161 году по ее заказу был изготовлен мастером Лазарем Богшей. По свидетельствам, дошедшим из преданий, эта изумительной красоты святыня была наделена великой силой, способной защитить белорусскую землю от любой напасти. В первые дни Великой Отечественной войны изъятый из монастыря крест находился в сейфе Могилевского обкома партии и при загадочных обстоятельствах исчез. В 1992-97 годах крест преподобной Евфросинии был воссоздан брестским художником-ювелиром Николаем Кузьмичем и передан Православной Церкви. ИТАР-ТАСС/Православие.Ru ИЗ АРХИВА ИТАР-ТАСС:   3 октября 1997 Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечала вся Православная Церковь, стал в этом году особенным и для всей культурной общественности Белоруссии. В этот день впервые за многие десятилетия в Крестовоздвиженском соборе Полоцка состоялось возложение креста Евфросинии Полоцкой - великой православной святыни белорусского народа. Торжественное богослужение в соборе возглавил Патриарший экзарх всея Белоруссии, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Выполненный в XII веке по заказу преподобной княжны Полоцкой Ефросинии для женского монастыря, крест был вывезен в 1941 году немецкими войсками и утрачен, хотя к поиску его были привлечены многие организации, включая Интерпол. Современный крест мастерски выполнен брестским ювелиром Николаем Кузмичем в точности повторившим заказ преподобной Евфросинии, за что и был удостоен Ордена святого князя Владимира. Митрополит Филарет в мае этого года заложил в крест частицы мощей святых. Отныне возрожденная святыня вновь займет свое место в ряду православных ценностей Белоруссии.

http://pravoslavie.ru/7468.html

Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная. Молитва 1я О, преподобная и приснопамятная, всехвальная мати Евфросиние, Ангеле во плоти, Богоизбранный сосуде Святаго Духа, Церкве Христовы похвало и украшение, монашествующих славо и утверждение, отечеству, обители твоей и всей стране Российстей помоще, покрове и защитнице! Ты еси, яко древо, насажденное при исходищих вод, плоды добродетелей твоих и благодатными даровании Святаго Духа украшенная, наставнице делом и словом, избранная, непорочная и добрая. Услыши ны, молящияся тебе и призывающия имя твое, имаши бо дерзновение у Господа. Испроси нам преуспеяние в жизни добродетельней, огради сердца наша верою, надеждою и любовию и страхом Божиим. Подай нам помощь в трудех и скорбех наших и, якоже попечение имела еси в житии твоем о обители твоей и иночествующих, тако и ныне потщися о нас, благопоспешити нам во всем: и обитель твою огради миром и защити от враг видимых и невидимых, да преуспевает и процветает в добродетелех. Изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти и приведи ны ко истинному покаянию при исходе из жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, святых Таин причастну и преведи ны чрез мытарства воздушная, да не похитят нас истязателие грознии по грехом нашим, но да твоим заступлением и помощию возможем безбедно пройти истязание воздушное, и милость получити, и предстати неосужденно страшному Престолу, и на Страшнем Судищи сподобитися одесную стати Праведнаго Судии, и наследовати праведных часть. Ей, госпоже, всечестная мати, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими, огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся прейти время жизни сея непреткновенно и спасение получити молитвами твоими у Христа Господа, Его же и сподобимся пети и славословити со Безначальным Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь. Молитва 2я О, преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изьми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Когда родители блаженной отроковицы узнали обо всем происшедшем, то преисполнились великой скорби и тотчас направились в тот монастырь. Увидав здесь дочь свою в иноческом образе, они предались неудержимому плачу. Но блаженная Евфросиния, не смущаясь слезами родительскими, советовала им не плакать, а радоваться тому, что они имеют дочь свою обрученною Господу Иисусу Христу, Царю небесному. В монастыре преподобная Евфросиния пребывала в постоянном посте и молитвах и вместе с прочими инокинями исполняла все монастырские труды, подчиняясь всем с великим смирением. Спустя некоторое время преподобная Евфросиния начала упрашивать епископа полоцкого Илию дозволить ей поселиться в палатке, устроенной при великой престольной церкви в честь святой Софии (поступая так, блаженная Евфросиния подражала древним девам иерусалимским, в числе которых была и Пресвятая Дева Богородица; девы те жили вблизи Соломоновой церкви, в особых, устроенных при стене церковной, палатках [ 3 ]. Епископ, видя ангельское житие и серафимскую любовь к Богу святой, не воспрепятствовал доброму желанию сердца ее. И пребывала святая, как ангел Божий, в палатке при церкви, постоянно, во все дни и ночи, молясь Богу и славословя Его. В свободное же от молитвы время она писала книги своими руками и продавала их; все деньги, вырученные таким образом, она раздавала нищим. После того, как святая подвизалась уже достаточное время при церкви святой Софии, однажды ночью, она увидела во сне ангела Божия. Взяв ее за руку, ангел повел ее за город, к месту, называвшемуся Сельцем; здесь находился Софийский дворец; была также и небольшая деревянная церковь в честь святого Спаса; при этом ангел сказал блаженной: — Подобает тебе здесь пребывать, потому что Бог через тебя на этом месте многих приведет ко спасению. Это видение повторилось второй и третий раз. Преподобная удивлялась, недоумевая о виденном и благодаря Бога, удостоившего ее такового видения. Однако, повинуясь приказанию Божию, Евфросиния ответствовала: — Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Похоронили схимонахиню Сепфору возле алтаря Никольского придела, рядом с братской могилой. Отпевал старицу Сепфору схиигумен Илья с оптинской братией. Господи, упокой душу, рабы Твоей старицы Сепфоры, со святыми упокой и её молитвами спаси нас грешных! Схимонахиня Нила (1902−1999 гг.) 4 августа 1902 года 68 в селе Цвитное (Донецкая область Украины) у Андрея и Епистимии Новиковых родился девятый ребёнок. Родители боялись, что девочка умрёт, так как она родилась очень слабенькой, поэтому решили окрестить новорожденную в тот же день. При крещении девочке дали имя Евдокия, в честь преподобномученицы Евдокии Римляныни. В многодетной семье Новиковых дети воспитывались в вере и благочестии. Благодаря удивительной памяти и слуху, Евдокия рано начала петь в церковном хоре. В двенадцать лет девочка вымолила родительское благословение на поступление в монастырь, игуменьей которого была родная сестра матери. В восемнадцать лет Евдокия получила постриг в мантию с именем Евфросинии, в честь преподобной Евфросинии Полоцкой. Одно желание пострига в те годы было уже подвигом. Когда сотрудники НКВД с отрядом красноармейцев ворвались в монастырь, монахиня Евфросиния бросилась прятать ценные монастырские святыни. За это её жестоко избили. Мучители пытались силой заставить монахинь отречься от веры. Им было предложено: «Или отрекаетесь от веры и снимаете кресты, или пойдёте в тюрьму». По решению суда «тройки» монахине Евфросинии предстояло провести двадцать лет в ссылке. Когда всех осужденных монахинь гнали в ссылку, конвоиры забавы ради, припугивая Евдокию, стали натравливать на неё овчарку. Монахиня предупредила: «Если еще натравите собаку на меня, она у вас сдохнет!» Когда по команде конвоира овчарка вновь рванулась в её сторону, м. Евфросиния успела перекрестить пса. К всеобщему удивлению овчарка пала мертвой. После этого случая конвоиры стали относиться к Евфросинии с уважением. Заключённых перевозили к месту ссылки в переполненных вагонах, без воды и еды многие умирали. Однажды, в лютый мороз конвоиры, оцепив несколько вагонов от состава, оставили умирать страдальцев в «чистом поле». Выжить в ледяных вагонах, без теплых вещей, без еды было практически не возможно. Ефросиния отважилась выбраться из вагона, ползком по заснеженному полю добралась до ближайшего стога сена. Принесённая охапка сена воодушевила отчаявшихся людей. Вслед за ней поползли за сеном и другие. Люди жгли сено, чтобы согреться, по совету монахини Евфросинии перетирали его ладонями и ели вместе со снегом…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но царь приказал дать святому чашу с смертоносным ядом. Святой же, выпив яд, остался невредим, по слову Христа, сказанному во святом Евангелии Его: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк.16:18). Посрамленный царь приказал отсечь рабу Христову голову мечем посреди Иерусалима [ 4 ]. Монахи обители святого Саввы, взявши тело святого мученика, понесли его в свою лавру и с почестями положили мученика Христова вместе со святыми отцами, прославляя Христа Бога, дивного во святых Своих. Аминь. Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой В городе Полоцке жил князь, по имени Всеслав [ 1 ], имевший сына Георгия. От сего-то Георгия и родилась блаженная Евфросиния. До принятия иночества святая Евфросиния носила имя Предиславы. Будучи с самых юных лет обучена грамоте, Евфросиния усердно изучала Священное Писание и прочие душеспасительные книги. Из Священного Писания она и научилась страху Божию и усердной любви к Богу, Создателю своему. Преподобная была весьма красива лицом своим, так что, когда ей исполнилось двенадцать лет, многие славные князья просили отца Евфросинии отдать ее замуж за своих сыновей [ 2 ]. Но отроковица ни в каком случае не соглашалась отдать себя в супружество земному смертному мужу, так как уневестила себя бессмертному Жениху небесному, Господу Иисусу Христу, Сыну Божию. Все помышления преподобной были устремлены к Богу. Однако отец Евфросинии решил выдать ее в замужество за одного князя, хотя бы против воли ее. Когда Евфросиния узнала об этом, то тайно от всех ушла в женский монастырь к блаженной игумении княгине Романе и начала усердно просить постричь ее в образ иноческий. Блаженная же Романа долго не соглашалась на это, отчасти из-за юных лет Евфросинии, а отчасти из-за страха пред отцом ее; поэтому Романа советовала ей вступить в мирскую жизнь, говоря, что она еще столь юна и столь прекрасна лицом. Но увидав, что Евфросиния имела твёрдое намерение постричься для сохранения девства и приобретения Царства небесного, увидав также, что Евфросиния питала великую сердечную любовь ко Господу Иисусу Христу, Романа приказала бывшему в ее обители священнику постричь Предиславу и облечь ее в ангельский образ; при этом юной княжне было наречено имя Евфросинии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Включение памяти преподобной в месяцесловы при печатных Часословах («Полууставах»), изданных в 1640 г. в Вильно и в 1643 г. в Киево-Печерском монастыре (а также в более поздние издания), следует связывать с деятельностью митр. Петра (Могилы) по обустройству и упорядочению церковной жизни митрополии. Преподобная Евфросиния (называемая «радование полоцкое и девам сияние») вспоминается в 8-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г. по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константинопольского патриарха Мелетием Сиригом . В XVI веке под влиянием почитания прп. Евфросинии Полоцкой и в значительной мере в противовес ему возникает, первоначально, вероятно, среди полоцких католиков, легенда о «двойнике» Евфросинии - католичке Параскеве-Пракседе, совершившей паломничество в Рим, построившей там храм и в нем погребенной . Первые упоминания о ней содержатся в пространных («младших») белорусско-литовских летописях XVI в. . Много неясного остается в истории почитания прп. Евфросинии Полоцкой в Московской Руси. Память святой до середины XVII века не была включена в рукописные и печатные месяцесловы (как в самостоятельные издания святцев, так и в помещаемые при богослужебных книгах). Взятие в 1563 году русскими войсками Полоцка, несмотря на то что в походе армию сопровождал чудотворный крест Евфросинии Полоцкой , не оказало заметного воздействия на распространение ее почитания, либо оно было кратковременным. В Московской Руси служба преподобной Евфросинии Полоцкой отсутствует в служебных и праздничных Минеях, нет ее в «Минеях новым чудотворцам» сер. XVI-XVII в., включающих преимущественно службы и жития святых, канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. и в более раннее время . А. В. Горский и К. И. Невоструев констатируют отсутствие этой службы как в современной им, так и в старопечатных Минеях. Редкое исключение составляют праздничные Минеи русским святым , отличающиеся исключительной полнотой набора памятей русских святых и праздников . Память прп.

http://drevo-info.ru/articles/13673113.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010