Закрыть itemscope itemtype="" > В Вознесенском Оршине монастыре 24.04.2009 475 Время на чтение 6 минут Тем, кто бывал в русских монастырях, думаю, хорошо знаком этот рассказ - о процветавшей до революции обители, закрытой большевиками, о сосланных монахах, о долгожданном возрождении в 1990-е, о мерзости запустения на месте некогда «райского сада», о службах в поначалу не отапливаемом храме, где зимой пар шел изо рта (причем именно это время было самым счастливым!), о том, как однажды нечем было заплатить строителям, но по молитве перед монастырской святыней тотчас кто-то приносил ровно требуемую сумму… Все эти истории, повторяющиеся с небольшими вариациями, у нас на глазах становятся Историей с большой буквы, а мы, паломники, ее бытописателями. Под покровом преподобного Савватия Вознесенский Оршин монастырь - один из самых древних на тверской земле. Он был основан как мужской на рубеже XIII-XIV веков. Издревле славился строгостью жизни иноков. У истоков его основания стоял преподобный Савватий Оршинский. О нем рассказывает настоятельница Вознесенского Оршина монастыря игумения Евпраксия: - Преподобный Савватий был современником, а может быть, и учеником преподобного Сергия Радонежского. Стремясь к уединенной жизни, он ископал себе землянку в шести верстах от монастыря (сейчас там находится деревня Савватьево) и жил в ней. Он навещал братию, духовно окормлял ее и снова возвращался в лес. Это место не было поругано в годы гонений. Сейчас там владыкой Ювеналием установлен крест, служатся молебны. И в нашем монастыре есть небольшой деревянный храм преподобного Савватия, так что по сей день мы прибегаем к молитвам преподобного. О былом значении обители свидетельствует тот факт, что на Земский Собор 1613 года, на котором избирался первый русский царь Михаил Федорович Романов, в качестве выборного от Твери был направлен настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. В первой половине XVI века в монастыре выстроили величественный собор Вознесения Господня. В XVII веке, во время польско-литовских нашествий, обитель неоднократно подвергалась разорениям, почти все монахи были убиты, храм осквернен. В 1649 году монастырь приписали к Тверскому архиерейскому дому. К началу XX столетия в нем оставалось лишь семь насельников. В феврале 1903 года монастырь преобразовали в женский. Первая игумения, матушка Евдоксия, приехала с восемью сестрами из Воскресенского Новоторжского монастыря. Через десять лет насельниц было около 140, отреставрированы храм, игуменский корпус, возведены кельи. Сестры писали иконы, молились «за вся человеки» по особому чину. В монастырской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой мировой войны - приют для детей погибших воинов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Двадцать третий день. Поучение 1-ое. Препод. Евфросиния, княжна Полоцкая. (О необходимости пожертвований на храмы). I. Преп. Евфросиния, княжна полоцкая, память коей совершается ныне, по народному названию «Предслава», внучка полоцкого князя Всеслава Брячиславича и правнучка св. равноапостольного кн. Владимира, была воспитана в страхе Божием и отличалась красотою. Отвергнув предложенного ей жениха, она удалилась в женскую иноческую обитель, где приняла имя Евфросинии. Живя в затворе, она занималась списыванием книг и полученную за это плату раздавала нищим. Потом, следуя указанию свыше, она основала женскую обитель св. Спаса на месте, которое дал епископ. Сюда пришли к ней ее сестры, нареченные Евдокией и Евпраксией. Ревнуя о благолепии дома Божия, преподобная княжна построила в своей обители каменный храм, существующий доселе. Для нового храма она приготовила напрестольный крест с драгоценными украшениями. Он также цел доныне. Преподобная Евфросиния поселилась в тесной келье, подле храма, и отсюда слушала божественную службу. Находясь в родстве с греческими царями, Евфросиния выпросила у императора Мануила Комнина и патриарха цареградского Луки Хризоверга находившуюся в Ефесе икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукою. Икона, великолепно ею украшенная, стоит доныне в Торопецком соборном храме. Потом она исполнила давнее свое желание – посетить святыя места Палестины. Вверив свою обитель сестре своей Евдокии (в мире Градиславе), она отправилась на восток, посетила Царьград и другие святыя места востока. Наконец, водворившись в Иерусалиме, в русском монастыре Пресвятыя Богородицы, она ходила отсюда на поклонение гробу Господню и в другие места. В обители русской она занемогла и, после 24-х дней болезни, мирно отошла ко Господу 23-го мая 1173 года. Тело ея, по ее завещанию, было погребено в Иерусалиме, в обители преподобного Феодосия, а при завоевании Иерусалима Саладином, в 1187 году, оно перенесено в Россию и нетленно почивает в киевских пещерах. II. Из жизни препод. Евфросинии мы видели, возлюбленные братия, что она весьма заботилась о создании и благолепии храмов Божиих. Давно существующая в одном из самых древнейших русских городов – городе Полоцке – женская Спасо-евфросининская обитель с каменным, удивительно прочным, сохранившимся много столетий храмом во имя Спасителя, построенным препод. Евфросиниею, служит наглядным памятником ее св. любви к храмозданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 27 июня 2008 года Архиерейский Собор обратился к посланием ко всей полноте Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне — верные чада нашей Святой Матери — Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, проходивший с 24 по 29 июня 2008 года во граде Москве, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать [вам], милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Тим. 1, 2). Нынешний Архиерейский Собор ознаменован символической датой. В этом году исполняется 1020 лет со времени, когда по воле Божией, трудами святого и великого князя Киевского Владимира, наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию в Киевской купели крещения. Хотя с момента принятия Русью христианства прошло уже более тысячи лет, задачи Русской Церкви не изменились. Она, как и в прежние века, призвана освящать и преображать этот мир, приводя его к единству со своим Господом и Спасителем, привнося в человеческое общество плоды живительного действия Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Несмотря на все искушения и соблазны, люди взыскуют Бога, иногда неосознанно для самих себя, и третье тысячелетие, как и вся предыдущая история, являет нам непреходящую ценность благовестия Христова. Как знамение победы Христовой, настоящим Освященным Архиерейским Собором прославлены для общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые, жившие в разные эпохи и в разных местах, но совокупно явившие миру торжество Евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и смерти. Это святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские.

http://sedmitza.ru/lib/text/430030/

  разделы   рассылка  распечатать Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 27 июня 2008 года Архиерейский Собор обратился c посланием ко всей полноте Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне – верные чада нашей Святой Матери – Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, проходивший с 24 по 29 июня 2008 года во граде Москве, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: " Благодать [вам], милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего " (2 Тим. 1, 2). Нынешний Архиерейский Собор ознаменован символической датой. В этом году исполняется 1020 лет со времени, когда по воле Божией, трудами святого и великого князя Киевского Владимира, наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию в Киевской купели крещения. Хотя с момента принятия Русью христианства прошло уже более тысячи лет, задачи Русской Церкви не изменились. Она, как и в прежние века, призвана освящать и преображать этот мир, приводя его к единству со своим Господом и Спасителем, привнося в человеческое общество плоды живительного действия Духа Святого: " любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание " (Гал. 5, 22-23). Несмотря на все искушения и соблазны, люди взыскуют Бога, иногда неосознанно для самих себя, и третье тысячелетие, как и вся предыдущая история, являет нам непреходящую ценность благовестия Христова. Как знамение победы Христовой, настоящим Освященным Архиерейским Собором прославлены для общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые, жившие в разные эпохи и в разных местах, но совокупно явившие миру торжество Евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и смерти. Это святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские.

http://religare.ru/2_55664.html

Зачатьевский монастырь: история, святыни, где находится 31 июля, 2012 Содержание статьи История монастыря Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Он был основан в 1360-м году по благословению Митрополита Московского Алексия, чьи сестры преподобная игумения Иулиана и монахиня Евпраксия стали первыми насельницами обители. У монастыря богатая история. Полностью сгорев в 1547 году во время Большого Московского пожара, монастырь возрождается на новом месте, ближе к Кремлю. Во время нашествия французов 1812-го года обитель пострадала, но позже была восстановлена. В 1925-м году Зачатьевский монастырь закрыли, а позднее храмы и строения монастыря были взорваны или разрушены. Возрождаться монастырь стал только в 1991-м году. Святыни обители Святыни Зачатьевского Ставропигиального женского монастыря привлекают множество паломников. Среди них — В монастырь с молитвами о даровании долгожданных детей, о мире в семье и избавлении от депрессии, едут многочисленные паломники. В наши дни Зачатьевский монастырь продолжает развиваться. При нем действуют богадельня, швейная мастерская, пекарня. Монастырь имеет библиотеку и собственное издательство. Храмы, часовни, подворья, скиты Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Церковь была построена в 1696 году и считается  самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского. В 1960-х годах на куполе восстановили керамическую поливную черепицу. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко (красно-белая гамма, разорванные наличники). Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница. Церковь сошествия Святого Духа В 1846 году сестра (белица) Варвара Михайловна Головина (ур. Львова) обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект заказали М. Д. Быковскому. На нижнем этаже богадельни располагались кельи стариц, а на верхнем были ризница и покои госпожи Головиной. В 1850 году храм был освящен. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

http://pravmir.ru/zachatevskij-monastyr/

Игумения Севского Троицкого девичьего монастыря Паисия (Память 30 июля). В Черниговской губернии, Новгородско-Северского наместничества, недалеко от самого города Чернигова, в одном зажиточном мещанском семействе от благочестивых христианских супругов родилась в 1740 году дочь Параскева (так во святом крещении была наречена будущая инокиня, в честь преподобной Параскевы пустынножительницы, 14 октября). Воспитанная в страхе Божием, юная отроковица прилежно училась русской грамоте и, читая жития святых, в семнадцатилетнем возрасте она испросила благословение своих родителей, и девицей посвятила себя на служение Богу под руководством честных стариц в Севском девичьем монастыре, и ни разу не отлучалась из него для посещения своих родителей. Наружный вид ее был столько же скромен, сколько приятен, и выражал во всех поступках ее благонравие. Сухость телесного сложения усвоилась ей от всегдашнего поста и внимания к своему делу. Она не заботилась о временном и суетном упражнении в делах житейских, но и не была беспечна. В монастыре ей дано было послушание читать и петь на клиросе, и она исполняла то и другое с большой охотой и всегдашним прилежанием, так что в непродолжительном времени была отличена тогдашней настоятельницей за примерное свое трудолюбие. Кроме таких отличных способностей, для всех было приятно ее целомудрие, за что она удостоена быть уставщицей на клиросе, и старшие сестры с любовью стали повиноваться ей, называя ее своей матушкой. Несмотря на ее молодость, многие добродетели казались в ней естественными, потому что главнейшая – смирение – облекала все дела ее самым приятным видом уважения к каждому, к кому она с чем-либо относилась. Иногда речь заходила о посте и разрешениях, и к ней, как уставщице, обращались с вопросами. В таких случаях она, обыкновенно, объясняла, что сказано в церковном уставе, и иногда говаривала: «поститься со смирением всегда хорошо. За разрешение самовольное Адам изгнан из рая. А мы, монахини, за малое воздержание надеемся получить рай. К тому же, брашно не оправдает нас пред Богом; но смирение и любовь соделают нас наследниками царства небесного». Кроме должности псаломщицы, или уставщицы, она исправляла должность ризничей и была любима при всех своих должностях. Достигши сорока лет, она сподобилась принять большой постриг – мантию. Пострижение над нею совершено было в Севском Троицком монастыре 13 мая 1779 года, когда наречена она Паисией. А по смерти настоятельницы монастыря игумении Евпраксии, она единогласно избрана на место ее и посвящена во игумении 26 апреля 1791 года преосвященным Аполлосом, епископом Севским и Брянским, в Севском Спасском монастыре, как местопребывании преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобные игумения Иулиания – †3мая 1393 и монахиня Евпраксия – †1394 Прославлены в лике преподобных для местного почитания в г. Москве и Московской епархии 16 мая 2001 г. Память празднуется 3/16 мая Преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия, в миру Ульяна и Иулия, происходили из знатного рода бояр Черниговских. Родителями их были благочестивые Феодор и Мария Бяконт, которым Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон-Елевферий (будущий святитель московский Алексий), и двух дочерей, из которых старшая Ульяна родилась в 1300 году, а младшая Иулия в 1302 году. Родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли о замужестве. Испросив благословения у матери и старшего брата, инока Алексия (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где приняли постриг – Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской (пам. 21 декабря ст. ст.), а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавенской (пам. 25 июля ст. ст.). Самостоятельных женских монастырей в Москве не было – обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать в Москве женскую обитель. Святитель Алексий дал благословение на устройство обители во имя преподобного Алексия, человека Божия, своего небесного покровителя. Недалеко от Кремля близ Москвы-реки находились владения, подаренные еще святителю Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище получило название Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище было уединенным, что вполне благоприятствовало устроению монастыря, находилось недалеко от Кремля, где жил великий князь и можно было найти защиту в случае нашествия неприятеля, и орошалось двумя реками: с одной стороны Остоженкой, а с другой – Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское, с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте, принадлежавшем святителю Алексию по праву митрополита Московского, благословением и иждивением его в 1360 году был основан первый женский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Карачевский Одрин мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Впервые в документах Одрин монастырь упоминается в государственной грамоте, составленной дочерью литовского князя Ольгерда инокиней Евпраксией, которая была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни. В 1697 году Святейший Патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря. Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем-игуменом Варнавой (1705-1720 гг.). За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности, каменный храм в честь иконы Божией Матери " Знамение " со звонницей и Николаевский соборный храм (вместо бывшей деревянной церкви). Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Однако в 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.). До своего настоятельства Старец Серапион подвизался в Бело-Бережской Пустыни под руководством известных учеников Преподобного Старца Паисия Величковскрго, таких как Клеопа, Феодор и Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери " Споручница грешных " . Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосии, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.

http://sobory.ru/article/?object=07562

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Евфросиниевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1128 и 1156. Архитектор:Иоанн Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.504099, 28.7808 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенская церковь, возведенная в XII веке, – единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X – первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее житие преподобной Евфросинии, на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Не раз на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Рассказав преподобной Евфросинии об откровении Божием, Иоанн получил от нее благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут в короткий срок – всего за тридцать недель. Как начало, так и окончание строительства церкви ознаменовалось чудом. По молитве преподобной в одну ночь был восполнен недостаток в кирпичах, необходимых для завершения постройки храма: «поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли». Точная дата возведения храма и создания его росписи неизвестна. Она определяется лишь по косвенным данным. Судя по надписи на древнем Евфросиниевском Кресте, он был положен в Спасо-Преображенской церкви в 1161 году, следовательно к тому времени храм уже был построен и освящен. Относительно времени возведения Спасского храма существуют разные мнения. По одной из наиболее распространенных версий, высказанной историком архитектуры И.М. Хозеровым, это произошло между 1143 и 1161 годами. Архитектура Спасского храма соединяет в себе несколько направлений, в которых можно увидеть влияние различных архитектурных школ. Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведет узкая внутристенная лестница. По обе стороны хор находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них (юго-западной) пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния, в другой (северо-западной) молилась одна из родственниц святой – монахиня Евдокия (родная сестра) или монахиня Евпраксия (двоюродная сестра). Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы, один из которых (юго-западный) перекрыт небольшим куполом, а другой (северо-западный) – цилиндрическим сводом.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Птички преподобного Сергия 635 лет московскому Богородице-Рождественскому монастырю Наталья Крушевская Источник: Московский Сретенский монастырь Праздник Рождества Божией Матери – престольный для старинного собора в самом центре российской столицы и особо значимый для женского ставропигиального Богородице-Рождественского монастыря, который москвичи чаще зовут просто Рождественским. Возможно, по названию улицы Рождественка, на которой он расположен. Хотя сама улица, понятно, получила имя благодаря монастырю. Древняя обитель уже более шести столетий вписана в судьбу нашего города и нашей страны. Сейчас отреставрированные строения радуют глаз, а неспешные богослужения и стройное негромкое монастырское пение утешают душу. И ничто не напоминает о том, как выглядело святое место еще четверть века назад. Вид обители. Угол Рождественского бульвара и улицы Рождественка. Фотография 1880-х гг      Монастырская история насчитывает более шести веков. Она начинается с легендарной Куликовской битвы: основала обитель в 1386 году княгиня Мария Андреевна Серпуховская (в схиме Марфа), мать сражавшегося на поле Куликовом князя Владимира Храброго, по благословению своего духовника – преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал обители строгий общежительный устав и стал духовным наставником первых ее насельниц – вдов, матерей и сирот погибших в битве воинов. Монастырю покровительствовали великие князья, цари, представители именитых родов, начиная со святого благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии Московской. В создании обители участвовала и супруга князя Владимира Храброго Елена Ольгердовна (в монашестве Евпраксия), взяв на себя после смерти свекрови все заботы о монастыре. Здесь приняла постриг супруга Василия III княгиня Соломония Сабурова, будущая святая – преподобная София Суздальская, – сейчас в монастыре есть ее икона с частицей мощей. Еще при основательнице обители началась постройка собора Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранилось точных сведений, деревянного или каменного).

http://pravoslavie.ru/141904.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010