Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Белорусские свв. - житие Собор Белорусских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Белорусской земли. Отмечается в 3-ю неделю по Пятидесятнице Установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева). За двадцать с лишним лет Собор Белорусских святых возрос от 14 до 77 угодников Божиих. В 1999 году было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, пострадавших в период 1930 - 1950-х годов, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе к лику новомучеников и исповедников Российских были причислены священномученики Иоанн, архиепископ Рижский, Митрофан, архиепископ Астраханский, Иоасаф, епископ Могилевский, Павлин, архиеп. Могилевский, Иоанн, епископ Рыльский, а также святитель Гавриил, архиепископ Рязанский. Деятельность этих подвижников была также связана с Белорусской землёй, поэтому и они включаются в Собор. Наконец, постановлением Святого Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к лику местночтимых святых был причислен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), а в Собор Белорусских святых этим же постановлением были включены ранее уже прославленные священномученик Макарий, митрополит Киевский, благоверные князь Борис Туровский и княгиня Евпраксия Полоцкая, преподобные Феодор, князь Острожский, Харитина, княжна Литовская и Геннадий Могилевский. 15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода БПЦ было принято решение присоединить к Собору белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но которые родились, жили, несли служение на территории Беларуси. Собор святых, просиявших в Земле Белорусской продолжает расти. Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святители, мученики, преподобными и праведными, верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими. К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу, да в вере и делех плод добр принесем.

http://pravicon.com/info-1873

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евпраксия Константинопольская, прп. - житие Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло. Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся. Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

http://pravicon.com/info-2235

Московский Зачатьевский монастырь в этом году отметил 25 лет своего возрождения. А 22 сентября здесь тоже праздничный день – память особо чтимых в обители святых праведных Иоакима и Анны: именно радость зачатия ими Пресвятой Девы Марии по чудесной благодати, данной этому месту разрешать узы безчадия, и послужила наименованию обители. Зачатьевскии монастырь Москвы      В Зачатьевском монастыре Москвы испокон веков православные супруги молятся святым Иоакиму и Анне о даровании деток. По благоволению Матери Божией, по молитвам перед святынями обители – иконами «Радость святых праведных Иоакима и Анны о Пресвятой Богородице», образами Божией Матери «Милостивая» и «Помощница в родах», пред пояском, освященным на Поясе Пресвятой Богородицы, – супруги обретают даже долгожданных, так же, как некогда Пресвятая Дева Мария у богоотец, детей. Святитель Алексий и его преподобные сёстры Иулиания и Евпраксия      Зачатьевский, по первому названию Алексеевский, монастырь был основан более шести с половиной веков назад святителем Алексием Московским, благословившим своих родных сестер Ульяну и Иулию подвизаться в иноческом чине, а те в свою очередь, будучи уже в монашестве нареченными Иулианией и Евпраксией, по любви к брату посвятили обитель его небесному покровителю – Алексию, человеку Божию, который известен тем, что, желая подвизаться о Господе, порвал все родственные связи. А вот святитель Алексий и ныне уже тоже прославленные в лике преподобных сестры Иулиания и Евпраксия от плотского родства не отрекались, а просто освятили его, всецело посвятив свои жизни Богу. Возможно, так уже была установлена некая таинственная связь с теми, кто вместе со сродниками Богу угождать стремятся, – и в первую очередь со святым семейством Иоакима и Анны, посвятившими плод своих многих слез и молитв Пресвятую Деву Марию – Господу. Икона преподобных Иулиании и Евпраксии      Святитель Алексии у гроба преподобных сестер Иулиании и Евпраксии      После пожара 1514 года великий князь Василий Иоаннович, чей брак с Соломонией Сабуровой был бездетным, отстроил Алексиевский монастырь вновь. Его иждивением был возведен здесь – на месте первого деревянного храма – каменный собор с престолами в честь Зачатия святой праведной Анны, Преображения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия (ему был посвящен и первый деревянный храм обители). Господь даровал великому князю наследника во втором браке, впоследствии ставшего первым русским царем – Иоанном Грозным. Он, в свою очередь, после великого пожара 1547 года, испепелившего деревянную Москву, выделил монастырю новые земли – ближе к Кремлю. Так образовался «Алексиевский новый, за Черторыем» монастырь, а старый разрушенный, в котором осталась часть насельниц, и стал именоваться по памяти о дарованной этому месту благодати – «Зачатейским».

http://pravoslavie.ru/134098.html

На фото монахиня Евпраксия вторая справа Глухие 1960-е С надеждой найти информацию о пребывании в Тобольске архимандрита Парфения (Невмержицкого) ехала я в этот сибирской город. Престарелые прихожане православной общины Ханты-Мансийска до сих пор помнят об этом «настоящем», как они сами говорят, священнике. Отец Парфений около десяти лет служил настоятелем церкви Евфимия Великого – единственной открытой на территории Ханты-Мансийского автономного округа в 60-е годы прошлого столетия – в деревне Шапша Ханты-Мансийского района. Ехала и просила помощи в сборе информации самого архимандрита Парфения, которого давно почитаю святым. Но первая же встреча в Тобольском государственном архиве показала: осуществить мою идею будет непросто. «О ком вы ищете данные? – раздраженно спросила сотрудница читального зала. – Никто ни разу за время моей работы материалы о деятельности церквей и священнослужителей в 1960-е годы в Тобольске не запрашивал». Собирая в архивах данные о гонениях в 30-е годы прошлого столетия, я всегда находила интересующую меня информацию, может быть не в полной мере, как хотелось бы, но все же… Да и литературы и публикаций в прессе по этой теме в последнее время появилось предостаточно. Поэтому никогда прежде я не задумывалась, что гонения на Церковь в 1960-е годы менее изучены, более того – в обществе пока нет той востребованности, какая есть, когда речь заходит о репрессиях 1930-х годов, а следовательно, нет и запроса на более глубокое осмысление происходившего в 1960-е. Храм во имя преподобного Евфимия Великого в д. Шапша Ханты-Мансийского района Получив отрицательный ответ в архиве, я задумалась, что делать дальше. В те годы церковную жизнь власть контролировала с помощью института уполномоченных по делам религий. Сотрудник службы по делам архивов Югры, член комиссии по канонизации Ханты-Мансийской епархии Ольга Спиридонова однажды поделилась найденной в архивах справкой о регистрации духовенства, согласно которой архимандрит Парфений (в те годы игумен) с 1959 года был настоятелем храма Семи отроков Ефесских в Тобольске.

http://pravoslavie.ru/115506.html

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества в честь основателя города Борисова — Полоцкого князя Бориса Всеславича 15 мая 2022 г. 13:37 14 мая 2022 года в кафедральном соборе Воскресения Христова города Борисова (Минская область) состоялись торжества в честь основателя города Борисова Полоцкого князя Бориса Всеславича. Перед богослужением в кафедральный собор был доставлен список Марьиногорской иконы Божией Матери. Священнослужители совершили молебное пение пред святым образом.  Затем была совершена Божественная литургия, которую возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , временный управляющий Борисовской епархией . Предстоятелю Белорусской Православной Церкви сослужили: секретарь Борисовской епархии, благочинный 1-го Борисовского церковного округа, настоятель храма Рождества Христова города Борисова протоиерей Александр Вербило; благочинные церковных округов Борисовской епархии; духовенство собора и священнослужители епархии. За богослужением молилась настоятельница Ксениевского женского монастыря деревни Барань Борисовского района игумения Евпраксия (Зубова) с сестрами обители. На Литургии присутствовали: депутат Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь Александр Шипуло, член Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь Елена Зябликова, председатель Борисовского районного Совета депутатов Петр Навицкий. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Борисовских благочиний под управлением регента Аллы Керко. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Григорий Целков. По окончании Литургии архипастырь возглавил крестный ход к площади 900-летия основания города Борисова. Священнослужители, многочисленные богомольцы и горожане прошли к памятнику Полоцкому князю Борису Всеславичу, где молитвенно почтили память основателя города Борисова. Затем Патриарший экзарх обратился к собравшимся со словом назидания. Он отметил, что исторические факты свидетельствуют: князь Борис, который был дядей преподобной Евфросинии Полоцкой, отличался  благочестием и богобоязненностью, искал мира и согласия, возводил храмы.

http://patriarchia.ru/db/text/5925618.ht...

Пн Игумения Ксения (Чернега): «Стараюсь добросовестно исполнять свои послушания» 8 листопада 2023 р. 13:59 16 июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю десятилетия возрождения древнейшей женской обители Москвы — Алексеевского монастыря , основанного в 1340 году родными сестрами святителя Алексия, митрополита Московского, преподобными Иулианией и Евпраксией. О пути к вере, восстановлении монашеской жизни при храме Всех святых в Красном Селе и об итогах десятилетия монашеской жизни Алексеевской обители рассказывает руководитель Правового управления Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы игумения Ксения (Чернега) . Интервью опубликовано в сентябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» ( 9, 2023 , PDF-bepcuя ). Монастырь возрождался на моих глазах — Матушка Ксения, как было принято историческое решение возродить Алексеевскую обитель? — Наша обитель, сменившая в дореволюционный период несколько мест расположения, была возрождена на своем последнем историческом месте — в Красном Селе. В 1990-е годы здесь при храме Всех святых была создана приходская община, которая ходатайствовала о возрождении монастыря, были и желающие вступить в сестричество и идти узким путем монашеской жизни. Однако тогда ходатайство не было удовлетворено. В 2010 году я совместно с протоиереем Артемием Владимировым обратилась к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой благословить создание при храме Всех святых в Красном Селе сестричества в целях возрождения Алексеевской обители. Святейший поддержал эту инициативу, утвердил положение о сестричестве и назначил меня старшей сестрой. Через три года, в 2013-м, Священный Синод принял решение о возрождении Алексеевской обители. — Раз ходатайствовали Вы, значит, Вы были как-то связаны с этим местом еще до восстановления монашеской жизни? — Прихожанкой храма Всех святых в Красном Селе я стала в 1990-х годах, когда настоятелем храма был назначен мой духовный отец протоиерей Артемий Владимиров.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6075422...

Пн Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 27 червня 2008 р. 14:10 27 июня 2008 года Архиерейский Собор обратился к посланием ко всей полноте Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне — верные чада нашей Святой Матери — Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, проходивший с 24 по 29 июня 2008 года во граде Москве, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать [вам], милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Тим. 1, 2). Нынешний Архиерейский Собор ознаменован символической датой. В этом году исполняется 1020 лет со времени, когда по воле Божией, трудами святого и великого князя Киевского Владимира, наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию в Киевской купели крещения. Хотя с момента принятия Русью христианства прошло уже более тысячи лет, задачи Русской Церкви не изменились. Она, как и в прежние века, призвана освящать и преображать этот мир, приводя его к единству со своим Господом и Спасителем, привнося в человеческое общество плоды живительного действия Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Несмотря на все искушения и соблазны, люди взыскуют Бога, иногда неосознанно для самих себя, и третье тысячелетие, как и вся предыдущая история, являет нам непреходящую ценность благовестия Христова. Как знамение победы Христовой, настоящим Освященным Архиерейским Собором прославлены для общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые, жившие в разные эпохи и в разных местах, но совокупно явившие миру торжество Евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и смерти. Это святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208026...

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю престольного праздника Зачатьевского ставропигиального монастыря 22 декабря 2013 г. 14:09 22 декабря 2013 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице, в праздник Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился месту погребения основательниц обители преподобных Иулиании и Евпраксии, а затем возглавил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Евтихий (Курочкин) ; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря; архимандрит Петр (Афанасьев), наместник Заиконоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; игумен Петр (Еремеев) , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; игумен Дамаскин (Орловский), заместитель председателя Синодальной комиссии по канонизации святых , клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москвы; духовенство Москвы. За богослужением молились настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) и насельницы обители, настоятельницы ряда женских монастырей. В храме присутствовали заместитель председателя Правительства РФ, председатель Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Д.О. Рогозин, министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности С.А. Гаврилов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы С.А. Попов , председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий, начальник управления аппарата Государственной Думы ФС РФ по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Ю.Е. Шувалов, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Правительства г. Москвы А.В. Антипов, заместитель префекта Центрального административного округа г. Москвы А.В. Литошин.

http://patriarchia.ru/db/text/3457503.ht...

Состоялась пресс-конференция членов президиума Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25 июня 2008 г. 15:41 Сегодня в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках программы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви состоялась пресс-конференция председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла . Митрополит Ювеналий сообщил представителям прессы о том,  что на Соборе присутствует 183 архипастыря из 197 включенных в списки. Кроме того, владыка отметил, что большинство откликов в СМИ, формально приуроченных к Собору, к сожалению, посвящены событиям, не имеющим прямого к нему отношения. В связи с этим архиереи ознакомили собравшихся с общими сведениями о Соборе, обратив особое внимание на его принципиальную информационную открытость: на первом заседании находилось более восьмисот журналистов и гостей, а доклад Святейшего Патриарха транслировался в прямом эфире. На сегодняшнем же пленарном заседании иерархи обсуждали различные актуальные аспекты церковной жизни. В частности, с пространным выступлением , посвященным сегодняшнему дню в жизни Украинской Православной Церкви, выступил ее Предстоятель, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир . После обеденного перерыва начнутся обсуждения в пяти тематических группах. Сегодня архиереи должны внести письменные поправки к проектам Основ учения о достоинстве, свободе и правах человека и Положения о церковном суде; завтра эти документы будут представлены участникам Собора для обсуждения и утверждения. Затем владыка Ювеналий напомнил основные положения своего доклада о прославлении новых святых в Русской Церкви. Как сообщалось ранее, в Месяцеслов для общецерковного почитания включены имена святителя Воронежского Антония (Смирницкого; 1773-1846), с установлением дня его памяти 20 декабря (2 января); святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича; 1896-1966), с установлением днея его памяти 19 июня (2 июля); преподобных жен игумении Иулиании (1300-1393) и монахини Евпраксии (1302-1394) Московских, с установлением дня их памяти 3 (16) мая.

http://patriarchia.ru/db/text/427878.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАНИЯ И ЕВПРАКСИЯ Преподобные Иулиания и Евпраксия в молении Господу Вседержителю. Икона. 2001 г. (ц. Сошествия Св. Духа в московском Зачатьевском мон-ре) Преподобные Иулиания и Евпраксия в молении Господу Вседержителю. Икона. 2001 г. (ц. Сошествия Св. Духа в московском Зачатьевском мон-ре) († 1393, Москва) и ЕВПРАКСИЯ († кон. XIV-XV в.?, Москва), преподобные (пам. 3 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в соборе Московских святых), Московские. И.- игумения московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ря , Е.- насельница обители. Некролог И. содержался в Троицкой летописи нач. XV в., он известен по выписке Н. М. Карамзина (как установил В. А. Кучкин , данный фрагмент был написан вскоре после обретения мощей прп. Сергия Радонежского (1422)). Согласно летописи, в 1393 г., «по Велице дни на четвертои недели, в субботу на ночь преставися игуменья алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна сама». Святая была «зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30, и игуменья бывши 90 черницам, и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши». И. в Москве «за премногую добродетель любима бысть от всех, и почтена всюду, и положена подле церковь» ( Присёлков. 2002. С. 442). Сведения об И. и Е. сохранились также в синодиках, включающих поминание рода митр. Киевского и всея Руси св. Алексия . В синодиках преподобные могут называться сестрами свт. Алексия. Однако Троицкая летопись свидетельствует, что И. происходила из «славного» боярского или купеческого ярославского рода, в то время как свт. Алексий род. в семье выходцев из Чернигова - боярина Федора Бяконта и его жены Марии. Сообщений о родстве святителя с алексиевскими инокинями нет в ранних редакциях Жития митр. Алексия. Возможно, сообщение синодиков свидетельствует о том, что И. и Е. были родственницами московских бояр Бяконтовых и Плещеевых. Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря)

http://pravenc.ru/text/1237863.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010